Большая и малая гильдии. Большая гильдия риги

Адрес: ул. Амату, 6.
Телефон: +371 67224850.
Входная плата: отсутствует.
Время работы: с 9:00 до 18:00 - ежедневно.

Сказочный город с узкими брусчатыми улочками, церквями, средневековыми домами и черепичными крышами - "старая" многомерная Рига . Данную часть латвийской столицы туристы обходят за несколько часов, знакомясь с историческими и архитектурными памятниками. В центре города - у площади Ливу - расположена достопримечательность, которую часто посещают туристы, она также является любимым местом прогулок жителей Риги - это здание Большой Гильдии .

История сооружения

Первые упоминания о Большой Гильдии относятся к XIII веку, сегодня же существуют предположения относительно того, что там находилась резиденция францисканских монахов или же здание являлось неотъемлемой частью Домского капитула. В далеком 1330 г построен второй этаж с великолепным мюнстерским залом - здесь проводились купеческие собрания, банкеты, заключались важные сделки. Сейчас хорошо сохранившийся мюнстерский зал - старейшее общественное помещение Латвии, его украшают великолепные люстры конца XVII века, гербы городов и ниша, где находилась статуя Святой Марии.
Историческим моментом образования купеческой гильдии Святой Марии явилось получение устава торговцами Мюнстерской палаты в 1354 г. В XV веке в разговорный язык вошло понятие "Большая гильдия" - из-за внушительных размеров здания. Членами общества были купцы немецкой национальности - в их руках находились все права и привилегии для торговли с иностранцами. Часто для отстаивания своих политических интересов зажиточные купцы объединялись с представителями Малой гильдии. В конце XIX века политическое значение уникального комплекса уменьшилось, а внешняя торговля перешла в ведение членов Рижского биржевого комитета. В период же советской Латвии гильдия была и вовсе упразднена.

Архитектура Большой Гильдии

За долгую историю своего существования здание многократно перестраивалось, реставрировалось и меняло свои функциональные значения. Построенное немецкими купцами в готическом стилевом оформлении, оно имело цель показать всю весомость и богатство гильдии. В среднике века сооружение носило наименование "мюнстерская изба". Оно снова было перестроено в 1553 г, только лишь с сохранением вышеупомянутой мюнстерской избы. Чуть позже появилась продолговатая пристройка - "невестин покой", здесь члены торгового общества совершали свои бракосочетания. В этих покоях молодожены оставались на всю ночь, пока гости пировали у них дома.
Свой современный вид здание получило в XIX веке, когда было перестроено по проекту Карла Бине - специалиста академии художеств Санкт-Петербурга, сами же работы проводились под предводительством известного архитектора Г. Шееля. В обновленное сооружение органично вошли комнаты средневекового мюнстерского зала и "невестин покой" - с той лишь разницей, что площадь первого немного уменьшилась и составляла 27x8,9 метров с высотой потолков в 5 метров. Привлекает внимание и камин - своеобразный памятник ренессанса, созданный в 1633 г, в центре фриза размещен большой герб со скрещенными ключами над парусником. Сам очаг находится в исправном состоянии и может использоваться.
В 1930 г знаменитый фронтон с надписями уступил место двум изящным башенкам по плану архитектора Вильгельма Бокслафа. В качестве же Латвийской государственной филармонии строение начало использоваться лишь после Великой Отечественной войны. После пожара 1965 г архитектором Гелзисом была проведена реконструкция сооружения. Дополнительно построен концертный зал, новое фойе с прекрасными витражами мастера Цирулиса, созданными им в 1937 г для Парижской выставки. В целом же интерьер изменился с учетом требований и удобств филармонии!

Филармония

Сейчас здание Большой Гильдии является домом национальному симфоническому оркестру Латвии и принадлежит рижской филармонии. Концертный зал любим не только многими поколениями рижан - все туристы, приезжающие в латвийскую столицу, с удовольствием посещают этот очень уютный и своеобразный комплекс с отличной акустикой и атмосферой средневекового флера. Здесь проводятся концерты классической симфонической музыки, джазовые выступления, музыкальные конкурсы и фестивали. В этом зале часто выступают музыканты со всего мира, организуются праздничные и благотворительные мероприятия. Великолепный вид панорамы старого города открывается с крыши здания Большой Гильдии - вот только не всем удается туда попасть!

