Борьба с курением на рабочем месте. Консультация юриста

БОРЕМСЯ С КУРЕНИЕМ НА РАБОТЕ

Некоторые работники организации довольно часто ходят на перекур, а иногда и вовсе курят в служебных кабинетах. Как решить эту проблему? Установлена ли ответственность за курение на рабочем месте? Можно ли мотивировать персонал вести здоровый образ жизни?

Бороться с курением непросто. Запрет курения на рабочем месте — это серьезная задача для большинства работодателей: кто-то решает ее штрафами за курение на рабочем месте, кто-то, наоборот, поощряет некурящих, выплачивая им дополнительную премию, а некоторые работодатели и вовсе не принимают на работу курящих сотрудников.

Идти на «крайние» меры работодателей вынуждает ущерб, причиняемый курением на рабочем месте. Приходится тратить дополнительные средства на:

— оплату больничных листов (согласно исследованиям рисков, обусловленных различными вредными привычками, люди, выкуривающие одну или более пачек сигарет в день, на 18% чаще обращаются с просьбой оплатить бюллетень, чем некурящие; заядлые курильщики на 25% чаще нуждаются в амбулаторном лечении и на 29% чаще, чем некурящие, обращаются с просьбой об оплате больничных);

— ремонт оборудования, которому табачный дым причиняет значительный вред;

— уборку помещений, в которых курят работники.

Большим минусом курения является снижение производительности труда: если посчитать, заядлый курильщик может тратить на перекуры до полутора часов в день. Отметим, что курение именно на рабочем месте значительно ухудшает экологию офисов и производственных помещений. К тому же курящие коллеги вызывают раздражение у прочих, которым приходится быть пассивными курильщиками. А как известно, пассивное курение очень вредно.

Поэтому все больше руководителей разрабатывают и внедряют различные программы, направленные на борьбу с курением.

Правомерен ли запрет работодателя на курение?

В ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон N 87-ФЗ), которым определены правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, установлено: в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

На работодателя возложена обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения. Однако это не означает, что работодатель не может запретить курение в течение рабочего времени вне специально отведенных для этого мест.

Статьей 107 ТК РФ установлено, что работодатель в течение рабочего дня (смены) должен предоставлять различные перерывы, в том числе перерыв для отдыха и питания, который в рабочее время не включается. Перерыв для курения трудовым законодательством не предусмотрен. Поэтому, если работодатель установит локальным нормативным актом запрет на курение во время рабочего дня (смены), это не будет нарушением трудового законодательства.

Разрабатывая такой локальный акт, помните, что во время перерыва на курение работники творческих профессий могут продолжать думать над решением той или иной задачи, поэтому для них запрет на курение в специально оборудованных местах может негативно сказаться на производственной деятельности. Конечно, есть категории персонала, которым в силу технологии производства нельзя покидать рабочее место и ни о каком перекуре речи быть не может, например рабочие конвейера, токари и другие подобные профессии. Поэтому перед установлением запрета проанализируйте специфику работы.

Ответственность работодателя

Законом N 87-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение запрета на и невыполнение обязанности организовать специальные места для курения. В частности, ст. 6 позволяет привлечь работодателя к административной ответственности согласно законодательству. Но, к сожалению, КоАП РФ такая ответственность до сих пор не установлена. Единственная статья — 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» — предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб. за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов.

В некоторых субъектах РФ пытались ввести штрафные санкции в КоАП субъекта РФ за табака, в городском, пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах, причем размер штрафа варьировался от 100 до 300 руб. Но судебные инстанции признавали такие нормы кодексов противоречащими федеральному законодательству. Почему? Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность, но субъект РФ не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.

А вот за что штраф более реален, так это за отсутствие приказа по организации, который определяет места для курения. Данный документ необходим для соблюдения правил пожарной безопасности. Если его нет, возможен административный штраф по ст. 20.4 КоАП РФ:

— от 1000 до 2000 руб. (для лиц, ответственных за пожарную безопасность);

— от 10 000 до 20 000 руб. (для организации).

