Бизнес на автобусных перевозках. Свой бизнес: школьный автобус Свой автобус как бизнес

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

* В расчетах используются средние данные по России

Можно назвать удивительным тот факт, что в России фактически отсутствуют школьные автобусы. Всё-таки это достаточно удобный вид транспорта для того, чтобы организованно доставлять школьников на занятия. Но бюджет большинства учебных заведений не позволяет содержать достаточно дорогую машину, и власти совершенно не стремятся развивать данное направление.

В связи с этим школьники вынуждены добираться до школы любым удобным им способом – начиная от поездки на автомобиле родителей до поездки на общественном транспорте или вообще пешком. В больших городах родители всегда в какой-то степени рискуют, отправляя своего ребёнка без сопровождения в школу, в связи с чем запуск специального автобуса может показаться достаточно выгодным начинанием.

Увеличение продаж без вложений!

«1000 идей» - 1000 способов отстроиться от конкурентов и сделать уникальным любой бизнес. Профессиональный набор для разработки идей бизнеса. Трендовый продукт 2019.

Однако такой вид бизнеса сопряжён с очень многими сложностями и особенностями. В любом случае гораздо выгодней школьного автобуса с экономической точки зрения является содержание своей маршрутки, поэтому бизнесмены и не спешат заниматься таким делом. Но для стремящихся совместить получение прибыли с социально значимым делом запуск своего школьного автобуса может стать хорошим начинанием.

В подобном бизнесе есть немало вариантов построения своей концепции его ведения. Тем не менее в настоящий момент данный вид деятельности подпадает под определение пассажирских грузоперевозок. В связи с этим для начала собственного бизнеса необходимо пройти регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Регистрация проходит в местном отделении налогового органа, оптимально выбрать форма юридического лица, и для того, чтобы иметь возможность пользоваться упрощенной системы налогообложения рекомендуется выбрать общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это позволит передавать в пользу государства не более 6 процентов от доходов или 15 процентов от операционной прибыли. Также необходимо правильно указать код ОКВЭД, и предоставления услуг школьного автобуса лучше всего подходит (ОКПД 2) 49.31 Услуги по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам сухопутным транспортом.

После того как решен вопрос проведением регистрации, можно переходить к получению лицензии на пассажирские грузоперевозки. Её выдают предпринимателям, которые занимаются грузоперевозками на транспорте вместимостью более 8 человек. Если планируется заниматься перевозками на автомобилях, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии перевозить более восьми человек одновременно, то лицензия будет не нужна. Выдаёт эту лицензию местное отделение Ространснадзора, не распространяется на пассажирские перевозки в городском, пригородном или междугородном сообщении. Для того, чтобы заявление на получение лицензии было рассмотрено, в лицензирующие органы передаётся пакет документов и квитанция об оплате пошлины, которая составляет 6 тысяч рублей.

Можно значительно упростить себе задачу, обратившись в специализирующиеся на получении лицензий фирму. Это вряд ли приведет к сокращению срока рассмотрения заявки (который составляет до 45 дней), но данный посредник наверняка имеет налаженные связи данными государственными структурами. Безусловно, подобная компания потребуется немало средства за свои услуги, но поможет предпринимателю значительно сэкономить свои нервы и время. По закону получение транспортной лицензии возможное для индивидуальных предпринимателей, но в случае юридической фирма лицензирующий орган будет более благосклонен. Перечень документов, требуемых для предоставления лицензирующему органу:

    Свидетельство о регистрации юридического;

    Свидетельство о постановке на налоговый учёт;

  • Учредительный договор;

    Решение о создании общества.

    Выписка из ЕГРЮЛ;

    Письмо из Росстата;

    Паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации;

    Удостоверения по «Безопасности движения» и «Профессиональной компетентности» на ответственное лицо в организации;

    Договор аренды автостоянки или документы на право собственности помещениями и участком;

    Договор на медицинское обслуживание с организацией имеющей медицинскую лицензию с таким видом работ как «Пред рейсовые медицинские осмотры водителей» с копией медицинской лицензии данной организации;

    Водительские удостоверения (должны быть категории «D»);

    Трудовые книжки водителей;

    Справка о состоянии здоровья на водителей;

    Талон техосмотра/диагностическая карта;

    Договор аренды автомобилей или документ на право собственности.

