Авианосец «Gerald R.Ford»: новые технологии, новые возможности. Что представляет собой самый дорогой авианосец в истории «Gerald R

Самый дорогой в мире американский головной сверхтяжелый авианосец CVN-78 типа "Джеральд Р. Форд", на создание которого ушло более 13 миллиардов долларов, непригоден для выполнения боевых задач.


Россия вывела из строя американский новейший авианосец «Джеральд Форд»: заявление Пентагона.

Американские моряки нашли виновных в выходе из строя новейшего авианосца «Джеральд Форд».
Стоит отметить, что именно этот авианосец, по словам президента США Дональда Трампа, должен наводить страх на врагов США.

Теперь американские моряки заявили, что в поломке авианосца виноваты россияне.

В Пентагоне утверждают, что за «Джеральдом Фордом» двое суток гонялось российское океанографическое судно «Виктор Леонов».
Российские моряки облучали американский авианосец радарами и фотографировали.

Примечателен тот факт, что при скорости американского судна в тридцать узлов, трудно представить «погоню» российского судна, которое имело при спуске на воду скорость в шестнадцать узлов, да еще и столь продолжительный период.

Вашингтон выслал на подмогу «Джеральду Форду» эсминец «Коул», который своим корпусом прикрывал американский авианосец от российских моряков.
Как отмечают СМИ, в результате у американского «грозы морей» отказало рулевое устройство и судно было отбуксировано для ремонта в Норфолк.

"Виктор Леонов"

Предназначение "Виктора Леонова" - разведка, аналогов в американском флоте не имеет.

Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, писали американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке.
Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно.
Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.

В материале NBC News разведоборудование на «Викторе Леонове» названо устаревшим – якобы он может прослушивать только радиосвязь между судами, между судами и берегом, а также коммерческие радиопередачи.
«Я надеюсь, они с удовольствием послушали радио «Классик», – язвит анонимный офицер береговой охраны из Новой Англии (имеется в виду Classic 101, передающее старые рок-хиты и музыку в стиле кантри).
«Леонов» не является угрозой, вторит ему старший сотрудник разведки.
«Это доказательство слабости России по сравнению с США. Это показывает, как далеко русские отстали от США в сфере электронного прослушивания. Корабль специализируется на прослушивании радиосигналов, а не цифровой связи, так что он фактически не способен перехватить любые сколько-нибудь чувствительные военные или разведывательные сообщения», – считает он.

«Виктор Леонов» (до 2004-го он носил название «Одограф») – корабль действительно немолодой. Он, как и еще шесть однотипных, был построен в польском Гданьске в период с 1985-го по 1988 год, но неоднократно проходил модернизацию оборудования. Все семь кораблей этого проекта 864 узко специализированы по типам радиоэлектронного оборудования и сильно отличаются друг от друга даже по внешнему виду из-за характерных особенностей локаторов и других систем РЭБ. При этом они входят в «Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки», и все технические характеристики установленной на них радиоэлектронной аппаратуры строго засекречены, хотя общее назначение тех или иных комплексов РЭБ известно.

Ирония американцев – либо проявление невеликого ума тех морских офицеров, к которым журналисты обратились за комментариями, либо способ заретушировать собственную халатность, поскольку допуск «Виктора Леонова» чуть ли не вплотную к Норфолку – большая ошибка. В прежние времена американские корабли чуть ли не таранили «океанографические суда» проекта 864 (под легендой «изучения дна Мирового океана в научных целях» они на полгода зависали напротив баз ВМС США, а запасы пополняли на Кубе). Однажды американский ракетный крейсер «Техас» несколько дней гонялся за однотипной «Виктору Леонову» «Карелией» (сейчас в ремонте и на переоснащении), подходя на расстояние в несколько десятков метров борт в борт. При этом «Техас» раза в три больше – он мог попросту потопить «Карелию».

«Виктор Леонов» не предназначен для того, чтобы перехватывать интернет-трафик или вклиниваться в суперсовременные системы связи (которых, кстати, не существует). Его комплексы гидроакустической разведки (ГАР) и система с характерным названием «Память» фиксируют так называемые «шумовые профили» надводных и подводных объектов по параметрам излучения звуковых волн в толще воды. Проще говоря, каждый надводный корабль и особенно подводная лодка издают специфический набор шумов, характерный только для этого объекта. Это, по сути, звуковая волна, колебания которой в воде можно «срисовать» и запомнить в электронном виде. Это как картотека отпечатков пальцев преступников: один раз «срисовали» – и уже никогда не отвертится. Такая картотека «звуковых профилей» имеется в распоряжении гидроакустических команд всех российских военных судов и подводных лодок, что дает возможность на большом расстоянии и без контакта точно устанавливать, что за объект на тебя движется. А это особенно важно для подводной войны.

