Что такое система экологического менеджмента.

? Что такое экологический менеджмент?

! Экологический менеджмент - часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

! Экологический менеджмент - управление природоохранной и природопользовательной деятельностью, которое включает в себя: правовой и экономический механизмы охраны природы; систему государственных и региональных органов управления; деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

! Экологический менеджмент - это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики.

! Экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями.

! Экологический менеджмент - организация охраны окружающей среды во всей ее совокупности.

? Что такое система экологического менеджмента?

В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, ее целей и задач.

? Какова структура системы экологического менеджмента?

! Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

Утвержденную экологическую политику;

Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента;

Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований;

Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;

Установленные цели и задачи по охране окружающей среды;

Сформированную экологическую программу;

Документационное обеспечение системы экологического менеджмента;

Управление операциями;

Обучение персонала;

Экологический мониторинг;

Корректирующие и предупреждающие действия;

Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита;

Анализ со стороны руководства.

? Какие цели преследует экологический менеджмент?

! Основные цели внедрения на предприятии системы экологического менеджмента и ее сертификации следующие:

Снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду;

Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;


Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;

Снижение образования и переработка отходов.

? Каковы основные задачи экологического менеджмента?

Задачи экологического менеджмента выглядят следующим образом.

! Обоснование экологической политики и обязательств. Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач.

! Планирование экологической деятельности. Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

! Организация внутренней и внешней экологической деятельности. Суть состоит в осуществлении запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.).

! Мотивация персонала. Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

! Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль. Проводится с целью заблаговременного выявления отклонения работы предприятия от запланированных показателей.

! Анализ и оценка результатов экологической деятельности. Функция обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, подготовки отчетности и обмена информацией, а также периодического пересмотра и совершенствования этого процесса.

! Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента. В рамках этой функции организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для реагирования на существующее или потенциальное несоответствие.

? Каков механизм внедрения систем экологического менеджмента на реально работающих предприятиях?

! В настоящее время в мире уже накоплен опыт внедрения и функционирования систем экологического менеджмента, что позволило мировому сообществу выработать ряд документов, регламентирующих процедуры его внедрения.

В соответствии с этими документами механизм внедрения системы экологического менеджмента имеет следующие этапы:

Оценка исходной ситуации;

Планирование внедрения системы экологического менеджмента;

Постановка целей, задач и разработка программ;

Мониторинг (система наблюдения);

Оценка результативности;

Внутренний аудит системы экологического менеджмента.

? Насколько распространены системы экологического менеджмента в мире?

! Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту ISO 14001 . В 1996 году в мире была зафикисирована 1491 организация, имеющая систему экологического менеджмента, в 2000 году - 22897 организаций, в 2004 году - 72877 организаций.

В России первое предприятие создавшее систему экологического менеджмента появилось в 1998 году, на конец 2004 года таких предприятий было 127. В июле 2009 года системы экологического менеджмента функционировали в 300 российских организациях.

? Дайте определение понятию «экологический аудит системы экологического ме­неджмента»?

Экологический аудит системы экологического ме­неджмента, в соответствии со стандартом ISO 14000, трактуется как систематический и документирован­ный процесс получения объективных доказательств для определения соответствия.

Проведение такого аудита регламентируется в Рос­сийской Федерации рядом государственных стан­дартов (на основе стандартов серии ISO 14000), в том числе:

ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принци­пы»;

ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;

ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

? Каковы задачи аудита системы экологического ме­неджмента?

! В комментарии к указанным стандартам указывается, что их применение позволяет как малым, так и крупным организациям любого профиля (от промышленных до работающих в сфере услуг) осуществлять всесторон­нюю проверку своей деятельности с целью выявления степени воздействия на окружающую среду с учетом особенности используемого сырья, технологических процессов, реализации продукции и даже утилизации ее после использования.

Программа экологического аудита системы эколо­гического менеджмента должна быть основана на на­стоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов. Проведение эко­логического аудирования должно быть выгодным ру­ководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологическо­го управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической по­литикой и целями. Предприятие может также заказы­вать проведение экологического аудита с иными задачами, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в со­ответствии с национальным или международным стан­дартами.

? Что нужно учитывать при планировании программы и процедуры экологического аудирова­ния предприятия?

! Программы и процедуры экологического аудирова­ния должны учитывать:

Приоритетные экологические аспекты деятель­ности предприятия;

Периодичность проведения аудитов;

Эффективное планирование и эффективную ор­ганизацию работы аудиторской «команды»;

Активное использование результатов аудита;

Компетенцию аудиторов;

Общую методологию экологического аудирова­ния и методику осуществления аудитов.

? Каким по форме может быть экологический аудит систем экологического менеджмента?

! Экологический аудит систем экологического ме­неджмента может быть внутренним и/или внешним.

В случае внутреннего аудита руководство предприя­тия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», ку­да могут входить и специалисты со стороны.

В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистами, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае специалисты, осуществляющие эколо­гический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными. Создать и обеспечить эффективное функционирование системы эко­логического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выяв­ления тех направлений и аспектов деятельности, кото­рые еще недостаточно развиты.

Что обязательно должно содержать заключение экологического аудирования систем экологического ме­неджмента?

Заключение экологического аудирования обязательно должно содержать квалифицированные рекомендации по раз­витию экологического менеджмента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.

Аудит предприятия может проводиться для пред­ставления информации государственным органам экологического контроля и управления в целях офици­альной сертификации системы экологического ме­неджмента. Такой аудит выполняется внешними неза­висимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологический аудит, который проводится для банков или инвесторов.

Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологи­ческих аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия последующих управленческих решений.

Международная Организация Стандартизации (the International Organisation for Standardisation) - федерация, объединяющая национальные организации стандартизации всего мира, в которой Российскую Федерацию представляет Госстандарт. ИСО разрабатывает и выпускает международные стандарты, относящиеся к различным областям деятельности. Обычно каждую группу документов, объединенных единой идеей, разрабатывает соответствующий технический комитет.

