12 крестьянские фермерские хозяйства как юридические лица. Чем отличается ип от ип кфх

В каждый конкретный момент истории новейшего времени все хозяйствующие субъекты имели конкретно-определённый правовой статус. Заколдованными или засекреченными оставались крестьянские (фермерские) хозяйства. Если кому-то эти слова покажутся ироничными или совсем смешными, то этот человек никогда не вникал в суть правового статуса данного образования.

Краткий экскурс в историю (примечательно, что речь пойдёт лишь о ранее принятых актах, но действующих и сегодня) позволит увидеть суть вопроса.

П. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определил крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица , который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Следующая редакция данной нормы несколько изменила дефиницию, но с неизменной сутью крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц , осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Так определялось рассматриваемое хозяйство до 17 июня 2003 года.

В обоих редакциях речь идёт о самостоятельном хозяйствующем субъекте, то есть, отличном от его субстрата, обособленном в обороте. Представим себе самый простой вариант, вытекающий из понятия, предложенного законодателем: отдельным гражданином представлен самостоятельный (другой, независимый от того же гражданина) хозяйствующий субъект, с правами юридического лица. Такое понятие, предложенное законодателем в 1990 году, можно понять, так как настоящими юридическими лицами признавались лишь социалистические предприятия, учреждения, организации и активно создаваемые кооперативы.

За это время чёткое понятие юридического лица было предложено рядом актов, последним из которых явился Гражданский кодекс РФ, Часть первая (п. 1 ст. 48). Теперь, с 8 декабря 1994 г. (дата вступления в силу главы 4 Кодекса) не имел права на жизнь фразеологизм «с правами юридического лица», так как лица могли быть юридическими и физическими. И при кодификации законодатель не нашёл должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Получилось, что основными нормами о хозяйстве стали правила об имуществе, принадлежащем его членам по общему правилу на праве общей совместной собственности (ст.ст. 257 - 259 ГК РФ). Напротив, служебную роль заняли нормы о правовом статусе хозяйства. В частности, п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Хорошо, хоть о правах юридического лица более не упоминается. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели.

Соответственно, с начала 1995 года крестьянские (фермерские) хозяйства стали регистрироваться в новом статусе. Ранее зарегистрированным хозяйствам было предоставлено право приведения правового статуса в соответствие с новыми нормами. Какие-либо сроки не были установлены.

Стало понятно лишь одно: вновь создаваемые хозяйства - некое договорное объединение, порождающее по общему правилу право общей совместной собственности на имущество (как супруги), регистрируемое в качестве хозяйства, а его главе автоматически присваивается статус индивидуального предпринимателя. Позднее в Постановлении Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 будет изложено обратное требование, но абсолютно логичное: государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, никакой регистрации хозяйства нет, это простая регистрация индивидуального предпринимателя, с выдачей особого свидетельства, где есть слова «глава крестьянского (фермерского) хозяйства», а глава с членами заключает договор.

17 июня 2003 года вступил в силу новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который признал утратившим силу прежний Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Новый Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Далее, на основании положений ГК РФ, уточняется: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. И снова «хозяйство», но без образования организации.

Пожалуй, пришло время окончить период существования совершенно разнородных по правовой природе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для этого в п. 3 ст. 23 ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрели, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Но на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы нового законодательства по общему правилу уже распространялись с 2003 года.

Достичь поставленной цели до указанного срока не удалось. Законодатель вынужден был продлить данный срок до 1 января 2013 года (Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 239-ФЗ). В период 2010 - 2012 годов осуществлялась наиболее активная работа по совершенствованию гражданского законодательства России. Конечно, эта деятельность не могла обойти стороной статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

Неизбежное ближайшее будущее

30 декабря 2012 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Именно в нём решена судьба рассматриваемого нами правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.

Теперь законодатель нашёл место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Более того, Кодекс обогатился статьёй 86.1 в параграфе 2 главы 4 «Хозяйственные товарищества и общества», заняв промежуточное положение между ними. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратит силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который довольно успешно работал в практике почти 10 лет. Учитывая последний фактор, законодатель пришёл к парадоксальному выводу. В частности, статья 23 ГК РФ дополнена пунктом 5, признающим основные в настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства - как договорные объединения граждан. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Предыдущий абзац предрешает ответ на вопрос о правовой судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя: они продолжают существовать в своём статусе .

