Что такое социальная норма. Социальные нормы: понятие, признаки, функции, виды

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов и т.п. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

В отношении социальных норм возможно различное их понимание, которое влечет за собой разные направления их изучения:

Социальные нормы - как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; - социальные нормы - как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Первое из этих пониманий носит функциональный оттенок. Иными словами, нормы рассматриваются инструментально, динамично. При этом предполагается, что они известны или, как минимум, доступны для обнаружения и фиксации. С другой стороны, представляет интерес не та или иная конкретная норма, а каков механизм их действия вообще, каковы закономерности их возникновения, существования, смены иными нормами? Как возможно практическое использование изучаемых закономерностей?

Второе понимание имеет, скорее, феноменологическую окраску. При этом представляют интерес вопросы содержательного характера в отношении конкретных норм, вопросы их качественного отличия и сходства.

Социальные нормы выполняют многие функции и охватывают все стороны нашей жизни. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

Следует заметить, что исследование социальных норм сопряжено с определенными трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Норма объективно является точкой пересечения многих социальных процессов, поэтому ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Различают три способа возникновения и функционирования социальных норм:

  • стихийный (естественный);
  • планомерно-сознательный (целенаправленный) и
  • смешанный.

Причем при каждом из этих механизмов могут возникнуть любые виды социальных норм, и в каждом случае обнаруживаются свои, присущие конкретному механизму особенности генезиса норм.

Происхождение норм может быть вызвано естественными процессами. Можно наблюдать саморазвитие социальных норм, обычно функционирующих в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.п. Создание и трансформация социальных норм в результате целенаправленной, упорядоченной деятельности - искусственный процесс. Их возникновение есть продукт человеческого сознания, опыта, культуры. Но хотя этот процесс и искусственный, но он не утрачивает объективности, ибо в качестве своих предпосылок имеет объективно сложившиеся условия.

Роль социальной нормы в общественном процессе состоит в том, что она является средством закрепления практического опыта людей и познания, а затем воплощения их в социальную практику на более высоком, эффективном уровне.

Выяснение сущности нормы как целостной системы станет более завершенным, когда мы выделим, из многообразия признаков различных видов норм вообще основные свойства нормы составляющие ее структуру, характеризующие диалектическую природу. Такими основными свойствами социальной нормы являются:

  • объективность отражения действительности;
  • однозначность (непротиворечивость);
  • историчность (преемственность);
  • обязательность воспроизводства;
  • относительная устойчивость (стабильность);
  • динамичность (изменчивость);
  • формальная определенность (внешняя завершенность);
  • степень распространенности, обращенность в будущее;
  • оптимальность; .
  • возможность ее измерения;
  • организующая, регулирующая способность;
  • превентивность;
  • коррекционно-воспитательная способность.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

  • поддерживают порядок, равновесие в обществе;
  • подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
  • помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Функции:

- Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

- Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

- Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Регулятивная - это одна из главных функций социальных норм. По большому счету ее суть заключается регламентировании, упорядочивании взаимодействия людей и их объединений. Тем самым стабилизировать и организовывать общество, а также создавать основу для его существования и развития общества.
Другой не маловажной функцией является оценочная . Являясь эталонами и образцами социально необходимого или допустимого поведения. Оценочная функция является в каком-то роде критерием отношения к конкретным актам поведения людей и их объединений как аморальным либо нравственным и т.д.
Но не стоит забывать о важности трансляционной функции. Так как в социальных нормах сконцентрирована и историческая память людей и их общностей относительно оптимальных форм их взаимоотношений в рамках общества. Ведь знание о различных типа нормах передаются через систему образования, а нормы поведения, в свою очередь, передаются от поколения к поколению, таким образом, на протяжении многих лет, и закладывается возможность использования исторического опыта нормативного регулирования в новых условиях.

Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций:

  • Социализации - нормы являются средством приобщения людей к определенному социальному и культурному опыту.
  • Трансляции культуры - передача ее от поколения к поколению.
  • Социального контроля - нормы регламентируют поведение индивидов.
  • Социальной интеграции - с помощью норм поддерживается социальная и внутригрупповая сплоченность.
  • Сакрализации - нормы освящают различные социальные отношения и объекты, как реальные, так и вымышленные. Нормы не видны до тех пор, пока они не нарушаются. Нарушение социальных норм может быть признаком анемии в обществе.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
по способу их установления (создания);
- по средствам охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям:

1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений – предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений – составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».;

2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.

