Естественность и гламур. Патрик Демаршелье

Патрик Демаршелье - фотограф мирового уровня, чьи снимки - украшение любого глянцевого журнала. Он - тот самый легендарный фотограф, сделавший, возможно, лучшие фото принцессы Дианы, а вот герцогиня Кембриджская отказалась у него сниматься - сочла слишком гламурным. Не прогадала ли Кейт, отдав предпочтение другому художнику?

Патрик Демаршелье

Профессия фотографа всегда случайна. Так уж сложилось - чаще всего те, кто рвутся в неё, прихватив в мир фотографии бесчисленное количество дипломов и навыков, как правило, остаются за бортом. Что это – судьба или печальная статистика, решать вам. Француз Патрик Демаршелье, о котором сегодня знает весь мировой бомонд, не стал исключением. В мире фэшн-индустрии он оказался по воле случая и благодаря родителям. С детства, которое пришлось на 50-е годы, Патрик увлекался фотографией, однако собственной камеры у него не было, так что мальчику приходилось довольствоваться альбомами и «фотографировать глазами».

Работа Патрика Демаршелье для Dior

Мечта так и осталась бы мечтой, если бы не отчим Демаршелье, который отдал в пользование сына свой старенький плёночный Кодак. Как всякий европеец, Демаршелье быстро смекнул, что хобби вполне можно превратить в источник заработка, и через непродолжительное время принялся снимать за деньги друзей и родственников. Затем было бесчисленное количество фотоателье, где будущий мастер фэшн-фотографии занимался ретушью и печатью, мелкие агентства, и наконец, встреча с один из самых популярных фотографов того времени Хансом Форером, который и открыл для Демаршелье в большую профессию. Уже в 70-х Патрик делал первые снимки для французских изданий Elle и Marie Claire. Вдохновением Патрика Демаршелье всегда были работы Хельмута Ньютона, Ирвина Пенна и Ричарда Аведона. Последнего он и заменил в качестве штатного фотографа в ряде журналов.

«Мои родители очень обрадовались, потому что я был бездельником и плохо учился в школе. К счастью отец дожил до моего успеха».

Dior Couture

Демаршелье как раз один из тех счастливчиков, который, попав в мир фотографии, смог навсегда забыть, что специального образования у него нет. Более того, у Патрика нет вообще никакого образования. Вся его учёба заключалась лишь в том, чтобы снимать, снимать изо дня в день. Пожалуй, чтобы пробиться к вершинам Олимпа объективно требуется всего лишь две составляющие: грандиозная уверенность в себе и способность рисковать. И того и другого у фотографа в избытке. Возможно, именно поэтому в 75-м году он, без тени сомнения, бросив всё, отправился в Нью-Йорк (заметьте, с нулевым уровнем языка и имея в запасе минимальное количество денег «на первое время»).

Летиция Каста

«В основном я учился фотографировать… просто фотографируя, делая большое количество снимков. Я допускал много ошибок, но именно они учат лучше всего. Работа фотографа сродни спорту: ты должен тренироваться каждый день.»

Кристи Тарлингтон

«Я продвигался по карьерной лестнице медленно. Я получил одну работу, потом еще одну, которая была лучше, и так далее. Я работал много и усердно. И до сих пор это происходит так»

Жизель Бюндхен

В Америке карьера Демаршелье пошла в гору. Его снимки появились на страницах популярных глянцевых журналов «Glamour» и «Mademoiselle». В отличие от многих других художников, привыкших видеть в своих моделях исключительно продукт, пусть идеальное, но всё-таки неживое, кукольное тело, Патрик искал в мужчинах и женщинах дыхание жизни и натуральную красоту, которая не требует технических исправлений. Его снимки всегда просты – фотограф не ищет ни оригинальных локаций, ни невообразимых поз, создавать прекрасное не в правилах Демаршелье, достаточно просто транслировать то, что видишь.

Однако, несмотря на достаточное количество работы в модной сфере, Демаршелье никак не удавалось добиться главного – славы. Будем откровенны, кто из нас в глубине души, имея престижную работу и даже неплохие заработки, не хотел бы стать популярным. На улицах Патрика никто не узнавал, жители Нью-Йорка шли равнодушной толпой мимо мастера, даже не догадываясь, что именно он стоит за революционными снимками в любимых всеми женщинами глянцевых журналах. О нём заговорили благодаря женщине.

