Что такое уровни в фотошопе. Настройка уровней черной и белой точек

Цифровая фотография это намного больше, чем просто фотосъёмка с использованием цифрового фотоаппарата. Цифровая фотография подразумевает и послесъёмочную обработку ваших фотоснимков с использованием компьютера. Часто, процесс обработки фотографии в Photoshop кажется намного более сложным, чем есть на самом деле. Регулировка уровней в Photoshop - это быстрый способ поправить ошибки экспозиции, цветопередачу и баланс белого вашей фотографии.

Для регулировке уровней яркости теней полутонов и светов я нашел в своём фотоархиве эту темную фотографию:

Регулировка уровней яркости

После того, как вы загрузили фотографию в фотошоп откройте диалоговое окно регулировки уровней изображения, для этого в верхнем меню найдите команду:
Image > Ajustments > Levels...(Изображение > Настройка > Уровни...)

Что же мы видим в окне уровней Photoshop?

Картинка с "чёрными горами" это нашей фотографии. Под гистограммой яркости - три треугольничка - ими мы и будем исправлять Крайний слева и самый тёмный - это уровень яркости теней. Крайний справа и самый светлый - уровень яркости светлых пикселей. Ну и серый треугольник между ними, как вы уже догадались, для регулировки уровней полутонов. В идеале на гистограмме не должно быть больших провалов между вершинами. Смещение высоких уровней влево, говорит о недодержке фотографии, а смещение вершин вправо - это передержка.

Для выравнивания уровня теней и света нам нужно сузить диапазон яркостей. Для этого перемещаем левый и правый треугольники в зону начала подъёма уровней яркости. Затем перемещаем средний треугольник, глядя на изменение тона фотографии (для этого поставьте галочку Preview - Предпросмотр ). В окошках под треугольниками новый уровень яркостей отобразится в цифровом виде. Я настроил уровни таким вот образом:

Вот и вся регулировка уровней яркости гистограммы в фотошопе... Сложно?
Дольше прочитать, чем сделать!

Любопытный читатель может спросить, зачем в окне уровней пипетки? Дело в том, что в окне уровней фотошопа можно подкорректировать не только яркостный баланс фотографии, но тоновый. Это что-то вроде только работает чуть по другому.

Исправление баланса белого в Photoshop с помощью уровней

Пипетки служат для корректировки градации чёрного, серого и белого тонов фотографии. Если ваш фотоснимок имеет не совсем точный баланс белого, к тому же детали в тёмных местах трудноразличимы это можно поправить регулировкой уровней Photoshop.

Cначала берём левую пипетку (с чёрным носиком) и прямо на фотографии тыкаем ею в самое чёрное место - именно чёрное, а не самое тёмное. Теперь правой пипеткой (самой светлой) указываем самый белый пиксель на фотографии. Если нужно, то делаем то же самое со средней пипеткой, указав ей нейтрально серый тон. Вот результат настройки уровня градации чёрного, белого и серого тона:

Если нужно, в завершении всех настроек можно поправить общую яркость фотографии. Для этого используем градиентную шкалу в низу окна уровней: 0 - это чёрный цвет на цифровом языке, а 255 - белый. После всех регулировок не забудьте нажать ОК.

Возьмите себе за правило - всегда перед началом обработки
фотографии в Phgotoshop выполнять настройку уровней.
Это намного улучшит конечный результат редактирования.
Открыть диалоговое окно Levels (Уровни) в фотошопе можно нажав клавиши Ctrl+L

Уровни - это инструмент, который Photoshop и другие программы редактирования изображений предоставляют для сдвига или растягивания уровней яркости в гистограмме изображения . Уровни дают возможность скорректировать яркость, контраст и диапазон цвета, задавая положения абсолютно чёрного, абсолютно белого и полутонов на гистограмме. Поскольку гистограмма любой фотографии уникальна, не существует единого способа коррекции уровней для всех ваших фотографий. Понимание принципов, согласно которым корректируются уровни на гистограмме изображения, поможет вам лучше передать тона в итоговом изображении.

Как это работает

Уровни позволяют перемещать и растягивать уровни яркости на гистограмме, используя три основных компонента: точку чёрного, точку белого и центр полутонов. Положение точек чёрного и белого переопределяет «входные уровни» гистограммы относительно «выходных уровней» (в которых точкой чёрного является 0, а точкой белого 255), а положение центра полутонов переопределяет положение нейтрально серого (128). Каждая из регулировок показана внизу на примере уровней в Photoshop, синие подписи добавлены для ясности:

Все нижеприведенные примеры используют уровни по гистограмме RGB , хотя их можно применять и к другим типам гистограмм. Уровни можно применять к каналам цветности, выбирая канал из списка в верхней части окна уровней.

Коррекция уровней чёрного и белого

Собираясь изменить уровни белого и чёрного на гистограмме, задайтесь вопросом: есть ли в изображении области,которые должны быть абсолютно чёрными или белыми, и показывает ли это гистограмма изображения?

