Дети в кадре. Советы по фотосъемке детей

Искусство фотографии учит видеть мир удивительным, прекрасным, необыкновенным. А еще оно развивает вкус и нестандартный взгляд на вещи. Вы можете привить ребенку любовь к фотографии, подарить новое хобби, а может быть, и найти свое призвание. Вот 5 советов, как увлечь ребенка фотографией.

1. Подарите ребенку фотоаппарат

Естественно, путь любого фотографа начинается с первого фотоаппарата. Первый можно подарить ребенку уже в 4–5 лет. Конечно, он должен обладать минимумом функций, быть простым в управлении и прочным - малыш, вероятно, уронит его и не раз.

Желательно, чтобы фотоаппарат был недорогим, ведь вероятность, что малыш его потеряет или разобьет, довольна высока.

Ну и заряжаться устройство должно от батареек - мало того, что вам нужно следить за зарядкой планшета, телефона и компьютера для себя, придется следить еще и за тем, чтобы фотоаппарат вовремя оказывался подключенным к розетке. Лишние хлопоты вам пока ни к чему.

2. Не говорите под руку

Первые кадры, сделанные ребенком, будут далеки от шедевра. И все-таки не стоит бесконечно подсказывать "сфотографируй кота", "сфотографируй цветочек". Даже если малыш сделает 500 бесполезных кадров, вы просто удалите их. Зато он научится сам подмечать мелочи и видеть красивое. А вам предоставится уникальная возможность посмотреть на мир глазами вашего малыша. Если он снимает какой-то предмет, значит, тот привлек внимание ребенка. Поинтересуйтесь, чем именно, почему ребенок снимает то или это. Попробуйте увидеть ситуацию его глазами. И только потом предложите снять то же самое под другим ракурсом.

3. Помогите ребенку приобрести опыт

Даже если вы профессиональный фотограф, рассказывать ребенку теорию бессмысленно, он все равно ничего не поймет ни про открытый кадр, ни про закрытый, ни про линию горизонта вкупе с перспективой.

А вот усвоить все то же самое, но на личном опыте, у него получится. Распечатайте несколько фото, сделанных ребенком, и на их примере покажите, на что нужно обращать внимание - не "заваливать" горизонт, не обрезать головы моделям, если он снимал людей. Научите его обращать внимание и на фон, чтобы тот был эстетичным.

Предложите ребенку снять один и тот же предмет с разных точек: вблизи, издалека, сверху, снизу, сбоку, под несколькими углами. Вот теперь он поймет что такое открытый кадр (главный объект съемки слева) и закрытый кадр (главный объект съемки справа). Обратите его внимание на то, как падает тень и как от этого меняется кадр.

4. Поощряйте и мотивируйте

Берите фотоаппарат на каждую прогулку и, конечно, в каждый отпуск. Лучшие кадры, сделанные ребенком, распечатывайте и ставьте в рамках. Когда ребенок подрастет, поставьте на компьютер хотя бы самую простую программу редактирования изображений и помогите ребенку с ней разобраться.

Когда ребенок уже втянется в процесс, вы можете активно привлекать его в качестве семейного фотографа на торжества и в отпуске, ему будет в радость, что вы цените его мастерство.

Когда ребенок подрастет и перейдет на более профессиональную технику, можете зарегистрироваться на нескольких стоках и предложить им снимки вашего юного фотографа. Он не заработает на этом много, но наглядно увидит, как можно применять свое мастерство.

5. Следите за афишей

Сводите ребенка на фотовыставку какого-нибудь известного фотографа, подарите ему несколько фотокниг.

Со временем вы и сам юный фотограф увидите, к чему он больше тяготеет. Не бывает фотографов-универсалов. Присмотритесь, что у него получается снимать лучше - людей, природу, животных, виды города или, может быть, его конек - репортажная съемка.

Поищите вместе информацию о фотографах, работающих именно в этом жанре, чтобы ребенок видел перспективу. Возможно, именно в этот момент его хобби перерастет в настоящую страсть.

Случалось ли вам видеть фотографии, сделанные детьми? Не часто их встретишь в семейных фотоальбомах. А все оттого, что мы недооцениваем возможностей нашего малыша, все время решаем за него: "Это тебе еще рано, а вот это в самый раз!" А что, если дать ребенку проявить себя? Между тем даже четырехлетний человечек уже может довольно сносно управляться с простеньким фотоаппаратом, а ребенок 5-6 лет способен разобраться в таких непростых вещах, как выдержка и диафрагма. Конечно, при условии, что мама или папа примут непосредственное участие в становлении юного фотографа. Сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, распахнутая пасть бегемота в зоопарке, пятачок бабушкиного поросенка во весь кадр или свежий взгляд на загородный пикник с шашлыками - не раз и не два удивят вас работы вашего малыша, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...

Инструмент или игрушка?

Конечно, первый фотоаппарат - это игрушка. И как бы серьезно ни относился маленький фотограф к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра, ведь пока и вся его жизнь - игра. В этом нет ничего плохого. Посредством игры можно донести до малыша даже самые сложные знания, и именно так поступает большинство родителей. А вот насколько эта игра будет интересной, и как долго будет занимать малыша, во многом зависит от вас.

