Элементы культуры предпринимательства. Основные формы духовной культуры

Материальные и духовные ценности, традиции и опыт многих поколений, всемирное наследие и мораль - все эти понятия объединяются в одну сложную систему под названием культура. Дать четкое определение, что такое культура никто не может уже многие десятки лет. В ее содержание входит огромное количество понятий обозначающих обмен навыками, знаниями и способностями. Единственное, что можно проследить – это структуру и основные элементы культуры, которые присущи всему человечеству и становятся основой для морального и духовного развития.

Понятие и основные элементы культуры

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

  1. Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.
  2. Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.
  3. Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Структура и основные элементы культуры

В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный. Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности. Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.

47. Культурология в России в 20 веке

Первая мировая война и революция в России сразу же нашли глубокое отражение в культурологической мысли. Наиболее ярким и вместе с тем оптимистическим осмыс- лением наступившей новой эпохи исторического развития культуры стали идеи так называемых «евразийцев». Крупнейшими фигурами среди них были: философ и богослов Г. В. Флоровский, историк Г. В. Вернадский, лингвист и культурологи. С. Трубецкой, географ и политолог П. Н. Савицкий, публицист П. П. Сувчинский, в середине 20-х гг. - юрист и философ Л. П. Карсавин. «Революция всех застала врасплох, и тех, кто ее ждал и готовил, и тех, кто ее боялся», - утверждал Флоровский. Но евразийцы имели смелость сказать, справедливо отмечает В. Кожинов, «изгнанным из России соотечественникам, что революция - не абсурд, не конец русской истории, но ее полная трагедийности новая страница». Нетрудно понять, что ответом на такие слова были обвинения в пособничестве большевикам и даже в сотрудничестве с ОГПУ.
Однако мы имеем дело с идейным движением, находившемся в связи со славянофильством, почвенничеством и особенно с пушкинской традицией в русской общественной мысли, представленной именами Гоголя, Тютчева, Достоевского, Толстого, Леонтьева, Розанова, с идейным движением, готовившим обновленный взгляд на Россию, ее историю и культуру. Переосмысливалась, прежде всего, выработанная в философии истории формула «Восток - Запад - Россия». Исходя из того, что Евразия представляет собою ту наделенную естественными границами географическую область, которую в стихийном историческом процессе суждено было, в конечном счете, освоить русскому народу - наследнику скифов, сарматов, готов, гуннов, авар, хазар, камских болгар, монголов, Г. В. Вернадский заключал: «История распространения русского государства есть в значительной степени история приспособления русского народа к своему месторазвитию - Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа». П. Н. Савицкий вкладывал в понятия «Европы», «Азии» и «Евразии» культурно-историческое содержание. И хотя он фиксировал культурное влияние на Россию Юга (Византия), Востока (культура степных кочевников Азии) и Запада (западноевропейская культура), основная его идея заключалась в отрицании существования универсального «прогресса» культуры, в утверждении мысли о том, что русская культура не лучше и не хуже, не выше и не ниже других культур, что она (как и они) просто другая, обладающая своеобразием.
Отошедший от евразийского движения Г. В. Флоровский утверждал: «Судьба евразийства - история духовной неудачи... Вместо пути проложен тупик. Он никуда не ведет. Нужно вернуться к исходной точке». Воля и вкус к совершившейся революции, любовь и вера в стихию, в органические законы естественного роста, представление об истории как мощном силовом процессе закрывают перед евразийцами тот факт, что история есть творчество и подвиг и принимать случившееся и свершившееся нужно лишь «как знамение и суд Божий», как «грозный призыв к человеческой свободе».
Тема свободы - основная в творчестве Николая Александровича Бердяева (1874 - 1948), наиболее известного на Западе представителя русской философской и культурологической мысли. «Всю мою жизнь я был бунтарем», - записал Бердяев в своей «Автобиографии». И если либерализм - в самом общем определении - является идеологией свободы, то можно утверждать, что творчество и мировоззрение этого русского мыслителя, по крайней мере начиная с его «Философии свободы» (1911 г.), явственно приобретает христианско-либеральную окраску. От марксизма (с увлечения которым он начал свой творческий путь) в его мировоззрении сохранилась вера в прогресс и так и не преодоленная европоцентристская ориентация. Присутствует в его культурологических построениях и мощный гегелевский пласт.
Если, по Гегелю, движение всемирной истории осуществляется силами отдельных народов, утверждающих в своей духовной культуре (в принципе и идее) различные стороны или моменты мирового духа и абсолютной идеи, то и Бердяев, критикуя концепцию «интернациональной цивилизации», полагал: «Есть только один исторический путь к достижению высшей Бесчеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития, национального творчества». Всечеловечество не существует само по себе, оно раскрывается лишь в образах отдельных национальностей. При этом национальность, культура народа мыслится не как «механическая бесформенная масса», но как целостный духовный «организм». Политический аспект культурно-исторической жизни народов раскрывается Бердяевым формулой «один - многие - все», в которой гегелевские деспотия, республика и монархия заменены самодержавным, либеральным и социалистическим государствами. От Чичерина Бердяев заимствовал идею «органических» и « критических» эпох в развитии культуры.
