Ценообразование в машиностроении. Ценообразованиев машиностроении и приборостроении

Одной из причин, побуждающих заводы-поставщики завышать цены на изготовляемое ими оборудование, является действующая практика ценообразования на продукцию машиностроения, при которой цены на большинство видов оборудования установлены за тонну его веса, поэтому при изготовлении оборудования заводы-поставщики стремятся к максимальному увеличению его веса по сравнению с соответствующим показателем, предусмотренным в каталоге оптовых цен.  


Опыт показал, что периодические пересмотры оптовых цен при их определенной позитивной роли не затрагивали основ ценообразования. Они касались в основном частных вопросов. На июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС поставлена задача осуществить радикальную реформу оптовых цен во взаимосвязи с закупочными, розничными ценами и тарифами (подробнее об этом см. в статье Ценообразование при социализме). При этом, как отмечалось на Пленуме, следует улучшить соотношение оптовых цен на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей промышленности . Для обеспечения нормального уровня рентабельности соответствующих отраслей, стимулирования экономии топливно-сырьевых ресурсов предполагается повысить цены на сырье и топливо в ценах на продукцию машиностроения, новую технику учесть реальную эффективность машин и оборудования, стимулировать производство и освоение высококачественной продукции, принципиально новой техники , соответствующей или превосходящей лучшие зарубежные образцы из структуры цен исключить необоснованные дотации.  

Второй метод имеет широкое применение при расчете рента-бельности отдельных изделий и в ценообразовании. В соответствии с принятым в июле 1979 г. постановлением о совершенствовании хозяйственного механизма предусмотрено определять рентабельность в обрабатывающих отраслях по видам продукции как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий . Этот метод используется при установлении оптовых цен на продукцию машиностроения и других обрабатывающих отраслей с большой материалоемкостью, что позволяет более объективно определить долю прибыли в оптовой цене.  

Новая система цен должна способствовать ускорению научно-технического прогресса и повышению качества продукции и услуг. Соотношения цен на взаимозаменяемые виды продукции устанавливаются с ориентацией прежде всего на единицу потребительской стоимости (ценности) продукта - производительности, мощности, грузоподъемности, калорийности и т. д. Естественно, что это сложная зависимость, в основе которой лежит эффективность. Конечно, в практике ценообразования есть определенный задел в виде параметрических прейскурантов, зависимостей, нормативов. Однако здесь еще, можно сказать, только начало , особенно в машиностроении, а потому это одно из основных направлений в разработке методологических вопросов построения новых прейскурантов.  

В трудах сов. экономистов разработаны методологич. проблемы формирование и развитие системы цен в экономике развитого социализма теоретич. основы и методы определения цен на новую технику экономич. стимулирование с помощью цен рационального использования природных ресурсов совершенствование методов исчисления себестоимости продукции территориальная дифференциация цен. Значительное число трудов посвящено методологич. и методич. вопросам ценообразования в отд. отраслях - в топливно-энергетических и сырьевых, машиностроении, с. х-ве разработки цен на товары нар. потребления и тарифов на услуги и на грузовые перевозки . В ряде работ исследуются проблемы ценообразования в зарубежных странах и на мировом рынке , во взаимной торговле стран - членов СЭВ.  

Однако в этой области имеется ряд проблем, требующих решения. Одной из них является разработка относительно несложных методик среднесрочного прогнозирования динамики важнейших показателей конъюнктуры рынков машин и оборудования для использования в текущей коммерческой работе внешнеторговых объединений . Многоплановость и сложность тех экономических объектов , которые выделяет практика внешней торговли среди товарных рьшков, предопределяют необходимость гармоничного сочетания в методиках прогнозирования конъюнктуры основополагающих положений методологии изучения конъюнктуры рынков с элементами системного анализа и моделирования. Благодаря этому решение практических задач осуществляется новыми, но уже зарекомендовавшими себя активными средствами познания. Модель, - писал академик В. С. Немчинов, - это своего рода абстракция, промежуточное звено между теоретическим абстрактным мышлением и объективной действительностью"15. Основываемый на моделях аналитический аппарат позволяет описывать процессы ценообразования, формирования динамики показателей конъюнктуры рьшков продукции машиностроения, чтобы в дальнейшем посредством полученного модельного отображения осуществить разработку прогноза.  

В большинстве капиталистич. стран существует система гарантированных цен на продукцию с. х-ва, к-рая обеспечивает фермерам определённый минимум доходов. Эта система представляет собой попытку гос-ва внести в ценообразование элементы регулирования диктуется как интересами крупного капитала, стремящегося поддержать рынок сбыта продукции с.-х. машиностроения, удобрений и др. продуктов, потребляемых с. х-вом, так и интересами защиты внутреннего рынка с.-х. продуктов. В уровне цен учитываются и интересы внешней политики капнта-лнстич. гос-в тенденция к поддержанию относительно низких цен (в странах - экспортёрах с.-х. продукции, напр. США, Канада и др.) и высоких цен (в странах, вынужденных закупать продукцию на мировом рынке,  

В ценообразовании на производимые энергоресурсы в переходный период , по-внди-мому, следует использовать механизмы регулирования , которые делают процесс-утверждения цен и тарифов более рациональным и открытым. В частности, федеральные и региональные энергетические комиссии могли бы проводить обсуждение по инвестиционным проектам и изменению тарифов в форме открытых слушаний с участием всех заинтересованных сторон, в первую очередь производителей и потребителей энергии. Необходимо достигать разумного компромисса между ценами на энергоносители и продукцию машиностроения, а также других энергоемких отраслей.  

Одним из способов определения эффекта от более раннего освоения капитальных вложений является расчет объема и стоимости дополнительной чистой продукции . Дополнительная чистая продукция , полученная в период досрочного пуска, и составляет эффект от более раннего пуска объекта в эксплуатацию. Причем прирост чистой продукции может проявиться не только в год пуска, но и в следующий год. Полученная дополнительная чистая продукция может быть сопоставлена с дополнительными капитальными вложениями или другими затратами, которые были необходимы для досрочной сдачи объекта в эксплуатацию. Аналогично эффекту, полученному от досрочной сдачи объекта, могут быть определены и потери от затягивания сроков разработки и освоения, недополученное вследствие этого количество чистой продукции измеряет ущерб народного хозяйства . Слабым местом такого метода расчета эффекта является зависимость результата от условий ценообразования. Как известно,

Ценообразование в машиностроении и приборостроении

Тесты

1. Что не относится к особенностям машин и оборудования как к объектам оценки?

а) радикальное изменение стоимости с течением времени;

б) отсутствие влияние на стоимость сопутствующих затрат;

в) низкая сходность результатов при определении среднего уровня цен;

г) сложность прогнозирования будущих доходов.

Ответ: б) отсутствие влияния на стоимость сопутствующих затрат.

2. Жизненный цикл машин и оборудования:

а) относительно продолжительный;

б) относительно короткий;

в) средней продолжительности;

Ответ: б) относительно короткий.

3. В какой степени влияет на стоимость оборудования научно-технический процесс?

а) сильно;

б) умеренно;

в) не влияет.

Ответ: а) сильно.

4. Рынок машин и оборудования относится преимущественно к рынку:

а) чистой конкуренции;

б) олигополии;

в) чистой монополии;

Ответ: б) олигополии.

