Что такое стереотип проще говоря. Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

формы, в которых действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям. Подобно штампам, оставляющим отпечатки на множестве копий, С. закрепляют в людях элементарные связи поведенческих и мыслительных актов, сохраняют устойчивость этих связей в меняющихся ситуациях. Поскольку С. действуют как некие психические и поведенческие автоматизмы, они могут трактоваться как формы биологической наследственности (своего рода инстинкты) или как формы наследования социального (см. "Архетипы").

В широком смысле С. - это формы, определяющие поведение не только отдельных людей, но и групп, субкультур, этносов, обществ. В этом плане С. - элементы социальных связей, закрепляющие в психике людей определенные общественные формы и т. о. поддерживающие структурность социальных взаимодействий.

С. становятся особой философской и научной проблемой именно тогда, когда они перестают выполнять функции автоматизмов человеческого мышления и поведения. В сословном обществе проблемы С. не существовало, т. к. практика общества была в основном стереотипизирована, а сами сословия представали совокупностями С., предопределявших жизненный путь людей, их общение, предметное мышление. Конечно, взаимодействия между социальными слоями, между разными культурами приводило к столкновениям С., что создавало почву для драматического развития человеческих судеб, преодолевавших социальное предопределение. Но в целом это не влияло на социальную инерцию, создаваемую С. В индустриальном обществе С. выводятся из режима их квазиестественного воспроизводства: общество начинает "фабриковать" С., т. к. оно производит целые сферы деятельности людей, закрепляет людей за этими сферами, включает их в технологические, образовательные, потребительские схемы, работающие по принципам производства вещей. Поскольку в производстве и культуре утверждается установка на новизну, обнаруживается противоречивость стереотипов, возникает проблема смены С. (феномен моды). В постиндустриальный период выявляется сложная ситуация взаимодействия различных С. в обыденном поведении людей, в их практической, духовной, теоретической деятельности. С. становятся объектом всестороннего изучения. Конкретизируется их роль в социальной эволюции, в развитии и функционировании личности. Выявляются "механизмы" работы С. по классификации предметности ("свое-чужое"), по самоопределению индивида и группы ("мы - они"), по "шкалированию" различных пространств ("правое - левое", "красные - белые"). В частности, показано, что "минимальная... организация включает бинарную систему.., состоящую из двух семиотических механизмов..., находящихся в отношении непереводимости и одновременно подобных друг другу, поскольку каждый своими средствами моделирует одну и ту же внесемиотическую реальность" (Лотман Ю. М. Избран, статьи. Таллинн, 1992, т. 3, с. 370У.

it. о., С. не являются более "естественноисторическими" установками жизни людей; они становятся средством конструирования социальных взаимодействий, изготовляются "искусственным" путем, используются в сложных системах манипулирования человеческим поведением: в идеологии, в социальном и политическом управлении, в рекламе. (См. "Естественная установка", "Формы социальные".)

Изначально, стереотип – типографическое клише, которое применялось в печати. Если представить себе работу печатной машинки, станет понятно, почему понятие «стереотип» было перенесено из печатного дела в социальную сферу. Принятое в общественной системе клише, оставляя отпечаток на «чистом листе» человеческой души, запечатлевает определенную установку, устоявшееся мнение о чем-либо.

Стереотип – устойчивое мнение, выработанное поколениями людей либо индивидуально в процессе жизнедеятельности личности.

Есть стереотипы о мужчинах и женщинах, начальниках и подчиненных, людях определенной национальности и вероисповедания и так далее. Во всех сферах человеческой жизни выработаны клише-стереотипы.

Стереотипы, с одной стороны, помогают человеку, давая ориентиры действий и суждений, а с другой – мешают, так как могут быть ложными. Не стоит слепо доверять стереотипам, не осмыслив их.

Например, в мире моды приняты определенные, всем известные стандарты красоты, которые по большей части отредактированы при помощи косметической коррекции лица и тела моделей, а также при помощи коррекции их фотографий в специальных программах. На обложке журнала читатели видят прекрасного, но не существующего в реальности, человека. К удивлению, практически все женщины в мире стремятся к нереальным стандартам женской красоты. Стереотип о том, что истинная красота – это красота, пропагандируемая индустрией моды, обманчив и неверен.

