Что такое защитный фильтр. Для чего он нужен

Нужно сразу сказать, что светофильтры для объективов не являются обязательными для применения. Так для чего нужны светофильтры на объективах, какие их типы и как применять светофильтры в фотографии.

Одна из выполняемых задач такими фильтрами – это защита линз объектива , при попадании постороннего предмета на линзы удар примет на себя фильтр.

Другой задачей для светофильтров является управление световым потоком , они способны задержать нужные волны света и так можно достигнуть определенных художественных целей.

Поляризационные фильтры

Поляризационный светофильтр используется для уменьшения отражений и бликов от поверхностей, например, отражения на воде. Поляризационный светофильтр уменьшает светосилу объектива, из-за этого нужно вносить коррекцию в экспозицию. Но зато такой фильтр усиливает цвета. Небо, трава и другие цветные объекты становятся сочнее. Хорошо подходят для съемки пейзажей, ландшафтов.

Есть линейные "PL" и круговые "C-PL" поляризационные фильтры. Состоят они из двух пластин и перед съемкой их нужно настраивать путем вращения пластин друг относительно друга. Вращение происходит в пределах от 0 до 90 градусов.

При покупке таких фильтров внимательно выбирайте нужную систему, ведь линейные фильтры часто блокирую систему автофокуса. А круговые поляризаторы стоят дороже, но они в основном позволяют нормально работать системе автофокуса и экспозамера. Еще обратите внимание на крепление к объективу, веди светофильтр придется вращать и нужно при этом не сбить настройку первой линзы объектива, если ее тоже приходиться настраивать.

Цена поляризационных светофильтров от 20 $ и до 150 $.





Примеры использования поляризационного светофильтра

Нейтральные ND – фильтры

Если возникает необходимость изменения экспозиции, но уменьшать выдержку нельзя, то уменьшают количество света, попадающего на матрицу. В такой ситуации применяют нейтральный ND фильтр. Они отличаются плотностью, а значит количеством пропускаемого света. Такие фильтры могут понадобиться при съемке в солнечный день, если нужно увеличить выдержку (съемка воды на солнце). Или нужно увеличивать диафрагму для меньшей глубины резкости.

Нейтральные светофильтры для фотоаппаратов не влияют на цвета, контрастность, блики, отражения.

Могут стоить от 10 $ до 200 $.

Градиентные ND-фильтры

Такие светофильтры для объективов используются только для уменьшения светового потока, но их плотность меняется на всей площади фильтра. Есть плавный градиент, когда переход между разными участками плотности происходит плавно. Есть фильтры с более четкой границей между разными участками. И есть такие фильтры, где градиент наложен по кругу, в центре фильтр более плотный, а к краям идет просветление.

Такие фильтры имеют аббревиатуру "GND". Используются они, когда в кадр попадают объекты с разной освещенностью. Например, яркое небо и земля с четкой границей горизонта. Применяя градиентный светофильтр вы сможете получить снимок с нормальной экспозицией по всей площади кадра.

Обычно та часть фильтра, которая больше света пропускает делается прозрачной. Тогда в маркировке светофильтра указывается разница в передаче света на разных концах фильтра, то есть на сколько ступеней задерживает свет темная часть. Например, "0,6 ND" означает разницу в 2 f ступени (1,4).



Градиентные ND-фильтры

Инфракрасный

Инфракрасные светофильтры на объективе служат для фильтрации практически всего видимого спектра светового потока, на матрицу пропускается только инфракрасное излучение. Так как видимое излучение блокируется, то наводку на объект (фокусировка, замер экспозиции) нужно делать до использования инфракрасного светофильтра. В результате на снимке вы получите темное небо, белые деревья и все объекты сильно изменят свой цвет.

Примерная цена инфракрасных светофильтров от 50 $ и до 100 $.









Примеры использования инфракрасного светофильтра

Защитный фильтр

Используется для защиты линз объектива. Можно приобретать сразу с покупкой объектива, особенно если фотоаппарат будет использоваться на природе. Защищает объектив от отпечатков пальцев, пыли, грязи, песка, царапин. На сегодня в качестве защитных в основном используются ультрафиолетовые светофильтры.

Ультрафиолетовые фильтры

Имеют в обозначении буквы "UV", часто используются в качестве защитных фильтров. Были широко распространены для пленочных фотоаппаратов, цифровая матрицы намного меньше восприимчива к ультрафиолету. Но все же можно заметить на снимках разницу с UV фильтром и без. Применение фильтра может сделать снимок немного контрастнее, влияет на отображение голубого цвета. Особенно заметно его применение в горах или на море. Но все же сегодня основная его роль в цифровых фотоаппаратах - это защита передней линзы объектива. Цена от 5 $ и до 50 $.



