Атомный авианосец энтерпрайз. Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз")

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка - выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две - на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение - аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией , состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов : одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

Длина - 342,3 м; ширина - 78,4 м; осадка - 11,9 м;
Водоизмещение - 93500 тонн;
Скорость - 35 узлов;
Дальность плавания - 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: - 3325 человек;
Вооружение авианосца:
Пусковые установки "Си Спарроу" - 3Х8;
Пусковые установки "Фаланкс" - 3;
Состав авиакрыла:
Самолетов - до 85;
Личный состав - 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем - F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г. , атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание , главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System - IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка - выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две - на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение - аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией , состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов : одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

Длина - 342,3 м; ширина - 78,4 м; осадка - 11,9 м;
Водоизмещение - 93500 тонн;
Скорость - 35 узлов;
Дальность плавания - 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: - 3325 человек;
Вооружение авианосца:
Пусковые установки "Си Спарроу" - 3Х8;
Пусковые установки "Фаланкс" - 3;
Состав авиакрыла:
Самолетов - до 85;
Личный состав - 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем - F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г. , атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание , главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System - IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

NUCLEAR AIRCRAFT CARRIER CVN-65 ENTERPRISE, US NAVY

07.12.2012
ПРОЩАЙ, «ЭНТЕРПРАЙЗ»!

1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась церемония деактивации «ядерного сердца» могучего авианосца «Энтерпрайз». Пятьдесят лет службы во имя демократии пролетели как один день – и вот, 340-метровый корабль навсегда замер у причальной стенки.
С марта по ноябрь 2012 года «Энтерпрайз» совершил свой последний боевой поход в зону Персидского залива. Увы, интересная конспирологическая гипотеза о принесении старого корабля в жертву в качестве повода для нападения на Иран не подтвердилась – авианосная группировка отработала задачи в Аравийском море и благополучно вернулась в Норфолк.
Еще при приближении к берегам Северной Америки, прямо в открытом океане, началась операция по выгрузке боезапаса: днем и ночью на протяжении нескольких дней элеваторы поднимали на полетную палубу тысячи боеприпасов, которые потом, с помощью вертолетов, доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты снабжения. 1260 вертолетных рейсов потребовалось, чтобы опорожнить гигантские погреба старого авианосца. В настоящий момент проводится выгрузка ядерного топлива из восьми реакторов авианосца «Энтерпрайз»: в его мощном корпусе безжалостно вырезаются огромные технологические отверстия для извлечения реакторных отсеков целиком.
Безоружный и неподвижный корабль будет находиться в составе флота еще как минимум до середины 2013 года. Только после спуска на воду нового атомного авианосца «Gerald R. Ford» состоится официальная церемония выведения «Энтерпрайза» из состава ВМС. В карьере первого в мире атомного авианосца наступит завершающая фаза: начнется разделка корабля на металл. Работы по утилизации «Энтерпрайза» должны завершиться к 2015 году.
Предложение о превращении «Энтерпрайза» в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца – его надстройка-«остров», которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.
Военное обозрение

23.06.2013
Атомный авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) CVN-65 отбуксирован в Норфолк на утилизацию. Утилизация корабля будет вестись на судостроительной верфи «Ньюпорт ньюс шипбилдинг». На борту авианосца, который уже 6 месяцев находится в процессе снятия бортового оборудования, присутствовало около 150 кораблестроителей компаний «Ньюпорт ньюс шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding) и «Хантингтон ингаллс индастриз» (Huntington Ingalls Industries).

06.02.2017


3 февраля случилось весьма примечательное событие — ВМС США провели церемонию вывода из эксплуатации первого в мире атомного авианосца USS Enterprise (CVN 65). Завершилась почти 55-летняя карьера корабля.
Авианосец впервые вышел в море в 1961 году. «Авианосец это система оружия, которая влияет на мировые события, авианосец там, где нужно, и когда это имеет значение», было сказано на церемонии.
Прощай, «Большой Е» (The Big E).
Военный паритет

18.04.2018


На верфи «Ньюпорт-Ньюс» компании Huntington Ingalls Industries завершилась деактивация атомного авианосца «Энтерпрайз». Об этом в понедельник, 16 апреля, сообщает портал Korabli.eu со ссылкой на пресс-службу предприятия.
В рамках сложного процесса, который начался в 2013 году, более 1000 судостроителей выгрузили восемь ядерных реакторов авианосца, деактивировали его двигательные установки, а также подготовили корпус для последней буксировки.
Работы судоверфи по деактивации авианосца завершились еще в декабря 2017 года, но оформление документов затянулось до последнего времени.
Авианосец останется на верфи «Ньюпорт-Ньюс», где его подготовят для хранения в районе Хэмптон-Роудс (в устье Чесапикского залива), пока ВМС США не определят план утилизации.
«Энтерпрайз» стал первым авианосцем с ядерной силовой установкой в составе ВМС США. Его ввели в эксплуатацию в ноябре 1961 года, а в феврале 2017 года состоялась первая в истории американского флота церемония вывода из эксплуатации атомного авианесущего корабля.


УДАРНЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНОСЕЦ CVN-65 ENTERPRISE ВМС США


Ударный атомный авианосец ВМС США USS Enterprise (CVN-65) стал первым в мире атомным авианосцем, и 8-м по счету кораблем по именем Enterprise в истории военно-морского флота США. Как и его предшественник, знаменитый авианосец времен 2-й мировой войны, USS Enterprise, новый авианосец быстро получил прозвище Big E – Большой Э. USS Enterprise (CVN-65) был и остается самым длинным в мире военным кораблем, его длина составляет 342 метра.
Авианосец «Энтерпрайз» создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.
Планировалось построить 6 авианосцев класса Enterprise, однако был построен всего один, постройку остальных пришлось отменить из-за слишком высокой стоимости. К настоящему времени USS Enterprise (CVN-65) стал вторым по возрасту ветераном ВМС США, числящемся в строю, старше него только парусный фрегат USS Constitution. USS Enterprise находился в строю 51 год, больше, чем любой другой авианосец в мире. За это время службу на его борту прошли более 100 тысяч моряков.
У Биг Э есть и другие особенности, делающие его единственным в мире. Например, 8 атомных реакторов, или 4 руля.
25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.
12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа

Уже в октябре того же года Биг Э стал участником первого конфликта в своей истории – Кубинского кризиса. С 1965 года и по 1973 год, конец Вьетнамской войны, авианосец периодически принимал участие в боевых действиях США во Вьетнаме, попутно поучаствовав в конфликте между КНДР и Южной Кореей. В этот же период, 14 января 1969 года, произошла и знаменитая авария на борту авианосца – сильный пожар, вызванный взрывом самолетной ракеты воздух-воздух и воздух-земля Зуни, подвешенной к крылу Фантома, стоявшего на взлетной палубе. Погибло 27 человек, 314 получили ранения, 15 самолетов были уничтожены взрывами и огнем. Сильно досталось и авианосцу, он ушел на ремонт в Перл-Харбор.

В апреле 1975 Биг Э осуществил очень рискованную операцию по эвакуации из Сайгона американских граждан и вьетнамцев, обреченных на уничтожение новой коммунистической властью. Людей эвакуировали вертолетами с крыш американского посольства и командного центра под огнем вьетконговской артиллерии, под воздушным прикрытием истребителей. Последний вертолет взлетел с крыши посольства в 0753 30 апреля 1975 года с 11 морскими пехотинцами на борту.
Не обошли Биг Э стороной войны в Персидском заливе и Югославский конфликт, уж не говоря про присутствие авианосца, в качестве сдерживающей силы, в массе горячих точек, грозивших перерасти в пожар большой войны.
Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.
Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.
Полетная палуба авианосца «Энтерпрайз» имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.
Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.
В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.
На авианосце «Энтерпрайз» доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).


Кроме них на полетной палубе имеются три люка – выходы подъемников боеприпасов.
Авианосец «Энтерпрайз» располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две – на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.
Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение – аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.
На авианосце «Энтерпрайз» используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.
В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A «Томкэт». В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.


Планировалось списать Энтерпрайз где-то в 2014-15 годах, однако остановились на конце 2012 года. Биг Э будет торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря 2012 года в Норфолке, Вирджиния. После церемонии списания ему предстоит пройти деактивацию реакторов и выгрузку топлива — операция, которая займет почти столько же времени, сколько его строительство. Планируется начать деактивацию в середине 2013 года, и закончить где-то в 2015-м. В США давно уже идет активная кампания по сохранению авианосца в качестве мемориала-музея, однако специалисты скептически относятся к этой идее, поясняя, что после выгрузки топлива и деактивации реакторов от внутренностей авианосца мало что останется, потому что выемка топлива и реакторов потребует капитальной разборки конструкций корабля. Скорее всего, часть Биг Э все-таки будет сохранена – его знаменитый «остров», надстройка, характерного кубообразного вида. Такой вид она получила не по прихоти разработчиков проекта корабля, а в связи с установкой на Биг Э первой в мире фазовой РЛС, то есть РЛС, использующей не вращающиеся, а стационарные антенны.


На счету «Энтерпрайза» — квинтэссенции всех передовых научных достижений, было немало других мировых рекордов:
— первый атомный авианосец в 60-е годы удерживал звание самого крупного корабля (полное в/и «Энтерпрайза» 93 тысячи тонн),
— на «Энтерпрайзе» впервые появился радар с фазированной антенной решеткой (SCANFAR),
— первый корабль, с чисто авиационным вооружением (перерасход средств вынудил конструкторов отказаться от каких-либо систем самообороны, только в 1967 году на корабле установили первые ЗРК «Си Спэрроу»)
— на борту «Энтерпрайза» установлено самое большое количество ядерных реакторов – целых 8 штук (сомнительное достижение, говорящее лишь о несовершенстве ядерных технологий в 50-е годы),
— первый корабль с ядерной силовой установкой, принявший участие в боевых действиях,
— в декабре 1969 г., во время Войны во Вьетнаме, самолеты с авианосца «Энтерпрайз» установили до сих пор непобитый рекорд, выполнив за сутки 178 боевых вылетов,
— самая долгая служба в действующем составе флота (51 год),
— наконец, «Энтерпрайз» — первый из атомных авианосецев-гигантов, который должен пройти процесс утилизации.

