Что делать если жизненный сценарий не живи. Как изменить жизненный сценарий человека

Введение

Вопрос о степени осознанности человеческой жизни стоит перед психологией очень давно. Каждый человек ещё в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком и установками, полученными в прошлом, а свое будущее он может только планировать. Оригинальную идею высказал снователь транзактного анализа, Э.Берн, котрый полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Сценарий -- это постоянно развертывающийся жизненный план, психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. В соответствии со своими жизненными сценариями люди поступают тем, или иным образом, определяя свое существование.

Объект исследования: поведение личности.

Предмет исследования: жизненный сценарий человека.

Цель исследования: изучить состояние вопроса жизненного сценария в современной психологической науке.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы определить понятие жизненного сценария.

2. Выявить основные механизмы влияния сценария на жизнь человека.

3. Изучить основные моменты возникновения и развития жизненного сценария человека.

Жизненный сценарий, как предмет изучения в психологии

Понятие жизненного сценария

Известный психолог Э. Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет одну или несколько основных жизненных позиций или «жизненных сценариев». Они диктуют нам и наши поступки, и наше поведение в целом, и наши отношения с другими людьми. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей транзактного анализа.

Что такое «сценарий»? Берн определил его, как «бессознательный жизненный план», который составляется еще в детстве и имеет в нашем представлении четкую структуру: начало, середину и финал. Человек бессознательно, действует по плану, который для него привычен, понятен и,предсказуем передают ему иллюзию «привычности», а значит контроля над ситуацией и безопасности. Начиная, реагировать на то, что с ним происходит в жизни, следуя привычному сценарию, он уже знает, какое будет начало и каков финал. Можно сказать, что жизненные сценарии это подсознательная психологическая защита человека от всякого рода эмоциональных стрессов. И защита настолько прочно укоренившаяся и привычная, что стала уже частью его личности, характера. Часто бывает, что человек не осознает, что живет по сценарию. Тем не менее, он поступает так, что четко движется к тому финалу, который был определен привычным сценарием, сложившимся еще в детстве. Позже, Берн определил сценарий, как план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала. В некоторых источниках жизненный сценарий также называют скриптом.

Однако, судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя. Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. Сценарий -- это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Однако это не значит, что поведение людей и вся человеческая жизнь сводима к какой-то формуле. Совсем наоборот. Реальный человек как личность действует спонтанно рациональным и предсказуемым образом, принимая во внимание мнения и действия других людей. А человек, действующий по формуле, -- это уже нереальная личность.

