Авиационная управляемая торпеда.

Donkey 27-01-2009 12:50

Реактивная телеуправляемая торпеда для высотного торпедометания.

Авиационные торпеды в настоящее время применяются главным образом против подводных лодок. Торпеды, предназначенные для применения против надводных кораблей (НК), практически вытеснены противокорабельными ракетами (ПКР).
Однако высокая стоимость ПКР (например, цена еще первых модификаций ракеты AGM-84 Harpoon http://www.airwar.ru/weapon/pkr/agm84.html составляла ок. 1млн. долл., а ее двигателя---150тыс. долл.) препятствует их широкому применению, кроме того, ПКР обладают меньшей поражающей способностью против НК, чем торпеды, т.к. торпеда поражает корабль ниже ватерлинии.
Предлагаемая ниже торпеда предназначена для поражения надводных кораблей устаревших типов, составляющих большинство корабельного состава развивающихся стран, пиратских судов и др..
Для упрощения конструкции она снабжена пульсирующим гидрореактивным двигателем.

Прототипы:
1) Торпеда РАТ-52 (СССР) http://www.airwar.ru/weapon/at/rat-52.html
(рис. 3)
2) Торпеда RX-6 (Италия) с пульсирующим гидрореактивным двигателем

Как показал опыт учений и боевого применения, эффективность высотного торпедометания прямоидущими торпедами невелика. При одиночном применении торпеды РАТ-52 вероятность попадания в цель была 0,02%.
Для избавления от этого недостатка применена система телеуправления с визуальной коррекцией (оператором) по пузырьковому следу.

Торпеда (рис. 1)состоит из отсека БЧ, топливного отсека и приборного отсека.
Коаксиально топливному расположен двигательный отсек, двигатель состоит из отдельных трубок четырехугольного сечения, имеющих на переднем конце клапан и форсунку для жидкого топлива. Топливом может быть ПЕНТАБОРАН http://www.xumuk.ru/encyklopedia/612.html
или ВЗВЕСЬ АЛЮМИНИЕВОГО ПОРОШКА В ЭВТЕКТИЧЕСКОМ СПЛАВЕ НАТРИЯ И КАЛИЯ, имеющим температуру плавления -7 град. С
При поступлении в трубку топлива клапан закрывается внутренним давлением, а вода вытесняется назад образовавшейся пароводородной смесью (рис. 2)

Схема применения (рис. 4):

Торпеда стабилизируется на траектории небольшим парашютом, а перед приводнением раскрывается тормозной парашют, затем он отделяется, торпеда входит в воду и включается ее двигатель. При входе в воду от торпеды отделяется буй («поплавок»), и включается его аппаратура.
Оператор с самолета наводит торпеду визуально, следя за маневрами корабля и пузырьковым следом торпеды. Обычные приборы (гидростат и гироскоп) удерживают торпеду на заданной оператором глубине и сохраняют прямолинейный курс в отсутствии сигналов управления.

Буду благодарен за отзывы и конструктивную критику.
С уважением, Donkey

kotowsk 27-01-2009 12:11

1) противолодочные торпеды легко могут быть использованы как против лодок, так и против кораблей.
2) а в чём тут идея? всё это в общих чертах уже лет 50 разрабатывалось.

Donkey 27-01-2009 17:17

Уважаемый kotowsk, противолодочные авационные торпеды обычно малогабаритные, имеют небольшой разрывной заряд (напр., A244---34кг, Mk.46---43,1 кг). Но, главное, современные противолодочные торпеды имеют такое сложное устройство, что их стоимость не уступает ПКР, и расходовать такую торпеду на атаку какого-нибудь эсминца---ржавого корыта времен ВМВ или пиратского катера не стоит (снаряд будет дороже цели)

Идея состоит в том, чтобы оператор, сидя в самолете на безопасной высоте, джойстиком наводил торпеду на цель (эта задача намного проще ручного наведения ПТУР первого поколения, т.к. торпеда маневрирует только в одной плоскости). Все элементы, необходимые для такой торпеды (телеуправление по радио с передачей всего ДВУХ команд, управление торпедой по проводу---"Лерхе") было известно еще в во времена ВМВ. Управление по проводу торпедой, правда, в более примитивном виде, было успешно опробовано еще в старину, в 1887 году Симсом и Эдисоном.

Почему это простая идея не была реалиазована давным давно, для меня совершенная загадка. Во время ВМВ сотни торпедоносцев с прямоидущими торпедами на бреющем полете атаковали корабли под ураганным огнем зениток, несли очень большие потери и отнюдь не всегда добивались успеха.

В наше время вся электроника на такой торпеде будет копеечная, ее можно применять (в ясную погоду) с незначительно переоборудованных транспортных самолетов, а целей для такой торпеды достаточно (напр., ВМФ организации
"Тигры освобождения Тамил Илама"
http://www.nationalsecurity.ru/library/00016/00016ltte4.htm
или суда наркобаронов Венесуэлы.

неспич 27-01-2009 19:57



Но, главное, современные противолодочные торпеды имеют такое сложное устройство, что их стоимость не уступает ПКР, и расходовать такую торпеду на атаку какого-нибудь эсминца---ржавого корыта времен ВМВ или пиратского катера не стоит (снаряд будет дороже цели)
Идея состоит в том, чтобы оператор, сидя в самолете на безопасной высоте, джойстиком наводил торпеду на цель (эта задача намного проще ручного наведения ПТУР первого поколения, т.к. торпеда маневрирует только в одной плоскости).


Мда..., зачем же усложнять то этот "процесс"? Вот вы же правильно начали:
quote: Originally posted by Donkey:

Схема применения (рис. 4):
Самолет -носитель следует на максимальной высоте. После визуального обнаружения корабля-цели он производит прицеливание, как при обычном бомбометании с горизонтального полета, и сбрасывает торпеду.


Да почему торпеду то? --Авиабомбу! Вообще без электроники!Всего и делов то...Бах!-- И нет "эсминца---ржавого корыта времен ВМВ или пиратского катера ".(Говорят, что советские эсминцы времён ВМВ проекта 30К имели тенденцию тонуть, расколовшись пополам даже от взрыва 100 кг немецкой авиабомбы РЯДОМ с кораблём)

Donkey 27-01-2009 21:42



Да почему торпеду то? --Авиабомбу! Вообще без электроники!Всего и делов то...Бах!-- И нет "эсминца---ржавого корыта времен ВМВ или пиратского катера ".(Говорят, что советские эсминцы времён ВМВ проекта 30К имели тенденцию тонуть, расколовшись пополам даже от взрыва 100 кг немецкой авиабомбы РЯДОМ с кораблём)

Уважпемый неспич, из мемуаров какого-то ветерана-летчика запомнил фразу:

Экономический ход эсминца узлов 20, полный---30-35 (у современных, кстати, иногда меньше, чем в ВМВ)
Наверное, не зря почти сразу при появлении морской авиации появились и авиационные торпеды (напр, фр. обр. 1924)

Donkey 27-01-2009 22:51

Не только "ржавые корыта", а вот, например, вполне современный турецкий фрегат УРО http://www.warships.ru/Turkey/Frigates/index4.html или корвет
http://www.warships.ru/Turkey/Frigates/index5.html не смогут достать самолет на высоте 10км (пока снаряд 127мм или 100мм орудия долетит до такой высоты, самолет уже будет далеко)

Стволочь 28-01-2009 12:20

Уважаемый Donkey, помнится, долго размышляли с коллегой о практичности торпедометания с гипотетических специально спроектированных для этого БПЛА в самом "бюджетном" исполнении: Кроме дистанционно управляемых скоростных высотных авиеток и автожиров было исключено всё. До гипотез на счёт применения торпед, подобных описанным Вами, "мозговой штурм" не дошёл буквально пару шагов, но затея показалась тогда в целом актуальной... особенно против флотилий развивающихся стран, которым со временем, скорее всего, достанется основная часть судов стран развитых.