Принцесса Диана

Её звали Диана. Принцесса Диана. Да-да, это была она. В конце 80-х она связалась с французом и заказала у него фотосессию. В одном глянцевом журнале принцесса Диана увидела фотографию французского мастера, на которой изображалась девушка, приоткрывавшая свое пальто так, как будто тайком показывала фотографию мальчика, спрятанную у нее в нагрудном кармане. Принцессу настолько поразил этот снимок, что она сразу же решила найти Демаршелье. И в 1992 году Патрик делает снимок Дианы, получивший много лестных отзывов, прежде всего за свою нестандартную естественность. После знаковой съёмки Диана ещё не раз обращалась к Демаршелье.

Принц Уильям

Француз много снимал не только «королеву сердец», но и её детей. Кстати, «преемница» принцессы Дианы, жена её старшего сын, Кейт Миддлтон к фотографу не была столь снисходительна и даже отказалась сниматься у него в юбилейном номере Vogue, объяснив это тем, что снимки Демаршелье слишком «гламурны», да к тому же фотограф - американец французского происхождения. Кэтрин решила дать шанс прославиться британскому фотографу. Что ж, и королевам приходится ошибаться. Результат такого досадного промаха мы можем наблюдать на станицах журнала уже сейчас – британец Джош Олинс умудрился сделать из герцогини заурядную модель из каталога женской одежды для среднего класса.

Элин Вебер

«Я стараюсь создать атмосферу, в которой человек чувствует себя непринужденно. Мне не нравится чувство, что между мной и портретируемыми стоит фотокамера, поэтому я делаю все возможное, чтобы они об этом забыли».

Мадонна

Естественность - это одна из первостепенных черт, которую Демаршелье всегда стремился подчеркнуть в своих работах. Патрик не любит постановочных фотосессий и всю жизнь пропагандировал эстетику «случайного кадра».

После встречи с Дианой жизнь Демаршелье резко переменилась. Теперь о нём говорили все, и что важно – говорили с тем самым придыханием, которое позволяет считать себя победителем. К 1995 году у Патрика Демаршелье уже собран огромный архив великолепных работ и есть широкая известность. Это позволяет французскому фотографу выпустить собственный фотоальбом «Патрик Демаршелье: фотографии». Книгу, само собой, ждал невероятный успех. Поэтому в 1997 году он выпускает ещё один - новый альбом «Патрик Демаршелье: открытие элегантности, а в 1998-м – «Патрик Демаршелье: формы».

Гвинет Пэлтроу

Патрик Демаршелье для Pirelli

Окончательное признание настигло Демаршелье в 2005- тогда ему предложили стать очередным создателем легендарного календаря Pirelli.


«Достань мне Демаршелье!» - приказывала героиня Мерил Стрип своей ассистентке в фильме «Дьявол носит Prada». И действительно имя Патрика Демаршелье сегодня является знаковым в мире моды. Он один из самых лучших, самых дорогих и самых востребованных фэшн - фотографов. Сам же Патрик любит портреты. Он снимал портреты и знаменитых моделей, и звёзд Голливуда, и даже принцессы Дианы. Демаршелье стал первым не британским фотографом, которому было позволено фотографировать членов королевской семьи, позволено вопреки всем протоколам. О своей первой встрече с Демаршелье вспоминал так: она позвонила ему, когда он работал в британском “Vogue” и предложила сделать её фотографии, он согласился, Диана запомнилась ему своими длинными волосами и «страшным» макияжем, на следующую съёмку Демаршелье отправился со стилистом и визажистом.




Патрик Демаршелье во многих своих интервью признавался, что он любит видеть на своих фотографиях спонтанность, эмоции, он не любит чрезмерного позирования. А быть самим собой человек перед фотокамерой может в двух случаях: в самом начале съёмки или же в том случае, когда съёмка затягивается на долгие часы. Патрик Демаршелье любит неожиданные фотографии. Так одну из своих ныне известных фотографий Дианы он сделал, когда они просто разговаривали, смеялись, совершенно неожиданно для неё. А вот своим любимым портретом Демаршелье, как это ни странно, называет портрет собственной собаки Puffy, ведь по его словам: «Собака – идеально подходит для портрета. Она не позирует. Она не знает, что она перед камерой!».


Патрик Демаршелье родился 21 августа 1943 году в оккупированном немцами Париже. Затем его семья переехала в приморский Гавр. Демаршелье с юных лет увлекался фотографией, и когда Патрику исполнилось 17 лет, его приёмный отец подарил ему фотоаппарат - «Kodak».




В 18-19 лет Патрик переезжает в Париж. В Париже он работает в фотолаборатории, печатником, а затем устраивается на работу в киножурнал «Cin?monde». Проходит курс обучения у Ханса Фойрера. Спустя ещё год Демаршелье уходит из киножурнала и опять ищет работу в фотоателье, но на работу в фотоателье его никто не хотел брать и он устраивается в школу моделей, занимается съёмками .