«Умопостигаемый образ» России, к которому стремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенное выражение в «Русской идее» (1946). Русский народ характеризуется в ней как «в высшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность «русской души» (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Русская культура соединяет два мира. Она есть «огромный Востоко-Запад». В силу борьбы западного и восточного начал русский культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже катастрофичности. Русская культура уже оставила за собой пять самостоятельных периодов-образов (киевский, татарский, московский, петровский и советский) и, возможно, - полагал мыслитель, - «будет еще новая Россия».
В работе Георгия Петровича Федотова (1886-1952) «Россия и свобода», созданной одновременно с «Русской идеей» Бердяева, обсуждается вопрос о судьбе свободы в России, поставленный в культурологическом контексте. Ответ на него может быть получен, по мысли автора, лишь после уяснения того, «принадлежит ли Россия к кругу народов западной культуры» или к Востоку (причем, если к Востоку, то в каком смысле)? Ученый считал, что Россия знала Восток в двух обличиях: «поганом» (языческом) и православной (христианском). Вместе с тем русская культура создавалась «на периферии двух культурных миров: Востока и Запада». Взаимоотношения с ними в тысячелетней культурно-исторической традиции России приняли четыре основные формы.
Россия Киевская свободно воспринимала культурные воздействия Византии, Запада и Востока. Время монгольского ига - время искусственной изоляции российской культуры, время мучительного выбора между Западом (Литва) и Востоком (Орда). Русская культура в эпоху Московского царства существенно связана с общественно-политическими отношениями восточного типа (хотя уже с XVII в. заметно явное сближение России с Западом). Новая эпоха вступает в свои права на историческом отрезке от Петра I до революции. Она представляет собой торжество западной цивилизации на русской почве. Однако антагонизм между дворянством и народом, разрыв между ними в области культуры предопределили, считает Федотов, неудачу европеизации и освободительного движения. Уже в 60-е гг. XIX в., когда был сделан решающий шаг социального и духовного раскрепощения России, самая энергичная часть западнического, освободительного движения пошла по «антилиберальному руслу». Вследствие этого все новейшее социальное и культурное развитие России предстало «опасным бегом на скорость»: что упредит - освободительная европеизация или московский бунт, который затопит и смоет молодую свободу волной народного гнева?». Ответ известен.
К середине XX в. русская философская классика (включая и культурологическую мысль), сложившаяся в контексте споров между западниками и славянофилами и под влиянием творческого импульса Вл. Соловьева, подошла к своему завершению. Особое место на этом последнем отрезке классической русской мысли занимает Иван Александрович Ильин (1882-1954). Несмотря на огромное и глубокое духовное наследие, Ильин - наименее известный и изученный ученый классического периода. В интересующем нас отношении наиболее значима его метафизическая и историческая трактовка русской идеи.
Ильин полагал, что ни один народ не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. Русское задание, нашедшее всестороннее выражение в жизни и мысли, в истории и культуре, определяется мыслителем следующим образом: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова». Общий смысл этой идеи заключается в том, что Россия исторически восприняла от христианства. А именно: в вере в то, что «Бог есть любовь». Вместе с тем русская духовная культура - порождение и первичных сил народа (сердце, созерцание, свобода, совесть), и выращенных на их основе вторичных сил, выражающих волю, мысль, форму и организацию в культуре и в общественной жизни. В религиозной, художественной, научной и правовой сферах Ильин обнаруживает свободно и предметно созерцающее русское сердце, т. е. русскую идею.
Общий взгляд на русский культурно-исторический процесс развития определялся у Ильина его пониманием русской идеи как идеи православного христианства. Русский народ как субъект исторической жизнедеятельности предстает в его описаниях (касающихся и первоначальной, пред-исторической эпохи, и процессов государственного строительства), в характеристике, достаточно близкой к славянофильской. Он живет в условиях родового и общинного быта (с вечевым строем и властью князей). Он - носитель и центростремительных, и центробежных тенденций, в его активности проявляется созидательное, но порой и разрушительное начало. На всех этапах культурно-исторического развития Ильина интересует вызревание и утверждение монархического начала власти. Высоко оценивается после-петровская эпоха, давшая новый синтез православия и светской цивилизации, сильную сверхсословную власть и великие реформы 60-х гг. XIX в. Несмотря на установление советского строя, Ильин верил в возрождение России.

