Эсминец сторожевой 1915. «Сторожевой

Приносят телефонограмму. Читаю: «В главной базе объявлен большой сбор». Смотрю на часы: без пяти два. «Значит, война?» И как бы в ответ вдруг ясно различаю глухие взрывы со стороны Приморского бульвара. На мгновение город освещает желтое зарево. По небу рыскают длинные щупальца прожекторов. В их лучах - самолет...

Зенитной батарее открыть огонь! - кричу я...

Как только заговорили орудия нашего эсминца, открыли огонь все стоящие у минной стенки корабли». Такой запомнилась ночь на 22 июня 1941 года капитан-лейтенанту С. Воркову - командиру эсминца «Сообразительный».

Спустя четыре года, командир этого гвардейского корабля подвел итоги боевой службы: «56 раз эсминец обстреливал вражеские боевые порядки, подавил более десяти батарей, уничтожил до 30 танков и машин, много живой силы. Более 2700 снарядов главного калибра израсходовал он, участвуя в артиллерийской поддержке наших сухопутных войск. Отконвоировал без потерь в Одессу, Севастополь, Феодосию и порты Кавказа 59 транспортов...

Перевез на борту около 13 тыс. человек раненых и эвакуированных из Одессы и Севастополя.

Более тысячи тонн боезапаса перевез в Одессу и Севастополь. Отразил более 100 атак авиации врага... Сбил пять самолетов противника. 200 раз эсминец выходил на боевые действия, пройдя более 60 тыс. миль без ремонта. За войну почти 200 суток он пробыл в море и не потерял ни одного бойца. Не было на корабле и раненых». Вот каков боевой путь «Сообразительного» - одного из самых прославленных эсминцев типа «Сторожевой».

На эсминцах типа «Гневный» (см. ТМ № 1 за 1972 г.) было принято линейное расположение силовой установки, при котором котлы и турбины размещались двумя группами. Первая состояла из трех котельных отделений, вторая - из двух машинных. Будучи весьма компактным, такое расположение таило в себе, однако, серьезную опасность: при удачном попадании один вражеский снаряд способен вывести из строя сразу обе турбины и полностью лишить корабль хода. Когда создавались эсминцы типа «Гневный», такое попадание считалось чрезвычайно маловероятным, и им пренебрегали. Но со временем утвердилась точка зрения, согласно которой даже столь маловероятная возможность полного вывода корабля из строя стала считаться недопустимой. И в 1937 году было принято решение перепроектировать эсминец, перейдя на эшелонное расположение главной силовой установки.

На корабле размещаются два последовательных комплекта - каждый состоит из двух котельных и одного машинного отделения. Хотя при новом расположении увеличивается длина машинно-котельной установки, а следовательно, и вероятность ее поражения, зато один вражеский снаряд никогда не может полностью лишить корабль хода. В самом худшем случае, когда снаряд, попав в район переборки между котельным и машинным отделениями, разом выводит из строя котел и турбину, корабль теряет всего 25% в скорости.

В 1939 году в строй вступил Сторожевой - головной корабль усовершенствованной серии. Его конструкторы, основываясь на опыте службы эсминцев типа «Гневный», устранили ряд недостатков. Так, в некоторых связях корпуса развивались высокие- напряжения, из-за чего возникали трещины в районе полубака. На «Громком» провели тщательное тензометрирование набора корпуса - корабль плавал в Баренцевом море при сильном волнении. Результаты замеров были учтены при создании эсминцев типа «Сторожевой».

Обслуживание трех котлов и двух турбин, установленных на эсминцах предшествующего проекта, доставляло морякам немало хлопот, ибо один котел приходилось «делить» на две турбины. Эшелонное расположение машинно-котельной установки автоматически устранило это неудобство. Для улучшения условий быта в суровых климатических условиях была увеличена толщина тепловой изоляции корпуса. Были заново спроектированы более паропроизводительные котлы и более мощные вспомогательные турбогенераторы. Мощность же каждой из двух главных турбин была увеличена с 25 тыс. л. с. до 30 тыс. л. с. без изменения поковок и отливок. Вообще переход от постройки «Гневных» к постройке «Сторожевых» был осуществлен быстро и сравнительно безболезненно - благодаря накопленному опыту и сохранению большинства механизмов, заготовок и вооружения.

Неся примерно то же вооружение, что и «Гневный», «Сторожевой» был надежнее, быстроходнее и удобнее в обслуживании. Эсминцы этих типов можно различить по внешнему виду - «Гневные» - однотрубные корабли, а «Сторожевые» - двухтрубные. Опыт второй мировой войны не дал однозначного ответа на вопрос, какое расположение силовой установки выгоднее - линейное или эшелонное. Немцы, например, строили свои эсминцы по линейной схеме, американцы - по эшелонной. И те и другие одинаково страдали от мин, торпед и авиационных бомб.

Одной из загадок долгое время оставалась необычайная мощность вооружения японских эсминцев. При водоизмещении всего 1360 т эсминец типа «Кавасаки» нес восемь торпедных труб и пять 127-мм орудий. Секрет разрешился после войны, когда к нам попали трофейные японские корабли. Оказалось, что на эсминцах Страны восходящего солнца никакие жилые помещения не предусматривались: матросы спали на циновках прямо на палубе, у своих боевых постов. Камбуз заменяли обычные полевые кухни для варки риса и чая. Отопления не было. Тепловая изоляция и даже окраска внутренней части корпуса отсутствовали. Междупалубное расстояние составляло всего 2 м вместо 2,2 м на английских, американских и немецких эсминцах. Не удивительно, что на японских кораблях можно было разместить гораздо больше вооружения.

Советские эсминцы без ущерба для удобства размещения экипажей по мощности артиллерийского залпа, по маневренности, ходкости, мореходности тоже превосходили английские, германские и отчасти американские. И с первых до последних дней Великой Отечественной войны наряду с эсминцами типа «Гневный» несли нелегкую боевую службу их младшие братья: «Сторожевой», «Сообразительный», «Вице-адмирал Дрозд», «Стерегущий», «Смышленый», «Смелый».

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Сторожевой»
Служба: Россия Россия →
РСФСР РСФСР
Класс и тип судна Эсминец
Организация ВМФ РИ →
ВМФ СССР
Изготовитель Невский завод
Основные характеристики
Водоизмещение 382
Длина 64,0
Ширина 6,4 м
Осадка 2,59 м
Мощность 4399-6100 л. с.
Движитель 2
Скорость хода 23,0-25,0 узлов
Дальность плавания 450-500 миль (на 25,0 узлах)
800-900 миль (на 15,0 узлах)
Экипаж 67 человек,
в том числе 4 офицера
Вооружение
Артиллерия 2 × 75-мм пушка Канэ ,
6 × 7,62-мм пулемёт
Минно-торпедное вооружение 2 × 457-мм ТА

История строительства

Эскадренный миноносец заложен в начале 1905 года на стапеле «Невского судомеханического завода » в Санкт-Петербурге по заказу Морского ведомства России. 2 (15) апреля 1905 года зачислен в списки судов Балтийского флота , спущен на воду 11 (24) августа 1905 года , вступил в строй 15 (28) декабря 1907 года . 27 сентября (10 октября) 1907 года официально причислен к подклассу эскадренных миноносцев .