Примерно таким же образом аппаратура «Виктора Леонова» может запоминать профили конкретных РЛС потенциального противника и систем ПВО, электромагнитное излучение различных объектов тоже специфично для каждого. С точки зрения военной разведки такие данные – ценнейший трофей, агентурными силами за ним можно гоняться десятилетиями, распивая литры дешевого рома с сотрудниками базы Норфолк под пристальным взглядом морской полиции и ФБР, после чего обнаружить, что все эти профили уже пять лет как устарели вместе с печенью.

В последний раз подобное сканирование Норфолка и других баз на Атлантическом побережье США проводилось в 2015 году – пора обновлять картотеку.

Что же касается перехвата обычных радиосообщений, то и здесь американцы перестарались с сарказмом. Ведь они точно так же, как и весь остальной мир, переговариваются по рации, на открытых частотах между кораблями, а в некоторых случаях до сих пор даже азбука Морзе в ходу, хотя уже в конце 80-х годов казалось, что это совсем уж доисторическое знание (в специфических учебных заведениях жаловались на необходимость тратить время на заучивание бессмысленных сочетаний точек и тире). Никаких особых средств связи американцы еще не изобрели и не внедрили, так что классика рок-музыки – не единственное, что могло бы заинтересовать специалистов с «Виктора Леонова».

У самих американцев подобных разведывательных судов, кстати, нет. Под эти характеристики кое-как попадают десять судов гидроакустической разведки (СГАР), из которых половина тех же годов постройки, что и «Виктор Леонов» с компанией. Большинство из них небольшие – с экипажем около 30 человек – и предназначены в основном для обнаружения дизельных подводных лодок на небольших глубинах – они тащат за собой на канате буксируемый буй с гидролокатором, практически как во времена Второй мировой войны. Еще один корабль переделали в пункт слежения за запусками баллистических ракет. К концу ХХ века в США посчитали, что такой специфический тип судов больше не нужен – в связи с отсутствием (как им тогда ошибочно казалось) объектов наблюдения. И именно поэтому они теперь удивляются самому явлению «Виктора Леонова» к их берегам, тем более повторить такой трюк напротив Североморска, Гаджиево или Петропавловска-Камчатского американцы не могут.

В США продолжают полагаться на сверхмощную группировку орбитальных спутников, но их возможности, как это ни парадоксально, ограничены – большинство используемых в радиообмене частот с орбиты перехватить невозможно, а уж составить звуковой или электромагнитный профиль объекта и вовсе нереально. Кстати, союзники США по НАТО (и – если шире – Западу в целом) от использования судов подобного класса и ведения такого рода физической разведки предусмотрительно не отказались. Причем в большинстве своем такие суда построены одновременно с российско-советским проектом 864. Например, они есть в ВМС Германии (три типа «Осте» проекта 423 водоизмещением 3200 т, постройки 1988–1989 годов), Италии (РЗК «Алеттра» типа «Альянс», 3180 т, 2003 года), Испании (РЗК «Алерта» типа «Даре», 2292 т, 1982-го), Норвегии (РЗК «Марьята», 7560 т, построен в 1994 году на замену устаревшему кораблю того же названия и назначения), Польше (два типа «Мома» модифицированный, проекта 863, водоизмещением 1677 т, постройки 1997–1999 годов), Греции («Гермис», бывший РЗК ФРГ, 1497 т, 1960-го), Франции (РЗК «Буганвилль», 5195 т, 1988-го), Швеции (РЗК «Орион», 1400 т, 1984-го), Румынии (РЗК «Грегоре Антипа» типа «Корсар», 1450 т, 1980 года постройки).

В последнее время американцы и англичане возложили обязанности физической разведки на надводные корабли и даже подлодки. В этих целях на них просто вешают дополнительное оборудование, которое (вместе с персоналом) только осложняет жизнь корабля. Так, флот Ее Величества присобачил на подлодку «Трафальгар» какие-то новые радары, после чего она сломалась и встала в сухой док. Функция электронной разведки перешла к ракетным фрегатам «Бродсворт» и «Дюк», что увеличило их экипаж за счет обслуживающего персонала электроники и повысило опасность судоходства, поскольку теперь эти корабли вынуждены идти на опасное сближение с объектом изучения, а подобное не приветствуется.

В сухом остатке реакция американских моряков на работу «Виктора Леонова» больше походит на журналистский трюк.
Еще раньше о вояже «Виктора Леонова» пресса донесла лично Дональду Трампу.
И на вопрос, что он собирается делать с кораблем, президент ответил – «не скажу»: «Я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Северной Кореей. И я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Ираном.
Знаете, почему? Потому что они не должны этого знать.
И когда вы меня спрашиваете, что я собираюсь делать с российским кораблем, я не буду вам отвечать.
Надеюсь, что я ничего не буду делать, но я вам не скажу».

Вооружение

Зенитное вооружение

  • ЗРК Evolved Sea Sparrow.