Причем к юридическому лицу может быть применено такое наказание, как приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Специальное помещение для курильщиков

Итак, как мы выяснили, работодатель должен организовать помещение для курения. Многие работодатели этим пренебрегают, в результате сотрудники курят прямо на рабочих местах. Иногда просто у входа ставится дополнительная урна для окурков и руководитель считает, что тем самым выполнил обязанность, возложенную на него Законом N 87-ФЗ. Однако это не так.

Конечно, оборудование специальных помещений для курения — дело достаточно дорогое. Многие работодатели, накладывая локальным нормативным актом запрет на курение, считают, что и места для курения организовывать не обязательно. А если мы все же решили «играть по правилам»? Ведь Законом N 87-ФЗ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение обязанности по организации места для курения и, хотя в КоАП РФ специальной нормы нет, юристы считают, что работодатель в случае нарушения будет привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Чтобы оборудовать место для курения, нужно ориентироваться на следующие нормативные акты:

— Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (в соответствии с Приложением N 1 к Приказу в инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть определены места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ);

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03»;

— СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»;

— СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» ;

— ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» .

Курительные комнаты устраиваются как изолированные помещения, подальше от мест приема пищи, медпунктов и помещений, предназначенных для отдыха персонала. Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата — не более 60 м, а от рабочих мест на площадке предприятия — не более 150 м.

Курительные комнаты должны быть не менее 8 кв. м, причем место для курения должно выделяться именно в курительную комнату, если численность персонала более 200 чел.

Обратите внимание! В курительном помещении или специально отведенном месте необходима хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе содержатся в СНиП 31-05-2003, в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч.

Системы кондиционирования проектируются так, чтобы воздух из курительной комнаты не смешивался с воздухом, направляемым в зоны, предназначенные для некурящего персонала. Для курительной можно предусмотреть самостоятельную систему вентиляции. Также нужны отапливающие элементы: на основании СНиП 2.09.04-87 температура в холодный период года в «курилке» должна составлять не менее 16 град. Цельсия.

С помещением, его площадью и требованиями к нему разобрались. А что предписывают сделать пожарники? Необходимо в месте, отведенном для курения:

— поставить металлические урны;

— не располагать их вблизи легковоспламеняющихся материалов;

— разместить знаки пожарной безопасности.

Отмечу, что знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026-2001. К знакам, которые должны быть в помещении для курения, относятся знак М 15 «Курить здесь» (предписывающий знак, используется для обозначения места курения на производственных объектах) и знак Р 01 «Курить запрещается».

Полы и стены должны быть сделаны из негорючих материалов (например, стекло, алюминий, керамическая плитка), которые, кроме прочего, достаточно легко мыть. Можно использовать и иные материалы для отделки стен и пола (дерево, пластик и пр.), но их нужно обработать специальными огнезащитными покрытиями — красками, лаками, пропитками. Поскольку такие покрытия защищают от воспламенения лишь в течение определенного периода, обработку поверхностей придется повторять время от времени.

Наказывать или…?

В настоящее время достаточно распространена практика введения штрафов за различные «нарушения», в том числе за курение в рабочее время, причем не только на рабочем месте, но и вообще. Если даже работодатель твердо решил наказать курильщиков, формулировка «штрафы» ни в коем случае не должна использоваться в локальных актах. Можно применить к лицам, злоупотребляющим курением на рабочем месте, меры дисциплинарной ответственности — объявить выговор, сделать замечание или вовсе уволить. Для этого в правилах внутреннего трудового распорядка должен содержаться запрет на курение на рабочем месте. Также в данном локальном акте следует обозначить конкретное время перекуров и указать на возможность курения во время таких перерывов в специально отведенных помещениях или местах. Поскольку правила внутреннего трудового распорядка работник обязан соблюдать, за курение, пусть даже в специально оборудованных местах, но в рабочее время, а не в перерывы, предусмотренные правилами, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Хотелось бы заметить, что не стоит увлекаться, «повально» запрещая курение и применяя санкции за нарушения. Иначе может сложиться неудобная ситуация. Допустим, в компании, где не приемлют курение, работодатель выясняет на собеседовании о табачной зависимости кандидата и поэтому отказывает в приеме на работу. Однако анкета, в которой уточняется данное обстоятельство, в будущем может стать доказательством дискриминации.