5. Какой из перечисленных факторов не оказывает влияния на рыночную стоимость оцениваемого оборудования?

а) состояние законодательства в области налогообложения;

б) цены на аналогичные объекты;

в) установленные собственником инвестиционные цели использования объекта оценки;

г) местоположение объекта оценки.

Ответ: в) установленные собственником инвестиционные цели использования объекта оценки.

6. Какой из оценочных принципов относится к принципам, обусловленным действием рыночной среды?

а) полезности;

б) остаточной продуктивности;

в) конкуренции;

г) ожидания.

Ответ: а) конкуренции.

7. Оптовая цена предприятия изготовителя не включает в себя:

а) полную себестоимость;

б) прибыль предпринимателя;

в) сбытовую надбавку;

г) налог на добавленную стоимость;

Ответ: в) сбытовую надбавку.

8. Машины и оборудование чаще всего реализуются по ценам:

а) сметным;

б) оптовым;

в) розничным.

Ответ: в) розничным.

9. Договорная цена отличается от объявленной цены:

а) индивидуальным характером;

б) наличием оговоренных условий;

в) наличием надбавок и скидок;

г) информационной закрытостью.

Ответ: б) наличием оговоренных условий.

10. Кривая спроса отражает зависимость между спросом и ценой

а) покупателя;

б) изготовителя;

в) дилера.

Ответ: б) изготовителя.

11. Если цена превышает цену равновесия, то наблюдается:

а) дефицит товара;

б) устаревание товара;

в) перепроизводство товара.

Ответ: в) перепроизводство товара.

а) запросы производителей;

б) инфляционные процессы;

в) динамику изменения цен;

г) ожидание покупателей.

Ответ: в) динамику изменения цен.

13. Цена сделки это:

а) договорная цена между продавцом и покупателем;

б) объявленная цена на конкретную дату;

в) фактическая цена сделки;

г) балансовая стоимость;

Ответ: а) договорная цена между продавцом и покупателем.

14. В чем заключается задача оценщика?

а) в формировании цены сделки;

б) в расчете договорной цены между сторонами;

в) в расчете предполагаемой стоимости сделки;

г) в детализации цены, назначенной одной из сторон сделки.

Ответ: в) в расчете предполагаемой стоимости сделки.

15. Какую функцию выполняют цены, используемые для расчета показателей деятельности предприятия?

а) распределительную;

б) стимулирующую;

в) учетную.

Ответ: в) учетную.

Вопросы для самопроверки


1. Какие особенности присущи машинам и оборудованиям как объектам оценки?

Ответ: Можно выделить следующие особенности оценки машин и оборудования (далее МО):

1) Многообразие наименований, видов, модификаций МО – только отраслевые перечни исчисляются сотнями тысяч наименований изделий и, соответственно, число производителей МО также велико, что приводит к широкому разбросу цен на одно и то же изделие;

2) Технический прогресс не только изменяет технологию изготовления и вид МО, но и их функциональное назначение. Функциональное устаревание имеет тенденцию ускоренного роста, время от времени происходят технические революции, которые приводят к радикальному изменению потребительских приоритетов;

3) Идентификация и локализация денежного потока, приходящегося на МО, как на составную часть бизнеса, часто затруднена в силу сложной структуры производства.

2. В чем заключается особенность автоматизированной оценки стоимости машин и оборудования?

Ответ: Особенность автоматизированной оценки заключается в построении стохастических моделей цен машин и оборудования с использованием компьютерной программы Excel. Используются методы корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа для моделирования зависимости цены от технических параметров машин, а также для построения ценовых трендов.

3. Чем вызвано радикальное изменение стоимости машин и оборудования с течением времени?

Ответ: Радикальное изменение стоимости машин и оборудования вызвано износом. Износ - обесценивание или устаревание, характеризующее потерю с течением времени стоимости в связи с уменьшением его полезности, вызванным техническими и экономическими причинами: эксплуатацией; длительным хранением; научно-техническим прогрессом; экономической ситуацией.

4. С какими трудностями может столкнуться оценщик при определении среднего уровня цен при оценке стоимости машин и оборудования?

Ответ: Многообразие наименований, видов, модификаций машин и оборудования – только отраслевые перечни исчисляются сотнями тысяч наименований изделий и, соответственно, число производителей машин и оборудования также велико, что приводит к широкому разбросу цен на одно и то же изделие.

5. Какие сопутствующие затраты связаны с приобретением машин и оборудования?

Ответ: К сопутствующим затратам, связанным с приобретением машин и оборудования относятся транспортировка, таможенные пошлины, установка, пуско-наладка, ремонт и пр.

6. С какими особенностями машин и оборудования вызвано редкое применение методов доходного подхода при их оценке?

Ответ: Применение методов доходного подхода сталкивается с тем ограничением, когда затруднительно оценить чистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этот объект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большей степени имеет социальное, чем экономическое значение.

7. Какие факторы влияют на величину стоимости машин и оборудования?

Ответ: На величину стоимости машин и оборудования влияют:

а) функциональные показатели (производительность или мощность, грузоподъемность или тяговое усилие, размеры рабочего пространства, класс точности, степень автоматизации);

б) эксплуатационные показатели (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

в) конструктивные показатели (вес, состав основных конструктивных материалов);

г) показатели экономичности эксплуатации машин (расход различных ресурсов при функционировании машин в единицу времени и на единицу продукции или работ);

д) эстетические показатели и показатели эргономичности.

8.Какое влияние на стоимость машин и оборудования оказывают нематериальные активы?

Ответ: Действующее программное обеспечение, технические данные, промышленные образцы, патенты являются примерами нематериальных активов, которые увеличивают стоимость машин и оборудования

9. Чем вызвана проблема идентификации машин и оборудования?

Ответ: Проблема идентификации возникает, когда объекты оценки являются движимым имуществом, но из-за способа их установки (постоянно прикреплены к недвижимости или используются в установленном виде в течение продолжительного периода времени) могут быть отнесены к недвижимому имуществу. Это чаще всего оборудование, встроенное в здание или сооружение и жестко с ним связанное (система вентиляции, коммуникации, отопительные и энергетические сети, лифты и др.).

10. Охарактеризуйте влияние жизненного цикла на величину стоимости машин и оборудования.

Ответ: На рис.1 схематически изображена зависимость цены от этапа жизненного цикла объекта:


Рис.1 Влияние жизненного цикла на стоимость машин и оборудования


11. Что выступает в качестве исходной базы для определения стоимости на основе затратного подхода?

Ответ: При затратном подходе в качестве меры стоимости принимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. его себестоимость.

12. Каким образом осуществляется выбор основного ценообразующего параметра?

Ответ: Выбор главного ценообразующего параметра зависит от назначения машины или единицы оборудования: для транспортного средства – грузоподъемность, для двигателя – мощность, для станка – максимальный размер обрабатываемой детали и т.д.

13. Кокой вид имеет кривая изменения цены в зависимости от степени устаревания?

Ответ: кривая изменения стоимости при физическом износе – рис.2

Рис. 2 Кривая изменения стоимости при физическом износе машин и оборудования


14. Перечислите методы прямого и косвенного определения затрат.