Авиационное вооружение:

  • 75 самолётов F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A;
  • Вертолёты MH-60R/S;
  • БПЛА .

Однотипные корабли

Gerald R. Ford (рус. «Джеральд Р. Форд») - американский авианосец, головной корабль одноимённого типа, пришедшего на смену типу «Нимиц». Назван в честь 38-го президента США Джеральда Форда.

Основная информация

USS Gerald R. Ford (CVN-78) - головной корабль одноимённой серии авианосцев ВМС США. Как было объявлено ВМС США 16 января 2007 года, корабль назван в честь 38-го Президента США Джеральда Р. Форда, который нёс службу во время Второй Мировой войны на борту лёгкого авианосца USS Monterey на Тихом океане.

Закладка киля USS Gerald R. Ford состоялась 13 ноября 2009 года. Строительство началось 11 августа 2005 года, когда Northrop Grumman провела торжественный вырез 15 тонного стального листа, образующего борт судна.

Получение имени

В 2006 году, когда Джеральд Форд был еще жив, сенатор Джон Уорнер из Вирджинии предложил внести поправки в 2007 оборонно-расходный законопроект заявив, что CVN-78 «должен быть назван в честь Джеральда Форда». Окончательный вариант, подписанный президентом Джорджем Бушем на 17 октября 2006 гласил - «Конгресс считает, что... CVN-78 должен быть назван в честь Джеральда Р. Форда».

3 января 2007 года, бывший госсекретарь США обороны Дональд Рамсфелд во время хвалебной речи для президента Форда на Грейс Епископальной Церкви в Ист-Гранд-Рапидс, в штате Мичиган, заявил, что авианосец будет назван в честь Форда. Позже, в тот же день, представители ВМС США также подтвердили, что авианосец будет действительно назван в честь бывшего президента.

На церемонии в Пентагоне, 16 января 2007 года, секретарь военно-морского флота Дональд Винтер (англ. Donald C. Winter ) официально назвал авианосец - CVN-78 USS Gerald R. Ford . Во время презентации присутствовали вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер и Левин, генерал-майор Гай С. Сван III.

Крещение авианосца бутылкой шампанского

История создания

10 сентября 2008 года, ВМС США подписали контракт стоимостью $ 5,1 млрд с Northrop Grumman Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, чтобы спроектировать и построить носитель. Northrop начали заранее строительство корпуса по договору в размере $ 2,7 млрд в 2005 году строящегося на Хантингтон Ingalls (ранее Northrop Grumman) в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния, в которых работают 19 000 сотрудников.

По состоянию на август 2011 года, авианосец, как сообщается, «был готов на 50 %». В апреле 2012 года было сказано, что 75 процентов носителя завершено. 8 октября 2012 года, носитель достиг более 88 процентов от полного структурного построения. В Hantington Ingalls сообщалось (в 8 ноября 2012 GLOBE NewsWire пресс-релизе), что они «достигли 87 процентов структурной завершение CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 года постройка закончена на 90-процентов.

9 апреля 2013 года, палуба носителя была достроена после добавления верхней части носовой части корпуса, в результате чего корабль достиг 96 процентов структурного завершения.

7 мая 2013 года установлены последние компоненты корабля, в результате чего корабль стал готов к спуску на воду. Оставшиеся задачи включали в себя покраску корпуса, работу с валами, настройку электрических систем и прокладку коммуникаций, установку причального оборудования, монтаж радиолокационных массивов.

Корабль был первоначально запланирован к спуску в июле 2013 года и поставки в ВМФ в 2015 году.

Gerald R. Ford в сухом доке

11 октября 2013 года, сухой док судна был затоплен в первый раз, чтобы проверить различные системы на основе морской воды. 9 ноября 2013 года дочь Форда провела церемонию крещения корабля при помощи традиционной бутылки шампанского.

По состоянию на 2013 год, расходы на строительство оцениваются в $12,8 млрд, на 22% больше в сравнении с бюджетом 2008 года. Из-за бюджетных трудностей, начальник военно-морских операций адмирал D. Greenert предупредил, что сроки окончательной достройки и сдачи заказчику могут откладываться.

В июне 2016 года после испытаний корабля, агентство Bloomberg сообщило, что авианосец не прошел проверку боеспособности, и ввод в эксплуатацию переносится на 2017 год. Выявлены серьёзные неполадки систем корабля, в том числе системы взлёта и посадки, системы самообороны корабля. В частности обнаружились неполадки электромагнитной катапульты и аэрофинишера. Радиолокационная станция в море не испытывалась, а проведённые на суше испытания проводились с незавершённым программным обеспечением.

8 апреля 2017 года авианосец вышел на заводские ходовые испытания. После прохождения испытаний судовых систем, корабль отправится в порт в Вирджинии, затем инспектора военно-морского флота проведут приёмные испытания.