Количество социальных норм огромно. По содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

  • Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);
  • Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);
  • Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
  • Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);
  • Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т.п.);
  • Иные социальные нормы.

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социальноавтономные и социальногетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социальноавтономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы).
Социальногетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).
С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.
Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений.

С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

Нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.
С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений.
Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т.д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек.

Социальные нормы многочисленны:
- нормы морали. Одно является хорошим, а другое - плохим, одно есть добро, а другое есть зло. Как правило, санкциями в данном случае является общественное порицание, а также угрызения совести;
- нормы этикета. Это нормы общения, правила и так далее. Они определяют то, как человек должен вести себя в обществе;
- Они закреплены в законах. Их несоблюдение ведет за собой государственные санкции;
- традиции и обычаи. Они закрепились в результате длительных повторений;
- политические нормы. Как уже понятно из названия, они регулируют политическую жизнь. Эти нормы закреплены в международных договорах, хартиях и так далее;
- эстетические нормы. Применяются по отношению к произведению искусства, поступкам человека и так далее;
- Регулируют отношения внутри каких-либо организаций;
- религиозные нормы. Содержатся в священных писаниях.

Социальные нормы и санкции

Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм - различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены.

Социальные нормы и их особенности

Все эти нормы так или иначе регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и четкие рамки поведения всех участников Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определенного состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы социального принуждения.

Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным.

Социальные нормы могут быть характеризованы следующим:
- они имеют общий характер, то есть не могут быть применены только к кому-то индивидуально;
- они указывают на то, как должен вести себя человек для того, чтобы быть полезным обществу;
- за несоблюдением социальных норм обязательно должны следовать санкции.

Напоследок хочется заметить, что социальные нормы особо эффективны не тогда, когда человек соблюдает их лишь для того, чтобы избежать каких-либо санкций, а тогда, когда лично осознает их значимость и необходимость.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом. В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные, комплексные критерии. Учитываются сфера действия норм, само качество правил поведения, стимулы и гарантии реализации норм. К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочного общественного порядка, атмосферы справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательного соблюдения норм всеми гражданами.

Социальные нормы по своей природе являются определенным стандартом поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм. В понятие "социальная норма" входят более конкретные, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.

Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующие, контрольные, воспитательные функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические, и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение к правам человека, законности и др. оказывают глубокое воздействие на выбор определенного поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, интересами международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни.

В сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование с целью обеспечения развития производства, важная роль принадлежит экономическим нормам и нормативам. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические нормы и нормативы регулируют денежно-финансовую систему, налоговую систему, деятельность банков, бирж. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему рыночных отношений, однако во всех высокоразвитых странах, таких, как США, ФРГ, Япония, Англия и др., государство стимулирует развитие экономики, стремится к сохранению социально-политической стабильности общества, повышению жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, по росту производства на основе достижений научно-технического прогресса. Используются такие рычаги, как налоги, кредит, инвестиции, другие средства.

Переход от командно-административной системы в хозяйственной жизни к рыночной экономике в России потребовал коренных изменений в формах собственности, преодоления государственной монополии на орудия и средства производства, учреждения частной собственности и предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности. Экономическая реформа, сопряженная с большими трудностями для народа, нацелена на формирование класса собственников, создание благоприятных условий для частнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое в наступивший период тормозило экономический прогресс, вызвало кризис общества.

В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм и нормативов, саморегулирующихся начал хозяйственной деятельности общества, что, однако, не означает изоляции государства, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, укрепление и совершенствование финансовой системы - все это свидетельствует об активной роли государства, права в новом устройстве хозяйственной жизни страны. Несомненно, что переход к рынку, налаживание здоровых рыночных отношений займет значительный период времени в жизни страны, потребует больших усилий народа, государства. Этот процесс внесет значительные изменения в систему социальных норм, нормативного регулирования общественных отношений.

Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношение социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Политические нормы различны по объему регулирования политических отношений, объему содержания. Нормы, обладающие наибольшей общественно-политической значимостью, широтой содержания, называются политическими принципами.

К политическим принципам относятся принцип полновластия, суверенитета народа, принцип
равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип ненасильственного мирного разрешения международных споров и др.

Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, политических партий, движений, в конституциях государств, уставах и программных документах политических партий. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических и юридических норм не решается однозначно. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте, но она может быть выражена и в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применялся политический критерий, она устанавливается компетентными государственными органами или каким-либо одним государственным органом.

Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом "политизировать" все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т.е.. нормой частного права и нормой конституционного права, политический характер которой определяется ее специфическими свойствами. Нормы конституционного права представляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан в выборах своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие и контролирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает экономическое, социальное и политическое обоснование, соответствующую оценку в правовом и нравственном сознании общества.

Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы - установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах. Эти нормы учреждаются в уставах объединений, учреждений, в положениях, других актах. Например, деятельность Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова регулируется Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются также обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах.. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиция - это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Таковы, например, традиционные свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряды посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, проводы ветеранов труда на заслуженный отдых и т.п. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.

Значительную и важную группу социальных норм представляют религиозные нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

Свод морально-этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны (предписания, правила) представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были взаимосвязаны. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам - оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали христианства оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли, прежде всего населения Европы и Америки. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующий религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны).

В Библии, Коране, Талмуде, других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитания детьми своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 г. римско-католическая церковь опубликовала Кодекс канонического права.

Во "Всеобщей декларации прав человека" говорится: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов". Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в мире - замечательное достижение человеческой цивилизации.

В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы "Всеобщей декларации прав человека", "Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе". В принятой в России "Декларации прав и свобод человека и гражданина" говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

Образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества и человека находят отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, в этикете. Правила культурного поведения отражают внутреннюю духовную жизнь человека, его психологию и мораль. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки и разнообразных эстетических, санитарно-гигиенических требований, соображений удобств. Под этикетом разумеется совокупность правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, поведения в общественных местах, манеры и одежды.

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.
В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.
2. Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.
Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:
o обычаи;
o традиции;
o деловые обыкновения;
o религиозные;
o политические;
o нормы общественных объединений (корпоративные);
o моральные;
o правовые.
Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).
В древности и Средние века были длительные периоды, когда многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.). Однако правового значения такого рода акты не имеют.
Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.
Политические нормы могут содержаться во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно структуры и характера государственной власти, ее задач и функций, общих и конкретных программ и направлений ее деятельности. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры, взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.
Политические нормы не могут иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.
К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.
Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами. Конституция РФ предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.
Мораль - это взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. Одновременно это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.
Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и, в первую очередь, экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.
Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его:
o совесть;
o порядочность;
o честность;
o осознание собственного долга.
Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, правдивость, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений друг с другом. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "поступают в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.
Нормы права
3.2. Взаимоотношение права и морали
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений.
Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса.
Наряду с общими чертами, между правом и моралью есть и довольно значительные различия. Главные среди них следующие:
1. Мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство.
2. Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия государства, его исключительная прерогатива.
Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством.
3. Правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.
4. У морали и права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.
5. Мораль и право не всегда совпадают также и по сферам их действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и иных отношений, где действуют моральные установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу регулирующего воздействия права не входят.
В то же время право содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное отношение к морали. Таковыми являются, например, ряд норм нотариального делопроизводства, правила ведения судебного протокола, порядок оформления сделок и др. Однако необходимость соблюдения любых правовых, в том числе и таких, норм и правил - это не только юридическая обязанность, но и моральный долг соответствующих работников. Их нарушение влечет не только правовую ответственность, но и моральное порицание виновных работников.
6. Право и мораль различны также и по степени конкретности своих предписаний. Моральные нормы обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право предусматривает ответственность за приписки, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.
7. Различия между правом и моралью можно провести также по методам их обеспечения. Нормы права наряду с иными методами (убеждением, воспитанием, профилактикой, материальным и моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными органами).
Соблюдение норм морали опирается на другое: на силу общественного воздействия, авторитет коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное мнение, меры духовного и организационного воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.
В чем же совпадают право и мораль? Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.
Любое противоправное поведение обычно является и аморальным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль.
Право и мораль постоянно связаны при осуществлении правосудия, охраны общественного порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, выселении за невозможностью совместного проживания, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).
В чем же право и мораль противоречат друг другу? Тесное взаимодействие между правом и моралью не исключает наличия в некоторых случаях между ними противоречий, расхождений, несогласованностей. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем во многих странах мира она предусмотрена законом. Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее.
Для возникновения таких противоречий, несогласованностей имеется несколько причин. Одна из них - это большая подвижность, динамизм морали, достаточная гибкость ее принципов. Она движется как бы впереди права, которое более консервативно в силу своей формальной природы, необходимости оформлять свои требования в официальных правотворческих актах. Другая причина - конъюнктурные, политические, лоббистские и иные факторы, которые всегда присутствуют в правотворческой работе, а также и просто ошибки законодателя.
Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом В.С. Соловьевым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.