Ответ: Методы, основанные на способах прямого определения затрат:

1) поэлементный расчет затрат заключается в суммировании стоимостей отдельных элементов объекта оценки, а также затрат на их приобретение, транспортировку и сборку с учетом прибыли;

2) метод анализа и индексации имеющихся калькуляций заключается в определении стоимости путем пересчета первоначальной себестоимости суммированием индексированных затрат по экономическим элементам (затратам на материалы, комплектующие изделия, зарплату рабочих и косвенные расходы), приводя их к современному уровню;

3) метод укрупненного расчета себестоимости заключается в определении стоимости путем расчета полной себестоимости изготовления по укрупненным нормативам производственных затрат с учетом рентабельности производства.

Методы, основанные на способах косвенного определения затрат:

1) метод замещения или аналого-параметрический, который основан на принципе замещения и заключается в подборе объектов, аналогичных оцениваемому по полезности и функциям, что позволяет на основании известных цен и технико-экономических характеристик объектов-аналогов рассчитывать стоимость оцениваемого объекта;

3) метод удельных ценовых и экономико-технических показателей, который заключается в расчете стоимости на основе удельных ценовых показателей, т.е. цены, приходящейся на единицу главного параметра (производительности, мощности и т.д.), массы или объема.

15. Следует ли учитывать сопутствующие затраты, связанные с приобретением оборудования, при определении стоимости этого оборудования?

Ответ: При оценке машин и оборудования в стоимость аналога часто включаются затраты на приведение актива в рабочее состояние. Эти затраты часто называют затратами на подготовку. В их состав часто включают необходимые сопутствующие расходы - на выполнение проектно-конструкторских работ, транспортировку, установку и монтаж, подсоединение к коммуникационным сетям, проведение пуско-наладочных работ.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от от 29 июля 1998 г. № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21 декабря 2001 г. № 178 – ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31 – ФЗ, от 14 ноября 2002 г. № 143 – ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15 – ФЗ, от 27 февраля 2003 г. № 29 – ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ, от 05 января 2006 г. № 7 – ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 157 – ФЗ, от 05 февраля 2007 г. № 13 – ФЗ, от 13 июля 2007 г. № 129 – ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 220 – ФЗ). Основные положения.// СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256. Основные положения// СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255. Основные положения. // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254. Основные положения. // СПС КонсультантПлюс.

5. ГОСТ Р 51195.0.02 - 98 Единая система оценки имущества. Термины и определения). // СПС КонсультантПлюс.

6. Стандарт 04.21. «Оценка стоимости движимого имущества. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств». Утверждено Решением Правления Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» Протокол № 21 от «19» октября 2007 г.

7. Оценка стоимости машин и оборудования: Учебное пособие/Под общей редакцией В.П. Антонова – М.: Издательский дом «Русская оценка», 2007 – 254 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ценообразование в машиностроении и приборостроении

Тесты

1. Что не относится к особенностям машин и оборудования как к объектам оценки?

а) радикальное изменение стоимости с течением времени;

б) отсутствие влияние на стоимость сопутствующих затрат;

в) низкая сходность результатов при определении среднего уровня цен;

г) сложность прогнозирования будущих доходов.

Ответ: б) отсутствие влияния на стоимость сопутствующих затрат.

2. Жизненный цикл машин и оборудования:

а) относительно продолжительный;

б) относительно короткий;

в) средней продолжительности;

Ответ: б) относительно короткий.

3. В какой степени влияет на стоимость оборудования научно-технический процесс?

а) сильно;

б) умеренно;

в) не влияет.

Ответ: а) сильно.

4. Рынок машин и оборудования относится преимущественно к рынку:

а) чистой конкуренции;

б) олигополии;

в) чистой монополии;

Ответ: б) олигополии.

5. Какой из перечисленных факторов не оказывает влияния на рыночную стоимость оцениваемого оборудования?

а) состояние законодательства в области налогообложения;

б) цены на аналогичные объекты;

в) установленные собственником инвестиционные цели использования объекта оценки;

г) местоположение объекта оценки.

Ответ: в) установленные собственником инвестиционные цели использования объекта оценки.

6. Какой из оценочных принципов относится к принципам, обусловленным действием рыночной среды?

а) полезности;

б) остаточной продуктивности;

в) конкуренции;

г) ожидания.

Ответ: а) конкуренции.

7. Оптовая цена предприятия изготовителя не включает в себя:

а) полную себестоимость;

б) прибыль предпринимателя;

в) сбытовую надбавку;

г) налог на добавленную стоимость;

Ответ: в) сбытовую надбавку.

8. Машины и оборудование чаще всего реализуются по ценам:

а) сметным;

б) оптовым;

в) розничным.

Ответ: в) розничным.

9. Договорная цена отличается от объявленной цены:

а) индивидуальным характером;

б) наличием оговоренных условий;

в) наличием надбавок и скидок;

г) информационной закрытостью.

Ответ: б) наличием оговоренных условий.

10. Кривая спроса отражает зависимость между спросом и ценой

а) покупателя;

б) изготовителя;

в) дилера.

Ответ: б) изготовителя.

11. Если цена превышает цену равновесия, то наблюдается:

а) дефицит товара;

б) устаревание товара;

в) перепроизводство товара.

Ответ: в) перепроизводство товара.

а) запросы производителей;

б) инфляционные процессы;

в) динамику изменения цен;

г) ожидание покупателей.

Ответ: в) динамику изменения цен.

13. Цена сделки это:

а) договорная цена между продавцом и покупателем;

б) объявленная цена на конкретную дату;

в) фактическая цена сделки;

г) балансовая стоимость;

Ответ: а) договорная цена между продавцом и покупателем.

14. В чем заключается задача оценщика?

а) в формировании цены сделки;

б) в расчете договорной цены между сторонами;

в) в расчете предполагаемой стоимости сделки;

г) в детализации цены, назначенной одной из сторон сделки.

Ответ: в) в расчете предполагаемой стоимости сделки.

15. Какую функцию выполняют цены, используемые для расчета показателей деятельности предприятия?

а) распределительную;

б) стимулирующую;

в) учетную.

Ответ: в) учетную.

Вопросы для самопроверки

1. Какие особенности присущи машинам и оборудованиям как объектам оценки?

Ответ: Можно выделить следующие особенности оценки машин и оборудования (далее МО):

1) Многообразие наименований, видов, модификаций МО – только отраслевые перечни исчисляются сотнями тысяч наименований изделий и, соответственно, число производителей МО также велико, что приводит к широкому разбросу цен на одно и то же изделие;

2) Технический прогресс не только изменяет технологию изготовления и вид МО, но и их функциональное назначение. Функциональное устаревание имеет тенденцию ускоренного роста, время от времени происходят технические революции, которые приводят к радикальному изменению потребительских приоритетов;

3) Идентификация и локализация денежного потока, приходящегося на МО, как на составную часть бизнеса, часто затруднена в силу сложной структуры производства.

2. В чем заключается особенность автоматизированной оценки стоимости машин и оборудования?

Ответ: Особенность автоматизированной оценки заключается в построении стохастических моделей цен машин и оборудования с использованием компьютерной программы Excel. Используются методы корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа для моделирования зависимости цены от технических параметров машин, а также для построения ценовых трендов.