Кроме того, почти в такой форме допускается и создание К(Ф)Х - как договорного объединения граждан на основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор - соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства , заключенное в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. А главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Теперь законодатель позволил подвести черту: такое «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Итак, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может быть облечено в форму юридического лица по решению его участников.

Такое юридическое лицо определено законодателем как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Законодатель в очередной раз осторожно отнёсся к правовой природе рассматриваемых хозяйств, расположив нормы о них между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами, имеющими значительные отличия.

Юридические лица названной группы являются собственниками внесённого его членами имущества. Какие-либо особенности для крестьянских (фермерских) хозяйств не устанавливаются.

Примечательно, что гражданин может участвовать одновременно в нескольких хозяйствах первого уровня (договорных); а в юридическом лице - только в одном, что аналогично требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличием, что к члену К(Ф)Х не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Последнее не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Видимо, действительно, законодатель включил промежуточную (между обществами и товариществами) модель коммерческой организации. А ответственность строится как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность (без указания на возможность её ограничения как в обществах с дополнительной ответственностью) по обязательствам хозяйства несут его члены.

В «статусных» нормах статьи 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Иные особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются федеральным законом. Полагаю, что плодить количественно законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве нет смысла, а более детальные правила составят комплекс изменений в действующий ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно будут нормы как о договорных хозяйствах первого уровня, так и о юридических лицах.

Правовая судьба созданных ранее крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц

Остался лишь один вопрос - о судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных ранее и действующих в виде юридических лиц. Напомню, что они должны были привести свой статус в соответствие с ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сначала до 1 января 2010 года, затем - до 1 января 2013 г.

Небывалое внимание законодателя проявлено к ним в декабре ушедшего 2012 года. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"» названный в предыдущем абзаце срок продлён до 1 января 2021 г.

Через неделю после принятия этого Закона принимается Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым новые правила подлежат применению к ранее созданным К(Ф)Х - юридическим лицам и их последующая перерегистрация не требуется.

Люди, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, рано или поздно начинают задаваться вопросом, как дальше развивать свое дело, при этом оформив его в соответствии с законом. Зачастую наиболее популярными оказываются две формы – ИП и КФХ. Немногие могут похвастаться знаниями о том, чем одно понятие отличается от другого. Однако при выборе и оформлении статуса необходимо разобраться в тонкостях и выяснить, что лучше – ИП или КФХ.

ИП – индивидуальный предприниматель – физическое лицо, которому предоставляется право осуществлять коммерческую деятельность.

Преимущества ИП

К достоинствам формы индивидуального предпринимательства относятся следующие моменты:

  • более простая система регистрации и прекращения деятельности;
  • ведение бухгалтерского учета и сдачи отчетности не является обязательными;
  • некоторые административные штрафы значительно ниже;
  • для регистрации не нужен юридический адрес;
  • затраты на регистрацию минимальны;
  • прибыль – собственность предпринимателя;
  • широкий выбор систем налогообложения.

Недостатки ИП

Теперь рассмотрим минусы:

  • ответ по обязательствам всем принадлежащим имуществом;
  • необходимость платить страховые взносы даже при отсутствии деятельности;
  • некоторые виды деятельности для ИП находятся под запретом;
  • ограничения в плане привлечения финансирования;
  • отсутствие возможности продажи бизнеса.

Что такое КФХ

КФХ – крестьянское (фермерское) хозяйство – это группа лиц, имеющих друг с другом родственную связь. Это дает им возможность совместно реализовывать сельскохозяйственную деятельность. Учредителем КФХ считается одно физическое лицо, остальные состоят в договорных отношениях, однако все они имеют равные права.

Преимущества КФХ

В числе сильных сторон такой формы организации бизнеса:

  • наличие льгот при регистрации и начислении налогов;
  • наличие государственных программ поддержки бизнеса;
  • широкий выбор видов деятельности: садоводство, цветоводство, виноградарство, животноводство, птицеводство, пчеловодство и другие;
  • хороший вариант для семейного бизнеса.