Первым из известных и влиятельных журналов в мире моды, который купил работы Патрика Демаршелье, стал журнал «ELLE», Франция, а затем и французский «Marie Claire». К Демаршелье приходит известность. Он работает не только во Франции, но и в Германии, Италии. Однако в 1975 году Патрик бросает всё и переезжает в Нью-Йорк, вслед за своей возлюбленной, которая, как оказалась, была влюблена совершенно в другого человека. Демаршелье оказался в чужой стране и без знания языка. Но его талант не даёт ему пропасть. Патрика Демаршелье замечает арт-директор американского “Vogue” Александр Либерман и предлагает ему работу. Затем Демаршелье также работает для журналов Glamour, Mademoiselle, GQ.




Кумирами Патрика Демаршелье, фотографами, которыми он восхищается, стали: «Irving Penn, Richard Avedon, Frank Horvat. Фотографы 50 летней давности». Ему также нравятся работы фотографа Robert Frank, хотя они и не имеют ничего общего с фэшн-фотографией. По словам самого Патрика Демаршелье, который на сегодняшний день заснял практически всех мировых знаменитостей, ему бы очень хотелось сфотографировать Далай Ламу.


Сегодня за плечами Патрика Демаршелье остались съёмки рекламных кампаний для таких фирм, как Calvin Klein Inc., Armani, Chanel, Gap, Versace, L’Or?al. Работы в таких изданиях, как Newsweek, Life, Harper’s Bazaar, ELLE, Vogue.

Patrick Demarchelier прославился своими фотографиями знаменитостей, работой с самыми крупными журналами мод, авторскими альбомами фотографий и, конечно же, календарями Pirelli. Лучшие фотографы современности учились на его работах и ставили их в пример своим ученикам. В этой статье вы узнаете творческую биографию Patrick Demarchelier и сможете оценить его фото.

Портфолио фотографа Patrick Demarchelier

Патрик Демаршелье (Patrick Demarchelier) родился 21 августа 1943 во французском портовом городе Гавр. Во второй половине 1950-х годов подросток увлекся фотографией, а когда ему исполнилось 17 лет объявил матери и отцу (а заодно и отчиму) о своем решении стать фотографом. «Они очень обрадовались, потому что я был бездельником и плохо учился в школе», – рассказывал он позднее. И добавил с гордостью: «К счастью отец дожил до моего успеха».

Вскоре после описываемых событий отчим подарил Патрику свой старый Кодак и молодой человек смог перейти от «фотографирования глазами» – а этим он занимался сколько себя помнил – к более традиционному способу получения фотографических изображений. В нем сразу проснулась коммерческая жилка, он стал фотографировать за плату, сначала друзей и родственников, постепенно расширяя круг. Этим он занимается и по сей день, только вместо 3-6 сантимов (десятая часть франка) за снимок берет несколько десятков тысяч евро – да и за эти деньги его не так уж просто достать.

Однако в 1960-х годах все складывалось далеко не столь удачно. Некоторое время начинающий фотограф подрабатывал в фотомастерских, занимался печатью и ретушью, изготовлял комбинированные фотографии для выпускных классов школ и тому подобное. Вскоре работа в лаборатории ему надоела, он решил фотографировать сам: около года работал для мелких агентств, некоторое время был ассистентом у известного фотографа Ханса Фойрера, потом решил уйти в свободное плавание. В начале 1970-х годов его работы стали мелькать в таких известных журналах как «Elle», «Marie-Claire» и «20 ans».

У Демаршелье не было никакого формального образования в области изящных искусств – впрочем, у него вообще не было образования. «В основном я учился фотографировать … просто фотографируя, делая большое количество снимков. Я допускал много ошибок, но именно они учат лучше всего. Работа фотографа сродни спорту: ты должен тренироваться каждый день». Другими учителями молодого человека были любимые фотографы, среди которых он особенно выделял Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона и Ирвина Пенна: «Это великие люди. И фотографы», – восхищался Патрик своими кумирами, – «Хотел бы я делать такие фотографии».

В 1975 году 32-летний Демаршелье уехал из Франции в Соединенные Штаты. Эта часть его жизни достойна стать прообразом сериала – никому не известный французский фотограф устремляется за своей любовью за тридевять земель. Приехав в Нью-Йорк, он узнает, что возлюбленная уже нашла ему замену. Прибавьте к этому полнейшее незнание английского языка, пустой кошелек и … пожалуй, серий на двести уже достаточно.