Подробное описание структуры авианосца

Вооружение корабля

Свыше 75 самолётов, вертолётов и БПЛА

Планируется: Малозаметные истребители - бомбардировщики пятого поколения - F-35C

Палубные истребители - бомбардировщики - F/A-18E/F

Палубные самолёты радиоэлектронной борьбы - EA-18G

Палубные самолёты дальнего радиолокационного обнаружения - E-2D

Палубные тактические транспортные самолёты средней дальности - C-2A

Много целевые вертолеты - MH-60R/S

«Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford (CVN-78)) - американский авианосец, головной сверхтяжёлый корабль одноимённого типа, пришедшего на смену авианосцам типа «Нимиц». В настоящее время в составе флота. Корабль назван в честь 38-го президента США Джеральда Р. Форда, который служил в ВМС во время Второй мировой войны на борту лёгкого авианосца Монтерей, на Тихоокеанском театре военных действий.

Авианосец Джеральд Р. Форд - видео

Строительство началось 11 августа 2005 года, когда компания Northrop Grumman провела символическую резку 15-ти тонного листа, который стал частью корпуса корабля. Спущен на воду 9 ноября 2013 года. Согласно графику, корабль должен был вступить в состав ВМС США в марте 2016 с первым назначением в 2019 году. 31 мая 2017 года «Джеральд Р. Форд» введён в строй, заменив USS Enterprise (CVN-65), который закончил свою 51-летнюю службу в декабре 2012 года.

История имени

В 2006 году, когда Джеральд Форд был ещё жив, сенатор от штата Виргиния Джон Уорнер предложил внести изменения в Закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2007 год, предложив, что CVN-78 «должен быть назван USS Gerald Ford». В финальной версии закона, подписанного президентом Джоржем Бушем 17 октября 2006 года, говорилось что это только «мнение Конгресса что… CVN-78 должен быть назван USS Gerald Ford». Поскольку «выражение мнения» обычно ни к чему не обязывает и не имеет силу закона, ВМС не обязаны были называть корабль в честь Форда.

3 января 2007 года бывший Министр Обороны США Дональд Рамсфелд во время памятной речи в Епископальной Церкви Грейс, в городе Ист Гранд Репидс (англ.: East Grand Rapids), штат Мичиган, объявил, что авианосец может быть назван в честь Форда. Рамсфелд отметил, что лично сказал об этом Форду во время визита к нему домой в Ранчо Мираж, за несколько недель до смерти Форда. Это делает авианосец одним из немногих кораблей США, названных в честь живущего человека. Позже ВМС США подтвердили, что авианосец может быть назван в честь бывшего президента. 16 января 2007 года министр ВМС США Дональд Винтер официально присвоил имя CVN-78 - USS Gerald R. Ford. Дочь Форда Сьюзан Форд была названа спонсором корабля. Объявление было сделано в Пентагоне, церемонию посетили: вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер (республиканец, Виргиния) и Левин (демократ, Мичиган), генерал-лейтенант Guy C. Swan III, Бейлс, трое других детей Форда и остальные.

Строительство

10 сентября 2008 ВМС США подписали контракт на $5,1 миллиардов на проектирование и строительство авианосца с компанией Northrop Grumman Shipbuilding, которая начала строительство авианосца заранее по контракту на $2,7 миллиарда в 2005 году. Строительство началось в компании Huntington Ingalls Industries (ранее Northrop Grumman) на верфи Newport News Shipbuilding (19 000 сотрудников), в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Киль нового корабля был торжественно заложен 14 ноября 2009 года в сухом доке № 12 дочерью Форда, Сьюзан Форд Бейлс. В своей речи к собравшимся рабочим и представителям министерства обороны она сказала: «Отец столкнулся со сложным вызовом - восстановить доверие к президентству и вылечить раны нации после Уотергейта, и только он знал как это сделать - с абсолютной честностью и неподкупностью. И это наследие мы вспоминаем сегодняшним утром.».

Как было заявлено в августе 2011, авианосец «конструктивно наполовину готов». В апреле 2012 года готовность оценивалась на 75 %. 24 мая 2012 была достигнута важная веха в завершении строительства корпуса корабля выше ватерлинии, когда носовая часть была поднята и установлена на место. Это была 390-я (из примерно полутысячи) грузоподъёмная операция цельных модульных частей (из которых собран корабль). 8 октября 2012 года Huntington Ingalls Industries в своём пресс-релизе доложили что они «достигли 87 % завершения конструкционных работ CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 конструкционные строительные работы достигли 90 %. «Из около 500 подъёмных работ необходимых для завершения корабля, 446 были завершены.»

Установка рубки, изначально запланированная на 2012 год, прошла 26 января 2013. 9 апреля 2013 года взлётная палуба авианосца была завершена вслед за пристройкой верхней носовой секции, доведя корабль до 96 % готовности конструкционных работ.

