Атомный ледокол "Ленин" ч.2: виды внутри. Первый атомный ледокол "Ленин": история создания и интересные факты Типы аппу, эксплуатируемые на атомных судах

Использование атомных ледоколов

Российский атомный ледокол «Ямал» с нарисованной на носу акульей пастью

Ледокол Сибирь

По информации Счётной палаты, «Ледокол „Сибирь“ выведен из эксплуатации с 1992 года по причине большого количества негерметичных секций парогенераторов и невозможности эксплуатации реакторной установки № 2 без замены внутренних парогенераторов. Из реакторов № 1 и № 2 выгружены активные зоны в ноябре 1995 года и в январе 1996 года соответственно, при этом наработка реакторов № 1 и № 2 на момент вывода из эксплуатации была ниже нормативной.» В 2009 году запланирована утилизация атомного ледокола.

Ледокол Ямал

Ледокол «Ямал» в июле-августе специализируется на туризме, совершив уже более полусотни походов на полюс, и был первым ледоколом, достигшим Полюса Недоступности в рейсах 1996 года (29.07.1996 и 12.08.1996).

Ледокол 50 лет Победы

Последний атомоход модифицированного проекта «Арктика» - атомный ледокол «50 лет Победы». Был заложен в 1989 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге под названием «Урал». Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в 2006 году и достраивался до весны . Его общая длина (159 м) делает его самым большим из ядерных ледоколов. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле .

Ледоколы класса «Таймыр»

В 1989-1990 годах в Финляндии были построены два ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В отличие от «Арктики» они оснащены одним реактором и имеют меньшую осадку (это позволяет заходить в устья крупных рек). Их длина - 151 м, ширина - 29 м.

Ледоколы в филателии

Инфраструктура

Для работы атомных ледоколов используются суда поддержки:

  1. Топливные суда, используемые для дозаправки:
    • «Лотта».
  2. Топливное судно для перевозки ядерного топлива:
  3. Вспомогательные суда:
    • «Володарский» - перевозка твёрдых грузов,
    • «Серебрянка» - танкер,
    • «Роста-1» - мониторинг и контроль за радиационным фоном.

Как правило, ледоколы стараются проламывать лёд там, где он тоньше всего, чтобы не попасть в ледяные ловушки. В 1970-х и 80-х годах для исследования толщины льда использовались специальные самолёты. В наши дни для этого используются спутниковые системы.

Эксплуатация

Незаменимость атомного флота особенно отчетливо показала навигация 1983 года , когда в восточном секторе Арктики в ледовую ловушку попали более 50 судов, в том числе новейшие дизельные ледоколы «Ермак», «Адмирал Макаров» и даже атомоход «Ленин». Под угрозой оказались не только суда, но и жизнеобеспечение арктических поселков, ожидавших сезонного завоза. Атомоход «Арктика» в качестве ледокола-лидера сумел высвободить караваны судов из ледового плена. В истории спасательных операций на море эта по праву может считаться самой крупной в мире из успешных. Капитан ледокола Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями.

Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 году а/л «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн» (нем. "Polarstern" ). В 2004 году а/л «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking». В 2007 году а/л «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на ГОА «Мир» с НЭС «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 году а/л «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».

Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой. В 1999 году, не заходя в порт г. Мурманск, «Арктика» ровно 1 год, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работала в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), пройдя 50 тысяч миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. В августе 2005 года российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошёл миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны . До этого ни одному судну подобного класса не удавалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход «Ленин» оставил за кормой 654 тысяч 400 миль.

Богатейший практический опыт работы арктического ледокольного атомного флота, которым не обладает ни одна страна в мире, используется при проектировании атомоходов нового поколения: универсальных атомных двухосадочных ледоколов типа ЛК-60Я и ЛК-110Я.

Арктический туризм

С 1989 года атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс . Круиз, длящийся три недели, стоит $25 000. Впервые атомный ледокол «Сибирь» был использован в этих целях в 1989 году . С 1991 года для этого использовался атомный ледокол «Советский Союз» . Для этого же с 1993 года используется атомный ледокол «Ямал» . На нём имеется специальная секция для туристов. На построенном в 2007 году ледоколе «50 лет Победы» также имеется такая же секция.

Примечания

Ссылки

  • The Arctic Job . English Russia (30.09.2009). Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 10 июля 2010.

Wikimedia Foundation . 2010 .

В ноябре я побывал на экскурсии на атомном ледоколе "Ленин", который стоит на вечной стоянке в Мурманске.

Как и полагается "Ленину", это дедушка среди ледоколов (недавно ему исполнился 61 год) и первый в мире надводный корабль с ядерной силовой установкой – до него были только подлодки.

