Аэропорт невидимого фронта, или где теперь искать сергея ярышева.

Знакомьтесь – Ярышев Сергей Николаевич, нескромный депутат Законодательного Собрания Краснодарского края (4-го созыва), член политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», с 1 октября 2012 г. - советник, а с 1 декабря 2012 года – уже заместитель Генерального директора OАО «Международный аэропорт Шереметьево». Женат на Ирине Николаевне Ярышевой, директоре музыкальной школы № 1 им. А.С. Данини г. Новороссийска. Имеет дочь Анастасию* и сына Станислава.

Кстати, сын – Ярышев Станислав Сергеевич работает главным специалистом в управлении разработки бизнес-планов ОАО «Инвестиционная компания TPS», в компании, принадлежащей двум неразлучным партнёрам и миллиардерам – Александру Пономаренко и депутату Госдумы от Краснодарского края (фракция «Единая Россия») Александру Скоробогатько (состояние каждого оценивается примерно 1,7 млрд долларов). Станислав Ярышев числится также главным или ведущим специалистом в таких компаниях как: ОАО «ВАГОНРЕММАШ», АК «ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ», «ТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ», «ТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ».

Вообще, Станиславу Ярышеву с патронатом сильно повезло – Пономаренко и Скоробогатько – люди не только богатые и влиятельные, но и сильно обязанные его папе за оказанную помощь в захвате активов «Новороссийского морского торгового порта» НМТП, который почти сразу де после получения этими господами контрольного пакета акций, был выгодно продан. А на полученные от продажи порта средства была учреждена «Инвестиционная компания ТПС», зарегистрированная на далёком британском острове Джерси, т.е. в глубоком офшоре.

Важным и неоценимым человеком для друзей-подельников Пономаренко и Скоробогатько Сергей Ярышев стал в 2005 году, когда принадлежащий им «Русский генеральный банк» (РГБ), у которого было лишь 10% акций НМТП, вознамерился занять ключевые позиции в Совете директоров. На тот момент С. Ярышев занимал должность директора по безопасности НМТП, и именно он возглавил силовую операцию по смене власти, отдав приказ не пускать на территорию порта на тот период ещё действующего гендиректора В. Ковбасюка.

Когда афера, построенная на манипулировании 33% акций стратегического партнёра ИБГ «Никойл» (в сговоре с которым, не много ранее, РГБ уже успели осуществить отъём собственности у компании «Айс-Фили»), и манипулировании 20% государственного пакета акций была завершена, «Новороссийский морской торговый порт» по-сути оказался приватизированным, а его доходы, минуя российский бюджет, поплыли в далёкие офшоры.

В знак благодарности за доблестный труд и сообразительность Сергей Ярышев был назначен своими патронами на должность первого заместителя генерального директора НМТП и уже в этой должности возглавил процесс «поглощений» компаний, работающих на территории порта, а также занялся удушением профсоюзов, требовавших увеличения заработной платы рабочим.

Довольно серьёзный материальный урон Сергей Ярышев нанёс крупнейшему российскому производителю цемента ОАО «Новоросцемент», имеющему прямую зависимость от доступа к причалам для отгрузки своей продукции. Благодаря Ярышеву, с применением грубой физической силы и административного ресурса у организации «Свободные профсоюзы докеров» было отнято помещение, а её лидеры были не только жестоко избиты, но против них (по звонку депутата Ярышева) ещё и завели уголовные дела.

Началась эта эпопея в конце 2006 года, когда дирекция «Новороссийского морского торгового порта» объявила трудовому коллективу, что в связи с понижением курса доллара, предприятие начинает нести убытки, поэтому вынуждено на порядок повысить нормы выработки. А это при сдельно-премиальной системе, существовавшей в порте, означало понижение заработной платы у докеров и технического персонала сразу на 20-40 процентов.
Профсоюз докеров решил протестовать, разумеется, строго по инструкциям с тщательным соблюдением всех норм безопасности. Но тут в дело вмешался первый заместитель генерального директора порта и депутат Законодательного собрания Краснодарского края Сергей Ярышев. С помощью посланных им запросов и писем в компетентные органы на председателя профкома Александра Перебоева, удалось сфабриковать уголовное дело, якобы он дезорганизовал работу порта и при этом неправомерно распоряжается профсоюзными взносами. В результате рабочего лидера прокуратура «закрыла» под подписку о невыезде, а помещение профсоюзной организации опечатали, изъяв все документы.