Изменния при ультрафиолетовом фильтре

Заключение

Основными производителями светофильтров для объективов являются компании: Marumi, Hoya, Kenko, Matin, Meike. При выборе фильтра обратите внимание на размер в миллиметрах, что бы он совпадал с вашим объективом. Так же фильтры могут быть или на резьбе или накладные. При резьбовом соединении большая защита и не страшно сдвинуть фильтр во время съемки. Но для навинчивающихся светофильтров нужно внимательно смотреть на совместимость с вашим объективом.

Когда был изобретен фотоаппарат, народ сильно не волновало качество изображения - ведь было просто приятно видеть свою физиономию, пусть и ужасно нечеткую, на какой-то поверхности, ведь таким образом твой лик консервировался в том возрасте, когда был снят, но человеку редко бывает чего-то достаточно, и перфекционизм попросту не дает покоя, хочется от хорошего побыстрее перейти к лучшему. Постепенно на фотоаппаратах появились объективы, увеличилась разрешающая способность и, в конце концов, появился цвет, и вот тогда стало ясно, что цвета не очень-то соответствуют тому, что видит глаз. Появилась необходимость коррекции этих самых цветов, которая осложнялась еще и тем, что каждая пленка тоже имела свой оттенок.

Нет, не подумайте, во времена фотографии черно-белой светофильтры тоже были необходимы: опыт показывал, что теплые светофильтры неплохо помогают при портретной съемке, красный делает более удобоваримым лицо и более контрастным небо - все равно ведь в результате картинка получалась монохромной, так какая разница, какого цвета стекляшку ставить, ведь с отсутствием цвета конечный кадр не получал и ненужных тонов.

На закате пленочной фотографии всем стала править цифра, а появление удобных программ редактирования и мощных процессоров с каждым годом править карточки становится все легче и быстрее. Такая ситуация привела к тому, что цветные светофильтры практически перестали применяться, на смену им давно пришли светофильтры цифровые, ставшие чуть ли не стандартным инструментом в программах редактирования. Из продаваемых и производимых фильтров сегодня остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Впрочем, есть и цветные светофильтры для портативного света, но их необходимость никогда и не отпадала.

Какие бывают светофильтры?

Прежде всего, есть светофильтры для объективов (вкручивающиеся в резьбу крепления светофильтра или вставляющиеся в специальный держатель на объективе) и фильтры для импульсного света, устанавливающиеся в крепеж для светофильтра во вспышке или просто фиксирующиеся резинкой для денег. Мы поговорим обо всех.

Фильтры для объектива:

  • защитные , самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector ».

  • ультрафиолетовые , которые часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV ».
  • инфракрасные , наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить - в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной и фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR ».

  • , которые бывают двух типов, линейные и круговые - первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim » и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL » (линейные) и «C-PL » (циркулярные).Хороший урок, посвященный поляризационному фильтру.
  • , которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или HDR склейку.

  • , которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1 / 2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением - такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах - в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND », после чего следует определенная цифра.
  • цветные , которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками.

Светофильтры для вспышек

С этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные . Казалось бы, зачем в наше время они нужны - ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного - ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно - кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна - скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте Lightroom или хотя бы панель настройки монитора - там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в , вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один - вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется. Вспышка по цвету совместима только с дневного светом - все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение. Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров - нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными - ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что мало просто внести в кадр - ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины. Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере - второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

  • красный - под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
  • оранжевый - под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
  • желтый - под лампы накаливания
  • зеленый - под «холодные» люминесцентные лампы
  • синий - отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый

Не забывайте также о смещении цветов (или цветовом сдвиге) - тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра - плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр. Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом. Это как с краской - положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

Светофильтры по-прежнему имеют много применений в цифровой фотографии и должны быть важной частью экипировки любого фотографа. Это могут быть поляризационные фильтры для снижения яркости и повышения насыщенности или просто защитные фильтры для пущей сохранности передней линзы. Данная глава познакомит вас с этими и другими фильтрами, которые нельзя воспроизвести при помощи цифрового редактирования. Общие проблемы и недостатки, а также размеры фильтров обсуждаются в конце.

Обзор: типы светофильтров

Наиболее часто в цифровой фотографии используют поляризационные (линейные или круговые), защитные (UV/haze), нейтральные, градиентные и холодные/тёплые или цветные фильтры. Примеры использования каждого из них приведены ниже:

Линейные и круговые поляризационные фильтры

Поляризационные фильтры («поляризаторы») обозначаются аббревиатурой PL (C-PL). Это, пожалуй, самые важные фильтры в пейзажной и ландшафтной съёмке. Их работа заключается в снижении количества отражённого света, попадающего на сенсор камеры. Аналогично поляризующим очкам, поляризаторы придадут небесам более глубокую синеву, уменьшат яркость и отражения от воды и других поверхностей, а также уменьшат контраст между небом и землёй.