ИНФОРМАЦИЯ:

Строитель: Newport News Shipbuilding and Drydock Company
Стоимость строительства: 451.3 миллиона долларов
Заложен 4 февраля 1958 года
Спущен на воду 24 сентября 1960 года
Крещен 24 сентября 1960 года
Передан ВМС США 25 октября 1961 года
Подъем военно-морского флага 25 ноября 1961 года
Базовый порт: база ВМС Норфолк Вирджиния

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
— полное 93500 т
Длина – 342,3 м
Ширина 40,5 м (ватерлиния)
Ширина макс 78,4 м
Осадка 11,9 м
Главная энергетическая установка АЭУ, используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse
Мощность АЭУ 280000 л.с.
Макс скорость хода 33,6 узла
Дальность плавания – 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: – 3325 человек (2700 рядовых, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
Летный состав авиакрыла 1891 человек (250 летчиков и 1550 технический персонал)

ВООРУЖЕНИЕ

Самолеты: макс 90, обычно 60
4 паровых катапульты
Взлетная палуба, ангары, хранилища боеприпасов и реакторы имеют броневое покрытие
Пусковые установки «Си Спарроу» – 3Х8;
Пусковые установки «Фаланкс» – 3


Когда наши вновь эсминец ВМС США "Дональд Кук", всплыл в памяти интересный и забавный эпизод из советского времени. советской ПЛ на атомный ударный авианосец ВМС США Enterprise (CVN-65) («Энтерпрайз»).Самый длинный (342.3 метра) среди боевых кораблей мира. Читал эту заметку 15 лет назад. Автобиографичный рассказ об этом событии кап. 1 ранга Н.Н. Курьянчика.

АТАКА НА «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Капитан 1 ранга Николай Николаевич Курьянчик отдал лучшие годы своей удивительной жизни службе в подводном флоте, в поселке Рыбачьем на Камчатке. До этого закончил Высшее Военно-Морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского (г. Ленинград). Прошел достойно через не одну автономку, был инженером КИП, командиром группы автоматики главной энергетической установки головной атомной лодки проекта 671ртм, там же — командиром дивизиона живучести, затем командиром боевой части 5 на лодке проекта 971 "Барс". Службу закончил старшим преподавателем цикла борьбы за живучесть подводной лодки в 25-м учебном центре там же, в Рыбачьем. Сейчас работает в г. Вилючинске тренером по парусному спорту в Детской спортивной школе № 2.И пишет рассказы. Почти все они глубоко автобиографичны...

"Полковник наш рожден был хватом..."

М.Ю. Лермонтов

ПРОТИВОБОРСТВО ДВУХ СИСТЕМ было в самом разгаре, вовсю полыхала "холодная война", и отблески ее зарева были видны на всех материках, морях и континентах. На таком историческом фоне и служил Советскому Союзу командир многоцелевой атомной подводной лодки, один из многих ничем особенным от других не отличавшийся. Хотя слыл на флоте чудаком из-за своих двух сумасбродных идей.
Первая — сделать на подводной лодке "мертвую петлю". Вторая — торпедировать авианосец "Энтерпрайз". Ни больше ни меньше. Причем обе мечты были вынесены еще из стен училища, и до сих пор командир не образумился. Нет-нет, да и ляпнет где-нибудь, чаще, конечно, по-пьяни.

Идея с "мертвой петлей" родилась на вступительной лекции по ТУЖК, когда преподаватель из бывших механиков авторитетно заявил, что аэродинамика и гидродинамика — близнецы-братья, вернее, сестры, и что законы управления подводной лодкой сродни законам управления самолетом. Правда, со временем мечта несколько поблекла, выветрилась и стала какой-то нереальной. Механики-сослуживцы снисходительно привели массу доводов о ее несостоятельности. Но петлю, упрямо думал мечтатель, я все равно сделаю — на новой, глубоководной, скоростной лодке третьего поколения, с реактором на ЖМТ!

А мысль о потоплении "Энтерпрайза" родилась одновременно со вступлением того в строй, на занятиях по тактике, когда подробно разбиралось потопление американской лодкой "Арчер-фиш" в конце ноября 1944 года крупнейшего японского авианосца "Синано" .
— Это был самый мощный авианосец в мире до нынешнего времени! Семь двести тысяч тонн водоизмещения! И был потоплен лодкой в тридцать раз меньшей, чем он сам. Только недавно вступивший в строй американский атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" смог превзойти "Синано" по своей мощи…
— Вот бы его утопить! — вырвалось у вихрастого четверокурсника, в котором без труда можно узнать нашего мечтателя.
— Ну-ну. Мысль сама по себе неплоха, но американцы учли печальный опыт "Синано". Его охраняли всего два эсминца. А у "Энтерпрайза" сопровождение — будь здоров. Лодки, авиация, в том числе и противолодочная, и спутники… Это дальнее, а в ближнем фрегатов пять рыщут. И у самого, помимо авиации, вооружение — ого-го! Так что, мой юный друг, о торпедной атаке "Энтерпрайза" можно только мечтать. К тому же ход у него под тридцать узлов, даже противолодочным зигзагом угнаться практически невозможно. Даже если ваша железка сможет дать такой ход, вы все равно ничего слышать не будете за ревом собственных шумов. Это все равно, что на мотоцикле с завязанными глазами преследовать гоночный автомобиль по взлетной полосе. Причем у водителя автомобиля глаза не завязаны… За ним надо охотиться, выслеживать, прокрадываться в ордер — одним словом, как следует надо тактику изучать. И не только в училище, а всю службу. Вот тогда что-то может получиться. Причем только в военное время — надо объяснять, почему? А еще попробуй, окажись с ним в одном районе…

