Что входит в образовательную организацию. Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия

В соответствие с приведенным выше определением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее - «некоммерческими организациями», поскольку «учреждение» одна из форм некоммерческих организаций, а в законе «Об образовании» (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что « Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

Таким образом, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать некоммерческие образовательные организации. В соответствии с Гражданским Кодексом и Федеральным Законом «О некоммерческих организациях», регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии учредителем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004 №34-51 -53ин/01-11)

В зависимости от своего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

1. Дошкольные образовательные учреждения.

2. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4. Межшкольные учебные комбинаты.

5. Общеобразовательные учреждения.

6. Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением .

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12. Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).


13. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15. Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16. Образовательные учреждения среднего профессионального образования (Средние специальные учебные заведения).

17. Образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие учебные заведения).

18. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения:

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Начальная школа-детский сад;

Начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

Прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования:

Центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

Детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный));

Дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

Детский оздоровительно-образовательный лагерь;

Межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения:

Начальная общеобразовательная школа

Основная общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Гимназия

Общеобразовательная школа-интернат

Гимназия-интернат

Лицей-интернат

Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

Кадетская школа

Кадетская школа-интернат

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Открытая (сменная) общеобразовательная школа

Центр образования

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

Центр диагностики и консультирования

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Центр социально-трудовой адаптации и профориентации

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением:

Специальная общеобразовательная школа

Специальное профессиональное училище

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

Специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей:

Детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

Детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения:

Санаторные школы-интернаты

Санаторно-лесные школы

Санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения:

Суворовское военное училище

Нахимовское военно-морское училище

Кадетский (морской кадетский) корпус

Военно-музыкальное училище

Музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования:

Профессиональное училище

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования

Учебно-производственный центр

Техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

Вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования:

1. Техникум (училище)

2. Колледж

Учреждения высшего профессионального образования:

Институт

Академия

Университет

Военная академия

Военный университет

Военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования:

Академия

Институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные

Курсы (школы, центры) повышения квалификации

Учебные центры службы занятости

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - по законодательству РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и питание обучающихся, воспитанников. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ является юридическим лицом. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных или религиозных организаций). К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования); начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения до школьного образования; учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Закон об образовании

Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б)структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и(или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и(или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) УНИВЕРСТИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Контрольная работа

На тему: «Нормативно-правовое обеспечение образования»

Выполнила: студентка 1 курса зз

гр. 17-2301 Кашапова Диана длоо

Проверил: к.п.н. доцент кафедры

менеджмент в образовании ршлшг

Назмутдинов Валерий Якфарович

Казань-2012

Тема: « Нормативно-правовое обеспечение образования»

План:

Введение………………………………………………………............................3-4

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений……………… 4

1.1. Типы и виды образовательных учреждений……………………………..4-8

Глава 2. Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе………………………………………………………..8

2.1. Конституция Российской Федерации……………………………………8-10

2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании»……………………..10-19

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации………...……...………...19-22

Заключение……………………………………………………………..….…22-23

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы: общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Любая система образования – это комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

Образовательные учреждения РФ бывают разных типов, от детский садов до высший учебных заведений, но все они используют в своей работе специальные нормативно – правовые документы, разработанные государством для регулирования самого процесса воспитания и образования.

Цель работы - изучить общую характеристику образовательных учреждений и охарактеризовать все нормативно-правовые документы, используемые в системе образования.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу « Нормативно-правовое обеспечение образования»;

2. Сказать об актуальности проблемы «Нормативно-правовое обеспечение образования» в современных условиях;

3. Изложить возможности решения тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

4. обозначить тенденции развития тематики «Нормативно-правовое обеспечение образования»;

Над этой проблемой работали российские ученые, разработавшие фундаментальные категории общей теории государства и права: С.С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. И. Кудрявцева, В. В. Лазарев, А. В. Малько, М.Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова.

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений

Типы и виды образовательных учреждений

В России к образовательным институтам относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

Учреждения дополнительного образования;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;

Профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Одной из целей дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями.

Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:

I ступень - начальная школа (3-4 года);

II ступень - основная школа (5 лет);

III ступень - средняя школа (2 - 3 года).

Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Задачами начального образования является воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера , обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования: неполное высшее образование; бакалавриат; подготовка дипломированных специалистов; магистратура.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Послевузовское профессиональное образование также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Сеть детских домов в России включает:

-дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет);

-смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста);

-детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).[ 2, 15-16]

Рассмотрев все типы образовательных учреждений, можно сделать вывод, что государство предусматривает равнодоступное и качественное образование для всех своих граждан. Нет ни одного человека, который был бы лишен права на получение основного среднего образования. Для граждан, желающих продолжать свое обучение, существуют профессиональные образовательные учреждения. Но, несмотря на существующее особенности и разнообразие учреждений образования, государством предусмотрены единые нормативно-правовые документы, на которые должны опираться все участники процесса воспитания и образования.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Граждане Российской Федерации имеют конституционное право на получение образования. В стране данная область признана приоритетной, правительство уделяет ей особое внимание.

В законодательстве есть нормативные правовые акты, в которых прописаны типы учебно-образовательных учреждений, их структура, функциональные обязанности.

Специфика политики в сфере образования

В данной области государственная политика базируется на следующих принципах:

  • Гуманизация образования. В приоритете - общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
  • Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
  • Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
  • Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений.
  • Плюрализм и свобода в ОУ.
  • Государственно-общественный вариант управления образовательным процессом.

Характеристика современных образовательных заведений

В статье 12 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что учебные учреждения разного типа осуществляют процесс обучения с реализацией одного или нескольких видов образовательных процессов, полноценного воспитания, развития. ОУ представляет собой юридическое лицо, у которого может быть разная организационно-правовая форма: государственная, муниципальная, негосударственная (частная, религиозная, общественная).

Все муниципальные и государственные типы образовательных учреждений функционируют на основании базовых положений об ОУ, которые утверждаются Правительством РФ. Негосударственные учреждения не подчиняются таким Постановлениям, они могут стать для них лишь образцами (рекомендациями).

Установление государственного статуса учебного заведения (вида, типа, категории ОУ) осуществляется с учетом направления его деятельности во время официальной государственной аккредитации. Структурные подразделения, отделения, филиалы образовательного учреждения по доверенности могут иметь в полном объеме либо частично правомочия юридического лица. Допускается и использование подразделением собственных счетов, самостоятельного баланса в кредитных и банковских организациях.

Подобные типы образовательных учреждений России создают в целях совершенствования и развития учебного и внеурочного процесса. Закон в полной мере регламентирует порядок создания, а также деятельность таких УО.

Классификация

Типы дошкольных образовательных учреждений, функционирующих на территории Российской Федерации:

  • Детский сад оздоровления и присмотра.
  • Учреждение с национальным (этнокультурным) образовательным компонентом.
  • Дошкольные группы образовательных государственных учреждений по типу «сад – школа».
  • Центры развития ребенка.
  • Прогимназии при ОУ.
  • Центры образования школьников.

Рассмотрим подробнее все типы дошкольных образовательных учреждений.

Специфика детских садов

Они являются максимально распространёнными учреждениями по обеспечению дошкольного государственного образования. Здесь предполагается полноценный уход, присмотр, оздоровление, воспитание, обучение малышей. Это самые массовые и доступные типы образовательных учреждений. Типы образовательных программ могут различаться в зависимости от направления деятельности, выбранного в детском саду.

В подобном заведении комбинированного типа есть несколько различных групп:

  • компенсирующие;
  • общеразвивающие;
  • оздоровительные

Такие типы образовательных учреждений есть в каждом районном центре РФ, они рассчитаны на воспитание малышей от трех до семи лет.

Характеристика разных видов ДОУ

В дошкольной сфере есть и определенные типы специальных образовательных учреждений компенсирующего (коррекционного) характера. Подобные заведения посещают дети, имеющие разнообразные патологии: задержку психического развития, проблемы с опорно-двигательной системой, с туберкулезной интоксикацией, ослабленным слухом и зрением, нарушениями интеллектуального развития, с дефектами речи.

Подобные типы образовательных учреждений в основном функционируют круглосуточно, располагаются они за пределами городов. Здесь для малышей создаются специальные условия: бассейны, диетическое питание, массажные кабинеты. Работают в садах высококвалифицированные воспитатели, медицинские работники, психологи. Для того чтобы ребенку было легко адаптироваться среди сверстников, наполняемость групп не превышает 15 человек.