Последнее новшество - это необходимость страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГПП). В настоящий момент расчет данной страховки ведётся по весьма сложной тарифной сетке. Поэтому назвать точную стоимость за подобного вида страхование достаточно трудно. Связано это с принятием постановления правительства Российской Федерации № 1484 от 30 декабря 2012 года. Для расчета страховки учитывается множество факторов как то: число рейсов в день, длина маршрута, количество планируемых пассажиров и т.д. Помимо этого нельзя забывать о страховании гражданской ответственности (ОСАГО) и, возможно, КАСКО. Второе актуально в том случае, если автобусы покупаются в кредит или лизинг, потому что кредитная организация не готова рисковать заложенным имуществом. Нужно отметить, что ОСГПП страхует только ответственность перед пассажирами, но не перед другими участниками дорожного движения. Возместить свой собственный ущерб в случае ДТП по своей вине можно, только имея не обязательный договор КАСКО.

Нужно отметить, что перевозка школьников автобусом может осуществляться не только в пределах одного города, но и в междугородном сообщении (например, между несколькими небольшими населёнными пунктами либо же при перевозке детей, учащихся в крупном городе, но живущих в городах-спутниках или на периферии). В этом случае процесс перевозки значительно усложняется, так как на перевозку детей в междугородном сообщении требуется специальное разрешение, наличие дежурной медицинской команды в автотранспорте и сопровождение автобуса машиной ДПС. В дополнение в автобусе должно быть ответственное лицо, которое организует перевозку группы детей.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Впрочем, в большинстве случаев школьный автобус занимается перевозками только в одном городе, да и сам предприниматель наверняка откажется от затеи перевозить детей между городами, потому что наложенные законодательством условия сильно ограничивают данную возможность. Однако, заниматься перевозкой детей придётся на специально оборудованных машинах. Как уже было отмечено лучше всего использовать машины с 8-ю и более посадочными местами, то есть для данной цели подходят именно полноценные автобусы, а не маршрутки. Впрочем, в случае, если работать нужно только с небольшим количеством школьников, то микроавтобус может стать хорошей альтернативой полноразмерным автобусам. Ведь стоимость такой машины значительно ниже, управлять ею проще, да и в обслуживании она обходится на порядок дешевле.

К техническому оснащению транспортного средства также предъявляются особые требования. Во-первых, конструкция автобуса должна соответствовать техническому регламенту по перевозке пассажиров, не говоря уже о том, что машина должна пройти плановый технический осмотр и быть допущенной к участию в дорожном движении. Автобус не должен быть старше 10 лет, поэтому приобретать списанные или почти неисправные автомобили, как это делают многие автотранспортные предприятия, выпуская на линию разваливающиеся автобусы в качестве общественного транспорта, не получится. Если в процессе своей деятельности та или иная машина устарела, то её придётся использовать для каких-либо других транспортных перевозок либо же вовсе продать. Согласно действующему законодательству все автомашины должны быть оснащены спутниковыми навигаторами (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) и тахографами. Нельзя забывать и о простейших опознавательных знаках, к которым относятся табличка «Дети», специальная окраска и тому подобные элементы.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Далее следует найти квалифицированных водителей, которые обладают правами категории «D» и имеют стаж не менее 1 года. Водители должны предоставить медицинскую справку, позволяющую работать в качестве водителя пассажирского транспорта. Автомашины в дополнение комплектуются несколькими огнетушителями и аптечками. В автобусе всегда должна быть чистая вода, каждое сиденье оборудуется ремнями безопасности, а ответственное лицо должно иметь возможность перемещаться по салону автобуса, при этом проезд для него всегда бесплатный. Этого человека придётся найти либо самостоятельно, либо договориться со школами о предоставлении сотрудника на такую должность. Нужно отметить, что в случае, если автобусы будут двигаться колонной более трёх машин, то также, как и при междугородном сообщении, будет необходимо сопровождение наряда ДПС. Водитель при себе всегда должен иметь путевой лист, двигаться только по заданному маршруту, не отклоняться от него.