История службы

В 1911-1912 годах «Сторожевой» прошёл капитальный ремонт . Принимал участие в Первой мировой войне , участвовал в обороне Рижского залива, нёс дозорную и конвойную службу, выставлял минные заграждения в Моонзундском заливе. Принимал участие в Ирбенской (1915) и Моонзундской (1917) операциях. Участвовал в Февральской революции. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в составе Красного Балтийского флота. В период с 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт .

С 1 июля по 15 октября 1919 года «Сторожевой» входил в состав Онежской военной флотилии . 20 октября этого же года эсминец был отправлен по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу, 3 декабря прибыл в Астрахань и вошёл в состав Волжско-Каспийской военной флотилии . 5 июля 1920 вошёл в состав Морских сил Каспийского моря . В декабре 1920 принимал участие в боевых действиях в районе Ленкорани . В 1922 году выведен из боевого состава, разоружён и сдан Бакинскому военному порту на хранение. 21 ноября 1925 года исключён из списков кораблей РККФ в связи с передачей Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл .

Напишите отзыв о статье "Сторожевой (эсминец, 1906)"

Примечания

Литература

  • Афонин Н. Н. «Невки» (эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации). - СПб. : ЛеКо, 2005. - 84 с. - (Эскадра). - 5000 экз. - ISBN 5-902-236-19-3 .
  • Бережной С. С. Крейсера и миноносцы: Справочник. - М .: Военное издательство, 2002. - 472 с. - (Корабли и суда российского флота). - 5000 экз. - ISBN 5-203-01780-8 .

Отрывок, характеризующий Сторожевой (эсминец, 1906)

– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.

«Сторожевой»

Головной корабль проекта 7У. Принят госкомиссией 6 октября 1940 года, но подъем флага и официальное включение в состав КБФ состоялось только 12 ап­реля следующего года.

14 июня, за неделю до начала войны, отряд легких сил флота был переведен из Таллина в Усть-Двинск. В составе 2-го дивизиона эсминцев находился и «Сторожевой».

В первые дни Великой Отечественной эсминец занимался постановкой оборони­тельных минных заграждений. Первую по­добную операцию он успешно выполнил 24 июня в Ирбенском проливе. Второй выход на задание - вечером 26 июня. «Стороже­вой» шел вместе с эсминцами «Стойкий», «Сердитый» и «Энгельс» со скоростью 16 узлов. В действии были котлы № 2 и № 4, остальные два - на поддержке. На палубе находилось 75 якорных мин.

27 июня в 2.27 «Сторожевой» внезап­но подвергся атаке пяти немецких тор­педных катеров - «шнелльботов» 3-й флотилии кригсмарине. Одна из выпущен­ных торпед попала в левый борт корабля в район 46 - 58-го шпангоутов. Судя по силе взрыва, произошла детонация но­совых артиллерийских погребов. Вся но­совая часть эсминца до 58-го шпангоута вместе с носовой надстройкой и мачтой оторвалась и мгновенно затонула. Пер­вое котельное отделение и передняя тру­ба превратились в груду искореженного металла. Погиб командир корабля капи­тан 3 ранга И.Ф.Ломакин и еще 84 члена экипажа. Кстати, с наших эсминцев кате­ра так и не были обнаружены: в течение долгого времени считали, будто «Сторо­жевой» торпедировала подводная лодка...

Кормовая часть эсминца осталась на плаву. Турбины и 3 паровых котла сохра­нили работоспособность. Моряки энер­гично включились в борьбу за живучесть корабля; появившуюся течь удалось ус­транить. В 16.00 «Сторожевой» - вернее, то, что от него осталось, - был взят на буксир эсминцем «Энгельс», позже по­дошли другие суда. В несколько этапов изувеченный корабль отбуксировали сна­чала в Таллин, а затем - в Кронштадт. 7 июля его ввели в док Трех эсминцев, где в течение последующих месяцев среза­ли трубу и разрушенные металлокон­струкции, заделали пробоины, подкрепи­ли переборку на 72-м шпангоуте. 20 но­ября «Сторожевой» перевели в Ленин­град. Восстановление корабля в услови­ях блокады казалось нереальным, и он простоял в законсервированном виде до августа 1942 года. За это время эсми­нец получил дополнительные поврежде­ния: 24 мая в район котельного кожуха второй трубы попал немецкий снаряд калибром 6 - 8 дюймов. В результате вышли из строя два котельных турбовентилятора, парокомпрессор, несколько рядов водогрейных трубок, оборудова­ние ПЭЖ, появились пробоины в обшив­ке и переборках...

Но несмотря ни на что, «Сторожевой» вернулся в строй! 9 августа его переве­ли на завод № 189. Проект восстановле­ния был весьма необычен. Изготовить носовую часть заново не представлялось возможным: в блокадном Ленинграде ощущалась нехватка листовой и про­фильной стали, отсутствовали и 130-мм орудия Б-13. Зато имелся большой за­дел по корпусам эсминцев проекта 30. Так возникла идея пристыковать к «Сто­рожевому» носовую часть от корабля другого типа.

Правда, использовать уже готовую оконечность корпуса не удалось, поэто­му ее решили построить заново, но мак­симально используя готовые элементы и корпусные конструкции. Так, вертикаль­ный киль, набор, настил платформы и обшивку до нижней палубы сняли с за­ложенного на заводе № 189 эсминца «Организованный» (С-311). С заво­да № 190 доставили форштевень, якор­ные клюзы, металлоконструкции корпу­са и секции надстроек, жесткий барабан под башню Б-2ЛМ и другие элементы. Поскольку ширина корабля проекта 30 была больше, набор в районе 56 - 72-го шпангоутов пришлось несколько изме­нить, чтобы получился плавный переход от одних обводов к другим.