Понятия «профессиональная культура»

Общеизвестно, что культурным считается человек, который смог в совершенстве овладеть профессией, подчинить свою жизнь какому-либо общеполезному делу и в конечном счете способствовать развитию общественного процесса.

Анализируя понятие профессиональной культуры будущего специалиста, необходимо, по нашему мнению, определить, прежде всего, подходы к пониманию самой категории “культура”. Культура в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. В самом широком смысле своего значения культура характеризует всю жизнедеятельность человека. Любая сфера человеческой жизни может быть представлена с точки зрения ее культурной 1значимости и ценности. Культура включает в себя и предметные результаты деятельности людей, и реализуемые в деятельности человека знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

В исторической и современной литературе проблемам культуры представлен веер концептуальных подходов: ценностный (аксиологический), семиотический, информационный, гуманистический, технологический и др. В контексте нашего исследования наиболее перспективен технологический (деятельностный) подход.

Данный подход в философии, психологии и педагогике разработал выдающийся отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн. По его мнению, человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т.д.). Основными особенностями деятельности С.Л. Рубинштейн считал: социальность - деятельность осуществляется только субъектом (человечеством, группой людей, личностью); деятельность как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной; деятельность всегда творческая и самостоятельная.

В исследованиях таких ученых как В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий мы находим утверждение о том, что именно деятельность выступает ядром теории культуры. Категории “культура” и “деятельность” исторически взаимообусловлены. В деятельности можно выделить особую культурологическую функцию, осуществляя которую личность творит сама 2себя, самообогащается и создает условия не только для своей жизни, но и для последующей трансформации в целом и в частности культурной среды.

Так, Э.С. Маркарян писал, что взятая в широком общетеоретическом смысле, категория “технология” помогает понять саму суть культуры. Технологичность культуры, полагание ее как способа деятельности как раз и предполагает то, что культура предстает как исторически изменяющаяся и исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. С этих позиций она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной.

Глубоко прав академик М. С. Каган, предложивший именовать человека не “хомо сапиенс” (человек разумный), а “хомо фабер” (человек созидающий), нe “хомо люденс” (человек играющий) и т. д. - а “хомо агенс” (человек действующий). По его утверждению, это определение интегрирует все приведенные ранее, вскрывая односторонность каждого из них и подчеркивая их правильность и неправильность в одно и то же время.