Машины периодически должны проходить технический осмотр, и для этого необходимо располагать либо собственная автостоянкой со станцией обслуживания, либо заключить договор со сторонней организацией на плановый осмотр и обслуживание транспортных средств. Для того, чтобы иметь такую возможность, лучше всего обратиться в автомобильно-транспортные предприятия. В АТП можно рассчитывать на то, что сотрудники этого предприятия будут помогать в обслуживании и предоставлять услуги связи с автобусом. АТП также имеет связи с Ространснадзором и поэтому может помочь в регистрации и подтверждении маршрута следования школьного автобуса. Данный момент можно назвать одним из самых сложных в организации бизнеса, так как для этого нужно согласовать график и маршрут следования не только с учебными заведениями, но и с государственными структурами. Для того, чтобы автобус мог двигаться по специально выделенной полосе, нужно также получить соответствующие разрешения и согласования в отделении Ространснадзора. Если этого не сделать, школьный автобус будет двигаться вместе с остальными участниками движения, простаивая при этом в пробках. Отсюда следуют опоздания на уроки и недовольство потребителей, которыми выступают родители учеников.

Немалая сложность заключается и в том, что маршрут должен быть согласован не только с государственными службами, но и с учебными учреждениями и родителями учеников. Обойтись одной машиной вряд ли удастся, и для этого потребуется купить несколько автобусов, которые смогут развозить учеников разных возрастных групп, у которых занятия начинаются в разное время и которые добираются в школу из разных районов города. Нужно потратить немало времени на то, чтобы маршрут был действительно удобен для всех участников, чтобы не было задержек, чтобы была возможность провожать детей до остановки перед отправлением в школу и после неё. В данном случае можно работать, ориентируясь либо на школу, либо на родителей учеников, но согласовать график движения и работу автобуса гораздо проще с администрацией школы, нежели чем со многими родителями.

Подобный вид бизнеса имеет перспективу помощи со стороны государства, но рассчитывать на это не стоит, потому что муниципальные службы могли бы и сами предлагать бесплатные услуги школьного автобуса. В связи с этим перед началом деятельности следует найти школы, заинтересованные в автобусе, администрация учебного заведения самостоятельно найдёт детей и их родителей, которые готовы воспользоваться услугами коммерческого школьного автобуса, что значительно упростит работу предпринимателю. Лишь после того, как решены все вопросы с администрацией и родителями, можно приступать к согласованию маршрута с Ространснадзором. При этом движение школьного автобуса не должно мешать движению общественного транспорта.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В настоящее время автобус можно купить и за относительно небольшую цену (примерно 700-800 тысяч рублей), и за весьма солидную сумму (больше двух миллионов рублей). Учитывая, что транспортное средство должно быть не старше 10 лет, покупать придётся автобусы не низшей ценовой категории. Автобусы российского производства отличаются хорошим качеством, поэтому лучше приобрести иностранные машины. При этом стоит также учитывать стоимость обслуживания автобуса.

Стоит задуматься и о том, что будут делать водители во время занятий учеников, ведь в их обязанности входит не только транспортировка школьников в учебные заведения, но и обратная поездка по тому же маршруту после школы. Получается, что автобус будет простаивать несколько часов, а это экономически не целесообразно. Как вариант можно рассмотреть их сдачу в это время в качестве общественного транспорта, но тогда могут возникнуть сложности в предоставлении автобуса в конкретно нужное время. Если получится, можно найти несколько школ или иных учебных заведений, которые проводят занятия в различное время, также не стоит забывать о том, что во многих школах дети учатся в несколько смен.

В некоторых элитных лицеях и гимназиях услуги школьного автобуса входят в стоимость обучения, но не каждое учебное заведение желает иметь свой собственный парк автобусов. Поэтому можно предлагать новым открывшимся платным школам свои услуги, и в этом случае не придётся искать клиентов среди родителей, а сама школа будет платить строго установленную сумму, водитель же будет двигаться по согласованному маршруту. Так как подобным бизнесом практически никто не занимается, достаточно трудно определить приемлемую стоимость услуг. Понятно, что в больших городах школьный автобус на коммерческой основе будет гораздо дороже, чем аналогичный в деревнях и небольших населённых пунктах. Но в любом случае слишком высокую стоимость устанавливать не рекомендуется, потому что обеспеченные родители, как правило запятая самостоятельно привозят и забирают ребёнка из школы.