Недостатки КФХ

К уязвимым моментам относятся:

  • значительные затраты на создание бизнеса (земля и спецтехника);
  • отсутствие возможности отложить исполнение своих обязанностей на некоторое время;
  • вероятность того, что дело не сразу принесет доход;
  • не всегда есть возможность продать продукцию по выгодной цене;
  • успех бизнеса зависит еще и от природных факторов.

Особенности регистрации ИП

Регистрация ИП происходит по месту жительства физлица. Альтернативный вариант – оформление в налоговой службе с учетом временной прописки. В случае одобрения все данные вносятся в общий реестр ИП.

Вот какие этапы проходит будущий предприниматель для регистрации своего дела:

  1. Подготовка необходимого набора сведений (вид деятельности и код ОКВЭД) и документов (копия паспорта, заявление о регистрации в качестве ИП, квитанция, которая подтверждает уплату госпошлины).
  2. Подача бумаг в регистрирующий орган.
  3. В случае успеха – получение листа записи ЕГРИП.
  4. Постановка ИП на учет в госфонды внебюджетного типа.
  5. Получение кодов государственной статистики.
  6. Изготовление печати (при необходимости).

Необходимые документы

В налоговую инспекцию понадобится подать:

  • заявление о государственной регистрации физлица как ИП;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения;
  • копию паспорта.

Особенности регистрации КФХ

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства происходит в налоговых органах по месту жительства. Обычно там же и организовывается деятельность.

Зарегистрировать КФХ может и совершеннолетний дееспособный гражданин, у которого нет гражданства или чье гражданство не российское.

Деятельность КФХ не должна быть привязана к определенному месту. Поэтому идей относительно вариантов бизнеса множество.

Необходимые документы для регистрации КФХ

Список документов включает:

  • заявление о регистрации;
  • соглашение о создании КФХ (нужно лишь в том случае, если количество участников хозяйства больше одного человека);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • заявление о переходе на налоговый спецрежим;
  • копия паспорта главы хозяйства;
  • копии документов, которые подтверждают наличие родственных связей между членами хозяйства;
  • список выбранных кодов ОКВЭД.

Количество членов и связанные с ним правила

Членами КФХ могут быть супруги, дети, братья или сестры, отцы и матери и даже более дальние родственники, которые достигли возраста шестнадцати лет; количество состоящих в родстве членов хозяйства законом не ограничено. Но: в одном хозяйстве может быть не более трех семей.

В КФХ можно принимать даже тех людей, с которыми у его членов нет родственных связей, однако их должно быть не больше пяти.

Кто может создать КФХ

Создать КФХ можно с параллельным присвоением статуса юридического лица или без него (на данный момент только так), как ИП или ЛПХ.

Юридическое лицо КФХ

В новой редакции ФЗ «О КФХ» от 11.06.2003 N 74-Ф3 не предусмотрена возможность регистрации хозяйства со статусом юридического лица. Однако крестьянское хозяйство, которое приобрело статус юридического в соответствии с аналогичным законом 1990 года, сохраняет его до 1 января 2021 года.

Оформление КФХ без создания юридического лица проходит в налоговой по месту прописки (в том числе временной) его главы. При данной регистрации действуют те же правила, что и при аналогичной процедуре для ИП. Регистрацию должны провести не более чем за пять рабочих дней.

ИП – глава КФХ

В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ глава КФХ может называться индивидуальным предпринимателем. В таком случае он выступает в качестве и предпринимателя, и представителя хозяйства, который действует от всех его членов. Это обязывает его сдавать документацию в органы контроля по обеим статусам.

Примечательно, что некоторые источники отрицают возможность регистрации КФХ при действующем статусе ИП. Но полагаться нужно исключительно на закон, который часто обновляется, и это тоже необходимо учитывать.

ЛПХ или КФХ

ЛПХ – личное подсобное хозяйство; это форма непредпринимательской хозяйственной деятельности, которую может осуществлять любой желающий при наличии у него приусадебного участка. ЛПХ не требует регистрации на государственном уровне, не предусматривает членства, освобождается от уплаты налогов и ведения отчетности.

Граждане могут начинать работать в данном статусе сразу после регистрации прав на земельный участок, который предоставляется для ЛПХ. Следует отметить, что эта форма предназначена для удовлетворения личных потребностей тех, кто ведет хозяйство. То есть она не направлена на извлечение прибыли.

