Этический словарь. Смотреть что такое "этика" в других словарях

Этический словарь

Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

    Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

    Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

    Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу

    Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

    Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

    Доброжелательность — качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

    Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

    Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценностей каждого человека как нравственной личности.

    Искренность – умение человека выражать свои подлинные чувства и эмоции.

    Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

    Любовь — чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

    Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

    Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты

    Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

    Преданность — чувство любви и верности к кому-либо.

    Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

    Смелость — уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

    Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

    Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

    Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

    Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

    Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

    Товарищество — качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

    Точность – качество, выражающееся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

    Трудолюбие – качество человека, характеризующееся в желании человека трудится.

    Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

    Целеустремленность — стремление достичь поставленную цель.

    Честность – неспособность к аморальным, антиобщественным поступкам.

    Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.

Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру.

Стыд – внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосуждение, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.

Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

Долг – ответственность человека перед обществом и перед своей совестью.

Честь – хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 2. Целомудрие, непорочность.

Целомудрие – 1. Девственность. 2. Строгая нравственность, чистота.

Скромность – это внутреннее достоинство и самоуважение, умеренность во всех требованиях.

Милосердие – готовность бескорыстно помогать людям, деятельное сострадание.

Положительные качества характера ребёнка, которые необходимо развивать в мальчиках:

    Вера (отсутствие сомнений)-потребность признания духовных реальностей и их главенствующего значения в жизни человека;

    Мужество-потребность принять на себя то, что является обязанностью мужчины, мужа не в бытовом, а в общечеловеческом смысле этого слова: защиту слабых и угнетённых, пропитание семьи и управление ею, выполнение наиболее тяжёлого труда и ответственность за всё перечисленное;

    -надёжность-потребность выполнить все взятые на себя обязательства;

    -храбрость-потребность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей;

    -целеустремлённость;

Основные качества характера, которые необходимо развивать в девочках:

  • -ласковость-потребность обнаружить своё доброе отношение к человеку путём доставления ему телесного и словесного утешения;

  • -чуткость-потребность замечать малейшие изменения эмоционального состояния окружающих;

  • -заботливость-потребность трудиться для выполнения должного ради блага других людей;

  • -уступчивость-готовность отказаться от личных выгод и удобств в пользу другого человека;

  • -кротость-«Переносить всё-есть кротость»(Библия);

  • -чистоплотность;

  • -аккуратность;

  • -жалость-потребность разделить с человеком труд перенесения скорбей и страданий и тем облегчить и уменьшить их;

  • -стыдливость-потребность не заглушать развлечениями ощущения нарушения тобой справедливости;

  • -верность-потребность не отрекаться от исповедуемых тобой взглядов;

  • -добродетель;

  • -скромность-потребность не привлекать к себе внимание;

  • -женственность;

  • -интерес к искусству;

  • -следование своему предназначению (материнству).

Вечные истины

Береги платье снову, а честь смолоду.

Честь лучше бесчестья.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Тот человек пустой, кто полон самим собой.

Совесть без зубов, а загрызёт.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Скромность украшает человека.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

В книге рассматривается педагогический такт




1) влияние, общепризнанное значение; 2) лицо, конкретный государственный служащий или общественно-политический деятель, пользующийся определенным влиянием, признанием, основанными на высоких личных качествах: уме, профессионализме, знаниях, нравственных достоинствах, опыте и т.п.; 3) одна из форм проявления, реализации, осуществления власти. Авторитет - непременное условие успеха в избирательной кампании и победы на выборах.

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - составная часть этики, отражающая специфику функционированияморали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственнойдеятельности учителя.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

Педагогические кейсы – реальные ситуации, с которыми в повседневной деятельности сталкивается современный учитель и руководитель образовательного учреждения.

Литература по профессиональной этике

1. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012.

Передача духовного, социального и производственного опыта последующим поколениям людей была и остается важнейшим условием существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Это обуславливает необходимость критически переосмысливать некоторые идеи, проблемные вопросы педагогики как науки и учебной дисциплины, искать новые и совершенствовать существующие способы модернизации школьного обучения и воспитания.

2. Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Минск, 1986 г.

Особое внимание уделяется формированию нравственного мировоззрения и миропонимания учителя, рассмотрению норм, регулирующих взаимоотношения между учителями и учащимися, коллегами, руководителями школы, родителями и общественностью.