Nick Brake 28-01-2009 12:36

quote: Originally posted by Donkey:
Оператор с самолета наводит торпеду визуально, следя за маневрами корабля и пузырьковым следом торпеды.

Маленькая подсказка.

Nick Brake 28-01-2009 12:45

Отказались от нее именно по этой причине: самолет-наводчик вынужден был слишком близко приблизиться и до последнего сохранять визуальный контакт с катером, вследствие чего слишком долго оставался в зоне досягаемости средств ПВО противника (как зенитных, так и авиации).

неспич 28-01-2009 12:47

quote: Originally posted by Donkey:

"Попасть бомбой в маневрирующй эсминец---примерно то же, что уронить горошину на мечущуюся по полу мышь"


Мда, без электроник пожалуй не обойтись. Ну тогда корректируемая бомба(вроде дешёвых арт. корректируемых боеприпасов--"Сантиметр" , "Смельчак"--стоит "копейки" и не надо думать о том как поведёт себя торпеда при падении в воду--всё дешевле выйдет). А вообщето в Фолклендском конфликте 1982 года обошлись без этих "наворотов"-- топмачтовое бомбометание рулило(и проблемы были отнюдь не с попаданием, а со срабатыванием излишне "умных" бомб...).

неспич 28-01-2009 12:51



Справка: в СССР перед Великой отечественной войной велись работы по дистанционному наведению с самолета-наводчика радиоуправляемых катеров на корабли противника.


Ага, как всегда отстаём... первая удачная атака подобных ТЕЛЕуправляемых катеров числится у британцев толи в 1917, толи в 1918 году... И кажется именно таким оружием англичане "уделали" отечественный флот прямо на рейде Кронштадта в 1918 году... (точно не помню...).

Donkey 28-01-2009 12:56

quote: Originally posted by Стволочь:
Уважаемый Donkey, помнится, долго размышляли с коллегой о практичности торпедометания с гипотетических специально спроектированных для этого БПЛА в самом "бюджетном" исполнении: Кроме дистанционно управляемых скоростных высотных авиеток и автожиров было исключено всё. До гипотез на счёт применения торпед, подобных описанным Вами, "мозговой штурм" не дошёл буквально пару шагов, но затея показалась тогда в целом актуальной... особенно против флотилий развивающихся стран, которым со временем, скорее всего, достанется основная часть судов стран развитых.

Уважаемая Стволочь, носитель торпеды вполне может быть и НЕпилотируемым, только на нем должна быть камера с высоким разрешением, и тогда появляются 2 радиолинии связи---одна очень простая, только для передачи команд, а вторая должна передавать видеоизображение. Но это уже высокотехнологичный вариант, а первоначально эта торпеда задумывалась как оружие примитивное, для применения с неспециализированных носителей.
Потому и двигатель предполагается гидропульсирующий, чтоб подешевле.

А можно вопрос: "мозговой штурм" был для каких целей, изобретательских или литературных?

Nick Brake 28-01-2009 12:58

quote: Originally posted by неспич:

Ага, как всегда отстаём... первая удачная атака подобных ТЕЛЕуправляемых катеров числится у британцев толи в 1917, толи в 1918 году... И кажется именно таким оружием англичане "уделали" отечественный флот прямо на рейде Кронштадта в 1918 году... (точно не помню...).

Ну что Вы - это были вовсе не катера, а летающие тарелки. И не телеуправляемые, а на принципе нуль-транспортировки.
Это именно их базу потом нашли в Нью-Мексико...

Стволочь 28-01-2009 01:00

quote: Nick Brake : Какова будет дистанция визуального контакта наводчика с пузырьковым следом?

Именно. Но, возможно, имеет место небольшая досадная нестыковка описания со схемой. Во всяком случае, мне это тоже показалось странным. Но это с одной стороны; С другой - явный перебор с удельной долей "визуального" - по форме и сути: "Обнаружь, следи-веди... церемонясь, отходи...". По-моему, если исходить из принципа "Случайность, совпадение, закономерность - как тройственное усугубление", то всё, что подразумевает более одного усугубления - уже требует пересмотра концепции.

Donkey 28-01-2009 01:13

quote: Originally posted by Nick Brake:

Маленькая подсказка.

1. Какова будет дистанция визуального контакта наводчика с пузырьковым следом?
2. Какова будет дистанция эффективного действия средств ПВО даже старого корабля времен 2МВ?

Уважаемый Nick Brake, видел как-то докуметальный фильм о ВОВ и запомнил картину: след торпеды (обычной, не гидрореактивной) был прекрасно виден в кадрах, снятых самолетом. Высота была, похоже, несколько километров, судя по размеру кораблей конвоя.

В ВМВ основным оружием ПВО кораблей была МЗА, которая отражала атаки пикировщиков, торпедоносцев и топмачтовиков. Поражение самолета на больших высотах универсальной артиллерией было маловероятным.

В наше время некоторые корабли при помощи ЭРК, напр., С300ФМ РИФ
http://ship.bsu.by/main.asp?id=1000063 или Стандарт http://ship.bsu.by/main.asp?id=1000014 могут контролировать воздушное пространство до высоты 25км и более, но мы с такими http://ship.bsu.by/main.asp?id=100010 Тикондерогами связываться не будем, у нас задачи скромные.

Nick Brake 28-01-2009 01:31

quote: Уважаемый Nick Brake, видел как-то докуметальный фильм о ВОВ и запомнил картину: след торпеды (обычной, не гидрореактивной) был прекрасно виден в кадрах, снятых самолетом. Высота была, похоже, несколько километров, судя по размеру кораблей конвоя.

Я в курсе.
Сколько это будет в граммах? В смысле - в километрах? И в минутах (время наведения торпеды на цель)?

quote: но мы с такими http://ship.bsu.by/main.asp?id=100010 Тикондерогами связываться не будем, у нас задачи скромные.

А с кем будете? Например, на черноморско-средиземноморском театре даже скромные турецкие корветы будут прикрыты авиацией наземного базирования.

Стволочь 28-01-2009 02:04

quote: Donkey : Но это уже высокотехнологичный вариант, а первоначально эта торпеда задумывалась как оружие примитивное, для применения с неспециализированных носителей.

Предполагалась плоскостная синхронизация торпеды с ЛА-носителем; Управление торпедой осуществляется горизонтальным смещением ЛА: Либо по остронаправленному радиолучу, если позволяет оборудование, либо - с помощью радиоаппаратуры оставляемого торпедой буя по "формально защищённому" каналу. Недостаток в том, что в примитивном исполнении изделий и ЛА, и торпеда должны перемещаться с приблизительно одинаковыми скоростями... до - наиболее постой вариант - момента подрыва торпеды. Согласна, что не во всём выйдет дёшево, но и предполагалось - для первой четверти 21 века. Пилотируемые варианты также рассматривались - в рамках "альтернативной" середины минувшего века. Однако мы посчитали направление пилотируемой "бюджетной" авиатехники "в прошлом" бесперспективным в виду неприемлемого количества органических концептуальных недостатков.

quote: Donkey : А можно вопрос: "мозговой штурм" был для каких целей, изобретательских или литературных?

Да, конечно. Периодически берёмся прорабатывать наполнение сеттингов для сторонних игровых и литературных проектов: Реалии мира, антураж, технику, снаряжение...