С другим же профсоюзным лидером Геннадием Клюевым обошлись ещё более жёстко, охрана порта (подконтрольная Сергею Ярышеву) ломом и кувалдой вышибла дверь в комнате общежития, где жил Клюев. Затем профсоюзного лидера, избив, выволокли за ноги и бросили на пол в коридоре, а его вещи выбросили на улицу. При этом выселить или переселить человека, если он сам не согласен, можно только с помощью решения суда и, с обязательным участием судебных приставов. Однако, вместо решения суда появилась кувалда, роль судебных приставов взяла на себя боевая бригада Ярышева.

Самое любопытное, что после штурма комнаты Клюева правоохранительные органы завели уголовное дело, но не на тех, кто взламывал дверь в его комнате, вытаскивал его за ноги в коридор, не на организаторов погрома, а против него самого. Когда его валили с ног, он оказался не слишком вежлив и, пытаясь вырваться, самопроизвольно схватился за одного из нападавших, а тому показалось, что ему сделали больно, он подал в суд и то по звоночку уже известного депутата вынес крайне парадоксальное решение.

Между тем, в то время, как всё это происходило, дирекция НМТП заявляла о нерентабельности работы порта и экономила на зарплате работников, в списках журнала ФОРБС появилось ещё два новых национальных героя – долларовыми миллиардерами стали совладельцы этого порта Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько, лично обязанные Сергею Ярышеву за свой новый рейтинг. И надо отдать им должное, они его не забыли, как уже было сказано ранее – пристроили детей в свою компанию, а самого Сергея Ярышева десантировали в помощники генерального директора OАО «Международный аэропорт Шереметьево», где у них теперь, вместе с олигархом Ротенбергом появился свой интерес.

Кстати внедрён в ОАО «МАШ» Сергей Ярышев был в группе с двумя другими помощниками гендиректора – Александром Ильиным и Александром Олейником. Последний, занимая в прошлом пост в «Русском банке развития», подконтрольном компании «Нерль», так же как и Ярышев, имел причастность к недружественным сделкам по «слиянию и поглощению», а проще говоря, к рейдерству. Напомним, сама компания «Нерль» – очень известный черный рейдер, а её глава и основатель «Русского банка развития» – Александр Клячин, проявляющий интерес к землям Истринского района и к некоторым компаниям авиатранспортной отрасли.

В феврале-марте 2003 года компания «Нерль» через группу подставных фирм осуществляла скупку акций ОАО ЦПДУ ГА «Аэротранс», а, изменив состав акционеров, свела практически на нет налогооблагаемую прибыль предприятия, благодаря проведённым махинациям по увеличению расходов. Часть прибыли, оторванных от основной деятельности ОАО ЦПДУ ГА «Аэротранс» (обеспечивающей безопасность полётов воздушных судов) была направленна на скупку акций ОАО «Гипронииавиапром» с целью завладения принадлежащего ему здания стоимостью более 10 миллионов долларов.

P.S.
Когда в Совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» были назначены С.Ярышев, А.Олейник и А.Ильин, а перед журналистами встал вопрос: зачем «Шереметьеву» понадобились рейдеры? Конечно, делать какие-то предположения и давать прогнозы – дело неблагодарное, но почему-то всё же думается, что рано или поздно эти люди себя проявят. Да и когда в тихой деревушке поселяются рецидивисты, то селяне обычно держатся на стороже.

У себя в Краснодарском крае депутат Ярышев Сергей Николаевич курирует благотворительный фонд «Будущее поколений» и общественную организацию «Родители против наркомании», занимающуюся вовлечением молодёжи в занятия восточными боевыми единоборствами, которыми увлекается и сам Ярышев. Интересно, говорит ли Сергей Николаевич своим воспитанникам о главном принципе своего жизненного успеха – «добро берётся кулаками», или всё же обходится общепринятыми формулировками?
__________________
*По некоторым данным, дочь Сергея Ярышева – Анастасия (в замужестве Кузнецова) работает замруководителем торговых площадей в Jones Lang

Знакомьтесь - Ярышев Сергей Николаевич, нескромный депутат Законодательного Собрания Краснодарского края (4-го созыва), член политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», с 1 октября 2012 г. — советник, а с 1 декабря 2012 года - уже заместитель Генерального директора OАО «Международный аэропорт Шереметьево». Женат на Ирине Николаевне Ярышевой, директоре музыкальной школы № 1 им. А.С. Данини г. Новороссийска. Имеет дочь Анастасию* и сына Станислава.