Из вышесказанного следует, что первый фотоаппарат не должен быть дорогим и "навороченным". Лучше всего отдать ребенку старую "мыльницу" (если вы купили себе новый фотоаппарат) или подобрать простой фотоаппарат специально для него. Можно, конечно, снимать одним и тем же аппаратом и ребенку, и взрослому. Но собственный фотоаппарат - предмет особой гордости, с ним малыш обращается осторожнее и трепетнее, и не стоит лишать его таких позитивных эмоций. На мой взгляд, пленочные "мыльницы" предпочтительнее цифровых по нескольким причинам. Во-первых, цифровые аппараты более хрупки и капризны, а маленькие ручки неумелы и непослушны. Любое падение может вывести цифровик из строя, а вот пленочная "мыльница", вероятнее всего, выживет. Во-вторых, цифровой фотоаппарат в руках начинающего фотографа обесценивает процесс создания хорошей фотографии. Здесь можно не думать особо: нажимай на кнопочку множество раз, а потом выберешь то, что хоть как-то походит на качественный снимок. Пленочный же фотоаппарат из-за ограниченности кадров заставляет задуматься перед нажатием на спуск, поискать лучший ракурс, решить, а стоит ли вообще фотографировать любимого кота со всех сторон 36 раз подряд. Справедливости ради надо сказать, что цифровик обладает своими достоинствами. Прежде всего он позволяет маленькому нетерпеливому фотографу сразу видеть результат своей съемки и помогает осваивать компьютер, дает возможность экономить на пленке и печати. И если вы увидите, что ребенок по-настоящему интересуется процессом создания фотографии, что ему это доставляет удовольствие и это не увлечение на один день, тогда чуть позже имеет смысл подарить ему фотоаппарат посерьезнее: хороший цифровой или пленочный зеркальный 1 . А пока будем оттачивать мастерство с тем, что есть, памятуя, что хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. И даже "мыльницей""можно сделать весьма и весьма интересные снимки.

1 Фотоаппарат, оснащенный зеркальным видоискателем, который благодаря системе зеркал позволяет одновременно с определением границ кадра выполнять наводку объектива на резкость.

Технический ликбез

Перед тем как малыш сделает свой первый снимок, имеет смысл рассказать и показать ему, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Именно так и поступил мой отец, когда мне самой было 5 лет, и с тех пор фотоаппарат всегда со мной. Понятно, что объяснять нужно на "детском" языке, чтобы не вышло, как в старом анекдоте: "Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?" Где папа, отвечая на вопрос малыша "Почему откушенное яблоко темнеет?" начал рассказывать о двух- и трехвалентном железе.

Покажите ребенку основные части фотоаппарата (корпус, объектив, видоискатель, затвор, вспышка) и объясните их назначение. Делать это лучше с открытым фотоаппаратом без пленки. Пусть малыш увидит, что происходит внутри, когда вы нажимаете на кнопку.

Очень упрощенно это можно объяснить примерно так. В фотоаппарат вставляется пленка, она покрыта специальным веществом, которое меняется, если на него попадает свет. В обычном состоянии объектив закрыт специальной шторкой, которая защищает пленку от света. Если нажать на затвор, шторка на долю секунды (чик-трак, очень быстро!) открывается и вновь захлопывается. Свет через маленькое отверстие в объективе (называется диафрагмой), попадает на пленку, и на ней создается изображение. Специальный механизм прячет отснятый кадр в кассету, и фотоаппарат снова готов к съемке. А потом уже с пленки можно напечатать фотографии. Чем меньше света на месте съемки - на улице или в помещении, - тем больше должно быть окошечко диафрагмы и тем дольше его держат открытым. Это нужно, чтобы на пленку попало достаточное количество света.

Малышу будет интересно узнать, что в старинных фотоаппаратах процесс съемки занимал не доли секунды, как сейчас, а несколько минут. Кстати, неплохо бы посмотреть на эти аппараты на картинках энциклопедии или в музее.

Наверняка в вашем фотоальбоме найдутся нерезкие фотографии. Покажите их малышу и объясните, что при фотосъемке есть еще одно важное понятие - фокус. Нет, не тот фокус, который фокусник показывает в цирке. Поворачивая объектив (вручную или автоматически), и двигая, таким образом, особое стеклышко - линзу - фотоаппарат можно "навести на резкость", т.е. фотография получится либо четкой, либо нечеткой. Большинство "мыльниц" делает это автоматически, так что особых навыков здесь не потребуется, но знать об этом все-таки нужно. Позже ребенок узнает об устройстве фотоаппарата глубже и подробнее, познакомится с физической оптикой. Но пока даже такое упрощенное представление поможет ему относиться к процессу фотосъемки более осознанно.

Нелишним будет рассказать малышу и об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата. Самое страшное для него - это падение. Особенно в воду. И если пленочного "утопленника" еще есть шанс спасти, то цифровой фотоаппарат будет испорчен безвозвратно. Приучите малыша всегда надевать ремешок фотоаппарата на руку, прежде чем вытащить его из чехла и начать снимать. Доведенная до автоматизма, эта привычка не раз его выручит. Фотоаппарат нельзя направлять непосредственно на яркое солнце. Это вредит не только зрению фотографа, но и может вывести из строя технику. Нельзя оставлять фотоаппарат под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день. Почаще напоминайте маленькому фотографу, что не стоит хвататься пальцами за объектив, иначе на фотографиях появятся некрасивые мутные пятна. Объектив нужно периодически протирать кусочком мягкой ткани. И, конечно, объектив вне съемки всегда должен быть закрыт защитной крышкой или шторкой. Царапины на нем вряд ли украсят фотографии.

Прописные истины

Не начинайте процесс обучения малыша с разъяснения принципов композиции. Лучше изложите ему основные, самые главные заповеди фотографа, и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и победы лучше и быстрее научат малыша азам фотографии, чем самые правильные и умные советы.