С 1959 года ледокол был приписан к Мурманскому морскому пароходству и обслуживал Северный морской путь, проводя по нему другие суда.

"Ленин" прослужил 30 лет, а в 1989 году был выведен из эксплуатации и превращён в музей. Теперь атомоход пришвартован у Морского вокзала Мурманска, и туда можно прийти на экскурсию. Входной билет стоит 500 рублей, можно заказать экскурсионное обслуживание на русском (1000 рублей) или на английском (1500 рублей) языке.

Это кают-компания. Если вы не знали, это такое помещение на корабле, где вся команда может собраться для обеда, посиделок и т.д. А в случае с ледоколом "Ленин", видимо, ещё и на двухминутку ненависти политинформацию.

Внутреннее убранство ледокола отличается обилием дерева. Как сказал экскурсовод, это беспрецедентный случай на флоте, причём использовались дорогие породы древесины – красное дерево, клён птичий глаз, ясень и орех.

Первый в мире атомный ледокол должен был стать новым символом Советского государства, и его создатели позаботились в том числе об интерьере. На ледоколе в советское время побывали Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие почётные гости.

Кстати, за 60 лет на ледоколе не было ни одной реконструкции или реставрации, почти всё сохранили в изначальном виде. Только кое-где экраны современные поставили.

Современные ледоколы довольно часто ходят на Северный полюс. Впервые его достиг советский атомный ледокол "Арктика" 17 августа 1977 года. С того момента российские ледоколы побывали на полюсе 117 раз, а ледоколы всех других страны посещали Северный полюс только 11 раз.

Зачем наши ледоколы так часто ходят на Северный полюс? Оказывается, в основном это туристические круизы, которые совершаются с 1990 года. Стоит плаванье во льдах примерно $30 000 (2,08 миллиона рублей).

Кстати, аренда ледокола стоит примерно 65-70 тысяч долларов в сутки. То есть в теории, если ты миллионер, ты можешь арендовать целый ледокол, чтобы, например, устроить себе свадьбу на Северном полюсе. Занимаются рейсами две турфирмы, российская и американская. С каждого круиза они получают примерно $9 млн дохода (без вычета расходов на аренду и другие составляющие).

Справа в углу виден олимпийский факел, который морякам подарил Олимпийский комитет.

Вид на атомные реакторы (их на ледоколе два)

Одна из турбин

Если офицеры обычно обедали в кают-компании, то остальные моряки и различные прикомандированные – в столовой.

Здесь 85 посадочных мест, но в первые годы эксплуатации на борту было столько людей, что питание приходилось организовывать в три потока. А кормят на флоте 4 раза в сутки! То есть столовая использовалась 12 смен за сутки.

А вечером столовая превращалась в кинозал. По бокам от экрана видны окошки, откуда подавались готовые обеды на подносах, а официантки (!) разносили их по залу. На ледоколе служили в том числе и женщины – по словам экскурсовода, до 1/5 части экипажа.

Это помещение называется ПЭЖ – пост энергетики и живучести. Это центр управления всеми системами движения ледокола и контроля за ними.

Здесь постоянно дежурили два оператора атомных реакторов.

Кроме того, в этой комнате работал оператор, ответственный за системы электродвижения, оператор контроля радиационной безопасности (всего на судне 300 точек контроля) и начальник смены. Эти 5 человек в круглосуточном режиме обеспечивали работу ледокола.

В конце 50-х годов американцы параллельно с СССР строили свой первый гражданский атомоход "Саванна". Чтобы сэкономить время и обогнать США, советские конструкторы использовали на ледоколе "Ленин" решения, применённые на атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" (К-3). Например, весь модуль управления взят именно оттуда.

Вид на палубу

Стёкла на ледоколе очень тяжёлые и прочные, они должны были выдерживать ударную волну от ядерного взрыва. Кстати, однажды ледокол в такую волну попал, когда в 1961 году СССР испытал на Новой Земле термоядерную "Царь-бомбу".

Ходовой мостик

Здесь находятся ходовая рубка, штурманская рубка, радиорубка.

На современных ледоколах радиосвязь уже не используют, всё заменил компьютер. А на "Ленин" теперь приезжают любители, используя его оборудование, чтобы устраивать сеансы радиосвязи со всем миром.

Управление ледоколом осуществлялось с помощью настоящего штурвала!

Матрос-рулевой должен был уметь гасить инерцию 20 000 тонн металла и выдерживать заданный курс, что довольно непросто.

Ну а эти три рычага нужны для манёвров. Если в Арктике маневрировать неправильно, можно даже потерять корабль, который будет просто раздавлен льдами. Как говорят моряки, "самая прямая дорога в Арктике – кривая".

Капитанская каюта

Здесь капитан в рейсах проводил совещания.

