Что такое "машинная индустрия"? Дайте определение этого понятия. Большая энциклопедия нефти и газа

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

промышленная революция – процесс перехода от ручного труда к машинной индустрии, который сопровождался коренной перестройкой производства;

таможенный протекционизм – установления высоких ввозных пошлин для защиты отечественного производителя;

меркантилизм – государственная политика, направленная на получение казной максимальной прибыли;

машинная индустрия – производство с помощью механизмов, приводимых в движение не мускульной силой людей и животных (первоначально – силой пара).

1. Чем были обусловлены и связаны между собой изобретения в хлопчатобумажной промышленности? Почему именно эта отрасль промышленности первой внедрила машины в производство?

Машины требовали больших затрат в начале производства, окупались тем скорее, чем больше были объёмы этого производства. Одежда – это продукт первой необходимости, она нужна всем, потому объёмы производства в этой отрасли были велики.

Главное, Великобритания получила богатый источник хлопка в виде колоний в Индии. Потому и запасы сырья, и ёмкость рынка позволяли расширить производство до таких объёмов, с которыми мануфактуры уже не справлялись. Именно поэтому стали внедряться станки, в процессе их внедрения предприниматели увидели, что они также помогаю экономить на зарплате рабочим.

2. На основе графика на с. 213 определите, когда началось внедрение машин в этой отрасли.

Внедрение машин началось в 1730-е годы, после изобретения летучего челнока Кея.

3. Составьте логическую схему «Предпосылки промышленной революции в Англии». Почему она началась именно в этой стране?

Только в Англии шёл процесс огораживания, который позволили получать достаточно сырья для текстильного производства (шерсти) и создал свободный рынок рабочей силы, именно в этой стране законодательство особенно в результате революции было благоприятно для предпринимательства. Всё это создало капиталистическую экономику. Рабочей силы для неё хватало, и «лишние» люди всё равно в огромных количествах уезжали в колонии. Но в капиталистической экономике неизбежны кризисы перепроизводства. А в кризисы предприниматели пытали снизить издержки. Машины позволяли вкладывать деньги в годы подъёма и за счёт этого экономить в годы кризиса на зарплате. Причём экономили не только потому, что требовалось меньше работников, но и потому, что отлично подходил труд детей, который оплачивался в меньшем объёме. Кроме того, развитие мануфактурного производства и аграрная революция вызвали также рост городов, жителей которых также требовалось снабжать товарами, которые они, в отличие от крестьян, уже не производили сами.

4. Почему промышленная революция повлекла за собой революцию в средствах транспорта?

Во-первых, в капиталистической экономике время – это деньги, чем быстрее можно доставить сырьё на производство и готовый товар на продажу, тем больше оборот предпринимателя, тем больше его прибыль, тем активнее развивается экономика. Потому Англия ещё до изобретения железнодорожного транспорта покрылась сетью каналов и новых шоссейных (улучшенных) дорог.

Промышленная революция позволила внедрить новые технологии и на транспорте: появились пароходы и паровозы, а вместе со вторыми и железные дороги.

5. В чём состояли преимущества завода перед мануфактурой?

Преимущества:

Больший объём производства;

Заводы требовали меньшего числа рабочих, первые станки не требовали приложения большой физической силы, потому позволяли нанимать детей, чей труд оплачивался ниже – всё это позволяло меньше тратить на рабочую силу, за счёт чего уменьшалась себестоимость продукции;

Благодаря этим факторам заводская продукция имела большие конкурентные преимущества и завоёвывало новые рынки (вначале английские товары «завалили» Европу, потом европейские – остальной мир), что увеличивало прибыль владельцев.

6. Опишите типичного предпринимателя-заводчика. С какими трудностями ему приходилось сталкиваться?