Итак, основные правила :

  • Фотоаппарат нужно держать крепко двумя руками и непременно ровно, иначе снимки получатся перекошенными.
  • В момент нажатия кнопки затвора нельзя дергать руками, а лучше задержать дыхание.
  • На фотографии получится именно то, что попадает в рамку видоискателя. Поэтому стоит немного подумать, прежде чем нажать на кнопку. Может, будет лучше подойти поближе или, наоборот, отойти подальше, зайти с другой стороны, чтобы то, что хочется снять, получилось самым лучшим образом.
  • Нельзя "обрезать" людям ноги по колено, руки по локоть и полголовы. Лучше переместить фотоаппарат чуть выше или ниже. И уж, конечно, не стоит снимать маму или папу без головы вовсе. Покажите малышу то расстояние, ближе которого нельзя подходить к объекту съемки, если в фотоаппарате нет функции "макро". В простеньких "мыльницах" это 1 - 1,5 метра. При съемке со вспышкой минимальное расстояние увеличивается до 2 метров - иначе получится ужасающий эффект, именуемый специалистами "вспышка в лоб".
  • Солнце (или другой источник света) во время съемки должно светить в спину фотографу или падать сбоку. Поэтому нужно непременно следить за его положением.

Вообще, для начала лучше снимать на улице в солнечный день. Причем, не в яркий полдень, а утром, ближе к вечеру или когда солнце чуть прикрыто облаками. Такие фотографии будут позитивными и яркими, здесь сложнее что-либо испортить. А удачные снимки - самое лучшее средство поднятия боевого духа юного фотографа.

Не навязывайте ребенку свое видение мира, дайте ему возможность оставаться самим собой. Лишь иногда можно что-либо мягко посоветовать, но, не настаивая и не преподнося, как единственно верное решение. Несмотря на все ваши рекомендации, какое-то время будут получаться кривые и косые снимки, фотографии, снятые против солнца, смазанные и, на ваш взгляд, бестолковые. Но это естественный процесс поиска, творчества, обучения. Ведь как иначе убедишься, что вспышка не достанет до луны, и вместо лунной дорожки получится просто черная водная гладь? Очень важно обсуждать вместе детские снимки, хвалить удачные и находить ошибки. И вы сами увидите, как с каждым разом они будут становиться все лучше и лучше.

Творческий

У фотографов есть такое понятие, как "точка съемки". Говоря русским языком, это то место, тот уровень высоты, на котором вы держите фотоаппарат во время фотографирования. Наверняка вам нередко доводилось видеть фотографии детишек, снятых с высоты роста взрослого человека. К слову сказать, чаще всего именно так родители и снимают своих малышей. На фотографии мы видим не столько милое личико крохи, сколько его непропорционально большую макушку, хоть и симпатичную, но все-таки менее ценную, чем мордашка. Подобные фотографии вызывают чувство превосходства над ребенком большого и всесильного взрослого. А детки кажутся маленькими и беззащитными. На мой взгляд, это самый неудачный ракурс для съемки детей. Его стоит использовать только в редких случаях, если нужно подчеркнуть именно эту беззащитность. А для того, чтобы малыш получился на фотографиях по-настоящему здорово, достаточно лишь присесть, чтобы фотоаппарат опустился до уровня его глаз. Вот теперь у вас получится запечатлеть и его замечательную улыбку, и хитрые глазенки, и вздернутый озорной носик совершенно естественно. Это один из приемов, который поможет показать не только внешнюю привлекательность вашего малыша, но и раскрыть на фотографии его внутренний мир, такой неповторимый и ранимый, такой самобытный и удивительно трогательный.

Бывают ситуации, когда уместно сфотографировать малыша с нижней точки. Например, когда он вскарабкался на огромный камень или влез на ветку дерева. Этим вы как бы подчеркнете его достижение. Или лягте в траву и снимите бегущего малыша снизу. Возможно, именно таким великаном видят его жучки, сидящие в лесных зарослях. Экспериментируя с точкой съемки, можно добиться интересных результатов. Кстати, вот вам замечательное творческое задание для маленького фотографа. Предложите ему снять один и тот же цветок с разных точек съемки, как будто смотрят на него разные лесные жители: высокий олень, волк, маленький зайчик, пчелка или бабочка, которая собирает нектар прямо на цветке, крошечный муравей, ползущий по земле. В этих ситуациях малышу нужно будет приседать, ложиться на землю, снимать с высоты своего роста или даже влезать на пенек, чтобы оказаться повыше. Сравнив фотографии, ребенок собственными глазами увидит, как влияет точка съемки на конечный результат и как важен ее правильный выбор для того, чтобы вложить в фотографию тот или иной определенный смысл.

Думаю, вы несказанно удивитесь, когда увидите привычные вещи на снимках своего малыша. Все мы когда-то видели именно так и стол, и цветок на подоконнике, и своих родителей - снизу вверх, да вот только давно забыли об этом. И открытие это (или даже не открытие вовсе, а вспоминание) будет очень для нас полезно. Ведь именно благодаря детским фотографиям мы сможем увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще сильнее приблизиться к малышу, подняться еще на одну ступеньку взаимопонимания. Отправляйтесь с малышом гулять по городу и предложите ему снимать все, что понравится. Поверьте, вы совсем иначе увидите свой город: и его улицы, и архитектуру, и даже людей. И пусть эти фотографии технически несовершенны, зато в них будет то, чего нередко лишены взрослые снимки: необычные ракурсы, неожиданные сюжеты и, конечно, непосредственность, искренность и глубокая интуитивная мудрость - самое непостижимое детское свойство.

