Эссе на тему посеешь привычку пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу

Оказывается, источником этого крылатого выражения является Библия. Давайте рассмотрим внимательно следующее место из Священного Писания:

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет :
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
(К Галатам 6:7,8)

О чем же говорят приведенные выше стихи, написанные по вдохновению Святого Духа Апостолом Павлом?

1 "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет..."

Здесь Бог говорит людям "не обманывайтесь", то есть, не обольщайтесь мыслью, будто в жизни нет воздаяния человеку за его поступки и дела. Бог не человек: если Он поставил на земле определенные законы, то они неизменны и непреходящи. Только человеческое общество постоянно меняет свои правила и законы в зависимости от исторической эпохи. Бога же невозможно обвинить в этом. К примеру, закон земного тяготения. Все живое и неживое находится в зависимости от этого закона. Планеты, звезды, галактики, люди, животные, растения, минералы - все подчинено этому закону от начала творения и до сего момента.

Как проявляется этот закон "что посеет человек, то и пожнет" в нашей повседневной жизни?

Наблюдая за собой, мы замечаем, что сея доброе в чью-то жизнь, получаем в ответ воздаяние тем же самым. Сея любовь к людям, получаем в ответ любовь от людей. Сея деньги на добрые дела, пожинаем в свое время финансовый урожай. И наоборот: сея ненависть, пожинаем в ответ ненависть; обкрадывая других, будем обкрадываемы сами; обманывая людей, будем обмануты сами. Проблема еще в том, что посеявши определенное семя, доброе или худое, пожинаем соответственно по роду его (семени) в возросшем количестве (в 30, 60, 100 крат). Вот откуда изречение: "посеешь ветер - пожнешь бурю".

Закон сеяния и жатвы

В Библии есть интересное место по этому поводу:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва , холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
(Бытие 8:22)

Кто из людей способен изменить этот Божественный порядок? Кто способен поменять местами зиму и лето, весну и осень? Может ли кто-то остановить заложенный Богом закон сеяния и жатвы ? Так было, и так будет, пока существует земля.

Кто может обвинить Бога в том, что вложенный в людей нравственный закон , не работает, а значит нет и воздаяния?

Еще до закона Моисея, воплотившего в жизнь основные заповеди, написанные рукой Бога на каменных скрижалях, все человечество подчинялось внутреннему нравственному закону , записанному на скрижалях их сердец.

12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...
(К Римлянам 2:12-15)

Из выше описанных стихов ясно, что ответственность человека пред Богом за свои поступки, добрые ли, злые ли, неизбежна, как неизбежна смерть. Что посеешь, то и пожнешь ... Закон "сеяния и жатвы " равно действует в жизни как верующего человека, так и самого фанатичного атеиста - у Бога нет лицеприятия. Он судит человека беспристрастно, согласно Своему нравственному закону , по делам его, и каждому суждено, в свое время, дать отчет пред Богом за свою прожитую жизнь.

2 "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление"

Что значит "сеять в плоть свою?

Плоть олицетворяет нашего ветхого человека со страстями и похотями. Каковы дела плоти? Посмотрим, что говорит на это Библия:

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(К Галатам 5:19-21)

Из этих стихов ясно отражена природа нашего падшего человека плоти и его дела, которые исключают всякую возможность войти в Царство Божие. Ничто нечистое не может туда войти. Земное принадлежит земному, небесное - небесному.

Сеять в плоть свою - означает постоянно, день за днем, год за годом, в разрез с законом нравственности , данным Богом, совершать поступки и дела, направленные на удовлетворение своей не возрожденной, низшей природы, унаследованной от первого падшего человека, Адама.

Наша не возрожденная природа, сеющая в плоть, неумолимо производит тление. Тление - это смерть, распад, гниение, т.е., полное уничтожение. Все в этом физическом мире подлежит тлению и смерти: люди, животные, растения, минералы, звезды, галактики.

3 "а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную"

Вот мы и подошли к последней фазе исследования Писания: кто сможет войти в Царство Божие и обрести жизнь вечную?

Что же означает выражение "сеющий в дух?"