два независимых кадра, снятых один за другим

Заметьте, как небо становится намного более синим, и как листва и камни прибавляют в цвете. Интенсивность поляризующего эффекта может быть изменена вращением фильтра, хотя не имеет смысла вращать его более, чем на пол-оборота (180°), поскольку далее все возможные интенсивности повторяются. Используйте видоискатель или экран камеры, чтобы наблюдать за эффектом, который достигается вращением поляризационного фильтра.

Эффект поляризации может значительно усиливаться или ослабевать в зависимости от направления камеры относительно солнца. Эффект усиливается в направлении,перпендикулярном к солнечному свету . Это значит, что если солнце находится в зените, максимальный эффект будет достигнут во всех направлениях.

Однако использовать поляризационные фильтры нужно с осторожностью, поскольку они могут негативно повлиять на снимок. Поляризаторы существенно сокращают количество света , который достигает сенсора камеры, зачастую на 2-3 f-ступени (от 1/4 до 1/8 количества света). Это означает, что риск размытия при съёмке с рук значительно повышается и в некоторых случаях может сделать получение снимков движения невозможным.

Вдобавок, использование поляризатора на широкоугольном объективе может создать неравномерное или ненатурально выглядящее небо с видимым затемнением. На примере слева заметны неоднородность и чрезмерное затемнение неба.

Линейные и круговые поляризаторы : на сегодня разработано широкое разнообразие круговых поляризаторов, которые позволяют системам экспозамера и автофокуса камеры функционировать корректно. Линейные поляризаторы намного дешевле, но не могут использоваться с камерами, в которых применяется сквозной (через объектив) метод экспозамера и автофокуса, называемый также TTL (through-the-lens), - а он используется практически во всех цифровых зеркальных камерах. Можно было бы, конечно, делать предварительный экспозамер и автофокус, но вряд ли это удобно.

Нейтральные фильтры

Нейтральные фильтры обозначаются аббревиатурой ND (neutral density). Их действие заключается в равномерном уменьшении количества света, попадающего на сенсор камеры. Они полезны для получения достаточно большого времени экспозиции, если его невозможно достичь иначе в диапазоне доступных апертур диафрагмы (при минимальной светочувствительности ISO).

Ситуации, в которых могут пригодиться нейтральные фильтры:

  • Сглаживание движения воды в водопадах, реках, океанах и т.д.
  • Достижение меньшей глубины резкости в очень ярком свете
  • Уменьшение дифракции (которая снижает резкость) посредством раскрытия диафрагмы
  • Размытие или исключение движущихся объектов (таких как люди и машины)
  • Создание размытия для передачи движения объектов (motion blur)

фотография с эффектом сглаживания воды вследствие длинной выдержки

Используйте нейтральные фильтры только тогда, когда это абсолютно необходимо, поскольку они эффективно уменьшают освещённость, которую можно было использовать, чтобы получить более короткую выдержку (чтобы заморозить движение), закрыть диафрагму (для глубины резкости) или понизить чувствительность ISO (чтобы уменьшить визуальный шум). Кроме того, некоторые нейтральные фильтры могут незначительно изменить цветовой баланс изображения.

Понять, насколько уменьшает освещённость тот или иной нейтральный фильтр, порою затруднительно, поскольку производители используют разные форматы обозначений:

Степень снижения освещённости Hoya, B+W и Cokin Lee, Tiffen Leica
f-ступени Части
1 1/2 ND2, ND2x 0.3 ND 1x
2 1/4 ND4, ND4x 0.6 ND 4x
3 1/8 ND8, ND8x 0.9 ND 8x
4 1/16 ND16, ND16x 1.2 ND 16x
5 1/32 ND32, ND32x 1.5 ND 32x
6 1/64 ND64, ND64x 1.8 ND 64x

Обычно для большинства сцен наподобие водопадов достаточно нескольких ступеней диафрагмы, так что большинство фотографов просто держат при себе один или два разных нейтральных фильтра. Экстремальное подавление освещённости может позволить довольно длительные выдержки даже в яркий солнечный день.

Градиентные нейтральные фильтры.

Градиентные нейтральные фильтры обозначают аббревиатурой GND (graduated neutral density). Они снижают степень освещённости изображения в соответствии с мягким геометрическим шаблоном. Порой их также называют «сплит-фильтры». Градиентные фильтры идеально подходят для съёмки сцен с простой геометрией света, такой как линейное изменение от тёмного к светлому, которое часто встречается в пейзажной и ландшафтной съёмке (внизу).

До появления цифровых камер градиентные фильтры были абсолютно необходимы при съёмке драматично освещённых пейзажей. Цифровые камеры позволяют сделать два разных снимка и совместить их программно, используя линейный градиент. С другой стороны, применить такую технику невозможно для быстро движущихся предметов или изменяющегося освещения (если только не иметь дела с одной экспозицией, извлечённой дважды из файла в формате RAW , но тем самым умножаются шумы). Многие предпочитают использовать GND, чтобы видеть, каким будет итоговое изображение, в видоискателе или на ЖК-экране.