Приметы весны

Какие же еще интересные занятия можно придумать с фотоаппаратом? Одна моя подруга, отправляясь на прогулку с малышом, всегда брала с собой цифровой фотоаппарат. Вместе с ребенком они фотографировали все интересное, что встречалось им во время прогулки. А дома, рассматривая фотографии, они еще раз вспоминали и обсуждали эти моменты. Мы с дочкой эту тему развили и расширили, устраивая тематические прогулки. Самой интересной стала фотоохота за приметами весны. Отправились мы в солнечный весенний денек в настоящее путешествие по оврагу неподалеку от дома. И везде искали приметы весны: веселые ручьи и набухшие почки на деревьях, крошечные листочки на кустах крыжовника и пушистые вербочки, желтые солнышки мать-и-мачехи и первую зеленую травку на солнечных пригорках, радостных птиц и проснувшихся насекомых... Ничего не ускользнуло от нашего взгляда. А дома на основе отснятых фотографий мы сделали компьютерную презентацию, добавив комментарии и весенние голоса птиц. Снова и снова просила Маша посмотреть фоторассказ о нашем замечательном путешествии. И уж теперь-то она точно знает, что такое весна.

Подобные экскурсии были у нас и в лесу, и у пруда, и на берегу моря во время летнего отдыха. А скоро придет время встречать с фотоаппаратом зимушку-зиму. И каждый раз это замечательная возможность для малыша лучше узнать о том, что его окружает, приоткрыть завесу тайн живой природы.

Предложите своему крохе сделать серию фотографий (обычных или цифровых) на определенную тему, например лес. Здесь могут быть запечатлены деревья различных пород и в разные времена года, грибы и ягоды, причудливые пеньки и залитые солнцем лесные тропинки, птичьи следы или красные ягоды рябины на снегу, огромный муравейник и нежный весенний подснежник. Да мало ли какие еще сюрпризы преподнесет малышу природа. Можно делать тематические альбомы фотографий, красиво оформлять их и использовать как учебник живой природы.

Фотоигры

Позволяйте ребенку снимать праздники, пикники на природе и другие семейные мероприятия. Отличным занятием для малыша и всей семьи может стать выпуск семейной газеты. Ее можно делать ежемесячно, освещая все самые интересные события, или посвящать различным праздникам и дням рождения. Ребенок будет выступать в роли фотокорреспондента, стараясь запечатлеть самые интересные кадры и принимать активное участие в оформлении газеты и написании забавных текстов.

По возможности посещайте с ребенком различные фотовыставки. Рассматривать работы профессиональных фотохудожников очень полезно - можно многому научиться. А потом предложите малышу организовать свою собственную фотовыставку. Отберите вместе интересные фотографии безо всякой темы или в соответствии с задуманной идеей ("Что я видел у моря" или, скажем, "Моя семья"). Сделайте рамки для фотографий, используя цветной картон или порезав на полоски коробки от конфет. Разместите коллекцию фотографий на стене, соответственно оформив. Пригласите на выставку юного фотографа бабушку с дедушкой или друзей малыша. Можно приурочить событие ко дню рождения фотографа. И вполне возможно, что на следующий день рождения на вашей домашней выставке появятся работы и других малышей.

Ребенку-школьнику наверняка понравится идея сделать фотокомикс из жизни класса. В свое время, в школе, я очень увлекалась подобными фотоиграми. Для этого вместе с друзьями нужно написать сценарий будущего комикса, подобрать актеров, снять нужные кадры, наклеить их в альбом в необходимой последовательности, подписать текст и интересно оформить. А может, это будет настоящая приключенческая или детективная история? Или постановка по известной книге? Но это не только "взрослая" забава. Малыш-дошкольник также может попробовать себя в этом жанре: придумать "игрушечную историю" и снять с вашей помощью фотосказку о своих игрушках. Кто знает, к какому серьезному увлечению может привести такая несерьезная творческая игра?

Роль домашнего фотографа и оператора интересна, почетна и вместе с тем непроста. Но теперь моя старшая дочь все чаще берет в руки фотоаппарат или видеокамеру, давая мне возможность хоть иногда увидеть семейный отдых или интересную достопримечательность иначе, нежели они видны в окошке видоискателя. И даже появились редкие фотографии, на которых запечатлена я. А недавно четырехлетняя младшая дочь сама попросила научить ее фотографировать. Я вытащила с полки и вытерла пыль со старенького фотоаппарата Konica, которым давно уже никто не пользовался, и подумала, что все в этом мире повторяется, все это уже когда-то было: и сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, и распахнутая пасть бегемота в зоопарке, и фотографии, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...

С какого возраста давать детям пользоваться фотоаппаратом? Не могла найти ответ на этот вопрос, и поэтому любопытство почти 4.5 летнего сына к фототехнике оставалось не удовлетворенным. Разве что посмотреть фотографии, нажимая на одну кнопочку. Но однажды…

Рома фотографировал всё подряд: свои ноги, рисунок на ковре, еду на столе, облака, понравившуюся барышню на концерте классической музыки, листья, кур, мои грядки … Конечно же сестренка постоянно крутилась где-то рядом, поэтому много кадров с ней.

В эту вообще влюблена:

Интересно, что ко мне, как к маме, мимика у неё в основном одинаковая — а вот с братом удалось словить разные варианты выражения мордашки.

Некоторые фотографии меня очень впечатлили! Хоть распечатывай и вешай в рамочку на стену.
Вот, например, портрет:

С высоты 115 см роста сына, привычная обстановка выглядит необычно:

Справа. Прямо кухонный натюрморт:)

А некоторые кадры мне напоминают моё детство, когда любила подолгу рассматривать картинки в книжках, мелкие детали в вещах или просто нечто привычное близко и пристально:

Догадайтесь что это))) Это вид на внешнюю стену нашего дома, а внизу виден подоконник наших соседей с низу.