Отсюда – множество минусов ЛПХ. К примеру, наличие ограничения по допустимой площади земельного участка, который предоставляется в пользование. К тому же на развитие этого дела не дадут много заемных денег и на него невозможно оформить декларации или сертификаты о соответствии, что значительно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это связано с тем, что ЛПХ ведет не фермер-предприниматель, а физическое лицо – самостоятельно или же совместно с членами семьи – и изготавливает продукцию не ради продажи, а для собственного потребления.

КФХ – это выбор того фермера, который планирует развивать свой бизнес. Глава КФХ ИП располагает весомыми преимуществами перед ЛПХ:

  • более 2,5 га земли для законного использования;
  • получение господдержки в больших объемах;
  • возможность официального сотрудничества по сбыту продукции со многими категориями покупателей;
  • получение больших сумм заемных средств от банков;
  • возможность создавать новые рабочие места и привлекать работников на законных основаниях;
  • наличие льгот по налогам.

Осуществление выбора между ЛПХ и КФХ основывается на определении цели создания хозяйства.

Бухгалтерия КФХ

КФХ, как и остальные виды хозяйственной деятельности, требует осуществления учета. Это нужно делать так, чтобы контролирующим органам предоставлялась необходимая информация относительно имущественного состояния, расходов, доходов и финансовых результатов фермеров. Однако в данном случае ситуация усложняется из-за неопределенности правового статуса хозяйства. Поэтому организация бухгалтерского учета в КФХ связана с его организационной формой, а также структурой управления и размером производства. Этот момент нужно уточнять.

Для обеспечения точной бухгалтерии в КФХ можно привлечь специалиста-бухгалтера, который может выступать как главный бухгалтер, внештатный сотрудник, полноценный сотрудник хозяйства.

Все отчеты может делать также и руководитель КФХ.

Как правило, говорится о необходимости ведения главой КФХ учета по материалам и товарам в соответствии с типом организации сельского хозяйства, животных и птицы, затрат по содержанию и эксплуатации техники, на ремонты и обслуживание, аренду, расходов и доходов и т.д. Также нужно формировать стандартные бухгалтерские отчеты по реализации продукции.

Налоговые льготы КФХ

Налоговые льготы для представителей КФХ указаны в ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ. Согласно этому закону, налогообложение НДФЛ не распространяется на:

  • доходы членов КФХ, полученные от реализации произведенной продукции, на протяжении первых пяти лет;
  • суммы, которые были получены как гранты на создание или развитие КФХ;
  • субсидии, которые были предоставлены главам КФХ из бюджетной системы страны.

Государственная поддержка КФХ

Государство оказывает поддержку в создании и развитии системы кредитования производителей сельскохозяйственных товаров, обеспечивает равные права в доступе к получению кредитов на развитие бизнеса.

Государство оказывает имущественную поддержку КФХ на основании федерального закона, регулирующего развитие предпринимательства малого типа: хозяйство может получить в пользование государственное или муниципальное имущество в виде участков земли, строений, зданий, нежилых помещений, оборудования, транспортных средств, спецтехники и т. д. Помощь может предоставляться на разных условиях: безвозмездно, возмездно или в качестве льгот.

Предприниматели с опытом считают важными такие моменты в создании собственного сельскохозяйственного бизнеса:

  1. Лучше приобрести собственный участок земли, даже если он будет вдалеке от дома. Это – дополнительная мера безопасности.
  2. Если капитал небольшой, то дело лучше начать с овощеводства. Спустя несколько лет эта сфера принесет ощутимый доход.
  3. При наличии значительного стартового капитала лучше начать бизнес с разведения животных. Свиноводство – один из наиболее прибыльных вариантов.
  4. Нужно использовать дополнительную рабочую силу, так как в одиночку справиться с имеющимся объемом работы обычно тяжело. Наемные работники – отличный вариант.
  5. Реализовывать производимую продукцию необходимо правильно и в полном объеме: нужно заключать договоры с оптовыми покупателями, рынками и супермаркетами.

Сравниваем ИП и КФХ

Чтобы подытожить все вышеизложенное и ответить на главный вопрос, заявленный в теме, будет полезна таблица отличий: что лучше, КФХ или ИП, можно решить, рассмотрев сопоставленные в ней характеристики.