Кстати, сын - Ярышев Станислав Сергеевич работает главным специалистом в управлении разработки бизнес-планов ОАО «Инвестиционная компания TPS», в компании, принадлежащей двум неразлучным партнёрам и миллиардерам - Александру Пономаренко и депутату Госдумы от Краснодарского края (фракция «Единая Россия») Александру Скоробогатько (состояние каждого оценивается примерно 1,7 млрд долларов). Станислав Ярышев числится также главным или ведущим специалистом в таких компаниях как: ОАО «ВАГОНРЕММАШ», АК «ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ», «ТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ», «ТРАНСНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ».


Вообще, Станиславу Ярышеву с патронатом сильно повезло - Пономаренко и Скоробогатько - люди не только богатые и влиятельные, но и сильно обязанные его папе за оказанную помощь в захвате активов «Новороссийского морского торгового порта» НМТП, который почти сразу де после получения этими господами контрольного пакета акций, был выгодно продан. А на полученные от продажи порта средства была учреждена «Инвестиционная компания ТПС», зарегистрированная на далёком британском острове Джерси, т.е. в глубоком офшоре.


Важным и неоценимым человеком для друзей-подельников Пономаренко и Скоробогатько Сергей Ярышев стал в 2005 году, когда принадлежащий им «Русский генеральный банк» (РГБ), у которого было лишь 10% акций НМТП, вознамерился занять ключевые позиции в Совете директоров. На тот момент С. Ярышев занимал должность директора по безопасности НМТП, и именно он возглавил силовую операцию по смене власти, отдав приказ не пускать на территорию порта на тот период ещё действующего гендиректора В. Ковбасюка.


Когда афера, построенная на манипулировании 33% акций стратегического партнёра ИБГ «Никойл» (в сговоре с которым, не много ранее, РГБ уже успели осуществить отъём собственности у компании «Айс-Фили»), и манипулировании 20% государственного пакета акций была завершена, «Новороссийский морской торговый порт» по-сути оказался приватизированным, а его доходы, минуя российский бюджет, поплыли в далёкие офшоры.


В знак благодарности за доблестный труд и сообразительность Сергей Ярышев был назначен своими патронами на должность первого заместителя генерального директора НМТП и уже в этой должности возглавил процесс «поглощений» компаний, работающих на территории порта, а также занялся удушением профсоюзов, требовавших увеличения заработной платы рабочим.


Довольно серьёзный материальный урон Сергей Ярышев нанёс крупнейшему российскому производителю цемента ОАО «Новоросцемент», имеющему прямую зависимость от доступа к причалам для отгрузки своей продукции. Благодаря Ярышеву, с применением грубой физической силы и административного ресурса у организации «Свободные профсоюзы докеров» было отнято помещение, а её лидеры были не только жестоко избиты, но против них (по звонку депутата Ярышева) ещё и завели уголовные дела.


Началась эта эпопея в конце 2006 года, когда дирекция «Новороссийского морского торгового порта» объявила трудовому коллективу, что в связи с понижением курса доллара, предприятие начинает нести убытки, поэтому вынуждено на порядок повысить нормы выработки. А это при сдельно-премиальной системе, существовавшей в порте, означало понижение заработной платы у докеров и технического персонала сразу на 20-40 процентов.


Профсоюз докеров решил протестовать, разумеется, строго по инструкциям с тщательным соблюдением всех норм безопасности. Но тут в дело вмешался первый заместитель генерального директора порта и депутат Законодательного собрания Краснодарского края Сергей Ярышев. С помощью посланных им запросов и писем в компетентные органы на председателя профкома Александра Перебоева, удалось сфабриковать уголовное дело, якобы он дезорганизовал работу порта и при этом неправомерно распоряжается профсоюзными взносами. В результате рабочего лидера прокуратура «закрыла» под подписку о невыезде, а помещение профсоюзной организации опечатали, изъяв все документы.


С другим же профсоюзным лидером Геннадием Клюевым обошлись ещё более жёстко, охрана порта (подконтрольная Сергею Ярышеву) ломом и кувалдой вышибла дверь в комнате общежития, где жил Клюев. Затем профсоюзного лидера, избив, выволокли за ноги и бросили на пол в коридоре, а его вещи выбросили на улицу. При этом выселить или переселить человека, если он сам не согласен, можно только с помощью решения суда и, с обязательным участием судебных приставов. Однако, вместо решения суда появилась кувалда, роль судебных приставов взяла на себя боевая бригада Ярышева.