3. Бондаревская Г.М. Педагогический такт. – М., 1961 г.

В книге рассматривается педагогический такт как одно из важнейших средств повышения эффективности учебно-воспитательной работы школы. В книге использован личный опыт автора, передовой опыт учителей и классных руководителей многих школ. Предназначена для учителей и студентов педвузов.

4. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. – К., 1973 г.

Здесь рассматриваются сущность и функции педагогической морали, ее специфика и отличия от морали иных профессий. Автор излагает нормативные требования, регулирующие отношения учителя со всеми участниками педагогического процесса: c учащимися, их родителями, со своими коллегами, представителями общественности. Большое внимание уделяется обоснованию морально-педагогических, этических норм деятельности учителя в условиях перестройки, обоснования школы.

5. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. – М., 1973 г.

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в относительно самостоятельную область знания обусловлено тем, что этическая теория на современном этапе призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей, способствовать развитию и внедрению коммунистической морали в практику общества.

6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

7. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. М., Издательство Михайлова В.А., 2005.

Энциклопедический словарь по этике содержит информативные статьи о различных сторонах духовно-нравственной жизни личности и общества, об истории религиозно-нравственных исканий и философско-этических идей. Словарь ориентирован на самый широкий круг читателей, стремящихся приобрести начальные знания по этике, и в первую очередь на старшеклассников и студентов высших учебных заведений.

8. Блюм М.А., Герасимов Б.И., Молоткова Н.В. Этика деловых отношений. М., Форум, 2009.

Задача данного учебного пособия - раскрыть сущностные характеристики, основные понятия и отразить базовые принципы этики деловых отношений с учетом накопленного мирового опыта. В популярной и доступной форме изложены основные нормы и правила современного этикета, раскрываются основные принципы и нормы, регламентирующие поведение человека в общей структуре экономических отношений, раскрывается понятие деловой репутации, ее соотнесение с личностными и профессиональными качествами человека.

9. Наумчик В.Н. и др.Этика педагога. - М: Изд-во "Университетское", 1999

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения.

10. О профессиональной этике педагога // Сибирский учитель. - Декабрь. - 2000. - №11 (спецвыпуск)

Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности педагога, от его нравственных предпочтений и ориентаций в сфере педагогического общения, выбора методов обучения. Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры.

11. Професиональная этика педагога: Учебно-методическое пособие / Сост. И.В.Тимонина.- Кемерово: 2014.- с.

Профессиональная этика педагога- второе издание учебно-методического пособия, суще- ственно дополненное новыми материалами. Адресовано студентам, бакалаврам, магистрам, аспирантам университета, а также преподавателям, учителям, изучающим вопросы педагогической этики. Учебно- методическое пособие может быть использовано для чтения лекций по курсу, проведения семинарских занятий и для самостоятельной работы студентов.

12. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

Одна из основных функций современного руководителя - решение психологических проблем в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством. Поэтому в вузах введена учебная дисциплина «Психология и этика делового общения», носящая во многом прикладной характер. Ее цель - способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения.

13. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

В учебном пособии рассмотрены основные компоненты педагогической этики: нравственное сознание педагога, этические основы его профессионального общения, специфика взаимоотношений педагога и обучающегося, проблемы речевого и поведенческого этикетов.

14. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.

Рассматривается профессиональная педагогическая культура учителя и его профессионально-творческая компетентность в ее структуре. Анализ особенностей и ценностей педагогической деятельности, учет необходимости преобразования и усовершенствования современной педагогической системы позволяют сделать вывод о целесообразности такой организации образовательного процесса, которая предполагает формирование профессионально-творческой компетенции учителя на основе системы внутренних мотивов и ценностей, профессиональных знаний и психолого-педагогических умений, а также готовности к творческому педагогическому труду.

15. Лекции по педагогической этике. – Электронный ресурс:

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.

Глоссарий терминов по профессиональной этике

Этический словарь

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

    Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Бескорыстность – умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

    Вежливость – умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

    Взаимопомощь – взаимная помощь друг другу

    Дисциплинированность – верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

    Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

    Доброжелательность - качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

    Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

    Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценностей каждого человека как нравственной личности.