Большинство снимков выглядят наилучшим образом,когда используют весь диапазон света и тени, который может быть показан на вашем экране или в печатной копии. Это означает, что зачастую лучший способ отрегулировать уровни, - это растянуть гистограмму на весь диапазон от чёрного (0) до белого (255). Изображения, которые не используют полный тональный диапазон, зачастую выглядят тускло, им может не хватать выразительности. Нижеприведенный снимок был сделан при прямом солнечном свете и включает в себя и яркие облака, и густые тени на камнях - как пример того, что в изображении должны присутствовать области, отображаемые как практически белые или чёрные. Гистограмма такого изображения может быть растянута, чтобы заполнить весь тональный диапазон, как показано ниже:

С другой стороны, просто растягивать белый и чёрный к краям гистограммы, не уделяя внимание содержанию изображения, - дурная привычка. Снимки, сделанные в тумане, дымке или при очень мягком свете зачастую в принципе не содержат чёрного или белого. Попытка коррекции уровней для таких изображений может разрушить настроение и лишить изображение сходства с оригиналом, поскольку оно станет выглядеть как снятое при более жёстком свете.

Ещё одна причина соблюдать осторожность при сдвиге чёрного и белого к границам гистограммы - это может легко обрезать свет и тени. Гистограмма может содержать тени или яркие области, которые показаны столбиками высотой в 1 пиксель, и они будут потеряны. Это часто случается со снимками в низком ключе (см. главу о гистограммах), как на примере внизу:

Нажатая клавиша «Alt» в момент сдвига точек чёрного или белого - это уловка, которая позволит избежать обрезания теней и света, соответственно. Если сдвинуть на выше приведенном примере точку белого намного дальше влево (например, до уровня 180, вместо показанного выше 235), удерживая Alt, мы увидим следующую картину:

Если во время перемещения точки белого или чёрного изображение остаётся полностью чёрным, обрезания тонов не произойдёт. Если же часть точек по яркости уйдёт за пределы гистограммы, участки изображения, где произойдут потери, будут подсвечены, как показано выше. Это может быть весьма полезно, поскольку знание того, где произойдут потери, может помочь оценить, действительно ли это повредит художественному замыслу. Впрочем, не стоит забывать, что засветка на гистограмме RGB необязательно означает, что соответствующая область станет абсолютно белой - возможно, был достигнут максимум в одном из каналов цветности (красном, зелёном или синем).

Коррекция полутонов

Сдвиг центра полутонов сжимает или растягивает тональный диапазон слева и справа от центра, в зависимости от направления движения. Сдвиг влево растягивает гистограмму справа и сжимает её слева (т.е. осветляет изображение, сжимая тени и расширяя светлые тона), тогда как сдвиг вправо оказывает противоположный эффект. Таким образом, основное использование центра полутонов состоит в осветлении или затемнении полутонов в изображении.

Когда ещё использовать сдвиг полутонов? Рассмотрим следующий сценарий: в вашем изображении должны присутствовать абсолютно чёрный и абсолютно белый, при этом гистограмма достигает абсолютно чёрного, но не достигает абсолютно белого. Если вы сдвинете точку белого к границе гистограммы, вы сделаете изображение в целом слишком ярким и передержанным. Использование центра полутонов совместно с точкой белого поможет вам сохранить яркость в изображении, усилив при этом свет до белого:

Заметьте, как небо стало более выраженным, несмотря на то, что общая яркость изображения осталась неизменной. Если бы центр полутонов не был сдвинут, изображение справа оказалось бы сильно передержанным. Аналогичный метод можно использовать для углубления теней с сохранением полутонов, только центр полутонов в этом случае потребуется сдвинуть влево.

Примечание: несмотря на то, что центр полутонов находится на отметке 128, он показан как 1.00, чтобы избежать недоразумений после сдвига точек белого и чёрного. Тем самым центр полутонов всегда находится в точке 1.00, даже если другие точки были смещены. «Входной уровень» центра полутонов в действительности представляет коррекцию гаммы, которую можно рассматривать как относительное число уровней слева и справа. Таким образом, значения больше 1 означают, что больше уровней находится в правой части, тогда как значения меньше 1 показывают, что больше уровней попали в левую часть.

Коррекция уровней с помощью пипеток

Уровни гистограммы могут быть также скорректированы с помощью пипеток, как показано ниже (обведены красным):

Левая и правая пипетки используются для задания точек чёрного и белого нажатием на область в изображении, которая должна быть чёрной или белой, соответственно. Это зачастую не настолько точно, как использовать движки, поскольку нельзя точно сказать, не обрежет ли гистограмму проба в данной точке. Пипетки чёрного и белого полезнее для компьютерной графики, чем для фото.