3. Чем вызвано радикальное изменение стоимости машин и оборудования с течением времени?

Ответ: Радикальное изменение стоимости машин и оборудования вызвано износом. Износ - обесценивание или устаревание, характеризующее потерю с течением времени стоимости в связи с уменьшением его полезности, вызванным техническими и экономическими причинами: эксплуатацией; длительным хранением; научно-техническим прогрессом; экономической ситуацией.

4. С какими трудностями может столкнуться оценщик при определении среднего уровня цен при оценке стоимости машин и оборудования?

Ответ: Многообразие наименований, видов, модификаций машин и оборудования – только отраслевые перечни исчисляются сотнями тысяч наименований изделий и, соответственно, число производителей машин и оборудования также велико, что приводит к широкому разбросу цен на одно и то же изделие.

5. Какие сопутствующие затраты связаны с приобретением машин и оборудования?

Ответ: К сопутствующим затратам, связанным с приобретением машин и оборудования относятся транспортировка, таможенные пошлины, установка, пуско-наладка, ремонт и пр.

6. С какими особенностями машин и оборудования вызвано редкое применение методов доходного подхода при их оценке?

Ответ: Применение методов доходного подхода сталкивается с тем ограничением, когда затруднительно оценить чистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этот объект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большей степени имеет социальное, чем экономическое значение.

7. Какие факторы влияют на величину стоимости машин и оборудования?

Ответ: На величину стоимости машин и оборудования влияют:

а) функциональные показатели (производительность или мощность, грузоподъемность или тяговое усилие, размеры рабочего пространства, класс точности, степень автоматизации);

б) эксплуатационные показатели (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость);

в) конструктивные показатели (вес, состав основных конструктивных материалов);

г) показатели экономичности эксплуатации машин (расход различных ресурсов при функционировании машин в единицу времени и на единицу продукции или работ);

д) эстетические показатели и показатели эргономичности.

8.Какое влияние на стоимость машин и оборудования оказывают нематериальные активы?

Ответ: Действующее программное обеспечение, технические данные, промышленные образцы, патенты являются примерами нематериальных активов, которые увеличивают стоимость машин и оборудования

9. Чем вызвана проблема идентификации машин и оборудования?

Ответ: Проблема идентификации возникает, когда объекты оценки являются движимым имуществом, но из-за способа их установки (постоянно прикреплены к недвижимости или используются в установленном виде в течение продолжительного периода времени) могут быть отнесены к недвижимому имуществу. Это чаще всего оборудование, встроенное в здание или сооружение и жестко с ним связанное (система вентиляции, коммуникации, отопительные и энергетические сети, лифты и др.).

10. Охарактеризуйте влияние жизненного цикла на величину стоимости машин и оборудования.

Ответ: На рис.1 схематически изображена зависимость цены от этапа жизненного цикла объекта:

Рис.1 Влияние жизненного цикла на стоимость машин и оборудования

11. Что выступает в качестве исходной базы для определения стоимости на основе затратного подхода?

Ответ: При затратном подходе в качестве меры стоимости принимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. его себестоимость.

12. Каким образом осуществляется выбор основного ценообразующего параметра?

Ответ: Выбор главного ценообразующего параметра зависит от назначения машины или единицы оборудования: для транспортного средства – грузоподъемность, для двигателя – мощность, для станка – максимальный размер обрабатываемой детали и т.д.

13. Кокой вид имеет кривая изменения цены в зависимости от степени устаревания?

Ответ: кривая изменения стоимости при физическом износе – рис.2


Рис. 2 Кривая изменения стоимости при физическом износе машин и оборудования

14. Перечислите методы прямого и косвенного определения затрат.

Ответ: Методы, основанные на способах прямого определения затрат:

1) поэлементный расчет затрат заключается в суммировании стоимостей отдельных элементов объекта оценки, а также затрат на их приобретение, транспортировку и сборку с учетом прибыли;

2) метод анализа и индексации имеющихся калькуляций заключается в определении стоимости путем пересчета первоначальной себестоимости суммированием индексированных затрат по экономическим элементам (затратам на материалы, комплектующие изделия, зарплату рабочих и косвенные расходы), приводя их к современному уровню;

3) метод укрупненного расчета себестоимости заключается в определении стоимости путем расчета полной себестоимости изготовления по укрупненным нормативам производственных затрат с учетом рентабельности производства.

Методы, основанные на способах косвенного определения затрат:

1) метод замещения или аналого-параметрический, который основан на принципе замещения и заключается в подборе объектов, аналогичных оцениваемому по полезности и функциям, что позволяет на основании известных цен и технико-экономических характеристик объектов-аналогов рассчитывать стоимость оцениваемого объекта;

3) метод удельных ценовых и экономико-технических показателей, который заключается в расчете стоимости на основе удельных ценовых показателей, т.е. цены, приходящейся на единицу главного параметра (производительности, мощности и т.д.), массы или объема.

15. Следует ли учитывать сопутствующие затраты, связанные с приобретением оборудования, при определении стоимости этого оборудования?

Ответ: При оценке машин и оборудования в стоимость аналога часто включаются затраты на приведение актива в рабочее состояние. Эти затраты часто называют затратами на подготовку. В их состав часто включают необходимые сопутствующие расходы - на выполнение проектно-конструкторских работ, транспортировку, установку и монтаж, подсоединение к коммуникационным сетям, проведение пуско-наладочных работ.


Список литературы

1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от от 29 июля 1998 г. № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21 декабря 2001 г. № 178 – ФЗ, от 21 марта 2002 г. № 31 – ФЗ, от 14 ноября 2002 г. № 143 – ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15 – ФЗ, от 27 февраля 2003 г. № 29 – ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ, от 05 января 2006 г. № 7 – ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 157 – ФЗ, от 05 февраля 2007 г. № 13 – ФЗ, от 13 июля 2007 г. № 129 – ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 220 – ФЗ). Основные положения.// СПС КонсультантПлюс.

2. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256. Основные положения// СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255. Основные положения. // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке» (ФСО № 3), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254. Основные положения. // СПС КонсультантПлюс.

5. ГОСТ Р 51195.0.02 - 98 Единая система оценки имущества. Термины и определения). // СПС КонсультантПлюс.

6. Стандарт 04.21. «Оценка стоимости движимого имущества. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств». Утверждено Решением Правления Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков» Протокол № 21 от «19» октября 2007 г.

7. Оценка стоимости машин и оборудования: Учебное пособие/Под общей редакцией В.П. Антонова – М.: Издательский дом «Русская оценка», 2007 – 254 с.

Развиваемые компетенции:

знать

  • что представляет собой рынок машиностроительной продукции;
  • какие рыночные факторы оказывают наибольшее влияние на уровень цеп на машины и оборудование;

уметь

Применять различные методы ценообразования при определении цен на машины и оборудование;

владеть

Методами формирования цен на машиностроительную продукцию во внешней торговле.

Обзор рынка машиностроения

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю згой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии – 50%, в Германии – 48, в Швеции – 42, в США – 40, во Франции – 38, в Великобритании – 36% . Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21% промышленной продукции.

Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тыс. крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тыс. мелких, т.е. около 40% числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении – около 4 млн чел., что составляет более 1/3 всех работающих в промышленности.