Пользоваться услугами школьного автобуса будут преимущественно семьи среднего класса, причём более актуальна данная услуга для родителей детей младших классов. Со всей школы не наберётся и половины учеников, которые будут ездить на автобусе, но даже две-три сотни человек позволят вести очень выгодный и высокорентабельный бизнес. С развитием бизнеса одну школу будет обслуживать несколько автобусов, но для старта достаточно двух-трёх машин для двух-трёх школ. Это позволит значительно сократить инвестиции.

Данный вид предпринимательства можно отнести к социально полезным и значимым мероприятиям. Для начала потребуется несколько миллионов рублей в зависимости от количества машин. На данном рынке практически отсутствует конкуренция что позволяет предпринимателю устанавливать наиболее выгодную для него цену на свои услуги.

Коммерческий школьный автобус новое необычное явление, которым поначалу большой процент населения будет опасаться пользоваться. В тоже время небольшое количество потребителей на первых порах быстро сменится всё возрастающим спросом на данную услугу.

Работая в большом городе, можно рассчитывать на сотрудничество с достаточно большим количеством учебных заведений, при этом даже появляющиеся конкуренты займут другие школы в других районах, что позволит сосуществовать нескольким предприятиям. Однако бизнес сложен тем, что имеет много ограничений и проверок, а также требует получение многих разрешений и лицензий и согласования действий со многими инстанциями.

3 человек изучает этот бизнес сегодня.

Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В связи с тем, что подобный вид услуг во многих городах является новинкой, рассчитывать на быстрое получение прибыли не стоит. Учитывая достаточно большие финансовые вложения на старте бизнеса, можно...

Сегодня в России большой популярностью пользуются маршрутные такси. Жители мегаполисов и маленьких городов полюбили этот вид транспорта за комфортное и быстрое передвижение. В результате этого маршрутный бизнес с каждым днем пользуется все большим спросом. Данными услугами люди пользуются ежедневно, несмотря на отсутствие льгот при оплате за проезд.

Особенно популярны маршрутные такси в больших городах, где они почти вытеснили другой наземный общественный транспорт. В самых разных местах их популярность растет год от года. Только в одной Москве маршрутных такси насчитывается почти десять тысяч единиц. Это говорит о высокой прибыльности бизнеса. Поэтому у многих может возникнуть вопрос о том, как открыть маршрутное такси. Об этом будет рассказано далее.

Второстепенный доход

Стоит заметить, что помимо оплаты проезда, этот вид транспорта может принести и дополнительный заработок. Это еще раз подчеркивает, каким рентабельным может быть маршрутное такси. Бизнес может и должен быть многогранным.

  • Реклама, размещенная внутри вашего транспортного средства. Плакаты, визитки, информационные буклеты и другие рекламные материалы – это принесет владельцу маршрутного бизнеса немалый доход, если правильно все организовать. Обычно такую продукцию, эффективную и броскую, размещают поближе к пассажирам, чтобы привлечь их внимание.
  • Использование кузова автомобиля в качестве рекламной поверхности. Такое оформление наносится специалистами соответствующего агентства в виде пленки с ярким изображением. Несмотря на то что данный вид рекламы является достаточно дорогим, это не мешает приобретать ему все большую популярность.
  • Оказание услуг по перевозке экскурсий и других организованных групп.
  • Предоставление транспортного средства для различных торжественных мероприятий.

Итак, если все вышеперечисленное убедило вас открыть собственный маршрутный бизнес, вам просто необходимо ознакомиться с основными этапами этого процесса. О них будет рассказано далее.

Лицензия

Для оформления документа на осуществление указанного вида деятельности нужно обратиться в отделение транспортной инспекции по месту жительства. Там же можно подробно выяснить, как открыть маршрутное такси. Обязательным будет приведение автомобилей в соответствие с требованиями, установленными для этого вида пассажирского транспорта. Также необходимо наличие в штате сотрудников людей с соответствующим водительскими правами и прошедших специальную аттестацию. Лицензия выдается сроком на пять лет.

Получение данного документа оплачивается госпошлиной двух видов, а именно: за рассмотрение заявления о получении лицензии и за ее выдачу. Для каждого транспортного средства на предприятии заводится отдельная карточка учета. В различных регионах страны суммы, которые необходимо заплатить за лицензию, дифференцированы.