20 ноября 1953 года Совет Министров СССР принял Постановление № 2840-1203 о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой. Ледокол предназначался для проводки в ледовых условиях Арктики по высокоширотным трассам и по Северному морскому пути транспортных судов, а также для экспедиционного плавания в Арктике. Постановлению предшествовало обращение в правительство академиков А.П. Александрова и И.В. Курчатова совместно с руководителями ряда отраслей промышленности и Морского флота, в котором указывалось, что появление мощного атомного ледокола в Арктике позволит более эффективно использовать Северный морской путь как важнейшую транспортную магистраль страны, и одновременно станет убедительной демонстрацией серьезности намерений и планов СССР по использованию атомной энергии в мирных целях.

Следующее постановление правительства от 18 августа 1954 года конкретизировало задачу создания атомного ледокола «Ленин» по срокам, этапам и основным исполнителям работ. Проектирование атомного ледокола возлагалось на Ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг»). Главным конструктором ледокола был назначен В.И. Неганов. Разработка проекта атомной паропроизводящей установки (АППУ) поручалась ОКБ Горьковского завода № 92 (позднее ОКБМ). Главным конструктором АППУ был утвержден И.И. Африкантов. Научное руководство проектом ледокола возлагалось на А.П. Александрова, а ядерного реактора – на И.В. Курчатова, который позднее передал свои полномочия А.П. Александрову.

К разработке основных элементов ЯЭУ были привлечены: ОКБ-12 (системы управления и защиты реактора), СКБК Балтийского завода (парогенераторы), ВИАМ (твэлы активной зоны реактора), СКБ ЛКЗ (главные турбины), завод «Электросила» (главные турбогенераторы и электродвигатели), Калужский турбинный завод (вспомогательные турбогенераторы), ЦКБА (арматура) и др.

Строительство атомного ледокола поручили ленинградскому «Адмиралтейскому заводу». Были определены следующие основные параметры атомного ледокола: водоизмещение – 16 000 т, наибольшая длина – 134 м, ширина – 27,6 м, осадка – 9,2 м, максимальная скорость на чистой воде – 19,5 узлов, автономность плавания – 1 год. Мощность главных гребных двигателей – 44000 л.с. Использование электродвижения позволяло улучшить маневренность ледокола, что важно для форсирования тяжелых льдов, движения в составе караванов и обколки проводимых судов во льдах. Для обеспечения надежного движения судна предусматривалось повышенное резервирование систем и оборудования энергосиловой установки: три реактора, четыре главных турбогенератора, две электростанции с пятью вспомогательными турбогенераторами и резервным дизель-генератором.

Три реактора мощностью по 90 МВт обеспечивали суммарное производство 360 т/ч пара при температуре до 310ºС и давлении 28 атм. Каждый реактор имел две петли циркуляции с двумя парогенераторами, двумя циркуляционными насосами и одним аварийным насосом. Использовалась паровая система компенсации давления в первом контуре. В активной зоне реакторов применили топливо на основе диоксида урана с 5 % обогащением по урану-235.

Технический проект АППУ ОК-150 был разработан в марте 1955 года, а 17 июня 1955 года на секции ЯЭУ НТС министерства он был утвержден и рекомендован к запуску в производство.

При разработке проекта АППУ впервые решался целый ряд сложных научно-технических задач. Одной из них было существенное увеличение длительности кампании активной зоны и экономичное использование ядерного топлива. Реализация предложенного научным руководством решения о введении в активную зону выгорающих поглотителей для компенсации избыточной реактивности дала возможность увеличить кампанию активной зоны до 200 суток, а применение циркониевых сплавов в элементах конструкции зоны позволило в 1,5 раза уменьшить потребление урана по сравнению с активными зонами, где для этой цели применялись нержавеющие стали.

В качестве органов регулирования реактивности реактора вместо первоначально спроектированных погружных стержней аварийной защиты, вводимых в активную зону напором насоса, были применены стержни, перемещающиеся внутри сухих гильз и вводимые в активную зону под действием пружин. В биологической защите использовались малодефицитные и более дешевые материалы: сталь, вода, тяжелый бетон.

Большую помощь конструкторам АППУ на всех этапах проектирования установки постоянно оказывали ученые ЛИПАН: А.П. Александров, Н.С. Хлопкин, Б. Г. Пологих и др. Особенно существенной была роль академика А.П. Александрова, который к началу создания АППУ ОК-150 уже обладал большим опытом и авторитетом в атомной энергетике. Он включался в решение вопросов не только научного, но и инженерного, производственного характера. Сотрудники ЛИП АН участвовали в выполнении сложных расчетных работ, поскольку АППУ была наиболее ответственной и сложной частью всей энергетической установки и создавалась впервые при недостаточных знаниях о свойствах и особенностях работы реактора в судовых условиях.