Сеять в дух - это значит жить в соответствии с нравственным законом , вложенным в сердце каждого человека: "возлюбить ближнего своего, как самого себя ". Исполнение этой заповеди Христа обязывает сеять доброе, вечное, непреходящее в свою жизнь и жизнь других людей. Такие дела преобразуют человека в образ Христов и освобождают его от закона греха и смерти. Напротив, живущий по плоти, т.е., совершающий дела плоти, описанные выше, умрет. Здесь подразумевается смерть духовная, означающая полное отлучение человека от любви Божьей и вечные страдания. Еще она называется "смерть вторая", после физической смерти.

Рим.8:13 "ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете."

"от духа пожнет жизнь вечную"

Живя по духу, т.е., в соответствии с нравственным законом от Бога, сея свои таланты, дарования и самого себя во все доброе, человек в итоге пожинает прекрасный урожай - плод духа, который с любовью преподнесет Своему Создателю в определенное время. Это будет плод, достойный приношения Своему Господу и Спасителю. Что же это за плод?

22 "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона."
(К Галатам 5:22,23)

Из вышеописанного мы видим, что плод духа - это плод, источающий аромат высших Божественных добродетелей, на первом месте из которых любовь . Для человека, взрастившего такой плод жизни, открывается свободный вход в Царство Божие.

Дорогой человек, взгляни пристально на свою жизнь. Что ты сеешь в нее? Что пожинаешь ? Имеешь ли ты мир в своем сердце? Примирился ли ты с Богом Отцом? Задумывался ли о том, где будешь проводить вечность? Если ли у тебя уверенность, что двери Царства Божьего распахнутся пред тобой? Если нет, то тебе надо поспешить - ведь время лукаво - примириться с Отцом и получить Его прощение за свою неправильную жизнь. Знай, Он очень дорожит тобою, любит тебя и хочет, чтобы ты пришел к Нему и стал Его дитем.

Что для этого надо? Совсем немного: обратиться к Нему в молитве покаяния и попросить Бога войти в твою жизнь, чтобы Он стал твоим Господом и Спасителем. Войди в молитвенную комнату, там есть нужная молитва покаяния и все необходимое для тебя. И не забывай: что ты сейчас посеешь в свою жизнь, то и пожнешь в будущем.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)«Посеешь поступок - пожнёшь привычку; посеешь привычку - пожнёшь характер; посеешь характер - пожнёшь судьбу». (2) Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3) ______ состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Человек, формируя определённые привычки, создаёт свой характер и сам строит свою судьбу.

2. Древние говорили, что в основе характера лежит привычка, а характер лежит в основе судьбы.

3. Судьба человека зависит от его привычек и характера, и сам человек определяет, какой она будет.

4. Во фразах древних всегда заложен глубокий смысл, и эта пословица не исключение.

5. Состояние организма, здоровье человека, его работоспособность зависят от мелочей.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. В самом деле,

2. Наверное,

3. К счастью,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СУДЬБА, -ы, мн. судьбы, судеб и (устар.) судеб, судьбам, ж..

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. С. столкнула старых друзей. Избранник судьбы (счастливец; книжн.). Удары, превратности судьбы.

2. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных.

3. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с.

4. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

бухгАлтеров

прозорлИва

закупОрить

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ивы, лопухи и БОЛОТНАЯ трава разрастались на глинистой почве, в зарослях бегали зайцы.

2. Особняком в архитектуре называется КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ дом городского типа, предназначенный для проживания в нём одной семьи.

3. План ПРЕТЕРПЕЛ существенные изменения.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ грамматика позволяет обнаружить общие черты грамматического строя родственных языков.

5. Бойцам было приказано ОДЕТЬ погоны.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много ПОЛОТЕНЕЦ

ПОНИКШИЙ цветок

ЛУЧШИЙ праздник

СЕМЕРЫМИ участниками

ПОКЛАДИ на стол

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, раскрывающую не только характеры основных персонажей, но и идейную нагрузку романа.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Обращаясь к теме «маленького человека» невозможно не отметить, что, насколько яркой была повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», открывшая мир «маленьких людей».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) М. Горький в пьесе «На дне» показывал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир преимущественно из разговоров.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) В романе «Мастере и Маргарите» изображён человек, не отдавший свой талант в услужение Системе.
6) Те, кто уверен во власти человека, не может поручиться за завтрашний день.
7) Стараясь убедить читателей, автору не всегда это удаётся.
8) По приезде в Петербург она поняла, что устроить свидание с сыном будет трудно.
9) Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к поэзии, живописи, музыке.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун...жается