Nick Brake 28-01-2009 02:10

2 Стволочь

А если не секрет - что такое "фантастические сеттинги", и чем их наполняют?

Nick Brake 28-01-2009 02:17

quote: Недостаток в том, что в примитивном исполнении изделий и ЛА, и торпеда должны перемещаться с приблизительно одинаковыми скоростями... до - наиболее постой вариант - момента подрыва торпеды.

Совершенно верно.
Причем, если самолет будет двигаться быстрее торпеды - то он проскочит цель, не успев ничего навести.
Если двигаться перпендикулярным курсом - то оператор не сможет контролировать точность. Обратным - слишком удалится в самый ответственный момент (перед попаданием).
Реально мог бы использоваться вертолет, зависнув над торпедой или на расстоянии от цели - но тогда у него мало шансов даже против артиллерии (100-127 мм орудия имеют дальность до 29 км.) или авиации, из-за своей малой подвижности в этот момент.

Стволочь 28-01-2009 11:08

quote: Nick Brake : Реально мог бы использоваться вертолет, зависнув над торпедой или на расстоянии от цели

Тогда уж рой малоразмерных БПЛА или планирующих "разведывательно-коммуникационных модулей" наиболее примитивной конструкции - для информационного обеспечения нескольких "авиаторпедных" атак... аппараты, скорее всего, одноразовые - по "рублю" за штуку. Также видится уместной их выброска с самолёта - либо непосредственно, либо из малогабаритного контейнера, отделяемого от сброшенной торпеды на определённой высоте.

quote: Nick Brake : А если не секрет - что такое "фантастические сеттинги", и чем их наполняют?

kotowsk 28-01-2009 12:20

маленькая поправочка. для того что бы радиоволна смогла проикнуть под воду надо или использовать свердлинные радиоволны (со сверхдлинной антненной) или выносить антенное устройство наружу.
планирующие же авиабомбы активно (и довольно таки успешно) применялись ещё во вторую мировую.
и ещё - система самонаведения торпеды (тоже вторая мировая) будет стоить столько же сколько и система дистанционного наведения. но при этом не потребуется быть рядом с целью. торпеду можно например и в виде планирующей бомбы доставить в заданый район и быстро смыться. в воде торпеда отбросит крылья и всё сделает сама. и возможно даже без пузырьков.Donkey 28-01-2009 19:22

quote: Originally posted by Nick Brake:

Я в курсе.
1) Сколько это будет в граммах? В смысле - в километрах? И в минутах (время наведения торпеды на цель)?

2) А с кем будете? Например, на черноморско-средиземноморском театре даже скромные турецкие корветы будут прикрыты авиацией наземного базирования.

1) Не очень понял, что имеется ввиду
а) время обнаружния оператором приводнившейся торпеды и ее следа
б) время хода торпеды от точки приводнения до цели

Если (а), то сейчас обдумываю варианты, как это время уменьшить (в идеале сделать так, чтобы оператор сразу после выхода торпеды из "мешка" разворачивал ее в нужном направлении). Один из вариантов---при оделении тормозного парашюта выпускается облако цветного дыма. Вариант плох тем, что экипаж корабля, заметив его, начнет сыпать туда снаряды в надежде поразить "поплавок"(правда, ныряющих снарядов в БК современных кораблей вроде нет), или бомбы из РБУ, если близко.

Если (б), то это время зависит от дальности точки приводнения и скорости торпеды

2) Вообще-то применение торпеды в БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ (а со странами НАТО вряд ли будет локальная) не предполагалось
Вот если бы Турция и Греция, например, обрели большую самостоятельность и снова начали выяснять интересный вопрос о принадлежности Кипра, то тут она бы, возможно, пригодилась

Donkey 28-01-2009 20:27

quote: Originally posted by kotowsk:
1) маленькая поправочка. для того что бы радиоволна смогла проикнуть под воду надо или использовать свердлинные радиоволны (со сверхдлинной антненной) или выносить антенное устройство наружу.
2) планирующие же авиабомбы активно (и довольно таки успешно) применялись ещё во вторую мировую.
3) и ещё - система самонаведения торпеды (тоже вторая мировая) будет стоить столько же сколько и система дистанционного наведения. но при этом не потребуется быть рядом с целью. торпеду можно например и в виде планирующей бомбы доставить в заданый район и быстро смыться.
4) в воде торпеда отбросит крылья и всё сделает сама. и возможно даже без пузырьков.

1) Истинно глаголете!
2) Это совсем другой вид оружия, тут речь шла о торпеде. А Фриц-Х был, действительно, для своего времени большим ноу-хау
3) Против систем самонаведения еще в ВМВ применяли "фоксер", и спротиводействие автономным ССН вовсю развивается и сейчас. Это одна из причин, отчего многие современные торпеды управляются по проводам
4) кроме приведенной ниже ув.Nick Brake, еще "Малафон", "Масурка", "Петрел", "Раструб", это, вроде, еще не все

Nick Brake 29-01-2009 12:55

quote: 2) Вообще-то применение торпеды в БОЛЬШОЙ ВОЙНЕ (а со странами НАТО вряд ли будет локальная) не предполагалось

А в "малой", если в ней не предполагается использование противником ни авиации, ни ЗРК, вполне достаточно будет одного вертолета или штурмовика, вооруженного НУРСами.

Короче - ИМХО, отсутствует с самого начала реальная концепция боевого применения (то есть, постановка задачи на разработку оружия: противник, задачи, цели, и пр.).

kotowsk 29-01-2009 13:38

quote: Против систем самонаведения еще в ВМВ применяли "фоксер", и спротиводействие автономным ССН вовсю развивается и сейчас. Это одна из причин, отчего многие современные торпеды управляются по проводам

да. но и висеть рядом с атакованным кораблём - тоже не сахар. поэтому надо что бы на крыльях с торпедой летела катушка с кабелем и ретрансятор. ретранслятор будет спокойно плавать у повехности выставив антенну наружу. сама же торпеда помчится к цели разматывая катушку. осталось только узнать - где же цель???

Donkey 29-06-2018 01:16

quote: Изначально написано неспич:

Ага, как всегда отстаём... 1) первая удачная атака подобных ТЕЛЕуправляемых катеров числится у британцев толи в 1917, толи в 1918 году... 2) И кажется именно таким оружием англичане "уделали" отечественный флот прямо на рейде Кронштадта в 1918 году... (точно не помню...).

1) Уважаемый неспич, сейчас, спустя почти 10 лет, нашел то, о чем Вы говорили https://en.wikipedia.org/wiki/FL-boat https://vikond65.livejournal.com/682602.html Совсем как у меня: смотрим с самолета, наводим по проводу... только 101 год назад...

2) А это попробую найти на просторах Интернета

Riolit 07-08-2018 12:45

Во всём этом радионаведении меня смущает одна деталь потенциальное наличие РЭБ средств у корабля которые банально заглушат возможности к наведению торпед.
Самонаведение более перспективно ИМХО.
Да и вообще мне кажется та же самая КАБ-500 не только сможет попасть в эсминец но и наведёт там предельно много шороху, зачем эти сложности с торпедированием?

Для вооружения первых отечественных реактивных самолетов-торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т была разработана под руководством главного конструктора Г.Я.Диллон и заместителя главного конструктора В.П.Голикова (после смерти Г.Я.Диллона был главным конструктом) подводная реактивная торпеда РАТ-52. Работы реактивным торпедам были начаты в НИИ-1 МСХМ в 1944 году и завершились в НИИ-2 МАП (НИИАС) в 1952 году. В 1947 году был разработан проект 45-см реактивной авиационной торпеды с пороховым двигателем с тягой 800-1200 кг (определялась температурой порохового заряда). Она могла сбрасываться с самолета-носителя с высот до 10 км при скорости полета до 800 км/ч. На заданном курсе воздушного участка траектории торпеда удерживалась системой управления, состоящей из трех гироскопов, с помощью специального крыла и элеронов.

