Чем мылись когда не было мыла. Варка мыла

По имеющимся данным, мыло изготовлялось ещё в древних Шумере и Вавилоне (около 2800 г. до н. э.). Описания технологий изготовления мыла найдены в Месопотамии на глиняных табличках, относящихся примерно к 2200 г. до н. э. Египетский папирус середины второго тысячелетия до нашей эры свидетельствует, что египтяне регулярно мылись с помощью мыла. Широко применялись подобные моющие средства и в Древнем Риме.

Легенда гласит, что латинское слово «sapo» (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождём в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта, что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче.

Во времена Гомера мыло еще не было известным. Древние греки очищали тело песком - особенно мелким, привезенным с берегов Нила. Древние египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, растворенной в воде.

Длительное время для мытья употребляли древесную золу.

Честь изобретения мыла приписывается сразу нескольким древним народам. Римский ученый и политик Плиний Старший утверждал, что своим знакомством с моющими средствами человечество обязано не высоко-цивилизованным египтянам, и не находчивым грекам или вавилонянам, а диким галльским племенам, с которыми римляне "познакомились ближе" на рубеже нашей эры. По свидетельству историка, галлы делали из сала и золы букового дерева какую-то чудодейственную мазь, которую использовали для очищения и окрашивания волос, а также для лечения кожных заболеваний.

Цветное средство - красную краску - получали из глины. Они смазывали свои длинные волосы растительным маслом, в которое добавляли краску. Если в эту смесь доливали воды, образовывалась густая пена, которая чисто отмывала волосы.

От римского слова sapo позднее у англичан образовалось soap, у французов - savon, у итальянцев - sapone.

Вместе с тем, египетские археологи после раскопок в дельте Нила пришли к выводу, что производство мыла было налажено по меньшей мере 6000 лет назад. В некоторых египетских папирусах содержатся рецепты, согласно которым для получения мыла животные или растительные жиры следовало нагревать вместе с щелочными солями, в достатке имеющимися на берегах одного из озер.

Мыло долго было предметом роскоши и ценилось наряду с дорогими лекарствами и зельями. Но даже зажиточные люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разные глины, растения. Стирка была трудным делом, и занимались ею чаще всего мужчины. Итак, споры о том, кому человечество обязано изобретением мыла, до сих пор не завершены. Тем не менее известно, что "на поток" производство моющих средств было поставлено в средневековой Италии. Через сто лет секреты этого ремесла достигли Испании, а с XI ст. центром мыловарения становится Марсель, потом Венеция.

Хотя мыло уже было изобретено, многие народы античного мира еще долго продолжали пользоваться щелоком, бобовой мукой, клеем, пемзой, ячменной закваской и глиной. Например, историкам известно, что скифские женщины делали моющий порошок из древесины кипариса и кедра, затем смешивали его с водой и ладаном. Полученной нежной мазью, имевшей тонкий аромат, они натирали все тело. Затем удаляли раствор скребками, и кожа становилась чистой и гладкой.

Даже знаменитый арабский врач Ибн Сина, живший уже в XI в., советовал пользоваться мылом только для обмывания прокаженных. Здоровым же людям он предлагал глину. Еще долго потом (вплоть до XIII в.) мыло стало в одном ряду с медицинскими средствами и лекарствами.

Не была чистота в чести и в средние века. Мылом пользовались только представители первых двух сословий - дворяне и священники, да и то не все поголовно. Правда, необходимо заметить, что жители средневековой Европы прозябали в грязи вовсе не потому, что мыло было недоступно. Просто особое внимание к собственной грешной плоти считалось крамольным с точки зрения свирепствовавшей инквизиции.

Окончательно моду на чистоту привили средневековой Европе рыцари, побывавшие во время крестовых походов в арабских странах. Иногда мыло служило подарком. Крестоносцы в Х11 в., привозили знаменитые мыльные шарики из Дамаска и приносили в дар своим возлюбленным.

Вероятно, арабы в VII в. н.э. узнали способ обработки мыльного раствора гашеной известью и таким образом стали изготавливать твердое мыло. От арабов искусство мыловарения проникло в Испанию. Здесь научились делать твердое красивое мыло из оливкового масла и золы морских растений. Повсюду на Средиземноморье, где выращивали масличные растения, стало процветать мыловарение. Центрами были Аликанте, Карфаген, Севилья, Савона, Венеция, Генуя, а с XVI века также Марсель. С этого времени мыло начало все более широко применяться в качестве моющего средства.