И тем не менее, командир упрямо нес свои несбыточные мечты через годы. И вот наступило время принятия решения: расти дальше по службе, или подыскивать место на берегу? Расти дальше не особо хотелось, а на просьбу или даже намек о переводе командир дивизии с начпо заявляли: "Ну, еще одна автономка — и будет тебе перевод". Но прошли одна, вторая и назревала третья. Командир был грамотным подводником, имел сколоченный экипаж и, как говорится, пользовался авторитетом. Но всему есть предел, и когда командир твердо заявил протест и затребовал справедливости у командования, ему "по секрету" сообщили, что эта боевая служба будет проходить в районе предполагаемого действия АУГ с "Энтерпрайзом", и что более опытного и грамотного командира в этом плане просто нет и быть не может… Короче, такого иезуитского коварства в штабной дипломатии командир не ожидал. Мечта юности… непойманная Жар-Птица…

И началась игра в жмурки, гонка с завязанными глазами. На космическую разведку надежды было мало — никакого просвета, облачность сплошная. Но командир был отнюдь не беспомощным мечтателем, а имел крепкую крестьянскую хватку: про авианосцы и их тактику он знал все, что можно было знать. Его офицеры, включая даже механиков, знали чудаковатость своего командира и тоже старались не пропустить ни крупицы информации про "Энтерпрайз" и его охранение. И, наконец-то, — вознаграждение за упорство: вот она, материализация мечты командира и всего экипажа! Лодка на стабилизаторе глубины без хода, все молчат, напрягшись, а акустики ловят своими чуткими электронными и человеческими ушами групповую цель, а посередке что-то такое, что без труда классифицируется как авианосец! Прикинули, посчитали — основная цель пройдет мимо в десяти-двенадцати кабельтовых. Вот она, мечта юности и всей последующей жизни! Ну почему, почему на планете в эту минуту мир?! А-а-а!..
— Боевая тревога, торпедная атака! Колокола и "каштан" не использовать! Все команды и доклады — только по телефону!
— Ну, писец, началось, — вырвалось у экипажа, — бей супостата.
Но война-то “холодная”, время мирное, атаковать нельзя, даже имитировать атаку… Надо что-то делать, как-то обозначить торпедную атаку, пусть знают, что русский Иван не лыком шит, и не думают о безнаказанности…
Боцман, всплывать на перископную глубину на стабилизаторе.
Команд — минимум, все с полуслова, все работают, выкладываясь на сто процентов.
— Поднять перископ.

В центральный прибыли взлохмаченные зам с особистом. Ишь как торопились, даже лоск не успели навести. Начинают потихоньку въезжать в обстановку. Командир — к перископу, чтобы ненужных вопросов избежать. Минут через пять авианосец будет на траверзе. Вон он, весь в огнях, самолеты принимает — значит, курс менять не будет. БИП вырабатывает данные для стрельбы — все на автомате. Командир от перископа — к телефону:
— Минер! Сколько нужно времени, чтобы освободить четвертый и пятый аппараты от торпед?.. Сколько?! Ну ты оху… Пять минут! И приготовить эти аппараты к прострелке воздухом! Понятно?!
Пытавшиеся вот-вот вмешаться в обстановку зам с особистом оцепенели, как адмиралтейские якоря на набережной Невы. Минера тоже заклинило, и четкого ответа "есть" не последовало. Вот те на. Готовились, готовились. Да, в военное время проще: ввел данные стрельбы — а они идеальные! — и "Пли!" А тут все аппараты заряжены боевыми торпедами, все битком. Есть, правда, возможность освободить два аппарата от торпед на случай аварийного выхода из затонувшей лодки. Ну, освобождаем, время уходит…
Время уходит, авианосец вот-вот поравняется с лодкой, а минерское "есть" все никак не прозвучит, да и зам с особистом скоро очухаются.
Тут механик — нашел, елки, выход! — самый большой оппозиционер и тайный насмешник над командирскими утопиями. Он уже давно запрашивал "добро" продуть гальюны(не заполненным "под завязку" остался только докторский в изоляторе), но командир неизменно запрещал — звук продувки демаскирует махом. Механик матерился и утверждал, что нас скоро по запаху учуют даже в Пентагоне.
— …Минер!..
— Тащ командир , — встрял механик, — готов произвести прострелку гальюнов! Эффект такой же, а пользы больше: не надо снимать давление с отсеков, тем более, что оно и так избыточное, и расход воздуха на это дело меньше. И нарушения директивы не будет. А?
Мысль сама по себе неплохая, но… как-то это… и выхода другого нет…
— Ну, это совсем другое дело,
— обратился почти вышедший из оцепенения зам к начинающему выходить особисту.
— Ладно, мех, убедил, — сказал командир. — Продуть гальюны по команде.
И сам — к перископу.

В редких разрывах облаков проглядывала четверть рождающейся луны. Лунная дорожка убегала в сторону авианосца, надвигающегося неумолимо, как крах капитализма.
— Механик, турбину к даче хода приготовить. Что там с гальюнами?
— Турбина готова, гальюнные аппараты второго и третьего отсеков к стрельбе готовы,
— отрапортовал механик, — есть предложение опустить перископ: кингстон продувки гальюнов на одном шпангоуте с перископом, недолго и оптику загадить…
— Понял, понял, механик… БИП! Доложить данные стрельбы двумя "изделиями"
! — Выслушал данные, сверился по перископу и дал команду опустить его.
— Механик, то-овсь!
— Есть товсь!
— Пли!
— Есть пли!
— отозвался механик. — Второй и третий, продуть гальюны, воздуха не жалеть!
Через некоторое, очень маленькое, время в центральный пошел характерный запах, и все завращали носами.
Товарищ командир, продуты баллоны гальюнов во втором и третьем отсеках. Замечаний нет.
— Есть, механик. Поднять перископ!