Существует широкое разнообразие градиентных фильтров. Наиболее важным параметром является скорость изменения от светлого к тёмному , что обычно называют «мягкой» или «жёсткой» гранью для постепенного или более резкого изменения, соответственно. Выбирают их, исходя из того, насколько резко изменяется освещённость сцены, где резкий переход от тёмной земли к яркому небу может потребовать более жёсткого фильтра, например. Иначе, затемнение может быть круговым, чтобы добавить или убавить света на краях изображения (виньетирование).

учтите: на приведенных диаграммах белый означает прозрачный, пропускающий 100% света

Использование фильтра подразумевает аккуратность и обычно требует штатива. Мягкий фильтр обычно более гибок и толерантен к неточностям. С другой стороны, мягкая грань может привести к лишнему затемнению или осветлению вблизи зоны перехода освещённости, если этот переход резче, чем фильтр. Стоит также принять во внимание, что вертикальные объекты, пересекающие зону перехода, могут оказаться неестественно тёмными.

Обратите внимание на то, как верхушки камней становятся ненатурально чёрными;
зачастую при использовании градиентных фильтров этого эффекта избежать невозможно.

Проблема терминологии мягкого и жёсткого перехода состоит в том, что она не стандартизирована и варьируется у разных производителей. То, что одна компания назвала мягким фильтром, другая назовёт жёстким. Поэтому имеет смысл рассматривать каждый фильтр индивидуально, чтобы оценить его тип. Большинство производителей демонстрируют на своих сайтах пример фильтра.

Второй важной характеристикой является разность между пропуском света на концах градиента (в вышеприведенных примерах между верхней и нижней частями). Эта разность выражается в тех же терминах, что и для нейтральных фильтров из предыдущей главы. «0.6 ND» в этом случае означает на 2 f-ступени (1/4) меньше пропускаемого света на затемнении, чем на светлой части фильтра. Аналогично, 0.9 ND означает на 3 f-ступени меньше света (1/8) на одной стороне. Для большинства пейзажей достаточно 1-3 f-ступеней.

Противотуманные и ультрафиолетовые фильтры

Сегодня UV-фильтры в-основном используют для защиты передней линзы объектива, поскольку они прозрачны и не вносят заметных изменений в изображение. Для плёночных камер ультрафиолетовые фильтры уменьшали дымку и повышали контраст, минимизируя попадание ультрафиолетового излучения на плёнку. Проблема с ультрафиолетовым светом в том, что он невидим для человеческого глаза, но зачастую, когда солнце в дымке, значительное количество ультрафиолета рассеивается в атмосфере и влияет на экспозицию, уменьшая контраст. К счастью, сенсоры цифровых камер настолько менее чувствительны к ультрафиолету, чем плёнка, что фильтровать его больше нет необходимости.

UV-фильтр 77 мм

Однако ультрафиолетовые фильтры потенциально способны понизить качество изображения, прибавляя блики, меняя оттенки цвета или снижая контраст. Многослойные фильтры практически лишены бликов, и сохранение фильтра в чистоте минимизирует потери качества изображения (хотя даже невидимые микроцарапины повлияют на резкость и контраст). Высококачественные ультрафиолетовые фильтры не вносят никаких изменений в соотношение цвета.

Для цифровых камер преимущества ультрафиолетового фильтра (защита) в противовес потенциальным потерям в качестве изображения являются предметом частых дискуссий. Для дорогих объективов фактор защиты зачастую является определяющим, поскольку намного проще заменить фильтр, чем починить объектив. Однако для объективов среднего класса или компактных цифровых камер защита намного менее важна, и выбор определяется скорее личными предпочтениями.

Ещё одно соображение состоит в том, что защитные фильтры могут повысить продажную стоимость объектива, сохраняя его переднюю линзу в нетронутом виде. В этом смысле защитный фильтр может даже рассматриваться как повышающий качество изображения (по сравнению с незащищённым объективом), поскольку он может быть легко заменён, как только станет заметно влиять на изображение.

Тёплые и холодные фильтры

Тёплые и холодные фильтры изменяют баланс белого света, достигающего сенсора камеры. Это может быть как средством коррекции неестественного соотношения цветов, так и средством создания такового, например, добавляя теплоты в облачный день, чтобы он выглядел как на закате.

Оранжевый свет на снимке вверху вызван монохроматическими уличными фонарями;
при таком типе источника освещения практически никакая коррекция баланса белого
неспособна восстановить полный цвет.
Холодный или специальный фильтр уличного освещения можно применять
для восстановления цвета при других источниках освещения.