Вначале это часто был небогатый человек, вложивший в дело свои личные сбережения. Ему приходилось экономить на всём, при этом сталкиваться с постоянными экономическими трудностями, вроде срыва поставок сырья, демпинга конкурентов и др.. Также он сам организовывал производство, что влекло дополнительные трудности, начиная с борьбы за высокий темп производства и заканчивая протестами рабочих против условий труда.

1. Назовите и раскройте две особенности промышленной революции в большинстве стран Европы и Америки.

1) Промышленной революции не предшествовала аграрная. Потому рабочими становилась городская беднота, а не бывшие крестьяне. Это сокращало рынок рабочей силы. В Америке сельское хозяйство сразу формировалось на основе фермерства. Но из-за обширных свободных земель (там, где не было распространено плантационное хозяйство), или использования рабов (в районах его распространения) в сельской местности не появлялось «лишних» людей, которые бы уходили в города в поисках работы, потому здесь в рабочие также шла городская беднота – в основном новые эмигранты, которые не доезжали до сельской местности, а нанимались сразу там, куда приплыли.

2) Промышленный переворот нуждался в государственной поддержке, в частности, в протекционистских мерах. Это требовалось для того, чтобы оградить зарождавшееся производство от конкуренции уже имевшихся на рынке промышленных товаров, прежде всего, английских. Уже раскрутившиеся предприятия Туманного Альбиона могли выставлять меньшие цены, чем зарождавшая промышленность других стран, потому эти цены на внутреннем рынке требовалось повышать за счёт высоких ввозных пошлин. Кроме того, в каждой из стран существовало относительно мало людей не только обладавших деньгами, но и готовых вложить их в производство, потому с начальным капиталом предпринимателям также часто помогало государство.

2. Сопоставьте пути развития общественных отношений в XVII-XVIII вв. (см. § 16) и особенности аграрного развития Западной и Восточной Европы в XIX в.

В Западной Европе постепенно реформировалось сеньориальное хозяйство. Благодаря этому деревня состояла из мелких крестьянских хозяйств, в большей или меньшей степени обременённых феодальными повинностями. Такое положение оставалось относительно стабильным и не было склонно к изменениям без дополнительного стимула. Таким стимулом в итоге стала промышленная революция.

В Восточной Европе крепостничество достигло наиболее жёстких форм, приблизившись к рабству. Это позволяло вести товарное сельское хозяйство и приносило большие прибыли помещикам. Но крепостничество не давало высвободиться рабочей силе, чем тормозило развитие предпринимательства, а значит и промышленной революции. Крепостное право делало невозможным революцию аграрную. Между тем эти процессы вскоре снизили стоимость сельскохозяйственной продукции, что привело к падению доходности крепостнических хозяйств, ведь прибыль от того же количества продукции становилась меньше.

3. Что такое фондовые биржи? Когда и в связи с какими событиями они возникли в Европе? С помощью Интернета узнайте о роли фондовых бирж в современном мире.

Для создания производств часто стали возникать акционерные общества, особенно когда появилась возможность создавать общества с ограниченной ответственностью. Не всегда удавалось найти группу единомышленников для сбора нужной суммы, потому создавались акционерные общества открытого типа, где паем была цена акции, которая свободно покупалась и продавалась. Постепенно из таких сделок возникла особая фондовая биржа на которой, в отличии от товарной, торговали ценными бумагами.

Сегодня фондовая биржа – это важный элемент финансового сектора экономики, который в современных условиях не менее важен чем реальный (непосредственное производство): именно с финансового сектора начинались многие кризисы, именно с него начинались и выходы из них.

Пореформенные десятилетия - период капиталистической индустриализации России.

Крупная машинная индустрия одерживает решающую победу над мелким производством и мануфактурой. Техника производства в ведущих отраслях промышленности быстро совершенствуется.

Существенное значение имело при этом то, что Россия, вступив позднее ряда других европейских стран на путь капитализма, могла использовать уже имевшиеся технический опыт и организационные формы промышленно-капиталистического развития.

После 1861 г., писал В. И. Ленин, «развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века».