Первоначально на реактивной торпеде предполагалось установить систему гидроакустического самонаведения, но в дальнейшем от этой идеи отказались. Система самонаведения усложняла конструкцию торпеды и затягивала сроки создания, т.к. для ее разработки требовалось проведение фундаментальных исследований. В конструкции торпеды широко применялись легкие сплавы, за счет чего была увеличена масса боевой части. Торпеда отличалась простотой применения. Испытания опытной партии торпед проводились в 1947 году. Снаряжение реактивных торпед и их заводские испытания проводилось на филиалах завода №466 в Феодосии и Лисьем Носу. В 1950 г. торпеда прошла заводские испытания, на них проводились пуски с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч. Государственные испытания были завершены в 1952 году. 4 февраля 1953 года реактивная торпеда под обозначением РАТ-52 была принята на вооружения торпедоносцев ВМФ. Войсковые испытания РАТ-52 проходила в сентябре-ноябре 1953 года на Черном море, с торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т из 943-го мтап, было сброшено 54 торпеды различного оснащения. При испытании на полигоне вероятность поражения одной торпедой составляла 0,17-0,38. За время всех видов испытаний реактивной торпеды было произведено около 700 выстреливаний и сбросов.

Торпеда РАТ-52 состояла из боевого зарядного отделения (заряд ВВ и два взрывателя), приборного отсека, кормового отделения (с твердотопливным двигателем и рулевыми машинками) и парашютной системы. В передней части с углом атаки 23 градуса устанавливалось стальное носовое крыло для вывода торпеды на заданную глубину после приводнения. Для постепенного снижения скорости падения торпеды с самолета-носителя на РАТ-52 была установлена парашютная система из двух парашютов: малого и большого, которая приводилась в действие автоматом раскрытия парашюта ПАС-1. Стабилизацию торпеды обеспечивали цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны. Торпеда РАТ-52 предназначалась для прицельного высотного торпедометания и поражения надводных кораблей с осадкой более 2 метров. Она могла применяться с высот от 1500 м до практического потолка самолета-носителя. Для прицеливания торпедоносцы использовали радиолокационный прицел ПСБН-м и оптический ОПБ.

Перед сбросом штурман самолета задавал глубину хода торпеды от 2 до 8 метров, подключал на зарядку конденсаторы торпеды. Затем самолет выводился на боевой курс, производилось прицеливание как при бомбометании и автоматическая отцепка торпеды в заданный момент. После отделения от самолета-носителя у РАТ-52 раскрывался малый тормозной парашют, имеющий форму пропеллера, на высоте 500 м раскрывался большой тормозной парашют. При спуске торпеды на парашютной системе элероны, по командам системы управления, удерживали ее в плоскости стрельбы, предотвращали вращение. На воздушном участке в системе управления торпеды действовали: три гироскопа - курса, носовой и элеронный. В момент входа в воду парашютная система отделялась, торпеда проваливалась на глубину 20 метров и под действием носового крыла приводилась в горизонтальное положение. В дальнейшем носовое крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался двигатель и на заданной глубине 2-8 м торпеда шла к цели.

По опыту учений было выявлено, что атака транспортов из состава конвоев торпедами РАТ-52 более эффективна при сбросе их группами с высоты 4000 м и более (до 13000 м). При одиночном применении торпеды РАТ-52 вероятность попадания в цель была 0,02%. Для предотвращения коррозии торпеды РАТ-52 хранились в специальных контейнерах, заполненных азотом. Для тренировок личного состава был создан учебный вариант торпеды РАТ-52. На нем вместо взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении находилась регистрирующая аппаратура и бачок со спиртоводной смесью, которая вытеснялась сжатым воздухом после остановки торпеды для обеспечения всплытия. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолеты Ил-28Т ее успешно применили в боевых действиях в конце 50-х годов в Тайваньском проливе. В процессе серийного производства РАТ-52 была заменена модифицированной торпедой РАТ-52М. Одним из основных недостатков реактивной торпеды РАТ-52 была ее малая дальность стрельбы (подводного хода).

Тактико-технические характеристики РАТ-52
Тип торпед - подводная противокорабельная реактивная прямоходная
Самолеты-носители - Ил-28Т (до трех РАТ-52, две на наружной повеске и одна в бомболюке), Ту-14Т, Ту-16Т (до 4-х РАТ-52 в бомбоотсеке), М-4 (проект, до шести торпед)
Калибр, мм. 450
Длина, мм. 3897
Размах оперения, мм 750
Вес, кг: 627
Боевая часть:
- тип - фугасная
- вес, кг 2401-2433,
- взрыватель - два контактных инерциальных КАВТ-55 время взведения через 30-35 м хода в воде
Дальность подводного хода, м:
- максимальная 520-600 (400-500) (в зависимости от температуры заряда двигателя)
- без работы двигателя 60
Глубина хода, м. 2-8
Глубина моря, м. не менее 20
Скорость хода, узл. 58-68
Высота применения, м. 1500-4000
Скорость носителя, км/ч. 800
Время от сброса до попадания в цель, с. не более 35

В расчётной точке торпеда отделяется от носителя и спускается на тормозном парашюте. После отделения парашюта в момент приводнения и погружения на заданную глубину торпеда производит запрограммированный маневр поиска, при обнаружении цели самонаводится и поражает её. Пуск ракеты-торпеды производится с противолодочных самолётов (например, с состоящих на вооружении АВМФ РФ самолётов Ил-38 , Ту-142МК), из пусковых установок надводных кораблей или торпедных аппаратов подводных лодок в подводном положении - например 91РЭ1 комплекса Club-N , RUR-5 ASROC .

Также ракетой-торпедой называют торпеду с реактивным двигателем (подводную ракету) - например Шквал (скоростная подводная ракета) .

Развитие класса

Исторически, первым образцом ракеты-торпеды была созданная США в 1940-х торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel . Она представляла собой самонаводящуюся противолодочную торпеду Mk-21, оснащённую подвесными аэродинамическими плоскостями и реактивным двигателем. Ракета-торпеда должна была применяться с самолётов YB-24 по кораблям неприятеля. Полуактивное радиолокационное наведение выводило ракету на цель с дистанции 32 км. Из-за плохих качеств торпеды Mk-21 (пригодной только для поражения надводных целей) и неспособности системы поражать подводные лодки под водой, торпеда оставалась на вооружении только до 1959 года.

В СССР первым образцом ракеты-торпеды принятым на вооружение стала РАТ-52 (реактивная авиационная торпеда образца 1952 года). Она была принята на вооружение в 1953 году для применения с первых реактивных самолётов минно-торпедной авиации - Ил-28Т и Ту-14Т . Её главным конструктором был Г. Я. Дилон. Торпеда имела скорость хода 58-68 узлов и дальность хода 520 метров. Её заряд составлял 240 кг. Предназначалась РАТ-52 для прицельного высотного торпедометания (от 1500 до 13000 метров). Её основное преимущество заключалось в большой скорости сближения с целью - 160-180 м/сек на воздушном участке и 58-68 узлов в воде. Главным недостатком советской ракеты-торпеды было отсутствие головки самонаведения или каких-либо других способов корректировки курса после сброса с самолёта-носителя. РАТ-52 была снята с вооружения только в 1983 году. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за рубеж: в Китай и на Кубу. Китайские самолёты Ил-28Т её успешно применили в боевых действиях в конце 1950-х годов в Тайваньском проливе.