Такие фильтры существенно потеряли свою важность с приходом цифровых камер, поскольку они автоматически корректируют баланс белого, и он может быть скорректирован впоследствии вручную при съёмке в файл формата RAW . С другой стороны, некоторые ситуации могут по-прежнему требовать цветных фильтров, такие как необычное освещение (на вышеприведенном примере) или при съёмке под водой, поскольку обилие монохроматического света делает невозможным восстановление цвета без появления большого количества шумов в отдельных каналах цвета.

Проблемы использования фильтров

видимое виньетирование,
вызванное фильтром

Следует использовать фильтры только по необходимости, ведь они могут также отрицательно повлиять на изображение, поскольку вносят дополнительный слой стекла между сенсором камеры и предметом съёмки и в результате могут снизить качество изображения. Обычно это проявляется в форме изменения соотношения цвета, снижения локального или общего контраста, а также появления или увеличения числа бликов , вызванных светом, непредвиденно отразившимся внутри фильтра.

Фильтры могут также вызвать физическое виньетирование (затемнение на краях изображения), если их оправа оказывается на пути света, попадающего в объектив (на примере справа). Эта виньетка вызвана размещением поляризационного фильтра поверх защитного при использовании широкоугольного объектива, что вызвало попадание оправы внешнего фильтра в кадр. Наложение фильтров может усилить все вышеописанные проблемы.

Выбор размера фильтра для объектива

Существует два основных вида фильтров: навинчивающиеся и накладные. Последние предоставляют большую гибкость, поскольку могут быть использованы практически с любым объективом, однако их использование может также оказаться и более обременительным, поскольку их придётся держать перед объективом. С другой стороны, существуют наборы для фиксации фильтров, которые могут упростить процесс. Навинчивающиеся фильтры могут обеспечить герметичное соединение, необходимое для защиты, и не могут быть случайно сдвинуты в процессе экспозиции. Основным недостатком является фиксированный диаметр резьбы.

Размер навинчивающегося фильтра выражается его диаметром, который соответствует диаметру передней кромки объектива, обычно указанному на нём. Этот диаметр выражается в миллиметрах и как правило варьируется от 46 до 82 мм для цифровых зеркальных камер. Переходные кольца могут позволить использовать на данном объективе фильтр с большим или меньшим диаметром, однако уменьшение диаметра может вызвать серьёзное виньетирование (поскольку фильтр может заблокировать свет на краях линз), а увеличение диаметра означает, что фильтр выступает за края объектива (и вносит потенциальные неудобства).

Высота оправы фильтра тоже может быть важна. Для использования на широкоугольных объективах без виньетирования разработаны ультратонкие и другие специальные фильтры. С другой стороны, они могут стоить значительно дороже и зачастую не имеют передней резьбы для наложенного фильтра (а иногда и пространства для крепления крышки объектива).

Ничто в нашей жизни не вечно, нужно стараться сохранить те вещи, которые нам дороги и необходимы. Чтобы сохранить объектив в целостности и сохранности вам обязательно нужен защитный фильтр.

Пыль, грязь, вода – всё это очень быстро разрушает объектив. Уберечь любой ценой объектив – вот самая главная задача защитного фильтра! Иногда даже ценой своей жизни:

Вот так заканчивается неудачное попадание в объектив шарика от страйкбола. Если бы не фильтр плакала бы моя Токина и я вместе с ней:)

Чтобы узнать какой фильтр нужен для вашего объектива достаточно знать всего один параметр – диаметр, он обязательно пишется на объективе и на внутренней стороне крышки от объектива. Здесь есть одна логичная закономерность, чем больше диаметр фильтра тем дороже фильтр. И если на 52мм фильтр вы потратите 10-15$, то на 77мм уйдёт не меньше 30-40$.

Купить фильтр не составит никакого труда, в любом фотомагазине вам предоставят широкий ассортимент, но в этом то и проблема! Он настолько широкий, что покупатель зачастую теряется и не знает что купить. Продавец в свою очередь толком не может объяснить чем отличается один фильтр от другого, а когда задаешь вопрос: фильтр какого производителя купить, они совсем уходят в ступор, потому что они сами этого не знают, им главное продать и желательно подороже.

Чтобы вы не терялись я вам объясню что к чему. Существует три основных вида защитных фильтров: ультрафиолетовый (UV обозначение на фильтре), скайлайт/skylight (SKY), и нейтральный (N), некоторые производители указывают как Normal.

Самые распространенные ультрафиолетовые защитные фильтры (UV), они якобы защищают матрицу от ультрафиолетовых волн, но на деле вы этого проверить не сможете, поэтому оставим громкие слова про их колоссальную защиту для продавцов.

Фильтры скайлайт (SKY) имеют светло-розовое оттенок, за счет этого у вас фотографии уйдут в теплые тона, я не вижу в этом смысла, т.к.

это далеко не всегда нужно и далеко не всем по душе. Имеют две маркировки 1А и 1B, второй ещё более “теплый”.

Нейтральные защитные фильтры (N) – это фильтры без всяких наворотов, обычное прозрачное осветленное стекло.