В отличие от предыдущих двух, пипетка полутонов не выполняет функцию, аналогичную движку полутонов. Пипетка полутонов в действительности задаёт «точку серого», и проба для неё берётся в той части изображения, которая должна быть бесцветной. Это полезно в случае, когда в сцене присутствует бесцветный эталон; нажатие на него пипеткой приведёт к коррекции баланса белого . С другой стороны, баланс белого лучше применять к файлу формата RAW , снижая тем самым риск постеризации .

Другое применение уровней

Уровни можно применять к любой из гистограмм изображения вдобавок к гистограммам RGB, показанным выше, в том числе к гистограммам яркости и цвета . Применение уровней к гистограмме яркости может быть полезным для повышения контраста без сопутствующего изменения насыщенности цвета, в то время как уровни по гистограмме цвета могут изменить баланс цвета в изображении, которое страдает от неестественных оттенков (например, вследствие ошибки баланса белого).

Уровни можно также применять для снижения контраста изображения посредством изменения «выходных уровней» вместо «входных». Это может оказаться полезным шагом перед использованием локального повышения контраста , поскольку тем самым предотвращается обрезание гистограммы (такой подход может затемнить или высветлить самые тёмные и яркие области, соответственно), или когда в изображении наблюдается избыток контраста.

Меры предосторожности

  • Минимизируйте использование уровней, поскольку любое растягивание гистограммы увеличивает вероятность постеризации .
  • Использование уровней на гистограмме яркости может обрезать один из каналов цветности, хотя тем самым можно получить более глубокие тени и яркий свет.
  • Применение уровней к гистограмме цвета или каналу цветности может повлиять на баланс цвета, так что коррекция уровней цвета должна применяться только при сугубой необходимости, или когда хочется достичь намеренного сдвига цветности.

АВТОМАТИКА

В этой части урока мы разберем автоматические режимы работы «Уровней» и их настройки в программе Photoshop.

Не зная как правильно пользоваться корректирующим слоем «Уровни», первое, наверное, что приходит на ум, это попробовать режим «АВТО».


Просто нажать на кнопку «Авто» не получиться!

За этой кнопкой скрываются несколько автоматических режимов. Для выбора того или иного режима зажимаем кнопку «Alt» и кликаем левой кнопкой мышки по кнопке «Авто». При этом появится окно «Параметры автоматической цветокоррекции».


Программа Photoshop предлагает четыре варианта работы кнопки «Авто».

Первый пункт «Улучшить монохроматический контраст» работает со всеми каналами RGB вместе, и предназначен для настройки КОНТРАСТА изображения.

Второй пункт «Улучшить контраст по каналам» и третий пункт «Найти темные и светлые цвета» работают с каждым каналом R,G и B по отдельности. Разница между ними в том, что второй пункт работает более жестко и сильнее, чем третий. Советовать что-либо по выбору того или иного пункта тяжело, так как изображения все разные и каждому из них требуется свой экспериментальный подход.

Четвертый пункт «Улучшить яркость и контрастность» говорит сам за себя.

Установка галочки в строке под этими режимами позволяет привязать данные настройки к нейтральным средним тонам. При этом программа находит все пиксели, яркость которых приближена к яркости средних тонов, а затем делает их близкими по тону, и приводит к цвету, который был выбран в качестве целевого.

Ниже можно задать целевые цвета для темных, средних и светлых тонов, а также установить, каким процентом в темных и светлых тонах можно пожертвовать при выполнении той или иной команды.

Выбор целевого цвета осуществляется в окне «Палитра цветов» после двойного клика левой кнопкой мыши по полю одного из цветов в тенях, в средних тонах или в светах.


Процент усечения пикселей с обеих сторон вводится вручную численными значениями, т.е. указывается каким процентом пикселей можно пожертвовать при работе автоматики.

В принципе не стоит досконально разбираться в работе каждого автоматического режима, можно просто методом перебора остановиться на наиболее приемлемом. Тем более что первые три основных режима имеют горячие клавиши Ctrl+Shift+Alt+L – первый режим, Ctrl+Shift+L – второй режим, Ctrl+Shift+B – третий режим. Причем используя эти клавишные комбинации, можно сразу применять те или иные коррекции, не создавая корректирующего слоя «Уровни».


Более интересный режим автоматики это ПИПЕТКИ.

Эти три инструмента позволяют очень быстро получать довольно интересный и качественный результат.

Если присмотреться к пипеткам, то можно заметить, что пипетки имеют разную заливку: черную, серую и белую.

Посмотрим, как можно использовать эти чудо-пипетки.

Кратковременно нажимаем левой кнопкой мыши (ЛКМ) на черную пипетку, при этом курсор мыши изменяет свой вид на пипетку с черной заливкой. Наводим теперь курсор-пипетку на изображение в то место, в котором, по Вашему мнению, должен присутствовать черный цвет. Для наглядности укажем не совсем черные пиксели и кликнем по ним ЛКМ.


Указанные пипеткой пиксели и пиксели, схожие по яркости и тону программа перекрашивает в черный цвет. В один миг наша фотография стала совершенно другого вида и даже поменяла сюжет, как будто снимок был сделан в вечернее время.