Помимо лечения малышей в таких дошкольных учреждениях компенсирующего типа осуществляется обучающий и воспитательный процесс, для занятий разрабатываются особые программы. Специальные консультационные центры, создаваемые при ДОУ, помогают родителям справляться со сложными ситуациями, решать своевременно возникающие проблемы. Для того чтобы попасть в подобное учреждение, нужно иметь направление врача-педиатра, а также справки установленного образца, соответствующие профилю детского сада.

Общеразвивающие дошкольные учреждения в качестве приоритетного направления своей деятельности выбирают интеллектуальное, физическое, эстетическое, художественное. Такие типы государственных образовательных учреждений посещают малыши от трех до семи лет.

Сады оздоровления и присмотра функционируют с акцентом на оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия.

Если рассматривать образовательные учреждения нового типа в дошкольной среде, нужно выделить сады с этнокультурным компонентом. Основной их задачей является формирование в воспитанниках уважения к разным культурам, терпимости к представителям иных национальностей, бережного отношения к семейным ценностям.

Воспитатели помогают ребятам осваивать культурные традиции, раскрывают истоки народных обрядов, верований и т. п. На занятиях уделяется особое внимание уважению старшего поколения.

Существуют в системе дошкольного воспитания и такие типы образовательных учреждений, как центры развития ребенка. В них есть специальные физкультурные, оздоровительные, игровые комплексы, изостудии, компьютерные классы, бассейны, детские театры. Применение комплексного подхода при организации работы с дошкольниками в подобных центрах позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию детей.

Есть новые типы и виды образовательных учреждений дошкольного звена, например, прогимназии.

Основным контингентом подобных заведений являются ребята младшего школьного и дошкольного возраста. Отличие в том, что здесь систематически изучаются определенные предметы: русский язык, математика, устное чтение, основы английского языка. Также в программе прогимназического обучения есть специальные предметы эстетической направленности, позволяющие в полной мере развивать личность ребенка: риторика и ритмика, плавание и подвижные игры, рисование и лепка, хореография и музыка.

Родители, выбирающие прогимназию для своих детей, сначала должны ознакомиться со списком предлагаемых предметов. Там занятия проводятся в основном в форме игры, проектной, исследовательской деятельности. В возрасте от трех до семи лет дети знакомятся с окружающим миром с помощью игр. Подобные дошкольные учреждения позволяют ребятам привыкать к обучению, постепенно погружают их в образовательную среду. Проблем с дисциплиной, домашними заданиями, посещением уроков у таких «маленьких гимназистов» в школе не возникает.

Самым ранним вариантом дошкольного образования являются ясли-сад. В таком учреждении осуществляется присмотр за малышами от двух месяцев. В яслях существует специальный распорядок дня, есть и свои развивающие занятия. Малыш, который посещает ясли, должен иметь элементарные навыки, соответствующие его возрасту.

Школьные образовательные учреждения

В современной России существуют разные формы, типы образовательных учреждений:

  • начальная общеобразовательная школа;
  • основная школа;
  • полная (средняя) школа;
  • учреждения с углубленным изучением отдельных предметов;
  • сменная (вечерняя) школа;
  • гимназия;
  • центр образования;
  • кадетские школы;
  • ИТУ (заведения при исправительно-трудовых учреждениях).

Образовательные учреждения для ребят младшего школьного возраста функционируют на основе специально разработанной программы. Целью подобных учреждений является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности учащихся.

Школы - основные типы образовательных учреждений в России, укрепляющие физическое и психическое здоровье детей. Начальные предназначены для детей от трех до десяти лет. В таком образовательном учреждении задействованы педагогические работники, родители (либо законные представители) и сами воспитанники.

Между дошкольными учреждениями и начальной ступенью обучения существует преемственность в физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном направлении. Именно в самом начале обучения важно сформировать в ребятах любознательность, коммуникативность, познавательную способность. Для подобных целей введены федеральные государственные стандарты второго поколения. Согласно им выпускник 4 класса (начальной ступени образования) должен иметь собственную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны, бережно относиться к традициям, природе, семейным ценностям. Младшие школьники обязаны получить навыки самостоятельного мышления, представлять целостность картины мира.