Наиболее общими признаками деятельности являются следующие: во- первых, деятельность - это принципиально новый, присущий только человеку способ взаимодействия со средой, во многом ему враждебной, способ, состоящий в том, что человек своими действиями создает условия своего существования, и, прежде всего, орудия деятельности, так что эта деятельность по сути является предметной, т.е. преобразующей, реально изменяющей как внешний мир, так и самого человека. Во-вторых, это особый способ бытия и развития самого человека, всех его жизненных сил и способностей, т.е. деятельность изначально социальна, представляет собой сущность и самого человека, и общества; она - среда существования индивидов, а также и бытие общества и социальных общностей. В-третьих, деятельность - это специфически человеческие свойства жизненной активности, энергии, творческого потенциала, направленных на целесообразные изменения и 3преобразования внешней природной и социальной действительности. Причем понятие “действительность” означает единство существования и сущность этого существования.

Объективными факторами человеческой деятельности являются конкретные условия места и времени действия, совокупность многочисленных социально-исторических факторов, социальных общностей, расстановка политических партий, сил и движений, определенных общественных материальных отношений людей и, наконец, способ производства. К числу наиболее характерных субъективных факторов деятельности можно отнести ее целенаправленность, планомерность, организованность, которые демонстрируют активность самого носителя деятельности - человека. Активность человека выполняет две важнейшие функции: во-первых, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, она служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида; во-вторых, она является средством выражения и развития знаний, умений, способностей личности.

В богатом, разнообразном и ярком мире человеческой культуры особое место занимает проблема профессий, профессионального мастерства, поскольку культура как деятельность человека во всех сферах бытия и сознания может существовать и развиваться только тогда, когда человек - субъект культуры - овладевает одним из родов этой деятельности, т. е. профессией, и благодаря ей, благодаря полученным знаниям и умениям может изменить окружающий мир, природу и самое себя. Поэтому исходным, “базовым” для понимания профессии является категория “деятельности”, которая, в соответствии с философско-социологической традицией, выражает сугубо человеческий способ отношения к миру, сущностью которого является преобразование и подчинение окружающего внешнего мира человеку. культура профессиональный специалист

Культура, взятая как способ деятельности, это не замкнутая, глухая, а открытая система. Ее элементы несут в себе разламывающий и корректирующий момент, которым-то и является практическая энергия 4действующего общественного человека. Та энергия, которая невозможна без перешагивания через себя, без подлинного культурно-исторического созидания, творения. Сохранение и отрицание, удержание и дерзновенное преодоление - в этих коллизиях растет и пульсирует живое тело культуры, противоречивое в самых своих сокровенных глубинах.

Профессия и культура тесно и постоянно между собой взаимодействуют и друг без друга существовать не могут. Профессия, соединяясь с общечеловеческой культурой, порождает такое социальное явление, которое называется “профессиональная культура” и охватывает собой как область трудовой деятельности человека, так и качество этой деятельности, что в конечном счете составляет самое культуру как уникальный феномен всей человеческой истории, всего человеческого бытия. Следует заметить, что истоки профессионализма, профессиональной культуры в целом необходимо искать в трудовой деятельности людей, в общественном разделении труда. Именно общественное разделение труда и возникновение профессий явились объективными стимулами становления и развития культуры как “второй природы” человека. И разделение труда, и появление многочисленных и разнообразных профессий - это феномены, демонстрирующие закономерность общецивилизационной эволюции человечества и вызванные к жизни специфически-человеческим способом отношения к окружающей действительности - деятельностью.

В научный оборот термин “профессиональная культура” был введен В.Г. Подмарковым, включавшим в содержание профессиональной культуры: а) особые знания данного вида труда, составляющие содержание профессии; б) знание данной производственной ситуации, организационных связей и их исполнителей.

Понятие “профессиональная культура” получило широкое распространение в отечественной педагогике 80-х гг. ХХ столетия, что было сопряжено с разработкой культурологического подхода, с позиций которого рассматривались многие педагогические процессы и явления. Так, 5формирование профессиональной культуры рассматривалось в качестве системообразующего фактора становления будущего специалиста. Позднее данный термин исследовали и с позиции других научных концепций (аксиологическая, гуманистическая, антропологическая и др.). Однако большинство современных исследований профессиональной культуры строится на представлении о культуре как социальном феномене, имеющем деятельностную природу.