Они могут составлять от 350 до 500 долларов. В течение 30 дней у вас на руках будет готовая лицензия. Без данного документа осуществлять пассажирские перевозки строго запрещается. За это законодательством предусмотрена система административных наказаний в виде штрафов. Индивидуальное предпринимательство позволяет заниматься данным видом бизнеса, можно также зарегистрироваться и как Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Но самым важным документом является все же лицензия на право заниматься перевозками. Это немаловажно знать, организовывая маршрутный бизнес. Лицензию выдает российское Министерство транспорта. Она оформляется для осуществления перевозок более чем восьми человек на автомобиле, который специально оборудован для этого.

Необходимые документы для оформления лицензии

Для начала деятельности нужны следующие материалы:

Устав предприятия;

Учредительный договор;

Свидетельство о государственной регистрации;

Документы о постановке на налоговый учет;

Коды управления статистики;

Банковские реквизиты;

Физический и юридический адреса;

Договор аренды на стоянку транспорта;

Паспорта транспортных средств;

Водительские удостоверения БД и ПК;

Свидетельства о техническом осмотре автомобилей;

Документы шоферов (трудовые книжки, водительские удостоверения).

Выбор и приобретение автомобилей

В этом случае следует применять индивидуальный подход. Свой автомобильный парк вы будете формировать, исходя из финансовых возможностей. Однако экономить на этом пункте расходов не стоит, приобретая подержанные машины. Опытные владельцы маршрутных такси обязательно помогут советом, к которому стоит прислушаться.

Известно, что за рабочую смену, в зависимости от заданного рейса, автомобиль может проезжать довольно большие расстояния. Это важно знать при желании организовать маршрутное такси. Бизнес в данном случае зависит от расчетов. Если умножить километраж на общее количество рабочих смен за сутки, да еще и на количество дней в году, то получится внушительная цифра.

Такие большие расстояния не всегда осилит даже новенькая иномарка. Самыми популярными автомобилями сегодня признаны ГАЗели (ГАЗ-322132) на 13 пассажирских мест. Востребованы также и Ford Transit на 18 мест, Mercedes-Benz Sprinter на 19 мест. Несмотря на свою ценовую привлекательность, ГАЗели не слишком комфортны и вместительны, да и условия их эксплуатации оставляют желать лучшего.

Если ваши финансовые возможности все же несколько ограничены, воспользуйтесь лизингом. Но только не следует экономить на автомобилях! С помощью этого вида кредитования вы сократите расходы на покупку необходимых машин и получите скидку на некоторые налоги.

Разработка маршрута

Это является немаловажным моментом. Чтобы узнать, как получить маршрут на пассажирские перевозки, необходимо обращаться в городскую администрацию. Там регулярно устраивают конкурсы на осуществление перевозок, в которых можно и нужно участвовать.

Перевозка пассажиров – это не только ответственное занятие, но и весьма трудоёмкое, именно поэтому многие обходят стороной данное направление. Тем не менее те немногие, кто всё же приходит в это дело, прогрессируют достаточно быстро. Поэтому если вы решили организовать пассажирские перевозки как бизнес, то для начала нужно ознакомиться с теоретической частью и узнать все тонкости и нюансы.

Оганизация пассажирских перевозок

Прежде всего нужно побеспокоиться о создании качественного, а что главное – эффективного бизнес-плана, который позволит за минимальные сроки сделать дело прибыльным. Безусловно, всё должно быть легально, поэтому немного позже мы поговорим о необходимом для открытия пакете документов, которые, между прочим, не всегда так просто и дешево получить.

Не стоит забывать о такой важной составляющей, как реклама. Без качественных слоганов и логотипов вряд ли выйдет быстро получить много клиентов. Но если у вас есть чёткая и хорошо продуманная рекламная кампания, то считайте, что полдела уже сделано.

Также предстоит разобраться с покупкой или арендой транспорта, так как без этого мы далеко не уедем. Конечно, сразу стоит себя настроить на большие расходы. Например, мы арендовали б/у автобус. Помимо того что ежемесячно мы за него выплачиваем определённую сумму, так нам же его и ремонтировать. Лучше всего приготовить ко всей имеющейся сумме еще 10% на другие расходы, которые точно будут.