7 мая 2013 года последняя из 162 основных грузоподъёмных работ была завершёна, доведя корабль до 100 % готовности конструкционных работ. Оставшиеся работы - покраска корпуса, работы по установке валов, завершение электрических работ, установка и наладка швартового оборудования и радарных антенн, и заполнение водой сухого дока.

11 июля 2013 года, в продолжении традиций ВМФ США, на авианосце была заварена капсула времени.

9 ноября 2013 года в 11:00 (по времени Восточного побережья) состоялась церемония спуска авианосца на воду, бутылку о борт корабля разбила Сьюзен Форд Бейз, дочь Джеральда Форда. Готовность корабля на этот момент, по заявлениям представителей ВМС США, составила 70 %.

В июне 2016 года агентство Bloomberg опубликовало новость, что авианосец не прошел проверку боеспособности, его ввод был перенесён на 2017 год. В управлении операционного тестирования и оценки Минобороны США установили, что многие важные системы корабля имеют серьёзные неполадки, часть из которых можно устранить только перепроектированием. Проблемными являются системы взлёта и посадки самолётов (предварительно, взлётно-посадочная полоса нуждается в замене) и управления воздушным движением (катапультой), а также в системы самообороны корабля и доставки вооружений (специалистам комиссии не удалось провести испытания 11-ти подъёмников для боеприпасов). Электромагнитная катапульта корабля может произвести только 400 запусков, после чего с большой вероятностью даст сбой (вместо положенных 4166 взлетов). Аэрофинишер может принять подряд 25 самолётов, после чего даст сбой (вместо положенных 1600 посадок). Также неизвестны возможности двухдиапазонной радиолокационной станции - радар тестировался только на суше, причём с незавершённым программным обеспечением.

Особенности конструкции

Изначально предполагалось, что «Джеральд Форд» заменит собой USS Энтерпрайз (CVN-65), который по состоянию на 2012 год прослужил в составе флота более 50 лет. Однако, эти планы не оправдались, «Энтерпрайз» был выведен из состава флота 1 декабря 2012 года.

Корабль оснащён электромагнитной катапультой EMALS на основе линейного электродвигателя. Она позволяет разгонять боевые самолёты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.

Два новых реактора, разработанных для авианосца, способны производить на 25 % больше электроэнергии, чем энергоустановка авианосца предыдущего поколения. Запас мощности позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолёты (может взять на борт до 75 самолётов и вертолётов). Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы. Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R.Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р.Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

С сокращением числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись США на 4 млрд долл. дешевле, чем его предшественника. Планируемый срок службы «Джеральда Форда» тоже 50 лет, стоимость постройки трёх авианосцев нового класса составит примерно 42 млрд долл.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2015 финансовых годах планировалось дополнительно выделить около 1,3 млрд. долларов.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов.

Головной «Джеральд Р.Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R.Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов.

По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно. Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов.

За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.

Тактико-технические характеристики авианосца Джеральд Р. Форд

Назван в честь: Джеральда Форда
Класс и тип судна: Авианосец типа «Джеральд Р. Форд»
Изготовитель: Соединённые Штаты Америки Newport News Shipbuilding, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния
Заказан к постройке: 10 сентября 2008
Строительство начато: 13 ноября 2009 года
Спущен на воду: 9 ноября 2013 года
Введён в эксплуатацию: 31 мая 2017 года

Водоизмещение авианосца Джеральд Р. Форд

Около 98 425 т полное

Габариты авианосца Джеральд Р. Форд

Длина: 337 м наибольшая
- Ширина: 41 м по ватерлинии; 78 м наибольшая
- Высота: 76 м

Авианосец USS «Gerald R. Ford» (CVN 78) головной корабль серии авианосцев нового поколения USS Ford. Новый авианосец будет назван в честь 38-го президента США Джеральда Форда, о чем было объявлено в ВМС США 16 января 2007 года.

Резка металла для нового авианосца была начата 11 августа 2005 года. Закладка киля состоялась 13 ноября 2009 года на Newport News Shipbuilding, город Ньюпорт-Ньюс. 09 ноября 2013 года состоялась церемония крещения и спуска на воду. Крестной матерью нового авианосца стала Susan Ford Bales (Сьюзан Форд), дочь президента Форда. По традиции она разбила бутылку шампанского о борт нового корабля.

17 ноября 2013 года авианосец при помощи шести буксиров был перемещен по реке Джеймс к достроечному причалу 3 верфи, где в течение 28 месяцев будут проведены работы по дополнительному оснащению.

Планируется, что в марте 2016 года авианосец войдет в состав флота ВМС США и заменит авианосец USS «Enterprise» (CVN-65), служба которого закончилась в декабре 2012 года.

Предполагаемый срок службы 50 лет.