Машиностроительный комплекс включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительнодорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.

В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение, на электротехнику и приборостроение – 12,3, на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение – 10,3, на химическое и нефтехимическое машиностроение – 6, на машиностроение для легкой и пищевой промышленности – 2,4, на строительно-дорожное машиностроение – 2,1, на станкоинструментальную промышленность – 1,9, на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение – 1,8, на оборонное машиностроение и другие подотрасли – свыше 35.

Машиностроение занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производственных фондов крупных и средних промышленных предприятий. В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности страны доля машиностроения составляет более 1/3, а в структуре инвестиций по всем отраслям экономики – более 15%.

Отрасль занимает второе место (после топливной промышленности) по вкладу в бюджет РФ. От машиностроения в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Машиностроительные отрасли без преувеличения называют основой промышленного производства любой страны. Предприятия отрасли имеются в большинстве регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Также предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.

Главные задачи машиностроения – обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и кон

курентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.

Формирование рынка машин и оборудования в РФ относится к началу 1930-х гг., а к началу 1990-х гг. машиностроительный комплекс России характеризовался крупнейшими объемами выпуска продукции; высокой долей продукции для оборонной и тяжелой промышленности; большой номенклатурой выпускаемых изделий; огромным станочным парком, где преобладали старые средства труда; пассивным внешнеторговым балансом продукции машиностроения (объем импорта в три с лишним раза превышал объем экспорта); низкими показателями производительности труда, конкурентоспособности и низкими ценами на машины, оборудование и транспортные средства по сравнению с мировым уровнем цен. Лидерами были производства машин и оборудования для оборонной и тяжелой машинной промышленности.

Экономический кризис в стране в 1990-е гг. обусловил резкое сокращение общего объема производства, свертывание работ по созданию новых видов машин и оборудования. Характерной особенностью российской экономики стало сокращение объема производства продукции оборонного комплекса, что повлекло за собой переориентацию предприятий этой отрасли на выпуск продукции, которая удовлетворяла бы в первую очередь потребительский спрос населения (так называемая конверсия ). В последние годы в экономике страны увеличилась доля малых предприятий, способных создавать лишь простые виды машин и оборудования, а также их упрощенные модификации.

Экономический кризис 2008–2009 гг. вновь тяжелейшим образом отразился на всех показателях машиностроительного комплекса.

Согласно оценке экспертов рейтингового агентства "РИА Рейтинг" суммарный рост производства в трех машиностроительных отраслях (машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств) в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 7,6%. Это наивысший показатель среди всех отраслей обрабатывающего сектора промышленности.

Доля предприятий машиностроения в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности в 2011 г. возросла до 21,5% (в 2009 – 19,08%, 2008 – 20,3, 2007 – 21,8%), являясь далеко не самой высокой за последние годы. Однако и данный весьма скромный уровень (для развитых стран установлена "планка" не ниже 35–40%) за первое полугодие 2011 г. сократился до 18,86%. Во второй половине 2011 г. перестала действовать программа утилизации легковых автомобилей, которая была одним из главных локомотивов отрасли второй половины 2010 г. и первой 2011 г.

Высокий темп роста производства в 2011 г. был обусловлен продолжающимся посткризисным восстановлением отрасли, возросшим инвестиционным спросом на некоторые виды оборудования, ростом потребительского спроса на бытовую технику, электронику и легковые автомобили.

При этом инвестиционный спрос в немалой степени формировался за счет реализации инфраструктурных госпроектов и государственной поддержки сельского хозяйства. За счет этого повышенными темпами увеличилось производство крупного энергетического оборудования, железнодорожной, сельскохозяйственной и строительной техники.

Причины кризиса машиностроения во многом схожи с причинами кризиса других отраслей народного хозяйства. Однако ряд специфических особенностей, присущих только машиностроительным предприятиям, сделали кризис машиностроения наиболее глубоким и болезненным. К числу этих особенностей следует отнести: довольно низкий уровень рентабельности производства (в России рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и среднего показателя по промышленности. В 2012 г. она составляла 6,8%, в добывающей промышленности – 48,2%. При этом рентабельность в секторах машиностроительной отрасли в 2012 г. изменялась разнонаправленно, оставаясь на невысоком уровне. Рентабельность продаж в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составила в 2012 г. 8,1 против 10% в 2011 г.; транспортных средств и оборудования – 6,0 против 7,5%; машин и оборудования – 7,7 против 7,0%. Кроме того, необходимо отметить высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций. Машиностроительное предприятие имеет также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень специализации и милитаризации, потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании и высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах.

На примере рынка металлорежущих станков можно проследить, какие изменения происходили в структуре станочного парка, в финансировании производства станков, а также в ценообразовании на машины и оборудование. Производство станков в 2011 г. было на 36% ниже, чем в 2008 г.

Среди наиболее характерных изменений в производстве станков можно выделить следующие.

В стране были утрачены производственные мощности по выпуску токарных многошпиндельных автоматов, а также вертикально-сверлильных, заточных, круглошлифовальных, зуборезных и протяжных станков. Кроме того, были резко сокращены производственные мощности по выпуску комплектующих изделий для станков (насосы, гидромоторы, электроприводы, патроны и другие зажимные устройства и т.п.). Станкоинструментальная промышленность больше других нуждается в модернизации, поскольку без нее невозможно полноценное участие в модернизации не только автомобилестроения, но и других отраслей машиностроения. Сокращение производства станков означает уменьшение объема выпуска практически всей номенклатуры как машиностроительной продукции, так и продукции ряда других отраслей (металлургической, химической и т.д.).

В общем объеме производства станков увеличилась доля более простых моделей, более чем в шесть раз сократилось освоение новых видов станкостроительной продукции. Произошли изменения в структуре парка металлорежущего оборудования. При этом российский станочный парк характеризуется неполной загрузкой, поскольку вообще сокращается объем продукции, выпускаемой машиностроительной отраслью, а также наличием большой доли старого оборудования, которое ремонтируется собственными силами предприятий из-за отсутствия средств на приобретение новых станков; резким сокращением станочного парка, связанным с необоснованной в ряде случаев распродажей оборудования.

Энергетическое машиностроение длительное время оставалось наиболее конкурентоспособной отраслью благодаря невысокой стоимости факторов производства по сравнению с зарубежными аналогами и способности производить уникальную продукцию в соответствии с требованиями заказчика. В настоящее время экспортный потенциал энергетического машиностроения сократился с 12–13% до 1,5–2%. В основном на экспорт идет продукция атомного машиностроения. Причина сокращения экспорта – в том, что 1 /3 всех технологий, которые применяются в энергетическом машиностроении, – устаревшие.

В настоящее время на российском рынке появились новые производители автомобильной и крупной бытовой техники – дочерние компании транснациональных корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможностей материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Наряду с автомобилестроением докризисный уровень в 2011 г. превзойден в производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи. Рост производства в этой отрасли обусловлен увеличением потребительского спроса и открытием предприятий, собирающих зарубежную бытовую электронику. Например, выпуск телевизионных приемников (без учета видеомониторов) в 2011 г. достиг максимального исторического объема – почти 12 млн шт.