    Искренность – умение человека выражать свои подлинные чувства и эмоции.

    Коллективизм – коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

    Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

    Любознательность – склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

    Мечтательность – стремление к выполнению своей заветной мечты

    Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

    Преданность - чувство любви и верности к кому-либо.

    Скромность – умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

    Смелость - уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

    Сочувствие – умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

    Сопереживание – умение переживать за других и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

    Справедливость – умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

    Стыд – чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

    Терпимость – умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

    Товарищество - качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

    Точность – качество, выражающееся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

    Трудолюбие – качество человека, характеризующееся в желании человека трудится.

    Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

    Целеустремленность - стремление достичь поставленную цель.

    Честность – неспособность к аморальным, антиобщественным поступкам.

    Чуткость – это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам и интересам, мыслям и чувствам.

Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру.Стыд – внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосуждение, раскаянье и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.Долг – ответственность человека перед обществом и перед своей совестью.Честь – хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 2. Целомудрие, непорочность.Целомудрие – 1. Девственность. 2. Строгая нравственность, чистота.Скромность – это внутреннее достоинство и самоуважение, умеренность во всех требованиях.Милосердие – готовность бескорыстно помогать людям, деятельное сострадание.

Положительные качества характера ребёнка, которые необходимо развивать в мальчиках:

    Вера (отсутствие сомнений)-потребность признания духовных реальностей и их главенствующего значения в жизни человека;

    Мужество-потребность принять на себя то, что является обязанностью мужчины, мужа не в бытовом, а в общечеловеческом смысле этого слова: защиту слабых и угнетённых, пропитание семьи и управление ею, выполнение наиболее тяжёлого труда и ответственность за всё перечисленное;

    -надёжность-потребность выполнить все взятые на себя обязательства;

    -храбрость-потребность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей;

    -целеустремлённость;

Основные качества характера, которые необходимо развивать в девочках:

  • -ласковость-потребность обнаружить своё доброе отношение к человеку путём доставления ему телесного и словесного утешения;

  • -чуткость-потребность замечать малейшие изменения эмоционального состояния окружающих;

  • -заботливость-потребность трудиться для выполнения должного ради блага других людей;

  • -уступчивость-готовность отказаться от личных выгод и удобств в пользу другого человека;

  • -кротость-«Переносить всё-есть кротость»(Библия);

  • -чистоплотность;

  • -аккуратность;

  • -жалость-потребность разделить с человеком труд перенесения скорбей и страданий и тем облегчить и уменьшить их;

  • -стыдливость-потребность не заглушать развлечениями ощущения нарушения тобой справедливости;

  • -верность-потребность не отрекаться от исповедуемых тобой взглядов;

  • -добродетель;

  • -скромность-потребность не привлекать к себе внимание;

  • -женственность;

  • -интерес к искусству;

  • -следование своему предназначению (материнству).

Вечные истины

Береги платье снову, а честь смолоду.Честь лучше бесчестья.Где любовь да совет, там и горя нет.Тот человек пустой, кто полон самим собой.Совесть без зубов, а загрызёт.За совесть, за честь хоть голову снесть.Скромность украшает человека.Доброе слово лучше мягкого пирога.


  • Краткий словарь понятий и терминов на морально-этические темы

    с примерами из сочинений

    Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

    Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

    Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе лиц, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

    Благородство – моральное качество, характеризующее поступок людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств: мужество, самоотверженность, верность высоким идеалам, великодушие и др.)

    Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

    Взаимовыручка - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.

    1.Что такое взаимовыручка? Этот вопрос имеет глубокий духовный аспект. Ведь без взаимовыручки, думаю, не существовало бы само человечество. Во взаимовыручке реализуется человеколюбие, когда на помощь приходят незнакомые люди, выручая тебя из беды.

    2.Взаимовыручка - это прежде всего помощь человеку, который в ней нуждается. В ней заложен эффект бумеранга: твоя помощь другому человеку к тебе вернется.

    Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разъединение функций предполагает взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

    Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.).

    Первые ассоциации со словом «власть», возникающие у меня, - это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия, то есть власть для меня – это, прежде всего, власть в обществе .