Рига - это место, где переплетаются пласты времени! В этом городе можно перенестись в средневековье, в далекий XIX век и насладиться современностью, яркое того доказательство - здание Большой гильдии , которое дошло до нас из далекого прошлого!

Путеводитель по Риге на нашем сайте.

Большая и Малая гильдии (Латвия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Латвию
  • Горящие туры по всему миру

Большая гильдия (она же - гильдия св. Марии) стояла прямо напротив Малой. Здесь собирались городские торговцы, а впоследствии - писатели и книгоиздатели. Большая гильдия считается одним из самых старых публичных зданий во всей Прибалтике : его история уходит корнями в 14 в. Сама купеческая гильдия была образована в 1354 г., и остатки первого здания 1330 г. (тогда носившего название «Мюнстерская палата») до сих пор можно увидеть на цокольном этаже ныне существующей постройки.

Последняя в нынешнем ее англо-готическом виде была возведена в 1857 г. по проекту архитектора К. Бейне, причём базовая конструкция первого здания была сохранена (в частности, сохранились Министерская комната и Невестины покои). После пожара 1963 г. здание существенно изменило свой облик. В ходе последовавшей реконструкции в Большой гильдии появился новый холл, а главный зал был оформлен таким образом, чтобы в нём можно было проводить концерты. Так в городе появилась филармония.

Полы в холле и на лестницах выложены мозаичными плитами из терракоты, а в каждом окне установлен витраж, заказанный специально для здания гильдии в Германии.

Малая гильдия (она же - гильдия св. Иоанна) была образована в 1352 г. и действовала вплоть до образования Ремесленной палаты в 1936 г. Её нынешнее здание, которое датируется 1864-1866 гг., строилось по проекту архитектора Фельско и носит явно выраженные черты английской неоготики - такие, к примеру, как зубчатая восьмиугольная башня-донжон и угловая остроконечная башенка, смотрящая на примыкающий садик.

Особенно любопытно будет осмотреть здание изнутри. Полы в холле и на лестницах выложены мозаичными плитами из терракоты, а в каждом окне установлен витраж, заказанный специально для здания гильдии в Германии. Также стоит обратить внимание на оформление окон и дверей, вокруг которых были помещены сделанные готическим шрифтом мудрые надписи на латыни.

Наиболее недавняя реставрация Малой гильдии была проведена на рубеже 20 и 21 вв. Все декоративные элементы были восстановлены в точности по старым фотоматериалам.

Сегодня здание Малой гильдии используется для проведения масштабных мероприятий и праздников, а также бизнес-мероприятий, конференций, семинаров, концертов и балов. Часть помещений занимает Центр фольклорного искусства и культуры, при котором работают различные кружки и секции для детей и взрослых.

В 1354 году. Это словосочетание представляет собой традиционное наименование рижского купеческого общества; в противоположность ему существует название Малая гильдия , которое относится к официальной организации ремесленников. Не путать с одноименной организацией в средневековом Таллине.

История создания

Впервые отдельная самостоятельная купеческая гильдия упоминается в 1354 году; этот год является судьбоносным и для объединения ремесленнических цехов в одну организацию. В этом году первое объединение горожан, гильдия населения Риги, носившая особое название - Гильдия Святого Креста и Троицы - раскололась на купеческий и ремесленнический «фронты». Тогда самого термина «Большая гильдия» ещё не существовало - объединение торговцев Риги получило название Гильдии Святой Марии , по имени Богоматери, в средневековой традиции выступавшей в роли патронессы купеческого сословия. Что касается названия «Большая гильдия», которое носит разговорный, неформальный характер, то оно возникло несколько позже, предположительно, в начале XV века, поскольку в пространственном отношении здание купеческой гильдии выглядело несколько более внушительным, чем здание ремесленнической гильдии. Известно, что купцы, являвшиеся более богатыми и зажиточными, имели возможность выкупить большой участок земли недалеко от реки Риги на территории окраины города-крепости в непосредственной близости от оборонительной стены, и застроить его полностью, в то время как ремесленники, являвшиеся более бедными, хоть и выкупили аналогичный по размерам участок, однако же полностью застроить приобретённый надел им не удалось. Различия в размерах и, соответственно, в статусах, породило эти разговорные названия.