Самое любопытное, что после штурма комнаты Клюева правоохранительные органы завели уголовное дело, но не на тех, кто взламывал дверь в его комнате, вытаскивал его за ноги в коридор, не на организаторов погрома, а против него самого. Когда его валили с ног, он оказался не слишком вежлив и, пытаясь вырваться, самопроизвольно схватился за одного из нападавших, а тому показалось, что ему сделали больно, он подал в суд и то по звоночку уже известного депутата вынес крайне парадоксальное решение.


Между тем, в то время, как всё это происходило, дирекция НМТП заявляла о нерентабельности работы порта и экономила на зарплате работников, в списках журнала ФОРБС появилось ещё два новых национальных героя - долларовыми миллиардерами стали совладельцы этого порта Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько, лично обязанные Сергею Ярышеву за свой новый рейтинг. И надо отдать им должное, они его не забыли, как уже было сказано ранее - пристроили детей в свою компанию, а самого Сергея Ярышева десантировали в помощники генерального директора OАО «Международный аэропорт Шереметьево», где у них теперь, вместе с олигархом Ротенбергом появился свой интерес.


Кстати внедрён в ОАО «МАШ» Сергей Ярышев был в группе с двумя другими помощниками гендиректора - Александром Ильиным и Александром Олейником. Последний, занимая в прошлом пост в «Русском банке развития», подконтрольном компании «Нерль», так же как и Ярышев, имел причастность к недружественным сделкам по «слиянию и поглощению», а проще говоря, к рейдерству. Напомним, сама компания «Нерль» - очень известный черный рейдер, а её глава и основатель «Русского банка развития» - Александр Клячин, проявляющий интерес к землям Истринского района и к некоторым компаниям авиатранспортной отрасли.


В феврале-марте 2003 года компания «Нерль» через группу подставных фирм осуществляла скупку акций ОАО ЦПДУ ГА «Аэротранс», а, изменив состав акционеров, свела практически на нет налогооблагаемую прибыль предприятия, благодаря проведённым махинациям по увеличению расходов. Часть прибыли, оторванных от основной деятельности ОАО ЦПДУ ГА «Аэротранс» (обеспечивающей безопасность полётов воздушных судов) была направленна на скупку акций ОАО «Гипронииавиапром» с целью завладения принадлежащего ему здания стоимостью более 10 миллионов долларов.



Когда в Совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» были назначены С.Ярышев, А.Олейник и А.Ильин, а перед журналистами встал вопрос: зачем «Шереметьеву» понадобились рейдеры? Конечно, делать какие-то предположения и давать прогнозы - дело неблагодарное, но почему-то всё же думается, что рано или поздно эти люди себя проявят. Да и когда в тихой деревушке поселяются рецидивисты, то селяне обычно держатся на стороже.


У себя в Краснодарском крае депутат Ярышев Сергей Николаевич курирует благотворительный фонд «Будущее поколений» и общественную организацию «Родители против наркомании», занимающуюся вовлечением молодёжи в занятия восточными боевыми единоборствами, которыми увлекается и сам Ярышев. Интересно, говорит ли Сергей Николаевич своим воспитанникам о главном принципе своего жизненного успеха - «добро берётся кулаками», или всё же обходится общепринятыми формулировками?


__________________


*По некоторым данным, дочь Сергея Ярышева - Анастасия (в замужестве Кузнецова) работает замруководителем торговых площадей в Jones Lang

В последние годы в России все чаще копируют рожденные за рубежом и прекрасно работающие там идеи. Однако перенесенные на отечественную почву, они нечасто дают обильный урожай. Да и редкие всходы оказываются окружены многочисленными сорняками.

Похоже, что та же участь постигла озвученную еще два года назад Владимиром Путиным идею создания современного международного хаба на базе московских аэропортов Шереметьево и Внуково.

Планы по их объединению постоянно срывались. Сначала завершение проекта намечалось на середину 2012 года, потом речь пошла о начале или даже конце нынешнего.