пер...одический

сопост...влять

х...отический

предв...рительный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву,

пр...следование, пр...станционный

и...полнение, бе...грамотный

з...певала, пр...дедушка

и...гнание, ра.,.чертить

н...рекание, пр...ступок

10

фасол..вый

преодол..вая

дешёв..нький

отзывч..вость

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

реша...мая

наблюда...м

задерж...шься

взвешива...мый

вывез...нный

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Сколько бы ты н(1) смотрел на море, оно н(2)когда н(3) надоест: оно всегда разное, новое, н(4)виданное.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Договорившись (НА)СЧЁТ лодки, туристы двинулись (В)НИЗ по реке.

2. Как выяснилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вода просачивалась в подвал (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

3. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ похода нас ожидал сюрприз: я имею (В)ВИДУ озеро с кристально чистой водой.

4. (НЕ)СМОТРЯ на небольшой дождь мы всё-таки отправились за город (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.

5. ТАК(КАК) маршрут оказался сложным, нам ТО(ЖЕ) пришлось запастись картой и компасом.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Было пасмурно и ветре(1)о; вспене(2)ые волны накатывались на песча(3)ую отмель, лизали почерневшие водоросли, вытаще(4)ые на берег рыбацким неводом.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Михайловский парк немного угрюм высок молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.

2. Ночами и рано поутру в затверделых выбоинах полевых дорог белеет и искрится ломкий ледок.

3. Небо всё светлеет всё щедрее разбрасывает свою живую и мерцающую позолоту.

4. Никнут прячутся по степным низинам лиловые и сизо-голубые тени.

5. Я смотрю на камень и забываю про удочки и про рыбу и про всё на свете.

16

Две-три минуты он не шевелился (1) пережидая беззвучные аплодисменты зала (2) затем качнулся (3) уронив руки (4) сделал шаг-другой к балкону и медленно отворил дверь (5) впуская внутрь тугое дыхание ночного залива.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Казалось (1) деревья почтительно расступились перед старшим собратом.

В свете фонаря его лицо (2) казалось (3) огромной картофелиной.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хочу отметить (1) что миг преодоления земного притяжения (2) когда человек поднимается на бруствер (3) над которым свистят пули (4) и уже не думает больше ни о чём (5) этот миг преодоления самого себя - великий миг.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Тут, в кают-компании, вас будет сопровождать моя голограмма, в других же местах, если вам что-то понадобится или вы захотите со мной поговорить, просто воспользуйтесь коммуникатором.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.

(З)Машины плывут по воде - дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.

(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.

(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю - казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного - есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(З0)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (ЗЗ)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 - 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания - это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.

«Посеешь поступок — пожнёшь привычку»

Цель: способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его индивидуальных качеств; формировать у учащихся нравственные нормы жизни.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход занятия

I. Сообщение темы и цели занятия.

У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сегодня у нас будет такая возможность.

Тема нашего занятия «Посеешь поступок – пожнёшь привычку».

II. Игра «Имя и эпитет»

Ребята, мы знакомы с вами полтора года, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что – то новое. Вот и опять я приоткрыла занавес вашей души, прочитав ваши анкеты «Что я могу сказать о себе». Из них я узнала, что …

Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.

Спасибо! Итак, сделан ещё один шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие мы вместе?» была разгадана.

III. «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу» – так гласит народная мудрость.

В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» сам в себе. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.

Приведите примеры полезных (зарядка, правильное питание, уважение к окружающим), вредных (неправильное питание, лень, проявление грубости)

и опасных (алкоголь, курение, наркомания) привычек.

Как же можно «вырастить» привычку?

Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.

Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.

Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… – Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.

Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день?

Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?

Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?

Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.

Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных?

IV. Физминутка.

V. Один итальянский писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я».

Ситуация 1

Мама каждый день говорит Наташе:

Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.

Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли,- отвечает Наташа.

— Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой,- говорит мать.

Что вы посоветуете Наташе и маме?

Ситуация 2

Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.

— Мама, купи мне Деда Мороза.

Не могу, сынок, осталось мало денег.

— Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся.

Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить?

Ситуация 3

Ваня и Алан – друзья. Они вместе ходят в школу и обратно. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Ваня учится хорошо. Алан – не очень. Ваня по – доброму относится к Алану, регулярно даёт ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.