Работы по изготовлению оборудования установки ОК-150 начались на заводе № 92 в 1955 году, получив статус задания первостепенной важности. Контроль над их выполнением осуществлял непосредственно главный конструктор ОКБ И.И. Африкантов. Ритм работы по созданию и изготовлению оборудования ОК-150 был очень напряженным. Цеха завода работали в три смены, сотрудники ОКБ – «от темна до темна», не считаясь с личным временем. После подписания рабочей документации она сразу запускалась в производство. За срыв сроков графика накладывались взыскания. Конечно, встречались ошибки, но они оперативно устранялись, так как были налажены хорошие взаимоотношения между конструкторами и технологами цехов завода.

Атомный ледокол «Ленин» был заложен на верфи «Адмиралтейский завод» в Ленинграде 27 июля 1956 года, а уже 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду. В 1958-1959 гг. на нем был выполнен основной объем работ по монтажу систем и оборудования атомной установки. Самым напряженным был заключительный этап строительства, монтажа и испытаний АППУ. По мере продвижения монтажа оборудования, арматуры и трубопроводов АППУ на Адмиралтейский завод для оказания технической помощи направлялись специалисты ОКБ и завода № 92.

Четкая организация работ и самоотверженный труд многочисленных коллективов, участвовавших в создании первой АППУ, во многом способствовали своевременной, рекордной по срокам сдаче атомного ледокола «Ленин». Его постройка была завершена 12 сентября 1959 года, а 5 декабря 1959 года ледокол был передан в опытную эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству ММФ СССР. Ледокол стал первым в мире надводным судном с атомной энергетической установкой, причем по мощности он не имел равных среди ледоколов всего мира.

С навигации 1960 года атомный ледокол «Ленин» работал в Арктике, осуществлял проводку судов на самых тяжелых участках Северного морского пути. О том, что его эксплуатация пока еще опытная, как-то сразу забыли. Он был одним из основных участников ранней проводки судов с лесом на трассе «устье реки Енисей – Баренцево море». В середине навигации ледокол работал в основном в проливе Вилькицкого, который даже летом покрыт тяжелыми льдами и освобождается от них лишь на короткое время при наличии благоприятных ветров. Большое значение имела работа атомного ледокола «Ленин» поздней осенью 1960 года при завершении навигации, когда необходимо выводить изо льдов не только обычные суда, но и суда ледового класса. Атомный ледокол «Ленин» выполнял и высокоширотные экспедиционные рейсы. В 1961 году с его борта была осуществлена высадка экспедиции научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-10». С него неоднократно осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.

За шесть навигаций работы ледокола «Ленин» с АППУ ОК-150 им была обеспечена проводка 457 судов, пройдено во льдах более 62 000 миль. Атомная энергетическая установка безотказно проработала около 26 000 часов, показав свою работоспособность в самых тяжелых условиях эксплуатации – при порывистой качке на волнении, ударах судна о лед и частых изменениях нагрузки. Опыт ее создания и эксплуатации дал ценный материал для дальнейшего совершенствования атомных судовых установок. В частности, была выявлена возможность существенных упрощений технологической схемы и конструкции установки, сокращения количества арматуры, систем контроля и т.д. Надежность и устойчивость работы реакторов с большими возможностями саморегулирования оказались выше, чем предполагалось. Из этого был сделан вывод, что на ледоколе без ущерба для живучести ЯЭУ можно ограничиться двумя и даже одним реактором вместо трех. Кроме того, свойство саморегулирования реактора, в свою очередь, позволило в дальнейшем отказаться от его автоматического регулирования в новых установках.

В процессе эксплуатации проявились и некоторые недостатки в конструкции первой установки, в первую очередь – недостаточная надежность отдельных видов оборудования, низкая ремонтопригодность и др.

Главный же итог эксплуатации первой АППУ ледокола «Ленин» состоял в том, что была в принципе подтверждена возможность создания судовых атомных энергоустановок, их высокая безопасность и эффективность. Очень удачно была выбрана сама область применения ядерной энергии – мощные линейные ледоколы, где уникальные свойства атомного энергоисточника давали наиболее осязаемые, бесспорные преимущества перед традиционными решениями, в том числе по безопасности и экономическим показателям.

В отличие от ледокола «Ленин», созданное приблизительно в то же время в США грузо-пассажирское судно «Саванна» с атомной энергетической установкой имело сугубо опытное назначение. Его эксплуатация решала ограниченную задачу – продемонстрировать работоспособность и безопасность атомного судна. Она не показала каких-либо очевидных экономических или иных преимуществ перед традиционными судами того же назначения. Судно эксплуатировалось с 1962 по 1969 гг. и после завершения намеченной программы испытаний было списано (переоборудовано в плавучий музей), оставшись рядовым эпизодом в атомной программе США. Дальнейшего развития гражданское атомное судостроение в этой стране не получило. В СССР, напротив, создание первого атомного ледокола положило начало развитию новой высокотехнологичной отрасли производства – атомного судостроения – и появлению, в конечном счете, целого флота атомных судов.