Затем неожиданно забила тревогу «Российская газета», 22 марта 2013 года опубликовав материал «Крестный ход против рейдерства». Чуть позже масла в огонь подлил Андрей Караулов, на всю страну заявивший в своей телепередаче «Момент истины»: «В Шереметьево пришел криминал!»

Наши журналисты решили провести собственное расследование связанных с объединением аэропортов – воздушных границ России – событий.

Все отнять и поделить!

Первый вопрос, на который предстояло ответить: «Почему слово «криминал» в последнее время все чаще звучит в связи с аэропортом Шереметьево?»

Вот что пишет «Российская газета»: «С 2013 года события, связанные с «Шереметьево-Карго», начали разворачиваться в ускоренном темпе. У генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» («МАШ») появилось несколько заместителей: замом гендиректора по правовым и организационным вопросам был назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности – Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам – Александр Олейник. Возможно, это совпадение, но с их назначением в ОАО «МАШ» почему-то пышным цветом расцвел настоящий криминал. Горят автомобили и квартиры сотрудников «Шереметьево-Карго». И можно считать чудом то, что пока не дошло до человеческих жертв: поджоги совершаются по ночам, когда в квартирах спят старики и дети» .

А интернет-сайт Vesti-new.ru 16 мая 2013 года опубликовал такой пассаж: «Собственно сам Василенко (гендиректор ОАО «МАШ») уже давно ничего не решает, т.к. окружен командой помощников, состоящей из людей с далеко не чистой репутацией – Сергея Ярышева, Александра Олейника и Александра Ильина, которые, вероятно, гораздо лучше своего официального начальника знают, под кого именно следует готовить приватизацию объединенных активов «Внукова» и «Шереметьева». А еще довольно частым гостем в кабинете Василенко за последнее время стал скандально известный рейдер Юрий Ширманкин» .

Ключевое слово в выложенной на сайте информации – «приватизация». То есть речь, скорее всего, идет о том, чтобы скупить все активы Шереметьево и Внуково. А после того, как все акции аэропортов, включая принадлежащие государству основные пакеты, окажутся в одних руках, их можно будет выгодно продать. Ради колоссальных прибылей частный владелец вряд ли остановится перед тем, что авиахаб – стратегический объект, по сути дела, граница России, и перепродаст его кому угодно.

С появлением в Шереметьево новых фигур неизвестные люди начали скупку принадлежащих трудовому коллективу акций ОАО «Шереметьево-Карго». Поджоги, судя по всему, должны были убедить несговорчивых в том, что продажа принадлежащих им ценных бумаг даст им большие «выгоды».

В том же 2012 году, когда в ОАО «МАШ» начали работать Ярышев, Олейник и Ильин, в совет директоров акционерного общества вошел Сергей Недорослев, председатель совета директоров и основатель группы компаний «Каскол». Учрежденная в 1988 году, она довольно быстро приобрела крупные пакеты акций ряда крупнейших отечественных предприятий судостроительной и аэрокосмической отраслей, гидроэнергетики и других сфер экономической деятельности. Но заподозрить Сергея Недорослева в причастности к поджогам или скупке акций работающих в Шереметьево коммерческих структур невозможно. Его задача, скорее всего, – решать стратегические вопросы объединения аэропортов.

Заметим, что на территории Шереметьево сегодня работают порядка 300 коммерческих структур. Интересно, их сотрудникам тоже стоит опасаться поджогов? Впрочем, у грузовых компаний ООО «Аэропорт Москва» и ООО «Экспресс-Сервис» проблемы уже начались. Судя по всему, вот-вот грядет и передел топливозаправочного бизнеса.

Вряд ли Президент России Владимир Путин, ставя задачу объединения аэропортов и превращения их в современный транспортный хаб, предполагал, что решаться она будет такими методами.

Генеральный директор ОАО «МАШ» Михаил Василенко, не первый год возглавляющий крупнейший авиакомплекс России, с некоторых пор ничего не решает. Он оказался окружен командой куда более авторитетных, чем он, помощников. Это Александр Ильин, Александр Олейник, Сергей Ярышев (на фото вверху – слева направо). Они гораздо лучше своего номинального начальника знают, как следует готовить приватизацию объединенных активов Шереметьево и Внуково.

Люди с биографией

Читатель спросит, почему превращение Шереметьево в территорию криминала некоторые наблюдатели связывают с именами Сергея Ярышева, Александра Олейника, Александра Ильина и Юрия Ширманкина? Ответ на этот вопрос можно найти в прошлом этих людей.

