Экономика и социология труда как учебная дисциплина. Предмет и задачи экономики и социологии труда

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Предмет и ключевые понятия социологии и экономики труда складываются в систему, если рассматривать их в контексте отношений: человек - труд - общество. В комплексе общественных наук нет ни одной, которая не рассматривала бы человека, общество и трудовую деятельность как основу жизни. В исследованиях проблем общества и человека «сквозной» является социальная сущность объекта, рассматриваемого в разных аспектах. Это подвижный комплекс с присущим ему постоянным взаимовлиянием, взаимообогащением, что не может не отражаться на состоянии социологии и экономики труда, хотя предметы каждой из этих наук разные.

Политические науки изучают крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, распределением власти между общественными группами.

Исторические науки исследуют происхождение разных социальных групп, процессы изменений в обществе в разные периоды времени. История изучает человека в прошлом и современном времени . Человеком в пространстве занята география, которая изучает Землю и людей на Земле.

Антропология - наука о происхождении и процессах развития человеческого рода, о примитивных народах, племенах, о формах сообщества древних людей, о доиндустриальных культурах. Ветвь этой науки - этнология (социальная или культурная антропология) изучает нравы и обычаи людей. Это наука о типологии и человеческом измерении человека, социальном измерении человека, природном измерении человека.

Демография изучает структуру, состояние и динамику населения. Это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. В демографии сложилось множество научных школ, различающихся по степени социологической ориентации в описании своих законов. В ней присутствует и биологизаторское направление, когда в объяснении общественных процессов ведущими принимаются физиологические изменения в индивиде как организме. Демография является одновременно элементом системы знаний о народонаселении.

Социология - это, по В.А. Ядову, наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. Социология тесно связана с социально-философским уровнем знания, исследует свой предмет на макротеоретическом уровне, опирается на обобщение социальных фактов . Она включает развитие частносоциологических теорий; их предмет - изучение особых состояний, динамики форм бытия отдельных общностей. Она исследует также массовые социальные процессы и коллективное поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей, совокупную жизнедеятельность людей, в центре которых - сходство и противоборство их интересов как движителей социального процесса Социология, изучая социальную реальность, разрастается в науку многих измерений, аспектов, общественных уровней. Объектом социологии являются действия людей. Если единицей наблюдения выступает социальный факт, то исследование обращено к независящим от наблюдателя состояниям действительности или к совершившимся событиям. Характерные особенности объекта социологии и экономики труда в этом контексте заключаются в следующем:

Это групповой объект, который поддается количественной характеристике, а значит - статистическому анализу;

Социально-экономические факты проявляются чаще в социальных актах, в действиях, поведении; они связаны с коллективным сознанием, чувствами, эмоциями, представлениями, оценками, побудительными мотивами;

Трудность описания и анализа труда в опасности привнесения субъективного начала в результаты наблюдения и интерпретации фактов, а также в недостаточной развитости и надежности методов, инструментария для описания познаваемой социальной реальности;

Социально-экономический факт всегда исторически уникален, единствен, неповторим и не воспроизводим.

Если говорить о преемственности, то до середины прошлого века социология вообще не выделялась в самостоятельную науку. Историки социологии многие элементы этой науки того периода, в том числе терминологию, концепции, подходы и инструментарий, обнаруживают в таких науках, как экономика, история, право, философия и др.

Экономическая социология - это также социология общностей, исследующая проблемы взаимоотношений экономических, политических, общественных институтов; таких феноменов, как класс, нации, власть, статус, социальная группа, социализация, экономические системы и стадии исторического развития человечества, в том числе разделение труда, развитие технологии и свободное предпринимательство. На этом основании в ряде публикаций отмечается, что экономическая социология включает экономику и социологию труда. В настоящий период быстро увеличивается число отраслей социологии, но при этом сходства в предметах и методах этих отраслей не больше, чем различий. Процесс роста разнообразия отраслей сопровождается интеграцией социологического знания. Особое место в этих противоположных тенденциях занимает интеграция социологии труда и экономики труда. В данном случае сложился солидный фундамент для такого объединения, сформировавшийся по результатам многолетнего теоретического и практического опыта. Аналогично становлению экономической социологии объединение социологии и экономики труда имеет также различия в логике научных схем, но при этом отмечается глубокое дублирование в терминологических системах, в объекте, целях и задачах научного поиска.