Носовую часть построили на малом стапеле завода № 189 за 2,5 месяца, а 9 октября 1942 года спустили на воду. В течение двух последующих недель ее пристыковали в плавучем доке к корпусу «Сторожевого». С 25 октября по май 1943 года продолжался ремонт корабля на плаву. Несмотря на массу постоянно воз­никавших проблем, все работы были ус­пешно завершены, и 10 сентября, после проведения швартовых и приемных ис­пытаний эсминец проекта 7У/30 «Сторо­жевой» вернулся в строй. Вместо двух носовых орудий Б-13 корабль имел спа­ренную 130-мм башенную установку Б-2ЛМ (общий боезапас 744 130-мм вы­стрела), вместо 45-мм пушек -6 авто­матов 7-К (боезапас 9000 выстрелов); остальное вооружение (2 торпедных ап­парата 1-Н, 2 76-мм орудия 34-К и 4 пу­лемета ДШК) осталось прежним. Допол­нительно была установлена английская РЛС типа 291. Длина корпуса (наиболь­шая) увеличилась до 113,5 м, осадка - до 4,18; ширина не изменилась. Стан­дартное водоизмещение составило 1892 т, нормальное - 2046 т, полное - 2453 т. Мощность и скорость полного хода в ус­ловиях военного времени не замерялись.

Участие в боевых действиях восста­новленного эсминца ограничилось об­стрелами вражеских позиций под Ленин­градом.

В годы войны «Сторожевым» коман­довали капитан 3 ранга И.Ф.Ломакин (по­гиб 27.6.1941), капитан-лейтенант М.П.Кузьмин (с июля по декабрь 1941 г.), капитан-лейтенант И.Я.Горовой (до де­кабря 1942 г.), капитан 3 ранга Э.И.Лазо (до 15.5.1943) и капитан-лейтенант (за­тем капитан 3 ранга) Д.Я.Самус (до кон­ца войны).

Водоизмещение стандартное 1850 т, нормальное 2150 т, полное 2400 т. Размерения 112.5 х 10.2 х 4.2 м. ГЭУ котлотурбинная, двухвальная: на 8 кораблях ТЗА "ГТЗА-24", 60000 л.с., на 10 кораблях ТЗА "Метро-Виккерс" и "Парсонс", 54000 л.с. Скорость 36 ("Метро-Виккерс", "Парсонс") - 39.6 ("ГТЗА-24")/20 узлов, дальность 1400 миль. Вооружение: 4 х 1 х 130/50 мм в установках Б-13-2 , 2 - 3 х 1 х 76/55 мм в установках 34-К, 3 х 1 х 45/46 мм в установках 21-К (демонтированы к 1943 г.), 5 - 8 х 1 х 37/67.5 мм в установках 70-К, 4 х 12.7 мм пулемета ДШК, или 2 х 2 х 12.7 мм пулемета Кольта-Браунинга, 2 х 3 х 533 мм торп. аппарата 1-Н, 6 торпед 53-38, 10 глубинных бомб Б-1 и 20 глубинных бомб М-1, 2 бомбомета БМБ-1 (устанавливались во время войны), 58 мин КБ или 62 мины обр. 1926 г. Экипаж 190 - 225 матросов и старшин, 25 офицеров.
С 1944 - 1945 гг. устанавливались РЛС обнаружения надводных целей типа "Гюйс-1" ("Строгий") или типа 291 пр-ва Великобритании ("Сообразительный", "Сильный", "Славный", "Сторожевой", "Вице-адмирал Дрозд", "Свирепый", "Страшный"), управления огнем типа 284 пр-ва Великобритании (на большинстве эсминцев) или типа "Мина" отечественного производства. Гидроакустическое оборудование: ШПС "Марс", система ЗПС "Арктур", во время войны устанавливалась ГАС "Дракон-128с/Асдик" пр-ва Великобритании.

Силуэт эскадренного миноносца ""Сторожевой"" после восстановительного ремонта

1. СТОРОЖЕВОЙ (КБФ)
Водоизмещение стандартное 1892 т, нормальное 2046 т, полное 2453 т. Длина 113,5 м. Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в январе 1938 г., спущен 2.10.1938 г., вст. в строй 6.10.1940 г. Тяжело поврежден в результате атаки пяти немецких торпедных катеров 27.06.1941 г. (оторвана носовая часть, 85 человек пропали без вести). Отбуксирован в Таллинн, затем в Кронштадт и далее - в Ленинград. В ремонте с 9.08.1942 по май 1943 г. Для воссоздания оторванной использована носовая часть недостроенного эсминца "Организованный" проекта 30 с одной двухорудийной башней Б-2ЛМ. При ремонте все 45 мм орудия заменены на 6 x 1 х 37/67.5 мм автоматами в установках 70-К. Оснащен РЛС типа 291 производства Великобритании. Вновь введен в строй в сентябре 1943 г. С 17.02.1956 г. - учебный эсминец. Исключен из списков 11.03.1958 г. Разобран на металл в Лиепае в 1958-1959 гг.

2. СЕРДИТЫЙ (КБФ)
Заложен 27.10.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 15.10.1938 г., спущен 21.04.1939 г. До 25.09.1940 г. "Лихой". Вст. в строй 15.10.1940 г. Тяжело поврежден 19.07.1941 г. бомбардировщиками "Ю-88" у о. Вормс и через час затонул. Корпус поднят по частям в 1949 - 1952 гг. и разобран на металл в Таллинне.

3. СТОЙКИЙ (КБФ)
Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 26.12.1938 г., вст. в строй 18.10.1940 г. 3.04.1942 г. удостоен гвардейского звания. С 13.02.1943 г. "Вице-адмирал Дрозд". Прошел модернизацию с 2.11.1951 г. по 7.02.1956 г. С 6.02.1960 г. - корабль-цель "ЦЛ-54". Затонул во время шторма 2.07.1961 г. у мыса Таран.

4. СИЛЬНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в январе 1938 г., спущен 1.11.1938 г., вст. в строй 31.10.1940 г. Тяжело поврежден авиабомбами в Кронштадте 21.09.1941 г. Находился в ремонте с октября 1941 по 30.12.1941 г. (Ленинград). Прошел модернизацию летом 1942 г. В ремонте с ноября 1944 г. по май 1945 г. (Ленинград). Прошел модернизацию с 19.11.1948 г. по 10.12.1954 г. С 20.02.1959 г. пероборудован в корабль-цель "ЦЛ-43". Исключен из списков 21.01.1969 и разобран на металл в Таллине.

5. СМЫШЛЕНЫЙ (ЧФ)
Заложен 15.10.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен 27.06.1938 г., спущен 26.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Полезный". Вст. в строй 10.11.1940 г. Тяжело поврежден при подрыве на советской мине у Керченского пролива 5.03.1942 г. и затонул во время шторма 7.03.1942 г.