Я советую покупать либо ультрафиолетовые либо нейтральные защитные фильтры. Цена у них примерно одна и та же. Они не портят вам фотографии разными оттенками и делают свою основную задачу – защищают линзу от капель воды, грязи и разных механических повреждений.

Если у вас широкоугольник, на подобии или , есть смысл купить защитный фильтр с тонкой оправой, в противном случае получите небольшое виньетирование на широком угле. Вот собственно разница в толщине между ними:

Ещё вы можете встретить обозначение water proof coat (WPC – водозащитное покрытие), опять же, у меня были и такие фильтры и обычные, но разницы между ними, когда я фотографировал в непогоду, никакой не ощущал. Для себя я решил что не буду переплачивать за то что не приносит пользы.

Что касается брендов, то здесь особо неважно какой бренд вы купите, фильтр это расходный материал, как батарейка , и много тратить денег и платить за название я не вижу смысла.

Спасибо за прочтение, предохраняйтесь!

Светофильтры используются в фотографии очень давно. Они не утратили свою актуальность и в век цифровой фотографии. На первый взгляд может показаться, что светофильтры предназначены только для профессионалов. На самом деле это не совсем так. Какие фильтры выбрать, какие эффекты они дают на снимке – обо всем этом пойдет речь в данной статье.

Ликбез: для чего нужны светофильтры

На полках фотомагазинов можно увидеть много всевозможных светофильтров, отличающихся по цвету, внешнему виду, назначению и т.д. Использование светофильтра не самоцель. Определите, что он вам даст – улучшит ли фотографию в целом, усилит ли эффект восприятия, сделает ли фотографию более привлекательной, эмоциональной. Можно снять кадр, в котором внимание будет привлекать именно эффект от фильтра. Зная, как он влияет на восприятие, вы продумываете будущий снимок, строите композицию. Применять фильтры нужно обдуманно. Покупать фильтры следует по мере необходимости, а не «чтобы было», на всякий случай.

Нейтральный защитный фильтр

Бесцветный прозрачный фильтр, который будет полезен каждому владельцу цифровика. Можете купить его вместе с камерой и сразу прикрутить, так как он защитит линзу объектива от отпечатков пальцев, пыли, грязи, а самое главное – от царапин и механических повреждений. Фильтр будет полезен как на пляже, где он предохранит от морских брызг и песка, так и в походах, поездках. Согласитесь, ведь лучше сменить фильтр, чем камеру или объектив.

ND – нейтрально-серые фильтры. Используются при чрезмерном освещении. Они не меняют цветовую тональность, контролируя количество света. Будут полезными в заснеженных горах, на берегу моря. Нейтральные фильтры позволяют удлинять выдержку и больше открыть диафрагму.

Для защиты объектива прекрасно подойдут и светофильтры UV, SKY. UV – ультрафиолетовый фильтр. Матрица и фотопленка восприимчивы к ультрафиолетовому излучению, на снимках становятся заметными легкая дымка, голубоватый оттенок. Эффект усиливается при съемке в горах либо объектов, находящихся на очень большом расстоянии, а в особенности на море, где в солнечный день много УФ лучей. УФ-фильтр не влияет на контрастность. Его можно не снимать с объектива, то есть использовать постоянно, при этом надо помнить, что он не «фильтрует» смог и туман. Применим он и для черно-белой фотографии: белый цвет будет менее тусклым.

SKY – защитный светофильтр, контролирующий «синеву». Его также можно использовать каждодневно, так как поглощает большую часть ультрафиолета. Придает теплый, слегка розоватый оттенок, не ухудшая цветовой баланс видимой части спектра. Подходит для портретной съемки, пригодится и в пасмурную погоду.

Поляризационный фильтр

По популярности и частоте использования он уступает первенство лишь утрафиолетовым фильтрам. Поляризационный фильтр поможет избавиться от бликов при съемке отражающих поверхностей – воды, стекла. Он затемняет голубое небо, цветовой баланс при этом не меняется. Фильтр представляет собой две линзы, одна из которых неподвижна, а вторая – вращающаяся. Такая конструкция позволяет подбирать цветовую насыщенность, свечение бликов, контраст. На оправы фильтров иногда наносятся шкала или точки для помощи в установке нужного угла.

Хорошо использовать этот светофильтр и для черно-белой фотографии, например совместно с красным светофильтром.

Определить результат, который даст фильтр, можно по стрелкам наручных часов. Например, когда солнце над головой, эффект будет наблюдаться в диапазоне от «2 до 6 часов», минимальный эффект в районе «от 3 до 9 часов».

После вращения фильтра зона максимального эффекта будет находиться примерно в 90 градусах от начального положения. При повороте на 180 градусов изображение вернется в тот же вид, что и в начальном положении. При съемке с этими светофильтрами не меняется передача участков неба рядом с солнцем, а также сильно удаленных от солнца. Перед съемкой определите, влияет ли поляризационный светофильтр на цвет и насыщенность, посмотрев через него.