В 1991 году Международная Организация Стандартизации сформировала так называемую Группу стратегии по окружающей среде. Позднее, в 1993 году был сформирован технический комитет по экологическому менеджменту ISO/TC 207.

Комитет ISO/TC 207, в настоящее время возглавляемый госпожой Маргарет Керр, разрабатывает стандарты серии ISO 14000 в области экологического менеджмента. Серия ISO 14000 тесно связана с выпущенной ранее серией ISO 9000, устанавливающей международные стандарты всеобъемлющего менеджмента качества (TQM).

Таким образом, международные стандарты серии ISO 14000 устанавливают требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям (компаниям, предприятиям, производителям) инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

По мнению разработчиков (технического комитета ISO/TC 207) стандарты ISO 14000 применимы в деятельности любой организации, ставящей целью свой деятельности.

внедрение, обеспечение устойчивого функционирования и улучшение эффективности системы экологического менеджмента;

обеспечение соответствия разработанной самой организацией и открыто декларированной экологической политике;

демонстрацию такого соответствия другим сторонам (прочим организациям, потребителям, партнерам, населению);

получение сертификата соответствия или официальную регистрацию системы экологического менеджмента специально уполномоченными органами;

самостоятельную оценку деятельности и степени ее соответствия международным стандартам в области экологического менеджмента.

Во всех документах серии ISO 14000 используются понятия и определения, специфицированные в Глоссарии (ISO 14050). Часть терминов, трактующихся не совсем привычным образом, помещена в сборник раздаточных материалов.

Необходимые понятия и определения

Постоянное улучшение (постепенное) - процесс улучшения системы экологического менеджмента (далее EMS), направленный на достижение лучших экологических показателей деятельности организации в соответствии с ее экологической политикой. Подразумевается, что процесс такого улучшения не обязательно должен происходить во всех областях деятельности организации одновременно.

Окружающая среда - среда, в которой организация функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. Отметим, что в Постатейном комментарии к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" термин окружающая природная среда трактуется как естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле слова включает природу (естественные экосистемы) и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате человеческой деятельности. Таким образом, в контексте ISO 14000 окружающая среда понимается как среда, окружающая собственно организацию (предприятие), а общество (жители) рассматривается как элемент среды, на который оказывается, как и на другие элементы, воздействие.

Воздействие на окружающую среду - любое изменение в окружающей среде (как отрицательное, так и положительное) полностью или частично являющееся результатом деятельности организации или производимых ею продукции и услуг. Толковый словарь по охране природы трактует воздействие на окружающую среду (отрицательное антропогенное воздействие на окружающую среду ) как любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антропогенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих изменений.

Система экологического менеджмента (EMS) - часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

Аудит системы экологического менеджмента - процесс систематической документированной проверки и оценки объективным путем установленных показателей, предпринимаемый с целью установления соответствия характеристик EMS специально установленным организацией критериям такой оценки; результаты аудита EMS должны быть доведены до менеджеров.

Экологический аудит - систематический документированный процесс проверки, заключающийся в получении объективным путем и оценке свидетельств аудирования: экологический аудит направлен на установление соответствия экологически значимых видов деятельности, событий, условий, систем менеджмента или информации по этим вопросам критериям аудирования; результаты этого процесса доводятся до сведения клиента. В Российской Федерации вышел ряд публикаций, посвященных вопросамэкологического аудирования . В этих работах экологическое аудирование определено как квалифицированный независимый анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности, проводимые небольшими группами специалистов в сжатые сроки. Отметим, что в английских текстах используются два термина, а именно environmental и audit environmental auditing. Причем аудит означает собственно процесс проверки, а аудирование скорее относится к виду деятельности. Например, стандарт ISO 14010 назван "Guidelines for environmental auditing - General principles", то есть речь идет о руководстве для проведения экологических аудитов, то есть для развития этой деятельности.

Экологическая цель - общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная экологической политикой этой организации, степень достижения которой оценивается в тех случаях, когда это практически возможно.

Экологические показатели деятельности организации - измеряемые результаты функционирования системы экологического менеджмента, относящиеся к вопросам контроля воздействия на окружающую среду в соответствии с целями и задачами организации, установленными ее экологической политикой.

Экологическая политика - определенная организацией совокупность намерений и принципов в отношении экологических показателей ее деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дано следующее определение: "Политика экологическая - совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач". При этом экологическая стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и сроки их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Экологическая задача (задача экологической деятельности) - детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели.

Заинтересованная сторона - личность или группа лиц, озабоченных или подвергшихся воздействию, связанному с экологическими показателями деятельности организации.

Организация - компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, орган власти, их часть или комбинация, объединенная с другими или нет, частная или государственная, которая выполняет свои функции и имеет систему управления. В том случае, если в организацию входят несколько структурных единиц, такие единицы (подразделения) могут рассматриваться как организации.

Предотвращение загрязнения - использование процессов, материалов, практических приемов, продукции таким образом, чтобы избежать, сократить или принять контрольные меры в отношении загрязнения; включает рециклирование, переработку, изменение технологических процессов, механизмы контроля (извлечения загрязняющих веществ, улавливания, очистки, но не наблюдения и/или измерения параметров), эффективное использование ресурсов, замену сырья и материалов. Выгодность предотвращения загрязнения определяется возможностью сокращения воздействия на окружающую среду, увеличения эффективности и уменьшением затрат на производство (продукции, услуг и т.п.).

Основные принципы и элементы системы экологического менеджмента (EMS)

Принцип первый: Обязательства и политика

Организация должна определить свою экологическую политику и обеспечить выполнение обязательств в отношении функционирования EMS.

Принцип второй: Планирование

Организация должна разработать план (программу) достижения целей и выполнения задач экологической политики.