Как вы думаете, ребята?

Чем отличается «добрый» человек от «добренького»?

Ситуация 4

Максату подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.

— Совсем невоспитан,- подумал Максат, глядя, как щенок грызёт ножку стула.

Максат занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максат смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?

Игра – проблема «Да — нет – может быть» (На доске написаны слова «Да», «Нет», «Может быть». Учитель читает ситуацию. Ребята должны подойти к тому слову, которое является решением ситуации.)

Можете ли вы взять чужую ценную вещь, которую вам очень хочется иметь, при условии, что об этом никто не узнает?

Вы идете по парку и едите из пакета жареный картофель. Пакет опустел. Вы его бросаете тут же.

В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Анечка заметила своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказала: «Здравствуйте, Татьяна Михайловна!» Права ли Аня?

Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

Вам подарили две одинаковых игрушки. Вы недовольны.

VI. Работа в парах.

Постарайтесь определить достоинства и недостатки человека. Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми (задание на листах).

Справедливость, эгоизм, злость, милосердие, болтливость, правдивость, бестактность, искренность, уважительность, хвастливость, жадность, выдержка, честность, жестокость, мужество, скромность, хитрость, тактичность, застенчивость, зависть, трусость.

Какие качества человека отнесли к недостаткам?

Ответьте пословицами.

Гнев – враг человеку, а разум его друг.

Зависть – это худший из людских пороков.

Пчела жалит жалом, а человек – словом.

Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – себя и другого.

Человек – хозяин своих настроений.

От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной ложью, – никогда.

Недоброе слово больней огня жжет.

Сочувствовать – значит чувствовать вместе с другими.

Какие качества вы оставили? Почему? Есть ли они у вас?

VII. Волшебный стул (учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других)

Волшебный стул помогает узнать людям о своих положительных качествах, достойных уважения.

Предлагаю назвать качества одноклассника, достойные уважения. На лучиках солнца записывает называемые учениками качества. После этого ребёнку дарится солнышко с лучами.

Упражнение. Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества, которые они уважают в себе.

VIII. Итог занятия.

У каждой группы написано начало фраз, с которых они должны начать свой ответ.

Нам понравилось…

Нас удивило…

Нас поразило…

Нас расстроило…

Мы восхищены…

Нам интересно…

Нам не удалось…

В уроке принимают участие ученики 4-х классов, 5 групп по 5 человек.

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений омногообразии черт характера и о способах его сознательной коррекции.

Задачи:

  1. Формирование ценностно-смысловой компетенции:
  • развивать способность осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире
  • развивать умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков, умение принимать решение.
  1. Формирование общекультурной компетенции:
  • установить взаимосвязь между личными и общечеловеческими ценностями
  • расширить представления о духовно – нравственных основах жизни человека, социальных, общественных явлениях и традициях.
  1. Формирование коммуникативной компетенции:
  • формировать навыки работы в группе
  • способствовать овладению различными социальными ролями.

При проведении урока используются дидактически оправданные приемы рефлексии, связанные с рефлексией ценностей.

Интерактивные приемы, используемые в ходе проведения мероприятия: работа в малых группах сменного состава, “каждый учит каждого”, займи позицию (“шкала мнений”), “дерево решений”.

Рисунок 1

Этапы занятия Ход занятия Примечания

1. Актуализация знаний

Вопрос для всех участников дискуссии. Cегодня у нас не обычный урок, а урок философского общения. Ребята, работать вы будете в группах, в каждой группе есть 3 постоянных участника и 2 помощника, которые будут меняться в течение занятия.

У вас на столах стоят сигнальные карточки, а у помощников сигнальные круги. Напоминаю вам, если вы согласны с утверждением, показываем зеленую сторону, если не согласны, то красную.

Обсуждение в группах вы будете заканчивать по сигналу колокольчика.

Появляются слова (прочитайте слова на слайде):
  • Волевой
  • Легкий
  • Сильный
  • Слабый
  • Склочный
  • “Сибирский”
  • “Золотой”

К какому одному слову можно отнести все эти эпитеты?

Презентация, слайд 1
Работа в группах (у каждой группы листы бумаги, маркеры).

Защита своего выбора каждой группой.