Благодаря повышению степени автоматизации новые авианосцы будут иметь меньший экипаж, будут дешевле в эксплуатации (экономия составит 4 млрд. долларов США в течение 50 лет) и, главное: будут обладать намного большими боевыми возможностями. Благодаря использованию БПЛА, таких как X-47B, авианосцы класса «Ford» смогут вести разведку и наносить удары в радиусе более 2000 км от корабля носителя, а с дозаправкой - минимум вдвое большем. Для сравнения: основное оружие авианосцев класса «Nimitz» истребители F/A-18E/F Super Hornet имеют боевой радиус около 800 км. Кроме того, благодаря оружию направленной энергии, авианосцы класса «Ford» будут намного лучше защищены от атак самолетов, вертолетов, ракет и маломерных судов.

Основные характеристики: Водоизмещение полное около 98425 тонн. Длина 333 метра. Ширина по ватерлинии 41 метр, наибольшая 77 метра. Максимальная скорость хода свыше 30 узлов. Дальность плавания не ограничена. Автономность плавания 20 лет. Экипаж составит 4660 человек.

Двигатели: 2 ядерных реактора Bechtel A1B. Движитель: 4.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: Многофункциональная РЛС AN/SPY-3.

Ракетное вооружение: ЗРК Evolved Sea Sparrow.

Авиационная группа: Свыше 75 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Планируется: F-35C; F/A-18E/F; EA-18G; E-2D; C-2A; MH-60R/S; X-47B.

По сообщению от 06 декабря 2014 года Мустафа Ахмед Аввад, который намеревался передать секретные чертежи офицеру одной из египетских разведывательных служб.

По сообщению от 11 января 2016 года 10 млн футов (3,048 млн метров) электрического кабеля и 4 млн футов (1,2192 млн метров) волоконно-оптического кабеля. По сообщению от 08 апреля в июле приступит к ходовым испытания. Передача ВМС США в сентябре текущего года. По сообщению от 25 июля передача ВМС США на начало 2017 года из-за ряда существенных проблем. По состоянию на 28 июня авианосец имеет проблемы при посадке и взлете самолетов с палубы, в управлении воздушным движением, а также наблюдаются неполадки в системах самообороны корабля и доставки вооружений. По сообщению от 10 августа были успешно системы посадки Precision Aircraft Landing System (PALS). 13 октября Министр ВМС США Рэй Мабус (Ray Mabus) судостроительное подразделение Newport News Shipbuilding, где посетил авианосец. На данный момент готовность авианосца составляет 99%, а также остается провести менее 10% от общей программы. тестирования. 02 марта 2017 году на борту авианосца с речью президент США Дональд Трамп. 08 апреля покинул верфь в Ньюпорт-Нью для прохождения заводских испытаний в море, по завершению которых 14 апреля на военно-морскую базу Норфолк. С 24 по 26 мая приемочные испытания в Атлантическом океане. 31 мая состоялась церемония ВМС США. 22 июля 2017 года в Норфолке состоялась ввода в эксплуатацию, на которой присутствовал президент США Дональд Трамп.

30 марта 2018 года компания Huntington Ingalls Industries получила контракт на проведение запланированного ремонта стоимостью 66,6 млн долларов США, который должен быть завершен к июню 2019 года. 19 мая покинул порт приписки Норфолк для проведения тренировок у побережья Вирджинии. 22 мая вернулся для проведения аварийного ремонта силовой установки. С 31 мая по 07 июня вновь проводил тренировки. 15 июля на верфь в Ньюпорт для прохождения запланированного ремонта, который продлится 12 месяцев.

31 мая 2018 года в состав военно-морского флота США был введен новый корабль – атомный авианосец «Джеральд Р. Форд» (USS Gerald R. Ford). Это первая за восемь лет передача американскому флоту нового атомного авианосца: в 2009 году моряки США получили «Джордж Буш» - последний авианосец типа «Нимиц». Строительство USS Gerald R. Ford началось в 2005 году, на воду он был спущен 9 ноября 2013 года.

«Джеральд Форд» - не просто новый авианосец, это головной корабль новой серии, которая в будущем должна заменить заслуженные, но уже несколько устаревшие авианосцы типа «Нимиц» и «Энтерпрайз». Ведь первый «Нимиц» был спущен на воду в далеком 1975 году.

В 2012 году из состава американского флота был выведен CVN-65 «Энтерпрайз» - первый американский авианосец с ядерной силой установкой. Он был принят в эксплуатацию в 1961 году. «Джеральд Форд» должен занять его место.

Проектированием и строительством нового корабля занималась компания Newport News Shipbuilding. Впрочем, это и неудивительно, ибо ей принадлежит единственная в США верфь, на которой можно строить авианосцы. Именно на ней были изготовлены все корабли типа «Нимиц».