Новосибирскими социологами отмечается, что экономическая социология противопоставляет «социологизацию» мышления экономистов упрощенному подходу к анализу экономических явлений и процессов, не выходя за рамки собственно экономической парадигмы. До 80-х гг. советская экономическая наука, обобщавшая практику централизованного планирования производства, в основном рассматривала человека в двух качествах: как носителя рабочей силы, не обладающего свободой воли и выбора, и как потребителя (покупателя) соответствующей части товаров и услуг. Эта новая наука на первых шагах была занята «социологизацией» политической экономии и «экономизацией» социологии. А объектом ее исследований служат конкретные механизмы связи экономического и социального развития. При этом формулируется такая задача экономической социологии: выяснение конкретных путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения

На этом этапе становления экономической социологии были описаны четыре типа экономико-социологических понятий в зависимости от того, что именно они описывают, фиксируют по общественно-экономическим группам:

Их типы и положение в обществе;

Виды и способы их социально-экономического поведения;

Понятия, отражающие связь социальных и экономических процессов.

Социология и социальная психология исследуют социальную реальность, сущность взаимоотношений между людьми, социальное поведение людей и их отношение к социальным условиям, ситуациям, процессам. Объект этих наук - сущность социальной действительности (реальности) на разных общественных уровнях. Социальная психология изучает формирование, динамику поведение малых групп, а также индивида в малой группе, а социология проводит обобщения на уровне больших социальных общностей (в том числе профессиональные, когортные, демографические, этнические, нации т. д.). Социология - многоотраслевая наука, на ее методологической основе формируются несколько дисциплин, заинтересованных в проблемах труда . Социология и экономика труда одна из них. Она формируется с учетом результатов исследований в конкретных, прикладных областях социологии - промышленной, индустриальной социологии, а также психологии.

Концептуально эти области знания объединены в рамках изучения социальных и экономических отношений, трудовых отношений в организациях. Вопрос о том, как сложилось соотношение общей социологии и других общественных наук, особенно отношение между их предметами, ставится вновь и вновь. Уточняются зоны их пересечения и границы каждой, чтобы точнее формулировать, определять место и роль каждого шага в движении теории и методов.

Теория общества исследует взаимодействие и целостность общественных явлений. Входящие в общую социологию специальные, отраслевые социологические дисциплины исследуют отдельные общественные явления, их структуру, специфические законы развития и специфические связи их с остальными общественными явлениями.

Каждая из отраслевых социологий соотносит свой предмет с предметом и методом общей социологии, одновременно каждая отраслевая социология попадает в поле той специальной науки, которая также собственными специфическими методами изучает то же самое явление. С одной стороны, посредством отраслевых социологий расширяются интересы и возможности общей социологии, она углубляет свою теорию, наполняется эмпирическими знаниями. С другой стороны, общая социология благодаря связям с другими общественными науками также включается в эмпирическое видение своего предмета. В ряду отраслей социологии - социология общественного мнения, социологии культуры и социологии труда, а также социологии науки, медицины, религии, образования.

Экономика - это наука, изучающая поведение людей, в том числе трудовое поведение, с точки зрения соотношения между целями и ограниченными ресурсами, которые могут иметь различное употребление. Это наука об умелом хозяйствовании. Предметом общей экономической теории определена система объективных экономических отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена, потребления жизненных благ; производственные отношения неразрывно связаны с определяющими их производительными силами. Теория экономических учений обращена к общим и специфическим экономическим законам, к особенностям их действия в условиях конкретной практики, а также к путям совершенствования хозяйственного механизма.

Для социологии и экономики труда особо важно положение об умелом хозяйствовании, т. е. о рациональном ведении хозяйства. Можно утверждать, что сама сущность труда является в данном случае интегрирующим началом.

Экономическая социология рассматривает развитие экономики как социальный процесс, а также выявляет социальные закономерности экономического развития общества. Это - отрасль социологии, задачи которой состоят, в частности, в описании общих механизмов взаимовлияния экономической и социальной сфер и в выявлении частных регуляторов социально-экономических процессов.