После сдачи в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин» указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1960 года за создание атомной установки для этого судна и за заслуги в деле развития отечественного реакторостроения ОКБ завода № 92 было награждено орденом Ленина. Этим орденом были награждены также ЦКБ-15 и Адмиралтейский завод МСП СССР. Научному руководителю работ А.П. Александрову, главному конструктору ледокола В.И. Неганову, главному конструктору АППУ И.И. Африкантову и слесарю завода № 92 С.Д. Кузнецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Две группы специалистов (всего 12 человек) были удостоены Ленинской премии, в том числе – ведущие специалисты ОКБ Н.М. Царев, В.И. Ширяев, Д.В. Каганов и А.М. Шаматов. Кроме того, большая группа конструкторов, расчетчиков, технологов ОКБ (практически все участвовавшие в разработке проекта установки ОК-150), а также значительное число рабочих, ИТР и руководители завода № 92 были отмечены орденами и медалями.

Учитывая положительные результаты эксплуатации атомного ледокола «Ленин» в 1960-1963 гг. и важную народнохозяйственную роль, которую играют ледоколы в развитии отдаленных районов Крайнего Севера, правительством страны в 1964 году были приняты два постановления, предусматривающих проектирование и постройку серии новых атомных ледоколов проекта 1052. Постановления определяли порядок проектирования и поставки оборудования на головной атомный ледокол этой серии.

На основании этих постановлений ЦКБ «Айсберг» разработало техническое задание на реакторную установку, а ОКБМ разослало всем заинтересованным предприятиям и организациям контрагентские карточки с целью получения согласия на разработку и изготовление составных частей паропроизводящей установки. Основное оборудование и системы новой АППУ разрабатывали ОКБМ и ЦКБ «Айсберг».

В соответствии с техническим заданием на реакторную установку для атомных ледоколов новой серии ОКБМ выполнило предэскизные проработки пяти вариантов установки и «Обоснование выбора АППУ для атомных ледоколов проекта 1052».

В 1966 году закончилась шестая навигация атомного ледокола «Ленин» с реакторной установкой ОК-150. К этому времени основное оборудование установки выработало свой ресурс. Кроме того, появилась течь в корпусе одного из реакторов. Однако остальное оборудование главной энергетической установки и судовые конструкции находились в удовлетворительном состоянии и могли работать еще длительное время при условии восстановления работоспособности АППУ.

Окончание разработки эскизного проекта АППУ ОК-900 дало основание специалистам различных ведомств поднять вопрос о замене выработавшей свой ресурс АППУ этого ледокола на новую установку ОК-900. С этой целью в ОКБМ были выполнены проработки компоновки установки ОК-900 в габаритах реакторного отсека ледокола «Ленин». Один из вариантов удачно «вписался» в отведенные для установки помещения. Главный конструктор АППУ И.И. Африкантов, оценив преимущества этой идеи, добился поддержки предложенного варианта ремонта ледокола в МСМ. После этого первый зам. министра среднего машиностроения А.М. Петросьянц поручил ОКБМ разработать подробные материалы (расчеты, графики, демонстрационные чертежи и др.) по замене установки, по срокам и стоимости выполнения работ, по технологии демонтажа и монтажа оборудования и по заводам-изготовителям оборудования АППУ ОК-900.

Технический проект АППУ был разработан в конце 1966 года под научным руководством ИАЭ им. Курчатова и при участии ЦКБ «Айсберг», ИАТ АН и контрагентов. В новой реакторной установке были также использованы корпусные реакторы водо-водяного типа. Число реакторов сокращено с трех до двух, так как надежность их, по данным эксплуатации первой установки ледокола, оказалась выше первоначально ожидаемой. Два реактора вполне обеспечивают ледоколу выход изо льдов и возвращение на базу при отказе какого-либо оборудования. В несколько раз был увеличен энергозапас активных зон, а их физические параметры и характеристики контура изменены таким образом, чтобы улучшить свойства саморегулирования реакторной установки.

Существенно увеличивался ресурс всего оборудования, упрощалась конструкция 1-го контура за счет сокращения магистралей и устранения арматуры на них. Установка была более приспособлена к ремонтам за счет улучшения доступа к оборудованию, вертикального исполнения механизмов, сосредоточения основных съемных частей в аппаратном помещении, обслуживаемом передвижным краном. АППУ оснащалась комплексной системой автоматики, что освобождало личный состав от постоянных вахт в ее помещениях. Благодаря всему этому экипаж был сокращен на 30 %, стоимость 1 МВт·ч энергии была снижена в два раза, а объем ремонтных работ – в четыре раза.

