Что происходит на приеме.

Как к любому большому и важному деле, к началу обучения в школе лучше готовиться заранее. Предлагаем Вам ознакомиться с примерными вопросами, которые могу задавать педагоги Вашему ребенку при приеме в школу. Данный тест поможет Вам выявить как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе, при необходимости внести коррективы.

Вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
6. Кем работают твои родители?
7. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
8. Назови дни недели, времена года.
9. Какое сейчас время года? Чем отличается зима от лета?
10. В какое время года на деревьях появляются листья?
11. Как называется планета, на которой мы живем?
12. Ты хочешь учиться в школе?
13. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
14. Зачем надо учиться?
15. Какие профессии ты знаешь? Что делает врач (учитель, продавец и т.п.)?
16. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

Советы психолога родителям.

Начало обучения в школе - сложная пора, как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине. В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:

Будьте готовы проявлять терпение, спокойствие и доброжелательность, потому что из-за больших нагрузок, ребенок может капризничать больше обычного. Стресс который переживает малыш в первые месяцы занятий в школе приравнивается к нагрузкам космонавтов, поэтому он особенно нуждается в вашей поддержке и понимании.
Важно, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новый статус "ученика", необходимо уважительное отношение взрослых ко всему что происходит в школе, как к ответственному, серьезному шагу в жизни ребенка.
Постарайтесь, чтобы в семье достижения ребёнка не сравнивались ни с достижениями старших детей, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Единственный с кем его можно сравнивать это он сам. Каким был и как изменился, вырос, научился и т.д. Показывайте ребенку его личные успехи и достижения, анализируйте ошибки с точки зрения, как это можно сделать по-другому, чтобы в следующий раз все получилось. Это увеличивает его веру в себя и станет залогом адекватной самооценки в будущем.
Не стоит пугать ребенка школой, говорить, что если он будет что-то не так делать то станет «двоечником» или его там накажут. Ребенок должен чувствовать, что родители в него верят, что обязательно помогут, им очень важно и интересно знать, что происходит в его жизни. Обязательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь.
Поощряйте хорошее поведение, а не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом. В этом возрасте дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание - это рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Еще до начала занятий организуйте жизнь ребёнка по чёткому распорядку, чтобы потом ему было проще войти в ритм школы.
Больше играйте и разговаривайте с малышом, рассказывайте о себе, как вы учились в школе. Рассказывайте на ночь интересные истории, добрые сказки, это помогают снять напряжение "рабочего" дня, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.

Примеры развивающих мини-игры

Игра: Волшебный рисунок
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, изучение букв, цифр и т.д.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Затем меняетесь, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

Игра: Вежливое слово
Цель: развитие внимания, координации, вежливости.
Вы просите ребенка выполнить какое-то действие. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть вежливые слова. Например:

Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на правой ноге.
Пожалуйста, подними левую руку вверх!

Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот.

Чтобы Вы не делали, помните главное, именно Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша!

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми более 15 лет.

Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе

Наша психика - очень тонкая область, разобраться в которой, порой, не под силу даже самым психологам и психиатрам. Потому при посещении врачей подобного профиля у многих целиком нормальных клиентов возникает мысль о том, что их воспринимают, как Иначе как, по их мнению, объяснить, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы.

Большинство здоровых психически граждан сталкиваются с посещениями этого врача исключительно в рамках медосмотров в школе, ВУЗе, при приеме на работу или обучении в автошколе. Потому навыков общения с подобными специалистами практически никто не имеет. Более того, в отличие от Запада, где психолог является чуть ли не домашним врачом всей семьи, в нашей стране не многие смогут правильно дать определение различиям между двумя профессиями - психолога и психиатра. После этого неудивительно, что многим общение с врачами этих областей медицины приносит реальный стресс. В частности, ставят в тупик вопросы психиатра на медосмотре.

На самом деле, конечно, оба эти специалиста изучают его психику. Но если психолог занимается дисфункций нервной системы и проблемами внутриличностного характера, то сфера интересов психиатрии лежит уже в выявлении патологий нервной системы, психики, существенных отклонений от нормы и заболеваний, носящих характер наследственных и способных быть угрозой для общества.