Подняли. Вот это да! Командир ошалело отшатнулся от окуляров, а затем опять прильнул.
На авианосце пылал пожар! И еще какой! Громадина продолжала следовать своим курсом.
Товарищ командир! В нашу сторону направляется цель номер три, дистанция тридцать, — доложил командир БИПа.
Есть, — машинально ответил командир, не отрываясь от перископа, — наблюдаю пожар на авианосце, записать в вахтенный журнал…
В центральном все так и обалдели.
Доигрались! — первым пришел в себя и трагически завопил зам.
Разрешите? — и, не дожидаясь ответа, особист прильнул к перископу. Это наглость. Это борзость. Перископ — штука только для командира. Старлей сопливый, агент 00, да к тому же из механиков… В другое время командир не стерпел бы и проучил юнца, но сейчас было не до того.
Пожар… на полетной палубе… ни хера ж… — подтвердил особист.
Что за чертовщина?! Ну, продули гальюны. Торпедные аппараты воздухом не простреливали, вернее, команда была, но минер… Минер "есть" не сказал, а должен был, и отрапортовать команду должен был, а он молчал… Тогда что?
Так думал командир, а все внимательно слушали, потому как думал он вслух.
А почему он молчал? — вступил в дело особист. — Может, он действовал?
И особист перевел взгляд на пульт вахтенного офицера с "каштаном". Тумблер торпедной палубы был включен! Все уставились на тумблер, а глаза зама начали наливаться справедливым гневом, как у Ивана Грозного, который убивает своего собственного сына.
Разрешите! — и снова без разрешения особист рванулся к "каштану". — Первый, торпедная! Ответить центральному! — надрывался особист в выключенный "каштан", надеясь первым выявить злой умысел.
Товарищ старший лейтенант! — не сдержался командир. — "Каштан" обесточен по моему приказанию с самого начала слежения за авианосцем. Отойдите отсюда, и без разрешения…
— Но ведь горит, и горит фактически! — не унимался старлей, пытаясь сдержать марку.
— А чего это вас так огорчает, — съязвил командир, — авианосец-то американский.
И за телефон.
Связисты, запитать командирский "каштан" , — и далее, уже по "каштану". — Минер! Ты что там, умер или …..?! Доложить количество боезапаса!
— Товарищ командир,
— прозвучало в замершем центральном, — боезапас без изменения . — Минер докладывал невозмутимо — еще бы, откуда он знал. — В аппаратах столько-то, на стеллажах столько-то, выгрузку из аппаратов четыре-пять начать не можем, неисправно перезарядное устройство. Время на введение в строй выясняем…
— Ну, минер! Мо-ло-дец! — гневно-радостно выдавил командир. — Выгрузку отставить, а там разберемся…
Зам отлип от перископа, в который влез, пока шел диалог с торпедистами. Ему хотелось ущипнуть себя и проснуться. Кошмар какой-то! Торпеды на месте, ну продули гальюны, а авианосец горит!
Крыша съезжала не только у зама. Но боевые посты и командные пункты бесстрастно делали свое дело.
Товарищ командир, цель номер три опасно приближается, дистанция пятнадцать кабельтов… — прервал размышления и догадки доклад акустика.
Срочное погружение! Турбине вперед девяносто три! Боцман, ныряй на сто метров!

…Автономка закончилась досрочно. "Энтерпрайз" ни с того, ни с сего ушел прочь от советского побережья восвояси, а лодке приказали скрытно вернуться в родную базу. В точке всплытия поджидал БПК с комиссией. Сразу же изъяли вахтенный журнал и штурманские карты. Поочередно опросили всех свидетелей и участников "атаки" и заставили письменно изложить события — такого-то числа... И нарисовалось вот что…

О присутствии в данном районе советской субмарины командир авианосца наверняка знал, а значит, знало и все его охранение. Знал он также, что контакт с ней потерян. Это можно расценить как отрыв АУГ от лодки, но дальнее охранение — тоже подводные лодки — все равно должны были продолжать поиск. Наверняка знала о потере контакта и вся ходовая вахта авианосца. Знали, и потому смотрели в оба. И тут в лунной дорожке какой-нибудь сигнальщик видит перископ. Докладывает, разумеется, — у них за это дело крупная денежная премия, между прочим. Командование авианосца волнуется, луна прячется в облаках, и перископ скрывается(чтобы оптику в дерьме не запачкать). Все там напряженно лыбятся на воду, оповещают корабли охранения, а авианосец идет, не меняя курса, потому что самолеты заходят на посадку. Тут снова выглядывает луна, четко виден вышедший пузырь — в лунной опять же дорожке — и акустики кричат, что слышат торпедный залп… Рулевой и не выдержал, повернул, уклоняясь от "торпед", — так или иначе, история умалчивает, и самолет не туда приземлился, врезался...