6. СЛАВНЫЙ (КБФ)
Заложен 31.08.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 31.01.1939 г., спущен 19.09.1939 г., вст. в строй 31.05.1941 г. Участвовал в эвакуации гарнизона п-ва Ханко в ноябре 1941 г. 3.11.1941 г. по ошибке потопил огнем главного калибра катер МО №112. Участвовал в Выборгской 10 - 20.06.1944 г. наступательной операции. Прошел ремонт и модернизацию с 10.07.1947 по 6.07.1955 г. 6.02.1960 г. переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-44", а 30.06.1961 г. - в плавучую мишень "СМ-20". Исключен из списков ВМФ 4.03.1964 г. и разобран на металл в Лиепае.

7. СМЕЛЫЙ (КБФ)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 30.04.1939 г., вст. в строй 31.05.1941 г. Тяжело поврежден при подрыве на германской мине 27.07.1941 г. в Ирбенском пролива. По другой версии торпедирован германским торпедным катером "S-54" или подводной лодкой, однако эта версия вероятнее всего ошибочна. Экипаж был снят тральщиком "Фугас", и эсминец был потоплен ТКА №73 в связи с невозможностью буксировки.

8. СУРОВЫЙ (КБФ)
Заложен 27.10.1936 г. (Балтийское объединение, Ленинград), перезаложен 1.02.1939 г., спущен 5.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Летучий". Вст. в строй 31.05.1941 г. Тяжело поврежден при подрыве на мине и затоплен экипажем 14.11.1941 г. у м. Юминда. Экипаж снят тральщиком Т-217.

9. СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ (ЧФ)
Заложен 15.10.1936 г., перезаложен 3.03.1939 г., спущен 26.08.1939 г. До 25.09.1940 г. "Прозорливый". Вст. в строй 7.06.1941 г. 1.03.1943 г. удостоен гвардейского звания. В ремонте с 19.12.1945 по 25.08.1947 г. Перестроен по проекту 32 в спасательное судно в 1951 - 1958 гг. В резерве с 27.03.1960 г. Переклассифицирован в судно-цель с 14.09.1963 г. Исключен из списков ВМФ 19.03.1966 г. Предложение сохранить эсминец в качестве памятника или музейного экспоната было отвергнуто руководством ВМФ. Разобран на металл в Инкермане в 1966 - 1968 гг.

10. СТРАШНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.08.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен в марте 1938 г., спущен 8.04.1939 г., вст. в строй 22.06.1941 г. Отличался электрооборудованием на переменном токе (проект 7УЭ). Подорвался на мине 16.07.1941 г. у мыса Пакры. Находился в ремонте с 23.09.1941 по 15.04.1942 г. (Ленинград). Прошел модернизацию с 10.07.1947 по 10.01.1953 г. Разоружен 18.04.1958 г. и переоборудован в учебно-тренировочную станцию "УТС-83". Исключен из списков ВМФ 12.01.1960 г. и разобран на металл.

11. СПОСОБНЫЙ (ЧФ)
Заложен 7.07.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен 7.03.1939 г., спущен 30.09.1939 г. До 25.09.1940 г. "Подвижный". Вст. в строй 24.06.1941 г. Подорвался на советской мине у Новороссийска 8.01.1942 г. (оторвалась носовая оконечность). Восстановлен и модернизирован к маю 1943 г. 6.10.1943 г. потоплен бомбардировщиками "Ю-87" у Ялты.

12. СВИРЕПЫЙ (КБФ)
Заложен 29.11.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 30.12.1938 г., спущен 28.08.1939 г., вст. в строй 18.07.1941 г. Участвовал в Красносельско-Ропшинской наст. операции в январе 1944 г. Прошел модернизацию 10.07.1947 - 2.01.1951 г. (завод "Нептун", Росток, ГДР). Исключен из списков ВМФ 28.01.1958 г. и разобран на металл.

13. СТАТНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.12.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 29.12.1938 г., спущен 24.11.1939 г., вст. в строй 18.07.1941 г. Тяжело поврежден 18.08.1941 г. при подрыве на мине у о. Муху (оторвалась носовая оконечность). Затонул 22.08.1941 г. во время шторма. Корпус поднят по частям в 1957 г. и разобран на металл в Таллинне.

14. СКОРЫЙ (КБФ)
Заложен 29.11.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 23.10.1938 г., спущен 24.07.1939 г., вст. в строй 1.08.1941 г. Участвовал в перебазировании флота из Таллинна в Кронштадт. Погиб 28.08.1941 г. от подрыва на мине у м. Юминда.

15. СОВЕРШЕННЫЙ (ЧФ)
Заложен 17.09.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен в 1938 г., спущен 25.02.1939 г. До 25.09.1940 г. "Бесстрашный". Вст. в строй 30.09.1941 г. Подорвался на советской мине 30.09.1941 г. у Севастополя, отбуксирован в Севастополь и поставлен в сухой док. В доке тяжело поврежден бомбардировщиками "Хе-111" и "Ю-88" 12.11.1941 г. После восстановления потоплен немецкой авиацией в бухте Севастополя 8.06.1942 г. Поднят 28.10.1945 г. и сдан на слом.

16. СВОБОДНЫЙ (ЧФ)
Заложен 23.08.1936 г. (им. 61 Коммунара, Николаев), перезаложен в 1938 г., спущен 25.02.1939 г. До 25.09.1940 г. "Бесшумный". Вст. в строй 2.01.1942 г. Потоплен 10.06.1942 г. бомбардировщиками "Ю-88" в Севастополе. Поднят и сдан на слом в 1953 г.

17. СТРОГИЙ (КБФ, СФ с 11.10.1958 г.)
Заложен 26.10.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 26.10.1938 г., спущен 31.12.1939 г., условно принят в состав ВМФ в сентябре 1941 г. Окончательно достроен к 15.09.1942 г. Участвовал в Красносельско-Ропшинской наст. операции в январе 1944г. Прошел испытания в августе - октябре 1945 г. и 10.12.1945 г. официально зачислен в состав КБФ. Перестроен по проекту 32 в спасательно-дезактивационное судно 30.11.1953 г. С 20.03.1956 г. - "СДК-13", с 27.12.1956 г. - "СС-18". 14.09.1963 г. переклассифицирован судно-мишень "СМ-16". Исключен из списков ВМФ 26.06.1964 г. и разобран на металл в Мурманске в 1964 - 1965 гг.

18. СТРОЙНЫЙ (КБФ)
Заложен 26.12.1936 г. (им. Жданова, Ленинград), перезаложен 29.12.1938 г., спущен 29.04.1940 г., условно принят в состав ВМФ в сентябре 1941 г. Окончательно достроен к 15.09.1942 г. Прошел испытания в августе-октябре 1945 г. и 11.12.1945 г. официально вошел в состав КБФ. Перестроен по проекту 32 в спасательно-дезактивационное судно в 1953 - 1956 гг. С 20.03.1956 г. - "СДК-10", с 27.12.1956 г. - "СС-17". 27.08.1963 г. переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-2". Исключен из списков ВМФ 25.08.1965 г. Разобран на металл в Лиепае в 1965 - 1966 гг.