Статус рижских купцов

Функция здания гильдии - проведение купеческих собраний, заключение сделок, организация встреч с купцами из других партнёрских городов, а также регулярных празднеств, банкетов и других важных мероприятий в рамках купеческого сословия. Членами Большой гильдии могли являться только представители немецкой национальности, которые монополизировали торговые потоки и присвоили себе право на осуществление прямых посреднических функций в рижской торговле с иностранными негоциантами. Таким образом, зарубежные купцы не имели возможности реализовать свой товар напрямую другому зарубежному купцу на территории города, но были вынуждены обращаться за специфической «помощью» к местным агентам-коммерсантам. К тому же местные купцы (проживавшие в Ливонской «четверти» в рамках единого Ганзейского союза) имели множество других побочных привилегий, которые тем не менее регулярно приносили ощутимые дивиденды. К ним относились штапельное право , право на монопольное использование русского языка в процессе торговых сношений с восточным соседом и многие другие преимущества в сравнении, например, с городами Северной Германии , которые также входили в состав Ганзы на правах торговых «отцов».

Часто представители более зажиточной купеческой гильдии предпочитали объединение со своими младшими партнёрами из Малой гильдии в борьбе с представителями городского патрициата , которые контролировали рычаги политического и финансового влияния, являясь членами Рижского рата . Особо актуальным вопрос о совместном отстаивании своих политических интересов стал после заключения дискриминационного Северинского соглашения , которое поставило точку в затяжном противостоянии с городской верхушкой в процессе сложной междоусобицы, получившей название Календарных беспорядков (80-е годы XVI века). Тем не менее во второй половине XVII века была достигнута договорённость с ратом, согласно которой политический и экономический вес гильдий несколько возрастал, и мимо них не проходила ни одна возможность принятия решений, касавшихся сферы их деятельности. В первую очередь Большая гильдия занималась защитой интересов лиц немецкого происхождения, игнорируя потребности представителей других национальных общин.

Поздняя история

Уже в первой половине XIX века управление внешней торговлей перешло в ведение членов недавно созданного Рижского Биржевого комитета . Уже после принятия реформационного имперского Городового положения 1870 года политическое значение гильдии существенно сузилось (особенно после внедрения главных принципов положения в Прибалтийских губерниях в году).

Напишите отзыв о статье "Большая гильдия"

Примечания

Литература

  • Рига: Энциклопедия = Enciklopēdija «Rīga» / Гл. ред. П. П. Еран. - 1-е изд.. - Рига: Главная редакция энциклопедий, 1989. - С. 199. - 880 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-89960-002-0 .
  • Holcmanis Andrejs . Vecrīga - pilsētbūvniecības piemineklis. Zinātne, 2007. 224 lpp. ISBN 978-9984-767-91-8
  • Kolbergs, Andris. Rīgas grāmata: Rīgas centra parki un bulvāri. Eklektikas jeb historisma stila celtnes. Rīga, jūgendstila metropole. Rīga, 1999. Apgāds Jāņa sēta. ISBN 9984-07-140-5
  • Kolbergs, Andris. Rīga kājāmgājējiem. - A.K.A.: Jūrmala, 2001., - 560. lpp., ISBN 978-9984-548-00-5

Ссылки

Отрывок, характеризующий Большая гильдия

Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.
Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.
Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.
В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он.
– Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь.
Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет.
– Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием.

Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.
В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.
Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.
Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.
Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.
К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи.
К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе.
Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.

БОЛЬШАЯ ГИЛЬДИЯ - привилегированное сословное объединение крупных купцов и владельцев недвижимости (преим. немцев) в сер. 14-19 вв. в городах Прибалтики (Таллине, Риге, Тарту и др.).

  • - в Западной Европе в период раннего средневековья различные объединения – взаимопомощи, религиозные, политические...

    Большой экономический словарь

  • - разряд, сословие...

    Справочный коммерческий словарь

  • - трофическая ассоциация, трофическая группировка, внутрибиоценотическая группировка видов, характеризующихся функциональной близостью...

    Экологический словарь

  • - купеческая, сословное объединение наиболее состоятельных купцов и владельцев недвижимости...

    Большая Советская энциклопедия

  • - привилегированное сословное объединение крупных купцов и владельцев недвижимости в сер. 14-19 вв. в городах Прибалтики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - напр.: кинорежиссёров...
  • - Р., Д., Пр. ги/льдии...