Как самостоятельной области знания экономической социологии или социологии экономики присущи разнородные постановки проблем и в самом общем виде, и в предельно конкретной форме. Например, ставится цель изучения обще экономических процессов с точки зрения социальных общностей, или проблем взаимоотношений экономических и общественных институтов, т. е. таких феноменов, как разделение труда, экономические системы и стадии исторического развития человечества, развитие технологии. И параллельно на более частном уровне изучаются механизмы, регулирующие социально-экономические процессы, например, отношение к труду, мобильность, становление свободного предпринимательства. На этом основании в ряде работ отмечается, что экономическая социология включает экономику труда и социологию труда, имея в виду, что «двуединства» в предмете и методах этих ветвей больше, чем их различий.

Общим исходным является сама сущность труда как общественно полезная деятельность человека. Общественный контекст труда выражен отношениями человек-человек, человек‑общество (группа) и общество(группа)-человек. В труде главное действующее лицо - человек с его способностями, возможностями, интеллектом, мотивацией, индивидуальной неповторимостью, особенностями социальной динамики. Законы труда диктуют групповую его организацию, при этом группа как субъект трудовой деятельности хотя и живет по своим законам, но может характеризоваться теми же социальными свойствами, что и личность.

Преемственность и генетическая однородность проявляется так. Место социологии и экономики труда в системе общественных наук концептуально закреплено генетической принадлежностью к социологическому и к экономическому знанию, связью с этим знанием посредством таких категорий, как человек, личность, общество, общность, деятельность, труд, культура, поведение, организация. Но современное состояние социологии и экономики труда как цельной и самостоятельной отрасли науки таково, что требуется упорядочивание, а в какой-то части и обновление понятийно-методического аппарата и требуется уточнение знания о ее предмете. Несмотря на длительный путь развития двух направлений - экономики труда и социологии труда, несмотря на осознание реально состоявшегося их объединения, интегрированная дисциплина делает только первые шаги в уточнении своего предмета.

  • Вопрос 6 .Социально-трудовые отношения: сущность, структура и типы.
  • Вопрос 7. Качество трудовой жизни как критерий развития социально-трудовых отношений.
  • Вопрос 8. Рынок труда: его основные элементы, функции и особенности. Виды рынков труда.
  • 4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода, регулирующих деятельность агентов на рынке труда, таких, как:
  • Вопрос 10. Основные тенденции развития трудовых отношений в развитых странах.
  • Вопрос 11. Занятость и безработица как важные характеристики рынка труда.
  • Вопрос 12. Мобильность на российском рынке труда.
  • Вопрос 13. Дискриминация на рынке труда и ее последствия.
  • Вопрос 14. Мот и международный опят регулирования социально-трудовых отношений
  • Вопрос 15. Государственное регулирование рынка и его границы.
  • Вопрос 16. Сущность и формы заработной платы в рыночной экономике.
  • Вопрос 17. Особенности и проблемы оплаты труда в современной России.
  • Вопрос 18. Организация оплаты труда в современных условиях и ее элементы.
  • Вопрос 19 Нормирование труда: сущность, роль и методы.
  • Вопрос 21. Производительность труда и факторы ее роста.
  • Вопрос 22. Классификация затрат рабочего времени.
  • Вопрос 23 Разделение и кооперация труда.
  • Вопрос 24. Принципы формирования доходов в рыночной экономике. Структура личных доходов населения и работающих.
  • Вопрос 25. Сущность и классификация персонала организации.
  • Вопрос 26. Трудовая адаптация работников: содержание, структура, факторы.
  • 9.2 Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации
  • Вопрос 27. Трудовая организация как социальная система.
  • Вопрос 28. Сплоченность первичного трудового коллектива. Социально-психологический климат в трудовой организации.
  • Вопрос 29. Гуманизация труда.
  • Вопрос 30. Трудовое поведение: содержание, структура, функции.
  • Вопрос 31. Стабилизация трудового коллектива.
  • Вопрос 32. Особенности социологического подхода к изучению трудовой деятельности
  • Вопрос 33. Виды мотивов и стимулов, их взаимосвязь и взаимодействие.
  • Вопрос 34. Методы социологический исследований трудовой деятельности.
  • Вопрос 35. Условия развития личности в организации.
  • Вопрос 36 Сущность мотивации и стимулирование трудовой деятельности.
  • Вопрос 37. Условия труда. Система льгот и компенсаций работникам занятых в неблагоприятных условиях труда.
  • Вопрос 38. Трудовой коллектив: виды, цели, функции.
  • Вопрос 39. Потребности, интересы и ценности личности.
  • Вопрос 40. Система стимулирования работников.
  • Вопрос 41. Лидерство в трудовой организации.
  • Вопрос 42. Социальные функции труда.
  • Вопрос 43. Социологические исследования трудовой деятельности: сущность, цели, задачи, виды, программы.
  • Вопрос 44. Качество и уровень жизни. Факторы, их определяющие.
  • Вопрос 45. Система социального партнерства: ее элементы, принципы, проблемы.
  • Вопрос 46. Личность в трудовой организации.
  • Вопрос 47. Система социальной защиты работников.
  • Вопрос 48. Социальное партнерство в России.
  • Вопрос 49. Основные социальные процессы в трудовой деятельности.
  • Вопрос 50. Отношение к труду: содержание, специфика формирования в условиях рынка. Удовлетворенность к труду.
  • Вопрос 1. Предмет экономики и социологии труда