Принцип третий: Реализация

Для эффективной реализации экологической программы организация должна определить и изыскать возможности и механизмы, необходимые для достижения целей и выполнения задач экологической политики.

Принцип четвертый: Оценка и измерение

Организация должна обеспечить необходимые оценку, мониторинг и измерение экологических показателей своей деятельности.

В этом смысле систему экологического менеджмента следует рассматривать как организующую структуру, которая должна находиться под постоянным наблюдением.

Принцип пятый: Проверка и улучшение

Организация должна проверять и постоянно улучшать свою систему экологического менеджмента.


Система экологического менеджмента (СЭМ) – является частью системы менеджмента организации. Ее задача – разработка, внедрение и реализация экологической политики. СЭМ представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления целей данной политики и их достижения; включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.

Система экологического менеджмента раздвигает границы управленческой деятельности, включая в нее окружающую среду. Экологический менеджмент является ключевой доминантой устойчивого развития и одновременно высшим приоритетом промышленной деятельности и современного предпринимательства. В 1993 году на уругвайском раунде переговоров, посвященных Всемирному торговому соглашению, было решено разработать международные стандарты по экологическому менеджменту. Международная организация по стандартизации (ISO) сформировала технический комитет 207 (TC 207), который приступил к написанию стандартов серии ISO 14000, определяющих принципы функционирования систем экологического менеджмента. В 1996 году был выпущен первый и основной стандарт ISO 14001 «Системы экологического менеджмента»

20 – 22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио-2012» или «Рио+20». Решение о месте проведения конференции 2012 года было принято на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Конференция преследовала три основных цели:

поддержание приверженности устойчивому развитию на политическом уровне;

оценка успехов и исправление недочетов при выполнении взятых на себя обязательств;

рассмотрение возникающих новых и безотлагательных проблем.

На конференции были подняты две темы согласованные странами-участницами:

зеленая экономика в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты;

институциональные рамки устойчивого развития.

Экономические предпосылки создания системы экологического менеджмента

снижение платежей и штрафов за превышение установленных нормативов природопользования;

повышение конкурентоспособности;

улучшения имиджа в глазах природоохранных органов, инвесторов, общественности, средств массовой информации и других заинтересованных сторон;

экономия средств за счет улучшения управления организацией;

увеличение оценочной стоимости (капитализация) основных фондов организации;

экономия энергии и ресурсов за счет более эффективного управления ими;

снижение страховых взносов;

экономия средств за счет сокращения объема отходов.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурны:

персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента;

контроль соблюдения нормативно-правовых требований;

процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;

установленные цели и задачи по охране окружающей среды;

сформированную экологическую программу;

документационное обеспечение системы экологического менеджмента;

управление операциями;

обучение персонала;

экологический мониторинг;

корректирующие и предупреждающие действия;

периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита;

анализ со стороны руководства.

Основными преимуществами в конкурентной борьбе, получаемыми предприятием при внедрении системы экологического менеджмента, являются следующие:

экономия материалов вследствие более полной обработки, замещения, повторного использования компонентов продукции;

увеличение выхода продукции;

уменьшение простоев вследствие более тщательного мониторинга и технического обслуживания;

переработка отходов в коммерчески значимую форму;

уменьшение энергопотребления;

уменьшение расходов, связанных с утилизацией отходов;

улучшение продукции в результате изменений в технологическом процессе;

более высокое качество продукции;

более низкая стоимость продукции (например, вследствие замещения материалов);

снижение стоимости упаковки.

Этапы создания системы управления окружающей средой включают два этапа: на первом этапе высшее руководство должно определить «экологическую политику организации». Экологическая политика должна соответствовать следующим основным требованиям:

соответствовать характеру, масштабу и воздействиям деятельности организации, ее продукции или услуг на окружающую среду;

включала бы обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

включала бы обязательство соответствовать действующему природоохранному законодательству, а также другим требованиям природоохранного характера;

должна предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

должна быть доступна для общественности.

На втором этапе «планирования» необходимо:

выбрать экологические аспекты, которые будут учитываться при работе системы экологического менеджмента. Необходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

выбросы в воздух;

сбросы в воду;

удаление и очистка сточных вод;

радиоактивное заражение местности;

использование сырья и природных ресурсов;

другие локальные экологические и общественные проблемы.

организация должна создать и поддерживать в рабочем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся требований законодательных актов;

в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели, которые должны учитывать требования действующих законодательных актов и должны быть согласованы с экологической политикой;

на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой, которая включает:

распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Успешное внедрение системы экологического менеджмента в большой степени зависит от позиции руководства предприятия, которое и инициирует процесс разработки такой системы. Мотивация руководителей первична, она определяет, будет ли вообще рассматриваться вопрос внедрения СЭМ. Как правило, руководители высшего звена к этому моменту проходят базовый курс обучения, который организует выбранная фирма-консультант. Процесс разработки системы начинается обычно с совещания, на котором обсуждаются основные вопросы, связанные с внедрением СЭМ. В совещании принимают участие руководство предприятия и консультанты. Если консультант не выбран, или принято решение о работе без консультантов, информацию могут представить собственные сотрудники, ранее прошедшие обучение. На совещании обсуждается поэтапный план работы, и формируется рабочая группа. Возглавляет группу представитель высшего руководства предприятия. Процесс разработки и внедрения системы экологического менеджмента включает восемь этапов.