Слово "норма" имеет латинские корни. В переводе оно означает "стандарт", "правило", "образец". Нормы могут касаться самых разнообразных процессов и явлений: социальных, природных, технических. Правила указывают на пределы, в рамках которых какой-либо объект сохраняет способность к функционированию, свои качества и не утрачивает сущность. Далее рассмотрим понятие социальной нормы.

Сферы распространения

Социальные нормы представляют собой правила, посредством которых регулируются действия людей. Они имеют ряд особенностей. В частности, социальные нормы поведения касаются непосредственно людей, отношений между ними.

Объективность

Являясь сложной структурой, сфера отношений между людьми нуждается в постоянном регулировании. В соответствии с этим складываются и социальные нормы. Общество само формирует их. Они образуются закономерно и исторически. Система социальных норм создается под давлением действительности. Они выступают в качестве обобщения, фиксации повторяющихся устойчивых связей и актов взаимодействия. Потребность в воспроизведении и закреплении необходимых отношений порождает, в свою очередь, структуру социально-нормативного регулирования. Вместе с этим следует учесть влияние субъективного фактора. Социальные нормы не могут возникать и существовать отдельно от сознания людей. Необходимость в тех или иных правилах должна быть осознана.

Абстрактность

Понятие социальной нормы носит общий характер. Правила определяются абстрактно, не относясь конкретно к индивиду. Они выступают как типовые механизмы регулирования. Адресаты определяются посредством указания их признаков: вменяемости, возраста, статуса и так далее. Абстрактность выражается также и в неоднократном повторении. Так, правило начинает действовать каждый раз, когда возникает типовой случай, предусмотренный в качестве условия действия нормы, вступления ее в процесс регулирования. В данном случае следует отметить, что норма всегда имеет определенное содержание. Но оно выражено типовым образом, выступает в качестве общей поведенческой модели.

Прочие признаки

Социальные нормы отражают степень свободы индивида. Они устанавливают пределы его дееспособности, активности, путей удовлетворения своих потребностей и интересов. Одним из наиболее важных признаков норм выступает обязательность. При той или иной ситуации они обладают предписывающим характером. Социальное регулирование отличается процедурностью. Это значит, что присутствуют определенные формы, детально регламентированные порядки реализации и действия правил. Социальные нормы характеризуются также санкционированностью. Для каждого регулятора есть свои механизмы, обеспечивающие его действие. Отличительной чертой норм является их системность. Она может распространяться как на комплекс правил, так и на отдельные предписания.

Классификация

Социальные нормы человека действуют в разных взаимоотношениях. Наиболее явно они проявляются в политической, религиозной, корпоративной, культурной сферах. Особое место занимает право в системе социальных норм. При этом все виды правил и предписаний достаточно тесно взаимодействуют, реализуясь в пределах взаимоотношений. Сравнительная оценка их регулятивных особенностей выполняется с учетом их источников, предмета управления, степени (характера) внутренней организации, формы существования, методов воздействия, средств обеспечения, целей и прочего. Мораль и право в системе социальных норм выступают в качестве основных регулятивных механизмов.

Политические предписания

В широком смысле к ним относят и социальные нормы права. Однако существует мнение, что в качестве политического инструмента выступает закон. При этом право обладает естественной основой и отражает степень свободы индивида. В связи с этим правовые социальные нормы нельзя назвать инструментом политики. В данной сфере предписания они классифицируются в первую очередь по своему содержанию и области действия, а также по предмету регулирования. В связи с этим такие нормы могут обнаруживаться не только в политических документах (манифестах, декларациях и так далее), но и в актах общественных объединений, нормативно-правовых предписаниях. Они также могут выступать в качестве правил этики.

При закреплении политической нормы в юридическом документе она приобретает определенный правовой статус. Формирование таких правил осуществляется на основе представлений, оценок, принципов и ценностных ориентаций. В данном случае они выступают как социальные нормы государства, являясь результатом осознания людьми политики особенных интересов. Прежде всего, к ним относят экономические потребности. Политическими нормами регулируются деятельность и отношения отдельных политиков, классов, наций, народов, государства и граждан.