В школах существует и вторая ступень обучения – общее девятилетнее образование. Здесь присутствуют уже другие типы и виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи. Первые предполагают углубленное обучение по одному либо нескольким предметам. В РФ часто гимназии взаимосвязаны с высшим профессиональным образованием, в таких учебных заведениях работают преподаватели академий, университетов.

Ребята с пятого класса вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, проводят эксперименты на базе научно-исследовательских лабораторий. В лицеях кроме классических образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, реализуется дополнительная профильная подготовка. В гимназистах формируется трудолюбие, воспитывается уважение к старшему поколению, любовь к родному языку, правам и свободам личности. Выпускники этих элитных учреждений легко адаптируются в современном обществе, поступают в престижные вузы, быстрее находят свой профессиональный и жизненный путь.

Целью любого государственного образовательного учреждения считается формирование полноценной личности на основе усвоения минимума по ФГОСу второго поколения. Все основные типы образовательных учреждений, функционирующих в России, являются бесплатными, доступными для граждан нашей страны в возрасте от 7 до 17 лет.

При наличии запроса со стороны родителей в школах открывают специальные группы продленного дня. Под присмотром опытных наставников школьники делают домашние задания, посещают выставки в музеях, обедают в столовой. Кроме того, при соответствующем согласовании в ОУ можно открывать специальные классы компенсирующего обучения.

Ступени общего образования

В зависимости от уровня образовательных программ, выбранных в ОУ, предполагается три ступени обучения:

  • общее начальное образование (начальная ступень), рассчитано на 4 года;
  • общее основное образование (вторая ступень) - 5-6 лет;
  • полное (среднее) образование - 2 года обучения

Общее начальное образование направлено на освоение обучающимися счета, основ чтения, письма, овладение теоретическим мышлением, элементами самоконтроля, основами гигиены, навыками проектной и исследовательской деятельности.

Именно эта ступень является базой, фундаментом для формирования и становления личности, социального самоопределения.

Среднее (полное) образование предполагает развитие творческих способностей школьников на базе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку. Помимо обязательных предметов сами обучающиеся имеют право выбирать элективные и факультативные курсы, чтобы правильно определиться с будущей профессией.

Учитывая запросы родителей, на старшей ступени обучения могут быть введены профильные и базовые классы. Программы, используемые на данном этапе, создаются, реализуются на базе образовательных государственных стандартов второго поколения. Элективные и факультативные курсы также преподаются по специальным программам, утвержденными в установленном порядке.

Во всех типах государственных образовательных учреждений ученики бесплатно пользуются библиотечными, информационными ресурсами, беспрепятственно участвуют в работе ОУ, посещают спортивные секции, занимаются в компьютерном классе.

Сменные (вечерние) ОУ

В подобных учебных заведениях граждане России независимо от возраста имеют право на получение среднего (общего) и основного общего образования. Именно здесь создается основа для дальнейшего саморазвития, выполняется осознанный выбор будущей профессии, формируется культурная личность. В таких ОУ есть две ступени:

5 лет для общего основного образования;

3 года для общего (среднего) образования


Школа-интернат

Данный тип ОУ создают в первую очередь для помощи в воспитании талантливых и одаренных детей. Среди принципов, используемых в образовательном процессе, выделяют следующие: гуманизм, демократия, общечеловеческие ценности, автономность, светский вариант обучения. Такие школы могут быть нескольких видов: лицеи-гимназии, гимназии-интернаты. Для зачисления чада в такое заведение родители (законные представители) пишут заявление о приеме. В исключительных случаях ребенок становится учеником школы-интерната по решению муниципальных органов власти, органов опеки. В интернатах, создаваемых для развития талантливых российских школьников, выбирается определенное направление деятельности: физическое, музыкальное, интеллектуальное.

Детские дома

Для сирот в РФ существуют такие типы ОУ, как детские дома, школы-интернаты. Основная задача подобных заведений - создание благоприятных условий для умственного, физического, эмоционального развития личности ребенка. Государство берет на себя все материальные расходы, связанные с питанием, проживанием, обучением сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключение

В Российской Федерации на данный момент существуют образовательные учреждения разного типа. Несмотря на серьезные отличия используемых образовательных программ, направлений работы, все они нацелены на формирование гармоничной личности ребенка.



Поделиться