    Внутренний мир человека

    Это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. Набор качеств, своеобразная собственная реальность человека, которая не только отличает его от других, но и очень сильно влияет на его собственную жизнь.

    это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности, в нем сосредоточена вся ее энергия. Во внутреннем мире происходит формирование и сохранение культурных ценностей человека, а затем и их преобразование. Это своеобразная виртуальная реальность, которая служит посредником между нейронными сетями головного мозга и окружающей непосредственной реальностью человека.

    1.Психологи и философы считают, что внутреннего мира имеются следующие составляющие: эмоции, чувства, мировоззрение и интеллект .

    2.Внутренний мир человека или, другими словами, духовный или душевный мир человека имеет сложную структуру, состоящую из таких основных элементов, как интеллект, эмоции, чувства, мировоззрение.

    3.Внутренний мир человека - это мир, который человек создает исключительно для себя. Это мир, который находится где-то в мыслях, в информационном поле человека, но может быть не менее реален для него, чем окружающий его мир. Прежде всего, внутренний мир - это разум, который в зависимости от своего развития, опыта, гибкости, формирует отношение человека к окружающим и окружающему, заставляет его либо спрятаться от мира реального в мире внутреннем, либо раскрыться и преобразовать мир внешний по законам мира внутреннего.

    Война — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника. Как правило, война имеет средством навязывание оппоненту своей воли.

    Л.Н.Толстой, великий гуманист XIX века, говорил: «Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Это самое гадкое дело в жизни… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

    Воспитание

    – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

    — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на ребёнка, т.е. на незрелого человека…

    Выбор

    - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

    это принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов, самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. Предпочтение одного другому — жизненная необходимость для человека, который, проживая жизнь, вынужден постоянно выбирать себе «в собственность», в той или иной мере, зло или добро.

    1.Что такое выбор? На этот вопрос очень точно ответил Абрахам Маслоу, известный американский психолог, который сказал: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Мы, действительно, каждый день стоил перед выбором, и только от нас самих зависит, пойдем мы по пути добра или зла.

    2.Что такое выбор? По определению Википедии, выбор – это наличие различных вариантов для осуществления воли; наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. А в толковом словаре В.Зорина «Евразийская мудрость» слову «выбор» дается следующее определение: «выбор - духовно-практическая процедура, в ходе которой сознание личности осуществляет избирательное предпочтение одних ценностей и норм, отвергая другие». Как видим из приведенных определений, выбор требует наличия нескольких отличных друг от друга вариантов.

    Выбор нравственный

    это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком одного решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

    1.Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос нравственного выбора, будь то мужчина или женщина, неважно. Что такое нравственный выбор человека? Это выбор между «добром» и «злом», между тем, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

    2.Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации.

    Выдержка – моральное качество, в котором находят проявления определенные стороны самообладания; включает:

    *умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость);

    * способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);

    * верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость).

    Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

    Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости.

    Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

    Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им: благодеяния, добродетели, справедливости и др.

    Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

    Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    Доверие – отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

    Долг – необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личностьвыступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

    Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности: самосознание и самоконтроль личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе.

    Дружба

    это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

    1.Со времен Сократа считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности двух людей. При этом высшей нравственной оценки удостаивалась дружба, основанная на взаимной любви, почтении, открытости и абсолютном доверии друг к другу.

    2. Что такое дружба? Дружба – форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека .

    Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.

    1.Что такое Жизненные ценности? Жизненные ценности - это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Для одних важным в жизни является материальное благополучие, то есть деньги, или власть, или карьера. Другим дороги семья, Родина... Каждый выбирает сам свои приоритеты.

    2.Что такое жизненные ценности? Думаю, это те ценности, которые служат ориентирами в жизни человека, эталоном, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий.

    3.Каждый из нас стремится к чему-то, чего-то хочет достичь. В этом нам помогают жизненные ценности, которых мы придерживаемся. Ведь то, что мы делаем и кем становимся, зависит от наших основных ценностей.

    4.Жизненные ценности – это наш внутренний компас, по которому мы должны сверять каждый свой шаг на жизненной дороге. Думаю, к жизненным ценностям любой из нас отнесёт семью, любовь, дружбу. Именно они служат человеку опорой.