Если результат не устраивает, действие можно отменить кликом ЛКМ на значок «Восстановления значений коррекции по умолчанию». Будьте внимательны, при этом отменяются все коррекции «Уровней», и изображение возвращается к первоначальному виду. Для отмены только лишь последнего действия достаточно нажать комбинацию клавиш Ctrl+Z.

Таким же образом работает и белая пипетка. Выбираем ее на панели «Свойства» и кликаем ЛКМ по месту на изображении со светлыми пикселями.


Получаем картинку, где все светлые пиксели схожие по яркости и тону перекрасились в белый цвет.


Давайте разберем работу пипеток более подробно.

Каждый раз, когда мы кликаем по изображению, мы попадаем в какой-то пиксель, у которого есть свои значения в каналах RGB. Возьмем заготовку с тремя квадратами, изображающими это пиксель, окрашенными в одинаковый цвет со значениями R=200, G=100, B=50 на нейтрально сером фоне.


Если мы кликнем по левому квадратику-пикселю черной пипеткой, то все три канала перекрашиваются в черный цвет.


Если кликнуть по такому же квадратику-пикселю белой пипеткой, то все три канала перекрашиваются в белый цвет.


И так всегда, куда бы мы ни кликали черной или белой пипеткой, то пиксели, на которые мы будем попадать, будут окрашиваться всегда в один и тот же цвет, изменяя яркость, делая ее соответственно нулевой (черной) или самой яркой (белой).

Серая пипетка работает иначе!

Вернемся к нашим квадратикам-пикселям, только теперь они окрашены в разные цвета и расположены на нейтральном сером фоне.


Кликнем серой пипеткой по каждому квадратику. Получим все три квадрата серого цвета, но они разные по тону.


А все это потому, что серая пипетка работает исключительно с цветом, яркость остается неизменной.

Вывод: черная и белая пипетки предназначены для работы с контрастом, а серая с цветом.

Поменяем теперь целевой цвет для черной пипетки, к примеру, на оранжевый. Для этого два раза кликнем ЛКМ по значку черной пипетки, появится окно «Палитра цветов». Выбираем оранжевый цвет, нажимаем «Ок».


Photoshop спросит: «Сделать новые целевые цвета цветами по умолчанию»? Принимаем решение подтвердить или нет.

Кликаем ЛКМ по ранее указанному месту и получаем, что все указанные пиксели и схожие с ними по яркости и тону перекрашиваются в оранжевый цвет.


Таким же образом можно поменять целевые цвета и для остальных двух пипеток.

Используя эти свойства можно делать различного рода тонировки и необыкновенные цветовые коррекции фотографий.

С автоматическими настройками почти закончили. Осталось только рассмотреть НАБОРЫ.

В программе Photoshop есть возможность сохранить настройки корректирующего слоя «Уровни» в один отдельный файл, а потом применить эти настройки к другим фотографиям, иногда это бывает очень полезным.

Сначала возьмем, какую-нибудь фотографию, и откорректируем ее с помощью «Уровней», используя пипетки.



Нажав на строку сохранения набора, появляется окно «Сохранения», где мы можем указать место сохранения и придумать название этому набору. Затем нажимаем «Сохранить».


В диалоговом окне «Загрузить» выбираете необходимый Вам набор и нажимаете «Загрузить». Набор применяется к выбранному изображению.


На этом можно сказать, что мы полностью разобрали автоматические режимы работы корректирующего слоя «Уровни».

Как вручную применять «Уровни» для коррекции контраста и цветового баланса рассмотрим в следующих частях урока.

Приятных творческих успехов.

Если Вы не хотите пропустить интересные уроки по обработке фотографий - подпишитесь на рассылку.

Форма для подписки находится ниже.

Имеют в своем арсенале множество различных инструментов редактирования, умелое использование которых поможет создать истинный фотошедевр. Но среди них есть несколько важнейших, без которых не обойдется редактирование практически ни одной фотографии. Сегодня поговорим об одном из таких инструментов - Уровнях. У каждого фотографа со временем вырабатывается свой алгоритм редактирования снимков. Что касается меня, первым делом, открыв фотографию в Photoshop или Lightroom, я смотрю на экспозицию. На этом этапе, если экспозиция требует исправления, я использую инструмент Тени/Света (Shadow/Highlights ), а затем приступаю к корректировке Уровней (Levels ).

Что из себя представляет инструмент Уровни?