Сергей Ярышев до недавнего времени занимал относительно скромную должность директора по безопасности Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Именно во время его пребывания на этом посту был снят с должности генеральный директор ОАО «НМТП» Владимир Ковбасюк, а неизвестные лица в течение нескольких лет старательно скупали акции предприятия. В результате фактическими владельцами порта стали бывший председатель совета директоров Александр Пономаренко и Аркадий Ротенберг, его партнер по бизнесу. Не остался внакладе и Александр Скоробогатько, депутат Госдумы, попадавший туда то по квоте ЛДПР, то по списку «Единой России». В особом пристрастии к законотворчеству замечен не был, но в Новороссийск, дабы разрешать конфликты в НМТП, выезжал регулярно.

До начала своей политической карьеры Скоробогатько, по некоторым данным, вместе с Александром Пономаренко занимался мелким бизнесом в Крыму – производил и сбывал полиэтиленовые пакеты и парфюмерную продукцию. Однако, если верить книге Константина Чернецова «Крым бандитский», он входил в состав организованной преступной группировки. Причем, если Александр Пономаренко, который был чемпионом Украины по боксу среди юниоров, в оперативных источниках якобы значился как Пономарь, то Александр Скоробогатько, кандидат в мастера спорта по дзюдо и самбо, гордо именовался Чемпионом.

На апрель 2010 года НМТП наполовину принадлежал зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Kadina Limited, которую контролируют Александр Пономаренко, Аркадий Ротенберг и Александр Скоробогатько.

Продажа активов НМТП, которая осуществлялась через офшор на Кипре, по некоторым данным, принесла трем партнерам по ОАО «Инвестиционная компания TПС» свыше 2 миллиардов долларов. Это позволило Александру Пономаренко приобрести фешенебельный гостиничный комплекс, известный как «Дворец Путина». Может быть, за неоценимую помощь в приобретении акций Новороссийского морского торгового порта Сергей Ярышев сначала получил должность заместителя генерального директора НМТП, а затем оказался в Шереметьево? Все это и наталкивает на мысль об интересе Пономаренко, Ротенберга и Скоробогатько к активам создаваемого Московского авиационного узла. В пользу их заинтересованности в активах ОАО «МАШ» говорят и давние связи с экс-министром транспорта России Игорем Левитиным. Те годы, когда Левитин возглавлял Минтранс, а параллельно возглавлял совет директоров ОАО «МАШ», пришлись на время активной борьбы за контроль над НМТП.

В этот период министерство транспорта со странной формулировкой «на разработку обоснования инвестиций» перечислило порту 327 миллионов рублей, а также заключило ряд договоров о сотрудничестве с НМТП.

Кстати, удалось проследить и связи Сергея Ярышева с облагодетельствованной Минтрансом «Инвестиционной компанией TПС». Его сын работает в ней главным специалистом управления разработки бизнес-планов.

Трое из ларца

Александр Олейник пришел на работу в Шереметьево из «Русского банка развития», который имеет непосредственное отношение к компании «Нерль». У этого предприятия широкий круг интересов – Савеловский рынок в Москве, сеть отелей Azimut, подмосковные земли.

Павел Олейник, брат нынешнего заместителя генерального директора ОАО «МАШ» по экономике и финансам, работал вместе с Сергеем Ярышевым в НМТП, бок о бок с Александром Пономаренко трудился в совете директоров «Инвестиционной компании ТПС», руководил ее стивидорным дивизионом.

Вывод напрашивается простой. Новые заместители Михаила Василенко – люди, возможно, имеющие недостаточный опыт работы в транспортных предприятиях и уж тем более не имеющие знаний о возможных способах их развития. Зато хорошо знающие, как, практически не выходя за рамки действующего законодательства, создавать предпосылки для смены собственников на тех или иных предприятиях.

Появление в Шереметьево Ярышева, Олейника и Ильина официально объяснили необходимостью масштабных инвестиций, связанных с возможным объединением Внуково, Домодедово и Шереметьево в одну управляющую компанию.

Самое интересное, что генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, как только стало известно о появлении у него трех новых заместителей, тут же открестился от своей причастности к их назначению. Хотя именно он вносил их кандидатуры на утверждение в совет директоров.

– Усиление команды разделяю, – заявил он, – но вопрос подбора команды – это уже компетенция комитета по кадрам и генерального директора.