А это наши голуби, столуются уже года два:

Это местный альфа-самец, его голубка рыженькая, и конечно же детки их в стае очень заметны:

Случалось ли вам видеть фотографии, сделанные детьми? Не часто их встретишь в семейных фотоальбомах. А все оттого, что мы часто недооцениваем возможностей нашего малыша, все время решаем за него: "Это тебе еще рано, а вот это в самый раз!" А что, если дать ребенку проявить себя? Между тем даже четырехлетний человечек уже может довольно сносно управляться с простеньким фотоаппаратом , а ребенок 5-6 лет способен разобраться в таких непростых вещах, как выдержка и диафрагма. Конечно, при условии, что мама или папа примут непосредственное участие в становлении юного фотографа. Сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, распахнутая пасть бегемота в зоопарке, пятачок бабушкиного поросенка во весь кадр или свежий взгляд на загородный пикник с шашлыками - не раз и не два удивят вас работы вашего малыша, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом… Но давайте рассмотрим общение малыша с фотоаппаратом не только как возможность творить и создавать художественные произведения, но и как замечательное развивающее занятие, инструмент для познания окружающего мира, тренажер внимания и наблюдательности. Что же еще, как не частичку души вкладывает хороший фотограф в свои работы? И именно фотографирование - один из способов развить и эмоциональность, и чувство прекрасного, и способность через фотографию поделиться с другими своими переживаниями. Даже если вы сами не столь сильны в науке фотосъемки, не беда. Учиться или совершенствоваться никогда не поздно, а вместе с малышом - еще и увлекательно. Итак, отправляемся на фотоохоту!

Инструмент или игрушка?

Конечно, первый фотоаппарат - это игрушка. И как бы серьезно не относился маленький фотограф к процессу съемки, для него это просто увлекательная игра, ведь пока и вся его жизнь - игра. В этом нет ничего плохого. Посредством игры можно донести до малыша даже самые сложные знания и именно так поступает большинство родителей. А вот насколько эта игра будет интересной, и как долго будет занимать малыша, во многом зависит от вас. Из вышесказанного следует, что первый фотоаппарат не должен быть дорогим и "навороченным". Лучше всего отдать ребенку старую "мыльницу" (если вы купили себе новый фотоаппарат ) или подобрать простой фотоаппарат специально для него. Можно, конечно, снимать одним и тем же аппаратом и ребенку , и взрослому. Но собственный фотоаппарат - предмет особой гордости, с ним малыш обращается осторожнее и трепетнее, и не стоит лишать его таких позитивных эмоций. На мой взгляд, пленочные "мыльницы" предпочтительнее цифровых по нескольким причинам. Во-первых, цифровые аппараты более хрупки и капризны, а маленькие ручки неумелы и непослушны. Любое падение может вывести "цифровик" из строя, а вот пленочная "мыльница", вероятнее всего, выживет. Во-вторых, цифровой фотоаппарат в руках начинающего фотографа обесценивает процесс создания хорошей фотографии. Здесь можно не думать особо: нажимай на кнопочку множество раз, а потом выберешь то, что хоть как-то походит на качественный снимок. Пленочный же фотоаппарат из-за ограниченности кадров заставляет задуматься перед нажатием на спуск, поискать лучший ракурс, решить, а стоит ли вообще фотографировать любимого кота со всех сторон 36 раз подряд. Справедливости ради надо сказать, что "цифровик" обладает своими достоинствами. Прежде всего, он позволяет маленькому нетерпеливому фотографу сразу видеть результат своей съемки и помогает осваивать компьютер, дает возможность экономить на пленке и печати. И если вы увидите, что ребенок по настоящему интересуется процессом создания фотографии, что ему это доставляет удовольствие и это не увлечение на один день, тогда чуть позже имеет смысл подарить ему фотоаппарат посерьезнее: хороший цифровой или пленочный зеркальный. А пока будем оттачивать мастерство с тем, что есть, памятуя, что хорошие фотографии делает не фотоаппарат , а фотограф. И даже "мыльницей" можно сделать весьма и весьма интересные снимки.