Бизнес-план пассажирских перевозок

Сказать, что данный пункт наиболее важен, значит ничего не сказать. Без бизнес-плана ваша компания развалится уже через месяц, поэтому его составлению лучше уделить большое внимание. Без должного опыта не рекомендуется заниматься его составлением самостоятельно. Лучше доверить это дело профессионалам, которые проведут структурный анализ рынка и подробно просчитают каждый пункт.

Стоит обратить внимание, что пассажирские перевозки как бизнес должны иметь примерно такой план:

  • получение необходимого пакета документов;
  • рабочее помещение (офис);
  • аренда необходимого оборудования (возможна покупка);
  • анализ рынка;
  • вопросы организации (установка маршрутов и т. п.);
  • реклама;
  • сезонные простои.

Примерно так должен выглядеть ваш бизнес-план, отличие лишь в том, что он будет расписан более подробно и займёт несколько десятков страниц, а то и больше. Сейчас давайте рассмотрим каждый пункт более подробно.

Шаг первый: регистрация компании

Тут есть несколько путей того, как можно поступить. Не рекомендуется открывать ПБОЮЛ (предприниматель без образования юр. лица), так как тут есть куча лишних налогов. Лучше всего отдать своё предпочтение ЗАО (закрытое акционерное общество), ОАО (открытое акционерное общество) или ООО. Безусловно, проще всего открыть общество с ограниченной ответственностью, тяжелее всего будет открывать ЗАО, так как процесс сам по себе нудный и длительный из-за наличия огромного количества нюансов.

Если вы планируете открыть пассажирские перевозки как бизнес, то настоятельно рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам. Это позволит не только ускорить процесс сбора документов, но и избежать различного рода финансовых и юридических ошибок. Сегодня существуют ограничения в виде внесения 10 000 рублей перед регистрацией. Эта сумма должна быть положена на предварительно открытый банковский счёт.

Поиск помещения под рабочий офис компании

Итак, именно офис нашей транспортной компании и будет являться юридическим адресом организации. Между владельцем офиса и вашей компанией будет заключён специальный договор об аренде. В принципе, это достаточно простая и быстрая процедура, не требующая длительных оформлений.

Если стартовый капитал не такой большой, то в первое время желательно ограничить себя в наборе персонала. Тем не менее совсем без людей вы работать не сможете. Единственный адекватный выход из ситуации - это нанимать сотрудников, которые смогут совмещать сразу несколько должностей, за 1,5 или 1,75 ставки. Несмотря на то что это слегка затормозит развитие вашей пассажирской транспортной компании, такой подход позволит немного сэкономить и в дальнейшем исправить ситуацию.

В принципе, всё это должен учитывать бизнес-план пассажирских перевозок. Еще хотелось бы сказать немного касательно рабочего персонала. Чаще всего имеет смысл набирать молодой состав и сразу же обучать сотрудников. Это гарантировано повышает квалификацию, так как найти специалиста высокого уровня, который будет согласен работать за невысокую зарплату, очень сложно.

Немного о положительных и негативных сторонах бизнеса

Сначала давайте рассмотрим основные достоинства ведения такого своего дела. Во-первых, организация пассажирских перевозок не требует больших первоначальных вложений, так как мы в основном всё будем арендовать. Это, несомненно, огромный плюс. Во-вторых, такой бизнес очень быстро окупается. Буквально за 2-3 месяца вы будете иметь хоть небольшой, но чистый заработок.

Но как было отмечено в самом начале данной статьи, тут же есть и свои недостатки. Например, непредвиденные расходы. Это может быть оплата штрафа ДПС, ремонт автобуса и т. п. Но это вполне нормальное явление, в других же направлениях приходится платить СЭС и другим организациям. И еще нам нужна лицензия, а её не так просто и получить, о чём сейчас и поговорим.

Необходимый пакет документов

Итак, мы не можем перевозить людей по городу или в междугороднем порядке без соответствующего разрешения, то есть лицензии. Выдаёт такой документ Министерство транспорта РФ. Чтобы получить лицензию, нужно иметь в штате опытных водителей с хорошей репутацией, стажем работы и имеющих соответствующие документы. Нужно будет оформить и лицензионную карту, которая прикрепляется к определённому ТС на время пассажирских перевозок.