Этап 1 Оценка исходной ситуации

На этом этапе дается описание предприятия, его местоположение, основные производственные процессы и оборудование, организационная схема и распределение обязанностей, основное используемое сырье и продукция, выбросы в атмосферу, в воду и образование отходов. Выявляются экологические аспекты деятельности предприятия, определяется степень их важности. Важным экологическим аспектом является тот аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду. А воздействие на окружающую среду считается любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности предприятия, его продукции или услуг. Порядок проведения оценки исходной ситуации (ОИС) не регламентируется стандартом ISO 14001, однако в приложении А, носящем информационный характер, рекомендуется ее осуществление и отмечено, что организации, у которой нет системы менеджмента окружающей среды, следует вначале установить свою исходную позицию по отношению к окружающей среде посредством анализа. Целью этого анализа является рассмотрение всех экологических аспектов организации как основы для создания СЭМ. Анализ должен охватывать четыре ключевые области:

идентификацию экологических аспектов деятельности, в режиме нормальной работы, а также работы в период пуска и останова оборудования, в чрезвычайных ситуациях и при авариях;

идентификацию соответствующих законодательных и нормативных требований;

изучение существующей практики и процедур экологического менеджмента;

оценивание предыдущих чрезвычайных ситуаций и аварий.

Оценка исходной ситуации позволяет не только определить степень соответствия существующей системы менеджмента требованиям стандарта, но и выявить ее сильные и слабые элементы. Фактически ОИС представляет собой один из видов экологического аудита, в ходе которого используются все соответствующие методики и подходы, а к проведению ОИС и аудиторам предъявляются стандартные требования. Результатом первого этапа является формирование четкого представления о необходимых изменениях в деятельности организации, последствиях этих изменений, существующих рисках и возможностях, что позволяет разработать стратегию деятельности и сформулировать экологическую политику.

Этап 2 Разработка и декларация экологической политики

В такой декларации руководитель в письменной форме выражает свой взгляд на то, как должно работать предприятие, и что должны делать все сотрудники для охраны окружающей среды.

Декларация преследует две цели:

внутренняя: объяснить ту важность, которую высшее руководство придает управлению окружающей средой;

внешняя: показать, какое большое значение уделяет предприятие экологическим вопросам, и определить ответственность предприятия.

Декларация публикуется для информирования органов государственной власти и общественности об экологической политике организации.

Этап 3 Составление плана действий в области экологического менеджмента

План действий должен предусматривать ряд основополагающих моментов, включая определение целей и задач, приоритетов деятельности, распределение полномочий и ответственности, сроки выполнения и основные результаты мероприятий, порядок информационного взаимодействия (внутреннего и внешнего), а также распределение ресурсов. Чем полнее в плане действий учитываются взгляды и интересы на всех уровнях предприятия, тем более реалистичным является план, тем больше понимания и поддержки он получит со стороны сотрудников, которые будут отвечать за его реализацию.

Этап 4 Разработка процедур СЭМ и ее интеграция в схему управления

Распределение обязанностей и рабочие процедуры в идеале должны устанавливаться людьми, которым поручено их выполнение, а затем утверждаться высшим руководством. Каждая процедура должна быть действенной и эффективной в максимально возможной степени. В плане действий должны быть также представлены программы обучения персонала и организация внутренних коммуникаций. СЭМ должна стать частью обычной практики управления производством. Для этого необходимо пересмотреть и, если нужно, изменить:

организационную структуру (задания, полномочия, ответственность);

интеграцию системы отчетности и принятия решений по экологическим вопросам в структуру внутреннего управления.

Этап 5 Создание системы измерений и мониторинга

Предприятие должно иметь возможность в любой момент оценить насколько эффективно работает система экологического менеджмента. Система мониторинга должна позволить оценить фактическую результативность природоохранной деятельности предприятия по отношению к установленной экологической политике, экологическим целям и задачам, плану действий.

Этап 6 Внедрение и функционирование СЭМ

Для успешного функционирования СЭМ необходимы постоянное непосредственное участие и поддержка со стороны представителей высшего руководства предприятия. На крупных предприятиях ответственность за весь круг вопросов экологического менеджмента возлагается на соответствующее природоохранное подразделение. Это подразделение должно подчиняться одному из руководителей высшего уровня, например президенту, вице-президенту компании или директору завода. Часто такое подразделение отвечает как за вопросы охраны окружающей среды, так и за вопросы охраны труда и техники безопасности, поскольку эти области тесно связаны между собой.

Этап 7 Проведение внутренних аудитов

Внутренние аудиты проводят работники самого предприятия, чтобы оценить, насколько хорошо работает система экологического менеджмента и выявить все имеющиеся несоответствия. Аудиторский отчет дает возможность руководству предприятия улучшить те элементы СЭМ, которые работают неудовлетворительно.

Этап 8 Совершенствование

Оценка работы системы экологического менеджмента, периодически проводимая высшим руководством, позволяет обеспечить адаптивность СЭМ к постоянно изменяющимся в условиям, таким как появление новых научных знаний о воздействии химических веществ на состояние окружающей среды, изменение национальных и международных рынков продуктов и услуг, курсов валют, норм государственного регулирования, требований потребителей или клиентов.

Система экологического менеджмента является инструментом для реализации положений экологической политики организации. В политике фиксируются основные принципы деятельности и приоритеты руководства в той или иной области. Она декларирует стратегию предприятия и обеспечивает принятие тактических решений руководством среднего и низшего звена, понимание и восприятие изменений персоналом. Следовательно, политика должна быть доступна всему персоналу и, по возможности, обсуждена до ее утверждения. Согласно требованиям стандарта, высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

соответствовала характеру и масштабам деятельности организации, а также ее воздействию на окружающую среду;

включала обязательства по постоянному улучшению СЭМ и предотвращению загрязнения окружающей среды;

отражала обязательство высшего руководства по соблюдению законодательных и нормативных требований;

создавала основу, с помощью которой организация устанавливает свои целевые и плановые экологические показатели;

была документально оформлена, периодически анализировалась и пересматривалась по мере необходимости;

была доведена до сведения всех лиц, работающих на организацию или от имени организации, включая персонал, подрядчиков, работающий в помещениях и на оборудовании организации;

была доступна общественности.