Технический ликбез

Перед тем, как малыш сделает свой первый снимок, имеет смысл рассказать и показать ему, как устроен фотоаппарат и каким образом получаются те самые привычные для нас фотографии. Именно так и поступил мой отец, когда мне самой было 5 лет, и с тех пор фотоаппарат всегда со мной. Понятно, что объяснять нужно на "детском" языке, что бы не вышло, как в старом анекдоте: "Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?" Где папа, отвечая на вопрос малыша "Почему откушенное яблоко темнеет?" начал рассказывать о двух- и трехвалентном железе. Покажите ребенку основные части фотоаппарата (корпус, объектив, видоискатель, затвор, вспышка) и объясните их назначение. Делать это лучше с открытым фотоаппаратом без пленки. Пусть малыш увидит, что происходит внутри, когда вы нажимаете на кнопку. Очень упрощенно это можно объяснить примерно так. В фотоаппарат вставляется пленка, она покрыта специальным веществом, которое меняется, если на него попадает свет. В обычном состоянии объектив закрыт специальной шторкой, которая защищает пленку от света. Если нажать на затвор, шторка на долю секунды (чик-трак, очень быстро!) открывается и вновь захлопывается. Свет через маленькое отверстие в объективе (называется диафрагмой), попадает на пленку, и на ней создается изображение. Специальный механизм прячет отснятый кадр в кассету, и фотоаппарат снова готов к съемке. А потом уже с пленки можно напечатать фотографии. Чем меньше света на месте съемки - на улице или в помещении, - тем больше должно быть окошечко диафрагмы и тем дольше его держат открытым. Это нужно, чтобы на пленку попало достаточное количество света. Малышу будет интересно узнать, что в старинных фотоаппаратах процесс съемки занимал не доли секунды, как сейчас, а несколько минут. Кстати, неплохо бы посмотреть на эти аппараты на картинках энциклопедии или в музее. Наверняка, в вашем фотоальбоме найдутся нерезкие фотографии. Покажите их малышу и объясните, что при фотосъемке есть еще одно важное понятие - фокус. Нет, не тот фокус, который фокусник показывает в цирке. Поворачивая объектив (вручную или автоматически), и двигая таким образом особое стеклышко - линзу - фотоаппарат можно "навести на резкость", т.е. фотография получится либо четкой, либо нечеткой. Большинство мыльниц делает это автоматически, так что особых навыков здесь не потребуется, но знать об этом все-таки нужно. Позже ребенок узнает об устройстве фотоаппарата глубже и подробнее, познакомится с физической оптикой. Но пока даже такое упрощенное представление поможет ему относиться к процессу фотосъемки более осознанно. Нелишним будет рассказать малышу и об основных правилах, которые продлят жизнь фотоаппарата . Самое страшное для него - это падение. Особенно в воду. И если пленочного "утопленника" еще есть шанс спасти, то цифровой фотоаппарат будет испорчен безвозвратно. Приучите малыша всегда надевать ремешок фотоаппарата на руку прежде, чем вытащить его из чехла и начать снимать. Доведенная до автоматизма эта привычка не раз его выручит. Фотоаппарат нельзя направлять непосредственно на яркое солнце. Это вредит не только зрению фотографа, но и может вывести из строя технику. Нельзя оставлять фотоаппарат под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день. Почаще напоминайте маленькому фотографу, что не стоит хвататься пальцами за объектив, иначе на фотографиях появятся некрасивые мутные пятна. Объектив нужно периодически протирать кусочком мягкой ткани. И, конечно, объектив вне съемки всегда должен быть закрыт защитной крышкой или шторкой. Царапины на нем вряд ли украсят фотографии.

Прописные истины

Не начинайте процесс обучения малыша с разъяснения принципов композиции. Лучше изложите ему основные, самые главные заповеди фотографа, и пусть дальше он экспериментирует сам. Собственные ошибки и победы лучше и быстрее научат малыша азам фотографии, чем самые правильные и умные советы. Итак, основные правила
  • Фотоаппарат нужно держать крепко двумя руками и непременно ровно, иначе снимки получатся перекошенными.
  • В момент нажатия кнопки затвора нельзя дергать руками, а лучше задержать дыхание.
  • На фотографии получится именно то, что попадает в рамку видоискателя. Поэтому стоит немного подумать, прежде чем нажать на кнопку. Может, будет лучше подойти поближе, или, наоборот, отойти подальше, зайти с другой стороны, чтобы то, что хочется снять, получилось самым лучшим образом.
  • Нельзя "обрезать" людям ноги по колено, руки по локоть и пол головы. Лучше переместить фотоаппарат чуть выше или ниже. И уж, конечно, не стоит снимать маму или папу без головы вовсе. Покажите малышу то расстояние, ближе которого нельзя подходить к объекту съемки, если в фотоаппарате нет функции "макро". В простеньких мыльницах это 1-1,5 метра. При съемке со вспышкой минимальное расстояние увеличивается до 2 метров - иначе получится ужасающий эффект, именуемый специалистами "вспышка в лоб".
  • Солнце (или другой источник света) во время съемки должно светить в спину фотографу или падать сбоку. Поэтому нужно непременно следить за его положением.
Вообще, для начала лучше снимать на улице в солнечный день. Причем, не в яркий полдень, а утром, ближе к вечеру или когда солнце чуть прикрыто облаками. Такие фотографии будут позитивными и яркими, здесь сложнее что-либо испортить. А удачные снимки - самое лучшее средство поднятия боевого духа юного фотографа. Не навязывайте ребенку свое видение мира, дайте ему возможность оставаться самим собой. Лишь иногда можно что-либо мягко посоветовать, но, не настаивая и не преподнося, как единственно верное решение. Не смотря на все ваши рекомендации, какое-то время будут получаться кривые и косые снимки, фотографии, снятые против солнца, смазанные и, на ваш взгляд, бестолковые. Но это естественный процесс поиска, творчества, обучения. Ведь как иначе убедишься, что вспышка не достанет до луны, и вместо лунной дорожки получится просто черная водная гладь? Очень важно обсуждать вместе детские снимки, хвалить удачные и находить ошибки. И вы сами увидите, как с каждым разом они будут становиться все лучше и лучше.