При этом, когда нормальный человек слышит вопросы психиатра на комиссии, он прекрасно понимает их абсурдность и скорее недоумевает, давая свой ответ. А секрет прост - именно помогают специалисту выявлять людей с явными нарушениями психики. На первый взгляд такие люди запросто могут затеряться среди вполне здоровых соотечественников, поскольку ведут себя не в пике обострения вполне адекватно. Вот почему психиатр всегда задает очень странные вопросы - он выявляет маркеры психических расстройств у человека.

К примеру, если здорового человека спросить, в чем отличие ворона от письменного стола, он, скорее всего, пожмет плечами и объяснит. Особо образованные вспомнят при этом откуда это сравнение и взято. Но психически больной человек не сможет выстроить логические ассоциации с книгой, откуда взята цитата, не в состоянии он будет также обоснованно разъяснить, в чем отличие этих предметов с точки зрения логики. Так что самое главное, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы, это выявление нелогичных и абсурдных ответов, которые будут свидетельствовать о том, что человека следует обследовать более детально.

Теперь, когда вы знаете о маленьком секрете психиатрии, вам не будет столь дискомфортно в кабинете врачей этой специальности. Ведь ответ на вопрос о том, почему психиатр всегда задает очень странные вопросы, прост и понятен. Главное, чтобы они оставались для вас таковыми, и вы могли дать на них простой и логичный ответ. Иначе придется проходить дополнительные обследования, чтобы доказать собственную нормальность и отсутствие психических заболеваний.

как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты... иногда - мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу... так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы - Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду - а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу... значит Вы не объективны к себе... это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета - тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии

желтый — потребность в устремлении к цели, надежда

зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии . К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ : ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ : необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.


Психологический тест № 4. Клякса
- тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ : если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест

Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ : будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу - будьте спокойны во время собеседования... но не будьте пофигистом - Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать....

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными...
Кто теперь помнит этих учителей... и кто в итоге оказался прав?

March 14, 2015 --- Anna |

Итак, вы готовы или задумываетесь о профессиональной помощи в вашей ситуации. И в первую очередь возникает интерес: какие же вопросы психотерапевт или психолог зададут в вашем случае?

Задаваться этим вопросом можно с разными целями:

1) снизить тревожность, “мандраж”, унять буйные фантазии о том, “как это будет”,

2) понять, как работают психологи, психотерапевты,

3) подготовиться, чтобы “перехитрить” или “переиграть” психотерапевта на его же поле (“я не дамся”, “я умнее его”, сыграть в игру “все равно мне никто не поможет”),

4) эффективно и рационально распределить время.

В самом деле, “потупить” можно и дома, очередной раз “обмозговывая” свою ситуацию. В кабинете психолога, психотерапевта, и даже при групповой психотерапии действительно лучше иметь более-менее готовый или предварительный запрос. Это и правда сократит время, которое необходимо для его проработки, а значит – сэкономит вам и деньги, и силы.

Три основных вопроса психотерапевта, психолога

Чаще всего эти вопросы задают на первой встрече (или одной из первых). Они помогают четче сформулировать задачу и понять,

  • с каким “багажом”,
  • с какими ожиданиями,
  • с какими фантазиями,
  • с какой “стартовой ситуацией” пришел клиент.

0. С чем / за чем вы пришли?

варианты (если сократить до основной мысли высказывание клиента):

  • чтобы мне стало легче
  • чтобы решить ситуацию, которая не решается
  • чтобы прожить ситуацию (период), в которых очень много тяжелых, сложных чувств (развод, утрата – ребенка, родителей, значимого человека)
  • чтобы научиться новым способам поведения и решения проблем (например, часто в практике Юлии Совы опробовать и “обкатать” новые решения и поведение, способы взаимодействия с людьми помогает в Минске по понедельникам и воскресеньям).
*внимание, есть свободные места.

1. Почему именно сейчас?

Что изменилось в ситуации, что вы решили прибегнуть к профессиональной помощи?

Варианты:

  • не работают “свои” методы
  • добрался до отчаяния, бессилия
  • есть желание решить проблему экологично, не “развалившись” от тяжелой ноши
  • назрела внутренняя потребность жить иначе
  • изменилась ситуация в семье, диспозиция сил
  • не помогают / злят советы знакомых, друзей, родственников, из книг и т.п.

2. Почему именно ко мне?