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. "Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем (Э. Берн). Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (то есть приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции трансактного анализа Э. Берна, сценарий предполагает:
1)родительские указания;
2)подходящее личностное развитие;
3)решение в детском возрасте;
4)действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных сценариев. Лучший способ это осмыслить рассмотреть связи и сходство между ними.
1. Оба сценария базируются, как это ни странно, на ограниченном количестве тем.
2. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий. Но для диалога, произнесенного определенным образом, необходимо, чтобы выработалась соответствующая этому диалогу мотивация. Как в театре, так и в реальной жизни реплики произносятся так, чтобы реакция их оправдывала и дальше развивала действие. Если герой заменит текст и состояние "Я", то партнеры будут реагировать иначе. Например, если во время представления Гамлет вдруг начнет читать строки из другой пьесы, тогда Офелия тоже должна будет заменить свой текст, чтобы сделать происходящее осмысленным. Но ведь тогда все представление пойдет иначе.
3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован, прежде чем будет готов для драматического представления. В театре существуют чтение, прослушивания, репетиции и прогон перед премьерой. А жизненный сценарий запускается еще в детском возрасте в той примитивной форме, которая называется «протоколом». Здесь уже другие исполнители. Они ограничены в семье кругом родителей, братьев, сестер, а в интернате или детском доме - кругом товарищей и воспитателей. Все они играют свои роли, ибо каждая семья (или детский дом) представляет собой институт, в котором ребенок чаще всего не получает уроков особой гибкости. В период отрочества ребенок встречается с большим количеством людей. Он интуитивно ищет тех партнеров, которые сыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо ребенок играет роль, предполагаемую их сценарием). В это время подросток дорабатывает свой сценарий с учетом своего окружения. Интрига остается той же самой, но действие слегка меняется. В большинстве случаев это нечто вроде пробного представления. Благодаря ряду таких адаптаций сценарий приобретает определенную форму, он уже как бы готов для самой "большой сцены" - финального акта. Если это был так называемый хороший сценарий, то все благополучно заканчивается "прощальным обедом". Если же это был плохой сценарий, то "прощание" может звучать с больничной койки, с порога тюремной камеры или из психиатрической больницы.
4. Почти в каждом жизненном и театральном сценариях есть роли хороших людей и злодеев, счастливцев и неудачников. Кого считать хорошим или плохим, кого счастливцем, а кого неудачником, определяется весьма специфично для каждого сценария. Но совершенно ясно, что в каждом из них присутствуют эти четыре типа, объединенные иногда в две роли. Например, в ковбойском сценарии хороший парень почти всегда бывает победителем, а злодей - неудачником. Победитель обычно выживает, а неудачник погибает или наказывается. В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и Принцессами, а неудачников - зовут Лягушками. Задача анализа состоит в превращении Лягушек в Принцов и Принцесс. Чтобы это осуществить, психотерапевт должен выяснить, что представляет в сценарии пациента хороших людей или злодеев. Далее надо выяснить, какого рода победителем способен быть пациент. Он может сопротивляться превращению его в победителя, так как, возможно, идет к психотерапевту совсем не для этого. Может быть, он хочет стать храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо став бравым неудачником, он почувствует себя удобнее в своем сценарии, тогда как превратившись в победителя, он должен будет отказаться от сценария частично или полностью и начинать все сначала. Этого люди обычно опасаются.
5. Сцены в жизненном сценарии человека определяются и мотивируются заранее, точно так же, как и театральные. Простейщий пример: ситуация, когда кончается бензин в бензобаке автомобиля. Его владелец всегда определяет это за день-два вперед по показаниям счетчика, он соображает: "Надо заправиться", но... этого не делает. Фактически не бывает, чтобы бензин кончился мгновенно, если в машине все исправно. Однако в сценарии неудачника это почти всегда постепенно надвигающееся событие и как бы запланированная сцена. Многие Победители проходят весь свой жизненный путь, ни разу "не оставшись без бензина". Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь - это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч. Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. То же может случиться, если "герой" вдруг войдет в сценарий какого-нибудь незнакомца, например хулигана, убийцы, автолихача. Комбинация подобных факторов может закрыть путь для реализации определенной линии и даже предопределить трагичность жизненного пути. Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.

Возможны четыре основные жизненные сценария:
1) "Я" - хороший, "Все ОНИ - хорошие, жизнь - хороша" - сценарий "победителя";
2) "Я" - плохой, "ОНИ" - плохи, жизнь - плоха" - сценарий "побежденного", неудачника;
3) "Я" - хороший, но "ОНИ" - плохие, жизнь - плоха" - сценарий "озлобленного пессимиста";
4) "Я" - плохой, а "ОНИ" - хорошие - сценарий "комплекса неполноценности".
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций.

1. Идеализация действительности 7. Убежденность
2. Крушение надежд 6. Решительность
3. Вызов всему 5. Осознание (неповиновение)
4. Уход от дел

Рис. 6.8. Типы жизненных позиций

Идеализация действительности - это позиция новичка, для нее характерны ожидание, энтузиазм, вера в то, что у них буквально все пойдет хорошо (типична для начального этапа карьеры, при вступлении в брак).

Когда у человека возникает осознание углубляющегося разрыва между преувеличенными ожиданиями и желаниями, с одной стороны, и реальными обстоятельствами - с другой, его начинают посещать чувства беспокойства и тревоги, он начинает задавать себе вопросы: "Что, в конце концов, происходит? Куда я качусь?" - это типичные признаки юозиции "Крушения надежд".

Наступает период, полный тревоги и нерешительности, вызванный растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось. Продолжающееся разрушение надежд (происходящее, кстати, весьма нередко просто из-за ложных страхов и собственной нерешительности) приносит все большее чувство тревоги, раздражения, гнева, желание активного бунта, протеста, суть которого можно выразить примерно в следующих словах: "Думаю, мне придется заставить их тут все поменять, раз никто не решается это сделать". В основе этой позиции неповиновения лежит гнев и вызов.