Творческий поиск

У фотографов есть такое понятие, как "точка съемки". Говоря русским языком, это то место, тот уровень высоты, на котором вы держите фотоаппарат во время фотографирования. Наверняка, вам нередко доводилось видеть фотографии детишек, снятых с высоты роста взрослого человека. К слову сказать, чаще всего именно так родители и снимают своих малышей. На фотографии мы видим не столько милое личико крохи, сколько его непропорционально большую макушку, хоть и симпатичную, но все-таки менее ценную, чем мордашка. Подобные фотографии вызывают чувство превосходства над ребенком большого и всесильного взрослого. А детки кажутся маленькими и беззащитными. На мой взгляд, это самый неудачный ракурс для съемки детей. Его стоит использовать только в редких случаях, если нужно подчеркнуть именно эту беззащитность. А для того, чтобы малыш получился на фотографиях по настоящему здорово, достаточно лишь присесть, что бы фотоаппарат опустился до уровня его глаз. Вот теперь у вас получится запечатлеть и его замечательную улыбку, и хитрые глазенки, и вздернутый озорной носик совершенно естественно. Это один из приемов, который поможет показать не только внешнюю привлекательность вашего малыша, а и раскрыть на фотографии его внутренний мир, такой неповторимый и ранимый, такой самобытный и удивительно трогательный. Бывают ситуации, когда уместно сфотографировать малыша с нижней точки. Например, когда он вскарабкался на огромный камень или влез на ветку дерева. Этим вы как бы подчеркнете его достижение. Или лягте в траву и снимите бегущего малыша снизу. Возможно, именно таким великаном видят его жучки, сидящие в лесных зарослях. Экспериментируя с точкой съемки, можно добиться интересных результатов. Кстати, вот вам замечательное творческое задание для маленького фотографа. Предложите ему снять один и тот же цветок с разных точек съемки, как будто смотрят на него разные лесные жители: высокий олень, волк, маленький зайчик, пчелка или бабочка, которая сбирает нектар прямо на цветке, крошечный муравей, ползущий по земле. В этих ситуациях малышу нужно будет приседать, ложиться на землю, снимать с высоты своего роста или даже влезть на пенек, что бы оказаться повыше. Сравнив фотографии, ребенок собственными глазами увидит, как влияет точка съемки на конечный результат, и как важен ее правильный выбор для того, что бы вложить в фотографию тот или иной определенный смысл. Думаю, вы несказанно удивитесь, когда увидите привычные вещи на снимках своего малыша. Все мы когда-то видели именно так и стол, и цветок на подоконнике и своих родителей - снизу вверх, да вот только давно забыли об этом. И открытие это (или даже не открытие вовсе, а вспоминание) будет очень для нас полезно. Ведь именно благодаря детским фотографиям мы сможем увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще сильнее приблизиться к малышу, подняться еще на одну ступеньку взаимопонимания. Отправляйтесь с малышом гулять по городу, и предложите ему снимать все, что понравится. Поверьте, вы совсем иначе увидите свой город: и его улицы, и архитектуру, и даже людей. И пусть эти фотографии технически несовершенны, зато в них будет то, чего нередко лишены взрослые снимки: необычные ракурсы, неожиданные сюжеты и, конечно, непосредственность, искренность и глубокая интуитивная мудрость - самое непостижимое детское свойство.

Как Маша приметы весны искала

Какие же еще интересные занятия можно придумать с фотоаппаратом ? Одна моя подруга, отправляясь на прогулку с малышом, всегда брала с собой цифровой фотоаппарат . Вместе с ребенком они фотографировали все интересное, что встречалось им во время прогулки. А дома, рассматривая фотографии, они еще раз вспоминали и обсуждали эти моменты. Мы с младшей дочкой эту тему развили и расширили, устраивая тематические прогулки. Самой интересной стала фотоохота за приметами весны. Отправились мы в солнечный весенний денек в настоящее путешествие по оврагу неподалеку от дома. И везде искали приметы весны: веселые ручьи и набухшие почки на деревьях, крошечные листочки на кустах крыжовника и пушистые вербочки, желтые солнышки мать-и-мачехи и первую зеленую травку на солнечных пригорках, радостных птиц и проснувшихся насекомых… Ничего не ускользнуло от нашего взгляда. А дома, на основе отснятых фотографий, мы сделали компьютерную презентацию, добавив комментарии и весенние голоса птиц. Снова и снова просила Маша посмотреть фоторассказ о нашем замечательном путешествии. И уж теперь-то она точно знает, что такое весна. Подобные экскурсии были у нас и в лесу, и у пруда, и на берегу моря во время летнего отдыха. А скоро придет время встречать с фотоаппаратом зимушку-зиму. И каждый раз это замечательная возможность для малыша лучше узнать о том, что его окружает, приоткрыть завесу тайн живой природы. Предложите своему крохе сделать серию фотографий (обычных или цифровых) на определенную тему, например, лес. Здесь могут быть запечатлены деревья различных пород и в разные времена года, грибы и ягоды, причудливые пеньки и залитые солнцем лесные тропинки, птичьи следы или красные ягоды рябины на снегу, огромный муравейник и нежный весенний подснежник. Да мало ли какие еще сюрпризы преподнесет малышу природа. Можно делать тематические альбомы фотографий, красиво оформлять их и использовать как учебник живой природы.