Напишите отзыв о статье "Ракета-торпеда"

Отрывок, характеризующий Ракета-торпеда

Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 го октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению.
Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добиванье несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы без сражения растаяла одна треть этого войска? Но он говорил им, выводя из своей старческой мудрости то, что они могли бы понять, – он говорил им про золотой мост, и они смеялись над ним, клеветали его, и рвали, и метали, и куражились над убитым зверем.
Под Вязьмой Ермолов, Милорадович, Платов и другие, находясь в близости от французов, не могли воздержаться от желания отрезать и опрокинуть два французские корпуса. Кутузову, извещая его о своем намерении, они прислали в конверте, вместо донесения, лист белой бумаги.
И сколько ни старался Кутузов удержать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать – никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску.

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – есть одно из самых поучительных явлений истории.
Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие больших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов.
Как ни странны исторические описания того, как какой нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, – все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что большие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется.

Ранние авиационные торпеды представляли собой доработанное кораблей или подлодок. «Морская» торпеда с подходящими характеристиками получала аэродинамическое оборудование, парашют и некоторые другие устройства, позволявшие сбрасывать ее с самолетов. Уже к середине сороковых годов стало ясно, что такой подход к созданию вооружения серьезно ограничивает характеристики и боевой потенциал морской авиации. Требовалось создать кардинально новое оружие. Результатом работ в этой области стало появление изделия РАТ-52 – первой отечественной торпеды, изначально разрабатывавшейся для использования самолетами. Кроме того, это был первый советский образец реактивной торпеды.

Проекта РАТ-52 восходит к середине сороковых годов. В феврале 1946 года был основан НИИ-2 (ныне ФГУП ГосНИИАС) министерства авиационной промышленности, а в июле в эту организацию перевели группу сотрудников НИИ-1 во главе с Григорием Яковлевичем Диллоном. Ранее эти специалисты занимались совершенствованием авиационных торпед, созданных на базе существующих конструкций. На новом месте работы конструкторы должны были создать полностью новую торпеду для морской авиации. Поскольку разработка торпед для самолетов не входила в круг задач НИИ-1, этот проект был поручен «авиационному» НИИ-2, а для эффективного выполнения работ туда перевели сотрудников с необходимым опытом.


Тогда же, в 1946 году, Г.Я. Диллон, тщательно изучив существующие вооружения и их перспективы, подготовил работу, в которой обосновывалась необходимость разработки торпеды, изначально предназначенной для применения морской авиацией. В таком случае появлялась возможность сразу рассчитать параметры конструкции торпеды в соответствии с предполагаемым способом применения и тем самым обеспечить наиболее эффективное проведение атаки. Реализация таких идей была поручена НИИ-2 и его новым сотрудникам.

Торпеда РАТ-52 под центропланом самолета Ил-28Т. Хорошо видно крыло для вывода на заданную глубину. Фото Militaryrussia.ru

Еще до перевода в НИИ-2 Г.Я. Диллон и его коллеги успели сформировать общий облик перспективного оружия. Предлагалось создать сравнительно легкую торпеду калибра 45 см, несущую максимально возможный заряд взрывчатого вещества. Кроме того, на определенном этапе было предложено отказаться от существующих силовых установок с винтовыми движителями и использовать пороховой реактивный двигатель. Применение такой силовой установки позволяло сократить габариты и вес торпеды, а также в определенной мере упростить ее конструкцию. Кроме того, ожидалось значительное повышение характеристик хода.

Новый проект НИИ-2 получил условные обозначения А-2 и Д-44. Полноценные работы по созданию этого оружия стартовали в 1947 году. За счет предложения, касавшегося использования готовых комплектующих, разработка проекта заняла всего несколько месяцев. Уже к концу 47-го была изготовлена и испытана опытная партия новых торпед. Производство этих изделий было поручено заводу №500 (ныне Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева). После доводки конструкции была выпущена новая опытная партия изделий А-2 / Д-44, которые испытывались в 1949 году. В дальнейшем роль производителя опытного вооружения была поручена ленинградскому заводу №466 (ныне «Красный Октябрь»).

Перспективная авиационная торпеда должна была использоваться по оригинальной схеме, что сказалось на ее конструкции и на составе дополнительного оборудования. Для повышения характеристик в сравнении с существующими образцами авиационных торпед изделие Д-44 должно было иметь ряд оригинальных черт.

С целью сокращения веса конструкции с соответствующими последствиями для боевой эффективности была предложена оригинальная архитектура корпуса из легких сплавов. Корпус представлял собой цилиндрический агрегат диаметром 450 мм с головным обтекателем и зауженной хвостовой частью. В хвостовой части торпеды имелись Х-образные плоскости с отклоняемыми рулями размахом 750 мм, а на торце располагалось сбрасываемое после входа в воду стабилизирующее кольцо. Общая длина изделия составляла 3,9 м. Масса торпеды равнялась 627 кг, что было заметно меньше веса других авиационных торпед. В учебном варианте Д-44 весила лишь 500 кг.

Компоновка торпеды была стандартной для подобного вооружения, но имела некоторые особенности, связанные с применением новых агрегатов. Головная часть корпуса отдавалась под боевое отделение, позади него располагался сравнительно крупный отсек двигателя, рядом с которым находились системы управления и рулевые машинки.


Торпеда РАТ-52 в музее Концерна "Гидроприбор". Фото Missiles.ru

Торпеда нового типа получила боевое отделение с зарядом весом 243 кг. Для подрыва взрывчатки использовались два контактных взрывателя КАВТ-55. Эти устройства должны были срабатывать при столкновении с целью, причем предусматривались два режима работы, для поражения надводной и подводной части корабля. Кроме того, в составе взрывателей имелись самоликвидаторы, срабатывавшие после истечения определенного времени. Для учебного варианта торпеды предлагалось облегченное практическое боевое отделение с регистратором и балластным устройством. В состав последнего входил бак для водоспиртовой смеси. После попадания в учебную цель или промаха автоматика при помощи сжатого воздуха должна была вытеснять смесь, вследствие чего торпеда всплывала.

В хвостовой части торпеды расположили твердотопливный ракетный двигатель с зарядом весом 74 кг, заимствованный у реактивного подводного снаряда РТ-45. Имеющегося заряда топлива хватало на 16-19 с работы, при этом создавалась тяга от 800 до 1200 кг. Точные показатели тяги зависели от температуры порохового заряда перед включением двигателя. Сопло двигателя в транспортном положении прикрывалось сбрасываемой круглой крышкой.

Торпеду А-2 / Д-44 предлагалось сбрасывать с самолета, после чего она должна была опускаться в воду и начинать самостоятельное движение к цели. Для этого изделие получило оригинальную универсальную систему управления. При помощи нескольких гироскопов автоматика должна была следить за движением торпеды и изменением ее положения в пространстве. В случае отклонения от требуемого курса подавалась команда на рулевые машинки. Общие принципы управления в обеих средах (воздух и вода) были одинаковыми, однако отличалась их реализация.

При падении в воздухе торпеда должна была стабилизироваться при помощи хвостового кольца, а для управления по курсу и крену применялись специальные рули. После входа в воду предлагалось применять второй набор рулей, так же управляемых автоматикой на основе гироскопа. Также в воде включался гидростат, отвечающий за удержание правильной глубины. Кроме того, сразу после входа в воду торпеда должна была использовать специальное сбрасываемое крыло. Изделие поставлялось с трапециевидным крылом на головном обтекателе, установленным с углом атаки 23°. Задачей этого устройства был вывод торпеды на правильную траекторию после входа в воду.