Чтобы отличить стереотип от предубеждения или личного мнения, нужно ориентироваться на его признаки :

  • отображение реальности в схематичной, сокращенной форме,
  • искаженное, не подтвержденное фактами или ложное мнение о чем-либо,
  • мнение, выработанное обществом в целом или несколькими поколениями людей,
  • неоспоримость; для опровержения стереотипа требуется много времени.

Виды стереотипов

Классифицируют стереотипы по двум основаниям:

  1. В зависимости от субъекта восприятия выделяют автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотип – мнение личности и себе, о том, каким человеком следует быть.

Гетеростереотип – стереотипное мнение личности о группе людей.

Второй вид стереотипов распространяется на мнения людей о целых народах, расах, странах и тому подобных социальных общностях. Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» – стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.

  1. В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.

При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.

Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.

Власть стереотипов

Если бы обществом и самой личностью не вырабатывались стереотипы, человеку пришлось бы тратить много личного времени, своим умом осмысливая и оценивая каждое явление.

Стереотип помогает сориентироваться в жизненной ситуации, не допустить ошибки. В некоторых стереотипах содержится опыт многих поколений, что делает его априори верным. Но то, что может быть полезным в одной ситуации, вредит в другой. Одному человеку стереотип поможет, а другому – помешает .

К примеру, молодой женщине отказывают в приеме на работу, ссылаясь на то, что вскоре она может уйти в декретный отпуск. Руководствуясь стереотипом, что все женщины в определенном возрасте становятся матерью, руководитель может упустить ценный кадр и хорошего специалиста либо оградит себя от необходимости в ближайшее время снова искать сотрудника (в случае, если женщина действительно возьмет декретный отпуск).

Западная традиция (У. Липпман)

Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык .

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура - это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов - это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем - это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов - не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок , конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации , поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным , поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки , которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. "Истина и метод" удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум . Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы , особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Половые стереотипы

Половые стереотипы - это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.

Схема стереотипа

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов - на физиологии нервной деятельности.

Примечания

Литература

  • Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  • Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4, C. 125-141.

Как часто мы оцениваем людей по их принадлежности к полу, считаем, что подростки не могут судить о жизни, а люди из разных культур все как один имеют определенные особенности?

При этом выясняется, что немец – не обязательно педант, блондинка может оказаться доктором наук, а семнадцатилетний юноша иногда имеет больше знаний, чем тридцатипятилетний мужчина. Только стереотипы от этого не исчезают, такова их природа – встретив исключение, человек его отметает, а подтверждения, наоборот, складирует, тем самым укрепляя стереотипное представление. Что такое стереотип и зачем нам столько предубеждений насчет разных групп людей?

Стереотипом в социальной психологии называют фиксированное, обобщенное убеждение о конкретной группе или классе людей, как правило, окрашенное эмоциями, хотя бывают и нейтральные. Значение слова «стереотип» в переводе с древнегреческого – «объемный отпечаток». Раньше слово использовали для обозначения монолитных печатных форм.

Существуют и другие варианты использования слова, сходные по первоначальному смыслу. По мысли Павлова и его последователей, динамический стереотип – сложная система условных и безусловных рефлексов, которая образуется благодаря воздействию повторяющегося комплекса раздражителей. А в психиатрии слово «стереотипия» означает отклоняющееся от нормы поведение при расстройствах интеллектуальной деятельности – это сложные или простые действия и фразы, которые бессмысленно повторяются.

История и основные моменты

Понятие стереотип, в том виде, в каком мы его теперь используем, ввел Липман в 1922 году. Именно с этого момента начинается история изучения в социальной психологии стереотипов современного общества. Сейчас почти все знают, какое стереотипы имеют значение и как сильно они распространены, но не все догадываются об их подспудном влиянии на людей.

Причины возникновения стереотипов лежат в социальном научении. Групповые нормы, взгляды близких, СМИ, анекдоты, рассказы, а иногда и реальный опыт находятся в основе их укоренения и развития. Нам сообщают много информации о мире, прежде чем мы получим возможность с ним сами познакомиться. Поэтому Липман утверждает, что мы сначала знаем, а потом наблюдаем.