Фотоигры

Позволяйте ребенку снимать праздники, пикники на природе и другие семейные мероприятия. Отличным занятием для малыша и всей семьи может стать выпуск семейной газеты. Ее можно делать ежемесячно, освещая все самые интересные события или посвящать различным праздникам и дням рождения. Ребенок будет выступать в роли фотокорреспондента, стараясь запечатлеть самые интересные кадры и принимать активное участие в оформлении газеты и написании забавных текстов. По возможности посещайте с ребенком различные фотовыставки. Рассматривать работы профессиональных фотохудожников очень полезно - можно многому научиться. А потом предложите малышу организовать свою собственную фотовыставку. Отберите вместе интересные фотографии безо всякой темы или в соответствии с задуманной идеей ("Что я видел у моря" или, скажем, "Моя семья"). Сделайте рамки для фотографий, используя цветной картон или порезав на полоски коробки от конфет. Разместите коллекцию фотографий на стене, соответственно оформив. Пригласите на выставку юного фотографа бабушку с дедушкой или друзей малыша. Можно приурочить событие ко дню рождения фотографа. И, вполне возможно, что на следующий день рождения на вашей домашней выставке появятся работы и других малышей. Ребенку-школьнику наверняка понравится идея сделать фотокомикс из жизни класса. В свое время, в школе, я очень увлекалась подобными фотоиграми. Для этого вместе с друзьями нужно написать сценарий будущего комикса, подобрать актеров, снять нужные кадры, наклеить их в альбом в необходимой последовательности, подписать текст и интересно оформить. А может, это будет настоящая приключенческая или детективная история? Или постановка по известной книге? Но это не только "взрослая" забава. Малыш-дошкольник также может попробовать себя в этом жанре: придумать "игрушечную историю" и снять с вашей помощью фотосказку о своих игрушках. Кто знает, к какому серьезному увлечению может привести такая несерьезная творческая игра? Роль домашнего фотографа и оператора интересна, почетна и, вместе с тем, непроста. Но теперь моя старшая дочь все чаще берет в руки фотоаппарат или видеокамеру, давая мне возможность хоть иногда увидеть семейный отдых или интересную достопримечательность иначе, нежели они видны в окошке видоискателя. И даже появились редкие фотографии, на которых запечатлена я. А недавно четырехлетняя Машка сама попросила научить ее фотографировать. Я вытащила с полки и вытерла пыль со старенького фотоаппарата Konica, которым давно уже никто не пользовался и подумала, что все в этом мире повторяется, все это уже когда-то было: и сплетенные ветки деревьев на фоне синего неба, и распахнутая пасть бегемота в зоопарке, и фотографии, противоречащие всяким законам композиции, но наполненные теплым солнечным светом...

Вы хотите научить ребенка наблюдать? Тогда дайте ему фотоаппарат.

Ведь он — лучший инструмент для знакомства ребенка с окружающим миром. К тому же фотографируя, ваш малыш будет всячески проявлять себя и развиваться. Не факт, безусловно, что это увлечение в будущем перерастет в профессиональную съемку и его постоянную работу, но все может быть. В любом случае попробовать стоит, так как фотография — увлекательное занятие, а после многолетнего опыта человек фотографируя, может создавать шедевры, приравнивая фотосъемку к искусству.

Поддерживайте стремление и интерес ребенка к фотосъемке. Ведь эти его творческие порывы очень важны для общего развития. Лучше приобретите малышу сразу собственный инструмент. Ведь ребенок может нечаянно испортить ваш возможно дорогой аппарат, а вот купить простейший цифровой фотик в наше время не составит большого труда. К тому же это даст возможность вам экономить на печати и пленке и видеть сразу то, что получилось (так сказать, работа над ошибками).

Даже если ваше чадо будет воспринимать новенький фотоаппарат как очередную интересную игрушку, обязательно объясните непоседе, как правильно с ним обращаться. Приобретите для малыша специальный шнурок, который будете одевать на шею малышу. Он поможет предохранить диковинный подарок от падения, ведь цифровые «мыльницы» весьма хрупкие «создания».

Изначально объясните малышу, что фотоаппарат необходимо крепко держать обеими руками. Покажите, как нужно отходить на определенное расстояние и что при нажатии кнопки затвора необходимо немного задерживать дыхание. Объясните и другие важные правила, которые обязательны при фотосъемке. Например, что не стоит хвататься пальцами за объектив или оставлять фотоаппарат на открытом солнце, нельзя бросать фотоаппарат в воду и т.д.

Безусловно, сначала у малыша на снимках будут получаться вовсе не шедевры, а даже совсем наоборот. Но все, же не пытайтесь навязать ребенку свои взгляды на мир, свое мнение. Просто объясните свою точку зрения, но не давите на малыша. Ведь кто знает, может в это самое время в ребенке зарождается талант, который нужно развивать, а не подавлять.

Дайте ребенку время и позже вы сами увидите, что из этого выйдет: или ваше чадо откроет новое современное течение или же его странные снимки только свидетельствуют о неопытности. Ребенок хочет фотографировать людей в странных позах или одеждах, а может вообще только отдельные части тела, например руки или только лицо? Ничего страшного, значит, ваше чадо ищет себя, открывает новые страницы своей жизни, развивается. Наоборот похвалите его за оригинальность.

Хотя все же можно и попробовать ненавязчиво предложить ему сфотографировать тот же объект целиком или в другом ракурсе. Если у ребенка что-то не получается, например, снимок «смазанный», нерезкий, то не раздражайтесь. Лучше лишний раз объясните малышу правила работы, поверьте, ребенок ответит вам благодарностью за вашу помощь. К тому же, а кто из нас все понимает с первого раза? Будьте терпеливы.

Поведайте вашему чаду об устройстве фотоаппарата в целом. Конечно, если вы далеко не сильны в этом, то тогда попросите друзей, знакомых о помощи. Можете приобрести соответствующую литературу или посмотреть нужную информацию в интернете. Ведь зная, что и как (что внутри и как это используется или работает), ребенок будет более серьезно относиться к тому, чем он занимается.

Кстати, не забывайте и о теории, особенно будет интересно малышу услышать историю возникновения фотоаппарата, его усовершенствования со временем. Например в интернете вы можете найти много разных изображений старинных фотоаппаратов. Покажите их ребенку и расскажите историю каждого из них (модели и т.д.)

Научите ребенка ухаживать за фотоаппаратом. Конечно, если малышу ещё нет пяти лет, то объектив все-таки лучше будет чистить вам самостоятельно. А малышу тогда можно доверить тряпочку для очистки самого корпуса и ЖК-дисплея.



Поделиться