Один из наиболее характерных показателей этого процесса - внедрение в промышленность паровых машин.

В 1875-.1878 гг. на фабрично-заводских и горных предприятиях Европейской России работали паровые котлы и машины мощностью около 100 тыс. л. с., а к началу 90-х годов их мощность выросла уже до 256,5 тыс. л. с., увеличившись за шестнадцать лет в 2 ½ раза.

В хлопчатобумажной промышленности фабрика окончательно оттесняет капиталистическую мануфактуру и тесно связанную с ней раздаточную систему, а также мелкие крестьянские промыслы.

Машины заменяют ручной труд и в суконной, и в пищевкусовой, и в других отраслях промышленности. В металлургии место отсталого кричного способа производства железа занимает пудлингование.

В 70-х годах быстро развивается сталелитейное производство, основанное на применении сначала бессемеровских, а затем и мартеновских печей. Таким образом, в течение двух-трех десятилетий после падения крепостного права в России завершился промышленный переворот, начавшийся еще в дореформенный период.

Важнейшими центрами развивавшейся в России капиталистической промышленности были Петербург и Москва. При этом Петербург выдвигался по преимуществу как центр машиностроения, а Москва и окружавший ее промышленный район оставались главным очагом текстильной промышленности.

Горнометаллургическая индустрия Урала, основанная в прошлом на принудительном труде подневольных рабочих, в первые годы после реформы пережила серьезные затруднения. Тысячи рабочих, освобожденных от крепостной зависимости, покинули заводы.

Только спустя десять лет уральская металлургия достигла уровня 1860 г. Однако и в дальнейшем она развивалась крайне медленно.

Между тем с 70-х годов XIX в. на юге страны начал формироваться новый район горной и металлургической промышленности. Сооружение двух железнодорожных магистралей, связавших Москву с Ростовом-на-Дону, дало выход донецкому углю и значительно повысило спрос на него.

В районе Донецкого кряжа стали возникать новые рудники. Надшахтные постройки и конусообразные терриконы резко изменили пустынный прежде ландшафт донецкой степи.

В 1872 г. вступила в строй первая доменная печь на заводе, который построил в западной части Донецкого бассейна английский капиталист Юз, а спустя два года выдал чугун Сулинский металлургический завод, основанный русским капиталистом Пастуховым в восточной части бассейна.

Оба завода - Юзовский и Сулинский - работали тогда на бедной металлом местной руде. Лишь после того как в середине 80-х годов угольный Донбасс был соединен железной дорогой с районом Кривого Рога, где находились большие запасы богатой железом руды, начался быстрый подъем южной металлургии.

На полпути между Донбассом и Криворожьем возник Приднепровский металлургический район с центром в Екатеринославе.

Молодая южная металлургия, не знавшая феодальных традиций и отличавшаяся более высоким техническим уровнем, стала быстро обгонять старый Урал.

Почти совершенно новой отраслью экономики России явилась нефтяная индустрия. В дореформенный период добыча нефти была ничтожной, спрос на нее был невелик. Развитию нефтяной промышленности в районе Баку мешало существование откупной системы - сдача нефтяных колодцев на откуп на определенный срок.

С отменой в 1872 г. этой системы и с переходом к сдаче нефтеносных участков с торгов в долгосрочную аренду вокруг Баку стали расти леса вышек, и вблизи от старого города возник новый, окутанный пеленой дыма и копоти «Черный город» с десятками нефтеперегонных заводов.

За двадцать лет (с 1870 по 1890 г.) добыча нефти выросла в 140 раз - с 1,7 млн. до 242 млн. пудов.

Выдающиеся открытия и изобретения русских ученых и инженеров расширили возможность применения нефтепродуктов - в качестве топлива, смазочных масел и др.- и обеспечили бакинской нефти выход на мировые рынки.

В конце XIX в. Россия выдвинулась на первое место в мире по добыче нефти, оттеснив на время Соединенные Штаты.