Этот инструмент позволяет корректировать тональный диапазон изображения, а также его цветовой баланс. Таким образом, использование инструмента Уровни позволяет не только изменять экспозицию, но и корректировать цвета. Конечно, в Photoshop есть и другие инструменты, способные справится с этими задачами, но именно через Уровни это делается очень просто и быстро.
В этом инструменте используется гистограмма, чтобы дать наглядное представление о тональном диапазоне редактируемого изображения. Теоретический и практический разбор гистограммы заслуживает отдельной статьи, но главное, что необходимо знать о ней - не существует правильного или неправильного рисунка гистограммы. В инструменте Уровни гистограмма представлена в виде графика с числовым диапазоном от 0 до 255, где 0 - это черный цвет, а 255 - белый. Таким образом, пиксели, расположенные, в крайних точках являются абсолютно черными или белыми, не несущими никакой дополнительной информации для детализации. Говоря о гистограмме в целом, если она смещена влево, то это значит, что в вашем изображении преобладают темные пиксели и, возможно, снимок недоэкспонирован. Соответственно значительное смещение гистограммы вправо может свидетельствовать о переэкспонированном изображении. Средний ползунок регулирует средние тона или, проще говоря, общую гамму. Все пиксели, которые не соответствуют крайним значениям диапазона 0-255, попадают именно в эту категорию.

Как работают Уровни в Photoshop?

Часто после открытия инструмента Уровни возникает инстинктивное желание сделать снимок ярче с помощью среднего ползунка. Это может принести желаемый результат, но я бы посоветовал сначала внимательно присмотреться к изображению на наличие доминирующего оттенка. Зачастую, если имеется такой преобладающий цвет или оттенок, он является нежелательным. Например, на свадебном фото, снятом в пасмурную погоду, белое платье невесты может иметь синий оттенок, от которого хотелось бы избавиться. В то же время теплый оранжевый оттенок, в котором купается вся сцена на фотографии летнего заката, несет в себе атмосферность и избавляться от него вряд ли захочется. Найти подобные цветовые оттенки проще всего на светлых участках снимка и, особенно, тех, которые должны быть белыми. В зависимости от освещения в момент съемки оттенок может быть зеленым, пурпурным, синим, желтым, оранжевым или чем-то средним между этими цветами.

Как использовать Уровни в Photoshop?

Применять этот инструмент можно к любому изображению, которое нуждается в корректировке контраста или цветового баланса. Например, как этот снимок штурмовика с киновселенной Звездных Войн. Итак:
1 . Открываем нужное изображение в Photoshop.
2 . Нажимаем иконку нового корректировочного слоя внизу панели Слои и создаем слой Уровни, или жмем на иконку Уровни на панели Коррекция, которая находится сразу над панелью Слои.

Шаг 1 - Если вам нужно сделать цветокоррекцию

Если ваше изображение имеет нежелательный цветовой оттенок, выполните следующие действия:
1 . В списке рабочих каналов (по умолчанию RGB) поочередно выбирайте каждый канал (Красный, Зеленый, Синий) по отдельности и передвигайте черный и белый ползунки к тем участкам гистограммы, где она начинает двигаться вверх. Если на изображении нет подобных оттенков, гистограмма на всех каналах будет соприкасаться с краями. Поскольку на рассматриваемом нами снимке нежелательный оттенок был, вот как выглядела гистограмма на зеленом канале. На следующем скриншоте красным цветом выделены участки гистограммы, которые не несли никакой информации о цвете. Перемещение черного и белого ползунков по описанному выше принципу нивелировало нежелательный оттенок.
2 . В процессе подобной корректировки вы заметите, как изображение будет приобретать очень сильные цветовые оттенки того канала, с которым вы работаете в данный момент. Не пугайтесь, цвета нормализируются, как только вы проделаете эту процедуру на всех каналах.
3 . После коррекции цвета на каждом из трех каналов можно приступать к настройке экспозиции и контрастности.

Шаг 2 - Настройка экспозиции и контрастности

Как мы уже говорили, с помощью Уровней также можно легко и быстро корректировать экспозицию и контрастность. Другими словами, с помощью этого инструмента можно делать света, тени и средние тона светлее или темнее. Вот как это делается:
1 . Перемещаем белый ползунок от правого края к началу роста гистограммы на канале RGB. То же самое делаем и с черным ползунком слева. Но будьте внимательны, чтобы не загнать светлые участки в пересвет, а тени не провалить в темноту. Для контроля за "выпадающими" пикселями удерживайте клавишу ALT в то время, как двигаете черный и белый ползунки.
2 . Последним шагом в быстрой настройке уровней будет регулировка среднего ползунка на том же RGB канале. Таким образом регулируется контрастность изображения.

  1. Как и в случае с любым другим инструментом, используя Уровни, не забывайте о чувстве меры.
  2. Не спешите вносить кардинальные изменения. Начните с малого, абстрагируйтесь, посмотрите на результат и лишь затем усиливайте те или иные эффекты, если вам покажется это действительно необходимым.
  3. Проверяйте с помощью клавиши ALT не теряете ли вы слишком много деталей на светлых участках и в тенях, корректируя гистограмму.
  4. Добавьте немного контраста с помощью Уровней, это сделает цвета ярче, а рисунок интересней и живее.