Если вы прикрутили на объектив поляризационный светофильтр, увеличьте выдержку примерно на 1-2 ступени. Угол поворота линзы светофильтра или объекта съемки не имеет значения – увеличивать выдержку все равно надо, связано это с тем, что светофильтры задерживают определенную часть света.

Обычно на оправе фильтра указана кратность – коэффициент увеличения экспозиции. От кратности зависит, какую нужно внести коррекцию. Для фотоаппаратов с TTL-замером (Throw The Lens - через объектив) кратность не столь существенна, ведь в них замеряется свет, который «просеян» светофильтром.

При установке на объектив двух или трех светофильтров их кратность перемножается. Если вы установили два фильтра кратностью 2, то экспозицию нужно увеличить в 4 раза. Фильтр, поглощающий половину падающего света, имеет коэффициент поглощения 2, поправка на экспозицию составит одну ступень. При увеличении выдержки либо диафрагмы на ближайшее значение количество света увеличивается вдвое.

Circular Polarizer – этот светофильтр целесообразно использовать при дневном освещении на улице. Он используется для увеличения насыщенности цвета и контраста при съемке неба и подчеркивания белоснежных облаков.

Warm Polarizer – поляризационный светофильтр с "теплой" цветовой гаммой, делает изображение мягче. Подходит для портретной и сюжетной съемки.

Для широкоугольных объективов созданы специальные Wide-CPL-фильтры в узкой оправе. Они предотвращают виньетирование и рекомендуются для оптики с фокусным расстоянием 28 мм и меньше.

Цветокоррекционные фильтры, или конверсионные, помогают получить точную цветопередачу при съемке со сложными условиями освещения, когда, например, автоматика камеры не справится с балансом белого. Фильтр вносит сдвиг в цветовую температуру, этот сдвиг измеряется в майредах (mired). У каждого фильтра свое значение сдвига. Для точного подбора понадобится прибор – колориметр, специальные таблицы или большой опыт.

Цветоусиливающие фильтры позволяют выделить один избранный цвет – синий, красный, зеленый. Фильтры подчеркивают определенный цвет, не изменяя тональности фотографии.

Цветоизменяющие фильтры

Changeable color – цвет изменяется при вращении оправы фильтра.

Exoticolor set – набор фильтров, создающих интенсивные цвета, привлекающие внимание. Например, синий морской, ярко-розовый, фиолетовый.

Bi-color, tri-color – состоят из двух или трех разделенных цветных секторов во вращающейся оправе.

Wonder color – одноцветный фильтр, который при вращении оправы меняет цветовые оттенки.

Смягчающие фильтры

Soft-фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки. Четкость изображения остается достаточной, и одновременно мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.

Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.

Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.

Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.

Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.

Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.

Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.

Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.

Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

Светофильтры для получения специальных эффектов

Существует большое число творческих фильтров, дающих множество всевозможных спецэффектов. Несколько перечисленных фильтров уже дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Star (лучевой фильтр) – позволяют создавать интересные композиции в кадрах с точечными источниками света, лучи которых с его помощью образуют «звездочки». Выразительные эффекты получаются вращением фильтра. Размер и яркость лучей звезды зависят от источника света – его размера, формы и яркости. На линзу этого светофильтра с помощью лазерной технологии нанесены тончайшие линии, от числа направлений которых зависит число лучей звезды. Линии в одном направлении создают двулучевую звезду, есть фильтры, создающие 4-, 6-, 8-, 12-лучевые звезды и больше.

Используя светофильтры с 8- или 12-лучевыми звездами, будьте осторожны, так как большое число лучей может перекрыть значительную часть изображения. Несмотря на то, что светофильтры Star образуют симметричные лучи, можно создать и не симметричную картину. Будьте внимательны с глубиной резкости – не допускайте, чтобы тончайшие линии, нанесенные на линзу фильтра, отображались на получаемом снимке.

Dr-oreol (дифракционный ореол) – Создается радужный кружок вокруг яркого источника света на темном фоне.

Triangle (трехгранная призма) – утраивает изображение. Вращением фильтра меняется положение объекта. Также существуют 2-, 4-, 5-, 6-секционные фильтры, вертикальные и параллельные призмы.

Odd out (соединяет невозможное) – скрывает центральную часть изображения, убирает ее вовсе с картинки. Боковые части снимка как бы сдвигаются и склеиваются, при этом выглядя вполне естественно.

Filt (макрополулинза) – половина макролинзы дает возможность на снимке передать резко объект переднего плана, когда вы фокусируетесь на удаленный объект.

Close-up – прикрутив такой фильтр на обычный объектив, вы сможете делать макроснимки обычной оптикой. Используются во всем диапазоне зуммирования, и вы не ограничены расстоянием до объекта.