Развитию промышленного капитализма в значительной мере способствовало железнодорожное строительство.

В 1860 г. Россия имела всего 1,5 тыс. км железных дорог, а в 1892 г.- уже 31,2 тыс. км. Железные дороги связывали земледельческие районы с промышленными, окраины с центром, ускоряя процесс общественного разделения труда и рост всероссийского рынка.

Вместе с тем железные дороги, шляясь крупными потребителями угля и металла, машин и механизмов, содействовали подъему тяжелой промышленности.

В конце первого десятилетия после реформы Россия вступила в полосу усиленного учредительства предприятий, банков, акционерных обществ.

Большая часть акционерных капиталов была вложена при этом не в промышленность, а в торговые предприятия, банковское дело и особенно железнодорожное строительство. Во время кризиса 1873-1875 гг. многие из этих акционерных компаний, возникших в обстановке биржевого ажиотажа, обанкротились.

Наступивший после кризиса подъем промышленности оказался кратковременным и сменился еще более сильным кризисом 1882-1886 гг.

Только с 1887 г. вновь обозначилось некоторое экономическое оживление, но в 1890-1891 гг. ряд отраслей промышленности опять переживал состояние застоя.

Выходу из кризиса и из депрессии мешали узость внутреннего рынка, переплетение промышленного кризиса с аграрным (затянувшимся в России до середины 90-х годов), сохранение устаревших способов и форм организации производства.

Послереюрменное десятилетие - период капиталистической индустриализации России. Крупная машинная индустрия одерживает решающую победу над мелким производством и мануфактурой. Техника производства в ведущих отраслях промышленности быстро совершенствуется.

Существенное значение при этом имело то, что Россия, вступив позднее развитых европейских стран на путь капитализма, могла использовать уже имевшийся технический опыт и организационные формы промышленного развития.

После 1861 г. развитие капитализма в России пошло так быстро, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых странах Европы целые века. Один из наиболее характерных показателей этого процесса - внедрение в промышленность паровых машин. В 1875 — 1878 гг. на фабрично-заводских и горных предприятиях европейской России работали паровые котлы и машины мощностью около 100 тыс. лошадиных сил, а к началу 90-х годов их мощность выросла уже в 2,5 раза - и это за 16 лет.

В хлопчатобумажной промышленности фабрика окончатель­но оттесняет мануфактуру и тесно связанную с ней раздаточную систему, а также мелкие крестьянские промыслы. Машины заменяют ручной труд и в суконной, и в пищевой, и в других отраслях промышленности.

В металлургии место отсталого кричного способа производства железа занимает пудлингование. В 70-х годах быстро развивается сталелитейное производство, основанное на применении сначала бессемеровских, а затем и мартеновских печей.

Таким образом, в течение двух - трех десятилетий после падения крепостного права в России завершился промышленный переворот, начавшийся еще в дореформенный период.

Важнейшими центрами развивавшейся в России капитали­стической промышленности были Петербург и Москва. При этом Петербург выдвигался по преимуществу как центр маши­ностроения, а Москва и окружавшие ее промышленные районы оставались главным очагом текстильной промышленности.

Горно-металлургическая индустрия Урала, основанная в прошлом на принудительном труде крепостных рабочих, в первые годы после реформы пережила серьезные затруднения. Тысячи рабочих, освобожденных от крепостной зависимости, покинули заводы. Только спустя 10 лет уральская металлургия достигла уровня 1860 г. Однако и в дальнейшем она развивалась очень медленно.

Между тем, с 70-х годов XIX в. на юге страны начал формироваться новый район горной и металлургической промышленности. Сооружение двух железнодорожных магистралей, связавших Москву с Ростовом-на-Дону, дало выход донецкому углю и значительно повысило спрос на него. В районе Донецкого кряжа стали возникать новые рудники. Надшахтные постройки и конусообразные терриконы резко изменили пустынный прежде ландшафт донецкой степи.