В целом Уровни в Photoshop - это мощный инструмент редактирования, а его простота в использовании позволяет прибегать к нему в процессе обработки практически каждой фотографии без больших затрат времени. Немного практики и вы научитесь интуитивно чувствовать этот инструмент и видеть, где и как его можно использовать на той или иной фотографии.

© 2014 сайт

Для управления яркостью и контрастом изображения в Adobe Photoshop используются уровни (Levels) и кривые (Curves). Точнее говоря, именно кривые являются основным инструментом цветокоррекции, позволяющим осуществить большинство операций, связанных с изменением яркости и контраста, как для изображения в целом, так и в отдельных цветовых каналах. Уровни же, в сущности, представляют собой упрощённую версию кривых и употребляются в тех случаях, когда требуется лишь элементарная коррекция. Всё, что может быть сделано при помощи уровней, может быть сделано и при помощи кривых, но далеко не всё из того, на что способны кривые, доступно уровням. Именно поэтому я в большинстве случаев предпочитаю пользоваться кривыми и вам советую поступать так же.

Отдельного упоминания заслуживает инструмент Яркость/Контраст (Brightness/Contrast). Никогда, ни при каких обстоятельствах вы не должны к нему прикасаться. Уровни, а тем более кривые, даже при поверхностном знакомстве с ними обеспечивают намного более точный контроль над яркостью, контрастом и всем, что с ними связано (тоном, цветовой насыщенностью и т.д.). Даже если вы используете Фотошоп лишь для самого минималистичного редактирования фотографий, это всё равно не повод прибегать к примитивным инструментам, от которых вреда больше чем пользы.

Основные понятия

Диалоговое окно кривых вызывается с помощью сочетания клавиш Ctrl/Cmd+M, а уровней – Ctrl/Cmd+L. Кроме того, вы можете создавать корректирующие слои кривых или уровней через меню Layer > New Adjustment Layer > Curves (или Levels) или же нажимая на соответствующие пиктограммы в палитре Adjustments.

На графике кривых горизонтальная ось отражает исходные значения яркости пикселей, а вертикальная – те значения, которые вы желаете получить на выходе. Изначально все выходные значения равны входным и кривая представляет собой диагональную прямую, проходящую через две точки, соответствующие чёрному (0; 0) и белому (255; 255) цветам. Вы можете добавить на кривую (точнее, пока ещё прямую) до четырнадцати дополнительных контрольных точек, чтобы придать кривой нужную вам форму. Когда вы тянете точку вверх, то те области изображения, которые соответствуют данному участку кривой, становятся светлее, поскольку значения яркости на выходе превышают значения на входе. Когда же вы прогибаете кривую вниз, выходные значения яркости становятся меньше входных и изображение темнеет. Используя точки в разных местах кривой, вы можете раздельно управлять яркостью светов, теней и полутонов. Лишнюю точку всегда можно удалить, выбрав её и нажав Delete.

Уровни работают схожим образом и по своему эффекту практически идентичны кривой с тремя точками: одна для чёрного цвета, одна – для белого и одна для полутонов. Чтобы сделать изображение темнее или светлее, трёх точек вполне достаточно, но для полноценного управления контрастом требуется не меньше четырёх точек, и кривые в данном случае становятся совершенно незаменимым инструментом.

В основном я буду говорить именно о кривых, как о более гибком и универсальном средстве цветокоррекции, но для тех, кому проще использовать уровни, я покажу, как достигнуть аналогичного эффекта при помощи уровней в тех случаях, где это в принципе возможно.

Наклон кривой и контраст

Изменение контраста изображения зависит от угла наклона кривой. Говоря словами Дэна Маргулиса: чем круче кривая, тем выше контраст. Обратите внимание, что исходная нетронутая кривая, где все выходные значения яркости равны входным, имеет угол наклона 45°. Увеличение угла наклона означает повышение контраста, а уменьшение угла означает снижение контраста. Понимание этого принципа имеет большое значение, поскольку очень часто мы будем повышать контраст в одном тональном диапазоне и одновременно снижать его в другом, за счёт того, что разные участки кривой будут иметь различный угол наклона.

Десять фундаментальных кривых

Ниже мы рассмотрим десять типов кривых. Это тот минимум, которого вам будет достаточно для редактирования практически любой фотографии. Кроме того, усвоив сам принцип работы с кривыми на десяти элементарных примерах, вы сможете в дальнейшем самостоятельно строить кривые любой сложности.

Первые три кривые делают изображение светлее, кривые с 4 по 6 делают его темнее, кривые 1, 5, 7 и 8 повышают контраст, а 2, 4, 9 и 10 его снижают. На практике я чаще всего пользуюсь кривыми 3, 6 и 8, а также различными вариациями на тему этих трёх типов. Эффекты всех кривых кроме 8 и 10 (S-образные кривые) могут быть при желании достигнуты с помощью уровней.