Между тем, физический износ и функциональное устаревание основных фондов в машиностроении варьируется в диапазоне 46–53%. Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5-2,5% в год, тогда как годовой теми обновления технологической базы не превышает 0,1-0,5%. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 1990-е гг., составляет лишь 8%.

Еще один негативный фактор – рост импорта машин и оборудования. Согласно данным ФТС России, импорт машин и оборудования в 2011 г. вырос относительно 2010 г. на 42,5% в денежном выражении. Более 1/3 этого прироста обеспечил импорт механического оборудования, имеющий инвестиционный характер. Такую же долю прироста обеспечили средства наземного транспорта (преимущественно легковые автомобили).

Все это порождает замкнутый порочный круг проблем машиностроения: изношенные фонды – низкое качество выпускаемой продукции – низкая конкурентоспособность – низкие объемы продаж – недостаточные обороты по финансам – нехватка денежных средств на обновление оборудования. И как следствие, отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для сохранения темпов роста производства на достаточно высоком уровне. Инвестирование средств в российском машиностроении становится менее привлекательным, особенно по сравнению с предприятиями отечественного топливно-энергетического комплекса. Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 13,1% (до 173,6 млрд руб.), что выше среднероссийских темпов роста (10,4%). Однако абсолютный объем инвестиций по-прежнему невысок. Доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал снизилась по сравнению с 2010 г. с 2,4 до 2,3%.

Рост объемов инвестиций в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составил 4,4%. В производстве машин и оборудования инвестиции увеличились на 13%, в производстве транспортных средств и оборудования, напротив, сократились на 3,8%.

К сожалению, приходится констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний.

Отдельно следует взглянуть на состояние машиностроения с точки зрения его воздействия на экономическую безопасность страны. Индикаторами экономической безопасности в производственной сфере принято считать следующие показатели:

  • 1) долю в промышленном производстве обрабатывающей промышленности с пороговым значением – 70%;
  • 2) долю в промышленном производстве машиностроения – 30%.

Фактически эти показатели в настоящее время выходят за пределы пороговых значений и равны соответственно менее 50 и 20%. Особую тревогу вызывает резкое снижение доли наукоемкой продукции. При пороговом значении по доле новых видов продукции в объеме выпускаемой машиностроительной продукции в размере 6% фактическая их доля составляет 2,6%.

К числу основных системных негативных факторов, создающих в машиностроении масштабный системный кризис, необходимо отнести:

  • деградацию основных фондов машиностроения, достигшую критической отметки (фактический возраст парка российского машиностроения превышает 20 лет; доля оборудования старше 15 лет в общем объеме производственных фондов в 2011 г. превысила 70%);
  • технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере;
  • низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), низкую рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;
  • опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (годовой индекс цен в электроэнергетике составляет около 128%, в топливных отраслях – более 120%, в то время как в машиностроении он ниже – 110%);
  • отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов выпускаемой продукции;
  • недостаточную структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;
  • низкую конкурентоспособность российской машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынках и низкую инвестиционную привлекательность машиностроения (как следствие изложенных выше факторов) и т.д.

По мнению академика С. Ю. Глазьева, к перспективным относятся атомное машино- и ракетостроение. Россия борется за сохранение 2%-ного мирового рынка гражданских судов и 20%-ного рынка – в военном судостроении (оно занимает в РФ большую долю рынка судостроения). Однако специалисты считают такие прогнозы несколько оптимистичными.

В России доминирует четвертый технологический уклад, который, по оценкам специалистов, достигнет высшей точки подъема только к 2015 г. Применительно к российскому машиностроению это означает, что необходимо преодолевать отставание от мирового уровня развития отрасли в полтора-два технологических поколения (одно поколение – 10–15 лет), с одновременным формированием и распространением в перспективе наиболее эффективных направлений пятого и шестого технологических укладов.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, в России имеются все необходимые условия для опережающего развития машиностроения: собственные энергетическая и сырьевая база; научный, интеллектуальный, производственный и иные потенциалы.

  • Пелих А. С., Баранников Μ . М. Экономика машиностроения / под ред. проф. А. С. Пелиха. Сер. "Высшее образование". Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 5.

Цена продукции – это денежное выражение ее стоимости. Стоимость продукции характеризуют: во-первых, количеством затраченного общественно- го труда при производстве и реализации продукции и, во-вторых, полезностью продукции для потребителя.

Затраты общественного труда измеряют издержками производства и реа- лизации продукции, в которых учитывают труд прошлый, овеществленный в материалах, комплектующих изделиях, энергоносителях, станках, инструмен- тах, и труд живой, включаемый в издержки в виде основной и дополнительной зарплаты ППП и отчислений на социальные нужды.

Полезность продукции характеризуют потребительскими свойствами,

техническими и качественными показателями продукции. Причем, чем больше полезных свойств имеет изделие (товар), тем выше его полезность и стоимость.

В условиях рыночных отношений цены устанавливают свободно на осно-

ве согласия (торга) продавца и покупателя, хотя имеют место и следующие ог-

раничители:

Издержки < Цена ≤ Платежеспособный спрос.

В рыночной экономике все, что предлагают к продаже на рынке, является товаром, т. е. это движимое и недвижимое имущество, производственная про- дукция, выполненные работы, оказанные услуги. Под термином «товар» пони- мают все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потреб- ления. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром называют и все то, что способно оказать услугу, удовлетворить нужду при со- ответствующей плате за нее.

Производство услуг отличается от производства физических продуктов тем, что услуга неовеществляема, неотделима от процесса производства, не

поддается стандартизации и хранению.

Любой товар имеет цену, при этом уровень цены на рынке зависит от спроса и предложения.

Спрос – это фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее обеспеченное платежными средствами намерение потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуют его величиной, означающей количество

товаров, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период. Объем и структура спроса зависит как от цен на товар, так и от неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цен на другие товары, в том числе на товары-заменители. Различают индивидуальный

спрос, спрос на данном рынке товаров и совокупный спрос. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране; зависит от доходов насе- ления и фирм-покупателей товаров.

Предложение – это стремление, желание производителя (продавца) пред- ложить к продаже свои товары. Количественно измеряется величиной, объемом предложения, т. е. количеством товаров и услуг, которое производитель желает

и может продать по данной цене в определенный период времени.

На основе изучения реакции покупателей на изменения цен товаров сформулированы закон спроса и закон предложения.

Закон спроса гласит, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Закон предложения гласит, что повышение цен обычно ведет к росту ве-

личины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

Взаимодействие спроса и предложения на рынке можно представить в виде графика (рис. 4.2).

Цена

предложение

Равновесная цена

Рис. 4.2. Взаимодействие спроса и предложения на рынке: Ц1, Ц2 – цена соответственно ниже и выше равновесной; К1, К5 – величина соответственно спроса и предложения

по цене выше равновесной; К2, К4 – величина соответственно спроса и предложения при цене ниже равновесной; К3 – величина спроса

и предложения при равновесной цене

На рис. 4.2 представлены три возможные рыночные ситуации:

1) при цене выше равновесной производитель заинтересован выпустить и предложить к продаже большее количество товаров (К5), но покупатели могут купить по этой цене только ограниченное количество (К1) товаров; тогда при- сутствует избыток товара на рынке – перепроизводство, затоваривание – зона избытка отмечена параллельной штриховкой;

2) при равновесной цене покупатель готов купить весь предлагаемый то-

вар (К3) – возникает рыночное равновесие;

3) при цене ниже равновесной покупатель готов купить большее количе-

ство товара (К4), чем предлагает производитель (К2), тогда возникает дефицит –

зона дефицита отмечена вертикальной штриховкой.