Напомню, что ст. 64 ТК РФ прямо запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было — прямое или косвенное — ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, является примерным и вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, будет решаться судом.

Поэтому советую запомнить: вопросы о курении в анкете (стаже, количестве выкуриваемых сигарет и т.д.) опасны для работодателя при возникновении споров в связи с отказом в заключении трудового договора. Подобные анкеты могут принести пользу только в том случае, если служба персонала проводит опросы уже работающих сотрудников с целью выработки программы по борьбе с курением на рабочих местах.

Подведем итог

Естественно, курящие работники — это плохо. И рабочее время тратится нерационально, и табачный дым вредит некурящим. Но стоит ли категорично запрещать курение? На мой взгляд, нет. Мотивирует на здоровый образ жизни и выполнение трудовой функции скорее поощрение некурящих работников (например, в виде премии), чем штрафные санкции и меры дисциплинарного воздействия на курильщиков. Ведь последние вместо решения рабочих задач могут направить свои усилия на то, чтобы обойти установленные работодателем запреты.

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

  • образовательных заведений;
  • медучреждений;
  • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.

Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

Образец приказа о запрете курения на предприятии

Скачать форму приказа

Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
  5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
  6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

Скачать форму приказа

Сейчас модно вести здоровый образ жизни. Во многих компаниях принято проводить различные спортивные мероприятия, частично, а иногда и полностью, оплачивать сотрудникам карты в фитнес-клубы, бассейны. А в некоторых организациях ведется активная борьба с такой вредной привычкой работников, как курение. Особенно это актуально там, где руководитель сам не курит. Но, организовывая антитабачную кампанию, работодатели допускают ошибки, которые могут повлечь за собой штрафы как для организации, так и для ее должностных лиц. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

ОШИБКА 1. Сотрудников штрафуют за курение

Иногда курильщиков штрафуют, вычитая из их зарплаты некоторую сумму. Эти действия работодателя незаконны. Ведь такого понятия, как штраф, для работников в трудовом законодательстве нетст. 192 ТК РФ .

ОШИБКА 2. Некурящих поощряют премией

Некоторые работодатели, не желая портить отношения с курящими сотрудниками, подходят к проблеме курения с другой стороны. Например, выплачивают премии некурящим работникам. Но и такой подход является ошибочным. С нашим мнением согласился специалист Роструда.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости

“ Какая бы то ни было дискриминация при установлении коллективным договором или локальными нормативными актами условий оплаты труда, включая условия премирования, запрещен астатьи 132 , 135 ТК РФ .

Таким образом, закрепление работодателем в локальном акте привилегий лишь для некурящих работников в части установления им премий (или ее повышенных размеров) можно расценивать как дискриминаци ю” .

Кроме того, если вы уже выплачиваете подобную премию, не стоит забывать, что она облагается НДФЛст. 226 НК РФ и страховыми взносам ип. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ; Постановление 3 ААС от 15.03.2010 № А33-15982/2009 . При этом в случае проверки можно ожидать придирок со стороны налоговиков относительно включения этой премии в состав расходов, уменьшающих налоговую прибыль. Ведь, по сути, подобное поощрение части коллектива с большой натяжкой можно отнести к расходам организации, связанным с производством и реализацие йподп. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ .

ОШИБКА 3. Курильщикам увеличивают рабочее время

Некоторые работодатели считают, что те, кто курит, меньше работают. Поэтому иногда курящим сотрудникам добавляют, например, час к рабочему времени. Но тогда нарушается его нормальная продолжительност ьст. 91 ТК РФ , и такая переработка уже будет считаться сверхурочной работо йстатьи 149 , 152 ТК РФ .