Функции стереотипов разнообразны. Вот некоторые из них, заслужившие особое внимание ученых:

  • Осуществлять контроль социального поведения (привычки, отношения с родителями, членами семьи, стариками и детьми, традиции, обычаи, вероисповедание и многое другое).
  • Оказывать помощь в идентификации себя с группой или отказе от принадлежности к какой-то группе.
  • Упрощать и мышление (экономия ресурсов).

Поведенческие стереотипы живучи, возникают спонтанно, и их крайне трудно искоренить. Даже результаты тестов на наличие предубеждений тех людей, которые, как они утверждают, не придерживаются стереотипов, показывают, что неосознанно они все же их разделяют.

На вопрос, какие бывают стереотипы, высказывались многие психологи. Почебут обращает внимание на следующие виды стереотипов: восприятия, толкования поведения и самого поведения. Можно также выделить расовые или этнонациональные, социально-статусные, ролевые, эстетические (к примеру, оценка личности по «красоте» человека), вербально-поведенческие, гендерные и возрастные стереотипы.

Недостатки

Стереотипы поведения и мышления стали одной из ведущих тем в . Ключевым недостатком стереотипов является игнорирование различий между конкретными людьми. На их основе может возникать дискриминация. По мнению Почебут, предубеждения и предрассудки – стереотипы ложной интерпретации поведения, а дискриминация – устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Большинство стереотипов говорят о негативных чертах. Впрочем, есть примеры и положительных: о добродушии полных людей, об аккуратности и дисциплинированности военных и т. д.

Позитивная стереотипизация может быть ничуть не лучше отрицательной. Красивых людей многие воспринимают как добрых, приятных, умных, целеустремленных (по результатам исследования Миллера). Так же оценивают и их достижения, способности.

Реан приводит пример эксперимента, в котором преподаватели должны были оценить студентов по личным делам. К одним делам прилагалась фотография симпатичного и серьезного молодого человека, к другим – юноши малопривлекательного и фатоватого того же возраста.

Соль была в том, что личное дело было всего одно. И в том, и в другом случае и у всех преподавателей. Но характеристики, которые были даны по личному делу, в корне отличались. Те преподаватели, что видели дело с симпатичным молодым человеком, оценивали студента позитивно; вторая фотография вела к негативным характеристикам.

Когда вы нанимаете кого-то на работу или говорите о профессиональных качествах коллеги, точно ли вы уверены, что не смотрите в первую очередь на внешность? Возможно, тот, кто воспринимается эталоном трудолюбия, симпатичный лентяй?

Дамоклов меч: угроза подтверждения предрассудков

Опасность стереотипов не ограничивается тем, что мы относимся к людям с предубеждением. Кроме этого они могут существенно вредить развитию личности и её самосознанию, добавлять к действиям человека тревожность и ожидание провала, в целом снижать производительность. Даже если человек не верит в то, что ему, как представителю конкретной группы, приписывает стереотипное мышление, он все равно испытывает влияние стереотипов, даже когда просто знает о них.

Последнее утверждение было доказано целым рядом экспериментов, после чего само явление стало называться «стереотипной угрозой». Стереотипная угроза – это феномен, отражающий влияние стереотипов на обучение и уровень достижений. Как же он действует?

Человек слышит или знает о том, что его воспринимают как представителя группы; если социальные убеждения относительно этой группы негативные, то человек начинает тревожиться, как бы своими действиями не подтвердить мнение общества. По результатам тестов у людей в состоянии угрозы подтверждения стереотипа увеличивается артериальное давление и частота сердечных сокращений, повышается уровень кортизола.

К примеру, гендерные стереотипы указывают на то, что у женщин меньше способностей к математике, чем у мужчин. Если девушкам перед тем, как они сядут решать задачи, связанные с математикой или логикой, напомнить распространенные стереотипы о женщинах, они хуже справятся с задачами, чем те девушки, которых на эти мысли не наводили.

Этнические стереотипы оказывают такое же негативное влияние, что было доказано Стилом и Аронсом в 1995 году. Если при информировании о целях исследования темнокожим студентам сообщали, что оно направлено на измерение интеллекта, они справлялись с ним хуже, чем в случаях, когда просто решали задачу. Реан подчеркивает, что именно этнонациональные предубеждения чаще всего беспочвенны и вредны, они ничего не дают для понимания человека.