Известно, что в XV и XVI вв. рыцари и купцы привозили пахнущие шарики из Венеции. На них были вытиснены лилии, еловые шишки, полумесяцы - первые, если можно так сказать, торговые знаки.

С XIII в. начинается расцвет мыловарения во Франции и Англии. Отношение к этому ремеслу было самое серьезное. В 1399 г. в Англии король Генрих IV основал орден, особой привилегией которого считалось: мытье в бане с мылом. В этой стране долгое время под страхом смерти члену гильдии мыловаров запрещалось ночевать под одной крышей с мастерами других ремесел - дабы не выдать тайну.

В 1424 г. в Италии, в Савоне, промышленным путем стали выпускать твердое мыло. Жиры соединяли не с золой, а с природной кальцинированной содой, которую добывали из озер. Для варки мыла использовали говяжье, баранье, свиное, лошадиное сало, костяной, китовый и рыбий жир, отходы жиров различных производств. Добавляли и растительные масла - льняное, хлопковое, оливковое, миндальное, кунжутовое, кокосовое и пальмовое.

В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать твердое мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцонированной содой. Это значительно снижало себистоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное.

На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии, а собственные мастера-мыловары появились у нас только в XV в. Известно, что некто Гаврила Ондреев завел в Твери "поварню мыльную с котлом мыльным и со всею поряднею", а в Москве существовал даже мыльный ряд.

Вообще русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы. "Потащным делом" занимались целые деревни. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щелок, выпаривали его, получая поташ.

Такое истребление лесов привело к подорожанию дров, пропал и мед. Однако в 1659 г. "поташное дело", как прибыльное, передали в царскую казну.

Постепенно процесс мыловарения совершенствовался. Был открыт заводской способ получения кальцинированной и каустической соды, что значительно удешевило производство мыла.

Промышленное производство мыла было налажено при Петре I, но вплоть до середины XIX в. им пользовалась только знать. Крестьяне же стирали и мылись щелоком - смесью получаемой из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи.

Главным центром мыловарения был город Шуя, на его гербе даже изображен кусок мыла. Широко известны были и московские фирмы - фабрика Ладыгина, фабрика Альфонса Рале "Рале и К" и парфюмерная фабрика Брокара.
Кстати, оборудование последней поначалу состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Но Брокар все же сумел стать признанным "королем парфюмерии", выпустив дешевое копеечное мыло для всех слоев населения. Кроме того, он старался придать недорогой продукции привлекательный вид. Например, его мыло "огурец" так походило на настоящий овощ, что покупалось даже из одного любопытства.

В 1839 г. по высочайшему соизволению императора Николая I было учреждено Общество для выделки стеариновых свечей, олеина и мыла. В том же году принадлежащий Обществу Санкт-Петербурский Невский завод начал производство этих товаров, и потому 1840 г. считается датой рождения знаменитой косметической линии "Невская косметика", которая пользовалась в дореволюционной России большой популярностью.

Мыло являлось для завода продуктом профильным и стратегически важным. Оборудование мыловарен постоянно модернизировалось, использовалась только самая передовая техника, сто обеспечивало отменное качество изделий. А в 1843 г. на Всероссийской мануфактурной выставке завод получил право изображать на своей продукции Герб Российской Империи - такого знака в то время удостаивались только товары высочайшего качества.

В 1868 г. создается "Невское стеариновое товарищество", которое благодаря отменному качеству изделий быстро стало известно не только в России, но и в мире. Достаточно сказать, что продукции "Товарищества" было присвоено 10 Гербов Российской Империи. Уже в начале ХХ в. "Невское стеариновое товарищество" представляло собой солидной предприятие: оно производило 40 разновидностей свечей отличного качества, глицерин, стеарин, и, конечно, туалетное и хозяйственное мыло. Настоящую же славу российским мыловарам принесло мыло "Нестор", получившее международное признание и Золотую медаль на Парижской выставке.

Во время Первой мировой войны "Невское стеариновое товарищество поставляло на фронт мыло, свечи, динамитный глицерин. После революции и декрета о национализации предприятие было надолго "законсервировано". Восстановление производства началось только 1925 г. В конце 20-х и в 30-е годы ассортимент мыла расширился, появились такие марки, как "Ленинград", "Нева", "Петергоф", "Шипр", быстро завоевавшие любовь покупателей. Качество продукции оставалось традиционно высоким: в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже мыло "Нева" было отмечено Золотой медалью и дипломом.