В последнее время проявляется тенденция регистрации предпринимателями КФХ вместо ИП. Особенно это актуально для тех областей, в которых власти активно осуществляют меры по развитию сельскохозяйственной сферы. Это, к примеру, Воронежский и Ростовский регионы.

Таким образом, выбор между КФХ и ИП лежит непосредственно на том, кто планирует открыть собственный бизнес. А будущему предпринимателю нужно исходить из собственных задач и целей.

Госуслуги в деталях – как зарегистрировать ИП и фермерское хозяйство: Видео

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства.

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Глава 5. Члены фермерского хозяйства

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. Заключительные и переходные положения

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I "Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

  • Вопрос 6. Ограничение дееспособности гражданина. Признание гражданина недееспособным. Опека. Попечительство.
  • Вопрос 7. Признание гражданина безвестно отсутствующим и последствия явки такого гражданина. Объявление гражданина умершим и последствия явки такого гражданина.
  • Вопрос 8. Место жительства гражданина, место нахождения юридического лица и их юридическое значение.
  • Вопрос 9. Банкротство гражданина.
  • Вопрос 10. Понятие и признаки юридического лица. Теории юридических лиц. Классификации юридических лиц.
  • Вопрос 11. Учредительные документы юридических лиц. Государственная регистрация. Правоспособность юридического лица. Лицензирование его деятельности. Органы и представители юридического лица.
  • Вопрос 12. Реорганизация юридических лиц
  • Вопрос 13. Ликвидация юридических лиц (кроме банкротства).
  • Вопрос 14. Банкротство юридических лиц
  • Вопрос 15. Гражданско-правовой статус полного товарищества и товарищества на вере. Крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.
  • 1.Полное товарищество (объединение лиц)
  • Вопрос 16. Гражданско-правовой статус акционерного общества
  • Вопрос 17. Гражданско-правовой статус общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного партнерства.
  • 1.Полное товарищество (объединение лиц)
  • Вопрос 18. Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий
  • Вопрос 19. Гражданско-правовой статус автономных некоммерческих организаций, государственных корпораций, государственных компаний
  • Вопрос 20. Гражданско-правовой статус учреждения, фонда, религиозной организации, ассоциации (союза)
  • Вопрос 21. Гражданско-правовой статус производственного и потребительского кооператива
  • Вопрос 22. Участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте.
  • Вопрос 23. Понятие «имущество» в гражданском праве. Предприятие, деньги, валютные ценности как объекты гражданских прав.
  • Вопрос 24. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей и ее правовое значение.
  • Вопрос 25. Документарные и бездокументарные ценные бумаги: понятие, квалифицирующие признаки, виды, способы передачи, исполнение по ним. Акции, облигации, вексель.
  • Вопрос 26. Результаты работ, оказание услуг, интеллектуальная собственность, нематериальные блага как объекты гражданских прав. Защита нематериальных благ.
  • Вопрос 27. Сделки: понятие, виды, условия действительности. Форма сделок и последствия ее несоблюдения.
  • Вопрос 28. Мелкая бытовая сделка. Крупная сделка хозяйственного общества. Сделки, совершенные под условием.
  • Вопрос 29. Ничтожные сделки: понятие, виды, последствия совершения.
  • Вопрос 30. Оспоримые сделки: понятие, виды, последствия совершения.
  • Вопрос 31. Порядок принятия решений собраний. Оспоримость и ничтожность решений собраний.
  • Вопрос 32. Представительство: понятие, виды, субъекты. Понятие полномочия. Представительство без полномочий. Коммерческое представительство.
  • Вопрос 33. Доверенность.
  • Вопрос 34. Сроки в гражданском праве: понятие, виды, порядок исчисления.
  • Вопрос 35. Понятие, виды сроков исковой давности. Начало и окончание течения срока исковой давности. Перерыв, восстановление срока, приостановление течения срока исковой давности.
  • Вопрос 36. Последствия истечения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
  • Вопрос 37. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом: понятие, формы, последствия.
  • Вопрос 38. Порядок и способы защиты гражданских прав.
  • Вопрос 39. Понятие и содержание права собственности.
  • Вопрос 40. Основания возникновения и прекращения права собственности: понятие, классификации.
  • Вопрос 41. Переработка вещи, приобретательная давность, самовольная постройка как способы приобретения права собственности.
  • Вопрос 42. Возникновение права собственности на находку, клад, бесхозяйное недвижимое имущество.
  • Вопрос 43. Гражданско-правовые аспекты приватизации государственного и муниципального имущества (кроме жилых помещений).
  • 2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
  • Вопрос 44. Приватизация жилого помещения.
  • Вопрос 45. Реквизиция. Конфискация. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника.
  • Вопрос 46. Отказ от права собственности. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Выкуп земельного участка для государственных нужд.
  • Вопрос 47. Право частной собственности гражданина. Особенности правового режима собственности на земельные участки и жилые помещения.
  • Вопрос 48. Право частной собственности коммерческих организаций: основания возникновения, фонды, последствия ликвидации коммерческих организаций.
  • Вопрос 49. Право государственной и муниципальной собственности.
  • Вопрос 50. Право общей долевой собственности.
  • Вопрос 51. Право общей совместной собственности.
  • Вопрос 52. Право собственности супругов.
  • Вопрос 53. Право собственности членов крестьянского хозяйства. Право собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
  • Вопрос 55. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления.
  • Вопрос 56. Виндикационный иск. Негаторный иск. Защита прав титульного владельца.
  • Вопрос 57. Понятие обязательства. Субъекты обязательства. Множественность лиц в обязательстве. Обязательство в пользу третьего лица.
  • Вопрос 58. Перемена лиц в обязательстве.
  • Вопрос 59. Понятие денежного обязательства. Ответственность за его неисполнение.
  • Вопрос 60. Исполнение обязательств: понятие и принципы. Предмет, способ, валюта, место и срок исполнения обязательства.
  • Вопрос 61. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств. Виды неустойки.
  • Вопрос 62. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств.
  • Вопрос 63. Особенности залога недвижимого имущества.
  • 2. Ипотека в силу договора (договорная ипотека) - ипотека, возникающая на основании договора об ипотеке (залоге недвижимости).
  • Вопрос 64. Особенности залога вещей в ломбарде и залога товаров в обороте. Последующий залог.
  • Вопрос 65. Поручительство.
  • Вопрос 66. Банковская гарантия.
  • Вопрос 67. Удержание и задаток как способы обеспечения исполнения обязательств.
  • Вопрос 68. Гражданско-правовая ответственность: понятие, значение, виды.
  • Вопрос 69. Условия наступления гражданской ответственности. Условия, освобождающие от ответственности. Просрочка должника. Просрочка кредитора.
  • Вопрос 70. Прекращение обязательств по воле и независимо от воли сторон.
  • Вопрос 71. Договор: понятие, признаки. Понятие свободы договора. Соотношение договора и закона. Действие договора.
  • Вопрос 72. Существенные и иные условия договора. Толкование договора.
  • Вопрос 73. Предварительный договор. Рамочный договор. Договор присоединения. Публичный договор.
  • Вопрос 74. Заключение договора.
  • Вопрос 75. Особенности заключения договора на торгах.
  • Вопрос 76. Изменение и расторжение договора.
  • Вопрос 15. Гражданско-правовой статус полного товарищества и товарищества на вере. Крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо.