ВЫВОД

Все перечисленные выше (в ошибках 1- 3) действия работодателей можно расценить как нарушение трудового законодательства, а соответственно, эти действия могут обернуться негативными последствиями в виде штрафа как для организации - от 30 000 до 50 000 руб., так и для ее должностных лиц - от 1000 до 5000 руб.статьи 106, 107, 108 ТК РФ

Если вы хотите восполнить «прокуренное» работником время, установите исключительно для курильщиков несколько перерывов, которые не будут включаться в рабочее врем япп. 1.2 , 1.4, 1.5 приложения № 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 03.06.2003 № 118 . Устанавливая такие перерывы, можно воспользоваться правилами отдыха при работе на компьютера хст. 22 ТК РФ . Например, выделять под курение 5 минут каждый час. Предоставление подобных перерывов нужно прописать в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), с которыми необходимо ознакомить сотруднико вп. 1 ст. 5.27 КоАП РФ .

ОШИБКА 4. Не оборудуется место для курения

Курение на рабочем месте запрещен оп. 1 ст. 6 Закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ . При этом на работодателя возложена обязанность отвести для курения специальное место и оснастить егоп. 2 ст. 6 Закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ . Кроме того что такое место должно быть обозначено знаком «Место для курения », других определенных требований по его оснащению нет.

Но при оборудовании этого места внутри здания можно воспользоваться требованиями, предъявляемыми к курительным помещениям при строительстве зданий. Вот некоторые из нихп. 5.8 СП 2.2.1.1312-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 № 88 ; пп. 5.19 , 5.25 , 7.2 СНиП 2.09.04-87, утв. Приказом Минрегиона от 27.12.2010 № 782 ; пп. 8.5 , 8.10 , приложение Г , таблица Д. 3 СНиП 31-05-2003, приняты Постановлением Госстроя от 23.06.2003 № 108 :

  • изоляция от санитарно-бытовых помещений;
  • наличие вытяжной вентиляции;
  • температура воздуха в курительной комнате в холодный период года не ниже +16°С.

Затраты на оборудование такого места можно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыл ьподп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ .

Если же место для курения отведено не будет, то пожарные могут это расценить как нарушение правил противопожарного режима и, соответственно, оштрафовать: руководителя - на сумму от 6000 до 15 000 руб., организацию - на сумму от 150 000 до 200 000 руб.п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390 ; ; ст. 20.4 КоАП РФ

Кстати, несмотря на то что обязанность по обустройству курительного места возложена именно на работодателя, по мнению специалиста Роструда, несоблюдение работодателем этой обязанности не является нарушением трудового законодательства.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ По Закону об ограничении курения табака неоснащение работодателем специальных мест для курения влечет привлечение к административной ответственност ип. 3 ст. 6 Закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ .

Однако оштрафовать работодателя в этом случае за нарушение законодательства о труде по ст. 5.27 КоАП РФ не представляется возможным, так как вышеупомянутый Закон не является нормативным актом, содержащим нормы трудового прав аст. 5 ТК РФ ” .

Роструд

Как видим, в основном борьба с курением сотрудников оборачивается против самого же работодателя. Но иногда работника все-таки можно наказать за его вредную привычку. Например, если в ваших ПВТР прописан запрет на курение вне отведенных для этого мест и установлено определенное время для перекуров, а сотрудник будет курить в нужном месте, но не в нужное время (не во время разрешенного перерыва), то это уже будет нарушением ПВТР и, соответственно, дисциплинарным проступком, за который сотруднику можно сделать замечание или объявить выгово рст. 192 ТК РФ . Правда, уволить сотрудника в этой ситуации будет достаточно проблематично.

Если же вы поставили перед собой задачу наказать сотрудника именно рублем, то пропишите, например, в положении об оплате труда и материальном стимулировании, что за нарушение ПВТР работник может быть лишен ежемесячной премии.



Поделиться