Доступность политики для общественности обеспечивается за счет ее предоставления по запросу заинтересованных сторон, а также публикации в средствах массовой информации. Поскольку положения политики отражают стратегические направления и приоритеты в деятельности организации, доступные ресурсы и ограничения, периодический пересмотр и изменение политики требуется при достижении или потере актуальности поставленных в ней целей, изменении возможностей организации, приобретении опыта.



ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – стандартизированная система управления охраной окружающей среды на предприятии, основывающаяся на положениях международных стандартов ИСО серии 14000 и обеспечивающая устойчивое развитие предприятия с учетом требований рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Экологический менеджмент является относительно новым направлением развития системы управления на предприятиях, которое возникло в середине 90-х годов .

2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия

Первостепенное значение для внедрения всех элементов сис­темы экологического менеджмента на предприятии имеет разработкаэкологичес­кой политики организации (рис.5).

Рис.5. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента нам предприятии

В соответствии с определением, уста­новленным стандартом ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» ,

экологическая политика - это за­явление организации о своих намерениях и принципах, связан­ных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плано­вых экологических показателей.

Необходимость разработки эко­логической политики закреплена в ГОСТ Р ИСО 14001-98 (п. 4.2).

Экологическая политика предприятия

    направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления охраной окружа­ющей среды с целью улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды;

    формирует базу, на основе которой организация опре­деляет свои цели и задачи в области охраны окружающей среды.

Эколо­гическая политика должна быть достаточно ясной для ее восприятия внутренними и внешними заинтересованными сторонами, область ее применения должна легко определяться. При этом должны быть пре­дусмотрены периодический анализ и пересмотр политики в целях от­ражения в ней изменившихся условий и новой информации.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14004-98) при разработке экологичес­кой политики организации следует начать с выделения тех аспектов в деятельности, которые принесут очевидную пользу , напри­мер, с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за эко­логические нарушения, или с более эффективного использования сырья и материалов. По мере того, как организация будет приобре­тать опыт, могут быть разработаны пути дальнейшего повышения экологической эффективности.

Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации уже на самой ранней стадии разработки системы управления охраной окружающей среды должно принять на себяобязательство по улуч­шению управления деятельностью организации с точки зрения воз­действия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение этих обязательств и ведущая роль высшего руководства при внедрении си­стем экологического менеджмента являются решающими факторами их успеха. Поэтому разработка и своевременный пересмотр экологи­ческой политики организации должны осуществляться на самом выс­шем уровне руководства, под которым подразумевается отдельное лицо или группа лиц, несущих ответственность за деятельность орга­низации.

Если организация является частью более крупного объеди­нения (например, корпорации), руководство высшего звена должно согласовывать, документально оформлять и проводить политику в области охраны окружающей среды в рамках политики корпорации в целом при соответствующей поддержке последней.

Поскольку каждая организация вправе самостоятельно опре­делять степень охвата своих подразделений системой экологичес­кого менеджмента, это должно быть отражено в ее экологической политике. Руководство может применять стандарт ИСО 14001 ко всей организации, к отдельным ее подразделениям или к опреде­ленным видам деятельности . В случаях, когда стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 распространяется на отдельное подразделение или конкретную сферу деятельности, политика и процедуры, установ­ленные в других подразделениях организации, могут быть согласо­ваны с его требованиями при условии, если это правомерно.

Уровень детализации и сложности системы управления охра­ной окружающей среды, объем документации и используемые ре­сурсы зависят от размера организации и характера ее деятельнос­ти, особенно это относится к малым и средним предприятиям. В связи с этим руководство высшего звена, определяя экологичес­кую политику организации, должно учитывать ряд требований, которые позволят обеспечить соответствие экологической политики масштабу деятельности организации , ха­рактеру ее продукции или услуг, уровню их воздействия на окру­жающую среду.

Требования, которые необходимо учесть при разработке экологиче6ской политики предприятия (организации) :

    отражение руководящих принципов организации и на­правленность на установление целевых и плановых экологических показателей;

    обязательность выполнения законодательных и норматив­ных актов в области охраны окружающей среды;

    учет ожиданий заинтересованных сторон;

    наличие обязательства в отношении постоянного улучше­ния экологической ситуации, связанной с деятельностью органи­зации, и предотвращения загрязнения окружающей среды;

    координация с другими аспектами политики организации (например, качество, гигиена труда и безопасность);

    создание специальной структуры для определения и пере­смотра целей и задач в области охраны окружающей среды;

    обязательное документирование экологической политики и поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечивающем доступность текста для персонала и в соответствующем виде - для общественнос­ти.

В рамках экологической политики должны учитываться следу­ющие факторы :

* региональные и местные условия деятельности;

* оценка и снижение любых отрицательных воздействий соот­ветствующей деятельности на различные аспекты окружающей среды (включая землю, воду, атмосферный воздух, флору и фауну и т.д.);

* управление энергией, ресурсосбережением и выбор энер­гоносителей;

* управление использованием сырья, оптимизация выбора его вида и условий транспортировки;

* управление использованием и охраной водных ресурсов;

* сокращение образования отходов, их вторичное использо­вание, транспортировка и утилизация отходов;

*оценка и снижение интенсивности вредных физических воздействий на территории предприятия и за его пределами;

* выбор новых производственных процессов и изменения в существующих производственных процессах;

* планирование продукции (проектирование, производ­ство, упаковка, транспортировка, использование и утилизация от­ходов) с позиций охраны окружающей среды;

* определение влияния практической деятельности подрядчи­ков, субподрядчиков и поставщиков на показатели ухудшения состоя­ния окружающей среды;

* предупреждение и ограничение нештатных ситуаций;

* экологическое обучение и подготовка кадров по пробле­мам охраны окружающей среды;

* внешняя информация по проблемам охраны окружающей среды.