На ранних стадиях проекта торпеду нового типа предлагалось оснастить пассивной акустической системой наведения. В дальнейшем выяснилось, что такой вариант проекта столкнется с рядом серьезных проблем. В частности, аппаратура самонаведения оказывалась слишком тяжелой для новой торпеды, а ее применение не представлялось возможным ввиду большого шума двигателя. Как следствие, было решено отказаться от самонаведения и делать торпеду прямоидущей.


Схема боевой работы торпеды РАТ-52. Рисунок Magspace.ru

В состав перспективного комплекса авиационного вооружения помимо торпеды должно было входить некоторое другое оборудование. Главной дополнительной системой являлись парашюты, предназначенные для правильного спуска торпеды в воду и предохранявшие ее от удара о поверхность и последующего разрушения. В состав парашютной системы включили малый тормозной парашют площадью 0,2 кв.м, выполненный в виде пропеллера, и более крупный основной парашют площадью 2 кв.м, при помощи которого торпеду предлагалось доставлять к воде. Также парашютная система включала автомат раскрытия ПАС-1 и некоторые другие устройства.

Торпеды нового типа предлагалось поставлять в специальных герметизированных ящиках-укупорках. Во избежание порчи твердого топлива двигателя ящики следовало наполнять нейтральным газом, в качестве которого использовался азот. Перед подготовкой к применению торпеду предлагалось извлекать из ящика и подвешивать на самолет-носитель. Вне зависимости от типа носителя применялись только держатели ДЕР-53Т.

Изделие А-2 / Д-44 предлагалось для высотного торпедометания. Сбрасывать эту торпеду следовало с высот не менее 1500 м, после чего она самостоятельно должна была опускаться в воду и атаковать цель. Перед подготовкой к сбросу экипаж самолета-носителя должен был вводить в автоматику торпеды глубину хода от 2 до 8 (с учетом осадки цели, для поражения в подводную часть) и заряжать ее конденсаторы. Далее производился выход на боевой курс, а сброс торпеды осуществлялся при помощи оптического бомбового прицела ОПБ-6СР. В нужный момент времени прицел автоматически давал команду на сброс торпеды.

Сразу после схода с держателя торпеда раскрывала малый пропеллерообразный стабилизирующий парашют. Кроме того, приводились в действие гироскопические приборы курса. Их задачей было предотвращение вращения торпеды, а также ее удержание на заданной вертикальной плоскости. На высоте 500-550 м от поверхности воды тормозной парашют сбрасывался, после чего происходило раскрытие основного. С его помощью торпеда опускалась в воду, продолжая корректировать свой полет.

После входа в воду изделие Д-44 должно было сбрасывать парашют, хвостовое стабилизирующее кольцо и крышку двигателя. Входя в воду головной частью вперед, торпеда выполняла т.н. мешок, резко уходя на глубину до 20 м и затем всплывая вверх-вперед. Для такого движения торпеды использовалось крыло на обтекателе, установленное под правильным углом: во время движения оно создавало подъемную силу и выводило торпеду на меньшую глубину. После достижения заданной глубины крыло так же сбрасывалось.


Подготовка Ил-28Т к боевому вылету. Фото Airwar.ru

Заняв горизонтальное положение на заданной глубине, торпеда включала реактивный двигатель. С его помощью серийная торпеда развивала скорость до 58-68 узлов (в зависимости от температуры заряда) и преодолевала расстояние до 520-600 м. После выработки твердого топлива торпеда могла пройти не более 60 м, после чего останавливалась из-за сопротивления воды. На участке работы двигателя или вскоре после его окончания торпеда должна была сталкиваться с целью и подрывать ее. В случае промаха торпеда останавливалась, тонула и после уничтожалась самоликвидатором.

Интересной особенностью подобной методики применения торпедного вооружения была скоротечность атаки. При сбросе торпеды с высоты 2 км до момента поражения цели проходило не более 35 с. Первые 25-26 с торпеда оставалась в воздухе, а для выхода на заданную глубину и путь до цели уходило не более 8-10 с. Таким образом, даже своевременное обнаружение атаки противником не гарантировало эффективное противодействие ей.

Первым носителем перспективной торпеды А-2 / Д-44 должен был стать специально оснащенный самолет Ту-2Т. В декабре 1946 года Минавиапром постановил переоборудовать несколько таких машин для использования реактивных торпед. Под центропланом самолета устанавливались держатели для торпед. Кроме того, машины получали новые прицелы и аппаратуру для введения команд в автоматику оружия. Первые пуски опытных торпед с подобных Ту-2Т были выполнены уже в 1949 году. Кроме того, такие носители использовались в ходе государственных испытаний.

В 1950-52 году НИИ-2 и ряд смежных организаций провели несколько циклов испытаний нового оружия с применением торпедоносцев Ту-2Т. Сброс оружия осуществлялся на скоростях до 450 км/ч и на различных высотах, вплоть до потолка машины. Все выявленные недостатки парашютной системы и других средств спуска торпеды в воду вскоре были исправлены. В дальнейшем это позволило значительно расширить список носителей торпеды.

Необходимо отметить, что первые запуски торпед А-2, выполненные в конце сороковых, завершились разрушением опытных изделий. Реактивные торпеды успешно опускались в воду, выходили на боевой курс и разгонялись, после чего неожиданно выскакивали из воды и разбивались о ее поверхность. Вскоре выяснилось, что из-за сравнительно высокой мощности двигателя торпеда в воде развивает скорость порядка 100 узлов. При этом происходит образование воздушной каверны, которая мешает торпеде сохранять правильный курс. Двигатель был доработан с целью уменьшения скорости хода, однако торпеды продолжали вылетать из воды. На этот раз понадобилась переработка систем управления.


Ил-28 и его оружие. Фото Militaryrussia.ru

Заводские испытания были завершены в 1950 году. После всех доработок торпеда новой модели смогла правильно опускаться в воду и добираться до цели, сохраняя курс и не вылетая из воды. Вскоре после этого начались государственные испытания. Сбросы с самолета Ту-2Т на скоростях до 450 км/ч проходили успешно и без каких-либо проблем. В дальнейшем в качестве носителя торпеды к испытаниям был привлечен самолет Ил-28Т. При скоростях полета до 960 км/ч проявились новые проблемы с работоспособностью парашютной системы. Зиму 1951-52 годов разработчики проекта потратили на доработку парашютов, после чего они «научились» срабатывать штатно во всем диапазоне скоростей.

К концу 1952 года государственные испытания были завершены, что открыло новому оружию дорогу в войска. По результатам испытаний торпеда А-2 / Д-44 была рекомендована к принятию на вооружение. Приказ о постановке этого оружия на вооружение был подписан 4 февраля 1953 года. Торпеда принималась на вооружение под официальным названием РАТ-52 («Реактивная авиационная торпеда обр. 1952 года»). Серийное производство нового оружия было поручено заводу №466, уже участвовавшему в проекте в качестве изготовителя опытных изделий последних партий. Во второй половине пятидесятых производство перенесли на завод «Дагдизель» (г. Каспийск).

Носителями новой торпеды стали самолеты-торпедоносцы типов Ил-28Т и Ту-14Т. Самолеты Ту-2Т к этому времени считались устаревшими и не могли использоваться в войсках, из-за чего их применение в рамках нового проекта ограничилось только рядом испытаний. В дальнейшем прорабатывались варианты применения носителей иных типов.

Первыми носителями изделия РАТ-52 стали самолеты Ил-28, Ил-28Т и Ту-14Т. Базовый вариант бомбардировщика Ил-28 мог нести в грузоотсеке только одну торпеду. Модификация с литерой «Т» получала три держателя: один внутри фюзеляжа, два под крылом. Ту-14Т получал только два подкрыльевых держателя. В 1956 году реактивная торпеда была включена в состав вооружения бомбардировщика Ту-16. В грузоотсеке самолета Ту-16Т крепилось четыре держателя для РАТ-52.