Негативные социальные стереотипы и их действие на производительность людей, которые подпадают под их влияние, активно исследуется. Так, исходя из результатов 2007 года, полученных Gupta и Bhawe, стереотипы о мужчинах и женщинах оказывали сильное влияние на женщин относительно предпринимательства. Когда предпринимательство было представлено в профессиях, считающихся нейтральными (подходящих и для мужчин, и для женщин), заинтересованность женщин возрастала.

Стереотипы в обществе настолько распространены, что дети уже в первом классе знают свое место, как показало исследование, проведенное в 2008 году Desert, Preaux и Jund. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом показывали разные результаты в тестах на измерение интеллектуальных способностей в зависимости от того, сообщали ли детям при инструктаже о том, что их будут оценивать. Напротив, результаты тестов детей из семей с высоким социальным статусом не зависели от содержания инструкций.

Последствия и борьба

Последствия переживания угрозы многочисленно подтверждены. Люди отказываются от тех областей деятельности, которые, согласно предрассудкам, им не подходят как представителям конкретных групп.

Каждый раз, переживая тревогу и получая в итоге низкие результаты, они отстраняются от этих видов деятельности. Более того, у людей, часто сталкивающихся с этим феноменом, возрастает вероятность депрессии.

Как избавиться от стереотипов и их пагубного влияния? Поможет вдумчивое и открытое общение с другими людьми, хотя от укоренившихся предубеждений избавляться придется очень долго, постепенно: узнавая людей, получая опыт, не боясь его принимать, мы можем приблизиться к лучшему их пониманию, и стереотипы уже не понадобятся.

Есть несколько эффективных приемов, которые в совокупности понизят негативные последствия феномена угрозы стереотипа у человека:

  • Помочь человеку в переориентации внимания, идентификации с другой группой.
  • Не упоминать о стереотипах, убрать все возможные ссылки на них, атмосфера должна быть в целом нейтральной.
  • Отвлечь внимание. Для того чтобы негативные предубеждения меньше действовали на человека, можно включить его в деятельность, где он на время сможет о них не беспокоиться.
  • Рассказать о самом существовании «стереотипной угрозы».
  • Развенчивать стереотипы и предрассудки путем апелляции к научным источникам.
  • Приводить примеры, которые опровергают предрассудки (девушкам, сдающим математические тесты, демонстрируют женщин, добившихся больших успехов в математике), устранить деление на сугубо мужские и женские сферы деятельности.
  • Подчеркивать роль не групповых, а индивидуальных особенностей, необходимых для успеха в обсуждаемой деятельности. Особенно актуально это для учителей и воспитателей: гендерный стереотип часто приводит к отсутствию мотивации у девочек или мальчиков в сфере деятельности, которая маркирована в обществе сугубо как «мальчишечья» или «девчачья».
  • Объяснить, что каждая наша способность может быть развита больше, а всему, что мы пока не умеем и не знаем, можно научиться, тем самым повышая свои успехи в любой области деятельности.

Используя стереотипы, мы упрощаем социальный мир. Стереотипы мышления или привычки мыслить шаблонно приводят к тому, что мы не можем творчески подходить к действительности и воспринимаем лишь общие схемы, выискивая повод использовать стереотипную реакцию. Открытость новому, способность принять и осознать свою ошибку, не бояться столкновения с неизвестным – все это делает жизнь увлекательнее, а предубеждения слабее, и позволяет общаться с людьми, а не с нашими представлениями о них. Автор: Екатерина Волкова

НАТА КАРЛИН

Речь пойдет о стереотипах – нормах, канонах, законах, обычаях, традициях, предрассудках общества. Большинство людей считают их правильными, и следуют им. Здесь важно различать понятие правильности стереотипа и условности (надуманности). А ведь выдуманные стереотипы порой управляют коллективным сознанием (и нами, в том числе). Стереотипы людей в первую очередь делятся на глобальные – характерные для масштабов планета, и узкие – те, которым мы следуем в школах, на работе, дома и т. д. Однако и те и другие становятся той иллюзией, у которой масса последователей.