Разработанная экологическая политика должна быть офи­циально утверждена высшим руководством организации и над­лежащим образом оформлена для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам (в виде листовок, буклетов и т.п.) и обеспечения постоянного доступа к ее тексту персонала организации (например, в виде настенных плакатов, стендов или памяток) (рис. 6-8).

Рис.6. Экологическая политика REPGroup

Рис.7. Экологическая политика ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ООО «Газпромбурение»

Рис.8. Экологическая политика ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТТИЗ»

Охрана окружающей среды должна быть для всего персонала неотъемлемой частью общей политики. Тем самым предоставляет­ся возможность соотносить свои действия с требованиями эколо­гической политики, чтобы их всегда можно было проконтролиро­вать и соответствующим образом оценить. С установления в экологической политике ценностей и приоритетов организации в области охраны окружающей среды, по существу, начинается раз­витие общей экологической культуры производства.

2.2. Планирование системы экологического менеджмента НА ПРЕДПРЯТИИ

Планирование системы экологического менеджмента являет­ся важнейшим условием ее успешного функционирования. В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние тради­ции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, несмот­ря на устранение системы директивного планирования, осуще­ствляет разработку экологических программ и планирует их по­этапную реализацию исходя из своих финансовых возможно­стей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.

В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов ее деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.

2.2.1. Определение экологических аспектов

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, на которые она предположительно может влиять и которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные со значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем управления окружающей средой к числу основных вопросов, подлежащих рассмотрению при идентификации экологических аспектов, относят определение значительности отрицательного воздействия деятельности, продукции или услуг организации на окружающую среду; выяснение наличия процедур оценки воздействия новых проектов на окружающую среду, установление необходимости особого экологического рассмотрения в связи с местонахождением организации в экологически ценном или особо уязвимом с экологической позиций районе, оценка значительности и серьезности потенциальных воздействий в случаях нарушения технологических процессов возможной частоты таких воздействий, а также определение выявленных воздействий (локальные, региональные, глобальные).

При этом, учитывая многообразие и неоднозначность методических подходов к идентификации экологических аспектов, принципиально важны проверка обоснованности критериев оценки степени воздействия деятельности организации на окружающую среду в зависимости от его масштаба, характера (серьезности) и продолжительности и расчет денежной оценки такого воздействия. Изучение и оценка воздействий на окружающую среду результатов деятельности предприятия и ведение реестра воздействий, ко­торые рассматриваются как значительные, включают рассмотрение контролируемых и неконтролируемых выбросов в атмосферу и сбро­сов сточных вод в водные объекты и коллекторы, размещения и утилизации твердых отходов, загрязнения недр и почвы, использо­вания природных ресурсов (минерального сырья, земли, воды, топлива, лесных и других ресурсов), расходов тепловой и электроэнергии; наличия шумов, различных специфических воздействий.

Процесс определения экологических аспектов деятельности организации, имеющих важные последствия для окружающей среды и считающихся в рамках системы управления окружающей средой первоочередными, должен учитывать стоимость и сроки выпол­нения анализа, обеспечивать наличие надежных данных. Возможно использование информации, применяемой для разработки норма­тивных требований или в других целях.

Круг вопросов, рассматриваемых при идентифи­кации экологических аспектов на предприятии, очень широкий. Например, наряду с выяв­лением различных аспектов ресурсопотребления и факторов хими­ческого загрязнения окружающей среды, необходимо установление источников вредного физического воздействия (шум, вибрации, ионизирующие и неионизирующие излучения), что особенно важ­но в связи с интенсивным развитием современных технических средств (контроля качества продукции - с использованием рентге­новских аппаратов, связи с использованием мощных источников электромагнитного излучения радиочастотного диапазона и т.п.). На предприятиях некоторых отраслей весьма актуально выявление ис­точников опасного биологического воздействия. При этом предпри­ятию на основании входных и выходных данных следует установить экологические аспекты, связанные не только с осуществляемой в настоящий момент, но и с осуществлявшейся ранее деятельностью.

Процесс определения экологических аспектов, имеющих важные последствия, должен охватывать различные условия их из­менения от нижнего до верхнего предела, включая обычные усло­вия производства, условия производства при осуществлении ре­монта, пуска или наладки, а также потенциальные условия нештатных ситуаций, происшествий и аварийных ситуаций.

Организации, не имеющие действующей системы управления охраной окружающей среды, в качестве первого шага должны оп­ределять путем анализа свою позицию в отношении окружающей среды. Такой анализ должен охватывать четыре ключевых аспекта:

* рассмотрение законодательных и нормативных требований,

* иден­тификацию экологических аспектов, имеющих важные последст­вия,

* изучение существующих процедур управления охраной окру­жающей среды,

* оценка данных «обратной связи» о ранее произошедших нештатных ситуациях.

Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и из­мерений, рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации.

Процесс идентификации экологических аспектов со значи­тельными последствиями воздействий на окружающую среду не требует детализированной оценки деятельности организации, ее продукции или услуг по всему жизненному циклу. Организации вправе не проводить оценку всей продукции, компонентов или сырья. Они могут выбирать виды деятельности, последствия, воз­действия которых рассматриваются как значительные.

Управление продукцией и ее воздействием на экологические аспекты может существенно изменяться в зависимости от положе­ния организации на рынке. У подрядчика или поставщика управле­ние может быть сравнительно слабым, в то время как организа­ция, ответственная за проектирование продукции, может значительно влиять на окружающую среду, например, изменив один из входящих в продукцию материалов. В большинстве случаев организации имеют ограниченные возможности контроля в сфере распределения и использования продукции, тем не менее, когда это практически возможно, следует применять соответствующие механизмы.

Инструментарий, применяемый на практике для определения экологических аспектов, обычновключает проведение внутренней и внешней проверки процесса производства , а также представление выводов об экологических последствиях производства описа­тельным методом или путем количественной экспертной оценки, когда данные проверки представляются в виде чисел, обозначаю­щих баллы загрязнения.