Учитывая, что постановлением правительства по проекту 1052 не предусматривалась отработка установки на ее наземном прототипе, а комплексные испытания АППУ предполагалось провести в ходе швартовных испытаний головного ледокола этого проекта, применение установки ОК-900 на атомном ледоколе «Ленин» позволяло проверить все принятые схемные и конструкторские решения по новой установке в реальных условиях, отработать системы и оборудование перед запуском их в серийное производство для ледоколов проекта 1052.

Работы по замене АППУ ОК-150 на установку ОК-900 проводились судоремонтным заводом «Звездочка» в г. Северодвинске.

16 марта 1970 года начались заводские швартовные испытания модернизированной установки атомно­го ледокола «Ленин». 20 апреля 1970 года межведомственная комиссия приступила к работе. Она дала высокую оценку качеству монтажа установки ОК-900, механизмов, агрегатов, систем комплексной автоматизации и другим работам, выполненным заводом «Звездоч­ка» и его контрагентами.

23 апреля 1970 г. в 2 часа 30 минут был осуществлен пуск реактора № 2 установки левого борта, а 1 мая 1970 г. – физпуск реактора № 1 установки правого борта. Вывод реакторов на энергетический уровень мощности состоялся 4 мая и 29 апреля 1970 г. (№ 1 и № 2 соответственно). После этого установка ОК-900 начала свою долгую и успешную работу, которая продолжалась вплоть до вывода атомного ледокола «Ленин» из эксплуатации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года атомный ледокол «Ленин» за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях был награжден орденом Ленина. Бессменному капитану ледокола Б.М. Соколову, сменившему ушедшего на пенсию первого капитана ледокола «Ленин» П.А. Пономарева, почетному работнику морского флота, почетному полярнику были вручены ордена Ленина и Октябрьской революции, а в 1981 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Несмотря на то, что системы и оборудование АППУ ОК-900 работали надежно, без отказов, начиная с 1984 года атомный ледокол «Ленин» эксплуатировался только на трассе Мурманск – остров Диксон в течение июня-декабря, т. е. в наиболее благоприятных ледовых условиях. Это было вызвано ухудшившимся состоянием корпусных и внутрикорпусных конструкций судна, поскольку проектный ресурс корпуса ледокола – 25 лет – был уже выработан. В конце 1989 года по совокупности показателей состояния корпусных и судовых конструкций было принято решение о прекращении эксплуатации ледокола.

Совсем недавно состоялась очень интересная для меня и для других блогеров поездка в Мурманск, на место стоянки и ремонта атомного флота России. Практически все ледоколы были в одном месте, стояли у причалов, на каждом проводились свои работы.
Многие уже написали свои посты, многие уже прочитали их. Дабы не повторяться и не лить сухими фактами вам в мониторы, я расскажу интересные моменты о каждом ледоколе вместе и по отдельности...


Россия - единственная страна обладающая флотом атомных ледоколов. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных, поэтому аналогов во всем мире просто не существует. Самое главное преимущество атомного флота - отсутствие регулярной дозаправки топливом, что очень удобно и выгодно в условиях вечной мерзлоты.

Начну свой рассказ с самого массового проекта - Ледоколов типа «Арктика» (проект 10520). К ним относятся шесть построенных в СССР и России атомных ледоколов.

Атомные ледоколы класса «Арктика» используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути. В этот путь входят Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив. Основные порты на этом пути — Диксон, Тикси и Певек.

1. Ледокол "Арктика" был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде и только 25 апреля 1975 года был принят в эксплуатацию. Он является родоначальником этого класса и первым, кто побывал на северном полюсе. Это произошло 17 августа 1977 г. в 4 часа утра по московскому времени .

Атомный ледокол проекта 10520 является сложным и дорогостоящим инженерным сооружением. На судне размещено почти 1300 помещений, включая: - 155 кают, камбуз и столовую, клуб-кинозал на 108 мест, медицинский блок с операционной, спортзал, библиотеку и прочие бытовые помещения для обеспечения комфортной жизни экипажа и пассажиров при длительной оторванности от “большой земли” - две электростанции с резервными и аварийными дизель-генераторами, мастерские, системы пожаротушения и вентиляции соответствующие объекту ядерной энергетики - вертолётная площадка с соответствующей инфраструктурой, радиоузел и т.д. и т.п.

За 33 года безаварийной работы прошёл во льдах Арктики более миллиона миль. В 1999-2000 проработал в Северном ледовитом океане год без дозаправки и захода в порт.