Вооружение

Построенные корабли

История создания

Компоновка эсминца Hunter . Схема затопленых отсеков

Проект 7У фактически обязан свои появлением инциденту, который произошел 13 мая 1937 года с британским эсминцем Hunter у берегов Испании. Hunter имел такую же схему ЭУ как и проект 7. Линейное расположение котельно-турбинной установки стало причиной того, что попадание всего лишь на одну мину полностью обездвижило эсминец. В следствии данного инцидента руководство СССР издало предписание переделать часть кораблей проекта 7 по новому проекту 7У. В течение периода с 1938 по нач. 1939 года 18 корпусов эскадренных миноносцев проекта 7, которые находились на тот момент на стапелях ленинградских заводов имени А. А. Жданова (№ 190), имени С. Орджоникидзе (№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены по проекту 7У («улучшенный»). Для этого, почти готовые корпуса проекта 7, потребовалось частично демонтировать. Были убраны ряд конструкций в районе машинно-котельных отделений. Эскадренные миноносцы проекта 7У вошли в состав только двух флотов - Балтийского и Черноморского .

Проект 7У улучшенного эсминца типа «Сторожевой» был разработан совместно конструкторскими бюро ЦКБ-17 (до октября 1936 года - ЦКБС-1) и Северной судостроительной верфи им. А. Жданова (главный конструктор - Лебедев Н. А.), куратором проекта от ВМФ был назначен А. Э. Цукшвердт. Окончательный проект был утвержден Наркоматом ВМФ 29 августа 1938 года.

Компоновка проектов 7 (линейное расположение котельно-турбинной установки) и 7У (эшелонное расположение котельно-турбинной установки)

Изначально планировалось перезаложить абсолютно все эскадренные миноносцы проекта 7, но заместителю наркома оборонной промышленности Тевосяну И. Ф. все же удалось убедить военный комитет ВМФ достроить 29 кораблей по проекту 7 и только следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Последние 6 строившихся единиц, которые на тот момент были только на начальной стадии строительства, было решено полностью разобрать.

Первый корабль проекта - эсминец «Сторожевой» - был заложен на этой верфи в августе 1936 г., спущен на воду в октябре 1938 г. и сдан флоту в октябре 1940 г.

Во время первых заводских испытаний, которые прошли осенью 1939 года, была обнаружена проблема - значительная перегрузка корабля, что привело к понижению его остойчивости. Эта информация стала известна высшему партийному руководству страны. Из Комитета Обороны было направленно множество грозных директив: «провести расследование», «устранить конструктивные недостатки», «выявить и наказать виновных».

После проведенного анализа ситуации, конструкторы приняли решение повысить остойчивость эсминцев проекта 7У за счет укладки твердого балласта. Эти работы, а также устранение множества обнаруженных дефектов затянули процесс испытаний более чем на год. И даже после того, как первый эсминец проекта 7У «Сторожевой» был принят Постоянной комиссией в октябре 1940 года, официальный вход в состав кораблей Балтийского флота состоялся еще через 6 месяцев. Всего к началу Великой Отечественной войны судостроители успели сдать заказчику лишь половину всех эскадренных миноносцев проекта 7У - 8 на Балтике и 1 на Черном море. Остальные 9 эсминцев пришлось достраивать и испытывать уже в условиях боевых действий.

Помимо Северной судостроительной верфи эсминцы пр. 7У также строились на судостроительных заводах в городе Николаеве. По проекту 7У построено 18 кораблей. Эшелонное расположение главной энергетической установки - основное нововведение на эсминцах проекта 7У. Как показал опыт Великой Отечественной войны, такое расположение обеспечило повышение живучести механической установки, а, следовательно, и корабля в целом. При получении боевых повреждений эсминцы с эшелонным расположением машинно-котельной установки имели большую возможность для движения и маневра, они лучше противостояли ударам противника и меньше гибли. Анализ опубликованных данных о боевых повреждениях эсминцев показывает, что из числа эсминцев построенных по проекту 7У, получивших боевые повреждения в ходе минувшей войны, погибло 50 %, а кораблей пр. 7 с линейным расположением машинно-котельной установки, подвергшихся боевым повреждениям, погибло 73 %.

Конструкция

Кор­пус

Эсминец пр.7У - общий вид

Главное отличие эсминца проекта 7У от своего предшественника - компоновка машинно-котельных отделений. Теперь на корабле появился четвертый котел, и энергетическая установка была разбита на два эшелона, каждый из которых состоял из двух котлов и одного ГТЗА. Соответственно эсминец стал двухтрубным. Все остальные внесенные изменения оказались менее существенными.

Схема разреза по 41 шпангоуту

Корпус в принципе остался тем же, что и у эсминцев проекта 7, но между 58-м и 159-м шпангоутами был основательно перекомпонован. Носовую водонепроницаемую переборку первого КО перенесли на 3 шпации вперед: с 61-го на 58-й шпангоут. Также на три шпации (1,5 м) переместили и носовую надстройку вместе с КДП (командно-дальномерный пост) и 130-мм орудиями.

Паровые котлы кораблей проекта 7 по своим габаритам не умещались внутри корпуса и возвышались над главной палубой примерно на 2 м, поэтому новая схема ГЭУ «съела» значительный объем центральных надстроек. Последние пришлось перепланировать. В частности, камбуз перенесли из-под 76-мм артустановок в нос и разместили палубой выше, в районе 80-го и 90-го шпангоутов, сразу за первой дымовой трубой. А впереди второй трубы появилась неплохо оборудованная механическая мастерская.

Схема разреза по 82 шпангоуту

Обводы корпуса и его конструкция были идентичны проекту 7. Схема набора - в основном продольная, в нос от 44-го и в корму от 173-го шпангоутов - поперечная. Высота надводного борта до верхней палубы −1,9 м, до полубака - 4,9 м. Верхняя палуба шла непрерывно по всей длине корпуса, нижняя - только в оконечностях. Материал корпуса - маломаргацонвистая сталь толщиной 510 мм. Большая часть соединений была клепаной, стрингеры, часть верхней палубы и ряд других элементов имели сварную конструкцию.

Маломарганцовистая сталь обладала повышенной хрупкостью и была использована конструкторами с целью облегчения корпуса, но без необходимой проверки. В ходе войны выяснилось, что выбранный материал оказался неудачным. Листы, изготовленные из него, при попадании осколков бомб и снарядов раскалывались и сами давали большое количество осколков, поражавших личный состав, приборы и механизмы. Обычная же сталь 3, применявшаяся в конструкции палуб и надстроек, не растрескивалась и таких осколков не давала.

