Свое наименование содержащее указание на

1.Закон требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее его среди прочих организаций. Указание на его организационно-правовую форму сразу же дает знать участникам оборота об основных признаках организации - является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д. Законы об отдельных видах юридических лиц, включая и нормы самого ГК, требуют включения дополнительных сведений в наименования юридических лиц соответствующего вида (см., например, п.3 ст.69, п.4 ст.82, п.2 ст.87, п.2 ст.96, п.3 ст.107, п.3 ст.113, п.3 ст.115, п.3 ст.116, п.4 ст.118, п.5 ст.121). Обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью.
ГК не запрещает учредителям включать в наименование юридического лица сведения, не предусмотренные законом, различные аббревиатуры и т.п. При этом, однако, действуют определенные ограничения. Так, Закон о биржах запрещает включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям этого Закона, термины "биржа" или "товарная биржа" в любом словосочетании. Аналогичное правило применительно к термину "банк" содержит Закон о банках. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. (Ведомости РФ, 1992, N 10, ст.470) наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях любых организаций и структур, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства РФ и в соответствии с принятыми законодательными актами.

2.П.4 коммент. статьи содержит специальные правила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации. Оно подлежит специальной регистрации согласно закону и иным правовым актам, которые должны определить и порядок пользования фирменным наименованием. Однако пока такого закона нет, фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов (п.3 данной статьи и п.2 ст.52), как и у прочих, некоммерческих юридических лиц.
С момента регистрации у коммерческой организации возникает то исключительное право на фирму (фирменное наименование), о котором говорит абз.2 п.4 данной статьи. Только правообладатель вправе использовать фирменное наименование на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным не запрещенным законом способом.
Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя и являясь объектом исключительного права, может быть использовано только с согласия правообладателя (ч.2 ст.138). Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный ст.1027 ГК. Указанные в п.4 последствия нарушения исключительного права на фирму конкретизируют общие правила о защите гражданских прав, установленные ст.12 ГК. Закон о конкуренции признает самовольное использование чужого фирменного наименования недобросовестной конкуренцией. Россия является участником Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г., согласно ст.8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах-участниках без обязательной подачи заявок или регистрации.

3. Наименование некоммерческого юридического лица и его регистрация не создают, в отличие от фирменного наименования, исключительного права его носителя; на него не распространяется действие п.4 данной статьи. Но ст.152, обеспечивающая любому юридическому лицу защиту его деловой репутации (доброго имени), включая и возмещение причиненных убытков, создает возможность косвенной защиты и наименования.
Конечно, распространение сведений, подрывающих деловую репутацию, и использование чужого имени или наименования - не одно и то же, но и само использование чужого наименования может при определенных условиях подрывать деловую репутацию его законного носителя. Заслуживающие уважения и защиты интересы и репутация некоммерческой общественной, культурной, профессиональной, политической организации могут быть существенно умалены самим фактом выступления какого-то другого под тем же наименованием. Неясно, почему в этом вопросе проведено столь существенное различие между коммерческими и некоммерческими организациями. Не исключено, что судебная практика подвергнет правила о защите фирменного наименования расширительному толкованию.

4.Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется решение многих вопросов, например место исполнения обязательства, в котором участвует юридическое лицо (ст.316), подсудность споров, место уплаты налогов и т.д. Важно иметь в виду диспозитивный характер нормы п.2 коммент. статьи и возможность определения места нахождения юридического лица его учредительными документами, но только в тех случаях, когда это специально допускается законом (или обязательным для России международным договором).
Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 со ссылкой на ст.8 Вводного закона, согласно которой до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации, дало следующее разъяснение: "При разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов" (так определялось место нахождения юридического лица ст.30 ГК 1964, признанной утратившей силу ст.2 Вводного закона).

5.Формально неотмененное Положение о фирме 1927 года фактически утратило силу, поскольку его содержание перекрыто нормами ГК.

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных "законом" случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в "порядке", установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений "(статья 165.1)", доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими "законами". Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами "раздела VII" настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.

Положения статьи 54 ГК РФ используются в следующих статьях:
  • Вклады в пользу третьих лиц
    Указание имени гражданина (статья 19) или наименования юридического лица (статья 54), в пользу которого вносится вклад, является существенным условием соответствующего договора банковского вклада.
  • Сберегательная книжка
    В сберегательной книжке должны быть указаны и удостоверены банком наименование и место нахождения банка (статья 54), а если вклад внесен в филиал, также его соответствующего филиала, номер счета по вкладу, а также все суммы денежных средств, зачисленных на счет, все суммы денежных средств, списанных со счета, и остаток денежных средств на счете на момент предъявления сберегательной книжки в банк.