    1. Предмет социологии труда

    Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

    Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

    Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

    Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.

    Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.

    Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

    В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

    Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.

    Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

    Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

    2. Предмет экономики труда

    Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.

    Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений, складывающихся на различных уровнях экономики.

    Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда, необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений, но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда. В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда, выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.

    В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.

    Основными проблемами изучения экономики труда являются:

    1) исследование научных основ организации труда;

    2) анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;

    3) исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;

    4) раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;

    5) рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;

    6) определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда;

    7) раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда, нормирования труда;

    8) определение основных групп трудовых показателей на предприятии;

    9) исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

    Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда, повышение производительности труда.

    Таким образом, экономка труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.

    Экономика и социология труда относится к комплексным дисциплинам. В центре ее внимания находятся характер и содержание труда, отношение человека к труду, организация и условия труда, ценностные ориентации, ролевое поведение человека в труде, мотивация, удовлетворенность трудом и др. В курсе экономики и социологии труда трудовая деятельность рассматривается, прежде всего, как социально – экономический процесс.

    Предметом изучения экономики и социологии труда является организация общественного труда на разных уровнях общественного производства (проблемы эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования трудовых показателей и др. вопросы) и во всем комплексе составляющих ее элементов. Такой подход позволяет определить и рекомендовать для практики наиболее эффективные методы организации труда, способствуя тем самым более успешному решению важнейшей задачи любой деятельности – получению максимального результата при минимуме затрат. Но достижение наилучших экономических результатов должно обеспечиваться при обязательном учете прав и интересов работника как личности, как человека.

    Таким образом, экономика и социология труда – это наука, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека, организацию и стимулирование эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей, а также исследующая взаимоотношения людей и социальных групп в производственных коллективах.

    Основными задачами и проблемами, изучаемыми экономикой и социологией труда, являются:

    · определение методов измерения результатов труда по количеству и качеству произведенной продукции, услуг; методов измерения и оценки затрат труда, их нормирования и регулирования;

    · создание экономического механизма, обеспечивающего заинтересованность трудовых коллективов и каждого работника в постоянном снижении издержек производства;

    · эффективизация труда (увеличение полезного результата на единицу затрат используемых ресурсов;

    · развитие и использование трудового потенциала в условиях функционирования рынка труда;

    · решение вопросов социального развития коллектива и каждого отдельного работника и выработка соответствующих рекомендаций.


    Связь социологии труда с другими науками, изучающими труд. 8

    1. Взаимодействие социологии труда с инженерной психологией и эргономикой

    Социология труда это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Как видно, само название дисциплины и отрасли знаний «социология труда» ориентирует на исследование человеческого труда. Действительно, это так. Однако человеческий труд изучают и другие науки, такие как гуманитарные (философские, экономические, правовые и психофизиологические), так и технические (эргономика – наука о приспособлении труда и его условий к потребностям человека, эргология – наука, которая рассматривает труд с позиции повышения его производительности, праксиология – теория о наиболее эффективных действиях и движениях руководителей в трудовой деятельности, научная организация труда – наука о том, как наиболее рационально организовать процесс труда). Как видим, каждая из этих наук изучает общий объект – труд, но со своих позиций, под свойственной именно этой науке точкой зрения.

    Социология труда изучает человека и различные социальные группы, находящиеся в процессе трудовой деятельности, анализирует их социальные и профессиональные положения, формы ведения ими трудовой деятельности.