«Хлипкость» чрезмерно облегченных корпусов и надстроек советских эсминцев привела к тому, что они не только постоянно получали повреждения от штормовых волн, но и нередко страдали от сотрясений при стрельбе собственных орудий (такое происходило со «Стойким», «Строгим», «Стройным»). Особенно неприятными были случаи, когда от стрельбы из 130-мм орудий № 2 выходили из строя приборы, установленные на носовой переборке штурманской рубки.

Вооружение

Главный калибр

Схема орудий Б-13-2с

Артиллерия главного калибра у эсминцев проекта 7У осталась такой же, что и у проекта 7. Она представляла собой четыре 130-мм орудия Б-13-2с с длиной ствола 50 калибров, изготовленных заводом «Большевик». Согласно утвержденным чертежам на надстройках для защиты прислуги первой и четвертой артустановок должны были находиться газоотбойные козырьки, но в процессе строительства от последних отказались, поставив непосредственно на орудийных щитах более легкие козырьки. Углы обстрела носовой пары пушек составляли от 0° до 140° на каждый борт, орудий № 3 и № 4 - соответственно от 55° до 180° и от 40° до 180° на каждый борт. Боезапас включал в себя 150 выстрелов на ствол, в перегруз (по вместимости погребов) корабль мог брать до 185 выстрелов на ствол - то есть в сумме до 740 снарядов и зарядов. Подача боеприпасов осуществлялась вручную, досылка - пневмодосылателем. Последний, кстати, вызывал больше всего нареканий у моряков, хотя в целом специалисты положительно оценивали артустановки Б-13.

Зенитное вооружение

Основные характеристики артиллерийских установок эсминцев проекта 7У

Зенитное вооружение в проекте 7У было несколько видоизменено. Пара 76-мм универсальных установок 34-К переместилась в корму. Появился третий 45-мм полуавтомат 21-К : теперь все три малокалиберные зенитки располагались на площадке позади первой дымовой трубы, ради чего пришлось пожертвовать тяжелыми 90-см прожекторами (вместо них теперь устанавливался один 60-см на фокмачте).

Число 12,7-мм пулеметов ДШК увеличилось вдвое - к двум на верхнем мостике добавили еще два за срезом полубака. Однако несмотря на некоторое усиление по сравнению с предшественниками, зенитное оружие проекта 7У продолжало оставаться крайне слабым и неудачно размещенным: с носовых курсовых узлов корабль был практически беззащитным, а скученность всех противовоздушных средств на двух площадках делала их крайне уязвимыми. Опыт первых месяцев войны показал, насколько опасно пренебрегать угрозой воздушных атак. Поэтому уже с июля 1941 года на эсминцах начали дополнительно монтировать 37-мм автоматы 70-К-на надстройке в районе второй трубы, а затем заменять ими малоэффективные «сорокапятки».

В мае 1942 года на «Сильном» установили два 20-мм «Эрликона» и один четырехствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс». К концу войны балтийские эсминцы (в частности, тот же «Сильный», «Стойкий», «Славный», «Сторожевой», «Строгий», «Стройный») получили третью 76-мм артустановку 34-К (на юте). К 1943 году наиболее мощные в отношении средств ПВО черноморские «Способный» и «Сообразительный» имели на вооружении по две 76-мм пушки 34-К, по семь 37-мм автоматов 70-К , по четыре 12,7-мм пулемета ДШК и по два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Брау­нинг» с водяным охлаждением стволов. Как показала практика, даже этого усиленного зенитного оружия было явно недостаточно для отражения массированных атак бомбардировщиков люфтваффе.

Торпедное вооружение

Схема поста управления торпедными аппаратами

Торпедное вооружение эсминцев проекта 7У было представлено двумя 533-мм трехтрубными торпедными аппаратами 1-Н с растворением крайних труб 7°. основное отличие от пороховых аппаратов 39-Ю - 1-Н имел комбинированную систему стрельбы (пороховую и пневматическую). Скорость вылета торпеды была равна примерно 15 - 16 м/с (против 12 м/с у 39-Ю), что позволило значительно расширить секторы обстрела: эсминцы проекта 7 не могли выпускать торпеды на острых курсовых углах из-за риска, что те заденут за палубу. Так, аппарат 39-Ю эсминца «Грозный» имел углы обстрела 62,5° - 118° на оба борта, а аппарат 1-Н «Сообразительного» - 45°-135°. Кроме того, в конструкцию торпедного аппарата был внесен ряд усовершенствований, что вдвое повысило точность его наведения на цель. К сожалению, эсминцам проекта 7У ни разу не довелось применить свое вполне современное торпедное оружие в бою.

Противолодочное и противоминное вооружение

Минное и противолодочное вооружение эсминцев типа «Сторожевой» практически ничем не отличалось от используемого на эсминцах проекта 7. На расположенные на верхней палубе рельсы корабль мог принять 58 мин КБ-3, или 62 мины образца 1926 г., или 96 мин образца 1912 г. (в перегруз). Стандартный набор глубинных бомб - 10 больших Б-1 и 20 малых М-1. Большие бомбы хранились непосредственно в кормовых бомбосбрасывателях; из малых-12 в погребе и 8 - в кормовом стеллаже на юте. Применять бомбосбрасыватели можно было лишь при волнении моря до 3 баллов - в более свежую погоду ют эсминцев проекту 7У и проекта 7 сильно заливало водой.

Уже в ходе войны эсминцы получили по два бомбомета БМБ-1, способные стрелять бомбами Б-1 на дальность до 110 м.

Противоминное вооружение состояло их четырех параванов К-1 (в том числе двух запасных). В первые же дни войны на эсминцах проекта 7У начался монтаж размаг­ничивающих обмоток ЛФТИ; на ЧФ эти работы были закончены уже к 1 августа, на Балтике к октябрю 1941 года.

Система управления огнем

Эсминцы проекта 7У «Сторожевой» и «Сильный»

Система управления огнем главного калибра - ПУС (прибор управления стрельбой) «Мина», созданная ленинградским заводом «Электроприбор» для кораблей проекта 7. Ее основным элементом являлся центральный автомат стрельбы ЦАС-2 - счетно-решающий прибор (своего рода механический «компьютер»), который на основе поступавших с дальномерных постов данных непрерывно рассчитывал координаты, скорость и курсовой угол цели, параллельно выдавая полные углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. ЦАС-2 считался относительно малогабаритным аппаратом. К сожалению, на практике его возможности были сильно ограничены, по причине низкой точности гирокомпаса «Курс», который автоматически передавал в схему данные о курсе своего корабля.