Комитетом по кадрам и вознаграждениям в совете директоров ОАО «МАШ» руководит Зумруд Рустамова. Она – заместитель генерального директора компании «Полиметалл», которая занимается добычей золота. И, кроме того, жена вице-премьера Аркадия Дворковича.

Как уверяли эксперты до второго пришествия в Кремль Владимира Путина, активы создающегося в Подмосковье современного авиационного хаба, скорее всего, попадут в руки Игоря Левитина. Сегодня такое развитие событий маловероятно. Возможно, новые замы Михаила Василенко сделают все возможное, чтобы активы нового предприятия попали в руки Ротенберга и его партнеров по бизнесу.

Имеющий неоднозначную репутацию Юрий Ширманкин (на фото слева слева) – частый гость в кабинетах топ-менеджеров ОАО «МАШ», где он вместе с ними решает судьбу главного аэропорта страны. Сергей Недорослев (на фото в центре) – влиятельный член совета директоров ОАО «МАШ». Фамилия бывшего министра транспорта Игоря Левитина (на фото справа) также нередко склоняется в разговорах о будущей судьбе Шереметьево.

Понятие безопасности и защищенности для среднестатистического человека зачастую бывает далёким, даже несколько чужеродным, будто находящемся в параллельной вселенной. Отдаленным гулом ощущаются сводки происшествий в новостных лентах, чем-то неестественным, будто из параллельной вселенной, кажутся новости о страданиях и горе людей. Вроде умом понимаешь, что все описываемое происходит на той же планете, на которой ты живешь сам, но эмоционально осознать это сложнее.

А ведь вопросы безопасности касаются каждого из нас, без исключения. Я постоянно думаю об этом, когда отправляюсь в очередную командировку и, сидя в кресле авиалайнера, смотрю на взлетное поле.

К примеру, безопасность в аэропорту Шереметьево обеспечивает компания «АэроМАШ-АБ». Что в Шереметьево с безопасностью? Из относительно прогремевшего можно вспомнить угон автобуса прямо на летном поле, или, к примеру, поездки нетрезвого должностного лица прямо по взлетным полосам на автомобиле. Можно копнуть чуть глубже, и вспомнить, как сотрудники Аэромаш-АБ принимали наркотики прямо на рабочих местах - информация об этом также упоминается в СМИ… В общем, есть что вспомнить. Например, застуканного работника, спавшего в рабочее время вместо поиска взрывчатки в багаже

Генеральный директор компании ныне - некий Сергей Николаевич Ярышев, член партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Краснодарского края (видимо, работа в Московском аэропорту помогает лучше защищать интересы жителей Кубани - легче к ним летать, например…) В прессе фамилию Ярышева связывают с частными собственниками аэропорта Шереметьево, и это неудивительно - Сергей Николаевич пришел в правление аэропорта аккурат перед его «приватизацией», а за несколько лет до этого он также присутствовал в числе руководителей Новороссийского Морского Торгового Порта, как раз во время наращивания нынешними собственниками аэропорта своей доли в морском порту Новороссийска. Похожий почерк… Совпадение? Не верится. В общем, человек не чужой. И явно полезный.

Вот только когда видишь подобные биографии, сразу возникает вопрос - человека назначили на этот прост для реального управления безопасностью, или с иными целями? Нельзя забывать о том, что происходящее в аэропорту все чаще называют метким термином «монополизация». Посудите сами - частично принадлежа аэропорту, компания Аэромаш-АБ получила «зеленый» свет на работу, и активно навязывает свои услуги всем, кто имеет хоть какое-то отношение к работе аэропорта «Шереметьево». Вот только не все готовы отдать порту заботы о безопасности своей деятельности. Не забывайте, что любые услуги стоят денег, а услуги компании, имеющей протекцию со стороны администрации, как подсказывает нам логика, всегда будут дороже чем услуги, оказываемые в условиях реальной рыночной конкуренции. Зачем стараться, снижать цены и улучшать условия, если за тебя всегда замолвят словечко?

В самой администрации порта за безопасность отвечают ряд должностных лиц, в том числе заместитель генерального директора АО «МАШ» по транспортной безопасности Виктор Ермаков, который периодически информирует работающие в аэропорту организации о необходимости более тесного сотрудничества с Аэромашем. А кто не захочет «дружить» с избранными и рекомендованными и платить им деньги - тот, соответственно, подозрительное лицо, к которому нужно относиться построже. Не так ли?