Прошу обратить внимание, что для большей наглядности я намеренно гипертрофирую изгибы кривых. В реальной жизни столь сильные изменения яркости и контраста обычно ни к чему. Зачастую я создаю кривую достаточно агрессивной формы, а затем, изменяя прозрачность корректирующего слоя, добиваюсь нужного мне деликатного эффекта. Кроме того, используя маски слоёв, можно применять к различным участкам изображения кривые различной формы, что порой весьма удобно.

Во всех примерах будет использоваться одна и та же фотография, чтобы вы могли оценить, как те или иные настройки влияют на изображение.

1. Повышение яркости с повышением контраста

Уменьшив входное значение для точки белого цвета, мы тем самым отсекли верхние света и пропорционально растянули оставшийся тональный диапазон. Угол наклона кривой превысил 45° на всём её протяжении, что привело к повышению контраста. Чем светлее объект изначально, тем сильнее повышается его яркость.

Этот способ хорош для осветления сильно недодержанных фотографий, а также для отбеливания фона при изоляции предметов на белом фоне . Однако для осветления нормально проэкспонированных фотографий такая кривая не годится, поскольку смещение точки белого приводит к клиппингу в светах и, как следствие, грубому искажению цвета светлых объектов. К тому же большинство снимков нуждается в осветлении скорее теней, нежели светов.

2. Повышение яркости со снижением контраста

Перед вами наилучший способ осветления фотографий. Мы повышаем яркость полутонов, оставляя точки чёрного и белого цветов без изменений. В результате общий тональный диапазон не меняется, но основная масса средних тонов плавно смещается вверх. При этом контраст в тенях возрастает, а в светах падает, т.е. детали в тенях отчётливо проявляются, а в светах хоть и становятся чуть менее контрастными, но всё равно остаются различимыми.

Очень часто снимая какую-нибудь контрастную сцену, приходится сильно уменьшать экспозицию , чтобы не допустить клиппинга светов. Для таких вынужденно недодержанных фотографий нелинейное повышение яркости является едва ли не обязательной процедурой.

4. Снижение яркости со снижением контраста

Увеличивая входное значение для точки чёрного цвета, мы делаем тени абсолютно чёрными и лишёнными деталей. Эффект получается очень драматичный и применяется он преимущественно при обработке фотографий снятых в низком ключе, чтобы зачернить фон. Кроме того, точку чёрного цвета можно использовать для некоторого оживления фотографий, снятых по методу ETTR в условиях очень низкого контраста, например, в тумане.

6. Нелинейное снижение яркости

По аналогии с нелинейным осветлением мы оставляем точки чёрного и белого цветов нетронутыми, но смещаем полутона вниз. Контраст в светах возрастает, а в тенях уменьшается. Эта кривая хороша, когда вам нужно убавить яркость в тенях и средних тонах так, чтобы детали в них остались различимыми, а тени, сделавшись более густыми, не превратились бы при этом в слепые чёрные пятна.

Если затеняемые области содержат отдельные яркие детали, я могу совместить кривые 4 и 6, т.е. уменьшить яркость полутонов, одновременно слегка опуская точку белого цвета, чтобы приглушить ненужную пестроту.

7. Линейное повышение контраста

Простейший способ поднять контраст изображения – сблизить точки чёрного и белого цвета, т.е. увеличить входное значение для точки чёрного цвета и уменьшить для точки белого. Я не рекомендую вам повышать контраст этим путём, поскольку грубое отсечение теней и светов ведёт к потере деталей и искажению цвета. Единственное исключение – это фотографии с крайне низким контрастом, края гистограммы которых не дотягиваются до пределов общего тонального диапазона. В этом случае придвинуть точки чёрного и белого цветов вплотную к краям гистограммы вполне уместно.

Увеличивать контраст лучше всего при помощи S-образной кривой. Она позволяет сделать тени темнее, а света светлее, не теряя при этом деталей ни в тенях, ни в светах, поскольку точки чёрного и белого цвета остаются на своих местах и общий тональный диапазон не изменяется. Света и тени просто становятся чуть более плоскими, в то время как середина тонального диапазона растягивается, и полутона становятся более контрастными. Наиболее важные детали большинства фотографий лежат именно в этой области. Разумеется, форма S-образной кривой должна учитывать особенности конкретного снимка. Вы вправе изменять положение контрольных точек, варьируя степень кривизны различных участков кривой и делая при необходимости акцент либо на светах, либо на тенях.

Очевидно, что эффект S-образной кривой не может быть воспроизведён при помощи уровней, поскольку требует не менее четырёх точек.

9. Линейное снижение контраста

В противовес линейному повышению контраста мы увеличиваем выходное значение для точки чёрного цвета и уменьшаем выходное значение для точки белого цвета. Тональный диапазон растягивается, порождая плоскую серую картинку. Практический смысл этого действия сомнителен.