Работа в группах над выведением понятия характер.

С чем ассоциируются у вас это слово, изобразите схематично на листе или напишите, объясните свою точку зрения.

Большинство ваших ассоциаций достаточно полно отражают представление о характере, возьмем одну из них как опору для нашей работы на уроке.

Характер, что это такое? Как вы считаете? Как проверить правильность высказываний?

У вас на столах лежат листы с определениями, взятыми из различных источников. Обведите более точное и понятное для вас. Кто справится, поднимает руку.

У кого другой выбор? Зачитайте.

  • Если одно мнение: “Определение, взятое из (называется источник) наиболее полно и ясно трактующее понятие характер”.
  • Если разные мнения: “Понятие трактуется с разных точек зрения, но все это присуще именно характеру”.
Камень - твердость, тесто - мягкость, дерево - может изменяться, кристалл – многогранный.

Выбор рисунка-опоры.

(дерево)

В справочной литературе.

Пока обводят нарисовать рисунок – опору на доске.

Проверка: читает одна из групп.

Определения выставляются на доску в корень дерева.

<Рисунок 1>

Смена помощников

Физкультминутка

Мы определили, что такое характер, дадим возможность поработать другим ребятам в группах, все встали, помощники поменяйтесь, а те, кто остается на местах, отдохнем, выполним упражнения под музыку.
Работа в группах над чертами характера Как называют отличительные особенности характера?

Какие черты характера вы знаете?

Все черты характера названы верно, некоторые из них выписаны на отдельных листочках, вам предлагается поработать на магнитных досках и разделить черты характера на группы. (Упорство, упрямство, щедрость, расточительность, любопытство, любознательность, застенчивость, скромность, самостоятельность, самоуверенность).

Проверка.

Посмотрите на результаты работы других групп, сравните. По какому признаку вы разделили качества характера на группы?

Кто разбил по другому признаку? (если есть три группы: выслушать мнения детей)

Черты характера

Карточки, магниты, магнитные доски.

При проверке доски выставляются, различия выделяются сигналом - красный магнит.

На 2 группы:

  • положительные
  • отрицательные.

На 3 группы:

  • положительные
  • отрицательные
  • могут быть положительными или отрицательными в зависимости от жизненной ситуации.
Обсуждение качеств, выделенных красным сигналом.

1.Что означает качество? Где более точно можно узнать значение слова?

2. Как это качество проявляется в жизненной ситуации, приведите примеры.

Положительные качества характера так же называют сильными сторонами личности, так как они помогают человеку жить среди других людей и занять достойное место в обществе.

Ответы детей

1. Можно посмотреть в справочной литературе.

3. На дереве появляются положительные качества, отрицательные качества

<Рисунок 1>

2. Постановка проблемы
Постановка проблемы: Посмотрите на фотографии.
  • У кого из этих людей сформированы определенные черты характера? Почему?
  • Какие вопросы у вас возникли?
  • По внешнему виду сложно говорить о характере человека. Какой еще вопрос возникает?

Если затруднения.

Я прожила примерно столько же, сколько эта девушка, значит, если исходить из того, что характер формируется с течением времени у меня с ней одинаковый характер?

Какой же возникает вопрос?

Выскажите мнения.

Презентация , слайд 2

У взрослого человека.

Какой у нее характер?

(у девушки)

Что повлияло на ее характер?

Нет, разный.

Что влияет на становление характера?

Семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели.

Игра “Аукцион” Для более точного ответа на вопрос: “Что влияет на становление характера?”, - я предлагаю вам сыграть в “Аукцион”.

Это товар: семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели, чтобы вы могли купить его, вы должны доказать, что допустим семья влияет на становление характера.

  • Я выставляю на торг слово “Семья”, кто покупает?
  • Докажите, что семья влияет на становление характера. Продано…

А сейчас смена помощников и небольшой отдых…

Смена помощников

Физкультминутка

Среди купленных товаров всегда есть то, что более ценно и необходимо, что на ваш взгляд самое ценное? Все купленное помещается на дерево

<Рисунок 1>

Высказывания детей

Просмотр презентации
  • Посмотрите презентации о двух исторических личностях, сравните их судьбы и подумайте, какой из купленных вами товаров больше повлиял на ход их жизни.
  • Сделайте вывод, какой из товаров, купленных вами, самый необходимый в жизни каждого человека.
  • Почему вы пришли к такому выводу?
Презентация , слайд 3-7

При просмотре презентации дети два раза делают прогнозирование о судьбе Петра 3:

О Ломоносове – просмотр.