Даже если не вспоминать про наркоманов, спящих сотрудников, угоны и гонки по взлетным полосам, монополизм и административные меры воздействия, можно спросить - а как именно организованы услуги по оказанию безопасности? Может быть существует какая-нибудь уникальная система контроля, по аналогии с Израильскими аэропортами, или внедрены свои уникальные стандарты?

Может быть где-то и есть нечто подобное, но увы, все, что я видел - это ставка на рентгеновские досмотровые установки (да да, те самые, за которыми периодически спят). Как мы понимаем, сами по себе установки не могут быть панацеей в области безопасности, они могут быть лишь эффективным звеном единой системы. Впрочем, ответ о причине такой любви к этой технике лежит на поверхности - одним из учредителей «АэроМАШа» является английская компания, занимающаяся поставкой технических средств досмотра.

К слову, вторым собственником «Аэромаш-АБ» является «Аэрофлот». Доли с «Шереметьево» в компании у них равные, но генеральный директор - ставленник собственников аэропорта. Для нас это пища в области размышлений «кто в этих отношениях главнее». Действительно, взаимодействие аэропорта и авиакомпании с момента прихода олигархов стало тихим, спокойным и мирным. И если раньше генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев на всю страну угрожал снять генерального директора «Шереметьево» Михаила Василенко, и последнему приходилось подписывать запрашиваемые документы, то теперь подобных конфликтов - по крайней мере, в публичной плоскости - не возникает, а аэропорт может спокойно решать не только чисто свои, но и частично «Аэрофлотовские» дела, руководствуясь своими интересами…

Есть еще несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Я уже много говорил про авиационную безопасность, но не учел, что у среднестатистического человека, услышавшего этот термин, в голове представляется исключительно пассажирский чемодан, набитый взрывчаткой. А ведь это - всего лишь часть огромного комплекса…

Вот смотрите, простой пример. Несколько лет назад работники принадлежащего олигархам грузового центра «Москва Карго» (сейчас он «влит» в аэропорт, который уже также принадлежит тем же олигархам) допустили ошибку при загрузке воздушного судна, из-за чего груз, сорвавшись, с силой ударил прямо по системе вентиляции пассажирского самолета. К счастью, критических повреждений воздушному судну нанесено не было, но оно еще долго стояло в ремонте после этого случая…

Скажите, относится это к безопасности? Конечно! Это напрямую - безопасность пассажиров, людей, которые доверили авиакомпании свои жизни. Недосмотреть в любом из тысяч сложнейших аспектов - значит подвергнуть риску полет!

Упорная ставка на рентгеновские аппараты и переоценка их значимости приводит к такому уродливому явлению в безопасности, как рубежность. Рубежность в обеспечении безопасности стратегического объекта в наше время недопустима. Посудите сами - помните тот же теракт в Домодедово? Он был произведен как раз на одном из рубежей. Террористы достигли своей цели, было много жертв, общественная реакция…

Есть множество способов незаконного воздействия на имеющие отношение к полету воздушного судна предметы меж этих рубежей. Помните взрыв нашего лайнера над Синайским полуостровом? СМИ писали, что замаскированную под банку газировки бомбу подложил технический персонал. Как от подобного убережет рентгеновский аппарат для досмотра пассажирского багажа? В лайнер кроме чемоданов еще идет питание, снаряжение, груз, топливо, почта, его моют и убирают, откачивают отходы, проверяют техническое состояние…

Система безопасности должна выстраиваться с упором на взаимодействие всех участников аэропортовой деятельности. И это взаимодействие должно кардинально отличаться от аутсорсинга и передачи сторонней компании ряда функций по осуществлению безопасности «для галочки».

Пока же вместо этого бизнесу, участвующему в работе аэропорта, настоятельно рекомендуют платить деньги за обеспечение безопасности одной конкретной компании, и надеяться, что больше никто не будет спать за рентгеновской установкой и употреблять наркотики прямо на рабочем месте. Никто не будет выстраивать взаимодействие, начинать работу над безопасностью еще на «дальних рубежах», проводить общие мероприятия, углубленные аудиты - все это не входит в тариф. В тариф входит прогнать чемодан через аппарат и со скучающим видом постоять на стоянке, пока вокруг самолета суетятся десятки людей со снаряжением.



Поделиться