В 1872 г. вступила в строй первая доменная печь на заводе, который построил в западной части Донецкого бассейна английский промышленник Юз, а спустя два года выдал чугун Сулинский металлургический завод, основанный русским предпринимателем Пастуховым в восточной части бассейна. Оба завода - Юзовский и Сулинский - работали тогда на бедной металлом местной руде.

Лишь после того, как в середине 80-х годов угольный Дон­басс был соединен железной дорогой с районом Кривого Рога, где находились большие запасы богатой железом руды, начался быстрый подъем и южной металлургии.

На полпути между Донбассом и Кроворожьем возник Прид­непровский металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, не знавшая феодальных традиций, отличавшаяся более высоким техническим уровнем, стала быстро обгонять старый Урал.

Почти совершенно новой отраслью экономики России явилась нефтяная индустрия. В дореформенный период добыча нефти был ничтожной, спрос на нее был невелик. Развитию нефтяной промышленности в районе Баку мешало существование откупной системы - сдача нефтяных колодцев на откуп на определенный срок.

С отменой в 1872 г. этой системы и с переходом к сдаче нефтеносных участков с торгов в долгосрочную аренду, вокруг Баку стали расти леса вышек, и вблизи старого города возник новый, окутанный пеленой дыма и копоти «Черный город» с десятками нефтеперегонных заводов. За 20 лет, с 1870 по 1890 гг., добыча нефти выросла в 140 раз - с 1,7 млн. до 242 млн. пудов.

Выдающиеся открытия и изобретения русских ученых и инженеров расширили возможность применения нефтепродуктов - в качестве топлива, смазочных масел и других - и обеспечили бакинской нефти выход на мировые рынки. В конце XIX в. Россия выдвинулась на первое место в мире по добыче нефти, оттеснив на время Соединенные Штаты Америки.

Развитию промышленного капитализма в значительной мере способствовало железнодорожное строительство. В 1860 г. у России было всего лишь полторы тысячи километров железных дорог, в 1892 г. - уже более 30 тыс. километров. Железные дороги связывали земледельческие районы с промышленными, окраины - с центром, ускоряя процесс общественного разделения труда и рост всероссийского рынка.

Вместе с тем, железные дороги являлись крупными потребителями угля и металла, машин и механизмов, содействовали подъему тяжелой промышленности.

В конце первого десятилетия после реформы Россия всту­пила в полосу усиленного учредительства предприятий, банков, акционерных обществ. Большая часть акционерных капиталов была вложена, при этом, не в промышленность, а в торговые предприятия, банковское дело и, особенно, в железнодорожное строительство. Вовремя кризиса 1873 - 1875 гг. многие из этих акционерных компаний, возникших в обстановке бир­жевого ажиотажа, обанкротились.

Начавшийся после кризиса подъем в промышленности ока­зался кратковременным и сменился еще более сильным кризисом 1882 — 1886 гг. Только с 1887 г. вновь обозначилось некоторое экономическое оживление, но в 1890 - 1891 гг. ряд отраслей промышленности опять переживал состояние застоя. Выходу из кризиса и из депрессии мешали узость внутреннего рынка, переплетение промышленного кризиса с аграрным (затянувшимся в России до середины 90-х годов), сохранение устаревших способов и форм организации производства.

В ремесленном производстве человек непосредственно воздействовал на предмет труда при помощи простых орудий, применялись преимущественно машины-двигатели, употребляемые при второстепенных и подготовительных процессах производства. Переход от мануфактурного производства к машинному, был осуществлен с изобретением и применением рабочих машин. Крупная машинная индустрия исторически сменила мануфактуру не сразу, а в течение определенного периода времени, различного в разных странах по времени осуществления и длительности.

Внедрение рабочих машин позволило поднять производительность труда.