В начале XX столетия много покупателей с удовольствием покупали мыло, которое не тонет в воде. Оно хорошо держалось на плаву за счет воздушной полости внутри мыльного куста.

У русских популярна поговорка «Голь на выдумку хитра». Касается она и гигиенических хитростей, особенно в условиях, когда доступ к благам цивилизации ограничен.

Против потливости

Радикальным гигиеническим средством для устранения запаха пота у русских крестьян исстари служили лук и чеснок, их резали дольками и натирали ими тело. Эта процедура проделывалась также перед охотой, чтобы отбить запах человека, отпугивающий диких зверей.

Древние русские средства для борьбы с потливостью чаще всего готовились на основе порошков или настоев чайного гриба и трав (мяты, мать-и-мачехи и др.) .

Мытье волос

В старину на Руси существовали самые необычные, на первый взгляд, гигиенические методы мытья головы. К примеру, мукой – гороховой, овсяной, ржаной, кукурузной. Среди способов мытья был и "сухой" – мука просто распространялась по волосам, растиралась и смывалась теплой водой.

Гороховую, овсяную или кукурузную муку (в ней меньше клейковины) разводили водой и настаивали несколько часов. Затем получившуюся кашицу наносили на волосы и оставляли на полчаса.

Шампунь из глины

Русские женщины использовали в качестве моющего средства и определенные сорта глины, которые давали пену, схожую с мыльной. Например, белую глину, разведенную в теплой воде. Она не уступала по эффективности современным шампуням.

На Руси были в ходу и самодельные шампуни – хлебный, яично-медовый. Хлебную кашицу настаивали с порошками из трав (подорожник, ромашка, шалфей, душица), а потом втирали в волосы, после чего их ополаскивали теплой водой. Аналогичным способом мыли голову и с помощью яично-медового шампуня, для которого требовалось одно яйцо и чайная ложка меда. Смесь «настаивалась» прямо на волосах, а затем смывалась.

Еще в старину русские женщины мыли волосы кислым молоком, сывороткой, простоквашей. Корень растения мыльнянка (он и сегодня входит в состав некоторых шампуней) также использовали для мытья тела и при стирке одежды.

Ополаскиватели из трав

Ополаскивали волосы в старину чаще всего травяными настоями. Причем определенное растение предназначалось для конкретного типа волос.
К примеру, настой ромашки подходил тем, у кого были золотистые кудри, темноволосым же помогала крапива и кора дуба. Для предотвращения выпадения волос следовало ополаскивать их средством на основе аира и цветов липы. Настой корней лопуха и мать-и-мачехи избавлял от перхоти, настоянные листья и веточки березы делали волосы мягкими и пышными, а корень солодки вместе со зверобоем устранял воспаления. Ускорял рост волос настой василька.

К слову, с перхотью русским женщинам помогал бороться еще один самодельный шампунь: порошки крапивы и шалфея заливались стаканом пива, все это настаивалось и отфильтровывалось, полученная смесь наносилась на волосы. Пиво также использовалось в качестве ополаскивателя, если волосы были слишком пышными и с трудом расчесывались и укладывались.

Бритье вафельным полотенцем

Часть гигиенических лайфхаков русских связана с недоступностью элементарных благ цивилизации и соблюдением специфических норм и правил поведения, в частности, в местах лишения свободы.

В Советской армии, например, широко применялась такая мера наказания молодых военнослужащих, которые не успели (или забыли, не захотели) вовремя побриться перед построением, как вафельное «ребристое» полотенце. Старослужащие терли «молодым» лицо таким «бритвенным приспособлением» до тех пор, пока не удалялась щетина, а вместе с ней и частицы верхнего эпителия.

Кстати, специалисты, профессионально занимающиеся эпиляцией, утверждают, что подобный метод бритья опасен для здоровья, поскольку велик риск возникновения кожных заболеваний или даже заражения крови.

По сходным причинам небезопасно и «бритье» зажигалкой, также практиковавшееся в армии в период расцвета дедовщины.

К слову, проблемы с бритьем в российских тюрьмах и зонах русские сидельцы приноровились решать при помощи нехитрого набора средств, которые имелись под рукой. Консультанты правозащитного центра «Мемориал», к примеру, вместо крема для бритья советуют применять для снятия раздражения кожи небольшое количество зубной пасты, которая, закупоривая поры, также способна останавливать кровотечение при порезах. А последнее довольно часто случается, так как в местах заключения осужденным выдают для бритья станки с тупыми лезвиями.

Бритвенные лезвия в российских МЛС применяются и для стрижки ногтей.