В настоящее время ледокол находится в порту г.Мурманска, на “холодном отстое”. В августе 2008 года он был выведен из эксплуатации.

Кстати, всеми любимый капитан Лобусов Дмитрий dmitry_v_ch_l , который сейчас работает на "50 лет Победы", с 2005 по 2007 год также управлял Арктикой в лице капитана.
Моя бабушка в свое время на нем ездила в экспедицию на северный полюс. У нее даже где-то фотки есть. Потом найду покажу...

2-3. Второ ледокол этого класса под названием "Сибирь" стоит там же, ждет утилизации в 2015 году. Это судно полностью идентично "Арктике" и проработало в море с 1977 года по 1992 год. Вывден из эксплуатации из-за неисправности парогенераторов.

В 1993 году на борту «Сибири» проходили антитеррористические учения «Блокада» группы «Вымпел», посвященные отработке навыков освобождения захваченного террористами атомного ледокола.

В настоящее время ледокол находится в холодном отстое и полностью подготовлен к разделке: пройден доковый ремонт, с судна убраны отходы и ядерное топливо, днище герметизировано. По планам, утилизация состоится в 2015 году.

Водоизмещение 21120 т, длина 147,9 м, ширина 29,9 м, высота борта 17,2 м, осадка 11 м, мощность АЭУ 75000 л.с, скорость 20,8 уззлов.

Интересный факт: на носу ледокол имел артиллерийскую установку; предположительно в носовой части имел шахты для баллистических ракет Р-13. Жилые помещения установлены на эластичных опорах и амортизаторах и изолированы от корпуса, чтобы не было слышно шума.

4. Третий ледокол "Россия" проработал аж до 2013 года. Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде , спущен на воду 2 ноября 1983 г., принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 г., является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.

Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечение тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума. Рисковать никто не стал, поэтому все атомные ледоколы работали в северных широтах.

В 1990 г. впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс.

В 2012-2013 гг. ледокол даже успел поработать в финском заливе и обеспечить проводку судов в порт "Приморск"

На "России" внедрен комплекс конструктивных решений, направленных на дальнейшее повышение ледовых качеств атомохода. В частности, на нем предусмотрены устройства для уменьшения взаимодействия гребных винтов со льдом, средства для лучшей ледопроходимости, защиты корпуса от облипания и коррозии, а также для улучшения чистоты канала за ледоколом. Изменен состав оборудования, обеспечивающего ледовую разведку, в том числе в условиях полярной ночи. Ангар атомохода рассчитан на всепогодный вертолет Ка-32.

В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2015 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведен в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.

5. Следующий очередной ледокол "Советский союз" был введен в эксплуатацию в 1989 году и в настоящее время находится на переоборудовании в порту г. Мурманск.

Интересный момент в том, что ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль . Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть — на береговых складах . В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна.

В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ. Как заявил в августе 2014 года генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша, «мы продлеваем срок службы ледокола „Советский Союз“, восстановим его к 2017 году».

Атомщики смеются над смыслом названий судов. "Россию" уничтожают, а "Советский союз" восстанавливают.

В свое время «Советский Союз» привез и выгрузил на лед Северного полюса автомобиль «Москвич-2141». Хотите — верьте, а хотите — нет, таким необычным шагом руководство АЗЛК хотело продвинуть свою продукцию на Запад. Хотя это чудо российского автопрома наотрез оказалось заводиться, на импровизированном аукционе его продали за 12 тысяч долларов владельцу сети автозаправок из США, а позднее благополучно доставили счастливому покупателю на родину. Таким образом, был установлен исторический максимум цены за «Москвич-2141».

Офигенный подробный пост читал у masterok про этот ледокол

6-10. Следующий ледокол "Ямал" находится в списке моих любимых судов. Это один из всех атомоходов, который на данный момент в полную силу работаем на Севморпути.

Ледокол был заложен в 1986 году, а спущен на воду в 1989 году. В 2000 году он совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» — седьмой корабль, достигший Северного полюса. Всего же он совершил 46 рейсов к Северному полюсу.

Этот ледокол все помнят по отличающей его раскраске на баке (нос корабля) в виде зубов акулы. Вживую смотрится потрясающе! Стилизованное изображение на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным

Судно может колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Реверсирование двигателя (смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую) занимает 11 секунд, при весе винта 50 тонн. Также атомоход имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Та еще махина!