Факт состоит в том, что, по сведениям агентурной разведки и по дипломатическим каналам, в том месте и в то время, где наша лодка продувала гальюны, на авианосце произошел пожар вследствие аварийной посадки самолета, врезавшегося в рядом стоящие, а в довершение всего авианосец еще и слегка влепил носом в борт своего же крейсера "Белкнап". Опять же через военного атташе производился запрос о наличии в том районе советских подводных лодок. Разумеется, вежливо ответили, что никаких лодок нет, а ту быстренько вернули…

На пирсе экипаж встречал лично командующий флотом. После оглушительного "Здравия желаем!.." ком поблагодарил экипаж за службу.
— Служим Советскому Союзу!!! — опять же оглушительно заорали подводники… И все. Ни речей. Ни митингов. Ни разносов. Ни наград, ни благодарностей, ни грамот, на худой конец. Зачем приехал?
Старпом.
— Я!!!

Действуйте по плану, а мы тут с командиром маленько побеседуем, — и в курилку на корень пирса.
Ни хрена себе! — выразил общее недоумение механик. — Неужто снимут?! Вот бы меня!.. — он давно мечтал о переводе на берег под любым соусом, ровесник командирский.
Всем вниз! — старпом пресек механические разглагольствования, и народ полез в прочный корпус.
Монолог кома в курилке (достоверность — плюс-минус):
Ну что ж, родной, одну свою мечту ты осуществил. "Энтерпрайз" минимум на полгода выведен из строя. За это не грех и Героя дать. Но, родной, не судьба. Подписывается международное соглашение о предотвращении конфликтов в море и воздухе путем запрещения имитации боевых атак. Табанили его только америкосы. Теперь, может, и они поймут его пользу, потому как ремонт "Энтерпрайза" им в копеечку вылетит. Но тебя, родной, там не было. Ты понял? И экипажу объясни. Ну, органы возьмут подписку о неразглашении, само собой… Объяснять янкесам, что ты не имитировал торпедную атаку, а просто гальюны продувал, никто не станет. Во-первых, это их только разозлит, а во-вторых, смешно просто. Еще возьмут и не подпишут соглашения, реванша искать будут. ТАСС уже сообщил об аварии на "Энтерпрайзе" и заявил, что наших кораблей в этом районе не находилось. Вот так-то, родной. Извини, вот тебе Орден Красного Знамени — это все, что в моих силах. Да и вообще, не пора ли ему на покой? — ком повернулся к комдиву. — А то ведь, насколько я знаю, еще одна мечта осталась неосуществленная. Есть места?
Найдем, товарищ командующий. Это — последняя автономка. Готово представление на перевод в учебный центр, начальником тактического цикла.
Давайте мне, я сразу подпишу. Ну что ж, комдив, готовь представление и на механика. Пусть там вместе разбираются со своими мертвыми петлями. Только в штопор не войдите, — ком весело погрозил пальцем, потом протянул на прощание огромную теплую ладонь.

Вооружение

Авиагруппа (на 2010 г.)

  • 4 x EA-6B Prowler ;
  • 36 x F/A-18 Hornet ;
  • 22 x F/A-18 Super Hornet ;
  • 4 x E-2C Hawkeye ;
  • 6 x SH-60 Seahawk .

Зенитное

  • 3 x 8 x Sea Sparrow Mk 29 ;
  • 3 х Vulcan Phalanx CIWS Mk15 .

Однотипные корабли

USS Enterprise (CVN-65) («Энтерпрайз») - авианосец США. Первый авианосец с ядерной силовой установкой (ЯСУ). Введён в строй в 1961 году. Первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на ещё пять запланированных к постройке кораблей серии. Первый военный корабль с ЯСУ принявший участие в реальных боевых действиях. Крупнейший в мире боевой корабль своего времени. Обладатель рекорда по количеству боевых вылетов в сутки, рекорда по продолжительности службы боевого корабля в рядах ВМС США.

Общие сведения

Enterprise или "Большой "Э", как уважительно его называют моряки, унаследовал свое имя от корабля - героя второй мировой войны авианосца USS Enterprise (CV-6) . Первоначально планировалась постройка серии из пяти однотипных кораблей, однако стоимость затрат была сопоставима со стоимостью двух авианосцев типа Kitty Hawk , близких ему по боевым характеристикам. В результате USS Enterprise так и остался уникальным в своем роде кораблем, обладателем ряда громких титулов и рекордов, воплощением передовых достижений ВМФ США времен холодной войны.

История создания

Предшественники

Предшественником послужили авианосцы типа Kitty Hawk . USS Enterprise унаследовал от них основные черты конструкции корпуса, конструкцию полетной палубы, практически аналогичный состав авиагруппы.

Предпосылки к созданию

В связи с появлением первых экономичных и надежных ядерных энергетических установок, возник вопрос оснащения ими кораблей надводного и подводного флота. На первый план выходила высокая автономность плавания которую давали ЯСУ. В случае с авианосцами преимущество в виде автономности самого корабля перечеркивалось низкой автономностью авиагруппы. При интенсивных боевых действиях авиационное топливо и боезапас требовали пополнения уже через 7-8 дней. Тем не менее командованию ВМС США удалось добиться утверждения проекта постройки атомного авианосца. Одним из активных сторонников был адмирал Хайман Риковер (Hyman G.Rickover ), названный в последствии "отцом" американского атомного военного флота.

Проектирование

За основу при создании корабля были взяты авианосцы типа Китти Хок. В результате размещения ЯСУ состоящей из 8-и реакторов с системами охлаждения и обеспечения радиационной безопасности ширина корпуса заметно увеличилась. Для того чтобы избежать потери ходовых качеств и в первую очередь скорости решено было увеличить и длину корпуса. В результате на время введения в строй USS Enterprise стал самым длинным кораблем в мире. За счет того, что отпала необходимость в размещении на борту корабля котельного топлива, увеличилось количество авиационного горючего, а, следовательно и автономность авиагруппы. Отсутствие кожухов выхлопных труб позволило существенно уменьшить размеры надстройки и, как следствие, увеличить площадь полетной палубы.