Обычное мытье рук как ритуал

Кристина Ляхова в своей книге «Причуды этикета» пишет о гигиенических лайфхаках, которые появились и используются только в определенном социуме, в частности, в российских тюрьмах. Там, к примеру, по понятиям не принято отправлять потребности в камере, когда кто-то ест.

Из гигиенических соображений после посещения туалета всегда и везде принято мыть руки. Однако в МЛС игнорирование этого правила говорит не столько о нежелании осужденного соблюдать гигиену, сколько о его зашкваренности, т.е. он, не помыв руки после того, как касался гениталий, зафоршмачивается. Такого человека могут избить или, того хуже, признать опущенным.

Да, в России с гигиеной во все времена не было таких глобальных проблем как в Европе, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Наверняка вы хотели бы узнать немного больше о том, как соблюдали гигиену европейцы и кого называли «божьими жемчужинами».

Не кради, не убий, не мойся

И ладно бы только дрова. Католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения (которое должно было омыть христианина раз и навсегда) и перед свадьбой. Никакого отношения к гигиене все это, разумеется, не имело. А еще считалось, что при погружении тела в воду, особенно в горячую, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Поэтому якобы тело становится уязвимым для инфекций. Это и понятно, ведь в одной и той же воде мылись все - от кардинала до кухарки. Так что после водных процедур европейцы действительно болели. И сильно.
Людовик XIV мылся всего два раза в жизни. И после каждого хилел так, что придворные готовили завещание. Тот же «рекорд» - у королевы Изабеллы Кастильской, которая страшно гордилась, что вода касалась ее тела первый раз - при крещении, а второй - перед свадьбой.
Церковь предписывала заботиться не о теле, а о душе, поэтому для отшельников грязь была добродетелью, а нагота - стыдом (видеть тело, не только чужое, но и собственное, - грех). Поэтому если и мылись, то в рубахах (эта привычка сохранится до конца XIX века).

Дама с собачкой

Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Влюбленные трубадуры снимали с себя блох и ссаживали на даму сердца, чтобы кровь, смешавшись в желудке насекомого, объединила сердца сладкой парочки. Несмотря на всю свою «святость», насекомые людей таки доставали. Именно поэтому каждый имел при себе блохоловку или небольшую собаку (в случае дам). Так что, дорогие девушки, нося с собой карманную собачку в розовой попоне, помните, откуда взялась традиция.
От вшей избавлялись по-другому. Смачивали в крови и меду кусочек меха, а потом помещали его в прическу. Почуяв запах крови, насекомые должны были устремиться к приманке и застрять в меду. А еще носили шелковое белье, которое, кстати, и стало популярным именно благодаря своей «скользкости». «Божьи жемчужины» не могли уцепиться за столь гладкую ткань. Это еще что! В надежде спастись от вшей многие практиковали более радикальный способ - ртуть. Ее втирали в кожу головы, а иногда и ели. Правда, умирали от этого в первую очередь люди, а не вши.

Народное единство

В 1911 году археологи откопали древние постройки из обожженного кирпича. Это были стены крепости Мохенджо-Даро - древнейшего города долины Инда, возникшего примерно в 2600 году до н. э. Странные отверстия по периметру зданий оказались сортирами. Древнейшими из найденных.
Потом туалеты, или латрины, будут у римлян. Ни в Мохенджо-Даро, ни в Царице вод (Древнем Риме), кстати, они не предполагали уединения. Восседая на своих «толчках», расположенных по периметру зала друг напротив друга (подобно тому как сегодня устроены сиденья в метро), древние римляне предавались беседам о стоицизме или эпиграммах Сенеки.

В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!»

В Средневековой Европе туалетов не было вообще. Только у высшей знати. И то очень редко и самые примитивные. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что в старом буквально нечем было дышать. Отходы человеческой жизнедеятельности были повсюду: у дверей, на балконах, во дворах, под окнами. При качестве средневековой пищи и антисанитарии диарея была делом обычным - до туалета просто не добежишь.
В конце XIII века в Париже был издан закон о том, что, выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно, вода!». Даже мода на широкополые шляпы появилась якобы только, чтобы предохранить дорогую одежду и парики от того, что летело сверху. По описаниям многих гостей Парижа, например Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Что там в городе - в самом Версале! Попав туда, народ старался оттуда не выходить, пока не встретится с королем. Туалетов не было, поэтому в «маленькой Венеции» пахло отнюдь не розами. У самого Людовика XIV, впрочем, ватерклозет был. Король-солнце мог восседать на нем, даже принимая гостей. Присутствовать при туалете высокопоставленных особ вообще считалось «гонорис кауза» (особо почетным).