    В п.1 ст.68 ГК РФ дается определение хозяйственного товарищества (далее – ХТ) Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли участников складочным капиталом . Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

    Правовое положение хозяйственных товариществ права и обязанности его участников определяются ГК РФ. Специального закона регулирующего деятельность ХТ на сегодняшний день нет.

    Существует две формы ХТ:

    1.Полное товарищество (объединение лиц)

    2.товарищество на вере (коммандитное товариществ – объединение капиталов) п.3. ст. 66 ГК РФ

    Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, вкладчиками же в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица (п.4 ст.66 ГК РФ).

    Хозяйственные товарищества могут быть (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

    Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

    Полное товарищество . Полным признается такое хозяйственное товарищество, участники которого, во-первых, осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и, во-вторых, субсидиарно несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК). Если же у участника полного товарищества отсутствует личное имущество, в связи с чем кредиторы для покрытия его личных долгов обращают взыскание на его долю в складочном капитале товарищества, его участие в полном товариществе прекращается (ст. 80 ГК). Несмотря на наличие индивидуальной имущественной ответственности участников по долгам такого объединения, в русском гражданском праве оно традиционно признавалось юридическим лицом. В этом качестве оно принципиально отличается от простого товарищества, которое является договором о совместной деятельности (ст. 1041 ГК).