Профессиональная культура - это мера, качество деятельности человека в определенной, строго ограниченной области его профессии, в том виде деятельности, где он чувствует себя вполне комфортно, уверенно, свободно и раскрепощено. Ее понимают и определяют по-разному, в зависимости от дисциплинарного, т. е. свойственного данной научной отрасли, характера и интереса. Так, И. М. Модель определяет профессиональную культуру как категорию, “характеризующую степень овладения профессиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства. В этом своем качестве профессиональная культура служит мерой и способом формирования и реализации социальных сил субъекта деятельности” . В данном определении обращают на себя внимание два обстоятельства: во-первых, профессиональная культура понимается как культура профессиональной группы, что не в полной мере отвечает личностному, персоналистическому характеру приобретения человеком и культуры и профессии; при “групповом” постижении профессиональной культуры как бы устраняется первоначальное звено ее приобретения, т. е. сам человек, и она якобы “начинается” с группового уровня; во-вторых, профессиональная культура выражает определенную степень специфического вида труда в условиях его общего и специального разделения, что вполне соответствует ее объективному осмыслению. Но в дефиниции И.М. Моделя речь идет о “деятельностном подходе” к этому социальному явлению, что отражено и в нашей теории.

К структуре профессиональной культуры существуют различные подходы. Так, согласно первому подходу, профессиональная культура ограничивается профессиональными навыками, умениями, знаниями, а культурный аспект деятельности обеспечивается общей культурой индивида. На наш взгляд, более прогрессивным и актуальным является подход И.М. Моделя, который выделяет в структуре профессиональной культуры две стороны - праксиологическую (профессиональные навыки, умения, знания, профессиональное сознание, мировоззрение) и духовную, элементами которой являются профессиональная мораль и профессиональная эстетика.

Безусловно, культура специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.

Г.И. Железовская и Т.А. Третьякова в своем исследовании указывали: “Содержательное наполнение понятия “профессиональная культура” конкретизируется в контексте той или иной профессии, а его выделение как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление определенных видов специальной деятельности” Поэтому они сделали вывод, профессиональная культура может изучаться: 1) как совокупность ценностей-регуляторов деятельности (аксиологический компонент); 2) как предпосылка, цель, способ, инструмент профессиональной деятельности (деятельностный, технологический компонент); 73) как концентрированное выражение личности профессионала (личностный компонент).

П. М. Батура выделила более конкретные элементы профессиональной культуры: общее образование, специальные знания, умения, навыки, производственный опыт, способ профессиональной деятельности, отношения работника к труду, деловитость, инициативность, дисциплина труда, культура речи, общения, поведения, чувства долга, чести, правдивости и личностные качества работника (пунктуальность, аккуратность, опрятность, организованность и т.д.).

Термин “профессиональная культура” подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.

Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. Следовательно, понятие “профессиональная культура” в педагогической науке необходимо изучать с позиции деятельностного подхода, т.к. данная научная концепция отвечает не только духу времени или моде, но служит наиболее верной, “работающей” и эвристичной моделью понимания, как общей культуры, так и культуры профессиональной.

Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.
Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка СИ. Ожегова. Далее в словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
В других научных источниках под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В переводе с латинского культура понимается как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, в общечеловеческом понимании культура - многостороннее, комплексное понятие, характеризующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений (групп), общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.
Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников - обладателей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявлений всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии с Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством предусмотрены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. По этому поводу очень четко сформулировал последствия нечестного ведения дела американский ученый К. Рэндолл в книге «Кредо свободного предпринимательства», он считает, что цивилизованному предпринимателю нужно обладать сильным характером и честностью, которые нельзя заменить ничем. «Обладать характером - значит чувствовать и понимать моральные проблемы, иметь смелость правильно действовать при любых обстоятельствах, складывающихся в жизни. Человек, наделенный сильным характером, но нечестный в душе, может когда-нибудь навлечь на компанию катастрофу. Предприниматель, не обладающий таким качеством, как честность, ничего не стоит». Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, обществом, потребителями, сотрудниками, партнерами, конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, - а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях, в противном случае они будут «баронами удачи», о чем свидетельствует история развития предпринимательства.
Так, М. Вебер считал, что становление цивилизованного предпринимательства связано с новой, протестантской, аскетической духовной традицией, что предпринимателю, взращенному этой традицией, «чужда показная роскошь и расточительство,., упоение властью. Предпринимателю такого типа богатство ничего не дает, разве что ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания». К сожалению, история современного российского предпринимательства свидетельствует об ином.Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда; общественный и государственный менталитет; реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды; конечно, сам предприниматель и корпоративная культура.