1. Наименование юридического лица включает в себя две основных составляющих: указание на организационно-правовую форму организации и собственно ее наименование. Отсутствие указания на организационно-правовую форму юридического лица является основанием для отказа в его государственной регистрации. Наименование юридического лица должно быть индивидуальным, неповторимым, позволяющим безошибочно определить юридическое лицо, к которому оно относится. Наименование юридического лица не рассматривается в качестве объекта интеллектуальной собственности, в связи с чем не получает достаточной защиты как со стороны закона, так и со стороны органов судебной власти.

Одним из обязательных требований к наименованию юридического лица, которое зачастую не соблюдается на практике, является указание на характер деятельности данного субъекта. Указанный факт позволит определить круг потенциальных клиентов и сферу деятельности на рынке аналогичных товаров, работ или услуг. Указание на вид деятельности отражается только при наличии специального указания закона, например, в отношении аудиторских фирм. Все прочие юридические лица данное требование не соблюдают.

Принципиальное значение имеет нормативное закрепление в комментируемой статье порядка использования в наименовании юридического лица официальных наименований, а также указаний на органы государственной власти. На практике подобные указания нередко используются юридическими лицами с нарушением действующего законодательства, способствуя тем самым введению контрагентов в заблуждение, ведь указание на органы государственной власти свидетельствует о связи юридического лица с государством.

При определении наименования юридического лица запрещено использование наименования "Россия" или производных от него, а также указание наименований органов государственной власти. Указание на принадлежность субъекта государству или взаимосвязь его с органом власти допускается лишь на основании специального разрешения, выдаваемого уполномоченным субъектом. Указание "РФ (Россия)" допускается лишь при соблюдении субъектом следующих условий:

Организация осуществляет деятельность в более чем половине субъектов РФ, например, имеет филиалы и представительства;

Организация является крупнейшим налогоплательщиком;

Организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, либо занимает доминирующее положение на рынке;

Более 25% акций (уставного капитала) организации находятся в собственности РФ.

Порядок использования наименования субъекта РФ или его органов власти осуществляется в соответствии с региональными нормативными актами.

2. В уставе юридического лица подлежит определению юридический адрес организации. Сведения о фактическом адресе вносятся в ЕГРЮЛ по решению учредителей данной организации. Юридический адрес организации должен отражать наименование населенного пункта на территории РФ. В настоящее время юридический адрес организации определяется применительно к наименованию населенного пункта (муниципального образования) на территории РФ. С одной стороны, указанная новелла способствует упорядочению юридических лиц. С другой стороны, определение юридического адреса применительно к населенному пункту затрудняет поиск организации и взаимодействие с ней. В связи с этим требуется детализация такого адреса применительно к улице, дому и помещению, в котором располагается исполнительный или иной орган юридического лица. В полной мере данное положение может быть реализовано лишь в отношении сельских населенных пунктов, которые в своем территориальном устройстве могут не предусматривать разделения на улицы и т.п. Применительно к крупным населенным пунктам такая детализация является необходимой и обоснованной. Юридический адрес рассматривается как тождество почтового адреса организации.

Юридический адрес организации определяется по месту нахождения единоличного исполнительного органа данного субъекта. Следует разграничивать статус единоличного исполнительного органа как физического лица или должностного лица организации. Осуществляя руководство деятельностью юридического лица, руководитель должен иметь офисное помещение, которое и выступает в качестве юридического адреса.

При наличии информации, свидетельствующей о невозможности связи с юридическим лицом по адресу из ЕГРЮЛ, налоговые инспекторы могут обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этой компании, но только в случае непредставления этих данных компанией в разумный срок (после направления ей уведомления о необходимости указания достоверных сведений о ее адресе). Признаками отсутствия организации по юридическому адресу могут быть: факт отсутствия по этому адресу ее представителей, возврат корреспонденции с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п. Уведомление о необходимости представления достоверных сведений может направляться по адресу учредителей организации и лица, действующего от имени организации без доверенности.

Принципиальное значение имеет введение меры ответственности организации за неполучение корреспонденции в случае ее отсутствия по указанному в ЕГРЮЛ юридическому адресу. Закрепленные в п. 3 комментируемой статьи положения выработаны практикой деятельности судебных органов, нередко сталкивающихся с ситуацией, в которой невозможно установить фактическое местонахождение юридического лица и его органов при их отсутствии по юридическому адресу. Судебные процессы в подобных ситуациях затягивались на неопределенное время, что нарушало права и законные интересы истцов и третьих лиц (см. ниже ссылки на судебную практику). Нормативное закрепление презумпции получения корреспонденции, направленной по юридическому адресу организации, позволяет надлежащим образом обеспечить права и законные интересы всех заинтересованных субъектов.



Поделиться