Поверьте, подавляющее большинство идет совсем не к случайному психологу или психотерапевту, вопрос “почему я?” – отнюдь не лишний. Он не про комплименты и не про симпатию, а про другое – про потребности клиента .

Обычно клиенты:

  • а) внимательно относятся к полу, возрасту психотерапевта или психолога,
  • б) изучают его “послужной список”, интересы, наиболее частые темы для работы,
  • в) идут за конкретным показателем: “славой”, известностью, доступностью по цене, конкретными личностными характеристиками:

Мне показалось, он такой спокойный

Я уверена, этот психолог многого добился – и я добьюсь

Мне его (ее) посоветовал значимый человек (как правило, в “совете” выделяется одна главная деталь: умеет слушать, с ним легко, с терапевтом приятно работать, чувство юмора, благожелательность, любые другие).

В итоге становятся очевидными:

  1. проекции клиента (“психотерапевт – вот такой),
  2. потребности клиента (“психотерапевт должен быть для меня безопасным, комфортным в общении, приятным, достигшим многого”) – см. по тегу “потребности”.

3. Как вы пытались решить эту проблему раньше?

Как вы справлялись до того, как обратились к психотерапевту?

Отличный вопрос психотерапевта к любому клиенту, пришедшему к нему. Опыт клиента не просто важен, а очень важен. Даже самые умные, самые лучшие советы, статистические данные или опыт терапевта никогда не заменят опыта самого клиента. Кроме того, именно клиенту предстоит действовать, чтобы получить - решение собственной жизненной задачки.

Вполне возможно, “почти готовое” решение проблемы уже было, но клиент “слинял” с последней стадии решения.

Вполне вероятно, опыт обращение за помощью уже был, и, например, неудачный. В этом случае важно выяснить, что, по мнению клиента, пошло не так.

Вопрос также может вскрыть существующие механизмы в отношениях клиента с окружающими. К примеру:
“Я дал жене от ворот – поворот, мы не жили вместе четыре месяца, после этого было временное улучшение отношений”.

Важно понять, с каким опытом решения собственных задач клиент пришел, что он с ним делает:

  • обесценивает,
  • рассматривает как единственно возможный,
  • убедился в неэффективности и хочет лучшее решение, и т.п.).

Как готовиться к трем вопросам психотерапевта или психолога?

Имеет смысл самому подумать:

  • что я уже сделал(а), чтобы жить так, как я хочу,
  • чего, наоборот, избегаю делать,
  • попробуйте припомнить, к кому вы обращались за помощью, советом, поддержкой,
  • какие подсказки вы получили,
  • какие из них использовали,
  • почему вы выбираете именно этого психотерапевта, психолога,
  • что для вас значимо в этом специалисте,
  • какие ожидания у вас есть.

А если вы очень любопытны, то можете посмотреть и обратный вариант: какие обычно задают люди.


    Здравствуйте. У меня 2 проблемы.

    1. Я уродлив, у меня на лице прыщи и следы от них мне 25, живу с мамой, одинок. Знакомиться на секциях, кружках и на улице пробовал, но я как будто не свой (на лице не эммоциональная маска) и не могу проявлять свои чувства искренне (агрессию, радость, удивление). Из за того что я весь покрыт прыщами зажимаюсь и в коллективе всегда сам принимаю статус молчаливого серого мышонка с обиженными и потускшими глазами. Другие это чувствуют, кто то жалеет, кто-то ещё сильнее унижает. Из за этого ухожу со всех коллективов и прячусь в квартире занимаюсь самокопанием. Разумом (головой) понимаю, что мне должно быть насрать на то что подумают другие, а вот тело этого не понимает. Оно как бы захватывает мой разум и начинает управлять (всё тело, в момент когда я на людях пытаюсь общаться, пропитывается стыдом, виной и омерзением за мой внешний вид). Возможно это потому, что я почти всегда вижу себя диссоциированно ещё более уродливым чем в реальности. Иду по улице например, вижу девушку, хочу подойти(в остальном нет комлексов только прыщи, у меня рост 187, крассивая фигура, поставленная речь) и останавливает ощщущение что я буду уродлив и омерзителен в её глазах. К психологам и терапевтам ходил(высасали деньги, включили музыку с птичками, представляли где стыд в теле находится и загоняли туда энергию сексуальную, после сеансов хорошело, а потом обратно в стыдливое болото заседал), скупил за 13 лет всю аптеку, печань чистил, с дерматологам, косметологам ходил, сотни методов пробовал улучшения были но мизерные. Если привести аналогию это всё равно что гноем от трупа обмазать лицо, поковыряв предварительно иголкой и вийти в свет навстречу девушке. Стыдно.