Понятие культуры предпринимательства. Предпринимателю присуще отношение к миру, которое Макс Вебер назвал «практической рациональностью» т. е. ориентацией на достижение реального, осязаемого результата своей деятельности наиболее целесообразным и выгодным путем. Хозяйствующий человек погружен в мир повседневности, заботы о выгоде и прибыли, и ему некогда задумываться над этической и тем более духовной сущностью вещей и отношений. Он пользуется известной свободой практических действий, но совершает их без оглядки на высшие духовные смыслы.
Процесс возрождения российского предпринимательства и становления свободного рынка сопровождается трудностями, которые носят не только институциональный, но и духовный характер. Одной из основных проблем является создание адекватного для развития цивилизованного бизнеса нравственного климата и выработка деловой этики. А это предполагает выяснение «смысложизненных» основ предпринимательства в целом, и в частности норм морали, как внутри бизнес-сообщества, так и в отношениях между деловым миром и обществом.
Социокультурная и этическая регуляция предпринимательской деятельности является предметом получившей широкое распространение на Западе научной и учебной дисциплины «Этика бизнеса». У нас эта дисциплина не имеет пока должного признания, а само название используется главным образом для обозначения делового этикета. Однако анализ содержания социокультурных, мировоззренческих и этических составляющих предпринимательской деятельности, включенных в русскую картину мира, насущно необходим.
Вопрос о ценностном содержании предпринимательской деятельности тесно связан с другим вопросом: насколько приоритетной является та или иная сфера бизнеса. В XIX веке в России остро стояла проблема соотношения индустриального и сельскохозяйственного предпринимательства. В конце XX века особую актуальность приобрела проблема соотношения производственного и финансового предпринимательства. В постиндустриальном мире, в периферийные экономические структуры которого оказалась включена Россия, именно виртуальная экономика финансов оказывается приоритетным направлением бизнеса. Эта деятельность приносит сверхприбыли, но она не связана с хозяйственной рациональностью в традиционном понимании. Виртуальная экономика финансов может быть не просто нецелесообразной, но и деструктивной относительно интересов национальной экономики (развития производства, роста валового продукта, национального дохода, повышения благосостояния людей). Тем не менее именно финансы оказываются наиболее прибыльной и, следовательно, привлекательной с эгоистических и рациональных позиций сферой предпринимательства, и в постсоветской России эта особенность современного бизнеса проявилась в полной мере.
Когда предпринимательская деятельность освобождается от этических регуляторов, она немедленно криминализируется. И это наиболее яркий симптом кризиса социокультурной системы в целом. В постсоветский период мир бизнеса настолько тесно переплелся с миром преступности, что они стали практически неразличимы. Криминализация бизнеса в постсоветской России - не случайность или временное явление, а закономерность. Между миром криминала и миром бизнеса возникла устойчивая функциональная связь. Только кропотливая работа по формированию социокультурной среды и этики предпринимательства может изменить ситуацию. А это предполагает создание устойчивых ценностных и моральных приоритетов общества в целом, отказ от идеологических и политических крайностей, развитие культуры.
В конце XIX - начале XX века «культурная» критика негативных аспектов предпринимательства способствовала формированию его культуры и этики. Современная культура также должна внести свой вклад в становление цивилизованного предпринимательства. Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана. Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
Культура предпринимательства - это определенная сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды, чтобы ограничить проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе, поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции требует, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством предусмотрены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство, другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность, вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса, и др. Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает отношения с государством, обществом, потребителями, служащими, партнерами, конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых главными являются цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними факторами:
. предметом предпринимательской деятельности, осуществляемой бизнесом;
. организацией предпринимательской деятельности;
. мотивацией собственника фирмы и служащих;
. уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников;
. наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
. созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию ими полной причастности к результатам деятельности фирмы;
. наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;
. высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников, возможностью их обучения;
. достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
. ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;
. хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;
. высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
. созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда; обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами обеспечивает предпринимательский успех.
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим критериям (и получить положительный ответ на поставленные вопросы):
. готова ли фирма к риску и нововведениям;
. направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей;
. акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов);
. каковы взаимоотношения с потребителями и др.;
. не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
. ориентировано ли стимулирование работников на конечные индивидуальные результаты;
. отдается ли предпочтение групповым формам принятия решений;
. подчинена ли деятельность заранее составленным планам;
. сопровождается ли работа инновационными процессами;
. имеется ли сотрудничество между группами и отдельными работниками;
. верны ли сотрудники интересам фирмы и преданы ли ей;
. информированы ли они целиком о том, какова их роль в достижении целей фирмы;
. неформальны или формальны отношения в фирме;
. является ли фирма открытой.
Предпринимательская этика и этикет. Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства. Этика - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, идеалах, моральных принципах и нормах поведения. Это учение о назначении человека, смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, а их невыполнение грозит серьезными мерами наказания (вплоть до банкротства и лишения свободы), поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, мире. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость и т. п. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Даже неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных наутверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются в первую очередь с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
. правила представления и знакомства;