Существует два уровня проявления позиции неповиновения: скрытое и явное. Ни та, ни другая не является конструктивной, однако скрытое неповиновение оказывается особенно непродуктивным в долгосрочной перспективе. Уход от дел - эта жизненная позиция формируется, когда человек начинает чувствовать, что больше не имеет смысла даже пытаться как-то изменить ход вещей. Часто люди отходят от дел на работе или у себя в семье, физически продолжая якобы принимать участие в деятельности коллектива или семьи. Люди, занявшие такую позицию, как правило, становятся брюзгливыми, мстительными, предпочитают одиночество, начинают испытывать все больший интерес к спиртному, легко раздражаются, с усердием выискивают у окружающих недостатки. Описанная жизненная позиция чревата серьезными последствиями не только для того, кто ее исповедует, но и для окружающих: дело в том, что может стать заразной болезнью, причем помочь в этом случае в силах лишь следующая по порядку жизненная позиция.

Люди занимают жизненную позицию Осознания, когда они видят, что они должны пожелать измениться, когда возникает чувство ответственности и желание изменить что-то в себе. Следует дать себе реальный отчет в том, кто вы есть на самом деле и осознать, что существует весьма реальная возможность того, что дела пойдут совсем плохо, если мы не изменим что-то в самих себе.
Решительность - активная жизненная позиция, вы решились совершить реальные действия в выбранном направлении, в душе возникает бодрящее, освежающее ощущение, снимающее стресс, вы чувствуете прилив сил, энергии. Убежденность - приходит к нам, когда мы перестаем ожидать совершенства от своей работы, своих семейных отношений, от отношений с окружающими и тем не менее хотим, чтобы дела наши шли хорошо. Появляется активное, постоянно действующее желание улучшить сегодняшнее положение дел. Работа становится выполнимой, а человеческие отношения - продуктивными, когда мы сознательно отказываемся от "неба в алмазах", становимся плечом к плечу и вместе идем к поставленным целям.

Последовательность, в которой жизненные позиции объективируются у разных людей, не является раз и навсегда установленной. Однако так или иначе эти жизненные позиции оказывают - совершенно определенное влияние на все, что делает тот или иной человек.
Жизненные позиции и жизненные ценности (то, что наиболее важно и ценно в жизни, что необходимо для удовлетворенности жизнью) у людей различны, от того различна и их жизнь. Чтобы взять контроль над своей жизнью в свои руки, человеку необходимо проанализировать свою жизненную позицию, жизненные цели.

Ответьте сами себе на такие вопросы:

1) Какая позиция характерна именно для меня в настоящий момент (для каждой сферы жизни: на работе, в семье, в неформальном общении)?
2) Какой была моя жизненная позиция в каждой из этих трех сфер на протяжении последних двенадцати месяцев?

Обсудите ответы на эти вопросы с кем-нибудь из тех, кто хорошо вас знает и окажется в состоянии открыто не согласиться с вами. Так вы точнее оцените реальное положение вещей. Затем покажите стрелкой, какую жизненную позицию вы хотели бы занять в будущем.

Моя жизненная позиция

1) на работе
2) в семье
3) в неформальном общении

1.Идеализация действительности 7.Убежденность

2.Крушение надежд 6.Решительность

3.Вызов всему 5.Осознание

4. Уход от дел

Проанализируйте расхождения между прежними ожиданиями, сегодняшней реальностью и надеждами на будущее:

1.Перечислите все ваши прежние ожидания (все, на что вы надеялись прежде).
2.Оцените ваше настоящее положение.
3.Укажите по пунктам, чего вы ждете (чего бы вам хотелось) от будущего.
4.Определите для себя, какие изменения вы можете произвести в ваших надеждах на будущее, в вашей нынешней ситуации, а также в вашем будущем. Особо отметьте те из них, которые вам действительно посильны.
5.Обсудите эти предполагаемые изменения с вашим хорошим другом.
6.Отсчитайте в своем деловом календаре 30 дней и распишите по дням, какие цели вы перед собой ставите:
а)напишите себе напротив завтрашнего числа: "Работать с полной отдачей сил";
б)напишите себе напротив послезавтрашнего числа "Беззаветно верить в достижимость поставленной цели";
в) напишите себе напротив следующего числа "Моментально определять необходимые компоненты успеха";
г)напишите себе напротив четвертого дня: "Действовать решительно и творчески";
д)напишите эти же слова в том порядке, в каком вам самим это покажется наиболее разумным, напротив всех остальных дней этого месяца.
7.Реализуйте намеченное. Если вам требуются, как вам кажется, еще дополнительные силы и ресурсы для выполнения намеченного, обратитесь к психологу, он может вам помочь мобилизовать сознательные и бессознательные ресурсы вашей психики (в психологии разработаны для этого специальные приемы).

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте. Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения. Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать , начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским .

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать , способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, . А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.



Поделиться