Первый общественный туалет в Париже появился лишь в XIX веке. Но предназначен он был исключительно… для мужчин. В России общественные уборные появились при Петре I. Но тоже только для придворных. Правда, обоего пола.
А 100 лет назад началась испанская кампания по электрификации страны. Называлась она просто и понятно - «Унитаз». В переводе с испанского это означает «единство». Вместе с изоляторами производили и другие фаянсовые изделия. Те самые, потомки которых стоят теперь в каждом доме, - унитазы. Первый унитаз со сливным бачком еще в конце XVI века изобрел придворный английского королевского двора Джон Харингтон. Но популярностью ватерклозет не пользовался - из-за дороговизны и отсутствия канализации.

И зубной порошок, и густой гребешок

Если не было таких благ цивилизации, как элементарный сортир и баня, то про зубную щетку и дезодорант говорить не приходится. Хотя иногда для чистки зубов пользовались кисточками из веток. В Киевской Руси - дубовыми, на Ближнем Востоке и в Южной Азии - из дерева арак. В Европе использовали тряпочки. А то и вовсе зубы не чистили. Правда, зубную щетку изобрели именно в Европе, а точнее, в Англии. В 1770 году ее придумал Уильям Аддисон. Но массовым производство стало далеко не сразу - в XIX веке. Тогда же был изобретен зубной порошок.

А что же с туалетной бумагой? Ничего, разумеется. В Древнем Риме ее заменяли губки, смоченные в соленой воде, которые крепились к длинной рукояти. В Америке - кукурузные кочерыжки, а у мусульман - обычная вода. В Средневековой Европе и на Руси простой люд пускал в ход листья, траву и мох. Знать использовала шелковые тряпочки.
Считается, что духи были придуманы только для того, чтобы заглушить жуткий уличный смрад. Так это или нет - доподлинно неизвестно. А вот косметическое средство, которое сейчас назвали бы дезодорантом, появилось в Европе только в 1880-х годах. Правда, еще в IX веке некто Зирьяб предложил использовать дезодорант (судя по всему, собственного производства) в мавританской Иберии (части современной Франции, Испании, Португалии и Гибралтара), но на это никто не обратил внимания.
А ведь уже в древности люди понимали: если удалить волосы в подмышечной впадине - запах пота не будет столь сильным. То же самое, если их мыть. Но в Европе, как мы уже сказали, подобное не практиковалось. Что касается депиляции, то волосы на женском теле никого не раздражали вплоть до 1920-х годов. Только тогда европейские дамы впервые задумались: брить или не брить.

Вы можете представить свою жизнь без мыла? Вряд ли, потому что в повседневной жизни мыло является ежедневным средством гигиены, а ведь были времена, когда оно считалось роскошью и было доступно исключительно для богатых и знатных людей.

История мыла в древние времена

История мыла начинается около 2800 года до н. э. Во время раскопок в Вавилоне были найдены глиняные таблички с рецептом, рассказывающем о производстве мыла на основе жира и пепла. Мыло, изготовленное по этому рецепту, использовали в медицинских целях в основном для ускорения заживления ран. Кроме того, известно о применении мыла в Древнем Египте, за 1500 лет до н. э., а также финикийцами за 600 лет до н. э.

В древнем Египте мыло использовали 6000 лет назад

Другая теория происхождения мыла связана с римской легендой, согласно которой мыло (лат. sapo) получило свое название от горы Сапо, на которой в жертву богам приносились животные. Когда шел дождь, пепел и жир жертвенных животных смывались в реку Тибр, к подножию горы.

Со временем, женщины стирающие белье в реке, заметили, что смешиваясь пепел и жир, намного лучше помогают отстирывать белье, чем обыкновенная речная вода. Таким образом, состав мыла существенно отличался от того, которое мы используем в настоящее время. Обычно мыльная смесь состояла из масла, пепла и животных жиров.

От ремесла к промышленному производству

В X столетии в Италии, Франции и Испании стали возникать первые мыловарни. В XVI веке основным центром производства стал Марсель, где производилось жидкое, душистое мыло, содержащее высокую концентрацию оливкового масла. В 1688 году Людовик XIV издал указ, так называемый эдикт Кольберта, в котором запретил использование животных жиров и красителей в производстве мыла. Спрос на мыло был большой, но и цена была высокая, поэтому ароматную смесь могли позволить себе лишь богачи.