В основу конкурентного преимущества нового игрока данного бизнеса можно положить активную работу с турагентствами с проверенной деловой репутацией, высокое качество транспорта (использование комфортабельных автобусов/микроавтобусов премиум-класса) и сервиса. В первую очередь, это касается квалификации водителей, их стажа и отсутствия вредных привычек.

Выбор транспорта и направления для пассажироперевозок

Б/у, но в хорошем состоянии и с небольшим пробегом, 20-местный микроавтобус премиум-класса (сдвижные двери, кондиционер, просторная зона остекления, надежная и износостойкая подвеска, прочая техническая составляющая, комфортные складные сидения, телевизор, современная мультимедийная система с микрофоном и динамиками, система ГЛОНАСС и ограничитель скорости) обойдется в 25000$ (само транспортное средство и 4000$ дополнительное оборудование). Для старта бизнеса в городе-миллионнике потребуется минимум 3 единицы. В последствие, при увеличении объемов заказов, число машин может быть увеличено.

Микроавтобус представляет больший интерес, как для инициатора бизнес-идеи, так и для туроператоров и клиентов. Во-первых, он быстрее наполняется, во-вторых, это более маневренное транспортное средство, небольшие габариты незаменимы на сложных дорожных участках – серпантинах, на узких горных подъемах и спусках.

Основные потенциально привлекательные направления внутреннего туризма – Черноморское побережье (Краснодарский край и Крым), Ставрополье, Адыгея, Золотое кольцо России, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Сибирь и Транссиб. Особый интерес представляют перевозки так называемых «въездных» туристов, особенно активный поток наблюдается из Китая.

Отдельного помещения под офис не требуется. Микроавтобусы между совершением рейсов стоит оставлять на охраняемой автостоянке или в арендуемых гаражах.

Персонал

Помимо водителей, основные требования к которым — ответственность, отсутствие вредных привычек, регулярных штрафов за нарушение ПДД, многолетний стаж вождения, потребуется специалист по продажам. В его обязанности должен входить прямой контакт с туристическими операторами региона. Зарплата – от 400$ + процент от сделки, оплата водителям – сдельная форма. Бухгалтерию стоит передать на аутсорсинг – 40 у.е. в месяц.

Реклама

Не лишним в качестве продвижения услуг пассажирских перевозок туристической направленности будет создание групп в социальных сетях с выкладкой фотографий транспорта, его технических характеристик, расценок, фотоотчетов о проделанных поездках. Это поможет привлечь как турагентов, так и прочую целевую аудиторию, к примеру, event-агентства и организаторов праздников, нуждающихся в транспорте для перевозок на выездные мероприятия.

Расходы и доходы бизнеса на туристических пассажирских перевозках

Себестоимость услуг пассажирских перевозок складывается из таких статей: ГСМ, заработная плата водителей, амортизационные отчисления, стоимость лицензирования бизнеса. С учетом актуальных цен, на 1 км пути в среднем она составляет 0,5 у.е.

Затраты на открытие бизнеса на осуществлении пассажирских перевозок: покупка транспорта (3 микроавтобуса х 25 000$ = 75 000$); дополнительное оборудование – 12 000$; регистрация, получение разрешений и лицензий – 5000$. Суммарно – 92 000$.

Текущие расходы:

  • ежемесячное ТО – 500$;
  • медосмотр водителей – 100$;
  • прочие коммерческие расходы — 250$;
  • зарплата персонала;
  • покупка ГСМ.

Основной риск в данном бизнесе и факт, существенно бьющий по репутации – поломка транспорта, поскольку микроавтобусы приобретаются бывшими в употреблении, но активно эксплуатируются, необходим регулярный мониторинг их состояния и своевременное сервисное обслуживание.

Надо отметить, что для данной бизнес-идеи характерна привязка к сезонности. Пик приходится на лето – период отпусков и поездок к морю, праздничные дни, спад – октябрь, февраль.

Необходимость лицензии для осуществления перевозок пассажиров

Открыть бизнес по турпоездкам на автобусе можно в форме ООО или ИП. Но, независимо от формы открытия фирмы по туристическим пассажироперевозкам, ей необходима лицензия на осуществление коммерческой деятельности.