. правила проведения деловых контактов;
. правила поведения на переговорах;
. требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде; требования к речи;
. культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но и в любой жизненной ситуации.
Наибольший вклад в научно-философское обоснование «золотого правила» нравственности внес Иммануил Кант - родоначальник немецкой классической философии. Категорический императив - именно под таким названием интерпретировано «золотое правило» в «Критике практического разума» (1788) - это основополагающая категория этики, независимый от опыта (априорный) закон.
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Сравнивая эту формулировку с «классическим» «золотым правилом», нетрудно заметить, что она нуждается в пояснении, поскольку из данной максимы Канта не следует, что поступать надо «хорошо». Поэтому философ дает вторую формулировку категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству». Более того, по Канту, категорический императив - это не просто закон нравственности, а такой всеобщий закон, который разумный индивид задает себе сам.
Существуют незыблемые принципы, которыми обязан руководствоваться каждый уважающий себя и других предприниматель. Они и составляют морально-этический кодекс цивилизованного бизнесмена, достойного уважения. Соблюдение этих принципов - святое дело в предпринимательстве. Еще Аристотель определил этику как знание того, что следует делать и от чего следует воздержаться. Поведение людей, участвующих в бизнесе, должно, с одной стороны, соответствовать разумным, принятым в обществе рекомендациям и, с другой, - чураться нарушения норм этики и морали. Бизнесмен должен избегать аморальных, неэтичных поступков. «Не преступать» - важнейшее морально-этическое правило бизнеса. Морально выдержанный бизнес означает не только знакомство с моральными правилами и нормами предпринимательского поведения. Не менее важно соблюдать моральные устои бизнеса, твердо придерживаться морально-этических канонов. Невоспитанные, малограмотные предприниматели зачастую просто не знают элементарных норм предпринимательского поведения и нарушают их в силу собственного невежества. Но в той же или в еще большей степени наблюдается осознанное, заранее предусмотренное отклонение от общепринятых норм предпринимательской морали во имя собственной выгоды за счет других.
Некоторые правила служебного этикета. Кроме морально-этических принципов предпринимательства и культуры предпринимательского поведения, существуют правила доброго тона (доброжелательности), которые принято соблюдать на любой службе, в том числе и в бизнесе. Нормы и правила корректного поведения в отношениях со своими коллегами, порядок и формы обхождения в процессе служебных контактов именуют служебным этикетом.
Служебный этикет включает правила взаимного приветствия, представления, знакомств, общения с подчиненными, коллегами, руководителями, проведения деловых переговоров, ведения переписки. Этикет - это также требования к внешнему облику, одежде, манерам поведения, речи.
В большинстве случаев правила делового этикета не носят характера безусловных требований в том смысле, что соблюдать положения служебного этикета необходимо самому предпринимателю или участнику предпринимательских операций. В противном случае о них будет складываться дурное впечатление, что может отрицательно сказаться на карьере. Но применительно к международному бизнесу, связанным с ним официальным встречам и переговорам выработаны правила международного протокола, которые во многом четко и однозначно определяют способы и нормы служебного поведения.
Одежда предпринимателя призвана подчеркивать наличие у него вкуса, знания моды, но в то же время отличаться достаточной строгостью, не быть «кричащей». Внешний облик предпринимателя не должен ронять его престиж, призван подчеркивать солидность. Согласно общепринятому этикету мужчина здоровается с женщиной первым. Младшему по возрасту надлежит первым здороваться с более старшим. Правило, согласно которому подчиненный первым здоровается с руководителем, не носит абсолютного характера; допускается и обратный порядок взаимных приветствий.
В России наиболее принято обращение к руководителям, партнерам, сослуживцам по имени и отчеству. В официальных устных и письменных обращениях желательно добавлять слово «уважаемый». При обращении по фамилии в обязательном порядке добавляются слова «господин», «госпожа», «товарищ», «коллега». По имени можно обращаться только к очень близким друзьям и гораздо более молодым коллегам, да и то, если это не вызывает у них возражений. Сугубо желательным в деловых ситуациях является обращение на «Вы». К обращению на «ты», которое в этом случае должно становиться взаимным, допустимо переходить лишь при неформальных отношениях.
При первой деловой встрече с незнакомыми людьми следует самому представиться им, либо вас должны представить друг другу организаторы встречи. Мужчина обязан представиться женщине первым. Не следует испрашивать у представившегося вам лица дополнительные сведения о нем, если это не обусловлено интересами дела или необходимостью установления более тесных контактов. В деловых отношениях приходится соблюдать субординацию, означающую, что каждый ведет себя в соответствии с занимаемой должностью и служебным положением. Но в любой ситуации необходимо прежде всего опираться на правила корректного поведения с позиций уважения к лицу, с которым вы имеете общее дело.
Умение не говорить слишком много самому и больше выслушивать других относится к числу хороших признаков соблюдения делового этикета и уважения к окружающим. Не следует перебивать собеседника, не дослушав его. При необходимости отвлечения во время беседы или вынужденности прервать слишком затянувшееся, не несущее полезной нагрузки высказывание собеседника надо попросить у него извинение за прерванный разговор. Знаки внимания, вежливость, уважение к партнеру призваны сопровождать любые деловые контакты, будь они в устной, письменной, телефонной, телеграфной, телексной, телефаксной форме. Владение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: инженеров, менеджеров, экономистов и других специалистов. Это не так просто, как кажется, но и не очень сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.
Противоречие между этикой и бизнесом весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтичным поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.
Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей: взятки, подкуп и т. д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтичный характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения с моральными ценностями. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.
Другим проявлением противоречия между этикой и бизнесом является то, что соблюдение этических норм в деловом общении признается не только важным с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.
Думается, что этот подход является более цивилизованным и в результате более эффективным, так как предприятие - компонент общества, а утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. Чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтичное поведение (и общение) рано или поздно обернется если и не прямыми экономическими убытками, то, во всяком случае, социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.



Поделиться