Авианосец «Джеральд Р. Форд» - это самый сложный и дорогой военный корабль в истории человечества. Он обошелся американским налогоплательщикам почти в 13 млрд долларов, еще 5 млрд долларов были потрачены на проектные и исследовательские работы. Второй авианосец этой серии будет стоить 9,2 млрд долларов, а третий – 10,7 млрд долларов. Срок службы кораблей этого типа составляет 50 лет.

«Джеральд Форд» приступит к выполнению боевых задач только в 2020 году, до этого момента будут проходить испытания и отладка корабельных систем.

В 2018 году был заложен второй авианосец этого проекта – CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди», его спуск на воду ожидается в следующем году, а в состав флота он ориентировочно будет принят в 2022 году. В 2018 году будет заложен третий корабль этой серии – CVN-80 Enterprise. Планируется, что после передачи военным головного корабля проекта каждые пять лет в эксплуатацию будет вводиться новый авианосец, постепенно заменяя старые корабли типа «Нимиц». Последний авианосец этой серии будет спущен на воду в 2058 году.

Эксперты (особенно американские) не скупятся на хвалебные эпитеты при описании нового корабля. «Джеральд Форд» называют «суперавианосцем», «символом американской мощи», «авианосцем XXI века» и «кораблем, который обеспечит превосходство ВМС США в ближайшие десятилетия». Так ли это?

История создания авианосца Джеральд Р. Форд

Программа создания авианосца нового типа стартовала в 1996 году. Перспективный корабль получил обозначение CVN(X) или CVN-21. Была сформирована специальная комиссия, которая совместно с представителями ВМС и военно-промышленного комплекса разработала требования по основным характеристикам будущего корабля. Особое внимание уделялось оперативной гибкости его использования, а также новым технологиям, способным повысить боевые качества авианосца и уменьшить затраты на его постройку и эксплуатацию.

Изначально планировалось построить корабль водоизмещением около 100 тыс. тонн, с ядерной силовой установкой (ЯЭУ) и полетной палубой, которую могли бы использовать для взлета и посадки все виды существующих и перспективных летательных аппаратов палубной авиации. От разработчиков требовали создать такую корабельную энергосистему, которая бы не только обеспечивала быстрый ход и неограниченную дальность плавания, но и давала достаточно энергии для систем вооружения, основанных на новых физических принципах.

Также комиссия выдвинула целый ряд предложений, касающихся живучести будущего авианосца и уменьшению стоимости его постройки и эксплуатации. В одном из первоначальных проектов корабль планировали строить со значительным использованием технологий «стелс», придав его корпусу совершенно фантастический вид с характерными угловатыми обводами. Однако после подсчета стоимости от подобных идей быстро отказались. Кроме повышения боевых возможностей будущего авианосца, проектанты искали способы уменьшить стоимость его жизненного цикла. Стоимость 50-летней эксплуатации авианосца составляет примерно 21-22 млрд долларов, значительная часть которых идет на содержание экипажа и обслуживание реактора.

Во время проектирования нового авианосца было уделено много внимания уменьшению его радиолокационной заметности. Разработчики не планировали сделать авианосец полностью невидимым для радаров, их задачей было настолько снизить ЭПР судна, чтобы оно не отличалось от других кораблей авианосного соединения.

Строительство первого корабля этого проекта – авианосца «Джеральд Форд» - началось в 2005 году. Сроки принятия его в эксплуатацию несколько раз переносили. Первоначально авианосец планировали принять на вооружение в 2014 году, затем срок был перенесён на конец 2018 года. Причиной задержек стало большое количество инновационных технологических решений, использованных во время постройки, а также новых узлов и агрегатов, которые были установлены на авианосец.

Несмотря на позитивную оценку боевых возможностей и эффективности нового типа авианосцев, ряд американских экспертов подвергают его серьезной критике. В первую очередь она касается высокой стоимости новых кораблей, а также их сомнительной эффективности в будущих войнах. Много вопросов вызывает электромагнитная катапульта для взлета самолетов – одна из главных «изюминок» данного проекта. Недавно по этому поводу высказался даже новоизбранный американский президент Дональд Трамп. Он заявил, что эта технология пока отработана недостаточно, и лучше заменить электромагнитные катапульты на привычные паровые. Однако корабль уже принят на вооружение, и вряд ли сейчас кто-то будет подвергать его столь значительным переделкам.

Особенности конструкции авианосца Джеральд Р. Форд

Авианосец «Джеральд Форд» имеет водоизмещение 100 тыс. тонн и компоновку корпуса во многом сходную с американскими авианосцами предыдущей серии. С другой стороны, «Нимиц» можно назвать одной из самых удачных серий американских военных кораблей, поэтому вряд ли значительные изменения были необходимы. Существует информация, что последующие авианосцы этого проекта будут сильно отличаться от головного корабля. В СМИ писали о возможном использовании «катамаранной» схемы, которая позволит значительно увеличить площадь взлетной палубы.