С торжеством буржуазного общества в XIX веке, здоровый образ жизни и чистота возводятся в ранг моральных ценностей. В это же время производство мыла набирает промышленные обороты, что делает его общедоступным. На рост популярности мыловарения, несомненно, оказали влияние научные открытия. В 1791 году француз Николя Леблан изобрел способ получения щелочи из соли.

Годами ранее, в 1779 году швед Карл Шееле при омылении жиров с оксидом свинца, получил глицерин . А в 1823 году французский химик Мишель Шеврёль, руководствуясь этим открытием, изучил строение жиров и объяснил их омыление. Это вызвало настоящую революцию в мыловарении.


Мишель Эжен Шеврёль

На протяжении веков химическая формула мыла постоянно менялась, чтобы сегодня вернуться к истокам. Снова в цене натуральное мыло, без консервантов, синтетических красителей и искусственных ароматизаторов.

Пепел в сочетании с маслами - прообраз мыла.

Производство туалетного и хозяйственного мыла сегодня -автоматический и химический процесс. В последние годы получили широкое распространение различные ароматические добавки и средства дезинфекции.Особенно в Америке. Однако врачи напоминают: избыток дезинфекции поройопасен. Обычное мыло освобождает от микробов не хуже. А при двухкратном намыливании практически полностью уничтожает их.

Л егенда гласит, что само слово soap(мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы,скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье и, естественно, наблюдательность человека не упустила того факта,что благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому долгое время изобретение мыла приписывалось именно римлянам.

Но самое раннее описание мыловарения было обнаружено учеными на шумерских табличках, датируемых 2500 годом до н.э. Судя по этим записям мыло изготавливалось путем смеси воды и древесной золы, которую кипятили и впоследствии растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор.Но, к сожалению, свидетельств применения данного раствора не сохранилось.

Ингредиенты для приготовления мыла варьировались в зависимости от региона. На севере при варке мыла применялся животный жир, а на юге использовалось оливковое масло, благодаря которому мыло получалось превосходного качества.

История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров.Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта.

Русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала, огромные лесные массивы."Поташным делом" занимались целые деревни. Рубили деревья, жгли их в котлах тут же в лесу, а золу заваривали, делали щелок, выпаривали его,получая поташ.

Четыре тысячелетия назад создали мылоподобное полужидкое вещество "сапо". Применяли его не столько с гигиеническими, сколько с косметическими целями. Липкая, легко засыхающая, быстро смывающаяся масса служила для укладки волос.

Стирка без стирального порошка

Для стирки использовали моющие глины и соки таких растений, какмыльный корень, мыльнянка . После изобретения в XVI веке стиральной доски получил распространение и другой способ стирки: белье укладывали в чан, над ним расстилалось полотно, на которое насыпали золу. В чанчерез полотно заливали горячую воду - от смешения с золой получался щелок, и белье отстирывалось быстрее . На Руси и в некоторых другихстранах щелок брали с собой в баню вместо мыла.

Из чего в древности делали мыло?

Археологи установили, что мыло начали изготавливать уже 6000 лет назад. В античные времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира с примесью золы бука.

Было оно трех сортов: твердое, мягкое и жидкое. Причем использовали мыло не только для умывания, но и для окраски волос. Им можно было не только умываться, но и красить волосы в желтый, розовый или красный цвета.

Научились римляне этому у галлов, которые носили длинные волосы,а чтобы они хорошо лежали, смазывали их растительным маслом, в которое добавляли красную земляную краску. Когда же на эту смесь попадала вода,то образовывалась густая пена, благодаря которой волосы становились чистыми и пушистыми. Так и был открыт один из способов производства мыла.

В России мыловаренное производство получило распространение во времена Петра I, но вплоть до середины XIX века мыло было известно в основном знати. Крестьяне стирали и мылись щелоком - древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи.

Для простого народа в те времена мыло было недоступным, а мыловарение считалось высоким искусством. Раньше, на заре истории, мыло заменяли вода, смешанная с песком, поташ, ил и сода. Шумеры же варили древесную золу с растительными маслами - этот рецепт был найден при раскопках на глиняных табличках. Древние египтяне, греки и римляне тоже знали этот секрет, но в основном оно использовалось в качестве лекарства и в косметике.

Мыльная основа

Сегодня популярна домашняя варка мыла с использованием мыльных основ, которые можно купить.

Основа для мыла может быть прозрачной и матовой, а также органической.



Поделиться