    2. Мой 35 летний брат болеет гипатитом(заболел примерно в 22), отец сошёл с ума в 50(сейчас ему 60), у двоюродной сестры эпилепсия, а у мамы было предраковое состояние(сейчас ей лучше, говорит из за того что “старается не думать”). На всём этом фоне я насмотрелся ещё и фильмов где кто то умирает рано от болезни (рак, спид, гипатит). Но я понимаю что это реалии жизни и этого нифига не боюсь(пардон). Если помирать так понимая что жил так как хотел (в кайф). Проблема в другом. Чтобы добиться результатов в чём то мне нужно выбрать одно, 2, 3 напрвления и в них развиваться изо всех сил(бить в одну точку). Но я боюсь начть, ведь если я буду трудиться, болезненно напрягаться (развиваться) на пол пути к состоятельности (бизнес – 10 млн. оборот, жена – понимающая, любовница – хороший секс,) я могу узнать, в один прекрасный момент от врача что жить осталось пол года, год,”заканчивайте свои дела”. Зачем тогда жопу рвать и расписывать планы на 5-10 лет(через столько я примерно стану состоятельным если начну развиваться) если на пол пути к успешности я могу сдохнуть так и не повидав Мальдивы и не попробовав жизнь с девушкой. Я девственник и не был в отношениях т.к. 5 раз подходил знакомиться меня отшивали по причине “замкнутости и неестественности” из за проблемы под номером один (см. выше). В общем 2я проблема – я не хочу заниматься ни чем сильно-развивающем и долговременным т.к не вижу смысла заниматься если в любой момент могу узнать что жить осталось пару недель. С другой стороны сейчас я здоров и полон желания завоёвывать, добывать и привлекать если не внешностью то уверенным поведением женский пол. Если ещё короче проблему описать: хочу развиваться чтобы в будущем кайфовать, не хочу развиваться т.к. боюсь сдохнуть на пол пути(и моё тело почему то выбирает – кайфуй сейчас довольствуясь малым: гуляй по парку ночью, играй в компьютерные игры, медитируй – и не хочет смотреть в будущее и стремиться жить успешнее).

    • Зачем тебе стремиться влиться в какие то “общества, кампании”?
      В мире множество замкнутых в себе людей. Почему бы тебе не найти такого человека с которым у тебя было бы много общего? Грубо говоря с тобой будет еще один неуверенный в себе и замкнутый парниша, рядом с которым со временем ты начнешь полностью раскрываться и рассказывать ему о том, о чем сейчас не рассказал бы не кому искренне и в лицо.

      Как бы это дико не звучало, но вы “воспользуетесь” друг-другом, а после сможете также Радоваться, раскрывать эмоции, злиться, стремиться быть первым\лучшим как и другие, изначально уверенные в себе и без внешних изъянов люди.

      Врать не буду, девушки не только “любят ушами”, им нравятся красивые парни, с красивым телом, но не все “девушки” одинаковые. Обычно самых красивых трахают и кидают, и на кой тебе такая девушка? Не обязательно “самую красивую и сексуальную” полюбить можно любую, как только ты выйдешь из своего “замкнутого” состояние, ты это поймешь(если уже не понял). А пока, найди себе друга, настоящего, не с маской на роже.

    Добрый вечер. Не особо знаю, что написать. В детстве я была веселая и смышленная. Но в один день все изменилось. Я помню, что на мне было одето в тот день. Моя жизнь буд-то делится на два этапа: до 10-ти и после 10-ти лет. До-я была очень открытая и веселая. То врямя для меня в тумане не помню половины и все, что я помню было как в фильме- со стороны. Хотя наверное у всех так. Тогда я очень любила маму и папу. Сейчас я их тоже люблю, но мне интересно, что будет если их не станет. Мне просто интересно. Хотя когда я представляю, что мне звонят и говорят “Нам очень жаль, но ваш отец умер” у меня текут слезы. Значит я буду плакать. У меня очень часто кружится голова и мне это нравится. Когда-то Надя- моя сестра сказала, что я ничего не боюсь. Но это вранье. Когда я вывожу кота с квартиры на ночь, мне приходится проходить через восем темных этажей. Я представляю, что там монстр и иду туда, чтобы убедится, что там его нет. Позже я узнала, что никто так не делает и Надя сказала, что я странная. Недавно я принесла крылешко воробья домой, чтобы оно не лежало на осфальте просто так, на что Надя опять сказала, что я странная. Я не хочу рассказывать еще о чем то, чтобы не начатл думать, что я не такая. Я очень хочу поговорить с кем то, но никто не хочет слушать, они скажут, что я странная. Они отправят меня в больницу.
    Пожалуйста скажите все прямо, все, что думаете. Умоляю.