    Орфографический словарь русского языка

  • - жен., нем. сословие, цех; в Польше, биржа; у нас, торговый разряд, степень купечества; купцы разделяются, по правам и платимым за это пошлинам, на две гильдии. Гильдейский, относящийся к гильдии, к ней принадлежащий...

    Толковый словарь Даля

  • - ГИ́ЛЬДИЯ, -и, жен. 1. В средние века в Европе: объединение купцов или цеховое объединение ремесленников. 2. В дореволюционной России: один из имущественных разрядов внутри купеческого сословия. Купец второй гильдии. 3...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГИ́ЛЬДИЯ, гильдии, жен. . 1. В Западной Европе в средние века - товарищество, союз купцов. 2. Один из разрядов, на которые делилось купечество в зависимости от величины капитала и рода торговли. Купцы 1 и 2 гильдии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ги́льдия I ж. Объединение купцов, защищавшее интересы и привилегии своих членов. II ж. Один из трёх сословно-податных разрядов, на которые делилось купечество в зависимости от имущественного положения...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - г"...

    Русский орфографический словарь

  • - Первой гильдии. Разг. О высшей степени проявления какого-л. признака. СДГ 3, 122...

    Большой словарь русских поговорок

  • - 1) разряды, на которые русские законы разделяют купеческое сословие, по количеству объявленного капитала, по роду торговых прав и платимого налога. 2) в Германии каждый разряд ремесленников...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"БОЛЬШАЯ ГИЛЬДИЯ" в книгах

Большая панда

Из книги Причуды природы автора Акимушкин Игорь Иванович

Большая панда

автора Акимушкин Игорь Иванович

Большая панда

Из книги Причуды природы автора Акимушкин Игорь Иванович

Большая панда В 50-х годах нашего века, в разгар "холодной войны", один малоизвестный обитатель бамбуковых лесов Китая стал её "жертвой".Руководители Чикагского зоопарка давно мечтали приобрести редчайший экспонат - большую панду, или бамбукового медведя. Можно

Большая панда

Из книги Следы невиданных зверей автора Акимушкин Игорь Иванович

Большая панда Несколько лет назад один малоизвестный обитатель бамбуковых лесов Китая стал жертвой империалистической политики США.Руководители Чикагского зоопарка давно мечтали приобрести редчайший экспонат - большую панду, или бамбукового медведя. Можно

«Большая руда»

Из книги Роли, которые принесли несчастья своим создателям. Совпадения, предсказания, мистика?! автора Казаков Алексей Викторович

«Большая руда» Режиссёр: Василий ОрдынскийСценарист: Георгий ВладимовОператор: Герман ЛавровКомпозитор: Микаэл ТаривердиевХудожники: Иван Пластинкин, Арнольд ВайсфельдСтрана: СССРПроизводство: «Мосфильм»Год: 1964Премьера: 14 декабря 1964 г.Актёры: Евгений Урбанский,

9. Большая пресса

Из книги История моей жизни автора Свирский Алексей

Большая рыба

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора

Большая рыба В Ленинграде мы поселились в уже освоенной мною гостинице «Европейская». Когда по приглашению «Ленфильма» я приезжал туда раньше, то иногда останавливался в «Астории», но чаще в «Европейской». Вдвоем с Воиновым мы ходили на «Ленфильм», долго уламывали

Большая рыба

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Большая рыба В Ленинграде мы поселились в уже освоенной мною гостинице «Европейская». Вдвоем ходили на «Ленфильм», долго уламывали худрука третьего объединения Владимира Венгерова и редактора Яшу Рохлина. Уломали и отметили. Я уже знал, что Воинов запойный, но не знал,

Большая сила – это большая ответственность

Из книги Запуск! Быстрый старт для вашего бизнеса автора Уокер Джефф

Большая сила – это большая ответственность Перед детальным рассмотрением ментальных триггеров должен предупредить, что это крайне мощная штука. Которая, к сожалению, может использоваться как во благо, так и во зло. Откровенно говоря, я прекрасно понимаю, что эти сведения

Из книги Газета Завтра 840 (52 2009) автора Завтра Газета

Владислав Шурыгин БОЛЬШАЯ РЕФОРМА ИЛИ БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ? О ПРОВОДИМОЙ СЕГОДНЯ военной реформе, которую по фамилии министра обороны, начавшего её, окрестили "сердюковской", написано уже столько, что, кажется, сказать ещё что-то новое просто нереально. Общество полярно