Рыночная равновесная цена постоянно колеблется, как маятник в ту или другую сторону, что связано с постоянным изменением спроса и предложения.

Например, если увеличились доходы покупателей, то увеличивается спрос. Это заставляет производителей увеличивать объемы производства, если позволяют

имеющиеся мощности, или вкладывать средства в наращивание мощностей. Рынок балансирует спрос и предложение через изменения цен. Цена будет ко- лебаться то вверх, то вниз по отношению к равновесному уровню пока не дос-

тигнет его, а объемы предложения не уравняются с объемами спроса. В этой ситуации уже не будет ни дефицита, ни избытка товаров, следовательно, не бу- дет импульсов к изменению цен.

Равновесная цена представляет собой такую цену, при которой удается продать все количество товаров, которое изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.

Наряду с законами спроса и предложения в свободном ценообразовании

учитывают закон ценовой эластичности спроса, который гласит, что спрос мо- жет постепенно увеличиваться с уменьшением цены – это эластичный спрос, или мало меняться с уменьшением цены – это неэластичный спрос. Например, предприятие производит и реализует автомобили обычные (рядовые) по цене

300 тыс. руб. за штуку, при этом определен спрос в объеме 10 тыс. штук. Если предприятие понизит цену до 200 тыс. руб. за единицу, то спрос резко возрас-

тает до 100 тыс. штук. Это и есть эластичный спрос, показанный на рис. 4.3.

300

Рис. 4.3. График эластич- ного спроса: Ц – стои- мость автомобиля, тыс. руб.; ОП – объём производства, тыс. шт.

0

Выручка от реализации продукции по цене Ц1 = 300 тыс. руб. составит: В1 = 300  10000 = 3 млн руб. Выручка от продажи продукции по более низкой цене Ц2 = 200 тыс. руб. составит: В2 = 200  100000 = 20 млн руб. Явная выгода, так как В2 > В1.

Если предприятие производит и предлагает потребителям престижные

(дорогие) автомобили, высшего класса, высшего уровня качества и комфортно- сти по цене 3 млн руб. за единицу, то при изучении спроса выявляется круг по- требителей 3 тыс. человек. При снижении цены до 2,5 млн руб. спрос увеличит- ся до 4 тыс. единиц – это неэластичный спрос, показанный на рис. 4.4.

Рис. 4.4. График неэластич- ного спроса: Ц – стоимость автомобиля, млн руб.;

ОП – объём производства,

Выручка от реализации продукции по Ц1 = 3 млн руб. составит:

В1 = 3,0  3000 = 9 млрд руб.; по цене Ц2 = 2,5 млн руб. В2 = 2,5  3500 =

8,75 млрд руб., т. е. В2 < В1. Это объясняется тем, что круг покупателей доро-

гих машин очень ограничен и цена не будет иметь решающего значения для ус-

пеха предприятия, так как покупатель, желающий купить эту модель, готов платить любую цену.

Степень чувствительности покупателей на изменение цен с точки зрения

объема покупаемых товаров характеризует коэффициент ценовой эластично-

сти, который определяют по формуле:

S  S /S  S 

 2 1 2 1

Ц2  Ц1 / Ц2  Ц1

где S1 – объем продаж по первоначально установленной цене (Ц1), шт; S2 –

объем продаж по пониженной цене (Ц2), шт.

Для рассмотренного примера при продаже обычных рядовых автомоби-

лей коэффициент ценовой эластичности составит:

р  100  10/100  10

300  200/300  200  0,200  4,09

при продаже престижных автомобилей:

п 3,5  3,0/3,5  3,0

2,5  3,0/2,5  3,0  0,091  0,846

Следует иметь в виду, что знак «–», возникающий при расчете не учитывают. Эластичный спрос имеет место в тех случаях, когда Кцел > 1 и небольшие изменения в цене приводят к большим изменениям в размерах спроса; при этом общий доход возрастает при снижении цены и наоборот уменьшается при уве-

личении цены.

Неэластичный спрос имеет место в тех случаях, когда Кцел < 1 и ценовые изменения незначительно влияют на величину спроса.

Эластичность спроса может меняться в зависимости от диапазона изме-

нения цен. При очень высоких ценах на товары объем продаж падает, особенно если есть выбор аналогичных товаров, товаров-заменителей. При очень низких

ценах спрос невозможно стимулировать снижением цены, так как рынок насы-

щен и дальнейшее снижение цены воспринимают как снижение уровня качества.

Право устанавливать, понижать или повышать цены принадлежит вла- дельцу товара – предприятию-изготовителю, оптовику или розничному торгов- цу. Государственное регулирование цен направлено на сохранение или измене- ние существующих уровней цен на отдельные виды товаров для устранения экономических и социальных противоречий. При этом применяют администра- тивное и косвенное регулирование. Административное регулирование преду- сматривает применение различных способов фиксации цен на определенном уровне, контроль цен, соглашение с предприятиями, установление границ и диапазонов цен. Косвенное государственное регулирование предусматривает обеспечение определенного уровня прибыли предприятия за счет субсидий, кредитов, налоговой политики, амортизационной политики и т.д.; воздействие на издержки производства через снижение цен на сырье и материалы, установ- ление льготных тарифов на энергоносители и перевозки; предоставление госу- дарственных заказов.

4.3.1. Методы определения цен

В классическом понимании цена включает в себя материальные и трудо-

вые затраты и прибавочный продукт:

Ц = W + T + П, (4.5)

где W – материальные затраты, руб.; Т – трудовые затраты в денежной форме,

руб.; П – прибавочный продукт, руб.

Материальные и трудовые затраты формируют себестоимость продукции,

Ц = С + П, (4.6)

где С – себестоимость продукции, руб.; П – прибыль, руб.

Принципиальная схема определения цены представлена на рис. 4.5.

Сфера производства Сфера обращения

Труд овеществлённый

Труд живой

Издержки обращения

Материальные затраты Амор-

Издержки

Издержки

необходимый прибавочный

и прибыль

и прибыль

Сырьё Мате-

риалы и ком-

быль пред-

снабженческо- сбытовых организаций

торговых организаций

Себестоимость продукции Отпускная цена предприятия Оптовая цена промышленности Розничная цена

Рис. 4.5. Схема формирования цены

Наиболее простой метод определения цены – «средние издержки плюс прибыль» . При этом прибыль может быть определена «затратным» на ос- нове принятой рентабельности продукции по отношении к себестоимости (4.7) или «противозатратным» методом (4.8).

П  прод, (4.7)

где прод – процент рентабельности продукции, \%;

 пр  ва, (4.8)

где Sопф – стоимость основных производственных фондов, руб.; пр-ва – процент рентабельности производства, \%.