С этим ледоколом связано несколько происшествий, о которых хочется рассказать:

23 декабря 1996 года на судне случился пожар, в результате которого погиб один член экипажа. Атомные реакторы не пострадали, огонь был потушен в течение 30 минут.
- 8 августа 2007 года 65-летняя туристка из Швейцарии по неосторожности упала за борт ледокола и погибла после удара о воду и винты.
- 16 марта 2009 года в Енисейском заливе Карского моря во время ледовой проводки произошло столкновение «Ямала» с танкером «Индига». В результате удара на главной палубе танкера образовалась трещина общей протяженностью 9,5 м с раскрытием до 8 мм. Танкер следовал в балласте, загрязнения окружающей среды не произошло. Далее танкер был сопровождён «Ямалом» для ремонта в Архангельск.

На тот момент, когда мы были в Мурманске, ледокол стоял в плавучем доке и проходил плановый ремонт. Фотки именно оттуда:

11-13. На самое вкусненькое из этой серии остался "50 лет Победы".

На сегодняшний день это самый крупнейший в мире действующий ледокол. Он был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Дальнейшее строительство было приостановлено из-за отсутствия средств. В 2003 году строительство было возобновлено, и уже 1 февраля 2007 года ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, которые продлились две недели. Флаг был поднят 23 марта 2007 года, и 11 апреля ледокол пришёл в постоянный порт приписки Мурманск. 30 июля 2013 года ледокол достиг Северного полюса в сотый раз!

Расчётная максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол — 2,8 м.

«50 лет Победы» — это модифицированный проект 10520 «Арктика», имеющий множество отличий от своего предшественника. На судне применена ложкообразная форма носовой оконечности, впервые использованная при разработке в 1979 году канадского экспериментального ледокола «Кэнмар Кигорияк» и убедительно доказавшая свою эффективность при опытной эксплуатации. На ледоколе установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Модернизирован комплекс средств биологической защиты атомной энергетической установки, прошедший переосвидетельствование в соответствии с современными требованиями Ростехнадзора. На «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащённый новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна.

О нем будет отдельный, подробный пост в картинках и интересном рассказе. Мы излазили его вдоль и поперек, поужинали с капитаном, побывали в рубке и в других секретных местах, но всему свое время! Ждите огромнейший пост на эту тему, а пока неколько фотографий для затравки:)

14. Следующий ледокол, первый атомный, дедушка "Ленин"

Сейчас он находится в мурманске, стоит у причала и работает как полноценный музей. ОН был построен в 1959 году и сделал очень много полезного для Севморпути.

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе». Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.
Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.

Благодаря этому ледоколу и этим авариям наши современные суда доработаны и безопасны, чтобы не случилось! Начиная с "Ленина" и заканчивая "50 лет Победы" можно увидеть огромнейший скачок в атомной энергетике и в атомном флоте соответственно.

Атомный ледокол «Ленин» стал и первым отечественным судном-музеем с ядерной энергетической установкой, который был ошвартован к причалу у морского вокзала города-героя Мурманска 5 мая 2009 года и за пять лет стал одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Мурманска. За время стоянки атомоход посетило более 100 000 посетителей, здесь бывают официальные делегации и почетные гости г. Мурманска.

Про него я тоже расскажу отдельно!

15. Ну и наполедок хочется рассказать о двух меньших братьях-ледоколах "Таймыр" и "Вайгач".

Эти атомные ледоколы отличаются уменьшенной осадкой и предназначены для проводки судов в устья сибирских рек.

Ледоколы были построен в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, . Эта установка развивает мощность в 50 000 л. с. и позволяет ледоколам идти через лёд толщиной в два метра. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла. Ледоколы могут действовать при температурах до −50 °C.

"Таймыр", к сожалению мы не застали в порту, а вот "Вайгач" был пришвартован к "Советскому союзу" и мирно ждал выхода в море.

В завершении хотелось показать вам инфографику в сравнении. Очень любопытная картинка, которая показывает всю масштабность и колоссальность этих потрясающих судов. Картинка кликабельна, если вдруг чего не рассмотрите:)

Большое спасибо Департаменту коммуникаций Госкорпорации «Росатом» за открытость и лично Екатерине Ананьевой из Управления коммуникаций ФГУП « Атомофлот » и Шпакову Артёму

В декабре 1957 года в Ленинграде был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой. Эта замечательная весть незадолго до 42-й годовщины Великого Октября облетела весь мир.

Зарубежные газеты пестрели заголовками: «Русские ввели в строй атомоход», «Полярный колосс Советов - на Неве», «Победа на мирном фронте использования атомной энергии одержана Советским Союзом»…
1. Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.
2. В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Несмотря на это, от закладки судна на ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.


Строительство атомного ледокола Ленин.
3. Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.
4. Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

Атомный ледокол «Ленин» сходит со стапелей.
5. Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и… руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.
6. Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» - первого в мире ледокола арктического класса.


7. В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.
8. 4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.


9. После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.
10. После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.



Поделиться