Стоит отметить, что лицензия нужна в любом случае, если к перевозке предполагается более 8 человек. А в случае, когда перевозится менее 8 человек, лицензия требуется не всегда. Разберем эти случаи.

Лицензия на пассажирские перевозки автотранспортом регламентируется законом № 99-ФЗ от 04.05.11 г. Так в статье 12 пункт 24 указывается о необходимости лицензирования.

  • 24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Статья 13 текущего закона перечисляет список необходимых документов и порядок их подачи для получения лицензии на перевозки.

Также стоит обратить внимание на следующие законодательные приказы и положения:

  • Положение российского Правительства № 280 от 02.04.12 г. «Об утверждении Положения, регулирующее лицензирование автоперевозок пассажиров тем средством передвижения, что предусматривает наличие мест для людей не более 8 штук» .
  • Приказ российского Министерства транспорта № 144 от 29.04.13 г., «Об утверждении регламента, который регулирует административный порядок предоставления госучреждениями лицензий для автоперевозок пассажиров транспортом, где оборудовано более 8 мест для людей» .

Разберем случай о перевозке 8 пассажиров (8 посадочных мест). Как было указано выше, иногда лицензия не требуется. Это происходит в случае, если перевозка осуществляется на договорной основе (по заказу), либо в целях личных нужд. То есть, если производится разовая перевозка пассажиров по предварительному заказу, либо вы везете друзей, знакомых, сослуживцев и родственников в количестве 8 человек — лицензия не нужна. Для осуществления периодических регулярных перевозок по постоянным маршрутам лицензия нужна в любом случае, независимо от количества посадочных мест.

Оформление лицензии обойдется в 150-200 тысяч рублей. Штраф за осуществление деятельности по перевозке пассажиров без лицензии — 50 тысяч для физических лиц, 400 тысяч рублей за юридических лиц. Повторное нарушение обойдется, помимо денежного штрафа, в конфискацию транспортного средства.

* В расчетах используются средние данные по России

От 650 000 ₽

Стартовые вложения

100 000 - 250 000 ₽

60 000 - 150 000 ₽

Чистая прибыль

11 мес.

Срок окупаемости

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.

После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.


Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

    свидетельство о регистрации юридического лица;

    заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

    документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

    копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

    копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.


И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

    копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

    декларация о наличии собственной стоянки;

    документы на техническое оборудование в помещении;

    сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям - 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.


Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Volkswagen Crafter

*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018

Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси - это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг - это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.


Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие - пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.


Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.


Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.


Более того, с точки зрения финансов маршрутки - это настоящая удавка для муниципального общественного транспорта. Во-первых, микроавтобусы не требуют дорогой инфраструктуры. Во-вторых, владельцы маршруток экономят буквально на всем, начиная от ремонта состава до уплаты налогов. Они могут без последствий покинуть маршрут в позднее время суток, если посчитают его нерентабельным. У муниципального транспорта, разумеется таких возможностей нет. Изначально неравные условия ставят маршрутчиков в выигрышную ситуацию. Постепенно они вытесняют городские автобусы с самых загруженных маршрутов, а трамваям и троллейбусам остаются одни льготники и нерентабельные направления.

В крупных городах страны власти уже давно осознали эту проблему, но до конца избавиться от “маршруточной удавки” еще не могут. Дело в том, что практически в каждом муниципалитете страны есть свое маршруточное лобби, которое препятствует проведению ограничительных реформ. Маршрутки - это бизнес с нерегулируемыми потоками наличности, что очень удобно для отмывания черного нала. Поэтому маршрутчики в российских городах имеют солидную “крышу”, а попытка запретить маршрутки или наотрез отказать их владельцам в поднятии тарифов может сыграть с властями злую шутку. Такой шаг оборачивается тем, что на следующее утро маршрутки (а это большая часть общественного транспорта города) просто… не выходит на линии. Заменить же маршрутки силами истощенного муниципального транспорта город не может. И получается замкнутый круг, главными пострадавшими в котором остаются обычные жители города. От маршруток уже осознанно отказались Москва и Казань, озвучивают подобные планы и другие города-миллионники. Тенденция, кстати, общемировая: на данный момент маршрутки остались в основном странах СНГ, Африки и Ближнего Востока.



Поделиться