Обратная или инвертированная S-образная кривая бывает полезна, когда вы готовы пожертвовать контрастом в середине, ради объектов, расположенных по краям тонального диапазона. Фотографии, в которых света и тени были бы одинаково ценны и при этом перевешивали бы по своей значимости полутона, встречаются достаточно редко, поэтому применяйте обратную S-образную кривую с большой осторожностью.

Нестандартные кривые

Возможности кривых не ограничиваются перечисленными выше десятью стандартными примерами. В конце концов, в вашем распоряжении может одновременно находиться до шестнадцати контрольных точек, и вы вольны распоряжаться ими, как вам заблагорассудится. Помните только о зависимости изменения контраста от наклона кривой: в тех областях, где требуется повышение контраста, угол наклона кривой следует увеличить, а там, где контраст должен быть снижен, необходима более пологая кривая. Повысить или понизить контраст во всём диапазоне тонов невозможно без сужения или расширения диапазона. Если же точки чёрного и белого цветов неподвижны и тональный диапазон остаётся неизменным, то всякое повышение контраста на одном из участков кривой, должно быть уравновешено потерей контраста на других, менее важных участках.

Работа с индивидуальными каналами

Во всех описанных выше примерах мы работали с кривыми и уровнями в режиме RGB, т.е. вносили одинаковые изменения во все каналы изображения одновременно. Однако порой приходится прибегать к редактированию отдельных цветовых каналов, поскольку каждый из них может потребовать индивидуального подхода.

Применяя кривые различной формы к разным каналам, вы можете управлять цветовым балансом изображения, причём управлять очень гибко, делая, например, в одно и то же время тени теплее, а света холоднее.

При переходе из цветовой схемы RGB в схему CMYK, что бывает необходимо при печати, приходится возиться с отдельными каналами просто для того, чтобы цвета на отпечатке оказались не слишком сильно искажены по сравнению с оригиналом.

В схеме Lab у вас имеется возможность раздельно редактировать канал L, отвечающий за светлоту, и хроматические каналы a и b, что позволяет независимо управлять яркостью, контрастом, цветовой насыщенностью и цветовым контрастом, т.е. параметрами, которые в режимах RGB и CMYK обычно тесно сцеплены друг с другом (если кто-то забыл, то цветовые схемы можно переключать через меню Image > Mode).

Всё это не означает, что применение общих кривых и уровней лишено смысла. Напротив, для большинства элементарных операций с изображением вполне достаточно универсального подхода, но в тех случаях, когда задача кажется неразрешимой при помощи общей кривой, поканальная коррекция может быть весьма действенной.

Цветокоррекция с помощью пипеток

И кривые, и уровни позволяют осуществить базовую автоматическую цветокоррекцию при помощи трёх пипеток: чёрной, серой и белой. Сам я ими практически никогда не пользуюсь, предпочитая настраивать кривые вручную, но вкратце упомянуть о пипетках в данной статье всё же необходимо.

Чёрная и белая пипетки отвечают за точки чёрного и белого цвета соответственно. Серая же пипетка служит для исправления цветового баланса в полутонах.

Выбрав чёрную пипетку и указав на фотографии участок, который, по вашему мнению, должен быть абсолютно чёрным, вы тем самым сместите точку чёрного цвета для каждого из каналов, так, что всем пикселям с яркостью от выбранного вами тона и ниже будет присвоена нулевая яркость. Аналогично действует и белая пипетка, отсекая все света выше заданной точки. Серая пипетка заведует серединой тонального диапазона, приводя яркость отдельных цветовых каналов во взаимное равновесие.

Автоматическое исправление цветового баланса возможно только в том случае, если на фотографии присутствует какой-либо объект, имеющий в реальности нейтральный оттенок: серый, чёрный или белый. Достаточно указать пипеткой на заведомо ахроматический объект, чтобы индивидуальные кривые или уровни для каждого из цветовых каналов приняли такое положение, при котором цветовой баланс всего изображения выравнивается в соответствие с выбранным вами эталоном. Например, если серый пиджак получился на фотографии синеватым из-за того, что человек стоял в тени, то после применения серой пипетки излишняя синева будет нейтрализована по всему кадру и пиджак вновь станет серым, а весь снимок немного потеплеет.

Примечательно, что если вы ткнёте пипеткой во что-нибудь исходно цветное, то это приведёт к нейтрализации данного цвета вплоть до полной ахроматичности и к пропорциональному неестественному искажению всех остальных цветов. Например, если вы укажете на синее небо, оно посереет, а все остальные объекты на фотографии приобретут красно-оранжевый оттенок. Указав на красную розу, вы обесцветите её и окрасите весь снимок в сине-голубые тона. Этот приём вполне легален и может быть использован для достижения необычных художественных эффектов.

Должен отметить, что хотя цветокоррекция при помощи кривых и уровней и способна во многих случаях исправить ошибки баланса белого цвета, тем не менее, изначально правильная установка баланса белого непосредственно при съёмке или в RAW-конвертере является более здравым решением, обеспечивая лучшую цветопередачу и упрощая последующую обработку снимка.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.



Поделиться