При практически сходных с «Нимицами» размерах, численность экипажа на новых авианосцах будет уменьшена на 500-1000 человек, что позволит значительно сократить эксплуатационные расходы. Подобный результат будет достигнут за счет большей автоматизации процессов, а также уменьшения трудоемкости обслуживания корабельных систем и агрегатов. Численности экипажа «Джеральда Форда» — 4660 человек.

Надстройка (остров) «Джеральда Форда» расположена по правому борту и имеет несколько меньшие размеры, чем у «Нимицов». Она сдвинута к корме и вынесена за линию борта. На надстройке установлены антенны, а также системы, обеспечивающие взлет и посадку летательных аппаратов. Авианосец имеет четыре катапульты, угловую полетную палубу, 18 пунктов для заправки и вооружения самолетов. Корабль оснащен системой контроля за остойчивостью и водоизмещением.

Авианосец «Джеральд Форд» имеет четыре самолетоподъемника. При установке нового оборудования или систем оружия можно быстро изменить конфигурацию внутренних помещений судна.

Силовая установка авианосца состоит из двух реакторов A1B, специально разработанных для этого корабля. Они вырабатывают значительно больше электроэнергии, чем реакторы авианосцев «Нимиц» (некоторые источники говорят о трехкратном превосходстве), также существенно уменьшена трудоемкость их обслуживания. Но и это еще не все. Одним из главных источников эксплуатационных расходов для авианосцев является реактор, особенно дорого стоит замена ядерного топлива. Реакторы «Джеральда Форда» рассчитаны на 50 лет службы и в этот период не нуждаются в перезарядке. Электроэнергия нужна кораблю не только для обеспечения хода, но и для питания различных корабельных систем, в том числе и электромагнитных катапульт. Максимальная скорость хода авианосца будет составлять 35 узлов, дальность плавания неограничена.

Основной частью радиолокационного оборудования корабля является двухдиапазонная РЛС DBR, которая состоит из двух составляющих. Это радар AN/SPY-3 X-диапазона и РЛС VSR S-диапазона. Изначально данная система разрабатывалась для «Замволтов» - эсминцев нового поколения.

В качестве средства самообороны «Джеральд Форд» будет вооружен зенитными ракетами RIM-162 ESSM. Они в первую очередь они предназначены для уничтожения высокоскоростных противокорабельных ракет. На ближних дистанциях против неприятельских самолетов и ракет будут задействованы зенитные ракеты RAM. Вероятно, что на авианосце будет размещено лазерное вооружение, значительная мощность силовой установки вполне позволяет это сделать.

Также на «Джеральде Форде» будет использована новая система складирования и подачи боеприпасов.

Однако главным оружием любого авианесущего корабля является боевая авиация, которая находится на его борту. Авиакрыло «Джеральда Форда» будет превышать 75 летательных аппаратов различных видов. Часто называется цифра 90 самолетов и вертолетов.

Ударная авиация на борту «Джеральда Форда» будет представлена истребителями F-35C и F/A-18E/F Super Hornet (по 10-12 машин каждого вида), также в состав группировки будут входить самолеты электронного противодействия EA-18G Growler (5 единиц), самолеты ДРЛО E-2D Hawkeye (4 единицы) и две транспортные машины C-2 Greyhound. Кроме того, на борту авианосца разместят многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также БПЛА. О последних следует сказать несколько слов отдельно. Первое время беспилотные летательные аппараты, входящие в состав авиагруппы, будут представлены MQ-25 Stingray, которые можно использовать для ведения разведки и в качестве воздушных заправщиков. Однако уже сегодня в США раздаются голоса о необходимости размещения на борту нового типа авианосцев ударных БПЛА дальнего радиуса действия .

Говоря о палубной авиации, которая будет размещена на «Джеральде Форде», нельзя не сказать об одном из главных технологических новшеств корабля – электромагнитных катапультах и турбоэлектрических аэрофинишерах. Новые катапульты, созданные на основе линейного электродвигателя, позволяют более плавно разгонять летательные аппараты, не повреждая их конструкционные элементы. Они обеспечивают большую управляемость процесса пуска, дают самолетам возможность взлетать при более широком диапазоне направлений и скоростей ветра. Новые аэрофинишеры признаны более надёжными, чем предшествующие им аналоги, они обеспечивают более плавное торможение самолета и уменьшают нагрузки на его планер.

Следует отметить, что при разработке катапульт и финишера возникли довольно серьезные трудности. Руководство флота даже планировало установить на следующий корабль серии более традиционную систему, но в настоящее время проблемы решены. Новый авианосец «Джеральд Форд» сможет обеспечить 160 взлетов в течение суток в нормальных условиях и до 220 взлетов во время ведения боевых действий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Поделиться