Мужчин-моделей традиционно относят к геям

Что такое стереотип?

Понятие «стереотип» появилось на свет в 20-х годах прошлого столетия. Его ввел в научную литературу американский ученый У.Липпман. Он характеризовал стереотип, как маленькую «картинку мира», которую человек хранит в головном мозге для того, чтобы экономить усилия, которые требуются для восприятия более сложных ситуаций. По мнению американского ученого, существует две причины возникновения стереотипов :

  1. Экономия усилий;
  2. Защита ценностей той группы людей, в которой он бытует.

Стереотип имеет следующие свойства :

  • Неизменность во времени;
  • Избирательность;
  • Эмоциональная полнота.

С тех времен многие ученые дополняли и вносили новшества в эту концепцию, но основная мысль не изменилась

На чем основаны стереотипы? Чтобы не утруждать себя излишними размышлениями, люди пользуются общеизвестными стереотипами. Иногда они находят свое подтверждение при наблюдении за людьми и тогда еще больше убеждаются в своей правоте. Стереотипы – это своего рода замена мыслительного процесса человека. Зачем «изобретать велосипед», если можно воспользоваться чужим умом. В разной мере каждый из нас подвержен стереотипам, разница состоит в том, кто из нас насколько верит данным «постулатам».

Стереотипы живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и способствуют неверному восприятию действительности : роль современных стереотипов в жизни человека и общества неоспорима. Стереотипы могут быть навязанные общественным мнением, и сформированные на основе собственных наблюдений. Общественные стереотипы наиболее губительны для мировоззрения людей. Они навязывают человеку неверных ход мыслей, и мешают ему думать самостоятельно. Однако без стереотипов общество не смогло бы существовать. Благодаря им мы знаем о следующих закономерностях:

  • Вода мокрая;
  • Снег холодный;
  • Огонь горячий;
  • От камня, брошенного в воду, разойдутся круги.

Раз мы знаем об этом, то нам нет необходимости убеждаться в этом каждый раз. Но стереотипы, которые действуют на уровне сознания и подсознания людей, как правило, мешают им жить. Надо учиться отличать стереотипы от действительного представления о предмете, понимать плюсы и минусы стереотипов людей.

Известные блоггеры воспринимаются как «недалекие» девушки

Взять хотя бы стереотип о долге. В этом чувстве нет ничего плохого или неправильного. Вопрос состоит лишь в том, продиктовано это понятие внутренними убеждениями человека, или навязано ему общественным мнением. Во втором случае человек чувствует разногласие между собственными понятиями и тем, что требует от него общество.

Стремление людей следовать стереотипам искажает их представления о действительности и отравляет существование. Очень часто человек судит о людях не по их поступкам, а по тому, что думают о них другие. Иногда человек, который время от времени ходит в церковь, приписывает себе все добродетели христианства. Хотя это далеко не так.

Очень часто случается, что люди не утруждают себя размышлениями о проблеме, они просто пользуются бытующим стереотипом и принимают его на вооружение

Например, это группы людей, которые делятся по следующим признакам:

  • Половым;
  • Возрастным;
  • Уровню образования;
  • Профессиональным;
  • Верование и т. д.

Допустим, блондинки, чтобы не утруждать себя, доказывая неверность сложившегося стереотипа, стараются соответствовать общепринятому мнению. Так проще жить. Или женщины, стараясь , находят богатого жениха, с которым становятся глубоко несчастны, потому что при выборе не учли его человеческих качеств.

Нельзя проецировать сложившийся стереотип на всех людей в одинаковой степени. Исходить в своих суждениях нужно из личности человека, его достоинств и недостатков, жизненной позиции и т. д.

Какие бывают стереотипы?