    Уже из названия науки видно, что социология труда прежде всего ориентируется на исследование трудовых процессов человека. Понятие труда рассматривают в своем содержании многие науки, в том числе науки как гуманитарного профиля (психология, экономика, физиология, философия, право), так и технического профиля (эргономика ― наука о проектировании технических систем труда, эргология ― наука об улучшении производительности трудового процесса, научная организация труда ― наука о рациональном подходе в организации труда, праксиология ― наука о совершенных методах руководства трудовыми процессами). Все эти науки также изучают труд, но со своей позиции. Каждая из упомянутых выше наук имеет собственный предмет исследования. В силу специфики своей многогранности и важного общественного места труд изучается целым рядом социально-экономических, правовых и биологических наук. Данные науки изучают различные грани трудовой деятельности.

    Социологией труда вносится свой важный вклад в процесс изучения общего для всех перечисленных наук объекта, каковым и является труд. Специфика подхода к социологическому изучению труда заключается в анализе комплекса мероприятий, посредством которых исследуются взаимная обусловленность и связи экономических, психофизиологических, правовых и организационных процессов, протекающих в сфере труда, а также выявляется влияние этих процессов на трудовое поведение человека.

    Социология труда и другие науки, изучающие труд, тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии, дополняют друг друга проводимыми исследованиями. Рассматривается ряд проблем, относящихся как к социологии труда, так и к другим наукам. К примеру, и социологией труда, и экономикой труда исследуются вопросы разделения труда, общего стимулирования трудовой деятельности, движения кадров, повышения уровня квалификации работников, профессионального роста и развития человека, дисциплинированности, культуры производства и т. д. Но все эти и другие вопросы труда, основные для теории и практики, изучаются экономикой и социологией труда с различных сторон.

    Так, экономикой труда изучаются механизмы взаимодействия в сфере труда экономических законов, способы их проявления в организации труда. Для экономики труд представляет интерес с точки зрения процесса создания цены продукта. Также для экономики важно учесть трудовые затраты на различных стадиях выпуска готовой продукции или оказания услуг. А для социологии труда в первую очередь интересны трудовые отношения работников, участвующих в производстве готового продукта. При анализе трудовой деятельности как социологией, так и экономикой труда используется и общий для этих наук, и индивидуальный для каждой науки аппарат категорий. Общими для экономики и социологии труда являются категории разделения и оптимизации труда, квалификационный уровень работников, стимулирование трудовой деятельности человека, вопросы занятости и миграции населения и т. д. Такие категории и понятия, как тарификация рабочих и работ, тарифные системы и коэффициенты, фонды заработной платы работников, нормы образования фонда материального стимулирования, нормы времени на выработку и обслуживание, используются только при экономическом подходе в изучении труда.

    При развитии социологической науки происходит непрерывный процесс формирования и обогащения ее профессиональных терминов. К категориям и понятиям, характеризующим социологические трудовые исследования, относятся: социальная группа, социальные отношения, трудовая адаптация, социальный статус, ценностные ориентации, нормы поведения, нормативное урегулирование трудового поведения, мотивации. В научный оборот также включаются понятия и категории социологических знаний о труде, что позволяет совершенствовать научный лексикон и при помощи него получать наиболее дифференцированные сведения о сущности труда, а также его месте в общественной жизни и жизни человека.

    Социология труда тесно связана с научной организацией, которая определяет критерии разделения труда. Мероприятия в сфере научной организации труда с целью совершенствования организации рабочих мест и участков производства в организациях и в отраслях экономики будут неполными, если не учитывать возможные социальные последствия организационных преобразований, их воздействия на условия труда и его содержательность. Основной социологический показатель ― удовлетворенность работой – применяется в качестве оценки эффективности внедрения научной организации труда. Задачей аттестации и рационализации рабочих мест должна быть ориентация на повышение удовлетворенности человека своим трудом и его результатами.

    Социология труда также тесным образом связана с физиологией труда, которая исследует закономерности развития и функционального состояния организма работника. Вместе обе науки вырабатывают пути преодоления негативных последствий при монотонности труда. Специалисты в области социологии труда на практике применяют рекомендации физиологов в вопросах формирования у человека динамического стереотипа; знаний, умений и навыков в труде; выработки необходимых профессиональных качеств, высокой степени работоспособности; уменьшения утомления организма.