Светофильтры для черно-белой съемки

Изображение в черно-белой фотографии зависит от света, тени, контраста, и фильтры здесь явно лишними не будут. В силу особенностей человеческого зрения, а также несовершенства пленок (да и матриц тоже) для лучшей тональной передачи рекомендуется большинство сюжетов снимать со светофильтрами. Пленки «считают» наиболее ярким сине-голубые тона, а человеческий глаз – желтые. Чтобы исправить положение, для правильно передачи тонов, например, днем применяется желто-зеленый фильтр. При съемке вечером, когда освещение от ламп накаливания дает преимущественно красно-желтые лучи, применяется зеленый фильтр – он исправляет недостаток интенсивности сине-голубых лучей. Желтый, оранжевый и красный фильтры увеличивают контраст.

Фильтры высветлят объекты, которые по цвету близки к цвету фильтра, а объекты, которые отличаются от фильтра по цвету, получатся на снимке темнее. Голубое небо при съемке с желтым светофильтром получится темным, а с красным фильтром – почти черным. А вот зеленые листья отражают свет не только зеленой части спектра, но и в инфракрасном диапазоне. При использовании красного фильтра зеленая листва станет светлее.

Крепление

Большинство светофильтров изготовлено в резьбовой оправе. Это круглые фильтры, которые накручиваются на резьбу объектива. Каждый объектив имеет свой диаметр под светофильтр. Он указывается на объективе, в документации, на коробке от объектива. Стандартный шаг резьбы – 0,75 мм, значительно реже встречается 0,5 мм. Светофильтры могут иметь не только круглую, но и прямоугольную форму. Такую пластину вставляют в специальный держатель, в который можно установить до трех фильтров одновременно.

Существуют также желатиновые фильтры. Из квадратных пластин вырезается нужная форма – под объектив и крепится в держателе перед объективом. Они изготавливаются так: в желатине растворяется краситель, затем этот раствор наносится на полированное стекло. После высыхания пленку снимают со стекла и вырезают части нужного размера. Качество желатиновых светофильтров очень высоко, однако желатиновая пленка достаточно нежна, боится сырости, тепла и отпечатков пальцев.

Какого размера купить фильтр?

Если ваш объектив не имеет резьбы, либо резьба «сорвана», то поможет переходник фирмы Cokin, который надевается на объектив и крепится тремя винтиками. Если у вас несколько объективов, то они, скорее всего, имеют разный диаметр. Но покупать, скажем, три или пять поляризационных фильтров, для каждого объектива, дороговато. Поэтому вы покупаете светофильтр на объектив максимального размера. И на остальные, меньшего диаметра, надеваете через переходник. Переходники, резьбовые адаптерные кольца, бывают «повышающего» и «понижающего» типа. Также если нет в продаже фильтра на маленький диаметр вашего объектива, то можно взять ближайший больший размер и переходник. Кстати, считается, что маленького диаметра фильтры бликуют меньше.

Если установить фильтр через "понижающее" кольцо, то может появиться виньетирование, затемнение в углах изображения. Перед съемкой через фильтр с меньшим, чем у объектива, диаметром резьбы, проверьте отсутствие виньетирования на открытой и закрытой диафрагмах, особенно на крайних фокусных расстояниях зум-объектива. Использовать светофильтры намного меньшего, чем у объектива, диаметра нежелательно из-за гарантированного виньетирования.

Иногда широкоугольный объектив со светофильтром с «правильной» резьбой даст виньетирование, если оправа светофильтра глубокая. Для высококлассных и широкоугольных объективов лучше использовать светофильтр с тонкой оправой. Это фильтры серии Slim от B+W, Pro 1, Ultra от HOYA. Оправа – 3 мм.

Цена

Чем больше диаметр фильтра, тем он дороже. Как правило, чем выше цена фильтра, тем он лучше. Цены здесь могут отличаться серьезно. Тот фильтр, который вы будете использовать чаще остальных, лучше купить из числа дорогих.

Производитель

Заслуженно пользуются успехом фильтры производителей Hoya, Tiffen, B+W, Promaster, Sunpack, Kenko, Marumi. «Родные» фильтры, которые рекомендуют производители фототехники, такие как Nikon, Canon и пр., очень дорого стоят. В этом случае завышенная цена не оправдана – они не лучше, чем вышеперечисленные «неродные».

Уход за фильтрами

Старайтесь всегда содержать светофильтр в чистом виде, так как жирные пятна, пыль, грязь все это не лучшим образом сказывается на фотографиях. Для протирки лучше применять не «народный» способ – подышать и протереть майкой, хотя, в крайнем случае, можно и так. Все же лучше приобрести специальный комплект для чистки. Не носите фильтр в кармане, пусть он у вас лежит в той упаковке, в которой вы его купили. Еще существуют специальные мягкие чехлы для светофильтров.



Поделиться