    Зависть – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия, честолюбия и тщеславия. Чувство зависти ухудшает характер личность и взаимоотношения людей.

    Зло - противоположность добру, понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения. Как моральное зло обычно оцениваются отрицательные поступки людей.

    Измена – нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.

    Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману.

    Искусство. Настоящее искусство

    – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

    1. Вы никогда не задумывались, какое искусство называют настоящим? На мой взгляд, это искусство, которое делает человека лучше, будит его душу, заставляет его задумываться о смысле жизни.

    2. Настоящее искусство – это форма познания жизни, это образное осмысление действительности.

    3. «Искусство – это великая борьба против одиночества. И вечная сила искусства заключается именно в том, что всем одиноким оно протягивает руку», - сказал известный режиссер Павел Лунгин. Интересная точка зрения, не правда ли? Соглашусь, именно в этом и заложен смысл настоящего искусства.

    4. Ответ на вопрос «Что такое настоящее искусство?» я нахожу в словах Юрия Бондарева, который сказал: «Искусство призвано сохранять человеческое в человеке». Только такое искусство можно назвать настоящим.

    5.Что такое искусство? Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

    6.Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

    Книги. Драгоценные книги - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

    Какую книгу можно назвать драгоценной? Думаю, только ту, которая пробуждает в человеке лучшие стремления, смягчает сердце, учит мыслить, воспитывает. Драгоценная книга – это двигатель мысли, чувств, источник знаний, друг и советчик. К драгоценным книгам можно отнести и такую книгу, которая дорога человеку как память о ком-то, как семейная реликвия.

    Конфликт моральный - ситуация морального выбора. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.

    Культура

    Совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

    — система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.

    Некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

    Культурный человек

    1. Какого человека можно назвать культурным? Думаю, это человек, цивилизованный, интеллигентный.

    2.Культурный человек - это человек, соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью.

    3.Культурным человеком можно назвать такого человека, который знает и всегда готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

    Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности – качествам, в которых проявляется осознанное и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

    Личность – субъект нравственной деятельности. Человек становиться моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

    Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.Противоположность любви является ненависть.

    1.Что такое любовь? Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

    2.Удивительно точное определение слову «любовь» дала писательница Жорж Санд, которая сказала: «Любовь — это счастье, которое дарят друг другу». Нельзя не согласиться с этим утверждением. Любовь – это чувство, которое делает человека счастливым и заставляет его совершать безумные поступки ради любимого или любимой.

    Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

    1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.

    2.Материнская любовь – это понятие, которое практически невозможно охарактеризовать словами. Материнская любовь заставляет женщину радоваться, глядя на своего ребенка, переживать из-за всяких пустяков так, как будто случилось что-то серьезное, а трудную минуту мать готова на всё ради своего ребёнка.

    3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.

    Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или неверия в собственные силы.

    Мечта особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье.

    1.В словаре С.И.Ожегова даётся такое определение: мечта - это «предмет желаний, стремлений, нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Думаю, мечта – это первый шаг к цели! Не будет мечты, не будет цели и не будет движения вперед на пути к своему счастью. Только мечты способны заставить человека совершить невозможное, это они зажигают в наших душах пламя надежды и веры в себя.

    2.Мечта – это определенное чувство желания чего-то конкретного, ради чего человек готов начать действовать. Мечта – это наши мысли-желания, которые кажутся нам недоступными и невозможными, это сила, это смысл жизни, это интерес к жизни. Мечта – это самое ценное, что есть у человека: она наполняет его жизнь смыслом.

    Мораль – форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.

    Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека. Мужеству присущи такие качества, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

    Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В моральной деятельности посредством навыка может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

    Ненависть – моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например: отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.

    Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

    1.Что такое неуверенность в себе? Думаю, это, в первую очередь, зависимость человека от мнения других и сомнение в своих физических и умственных силах. Кроме этого, это неумение принимать самостоятельные решения и низкая самооценка, и, как следствие, неуверенность является причиной многих неприятностей.

    2.Неуверенность – это боязнь принимать самостоятельное решение из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях, боязнь потерпеть неудачу.