Они заменили руки рабочего, более того, создали возможность почти неограниченно расширить количество инструментов, одновременно воздействующих на предмет труда. Но техника изготовления машин даже в наиболее передовых странах была ручной, следовательно, машины производились медленно и в малых количествах. Ручной труд не мог разрешить многих технических задач. После крушения феодализма (период с конца XVIII века по 70-е годы XIX в. - время утверждения капитализма в передовых странах мира - Англии, Франции, Германии) стала быстро развиваться крупная машинная капиталистическая промышленность.

Буржуазия создала грандиозные производственные силы. Основой новой формы организации общественного производства стала капиталистическая фабрика.

Характерной чертой техники этого периода явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности рабочих машин, являющихся качественно новым явлением в истории техники. Таким образом, промышленный переворот или промышленная революция - процесс перехода мануфактурного производства к фабричной системе. И разделяется этот процесс на несколько этапов.

Первый этап связан с появлением рабочих.

Возрастающая сложность машин требовала увеличения мощностей, скоростей, а также надежности и точности работы механизмов. По мере внедрения машин во все новые отрасли промышленности к машиностроению предъявлялись все более и более повышенные требования.

Второй этап начинается с изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины. После изобретения рабочих машин и создания теплового двигателя основной задачей становится техническое перевооружение машиностроения.

Наступает третий этап промышленной революции. Машиностроение становится основой крупной машинной индустрии.

Особенностью техники машиностроения 30-40-х годов XIX века является повышение точности производства.

Английский станкостроитель Иосиф Витворт изобретает первую измерительную машину и вводит калибры. Ему принадлежит идея стандартизации резьбы на винтах.

Человек создает машины для передвижения, переносящие его по земле, воздуху, морю. Первым наземным самоходным средством был огромный трехколесный экипаж с паровым двигателем и скоростью передвижения 5 км/час, построенный в 1769 году французом Николя Кунье.

Первая машина,работающая на бензине, была создана в 1887 году немцем Готлибом Дайшлером и в 1895 англичанином Ланчестером усовершенствована пневматическими шинами и колесами со спицами. С этого времени развитие автомобиля пошло очень быстро. В 1903 году заработал первый в мире завод по массовому изготовлению автомобилей, построенный американским инженером Генри Фордом. С этого времени начинается век автомобилей.

Первые танки появились в Англии незадолго до первой мировой войны.

Английское слово tank обозначает пустой механический резервуар. В 20-х годах американский конструктор У. Кристи сконструировал танк, который мог передвигаться как на гусеницах, так и на колесах, что существенно увеличило его скорость. Но настоящая революция в танкостроении произошла с изобретением легкой и прочной брони, что позволило снизить вес и одновременно увеличить скорость и техническую оснащенность.

Одним из лучших танков в мире считается советская машина Т-34, ее спроектировал конструктор Н.А. Астров, а двигатель для нее был создан под руководством авиаконструктора А.А. Микулина.

Изобретателем первого самолета был офицер русского военно-морского флота А.Ф. Можайский. В июле 1882 года состоялся первый полет человека на аппарате тяжелее воздуха. Самолет Можайского имел все основные части, присущие современным самолетам: фюзеляж - деревянную лодку, двигательно-паровую поршневую машину, три четырехлопастных винта, прямоугольное крыло, хвостовое оперение, рули поворота и высоты, а также колесные шасси.

В 1881 году появились гидравлические прессы - машины для ковки крупных поковок, не вызывающие сотрясений и шума при работе.

Деформирование металла производится постепенным приложением давления. Благодаря высоким технологическим качествам гидравлические прессы стали вытеснять тяжелые молота.

В кузнечном производстве широкое распространение находят кривошипные кузнечные машины: горизонтально-ковочные, вертикально-ковочные, вертикальные кривошипные прессы, гибочные прессы, машины для холодной высадки и ножницы для холодной резки металла.

Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими все отрасли производства.

В результате технических изменений машиностроение к 70-м годам XIX века превратилось в отрасль фабрично-заводского производства. По характеру продукции часть заводов сосредоточилась на производстве машин.

Оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества. Отраслевая структура промышленности - состав и долевое соотношение различных отраслей и видов производства, входящих в неё, а также динамика изменения этих долей.

История развития

Зародилась промышленность в рамках натурального домашнего крестьянского хозяйства. В эпоху первобытнообщинного строя формировались основные отрасли производственной деятельности у большинства народов (земледелие и скотоводство ), когда продукты, предназначенные для собственного потребления, изготавливались из сырья , добываемого в этом же хозяйстве. Развитие и направленность домашней промышленности определялись местными условиями и зависели от наличия сырья:

  • обработка шкур ;
  • выделка кожи ;
  • изготовление войлока ;
  • различные виды обработки древесной коры и деревесины ;
  • плетение различных изделий (верёвок , сосудов, корзин , сетей);

Для средневекового хозяйственного режима традиционно соединение крестьянских домашних промыслов с патриархальным (натуральным) земледелием, являющееся составной частью докапиталистического способа производства, в том числе и феодального. При этом изделия покидали пределы крестьянского хозяйства только в виде натурального оброка землевладельцу, а домашняя промышленность постепенно заменялась мелким ручным производством промышленных изделий , однако полностью не вытесняясь последним . Таким образом, ремесло играло важную экономическую роль в государствах эпохи феодализма .

Процесс отделения ремесла от сельского хозяйства способствовал становлению самостоятельной отрасли общественного производства - промышленности. Выделение промышленного производства в особую сферу общественного труда во многих странах связано с торгово-промышленными центрами обширных территорий и формированием феодальных городов .

Классификация

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  • Добывающей
  • Обрабатывающей

Добывающая промышленность

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии , неметаллических руд, нефти , газа , угля , торфа , сланцев , соли , нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка , а также гидроэлектростанции , водопроводы , предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов .

Обрабатывающая промышленность

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия машиностроения , предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката , химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности , цемента и др. строительных материалов , продуктов лёгкой и пищевой промышленности , местная промышленность , а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная , локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции , кинопромышленность (киноиндустрия).

Отрасли промышленности

Отрасль промышленности - объективно обособившаяся часть промышленности, объединяющая предприятия , производящие однородную, специфическую продукцию , имеющую однотипные технологии и ограниченный круг потребителей .

Определение электроэнергетики в ГОСТ 19431-84:

Электроэнергетика - раздел энергетики, обеспечивающий электрификацию страны на основе рационального расширения производства и использования электрической энергии.

Топливная промышленность

То́пливная промы́шленность является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливная промышленность связана со всей промышленностью страны. На её развитие расходуется более 20 % денежных средств, приходится 30 % основных фондов и 30 % стоимости промышленной продукции России.

То́пливно-энергети́ческий ко́мплекс (ТЭК) - это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят:

Чёрная металлургия

Чёрная металлурги́я служит основой развития машиностроения (одна треть отлитого металла из доменной печи идёт в машиностроение) и строительства (1/4 металла идёт в строительство). Основным исходным сырьём для получения чёрных металлов являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов.

В состав чёрной металлургии входят следующие основные подотрасли :

  • добыча и обогащение руд чёрных металлов (железная , хромовая и марганцевая руда);
  • добыча и обогащение нерудного сырья для чёрной металлургии (флюсовых известняков , огнеупорных глин и т. п. );
  • производство чёрных металлов (чугуна , углеродистой стали , проката , металлических порошков чёрных металлов);
  • производство стальных и чугунных труб ;
  • коксохимическая промышленность (производство кокса , коксового газа и пр.);
  • вторичная обработка чёрных металлов (разделка лома и отходов чёрных металлов).

Цветная металлургия

Цветна́я металлурги́я - отрасль металлургии , которая включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов . По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжёлые (медь , свинец , цинк , олово , никель) и лёгкие (алюминий , титан , магний). На основании этого деления различают металлургию лёгких металлов и металлургию тяжёлых металлов.