Описание конструкции

Корпус

Схема USS Enterprise

Корпус гладкопалубный с закрытой носовой оконечностью, односторонней угловой палубой. Бронированная полетная палуба обеспечивает дополнительную прочность корпуса в продольном направлении. Корпус разделен на отсеки водонепроницаемыми переборками доходящими до ангарной палубы. Противоторпедная защита как и на авианосце предшественнике обеспечивалась продольными переборками и двойным дном на протяжении всего корпуса. Непосредственно под полетной располагалась галерейная палуба, создававшая дополнительную верхнюю защиту ангара и служившая опорой полетной палубе, особенно выступающим за борт ее частям. В галерейной палубе находились жилые помещения экипажа, посты управления авиационно-техническими средствами, командирские и флагманские помещения. Главной палубой авианосца является ангарная. Высота ангара составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности, наряду с системами тушения, ангарная палуба оборудована разворачиваемым огнеупорным экраном. Подъем техники осуществлялся четырьмя авиаподъемниками. Три по правому борту и один в кормовой части по левому. Надстройка-остров представляла из себя кубическую конструкцию на более тонком основании. Столь специфическая форма "острова" была обусловлена размещенном по его периметру неподвижной решетки радара фазированного типа.

На палубах USS Enterprise располагались 4 авиационные катапульты, при одновременном задействовании которых самолеты могли подниматься в воздух каждые 15-20 секунд.

Бронирование

Основная защита предусмотрена от атак сверху, в виде бронированной полетной палубы. Кроме этого на авианосце были установлены несколько бронированных продольных переборок.

Энергетическая установка и ходовые качества

На авианосце USS Enterprise установлены 8 водо-водяных реакторов A2W. С целью обеспечения дополнительной безопасности и живучести энергетическая установка была разделена на 4 эшелона. Каждый из эшелонов включает в себя два ядерных реактора, восемь парогенераторов, турбину, турбозубчатый агрегат и приводит в движение отдельный гребной вал. Движителем являются 4 пятилопастных винта. С целью улучшения маневренности и уменьшения радиуса циркуляции за каждым винтом установлен свой руль. Общая мощность энергетической установки составляет 280 000 л.с., что позволяет разгоняться авианосцу до 33 узлов. Дальность хода без замены активной зоны реактора составляет до 400 000 миль.

Экипаж и обитаемость

Экипаж авианосца насчитывает 3 200 человек, состав авиакрыла 2 480 человек.

Вооружение

Авиационное вооружение

Авиационная группа могла насчитывать до 90 единиц техники. В начале эксплуатации в нее входили самолеты A-5 Vigilante , F-4 Phantom II , F-8U Crusader . После переоборудования 1974 года авиагруппа получила новейшие для того времени истребители F-14 Tomcat . Во время полувекового юбилея на USS Enterprise базировались истребители F/A-18 Hornet , F/A-18E/F Super Hornet , Grumman EA-6 Prowler , самолеты радиолокационной разведки Grumman E-2C Hawkeye , многоцелевые вертолеты Sikorsky SH-60 Sea Hawk .

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Первоначально при вступлении в строй авианосец не располагал ни каким вооружением кроме авиагруппы.

  • 1966 год - во время модернизации на него были установлены 2 зенитно ракетных комплекса (ЗРК) Sea Sparrow Mk 25 .
  • 1979 год - ЗРК заменены на 3 более современных Sea Sparrow Mk 29 и добавлены три зенитных артиллерийских комплекса Vulcan-Phalanx Mk.15

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

SCANFAR - экспериментальный радар с фазированными антенными решетками. Именно этому устройству Enterprise обязан уникальной среди авианосцев ВМС США кубической формой надстройки -"острова". Демонтирован во время переоборудования в 1981 году и заменен на радар трехмерного обзора AN/SPS-48 и радар наведения ракет AN/SPG-55

Модернизации и переоборудования

  • 1966 год - установлены ЗРК Sea Sparrow ; установлено оборудование новой системы спутниковой связи SSC-3 (Shipboard Satellite Communications)
  • 1969 год - замена активной зоны ЯСУ
  • 1973 год - переоборудование под новейшие истребители F-14A Tomcat
  • 1979-1982 годы - капитальный ремонт; установлены новые РЛС ОВЦ типов AN/SPS-48C и AN/SPS-49 с антеннами вращающегося типа; пусковой установки Sea Sparrow заменены на более современные модификации, увеличено их количество; установлены АЗК Vulkan-Falanx ; установили систему постановки активных помех SRBOC.
  • 1990-1994 годы - замена реактора; ремонт и модернизация электронных систем межкорабельного взаимодействия и управления авиагруппой.
  • 2004 год. - капитальный ремонт корпуса, двигательной установки; оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями (Tactical Flag Communications Center - TFCC) и центр классификации и анализа данных о подводных целях (Antisubmarine Classification and Analysis Center-ASCAC). Таким образом корабль превратился из простого авианосца в оперативно-тактический центр.