Заметьте, речь идет о стереотипах! Ниже приведены примеры самых популярных социальных стереотипов, весьма распространенных в обществе:

Гендерные стереотипы: женщины и мужчины

Гендерные стереотипы – одни из самых ярких в современном обществе

Ниже приведен список распространенных гендерных стереотипов с примерами – поверьте, вы видите в нем много знакомого и устоявшегося в общественном представлении:

  1. Женщина – глупенькое, слабое и никчемное создание . Она предназначена для того, чтобы рожать, стирать, готовить, убирать и всячески обхаживать своего «повелителя» (мужчину). Она рождена на свет, чтобы научиться правильно наносить макияж, одеваться и хихикать, только тогда у нее есть возможность «охомутать» хорошего самца, который обеспечит ей и ее потомству достойную жизнь. Пока женщина живет за счет мужчины и слушается его во всем, она имеет право «питаться с его стола».
  2. Как только дама из первого пункта проявляет характер, она становится одинокой разведенкой. Можно привести пару примеров стереотипа одинокой женщины : 1) разведенная мать-одиночка – несчастна, одинока, забыта всеми;
    2) вдова – убитая горем и тоже несчастная женщина.
  3. Дама не должна быть сильной и бороться за собственное благосостояние без помощи мужчины. Иначе она карьеристка, у которой нет времени на семью, детей и мужа . Опять-таки – несчастна!
  4. Мужчина – «центр мироздания». Сильный, умный, красивый (даже с пузом и лысиной). Он обязан зарабатывать деньги для того, чтобы удовлетворять желания женщин.

На самом деле, мужчинам от женщин нужен только секс, но они придерживаются правил игры в «любовь», чтобы добиться того самого секса

  1. Мужчина не должен :
  • Говорить о своих чувствах;
  • Плакать;
  • Помогать женщине по дому.

Иначе, он не считает себя мужчиной.

  1. Мужчина должен :
  • Работать. И неважно, что там мало платят, и он не в состоянии содержать семью, он все равно устает на работе! А отсюда истоки следующей позиции;
  • Лежать на диване. Ведь он устал, он отдыхает;
  • Водить машину. Женщина на это, по мнению мужчин, права не имеет. Ведь она глупая!

В остальных случаях считается, что это – не мужчина, а никчемное существо, которое «позорит» мужской род. Приведенные примеры известных стереотипов при восприятии партнеров по общению подтверждают тот факт, что многие из нас за реальным человеком не видят сути: нашпигованные с самого детства штампами и клише, мы не готовы прислушаться к словам близкого человека и понять его ожидания.

Дети

Дети обязаны :

  • Слушаться родителей;
  • Воплощать мечты и несбывшиеся желания мам и пап в жизнь;
  • Учиться на «отлично» в школе, колледже и вузе;
  • Когда родители станут старенькими «принести им стакан воды».

Итак, дети непослушны и невыносимы, молодежь невменяема и распущена.

Старые люди всегда ворчат и всем недовольны

А вот к старости все люди болеют и жалуются на жизнь, иначе они, по меньшей мере, странно себя ведут.

Счастье

Счастье – это:

  • Деньги;
  • Высокий чин.

Все остальные – несчастные неудачники. Даже если человек абсолютно счастлив, живя в состоянии транса (в нирване), и у него ничего нет за душой, он неудачник!

«Правильное»…

Только в самых именитых институтах получают «правильное» образование. «Правильные» люди ходят на работу и сидят там от звонка до звонка. «Правильно», если ты живешь на родине, а не уезжаешь жить в другую страну. «Правильно» следовать модным тенденциям. «Правильно» купить дорогую вещь в бутике, а не такую же в обычном магазине. «Правильно» иметь мнение, которое совпадает с мнением большинства. «Правильно» быть таким, как все вокруг.

Для людей следование стереотипам губительно. Родители закладывают в наш мозг мысль о том, что нельзя выделяться из общества, нужно жить, как все. Каждый из нас в детстве боялся стать «белой вороной» и быть изгнанным из коллектива. Стать не таким, как все, значит жить по собственным правилам и думать своей головой – жить, напрягая мозг.

Кадр из фильма «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», 2015), где актер Арми Хаммер играл принципиального и непробиваемого агента КГБ, Илью Курякина

Какими бывают профессиональные стереотипы: примеры

К профессиональным стереотипам относятся обобщенные образы профессионала конкретной профессии. Наиболее часто в связи с этим упоминаются следующие категории:

    1. Полицейские . Эти стереотипы особенно рьяно подогреваются американскими фильмами и российскими сериалами. Редкое, признаться, взаимодействие рядовых граждан с сотрудниками полиции в реальной жизни рождает кучу домыслов, которые успешно направляются в нужном направлении с телеэкранов. Большинство поклонников подобных фильмов убеждены: даже самый обычный полицейский отважен, самоотвержен, способен в одиночку победить целую банду головорезов.
    2. Врачи . И в реальности есть способные вернуть к жизни буквально с того света профессионалы, но не стоит в случае проблем со здоровьем ожидать эффектного появления в больнице на каталке, с криками «Дорогу, дорогу! Мы его теряем» сопровождаемой всей бригадой скорой помощи – в жизни, поверьте, все намного банальнее, а умный и проницательный, способный принять мгновенное решение при критической для жизни пациента ситуации врач – увы, скорее, профессиональный стереотип.
    3. Стереотип умеющего разрешить от мелких бытовых до глобальных правительственных проблем адвоката – еще один пришедший из американских сериалов образ. Судопроизводство в этом представлении больше похоже на театр с судорожным заламыванием рук, слезами на глазах и срывающимся от волнения и трагизма происходящего голоса юристов.
    4. Яркий пример профессионального стереотипа известен нам еще с советских времен: рабочий и колхозница . Да-да, сельские труженики и простые работяги, пышущие здоровьем, с горящими от энтузиазма и жажды трудовой деятельности глазами, готовы на любые жертвы ради процветания промышленности, аграрных технологий, советского общества и государства в целом.
    5. Современные студенты : не сильно стремящиеся к знаниям, но зато преуспевающие в распитии спиртных напитков и сексе, употреблению наркотиков и организации буйных вечеринок. Возможно, навязанный образ все же ближе к американскому обществу, но и российские студенты с восхищением поглядывают в ту сторону – эх, нам бы так…

Как бороться со стереотипами?

Как выясняется, стереотипы предназначены для того, чтобы разгрузить мозг человека от лишнего напряжения . В то же время стереотипы ограничивают мыслительную деятельность человека, не давая ей выходить за границы стандартного мировосприятия. Если пользоваться стереотипом «хорошо там, где нас нет», то человек уверен, что там, где он живет, не может случиться ничего хорошего. А в той мифической дали, где он никогда не был и не будет, все живут при коммунизме и . Как следствие, не нужно даже стремиться стать счастливым, все равно ничего не получится.

Но нельзя же слепо верить всему, что говорят люди . И потом, у стереотипа всегда есть скрытый смысл. В данном случае, истинное значение данного стереотипа – человек всегда будет думать, что кто-то где-то прилагает меньше усилий, и живет намного лучше.

Это вызывает зависть и разочарование в своей «неудачной» жизни. Получается, что это мнение ошибочное

Главный способ борьбы со стереотипами – не верить им. Не верьте тому, что говорят люди, проверяйте информацию, и на основании сделанных выводов, стройте собственное мнение. Тем самым вы сможете опровергнуть устаревшие стереотипы и предотвратите появление новых.

Подумайте о том, сколькими стереотипами вы пользуетесь постоянно. Попробуйте найти те, которые не подтверждены фактами. Упомянутый стереотип о том, что «блондинки все глупые» – крайне спорное утверждение. Начните с того, что перечислите девушек и женщин со светлым волосами, которых вы хорошо знаете. Скольких из них вы назовете глупыми? Неужели все они такие бестолковые, как утверждает стереотип? Ищите опровержение утверждениям, которые не имеют под собой фактов.

Если вы пользуетесь стереотипом «дороже – значит лучше», ищите примеры того, что товары по приемлемым ценам бывают качественными и модными. В то же время дорогостоящие вещи не всегда отвечают стандартам качества.

Красивых и ухоженных женщин часто считают глупыми и рассчетливыми

Заключение

Итак, что такое стереотипы? Это неоднозначное проявление общественного мышления. Они живут и будут жить всегда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Они несут в себе информацию, которую люди собирали и систематизировали веками. Некоторые из них основаны на реальных фактах, другие похожи на придуманные сказки, но они были, есть и будут. Решайте для себя, какой из стереотипов вреден для вашего мышления, а какой полезен. Пользуйтесь нужными, и избавляйтесь от вредных.

И, напоследок, предлагаем отвлечься от серьезной темы и посмотреть забавный видеоролик о стереотипах дворового футбола. Да, и такие бывают!

22 марта 2014

Поделиться