Проверки должны содержать следующие элементы:

Выполнение требований, вытекающих из законодатель­ства в области охраны окружающей среды;

Определение важных аспектов в политике охраны окружающей среды;

Контроль мероп­риятий, проводимых в данной сфере, и производственного про­цесса;

Оценку ранее имевших место аварийных ситуаций.

2.2.2. Установление соответствия деятельности организации требованиям нормативно-законодательных актов в области охраны окружающей среды

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в ра­бочем состоянии процедуры идентификации требований законо­дательных актов и других требований и получения доступа к тем требованиям, которые применимы к экологическим аспектам де­ятельности организации, выпуску продукции или оказанию услуг. Для этогонеобходимо ведение реестра законодательных и других требований , что предполагает наличие процедуры регистрации данных требований.

Основными специальными законодательными актами, отра­жающими важнейшие аспекты экологического права и обязатель­ными для выполнения при планировании и функционировании системы экологического менеджмента, в нашей стране в настоя­щее время являются федеральные законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природ­ных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О радиационной безопасности на­селения», «Об экологической экспертизе». К основным законода­тельным актам, регламентирующим использование природных ре­сурсов, относятся Закон РФ «О недрах», Земельный, Водный и Лесной кодексы.

Наряду с законодательными требованиями при планировании и функционировании системы экологического менеджмента необ­ходимо учитывать также обязательные для выполнения требования национальных стандартов (ГОСТов), санитарных правил и норм (СанПиН), строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных актов. При этом первостепенное значение имеет соблюдение законодательных и других требований в области экологического нормирования.

Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп.

Первая группа включает показатели, характери­зующие качество окружающей среды: нормы предельно допусти­мой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве.

Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допусти­мых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, ра­диационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захороне­ние твердых отходов и некоторые другие.

Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унифи­кации деятельности организационных, правовых и производствен­ных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарно-защитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природ­ную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.

Применительно к деятельности по определению, экологичес­ких аспектов в рамках планирования систем экологического ме­неджмента особое значение имеет учет требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ст. 32) в отношении оценки воздействия на окружающую среду .

В общем виде оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процедуру учета экологических тре­бований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии хозяйственных решений. ОВОС организуется и осуще­ствляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточ­ных мер по предупреждению возможных неприемлемых для обще­ства экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о до­пустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду . Проектные и иные решения, содержащиеся в обосно­вывающей документации, должны быть разработаны с учетом воз­можных последствий ее реализации. Информация о состоянии ок­ружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подго­тавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетво­ряющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. Ре­зультаты ОВОС представляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу в случаях ее проведения в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (глава 6) и Феде­ральным законом «Об экологической экспертизе».

ОВОС организуется и проводится при подготовке:

Программ и планов социально-экономического развития;

Схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

Документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

Предпроектных обоснований инвестиций в строительство;

Техни­ко-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения дей­ствующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

При подготовке хозяйственных решений, включающей разра­ботку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС про­водится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных негативных последствий в про­цессе ОВОС разработчиком обосновывающей документации дол­жны быть рассмотрены цели реализации замысла или предпола­гаемого проекта, разумные альтернативы намечаемой деятель­ности, характеристика проектных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной террито­рии с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономи­ческом развитии, возможные последствия реализации намечаемой деятельности и альтернатив, меры по предотвращению неприем­лемых для общества последствий осуществления принимаемых ре­шений, а также предложения по разработке программы монито­ринга реализации поддерживаемых решений и плана после проектного экологического анализа.

В соответствии с положениями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 предприятие может взять на себя, наряду с соблюдением обяза­тельных требований национальных нормативно-правовых актов, и выполнение других требований, например, кодексов сложившейся производственной практики, различных соглашений или руко­водств, не являющихся обязательными для применения.

Особо следует отметить требования законодательных актов, подлежащих обязательному выполнению, которые регламентиру­ют финансово-экономические отношения по поводу природо­пользования, и прежде всего взимание платежей за природные ре­сурсы и загрязнение окружающей природной среды.

Возникновение СЭМ на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, появлением трудностей, проблем, мнений, убеждений, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, как отдельные люди, фирмы, так и целые сообщества.

Среди этих проблем:

Ø чрезвычайные ситуации с отходами;

Ø транспортный тромб;

Ø загрязнение воды и воздуха;

Ø обострение экологического сознания людей;

Ø возникновение новых рынков природосберегающих технологий.

Согласно ISO 14001:1996, система экологического менеджмента (СЭМ) – часть общей системы менеджмента, которая включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, реализации, достижения, анализа и поддержания экологической политики.

В ISO 14001:2004 система экологического менеджмента определена как часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и реализации своей экологической политики и управления своими экологическими аспектами. Примечание 1: система менеджмента – это совокупность взаимосвязанных элементов, используемых для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Примечание 2: система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы

Можно заметить, что принципиальных различий в определениях термина «система экологического менеджмента» в двух версиях стандартов ISO 14001 не отмечается, хотя в последней версии отдельный акцент сделан на управлении экологическими аспектами организации. В соответствии со стандартом, экологический аспект – это элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Значимый экологический аспект оказывает или может оказать значительное воздей­ствие на окружающую среду

Требования к СЭМ, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 14001-2007 имеют следующую укрупненную структуру:

1. Общие требования – организация должна разработать, документировать, внедрить, поддерживать и последовательно улучшать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта и определить, как она будет выполнять эти требования. Организация должна определить и документировать область применения системы экологического менеджмента.

2. Экологическая политика

3. Планирование.

3.1 Экологические аспекты.

3.2 Законодательные и другие требования.

3.3 Цели, задачи и программа(ы).



4. Внедрение и функционирование.

4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия

4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность.

4.3 Обмен информацией.