Информация о цели шла в систему ПУС от дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12) и ночных визиров 1-Й. Система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Помимо этого, «Мина» обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов. На некоторых эсминцах проекту 7У (например, на «Способном» и «Сообразительном») дополнительно устанавливались автокорректоры для ведения прицельного огня по берегу.

А вот с приборами управления зенитным огнем дело обстояло значительно хуже. Как известно, уже в проекте 7 для обеспечения эффективной стрельбы 76-мм орудий предусматривалась установка МПУАЗО, но к моменту ввода в строй большинства эсминцев эти приборы существовали лишь как проект на бумаге. Первая система МПУАЗО «Союз-7У» была установлена буквально за несколько дней до войны - в июне 1941 года на черноморском эсминце «Способный». Она включала в себя достаточно совершенный зенитный автомат стрельбы «Союз» (по принципу работы - аналог ЦАС-2, но предназначенный для огня по воздушным целям), гировертикаль «Газон» и стабилизированный визирный пост СВП-1. Несмотря на тот факт, что система действовала в одной плоскости и была малоэффективна в борьбе с пикирующими бомбардировщиками, но она все же значительно усилила ПВО корабля.

В 1942 году «Союз-7У» (с заменой неудачного СВП-1 на новый СВП-29) установили еще на двух эскадренных миноносцах - черноморском «Свободном» и балтийском «Строгом». На этом все закончилось. На остальных кораблях проектов 7 и 7У 76-мм пушки 34-К были «самоуправляемыми» - проще говоря, стрельба из них велась на глазок. Ну а об управлении огнем малокалиберной (45-мм и 37-мм) артиллерии в то время речь вообще не шла.

Навигационное оборудование

Штурманское и навигационное оборудование, а также средства связи на эсминцах проекта 7У остались теми же, что и на их предшественниках проекта 7.

Радиолокационными станциями (РЛС) в годы войны в первую очередь оснащались корабли Северного флота: те в условиях полярной ночи и непогоды наиболее остро нуждались в радарах. Корабли проекта 7У, служившие на Черном море и на Балтике, получили РЛС только в конце войны (в большинстве своем - в 1945 году). На «Строгом» смонтировали отечественную станцию «Гюйс-1», на «Сообразительном», «Сторожевом», «Страшном», «Сильном», «Славном», «Свирепом» и «Вице-адмирале Дрозде» -английские типа 291. Помимо последних, использовавшихся для обнаружения целей, на большинстве эсминцев дополнительно установили РЛС управления огнем типа 284. Антенна радара 291 размещалась на топе фокмачты, радара 284 -на крыше КДП.

Из гидроакустических средств эсминцы проектов 7 и 7У поначалу оснащались шумопеленгаторами «Марс» и гидрофонами станции звукоподводной связи «Арктур». Противолодочные возможности советских кораблей сильно повысились, когда на них начали устанавливать получаемые по ленд-лизу английские сонары «Дракон-128с» («Асдик»). К концу войны такие станции стояли на всех оставшихся в строю «семерках» и «семерках-У».

Имеются сведения, что перед самой войной в Германии было закуплено несколько комплектов гидроакустических станций. Так, по воспоминаниям ветеранов Тихоокеанского флота, немецкая ГАС стояла на эсминце «Ревностный». А на «Стойком» в августе 1941 года смонтировали некий импортный гидроакустический прибор «Ультрафон» - правда, никаких подробностей об этом аппарате не известно.

Энергетическая установка

Советские эсминцы проекта 7У тип «Сторожевой» идут пеленгом.

Первые турбины эсминцев проекта 7 были сконструированы с солидным запасом: фактически каждый ГТЗА-24 был способен развить 27 000 л.с., но, опасаясь, что на испытаниях такой результат не будет достигнут, проектировщики в официальных документах сознательно занизили мощность, указав значение в 24 000 л.с. За счет установки четвертого котла и, соответственно, повышения производительности ожидалось увеличение мощности каждого ГТЗА до 30 000 л.с. Правда, и здесь конструкторы решили не рисковать и, чтобы не оказаться в числе «вредителей», в документацию внесли цифру на 3000 л.с. меньше, чем предполагалось в действительности. Таким образом, расчетная мощность ГЭУ эсминцев проекта 7У равнялась 60 000 л.с., официальная проектная - 54 000 л.с.

В то же время советское правительство, принимая программу строительства «большого флота», осознавало, что самым узким местом в ее реализации станет создание главных механизмов. Так, Харьковский турбинный завод, обязанный поставить ГТЗА для всей серии эсминцев, с самого начала никак не мог уложиться в заданные сроки. Поэтому уже в конце 1936 года Наркомат внешней торговли заказал для проекта 7 у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов ГТЗА и вспомогательных механизмов. Они должны были иметь несколько меньшую мощность (24 000 л.с.), зато могли запускаться в холодном состоянии, без предварительного подогрева, что теоретически уменьшало время подготовки корабля к выходу в море.

В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Мет­ро-Виккерс» 7 достались ленинградским № 189 и № 190, а еще один отправили на базу КБФ в качестве резервного. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 - на Николаевский завод № 200 и один - на базу ЧФ в Севастополь.

Все импортные ГТЗА попали на корабли, перезаложенные по проекту 7У. За счет увеличившейся паропроизводительности их мощность также удалось поднять до 27 000 л.с., однако оснащенные ими эсминцы оказались все же тихоходнее, чем имевшие отечественные механизмы. Например, «Страшный» с харьковскими турбинами развил на испытаниях скорость в 39,6 узла, в то время как обладатели английских показали 36,3 - 37 узлов. Правда, что касается качества изготовления механизмов, то тут сравнение будет не в нашу пользу (Несмотря на более высокое качество стали, английские турбины также не выдерживали экстремального режима эксплуатации в годы войны. Так, отмечалось, что за первый год войны шестерни валоповоротного устройства ГТЗА «Парсонс» эсминца «Способный» износились на 60 - 70 %).

Расположение машинно-котельной установки эсминца проекта 7У

Пар для турбин вырабатывали 4 шатровых вертикальных водотрубных котла с боковым экраном и односторонним протоком газов, снабженные петлевыми пароперегревателями. Поверхность нагрева каждого котла - 655 м2, производительность- 80 т пара в час. Параметры пара примерно те же, что и у «чистых» «семерок» - давление 27,5 кг/см2, температура 340°С. Каждый котел размещался в изолированном отделении.

Эсминцы последних серий оборудовались паровыми котлами типа 7У-бис с автоматом питания системы «Робот». Правда, последний работал удовлетворительно только при постоянной нагрузке. Поэтому в боевых условиях питание котлов обычно осуществлялось вручную вахтенными механиками. Вообще моряки котлами 7У-бис остались недовольны: 6 мощных (1200 кг/ч), но нерегулируемых форсунок не обеспечивали достаточной гибкости при работе котла, что зачастую приводило к снижению КПД и повышенной дымности.