Китайская торпеда Ю-2 - копия советской РАТ-52. Фото Wikimedia Commons

В пятидесятых годах конструкторское бюро А.Н. Туполева разрабатывало палубный самолет Ту-91 «Бычок», который должен был получить широкую номенклатуру вооружений для атаки наземных, надводных и подводных целей. Среди прочего, рассматривалась возможность несения одной реактивной торпеды нового типа. В связи с отменой разработки и строительства авианосцев самолет не пошел в серию и не смог стать торпедоносцем. Также предлагался проект оснащения дальнего бомбардировщика М-4 шестью держателями для торпед. В силу разных причин проект не был реализован.

Вскоре после принятия на вооружение новой торпеды морская авиация флота провела ряд учений и испытаний, целью которых была проверка эффективности такого оружия. В 1953 году военные установили, что одиночная торпеда может поразить корабль противника с вероятностью 0,02 (интересно, что в полигонных испытаниях этот параметр определили на уровне 0,17-0,25). При групповой торпедной атаки нескольких целей (например, транспортных судов и кораблей охранения одного конвоя) вероятность поражения увеличивалась до 0,17-0,38. Наиболее эффективной методикой атаки вражеских конвоев назвали групповой сброс торпед с высоты более 4 км.

Вскоре после освоения производства и эксплуатации торпед РАТ-52 в НИИ-2 стартовали работы по модернизации этого оружия. Несмотря на все предыдущие усилия специалистов, конструкция торпеды оставалась достаточно сложной, а надежность работы различных систем не всегда позволяла рассчитывать на успешное уничтожение цели. В течение нескольких следующих лет инженеры занимались доработкой конструкции торпеды, направленной на улучшение ее показателей, прямо связанных с боевой эффективностью.

В 1958 году НИИ-2 и его проекты получили серьезный удар. После долгой болезни скончался Г.Я. Диллон, на протяжении многих лет возглавлявший разработку реактивной торпеды. Место главного конструктора занял В.П. Голиков, под руководством которого проект модернизации был доведен до испытаний и принятия на вооружение. В том же 58-м году обновленная торпеда прошла испытания и была принята на вооружение под названием РАТ-52М. Вскоре стартовало ее серийное производство. В связи с началом изготовления модернизированных РАТ-52М производство базовых РАТ-52 было свернуто. Площадкой для строительства РАТ-52М стал завод «Дагдизель», незадолго до того освоивший сборку реактивных авиационных торпед.

Первые серийные реактивные торпеды поставлялись морской авиации ВМФ СССР. Это оружие значительно улучшило боевую эффективность торпедоносцев, поскольку позволяло повысить вероятность поражения цели (особенно групповой), а также снизить риск поражения самолета-носителя во время атаки. Кроме того, на эффективности положительно сказывалась малая продолжительность боевой работы: несколько десятков секунд на спуск в воду и 8-10 с на непосредственную атаку.


Головная часть изделия Ю-2. В гнездах на верхней части установлены взрыватели КАВТ-55 с крыльчатками взведения. Фото Wikimedia Commons

Торпеды РАТ-52 и РАТ-52М эксплуатировались в течение 15-20 лет и получали хорошие отзывы военных. Тем не менее, со временем объемы применения такого оружия сократились. Появились новые торпеды с более высокими характеристиками, а кроме того, сказались физическое устаревание РАТ-52 и сокращение количества таких изделий на складах. В итоге эксплуатация первых реактивных торпед прекратилась не позднее семидесятых годов. В 1983 году вышел приказ о снятии РАТ-52 и РАТ-52М с вооружения ВМФ Советского Союза, официально закрепивший фактический отказ от такого оружия.

После освоения советской морской авиацией торпеды РАТ-52 пошли на экспорт. Первым зарубежным заказчиком стал Китай, еще не успевший испортить отношений с СССР. В качестве носителей этого оружия применялись закупленные и самостоятельно построенные самолеты Ил-28. Китайский флот освоил советскую торпеду и даже применял ее в реальных боевых столкновениях. В конце пятидесятых годов имели место несколько боев в Тайваньском проливе, в которых, среди прочих, участвовала морская авиация КНР, вооруженная торпедами советского производства. К середине шестидесятых годов, более не имея возможности покупать готовое оружие, Китай освоил производство копии РАТ-52. Такая торпеда получила название Ю-2. По имеющимся данным, это изделие до сих пор состоит на вооружении и готово для использования против кораблей и судов вероятного противника.

В начале шестидесятых годов Куба выразила желание наладить отношения с Советским Союзом. Среди прочего, в рамках подобной дружбы было развернуто военно-техническое сотрудничество, заключавшееся в поставках советских вооружений и техники. По некоторым данным, вместе с другой продукцией на Кубу поставлялись реактивные торпеды РАТ-52. Кроме того, во время Карибского кризиса на острове присутствовало несколько советских самолетов-торпедоносцев. Несмотря на сложность ситуации в регионе, фактов реального боевого применения такого оружия не было. Советские торпеды применялись только в учебных целях.

Теоретические работы середины сороковых годов привели к появлению оригинальной концепции авиационного вооружения для атаки надводных целей. В дальнейшем идея стала основой для нового проекта, который, в свою очередь, привел к появлению и постановке на вооружение новой торпеды. Изделие РАТ-52 стало первой отечественной торпедой, изначально разрабатывавшейся для морской авиации и не являвшейся переделкой существующего вооружения кораблей или подводных лодок. Кроме того, важнейшим нововведением проекта стало первое в отечественной практике применение реактивного двигателя в качестве силовой установки торпеды.

Проект А-2 / Д-44 / РАТ-52 позволил дать морской авиации флота новое оружие с высокими характеристиками, способное серьезно повлиять на ход морского сражения. Кроме того, он поспособствовал появлению новых технологий и проверке оригинальных идей. Опыт, полученный при создании первой реактивной торпеды, в дальнейшем применялся при разработке нового подобного оружия. Таким образом, торпеда РАТ-52 стала важным элементом номенклатуры вооружений авиации ВМФ СССР, а также осталась в отечественной истории в качестве первого представителя перспективного направления, которое до сих пор представляет большой интерес для военных.

По материалам:
http://missiles.ru/
http://airwar.ru/
http://aviaros.narod.ru/
http://vpk-news.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-30.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк. – Мн.: «Харвест», 1999

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Разработчик: НИИ-2 МАП (ГосНИИАС)
Страна: СССР
Начало разработки: 1947 г.
Опробования: 1950-1952 гг.
Принятие на вооружение: 1952 г.

Внедрение реактивной техники совпало по времени с резким ухудшением интернациональной обстановки в следствии войны в Корее. Ранние авиационные торпеды представляли собой доработанное оружие судов либо подлодок. «Морская» торпеда с подходящими чертями приобретала аэродинамическое оборудование, парашют и другие устройства, разрешавшие сбрасывать ее с самолетов.

Уже к середине сороковых годов стало ясно, что таковой подход к созданию оружия без шуток ограничивает характеристики и боевой потенциал морской авиации. Требовалось создать кардинально новое оружие. Результатом работ в данной области, для оружия первых отечественных реактивных самолетов-торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т, стало появление изделия РАТ-52 - первой отечественной торпеды, изначально разрабатывавшейся для применения самолетами.

Помимо этого, это первенствовал коммунистический пример реактивной торпеды.

Реактивная торпеда РАТ-52.

Реактивная торпеда РАТ-52.