    Схожими как для социологии труда, так и для психологии, изучающей психологические особенности личности, являются задачи формирования у работников трудовых установок и мотиваций для трудового поведения, готовности к высокопроизводительной и качественной работе. В основе решения таких проблем лежат профессиональный отбор и ориентация, воспитание важных профессиональных качеств человека. Для этого применяется несколько общих для данных наук понятий и определений: мотив поведения, деятельность, малая группа, личность, тестирование, межличностное восприятие и др. При этом социология труда изучает не только личностное (индивидуальное) поведение, но и поведение различных социальных групп в трудовых коллективах людей. Главными формами трудовой адаптации выступают психологические личностные особенности, уровень восприятия собственного «я». При подборе и расстановке кадров, при организации работы коллектива применяются рекомендации и выводы специалистов в области социальной психологии и психологии труда о таких характеристиках трудовых отношений, как психологическая совместимость работников, личностные и профессиональные качества руководителя. Знание основ психологии труда в вопросах изучения особенностей психологических свойств человека позволяет обеспечивать формирование и развитие трудовых коллективов, а также избежать возникновения конфликтных ситуаций. Успех трудовой адаптации напрямую зависит и от санитарно-бытовых трудовых условий, от принятых мер в области охраны труда и техники безопасности и др.

    Существует связь социологии труда и статистики труда, которая устанавливает количественные особенности воспроизводства трудовых ресурсов, и реализуется при анализе первичных социологических сведений. Статистические методики изучения полученной информации, такие как группировки, расчет средних значений, расчеты индексов, определение модальных величин, корреляционный анализ, построение рядов распределения, являются важным инструментарием количественного анализа трудовых характеристик, а также определения закономерностей и взаимосвязи между изучаемыми социальными явлениями и процессами в труде.

    Прослеживается связь социологии труда с юридическими науками, в частности с трудовым правом, определяющим законодательную базу трудовых отношений. В трудовом праве реализуется социальный контроль. Методы воздействия (поощрение и наказание), административный контроль основываются на нормах права, официально закрепленных в нормативных документах, регламентирующих основные принципы трудовых отношений.

    Связь социологии труда и нормирования труда проявляется в необходимости обоснования норм выработки и времени и нормативов затрат труда по видам работ.

    Таким образом, социология труда не только применяет выводы из других наук, но и сама дополняет представления некоторых наук необходимой информацией, получаемой на основе проводимых социологических исследований. Происходит непрерывный процесс взаимообмена информацией о труде между смежными науками, изучающими специфику трудовых отношений. В настоящее время вместе с социологией труда также развиваются отдельные социально-психологические и социологические теории, родственные по своим задачам социологии труда. К ним относят социологию организаций, социологию производственного коллектива, промышленную социологию, экономическую социологию, социальную статистику, промышленную социальную психологию. Промышленная социология исследует структуру, механизмы и эффективность индивидуально-коллективных взаимоотношений работников промышленности. Соответственно социология организаций и производственного коллектива проводит изучение социальных отношений в организациях, на предприятиях.

    Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

    Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

    Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

    Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.

    Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.

    Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

    В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

    Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.

    Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

    Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

    Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.

    Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений, складывающихся на различных уровнях экономики.

    Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда, необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений, но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда. В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда, выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.

    В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.

    Основными проблемами изучения экономики труда являются:

    1. исследование научных основ организации труда;
    2. анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;
    3. исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;
    4. раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;
    5. рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;
    6. определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда;
    7. раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда, нормирования труда;
    8. определение основных групп трудовых показателей на предприятии;
    9. исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

    Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда, повышение производительности труда.

    Таким образом, экономка труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.

    Текстильный институт ИВГПУ

    Кафедра менеджмента

    ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

    краткий конспект лекций

    для студентов 4 курса

    направления подготовки 080500

    «Менеджмент»

    Иваново 2012

    2. Трудовые ресурсы, трудовой потенциал 5

    3. Качество трудовой жизни 7

    4. Экономическая сущность организации труда 8

    5. Разделение и кооперация труда 10

    6. Организация и аттестация рабочих мест 11

    7. Изучение затрат рабочего времени. Нормирование труда 13

    8. Условия, охрана и безопасность труда. Режимы труда и отдыха 14

    9. Оценка эффективности и производительности труда 17

    10. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления 17

    11. Социально-трудовые отношения 19

    Краткий терминологический словарь 21

        1. Предмет и содержание дисциплины "Экономика и социология труда"

    Объектом изучения относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин "Экономика труда" и "Социология труда" служит труд -целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Различие между этими науками в предмете изучения, т.е. в том какую сторону труда они изучают.