Презентация , слайд 8-15

Умение приложить усилия для достижения поставленной цели.

3. Самостоятельная работа по карточкам.

Работа по группам с карточкой. Это умение надо в себе развивать, для этого надо совершать определенные действия, они выписаны на листах, которые у вас на столах, обсудите в группе, какие 5 вы считаете наиболее важными и закрасьте кружок рядом.
  • Быть настойчивым
  • Быть решительным
  • Не расстраиваться при неудаче, ошибке, не торопиться
  • Не ждать быстрого результата
  • Не торопиться
  • Верить в успех
  • Верить в то, что всему можно научиться
  • Поддерживать друзей в трудную минуту
  • Не унывать
  • Не пасовать перед трудностями
  • Не сдаваться
  • Не стесняться просить помощи
  • Не бросать начатое дело
Заканчиваем по звонку.

Дети работают в группах по общей карточке.

Одна группа зачитывает свой вариант слов, другие дополняют, в это время названное появляется на дереве.

<Рисунок 1>

4. Итог занятия

Кто для человека должен совершать все эти действия?
  • К какому выводу вы пришли?
  • А зачем человеку работать над своим характером?
  • Все это влияет на ход жизни человека, поэтому, недаром говорят… “Посеешь характер - пожнешь судьбу”.
  • Эта пословица определяет тему сегодняшнего занятия и является руководством к действию: “Построй свою судьбу сам!”
Каждый сам.

Высказывания детей.

Презентация, слайд 16.

5. Рефлексия

Чтобы понять, ценность занятия для каждого из нас мы проведем небольшой опрос по поднятой руке. Когда услышите, что было особенно ценным на занятии поднимайте руку

Выполните тест, определите какой у вас характер и подумайте, над чем нужно работать.

Голоса заносятся в таблицу, делается обобщение.

Каждому ребенку выдается тест. .(см. ниже)

Тест “Каков Ваш характер”

Ответьте “Да” или “Нет” на следующие вопросы:

  1. Уважаете ли Вы дружбу?
  2. Привлекает ли Вас что-то новое?
  3. Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?
  4. Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины?
  5. Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?
  6. Теряете ли Вы уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?
  7. Коллекционируете ли Вы что-нибудь?
  8. Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе по одному очку, если Вы ответили “Да” на вопросы:1,3,7. И столько же за ответы “Нет” на вопросы: 2,4,5,6,8. Затем подсчитайте набранные очки.

Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, у вас легкий характер.

От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение легко может превратиться в плохое. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: Почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.

Эта поговорка — весьма древнего происхождения. Известна такая притча:

«Конфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи — морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы его вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел, и стал прогуливаться у дамбы.
Конфуций последовал за ним и ему сказал:

— Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся: ты — человек. Дозволь задать вопрос: владеешь ли секретом, как ходить по воде?

— Нет, — ответил пловец. — У меня нет секрета. От рождения — это у меня привычка, при возмужании — характер, в зрелости — это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде.

— Что означает «от рождения — это привычка, при возмужании — характер, в зрелости — судьба?» — спросил Конфуций.

— Я родился среди холмов и удовлетворен жизнью среди холмов — такова привычка; вырос на воде и удовлетворен жизнью на воде — таков характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему — такова судьба".

Поговорка предупреждает: всё, что ты делаешь в жизни — имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка — послужить основой для формирования характера, а характер — оказать решающее влияние на жизнь, на судьбу человека в целом.

Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано: одно вытекает из другого, а другое из третьего… Одним словом, жизнь — это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий. Например, если хочешь быть здоровым и выносливым, бегать на длинные дистанции и непременно с комфортом, то должен следовать такому правилу:

«Если хочешь бегать с комфортом пять километров — бегай десять; если хочешь бегать с комфортом десять километров — бегай двадцать; если хочешь бегать с комфортом двадцать километров — бегай марафон (42 км); если хочешь бегать с комфортом марафон— бегай сто километров».

Из книги: Л.Е. Балашов. Занимательная философия. М., 2008.



Поделиться