Как будто для того чтобы предать этой истории настоящий голливудский happy-end, именно в Америке карьера Патрика Демаршелье неожиданно быстро пошла в гору. Он еще не успел более-менее выучить английский – он и сейчас знает его не очень хорошо, говорит с сильным французским акцентом – а его фотографии появились в престижных журналах «Glamour» и «Mademoiselle». Вскоре его работу заметил и оценил всесильный художественный директор издательства «Conde Nast Publications» (по совместительству художник, скульптор, дизайнер и фотограф) Александр Либерман. В 1980-х годах Демаршелье вполне удачно сотрудничал с уже назваными журналами «Glamour» и «Mademoiselle», к которым добавились «GQ», «Rolling Stone», а несколько позже «Harpers Bazaar» и «Vogue».

В своей работе фэшн фотограф Демаршелье предпочитает так называемую «эстетику случайного кадра». «Я стараюсь создать атмосферу, в которой человек чувствует себя непринужденно», – объяснял мастер главный секрет своего успеха. «Мне не нравиться чувство, что между мной и портретируемыми стоит , поэтому я делаю все возможное, чтобы они об этом забыли». Этот метод позволил ему сделать множество великолепных портретов, в частности знаменитый портрет Принцессы Дианы в 1992 году: «Мы разговаривали, смеялись, потом «Щелк», а камеры как будто и нет. Ее и не должно быть».

Те же принципы фотограф старается применять не только в портретной съемке, но и при работе с обнаженной натурой: «Я не люблю когда модель играет «ню», или старается быть «обнаженной». Недавно я фотографировал обнаженную девушку, но я фокусировался исключительно на лице. У нее было прекрасное тело, но мне оно не казалась интересным – она слишком «позировала». Все ее прелести были чересчур очевидны. … Мне нравиться, когда и лицо и тело выражает какие-нибудь эмоции, когда я вижу некоторые элементы случайности. Тело, имеющее определенные недостатки, гораздо интереснее».

Нельзя, конечно, утверждать, что все фотографии Демаршелье выглядят как случайные – многие его работы в жанре обнаженной натуры, фотографии для модных журналов, портреты, композиционные этюды и даже фотографии животных в естественной (или псевдо-естественной) среде обитания несут в себе явный отпечаток позирования и искусственности. Тем не менее, значительную – вероятно лучшую – часть его творчества составляют именно фотографии тяготеющие к эстетике «Случайного кадра».

В 1995 году он выпустил свой первый фотоальбом с лаконичным наименованием «Патрик Демаршелье: Фотографии» («Patrick Demarchelier: Photographs»). Обычный тираж подобных изданий составляет две-три тысячи экземпляров. Демаршелье издал 12000 экземпляров, но уже через год он выпустил еще 5000 – это не то чтобы небывалый, но очень большой тираж. В 1997 году вышла книга «Патрик Демаршелье: Открытие элегантности» («Patrick Demarchelier: Exposing Elegance»), в 1998 – «Патрик Демаршелье: Формы» («Patrick Demarchelier: Forms»). За этим последовал 10-летний перерыв – хотя это не слишком подходящий термин, потому что в этот период его книги несколько раз переиздавались. Наконец в 2008 году вышел новый фотоальбом со старым наименованием «Патрик Демаршелье: Фотографии», который пользуется еще большим успехом, чем первый.

Начало XXI века для Демаршелье – время успеха и признания. В 2005 году он получил заказ на создание календаря Pirelli – для фотографа работающего в жанре обнаженной натуры это высшая степень признания. Он настолько успешно справился с работой, что получил заказ на 2008 год! В 2007 году фотограф был удостоен награды Элеонор Ламберт (Eleanor Lambert Award) как лучший «имиджмейкер» в области дизайна. В этом же году он стал Офицером Ордена Литературы и Искусства – одной из четырёх главных государственных наград Франции учрежденной в 1957 году с целью отмечать наиболее выдающихся деятелей мировой культуры.

Казалась бы, что еще может желать художник? Но Патрик Демаршелье и не думает останавливаться; напротив он делает все новые и новые открытия. «Недавно я был на пляже в Рио и меня как будто током ударило: я увидел как прекрасны очень толстые молодые женщины», – задыхаясь от восторга, делится впечатлениями уже не очень молодой мастер. И добавляет огорченно: «А ведь как страшны эти тощие клячи, когда они без одежды. Я фотографировал очень много худых женщин». Интересно, пригласят ли его после подобных признаний делать еще один Pirelli?

В сентябре 2008 года открылась выставка фотографа в Париже в Малом дворце (Le Petit Palais). Выставка интересна тем, что более 400 фотографий Демаршелье разместили вперемешку с полотнами мастеров живописи из коллекции музея. «Это вовсе не ретроспектива», – настаивает 65-летний фотограф в интервью Associated Press, – «Это просто еще один шаг в выбранном направлении. Не может быть и речи об уходе на заслуженный отдых, ведь каждый день – это новый день, новый вызов».

Сайт фотографа: demarchelier.net



Поделиться