История проекта РАТ-52 восходит к середине сороковых годов. В феврале 1946 года был основан НИИ-2 (сейчас ФГУП ГосНИИАС) министерства авиационной индустрии, а в июле в эту организацию перевели группу сотрудников НИИ-1 во главе с Григорием Яковлевичем Диллоном. Ранее эти эксперты занимались совершенствованием авиационных торпед, созданных на базе существующих конструкций. На новом месте работы конструкторы должны были создать всецело новую торпеду для морской авиации.

Потому, что разработка торпед для самолетов не входила в круг задач НИИ-1, данный проект был поручен «авиационному» НИИ-2, а для действенного исполнения работ в том направлении перевели сотрудников с нужным опытом.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века был создан проект 45-см реактивной авиационной торпеды с пороховым двигателем с тягой 800-1200 кг (определялась температурой порохового заряда). Она имела возможность сбрасываться с самолета-носителя с высот до десяти километров при скорости полета до 800 км/ч. На заданном курсе воздушного участка траектории торпеда удерживалась совокупностью управления, складывающейся из трех гироскопов, посредством особого крыла и элеронов.

Еще до перевода в НИИ-2 Г.Я.Диллон и его сотрудники успели организовать неспециализированный вид перспективного оружия. Предлагалось создать относительно легкую торпеду калибра 45 см, несущую максимальный заряд взрывчатого вещества. Помимо этого, на определенном этапе было предложено отказаться от существующих силовых установок с винтовыми движителями и применять пороховой реактивный двигатель.

Использование таковой силовой установки разрешало сократить вес и габариты торпеды, а также в определенной мере упростить ее конструкцию. Помимо этого, ожидалось большое увеличение черт хода.

Новый проект НИИ-2 взял условные обозначения А-2 и Д-44. Полноценные работы по созданию этого оружия стартовали во второй половине 40-ых годов двадцатого века. За счет предложения, касавшегося применения готовых комплектующих, разработка проекта заняла всего пара месяцев. Уже к концу 1947 года была изготовлена и испытана умелая партия новых торпед.

Производство этих изделий было поручено заводу №500 (сейчас Столичное машиностроительное предприятие им. В.В.Чернышева). По окончании доводки конструкции была выпущена новая умелая партия изделий А-2 / Д-44, каковые испытывались во второй половине 40-ых годов XX века.

В будущем роль производителя умелого оружия была поручена ленинградскому заводу № 466 (сейчас «Красный Октябрь»).

Опробования умелой партии торпед проводились во второй половине 40-ых годов двадцатого века. Снаряжение реактивных торпед и их заводские опробования проводилось на филиалах завода № 466 в Феодосии и Лисьем Носу. В первой половине 50-ых годов двадцатого века торпеда прошла заводские опробования, на них проводились пуски с самолета Ту-2 при скорости полета 450 км/ч. Национальные опробования были закончены в первой половине 50-ых годов двадцатого века.

4 февраля 1953 года реактивная торпеда под обозначением РАТ-52 была принята на оружия торпедоносцев ВМФ. Войсковые опробования РАТ-52 проходила в сентябре-ноябре 1953 года на Черном море, с торпедоносцев Ту-14Т и Ил-28Т из 943-го МТАБ, было скинуто 54 торпеды разного оснащения. При опробовании на полигоне возможность поражения одной торпедой составляла 0,17-0,38.

За время всех видов опробований реактивной торпеды было произведено около 700 выстреливаний и сбросов.

Торпеда РАТ-52 под центропланом самолета Ил-28Т.

Подготовка торпеды РАТ-52 к загрузке в бомбоотсек Ил-28Т.

Торпеда РАТ-52 складывалась из боевого зарядного отделения (заряд ВВ и два взрывателя), приборного отсека, кормового отделения (с рулевыми и твердотопливным двигателем машинками) и парашютной совокупности. В передней части с углом атаки 23° устанавливалось металлическое носовое крыло для вывода торпеды на заданную глубину по окончании приводнения.

Для постепенного понижения скорости падения торпеды с самолета-носителя на РАТ-52 была установлена парашютная совокупность из двух парашютов: малого и громадного, которая приводилась в воздействие автоматом раскрытия парашюта ПАС-1. Стабилизацию торпеды снабжали цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны. Торпеда РАТ-52 предназначалась для прицельного высотного торпедометания и поражения надводных судов с осадкой более 2 метров.

Она имела возможность использоваться с высот от 1500 м до практического потолка самолета-носителя. Для прицеливания торпедоносцы применяли радиолокационный прицел ПСБН-м и оптический ОПБ.

РАТ-52. Схема.

Перед сбросом навигатор самолета задавал глубину хода торпеды от 2 до 8 метров, подключал на зарядку конденсаторы торпеды. После этого самолет выводился на боевой курс, производилось прицеливание как при бомбометании и автоматическая отцепка торпеды в заданный момент. По окончании отделения от самолета-носителя у РАТ-52 раскрывался небольшой тормозной парашют, имеющий форму пропеллера, на высоте 500 м раскрывался громадной тормозной парашют.

При спуске торпеды на парашютной совокупности элероны, по командам совокупности управления, удерживали ее в плоскости стрельбы, предотвращали вращение. На воздушном участке в совокупности управления торпеды действовали: три гироскопа - курса, носовой и элеронный. В момент входа в воду парашютная совокупность отделялась, торпеда проваливалась на глубину 20 метров и под действием носового крыла приводилась в горизонтальное положение.

В будущем носовое крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался двигатель и на заданной глубине 2-8 м торпеда шла к цели.

Схема применения торпеды РАТ-52.

По опыту учений было распознано, что атака транспортов из состава конвоев торпедами РАТ-52 более действенна при сбросе их группами с высоты 4000 м и более (до 13000 м). При одиночном применении торпеды РАТ-52 возможность попадания в цель была 0,02%. Для предотвращения коррозии торпеды РАТ-52 хранились в особых контейнерах, заполненных азотом. Для тренировок личного состава был создан учебный вариант торпеды РАТ-52.

На нем вместо взрывчатого вещества в боевом зарядном отделении пребывала регистрирующая бачок и аппаратура со спиртоводной смесью, которая вытеснялась сжатым воздухом по окончании остановки торпеды для обеспечения всплытия. Реактивная торпеда РАТ-52 поставлялась за предел: в Китай и на Кубу. Китайские самолеты Ил-28Т ее удачно применили в военных действиях в конце 50-х годов в Тайваньском проливе.

Под обозначением J-2 торпеда РАТ-52 по лицензии выпускалась в Китае.

Китайская торпеда J-2 - копия советской РАТ-52.

В ходе серийного производства РАТ-52 была заменена модифицированной торпедой РАТ-52М. Одним из главных недочётов реактивной торпеды РАТ-52 была ее малая дальность стрельбы (подводного хода).

Калибр, мм: 450
Протяженность, мм: 3897
Размах оперения, мм: 750
Вес, кг: 627
Боевая часть
- тип: фугасная
- вес, кг: 2401-2433,
- взрыватель: два контактных инерциальных КАВТ-55 время взведения через 30-35 м хода в воде
Дальность подводного хода, м
- большая: 520-600 (400-500) (в зависимости от температуры заряда двигателя)
- без работы двигателя: 60
Глубина хода, м: 2-8
Глубина моря, м: не меньше 20
Скорость хода, узл: 58-68
Высота применения, м: 1500-4000
Скорость носителя, км/ч: 800

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
А.Б.Широкорад. Оружие отечественного флота.
В.Котельников, А.Артемьев. Минно-торпедная: авиация особенного рода.

Скоростная подводная ракета Шквал.



Поделиться