Разумеется, четыре котла по сравнению с тремя у проекта 7 отличались повышенной прожорливостью. Однако увеличить запас топлива у «семерок-У» не удалось: после монтажа более громоздкой ГЭУ в тесном корпусе места для дополнительных цистерн уже не оставалось. А после укладки твердого балласта запас мазута даже пришлось немного уменьшить. Поэтому если скорость кораблей типа «Сторожевой» следует признать вполне удовлетворительной, то дальность плавания оказалась никудышной. Так, в 1943 году «Сооб­разительный» и «Способный» могли пройти экономическим ходом лишь 1380 миль, в то время как проектным заданием для «семерок» определялась дальность в 3000 миль - в два с лишним раза больше.

Любопытны расчетные данные о дальности плавания эсминца «Сообра­зительный», полученные по результатам похода этого корабля к о. Фидониси в ноябре - декабре 1942 года (см.таблицу).

Дальность плавания эсминца «Сообразительный», рассчитанная на основе реального расхода топлива в ноябре-декабре 1942 г.

В штормовую погоду радиус действия эсминцев был, разумеется, еще меньше. Во время конвоирования транспортов из Туапсе к Босфору и обратно в ноябре 1941 года «Сообразительный» подчистую сжег полный запас топлива, пройдя всего 1066 миль за 114 ходовых часов. То же самое можно сказать и о бал­тийских кораблях проекта 7У - правда, в силу ограниченности театра, где они использовались, недостаток радиуса действия особенно не ощущался.

Причин, приведших к двукратному увеличению расхода топлива по сравнению с показанным на заводских испытаниях, довольно много. Основные из них - перегрузка кораблей, увеличение числа действующих котлов в боевых условиях (2 - 3 против 1 на испытаниях), увеличение числа действующих сопел на главных турбинах с целью повышения маневренности, загрязненность котлов, износ и коррозия механизмов, ухудшение теплоизоляции паропроводов, низкое качество сборки главных холодильников и использование мазута с большим количеством примесей.

Что же касается надежности механизмов, то в целом она оказалась вполне удовлетворительной. В ходе войны при эксплуатации турбин эсминцев проекта 7У нередко приходилось нарушать инструкции. Так, зафиксирован случай экстренной съемки с якоря эсминца «Славный» при налете авиации, когда пар в котлах был поднят всего за 17 минут и ход дан холодными турбинами без их предварительного прогрева. Кроме того, на «Стойком» и том же «Славном» при уклонении от плавающих мин и атак бомбардировщиков применялось срочное реверсирование турбин, причем давление контрпара достигло 7-10 кг/см2 вместо 3 кг/см2, предусмотренных правилами эксплуатации. Во всех упомянутых случаях механизмы работали без сбоев и поломок.

Вспомогательные устройства и системы

Электрооборудование кораблей проекта 7У по сравнению с проектом 7 было значительно усовершенствовано. Мощность главных турбогенераторов повысилась со 150 до 200 кВт. В режиме «поход» нагрузку теперь мог обеспечить один турбогенератор; при работе же двух создавался резерв мощности в 50 - 60 %. Как показала практика, это было важным достоинством. На эсминцах проекта 7 при выходе из строя одного главного генератора второй и третий сильно перегружались, из-за чего сгорали предохранители и корабль временно оставался без энергии (например, по этой причине 8 января 1943 года произошла посадка на камни эсминца «Разъяренный»). Эсминцы проекта 7У были застрахованы от таких неприятностей.

Схема распределения энергии у проекта 7У отличалась большей гибкостью - в частности, при необходимости можно было отключать второстепенных потребителей прямо на главных распределительных щитах. На последних кораблях, вошедших в строй в 1941 году (в частности, на «Способном»), обычные предохранители в электрических системах заменили на защитные автоматы, позволявшие быстрее возобновить подачу электроэнергии после устранения короткого замыкания. К тому же, по сравнению с проектом 7, улучшился доступ к щитам турбо- и дизель-генераторов.

Из недостатков электрооборудования эскадренных миноносцев проекта 7У отмечался быстрый износ подшипников турбогенераторов ПГ-3 и потребность в высококачественных импортных щетках. К концу войны запас последних был полностью израсходован, а близких к ним по качеству отечественная промышленность не выпускала.

Эсминцы проекта 7У оснащались 2-мя дизельгенераторами мощностью по 50 кВт, созданными на базе дизелей «Рустон». Правда, размещение одного из них в котельном отделении было явно неудачным - из-за высокой температуры и влажности он нередко выходил из строя. Следует заметить, что дизель-генераторы, установленные как аварийное средство, зачастую использовались в качестве повседневного источника энергии, особенно на плохо оборудованных стоянках в Новороссийске, Туапсе, Поти, Ленинграде. В результате дизели быстро вырабатывали свой ресурс и в ходе войны постепенно заменялись на отечественные М-52.

В электро системах эсминцев проектов 7 и 7У использовался постоянный ток напряжением 110В. Однако один из кораблей - «Страшный» - в порядке эксперимента получил все электрооборудование, рассчитанное на переменный ток (ему даже присвоили собственное обозначение проекта - 7УЭ). Испытания «Страшного» полностью завершились после окончания войны и были признаны удачными. Тем не менее перевод энергосистем на переменный ток состоялся в нашем флоте только в 50-е годы на эсминцах проекта 56. Якорное устройство эсминцев проекта 7У по сравнению с кораблями проекта 7 стало более надежным: два становых якоря имели массу по 1,5 т и якорь-цепи длиной по 200 м (против 1 т и 180 м соответственно).

Водоотливная, противопожарная, вентиляционная и прочие системы принципиально остались теми же, что и в проекте 7. Правда, увеличившаяся у «улучшенных» эсминцев осадка привела к тому, что часть забортных отверстий осушительной системы оказалась ниже ватерлинии, что создавало опасность затопления отсеков при неисправностях клапанов (так называемых «хлопушек») эжекторов. На некоторых кораблях (в частности, на «Способном») пришлось дополнительно устанавливать специальные болты, прижимавшие «хлопушки» к своим гнездам и обеспечивавшие их герметичность. Вместе с тем эта мера вынуждала вывинчивать болты вручную, прежде чем запустить водоотливные средства, что в боевых условиях было весьма опасно.

Мореходность и маневренность

Мореходность эсминцев типа «Сторожевой» была еще хуже, чем у их предшественников: смещение в нос надстройки усиливало зарывание в волну.



Поделиться