Владислав Шурыгин БОЛЬШАЯ РЕФОРМА ИЛИ БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Из книги Газета Завтра 841 (53 2009) автора Завтра Газета

Владислав Шурыгин БОЛЬШАЯ РЕФОРМА ИЛИ БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ...ЕСТЬ ДВА СЛОВА, которыми можно очень точно охарактеризовать атмосферу в Генштабе и штабах видов и родов войск. Это страх и холуйство. Нужно видеть, как за приехавшей проверять штаб Сухопутных войск

Гильдия вольных

Из книги Литературная Газета 6242 (38 2009) автора Литературная Газета

Гильдия вольных СОБЫТИЕ В Москве прошёл Первый московский фестиваль вольных издателей "boo. буквы, звуки, цацки". Как явствует из названия, в экспозиции были представлены не только книги, но и различные сувениры, например закладки или шуточные обложки для книг. В рамках

  • Адрес: Amatu iela 6, Centra rajons, Rīga, LV-1050, Латвия;
  • Сайт: lnso.lv;
  • Телефон: +371 67 224 850;
  • Года постройки: большая - 1854–1857 гг., Малая – 1864–1866 гг.

В средние века в столице существовали гильдии, объединявшие людей одной профессии. Большой гильдией в называли гильдию купцов. Была и Малая гильдия – гильдия ремесленников. Гильдий в Риге давно уже нет, но здания, в которых они размещались, теперь являются популярными достопримечательностями.

История Большой и Малой гильдий Риги

С 1226 г. в Риге существовало объединение горожан немецкой национальности – так называемая гильдия Святого Креста и Троицы. В 1354 г. гильдия разделилась на купеческую и ремесленническую. Объединение купцов назвали гильдией Святой Марии, объединение ремесленников – гильдией Святого Иоанна Крестителя, по именам покровителей обоих сословий. «Большой» гильдию купцов стали называть в народе потому, что купцы отстроили себе здание побольше, чем ремесленники.


Большая гильдия монополизировала торговые потоки и взяла на себя функцию посредника между иностранными торговцами. Малая гильдия также была монополистом на своем поле: ремесленник, не являвшийся членом гильдии, не мог даже получить звание цехового мастера.


В таком виде Большая и Малая гильдии просуществовали до конца 1930-х гг. В последние десятилетия своего существования они, однако, утратили прежние роль и статус, играя теперь скорее роль клубов, объединявших богатых прибалтийских немцев.

Современные здания гильдий

К сожалению, первые здания гильдий – те самые, где заключали сделки, проводили собрания, устраивали празднества, – до наших дней не сохранились. Только в подвальном помещении Большой гильдии остался фрагмент средневековой каменной стены с колонной.


Современное здание Большой гильдии датируется 1854–1857 гг. постройки, Малой – 1864–1866 гг.

С окончания Второй мировой войны здание Большой гильдии находится в собственности Латвийской государственной филармонии. Здесь выступает Латвийский национальный симфонический оркестр, регулярно проходят концерты классической и современной музыки. В здании Малой гильдии расположены музей и школа ремесленников. Тут также дают концерты, организуют культурные мероприятия.


Стоит попасть на экскурсию в обе гильдии, чтобы осмотреть великолепные интерьеры помещений: витражи, мозаики, изготовленные в XVII в. люстры, винтовые лестницы.

Как добраться?

Большая и Малая гильдии находятся в центре , на ул. Амату, через дорогу друг от друга.

Движение общественного транспорта на территории Старого города закрыто, поэтому из других районов доезжать придется до остановок за его пределами. Турист, только что приехавший в Ригу, доберется до гильдий без особых сложностей.

  1. От автовокзала и железнодорожной станции -Пасажиеру до Большой и Малой гильдий можно дойти пешком за 12–15 мин. Путь будет пролегать мимо достопримечательностей Старого города, так что не стоит отказываться от такой прогулки.
  2. Из Международного аэропорта Рига до центра ходит автобус № 22. Следует сойти на остановке «Набережная 11 Ноября». Автобус отправляется каждые 20 мин. и идет примерно полчаса. От «Набережной 11 Ноября» до обеих гильдий останется пройти 7–9 мин. пешком.


Поделиться