Обычаи

Эти социальные нормы складываются исторически, в пределах конкретных отношений и в результате неоднократного повторения. Обычаи входят в привычку. Эти нормы обладают следующими чертами:

  • Находятся в общественном сознании, а конкретно – в социальной психологии.
  • Они в наименьшей степени с точки зрения регулятивных способностей обладают предписывающим характером.
  • Обычаи проникают в сферу сознания индивида порой глубже, чем моральные устои.
  • Их формирование происходит спонтанно, вследствие неоднократного повторения одинаковых поведенческих актов.
  • У каждого обычая есть социальное основание – причина возникновения. Впоследствии этот признак может быть утрачен. При этом сам обычай будет продолжать действие.
  • Обычаи имеют локальную сферу распространения.
  • Средствами обеспечения этих норм являются общественное мнение и сила привычки.
  • Обычаи не формируют целостного образования. Это связано со стихийностью и спонтанностью их появления, а также продолжительностью данных процессов.

Специфика обычаев

Прежде всего, следует отметить особенности образования и действия обычаев. В связи с этим зачастую они выступают в качестве формы других социальных норм. К ним, например, относят моральные устои, правила гигиены и так далее. Они также могут иметь правовую форму. Например, это может быть обычай делового или юридического оборота. Вместе с тем любая норма при ее трансформации утрачивает свой особый механизм воздействия и регулятивную специфику. Становясь обычаем, она начинает опираться на силу привычки.

Виды обычаев

Нормы, имеющие моральные основы, именуют нравами. Деловые обычаи (обыкновения) вырабатываются в процессе функционирования государственных институтов, в ходе коммерческой, хозяйственной деятельности. Они действуют совместно с правовыми нормами. В качестве разновидности выступают также правила, регламентирующие обряды. Последние являются довольно сложными процедурами, которые проводятся в религиозной, семейной, бытовой сферах. Обычаи такого типа называют ритуалами. Нормы, регулирующие официальные, торжественные обряды, именуют церемониалами.

Традиции

В качестве разновидности обычая выступает традиция. Ее возникновение связано с действием субъективных факторов. В обществе люди могут сознательно создавать те или другие традиции, а также способствовать их развитию. Поэтому возникновение этих норм не всегда обусловлено продолжительным историческим процессом. Традиция в большей степени опирается на общественное мнение. В ней выражается желание людей сохранить те или другие полезные модели поведения, ценности, идеи.

Правовые нормы

Они вытесняют неугодные, вредные обычаи (кровную месть, например). Социально необходимые, полезные нормы могут быть наделены правовой санкцией. В этом случае они приобретают статус юридического обычая. Вместе с тем обычаи значат меньше, чем мораль, для реализации и формирования юридических возможностей.

Корпоративные правила

Они имеют определенное сходство с правовыми нормами. В частности, к общим признакам следует отнести:

  • Закрепление в документах – положениях, уставах, инструкциях и так далее.
  • Системность.
  • Наличие фиксированного набора средств обеспечения.
  • Четко выраженный обязывающий характер.
  • Необходимость в обеспечении внешнего контроля реализации.

Отличительными чертами корпоративных правил следует считать:

  • Выражение в них интересов и воли членов определенной организации и распространение действия именно на них.
  • Регулирование отношений внутри предприятия.
  • Санкционированность специфическими мерами воздействия, конкретными для каждой организации.

Особенности взаимодействия предписаний

Правовые нормы формируют основу для образования и функционирования различных объединений. В Конституции данному вопросу посвящено несколько статей. Право не допускает создания вредных для государства и общества организаций. Запрещен также выход объединений в своей деятельности за рамки задач и целей, установленных в уставе. Корпоративные и правовые нормы взаимодействуют при определении правосубъектности организаций – сферы отношений, в которые допускается вступать предприятию.

Технико-юридические правила

В вопросе рассмотрения их статуса существует две позиции. По мнению одних авторов, эти правила нельзя относить к категории социальных норм, по мнению других, наоборот, можно. В этих нормах в качестве регулятивного предписания выступает техническое правило, а в качестве санкции – юридическое. Их содержание определено законами техники и природы. В качестве предмета регулирования выступают не человеческие взаимодействия, а отношение людей к объекту. С этой позиции их признают как несоциальные нормы. Мерами их обеспечения являются неблагоприятные последствия нарушений технических предписаний, природных законов. Тем не менее ряд авторов считает эти правила разновидностью социальных норм, поскольку:

  • В качестве основного объекта регулирования выступают действия людей.
  • Правила имеют социальную направленность, значение которой с развитием технической стороны жизни возрастает стремительными темпами.

Сегодня одной из наиболее актуальных технических норм считается та, которая регулирует отношения людей и окружающей среды.



Поделиться