    Ответственность полных товарищей по долгам товарищества личным имуществом делает излишним предъявление каких-либо особых требований к складочному капиталу товарищества, ибо важнейшей гарантией погашения возможных долгов становится имущество каждого из товарищей. Поэтому закон не требует наличия у товарищества обязательного минимума имущества, хотя определенный складочный капитал у него должен быть и фактически всегда имеется. Кроме того, ответственность полных товарищей объясняет указание в фирменном наименовании полного товарищества имен (или фирменных наименований) его участников (п. 3 ст. 69 ГК).

    Полное товарищество создается на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми его участниками (выражающими тем самым свою волю на создание товарищества и на свое участие в нем). С момента государственной регистрации этого договора товарищество возникает как юридическое лицо.

    Ведение дел полного товарищества может осуществляться как традиционным способом - каждым из его участников, так и по их воле, прямо выраженной в учредительном договоре, всеми участниками совместно (т.е. по их обязательному согласию на совершение каждой сделки товарищества) либо одним или несколькими отдельными, наиболее опытными участниками (п. 1 ст. 72 ГК). В последнем случае остальные участники товарищества при необходимости совершения сделок от его имени должны получить доверенность от таких ответственных за ведение общих дел товарищей. Вместе с тем контрагенты товарищества не обязаны знать о возможных ограничениях правомочий отдельных участников товарищества. При заключении сделки им достаточно удостовериться в том, что они имеют дело с одним из полных товарищей, предполагая, что он вправе действовать от имени товарищества. Поэтому сделки, заключенные от имени товарищества любым его участником, будут действительными, если только само товарищество не сможет доказать, что контрагент по сделке знал или должен был знать об отсутствии правомочий у конкретного участника.

    Изменение состава участников влечет прекращение деятельности товарищества (ч. 2 ст. 81 ГК). Однако этого может и не произойти, если учредительным договором или соглашением остающихся участников товарищества предусмотрено продолжение его деятельности и в данной ситуации (п. 1 ст. 76 ГК).

    Товарищество на вере представляет собой такое объединение лиц, в котором одни участники осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и при этом солидарно отвечают своим личным имуществом по его долгам, т.е. являются полными товарищами (и составляют полное товарищество внутри коммандитного), в то время как другие лишь вносят вклады в имущество товарищества, не участвуя непосредственно в его предпринимательской деятельности, и несут только риск их утраты (вкладчики, коммандитисты) (п. 1 ст. 82 ГК). Две категории участников: полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Включение в фирменное наименование коммандиты имени (наименования) вкладчика автоматически ведет к превращению его в полного товарища и, следовательно, к его неограниченной солидарной ответственности по долгам товарищества (п. 4 ст. 82 ГК). Ведь указание имени участника в фирменном наименовании товарищества всегда служит важным ориентиром для потенциальных кредиторов.

    По тем же причинам, что и в полном товариществе, единственным учредительным документом коммандиты остается учредительный договор, подписываемый всеми полными товарищами, и только ими (п. 1 ст. 83 ГК).

    Крестьянское (фермерское) хозяйство . КФХ может быть образовано как без юрлица, так и являться юрлицом . В сельском хозяйстве предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в форме ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Если в деятельности хозяйства участвуют трудоспособные члены его семьи, другие родственники и иные лица, то они предпринимателями не являются. В качестве предпринимателя выступает только глава крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК). Ст. 257 ГК устанавливает режим общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства если законом или договором между членами хозяйства не определено иное.

    Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство (ст. 86.1).

    Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации .

    Крестьянское (фермерское) хозяйство как юрлицо основывается на членских отношениях (объединение вкладов членов КФХ). Членами КФХ являются как родственники каждого из супругов (члены семьи), количество которых не ограничено, так и не родственники, количество которых не должно превышать 5 человек. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

    Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, образованное вкладами членов, принадлежит ему на праве собственности.

    При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

    Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

    Фермерские хозяйства могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

    "


    Поделиться