4.4 Документация.

4.5 Управление документацией.

4.6 Управление операциями.

4.7 Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия.

5 Контроль.

5.1 Мониторинг и измерение.

5.2 Оценка соответствия.

5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

5.4 Управление записями.

5.5 Внутренний аудит.

6 Анализ со стороны руководства.

Исходя из этого, новая версия стандарта конкретизирует общие требования к СЭМ, которая должна:

Ø быть разработана (спроектирована), включая элементы и структурные взаимосвязи, взаимодействие с другими подсистемами в рамках системы управления;

Ø быть документирована, т. е. необходимые элементы должна быть описаны для того, чтобы можно было проверить адекватность внедрения, а также совершенствовать СЭМ;

Ø быть внедрена, т. е. применяться в практике управления на всех необходимых уровнях;

Ø поддерживаться, в том числе обеспечиваться необходимыми ресурсами (финансовыми, человеческими, информационными);

Ø последовательно улучшаться, т. е. анализироваться и пересматриваться для повышения результативности.

Принятие и внедрение ряда методов экологического менеджмента при системном подходе может обеспечить оптимальный результат для всех заинтересованных сторон. Однако выполнение организацией требований ГОСТ Р ИСО 14001-2207 не гарантирует само по себе получения оптимального экологического результата. Для дос­тижения поставленных экологических целей система экологического менеджмента может побудить организацию к применению наилучших существующих технологий там, где это целесообразно и эконо­мически приемлемо, с учетом показателя затраты – эффективность.

СЭМ решает разные задачи на разных уровнях управления. Высшее руководство определяет стратегию развития и отвечает за координацию деятельности функциональных направлений. Техническое руководство и средний уровень управления отвечают за тактическое управление и контроль экологических аспектов. Нижний уровень руководства и персонал веду учет экологических аспектов при регулярной деятельности.

Действующая СЭМ должна включать все виды деятельности и всех сотрудников организации в рамках определенной области охвата. Это относится, в первую очередь, к тем сотрудникам, чья деятельность связана со значимыми экологическими аспектами, но в то же время все сотрудники организации и лица, работающие на ее площадке, должны, например, быть готовы к действиям при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций.

В ГОСТ Р ИСО 14001-2007 указано, что стандарт не устанавливает требований, характерных для других систем менеджмента, в частности, систем менеджмента качества или системы менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала, финансового менеджмента или управления риском. Однако элементы стандарта могут быть связаны или интегрированы с соответствующими элементами других систем менеджмента. Организа­ция может адаптировать существующую в ней систему менеджмента для создания системы экологи­ческого менеджмента, удовлетворяющей требованиям стандарта. Однако следует учитывать, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависи­мости от предполагаемого назначения и от участвующих заинтересованных сторон. Уровень детализации и сложности системы экологического менеджмента, степень документиро­ванности, необходимые ресурсы зависят от таких факторов, как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, продукции и услуг. В частности, это может быть система, внед­ренная на малых и средних предприятиях.

Таким образом, СЭМ должна соответствовать характеру организации, ее размерам, корпоративной культуре и быть ориентирована на контроль приоритетных экологических аспектов. Для успешного внедрения необходимо учитывать опыт организации и методы управления, использовать существующие наработки. По возможности целесообразно создавать общую интегрированную систему менеджмента, которая позволяла бы решать в своих рамках основные задачи управления деятельностью организации.

СЭМ представляет собой инструмент достижения стоящих перед организацией целей. Она должна периодически анализироваться и развиваться вместе с ними. СЭМ необходимо пересматривать при изменениях в организации (в том числе – в структуре, ресурсах, технических возможностях и оборудовании), изменениях окружающей среды (изменении приоритетов заинтересованных сторон, знаний о воздействии на окружающую среду, состояния окружающей среды), при накоплении навыков и опыта, позволяющих совершенствовать систему.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и выполнение которых означает, что организация имеет СЭМ, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна сформулировать соответствующую экологическую политику – специальный документ об основных намерениях и направлениях деятельности организации в отношении экологи­ческой результативности.

2. Организации следует идентифицировать экологические аспекты , обусловленные не только осуществляемой в прошлом, настоящей или планируемой дея­тельностью, но и выпускаемой продукцией илиоказываемыми услугами, с последующим определением значимости воздействий на окружающую среду.

3. Организация должна идентифицировать применимые законодательные и другие требования , которые организация обязалась выполнять.

4. С учетом значимых экологических аспектов организации следует идентифицировать приоритеты и установить соответствующие экологические цели и задачи , учитывающие законодательные и деловые требования, значимые экологические аспекты, технологические возможности и др. требования, а также точки зрения заинтересованных сторон.

5. Для достижения экологических целей и задач организация должна разработать структуру и программу реализации политики, достижения целей и выполнения задач, отражающих ответственных, средства и сроки осуществления.

6. Организация должна способствовать деятельности по планированию, управлению, мониторингу, предупреждающим и кор­ректирующим действиям, аудиту и анализу для придания уверенности в том, что вся эта деятельность согласует­ся с политикой организации и что СЭМ соответствует установленным требованиям.

7. Организации необходимо быть способной к адаптации к изменяющимся обстоятельствам с учетом возможных изменений экологической политики, целей, задач и других элементов СЭМ в соответствии с обязательствами в отношении постоянного улучшения.

В целом, стандартом предполагается, что результатом внедрения системы экологического менеджмента, должно стать улучшение экологической результативности. Поэтому ГОСТ Р ИСО 14001 – 2007 основывается на том, что организация будет периодически анализировать и оценивать систему экологического менеджмента с целью определения возможностей улучшения и реализации этих возможностей. Степень, масштабы и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются организацией с учетом экономических и других обстоя­тельств. Результатом совершенствования системы экологического менеджмента должно стать дальнейшее улуч­шение экологической результативности.



Поделиться