История службы

Карибский кризис

Боевое крещение авианосец прошел в 1962 году во время "карибского кризиса". Как ответ на экспансию военных баз США и размещение ядерного оружия в тактической близости от Советского Союза, в республике Куба были размещены баллистические ракеты СССР. В результате, как одна из ответных мер, Соединенными Штатами была организована экономическая и транспортная (морская) блокада острова. В составе соединения кораблей атлантического флота США USS Enterprise участвовал в морской блокаде Кубы.

Энтерпарайз в составе "Оперативной группы №1"

Кругосветное плавание "Морская орбита"

1961 год ознаменовался таким историческим событием как первый полет человека в космос. 20 февраля 1962 года первый американский космонавт Джон Гленн совершает орбитальный полет и становится национальным героем. Во время этого полета на борту авианосца находилась одна из станций радиолокационного контроля обеспечивающая безопасность и слежение. В 1964 году USS Enterprise , покинув Средиземное море в составе соединения кораблей-пионеров военного атомного флота, принял участие в кругосветном походе с символическим названием "Sea Orbit" ("Морская Орбита"). Кроме авианосца в состав так называемой "Оперативной Группы №1" входили первый в мире военный корабль с ядерной энергетической установкой - крейсер [ и первый в истории атомный фрегат Bainbridge . Цель похода была продемонстрировать всему миру недостижимую до того времени автономность плавания на которую способны только корабли с ЯСУ. Плавание продлилось 65 суток. Акция носила пропагандистский характер. Прообразом "Морской Орбиты", в какой-то степени, послужила кругосветка "Великого Белого Флота" 1907-1909 годов.

Вьетнамская война

Горящий USS Enterprise

В декабре 1965 года USS Enterprise в составе Седьмого Флота США передислоцировался в юго-восточную Азию и принял участие в Вьетнамской войне. Авианосец стал первым боевым кораблем с ЯЭУ который принял участие в военных действиях. С этим периодом связан еще один рекорд корабля: во время военных операций авиагруппа совершала до 165 вылетов в сутки. Способный решать боевые задачи на расстоянии до 1500 км USS Enterprise был в относительной безопасности от ответного огня противника, однако, однажды и он оказался на краю гибели. 14 января 1969 года в кормовой части полетной палубы прогремел взрыв и возник сильный пожар. Причиной взрыва по одним данным послужило падение и детонация 255-кг авиабомбы, по другим - самозапуск неуправляемой авиационной ракеты вследствие перегрева от реактивной струи рядом расположенного самолета. Пожар быстро набирал силу и привел к многочисленным взрывам боекомплекта. Через пробоины полетной палубы огонь распространился на ангар. Появилась вполне реальная угроза потери корабля.

Бушевавший в течении 3 часов пожар удалось потушить ценой самоотверженных усилий команды и подоспевшего на помощь эсминца USS Rogers (DD-876). В результате инцидента погибли 28 членов команды и более 350-и получили ранения и ожоги различной степени тяжести. 15 самолетов были уничтожены, еще десять получили тяжелые повреждения. Корабль вернулся в строй лишь после длительного ремонта.

Операция "Пустынный Лис"

В 1998 году USS Enterprise принял участие в военной операции с целью свержения режима Саддама Хусейна в Ираке. Операция носила названия "Пустынный Лис". В результате массированных авиаударов был нанесен огромный ущерб инфраструктуре государства, уничтожено большое количество промышленных и военных объектов. Предлогом для авиаударов послужили предположения о создаваемом на территории Ирака оружии массового уничтожения. По словам историков и аналитиков, никогда еще силы коалиции не были так близки к основной цели - свержения правительства Хусейна, как в то время. В последующие годы USS Enterprise в составе соединения кораблей участвовал в прикрытии наступательных операций против армии талибов в Афганистане, патрулировал западную часть Индийского океана с целью пресечения активности сомалийских пиратов.

Церемония деактивации

Завершение службы

Авианосцу USS Enterprise принадлежит рекорд по продолжительности службы боевого корабля в составе ВМС США. С момента вступления в строй срок его службы составил 51 год. В 2012 году было принято решение о выводе USS Enterprise из состава флота и подготовке к разделке на металл. Идея сохранить авианосец в качестве корабля-музея не нашла поддержки из-за высокой стоимости и небезопасности работ. 1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась церемония вывода из состава флота и деактивации ядерных реакторов. Так завершилась более чем полувековая служба первого в мире атомного авианосца.

Командиры

  • Vincent P. de Poix
  • Frederick Hayes Michaelis
  • James L. Holloway III
  • Kent Liston Lee
  • Forrest S. Petersen
  • Ernest Eugene (Gene) Tissot Jr.
  • Carol Castleman Smith, Jr.
  • James Willis Austin
  • Robert J. Kelly
  • Robert L. Leuschner, Jr.
  • Robert Johnson (Rocky) Spane
  • Harry Taylor Rittenour
  • Daniel Clark Roper
  • Richard Joseph Naughton
  • Michael Dennis Malone
  • Evan Marthy ("Marty") Chanik
  • James Alexander "Sandy" Winnefeld, Jr.
  • Eric Christian Neidlinger
  • Lawrence Scott ("Larry") Rice
  • Ronald Horton
  • Owen Paul Honors, Jr.
  • Dee Leon Mewbourne
  • William Christopher Hamilton, Jr.

Награды

Авианосец за время своей долгой службы был удостоен множеством наград. Среди них - за заслуги в борьбе с терроризмом, за выполнение боевых операций во Вьетнаме, благодарности командования, памятные медали и т.п.



Поделиться