У всех нас бывают состояния запутанности. Кто-то путается в мыслях, кто-то в эмоциях, кто-то вообще чувствует себя ежиком в тумане (кстати, мой любимый терапевтический мультик):)

Работая с клиентами, я никогда не придерживаюсь линейной стратегии. Вы - совершенно новый человек с уникальной историей. И даже если мы знакомы 30 лет, За то время, что мы не виделись с вами что-то происходило, вы встречали каких-то людей, о чём-то думали и проживали какие-то чувства. Вы уже не тот человек, что был вчера. Потому немалая часть работы - это исследование вашей истории. Очень часто уже это достаточно, чтобы что-то изменилось. Но есть даже более ранний этап. Это формирование запроса.

"Мне плохо" - это не запрос. Это состояние. И состояние весьма неопределенное. Что значит плохо? А как не плохо? А как хорошо? Вопросов много, и они чрезвычайно важны. Когда вы идёте в магазин за ботинками на зиму - вы представляете себе, что обязательно должно присутствовать в зимних ботинках, не так ли? В психотерапии так же. Чтобы "лечить" это "мне плохо", терапевт должен знать что значит плохо, что значит не плохо и что значит хорошо ИМЕННО ДЛЯ ВАС.

Я предлагаю Вам технику собственного приготовления. Ответив на несколько вопросов, вы сможете понять себя и свою проблему лучше, глубже и целостней. А с этим намного быстрее и эффективнее работать. В качестве иллюстрации привожу отдельные транскрипты из сессий с клиентом. Все данные изменены, а у клиента взято разрешение. Пользуйтесь на здоровье опытом человека, который постепенно побеждает депрессию. Работа с этим клиентом длиться уже два года. Описанные вопросы – это нечто вроде стартовой анкеты, которую я предложила клиенту в устной форме на первой сессии. Информация очень помогла мне, тогда я знаю что происходит с клиентом, как он реагирует на разных уровнях своей психической деятельности, как справляется, и что при этом происходит. Очень большой кусок работы стал более понятным эффективным благодаря этому.

Приступим?