    Экономика труда изучает экономические отношения, возникающие по по­воду использования труда, которые охватывают проблемы организации, норми­рования, оплаты труда, его планирования и анализа, оценки эффективности.

    Предметом изучения социологии труда служат социальные отношения и процессы в сфере труда, которые определяются прежде всего сходством и раз­личие социального положения, интересов и трудового поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников.

    На практике проблемы экономики и социологии труда органически взаимо­связаны, поскольку практически все категории этих наук имеют как экономиче­ский, так и социальный аспекты.

        1. 1. Труд как социально-экономическая категория

    Труд - это объективно присущая человеку сфера деятельности по превраще­нию располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов

    в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности человека.

    Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необ­ходимых человеку свойств. Следует обратить внимание на то, что если процесс труда рабочего представляет собой соединение элементов производства: чело­век, предметы труда, средства труда, технология, продукт труда - изделие, услу­га, то процесс труда управленческого персонала - это соединение элементов процесса управления - человек, информация (предмет управленческого труда), технология управления, продукт труда - решение.

    Процесс труда следует рассматривать в различных аспектах: с психофизио­логической стороны - как затраты человеческой энергии: энергии мускулов, моз­га, нервов, органов чувств, которые определяются степенью тяжести труда, уровнем нервно-психологической напряженности;

    с позиций организационно-технологического аспекта трудовой деятельно­сти - как взаимодействие работника со средствами производства, которое опре­деляется уровнем технической оснащенности труда, степенью автоматизации и механизации, технологией, квалификацией работника и пр.;

    С организационно-экономической стороны - как производственное взаимо­действие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали, ко­торое зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда, от численности работников, от организационно-правовой формы пред­приятия. При классификации видов труда следует выделять четыре группы от­личительных признаков: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.

    По характеру и содержанию труда можно выделить труд наемный и част­ный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости и принуж­дению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степе­ни сложности.

    Классификация видов труда по его предмету и продукту предполагает вы­деление по профессиональному признаку труда научного, инженерного, управ­ленческого, производственного и др.; предпринимательского и инновационного; по отраслевому признаку - промышленного, сельскохозяйственного, транспорт­ного и коммуникационного.

    Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный, автоматизированный, низ­ко-, средне- и высокотехнологичный, с различной степенью участия человека.

    В зависимости от степени и уровня благоприятности и неблагоприятности условий труда можно выделить труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлека­тельный, свободный и с различной степенью регламентации.

    Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда исполь­зуются все четыре группы признаков в их сочетании.

    Рассматривая проблему труда как основы жизнедеятельности человека, слушатели должны уяснить, что в современных условиях происходят коренные изменения в социально-экономическом содержании труда. Сущность этих изме­нений заключается в том, что труд из средства обеспечения материальных по­требностей все более перерастает в труд, выражающий самореализацию лично­сти работника. В связи с этим актуальными направлениями развития сферы тру­да становятся обогащение содержания труда, развитие тех характеристик трудо­вого потенциала, которые позволяют более полно использовать интеллектуаль­ные, творческие и организаторские способности человека, использовать высшие человеческие свойства и потребности. Эти изменения должны найти отражение как в социально-трудовой политике организации, так и в государственной поли­тике.

    Вопросы для повторения и самоконтроля:

      Охарактеризуйте роль труда в жизни человека, какими факторами она обу­ словлена?

      Назовите элементы, которые участвуют в трудовом процессе. Какова роль ка­ждого из них в осуществлении трудового процесса?

      Назовите классификационные признаки видов труда. Охарактеризуйте основные виды трудовой деятельности.

      Раскройте главное изменение в социально-экономическом содержании труда на современном этапе. Как оно отражается на развитии сферы труда?

      Назовите и охарактеризуйте основные направления обогащения социально- экономического содержания труда.

      В чем заключается государственная политика в области труда, каковы ее основные направления?



    Поделиться