Процент рентабельности продукции изготовитель устанавливает само- стоятельно. Но в процессе торга покупатель желает обеспечить равновыгодные с изготовителем условия получения дохода от использования приобретенной

продукции. Равная выгодность может быть достигнута в том случае, если эко- номический эффект от производства и эксплуатации будет поделен пополам. Тогда прибыль изготовителя должна составить Э/2 (Э – экономический эф-

фект), а рентабельность продукции:

Рентабельность производства по отношению к стоимости производствен- ных фондов может быть установлена на уровне процентной ставки рефинанси- рования ЦБ РФ, т. е. капитал, вложенный в основные производственные фонды и оборотные средства, должен приносить доход не ниже, чем капитал, вложен- ный в банк.

В рыночной системе хозяйствования применяют метод определения цены по принципу «целевой нормы прибыли», когда на основе анализа устанавлива- ют точку безубыточности (порог рентабельности), определяют целевую при- быль и рассчитывают (назначают) цену, обеспечивающую «целевую норму прибыли» при установленных объемах производства и продаж.

Анализ точки безубыточности выполняют в такой последовательности:

– на основе калькуляции себестоимости определяют постоянные и пере-

менные издержки на единицу продукции;

– на основе установленного объема производства и продаж определяют общую сумму постоянных и переменных расходов на установленный выпуск

продукции;

– исходя из нужд и стратегических целей предприятия, определяют целе-

вую прибыль и целевой доход путем суммирования производственных расхо-

дов, накладных расходов и целевой прибыли;

– цену продукции определяют как результат деления целевого дохода на установленный объем производства продукции.

Точка безубыточности характеризует такой уровень производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна издержкам произ-

водства и обращения этого продукта; может быть рассчитана по формуле (4.10).

Анализ точки безубыточности представлен на рис. 4.6.

издержки

П цел

Т  пост, (4.10)

– годовые постоянные издержки, руб.; Цед – цена единицы продук-

ции, рассчитываемая по формуле (4.11), руб./шт;

издержки (на единицу продукции), руб./шт;

– удельные переменные

где Пцел – целевая прибыль, руб.

Кроме того, при определении цены на продукцию машиностроительных

предприятий различают три группы выпускаемой продукции:

1) продукция, предназначенная для замены ранее реализованных изделий;

2) продукция однотипная, но являющаяся развитием определенного па-

раметрического ряда;

3) принципиально новая продукция, впервые осваиваемая в России.

Для продукции первой группы периодически проводят пересмотр дейст-

вующих цен в связи с изменениями внешних и внутренних условий хозяйст- венной деятельности (изменение цен на сырье, материалы, комплектующие из- делия; тарифов на электроэнергию, перевозки; налоговых ставок; норм аморти- зации; снижение норм расхода материалов, норм трудовых затрат и т. д.). В этом случае проводят тщательное обоснование изменения статей калькуляции и цену определяют применительно к новым условиям хозяйствования.

Для продукции второй группы цену рассчитывают по экономическим мо- делям, отражающим изменение статей расходов в зависимости от изменения определенного параметра изделия. Экономические модели, разработанные ме- тодом корреляционного анализа, определяют закономерность изменения себе- стоимости от изменения параметра, на основе которой рассчитывают сначала себестоимость, а затем и цену изделия.

Особую сложность вызывает расчет цены на принципиально новую про- дукцию, впервые выпускаемую на предприятии или в стране. В этом случае выбирают базовое изделие, с которым сравнивают новую машину по техниче- ским, эксплуатационным характеристикам, затратам на производство и экс- плуатацию базовой и новой техники. Могут быть случаи, когда аналога новой машины вообще не существует. Тогда определяют текущие и капитальные за- траты на выполнение той работы, которая перекладывается на новую машину.

Для принципиально новой техники рассчитывают верхний и нижний предел цены . Верхний предел цены – это такой ее уровень, превышение которого делает изделие невыгодным для покупателя по сравнению с базовой моделью. Рассчитывают по формуле:

 1 

Иб – текущие издержки потребителя при использовании новой и базовой моде- ли, руб.; Кн, Кб – необходимые капитальные затраты потребителя при исполь- зовании новой и базовой модели, руб.

Нижний предел цены – это такой ее уровень, ниже которого изготовите-

лю становится невыгодно производить новую продукцию.

Разницу между верхним и нижним пределом цены рассматривают как экономический эффект (Э). Соблюдая равную выгодность для изготовителя и для покупателя, определяют норматив рентабельности продукции по формуле:

где Пизг – прибыль изготовителя, руб., рассчитанная как

Э  Цвп  Цнп.

За последние годы получил распространение метод образования цены с

учетом рентабельности производства. Суть его в том, что уровень рентабельно-

сти продукции определяют с учетом рентабельности производства по формуле:

пр  ва  Sпф

где пр-ва – уровень рентабельности предприятия, \%, определяемый по норме дисконта (может быть принят банковский процент, нормативный коэффициент эффективности или уровень инфляции); Sпф – среднегодовая стоимость произ- водственных фондов, т. е. основного и оборотного капитала, руб.; Сгод – полная себестоимость годового объема производства и реализации продукции, руб.

Пример. Годовой объем производства и продаж равен 2000 шт. Полная себестоимость изделия по калькуляции 30 тыс. руб. Стоимость производствен- ных фондов 100 млн руб. Норма дисконта 0,15.

 0,15 100000

Ц = 30  (1 + 0,25) = 37,5 тыс. руб.

В рыночной системе хозяйствования преобладает конкурентный рынок, на котором представлено такое большое количество продавцов и покупателей, которое не позволяет ни тем, ни другим существенно влиять на уровень равно- весных рыночных цен. Но бывает и монополизация рынка, т. е. такая ситуация, когда, либо один продавец, либо на долю какого-то продавца приходится боль- шая часть общего объема продаж. В этих условиях монополист может устанав- ливать более высокие монопольные цены, т. е. диктовать свои условия покупа- телям. Монополист, пользуясь доминирующим положением на рынке, может сократить объемы производства и повысить цены, включив в них необоснован- но высокий размер прибыли или необоснованно высокие издержки, либо то и другое. Повышение монопольных цен может происходить скрытым образом,

например, путем преднамеренного снижения качества продукции. Тогда при той же цене уменьшается количество потребительных свойств товара, напри- мер, снижен объем комплектации, объем сервисных услуг и др. Скрытым по- вышением цены считается снижение качества при неизменной цене или пони- жении цены при опережающем падении качества.

Выявлением доминирующего положения на рынке и монопольных высо- ких цен изначально занимался Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке экономических структур и его комиссии в регионах, ко- торые проводили анализ цен и себестоимости, сравнивали их с индексом ин- фляции и т. д. В последующем произошли преобразования Госкомитета РСФСР в Государственный антимонопольный комитет РФ, далее в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а 9 марта

2004 г. Министерство было упразднено, и его полномочия переданы другим ве- домствам. Принадлежавшие Министерству функции контроля деятельности ес- тественных монополий и соблюдения законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Положение о Фе- деральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г.

Также существуют естественные монополии, такие как Газпром, Элек-

тросбыт, Водоканал и другие. Государственное регулирование цен естествен- ных монополий осуществляют путем установления предельных цен на их про- дукцию, но при этом государство обязано покрыть их убытки, например, в слу- чае высокой инфляции.



Поделиться