  1. Как вы себя чувствуете прямо сейчас? Что доминирует как проблема - мысль? Эмоция? Поведение? Физическое ощущение? Максимально прочувствуйте то дискомфортно состояние, которое Вас беспокоит. И максимально раскройте его в ответе.
    К примеру, человек в состоянии, близком к депрессии, в моей практике, на этот вопрос отвечал так: сейчас мне тяжело. Эта тяжесть ощущается как физическое ощущение в груди и животе. Там как будто большой тяжелый камень и никто не может прийти и снять его.
  2. Это ощущение возникло у Вас впервые или оно было и раньше? (Возможно, оно длится какое-то время, постарайтесь вспомнить с какого возраста вы его помните)
    Этот же клиент продолжил так: оно со мной, сколько я себя помню. Иногда оно становится сильнее и тяжелее, иногда - остаётся фоном. Я не помню себя без него.
  3. Когда вы думаете/чувствуете/ощущаете/ делаете это (проблему) - что ещё происходит внутри? Возникают мысли? Появляются ощущения и чувства? Вы что-то делаете?
    Клиент отвечал так: Когда есть ощущение тяжести в груди в животе, я начинаю думать о том, как мне не повезло, как я несчастен и одинок в этом мире. Я постоянно куда-то спешу... в этом нет жизни. Но ничего поделать не могу.
  4. А когда развиваются или возникают эти ощущения/ мысли/ чувства/ поведение? Обычно это связано с присутствием или отсутствием людей? С какими-то событиями вокруг? С вашим самочувствием? (Постарайтесь также полный раскрыть эту проблему для себя)
    Кл: Особенно остро это ощущаю, когда остаюсь один и ничем не занимаюсь. Когда у меня есть время, что называется, для себя (горький смех), это самая большая пытка для меня. У меня начинается нечто сродни паники.
  5. Бывало ли когда-то по-другому? Что тогда отличалось?
    Клиент: иногда очень редко, когда это состояние становится фоном, я могу идти на контакт с мамой. У нас с ней бывает очень трогательный разговор, когда она меня слышит, а я это понимаю. Тогда я чувствую себя хорошо. Но потом мне настолько же плохо.
  6. Как вы привыкли справляться с этим?
    Обычно я ухожу в деятельность, начинаю очень много работать. Фактически, работаю все время, которое есть. Иногда я начинаю активно заниматься спортом, либо нахожу себе новое хобби. Сначала у меня бывает очень много энегрии. Но как будто без эмоций.
  7. А что происходит в конце этого пути? (как заканчиваются усилия по избеганию?)
    Чаще всего я заболеваю, либо не могу проснуться утром для новой деятельности. Тогда наступает пустота. (Тут было несколько моих интервенций, относительно развития болезни) ... В какой-то момент я начинаю чувствовать, что больше не хочу так быстро, но остановиться не могу. Это сильное внутреннее борьба и побеждает деятельность, обычно на следующий день поднимается температура, либо падает давление.
  8. Что бы было, если бы вы этого не делали? Как бы вы себя чувствовали? О чем бы думали? Что бы делали? (минимум один из этих вопросов будет иметь ответ)
    Не знаю... наверное я бы просто лежал и смотрел в потолок. Да, я бы просто стал овощем. (...) мне кажется, я бы думал о том, какая я ленивая задница. Я бы злился на себя. А потом была бы пустота.
  9. Если бы вы могли сделать для себя что угодно в этом состоянии, что бы это было? (Именно для себя в этом состоянии, а не для того чтоб его не было). Очень сложный обычно вопрос. Требует обдумывания. Потому я обычно разбиваю его на ряд небольших обсуждений: было ли у Вас такое состоянием когда-то, что тогда было важно, как тогда справились? Если не было - что могло бы быть важным для человека в таком состоянии?
    Один раз я чувствовал себя недостаточно плохо чтобы остаться дома, но почему-то не пошёл на работу. Тогда меня "накрыло" и я думал, что сойду с ума. Мысли затапливали. Тогда я просто лежал и смотрел в потолок. (...) я был один и никто не был нужен. Хотя нет, я бы хотел видеть рядом маму с тем ее взглядом. (...) наверное, важно чтобы кто-то был рядом. Но не сильно близко. Я не справился, внутри я все так же смотрю в потолок. Даже если делаю.
  10. Как бы вы хотели себя чувствовать вместо этого? Какими мыслями бы это сопровождалось? Что бы вы тогда могли делать иначе?
    Я бы хотел остановиться. Я постоянно бегу и одновременно замираю. (...) если бы я остановился - я бы хотел не бояться и не злиться на себя. Чувствоваться себя уверенно и спокойно.

Естественно, в формате диалога это была не одна и даже не пять сессий. Мы долго и глубоко говорили о том, что я изложила тут в десяти пунктах. И в живом общении это звучало иначе. Но суть та же и это очень помогло мне и клиенту построить контакт и контракт. Это два важных компонента в терапии методом транзактного анализа. Контакт - это пространство доверия и безопасности, где клиент может говорить и быть собой, контракт - это договоренности о том, как будет происходить работа и к чему мы движемся. Благодаря такому расспросу, я многое узнала про то, как клиент переживает и справляется, чего он избегает и как он это делает. А это большой кусок работы.

Естественно, что каждый ответ много раз перепроверялся и в ходе терапии трансформировалось принятое в нем решение. Но с самого начала (лично на мой взгляд) задача терапевта - максимально "влезть в шкуру Клиента" и понять, что значит быть им.

Моя наставница однажды сказала важную фразу - "Не забывай, что ты ничего не знаешь о клиенте".

Буду рада, если эта "маленькая" техника поможет вам, Коллеги и вам, уважаемые Клиенты лучше понимать себя и процесс.

Если статья показалась Вам полезной - делитесь ею в соцсетях) Если Вам кажется, что полезной могу быть лично я - !



Поделиться