Оружестроение

Космическая промышленность

Химическая и нефтехимическая промышленность

Хими́ческая промы́шленность - отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного , минерального и другого сырья путём его химической переработки. Валовой объём производства химической промышленности в мире составляет около 2 триллионов долларов США .

Понятие не́фтехи́мия объединяет несколько взаимосвязанных значений:

  • раздел химии , изучающий химизм превращений углеводородов нефти и природного газа в полезные продукты и сырьевые материалы;
  • раздел химической технологии (второе название - нефтехимический синтез ), описывающий технологические процессы, применяемые в промышленности при переработке нефти и природного газа - ректификация , крекинг , риформинг , алкилирование , изомеризация , коксование , пиролиз , дегидрирование (в том числе окислительное), гидрирование , гидратация , аммонолиз, окисление , нитрование и др.;
  • отрасль химической промышленности , включающая производства, общей чертой которых является глубокая химическая переработка углеводородного сырья (фракций нефти, природного и попутного газа).

Объём промышленного производства химической и нефтехимической промышленности России в 2004 году составил 528156 млн рублей.

Машиностроение и металлообработка

Маши́нострое́ние - отрасль тяжёлой промышленности , производящая всевозможные машины , орудия, приборы , а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения . Машиностроение делится на три группы - трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое . В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Мета́ллообрабо́тка - технологический процесс, процесс работы с металлами , в ходе которого изменяется их форма и размеры, деталям придается желаемая форма при помощи одного или нескольких методов обработки металла по созданию отдельных частей, сборочных узлов или больших структур (металлоконструкций). Термин охватывает широкий диапазон различных действий от построения больших кораблей и мостов до изготовления мельчайших деталей и ювелирных изделий . Поэтому термин включает в себя широкий диапазон навыков, процессов и инструментов . Надёжность, технология любого производства, любой металлической конструкции зависит от качества выполненной металлообработки, поэтому такое задание необходимо доверять профессионалам, обладающим достаточным опытом и необходимым оборудованием, предназначенным непосредственно для данных видов металлообработки. Металлообработка начала развиваться с обнаружения различных руд, обработки покорных и податливых металлов для производства инструментов и украшений.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Лесна́я промы́шленность - совокупность отраслей промышленности , заготавливающих и обрабатывающих древесину. Заготовка древесины в странах и районах с ограниченными запасами лесов обычно проводится предприятиями лесного хозяйства - лесхозами , лесничествами и др. В странах и районах с большими запасами лесов естественного происхождения заготовка древесины, включая сплав , носит характер добывающей промышленности и представляет собой самостоятельную отрасль - лесозаготовительную промышленность . В России вопросами лесной промышленности на данный момент занимается Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Профильного министерства в России нет. Основной законодательный акт для лесной отрасли - «Лесной Кодекс». Лесная промышленность занимает менее 5 % в ВВП страны, несмотря на то, что в России сосредоточено 25 % всех мировых запасов леса.

Все производства по обработке и переработке древесины , вместе взятые, образуют лесообрабатывающую промышленность, в составе которой выделяют следующие виды промышленности:

  • деревообрабатывающая промышленность , объединяющая группы предприятий, производящих механическую и частично химико-механическую обработку и переработку древесины;
  • Целлюлозно-бумажное производство - технологический процесс, направленный на получение целлюлозы , бумаги , картона и других сопутствующих продуктов конечного или промежуточного передела; гидролизная промышленность и лесохимическая промышленность , производства которых образуются на базе химической переработки древесины и некоторых недревесных продуктов леса.

Промышленность строительных материалов

Строи́тельные материа́лы - материалы для возведения зданий и сооружений . Наряду со «старыми» традиционными материалами, как древесина и кирпич , с началом промышленной революции появились новые стройматериалы, как бетон , сталь , стекло и пластмасса . В настоящее время широко используют



Поделиться