    3.Неуверенность - это боязнь, внутренние опасения, связанные с заниженной самооценкой. Страхи, сковывающие человека, не дающие ему расти и развиваться дальше, заставляющие колебаться при решении каких-либо вопросов, свершении действий - всё это и есть определение того, что такое неуверенность в себе.

    Ответственность – такое свойство личности с точки зрения выполнения, ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществлять моральные требования, то вопрос в том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении – это вопрос личной ответственности.

    Отклоняющееся поведение (девиантное) – особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения.

    Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

    Полезность – одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.

    Принципиальность – положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

    Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

    1.Что такое природа? Ответ на этот вопрос мы найдем в словах русского писателя М.М.Пришвина. По его мнению, природа - это «огонь, вода, ветер, камни, растения, животные...», то есть всё то, что окружает человека, и сам человек, конечно же.

    2.Вы никогда не задумывались: что такое природа? Мне кажется, ответ очевиден: это мир, который нас окружает и частью которого мы являемся. Это «живое существо», как сказал американский писатель Фенимор Купер, «которое нужно понимать»

    3.Природа – это всё, что нас окружает: от самой далёкой звезды в космосе до мельчайшей песчинки под нашими ногами, Природа наделена не только удивительным инстинктом самосохранения, но и внутренней интуицией, позволяющей понимать, где враг, а где друг. И если перед ней, живой природой, друг, она готова делиться любовью, радостью…

    4.Природа – это естественная среда обитания человека, окружающий его мир во всем многообразии проявлений.

    Профессиональная честь – забота об авторитете своей профессии в обществе.

    Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности понести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно играет роль самооценки человеком своих поступков, которая направляет его дальнейшие действия.

    Самостоятельность

    Обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение

    – это свойство человека, который умеет ставить перед собой цель и добиваться её, решать проблемы, которые возникают на его жизненном пути. Самостоятельность – это свобода выбора и способность самому оплачивать эту свободу, брать ответственность за свои поступки на себя, за собственный выбор решения той или иной проблемы.

    Что такое самостоятельность? Ответ на этот вопрос мы находим в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова: «Самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность». Нельзя не согласиться с таким толкованием. Действительно, самостоятельность – это способность человека принимать решение и отвечать за него.

    Семья

    1.Если мы обратимся к учебнику обществознания, то прочитаем, что семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Однако, как мне кажется, это определение не в полной мере отвечает на вопрос: что такое семья? На мой взгляд, семья – это особый мир, объединяющий самых близких людей, в котором комфортно всем, потому что он пропитан любовью, нежностью и заботой. Если этого нет, то семья распадается или становится несчастливой.

    2. Семья – это живой организм: если плохо одному, то плохо всем, если счастлив один, то этим счастьем он «заражает» всех родных. Отношения в семье подразумевают высокую степень доверия, и если доверие потеряно, то рвутся семейные узы, только оно вместе с любовью скрепляет семью, делает её сильной и крепкой.

    Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

    1.Что такое сила духа? Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

    2.Сила духа (твердость духа) — высокая духовная, душевная стойкость. Благодаря ней достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни.

    3.Сила духа – это стержень человека. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает нас способными на настоящий поступок.

    Смысл жизни – понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

    Совесть – способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

    Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему. Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. Сострадание- это умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.

    Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага зла между людьми. Нравственная справедливость – вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.

    Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

    Счастье – это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

    1.Что такое счастье?«Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» - читаем мы в Википедии. Я бы добавила, что счастье - это гармония в душе человека.

    2.Задумывались ли когда-нибудь над вопросом, что такое счастье. Мне кажется, счастье – это такое состояние души, когда всё видится в розовом цвете, когда каждый мир жизни приносит радость. Счастье должно быть настоящим… Дом — тёплым… Любовь - взаимной… Дружба – надёжной...

    3.Счастье... Сколько неоднозначного и волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства. Думаю, человек становится счастливым тогда, когда он отдаёт себя, свой труд, свою любовь другому человеку...

    4.Слово «счастье» включает в себя несколько понятий: любовь, семейный очаг, возможность самореализации, финансовый успех, карьера... Каждый сам определяет, что для него является счастьем. Для меня это, безусловно, семья. Только рядом с родными людьми я чувствую себя счастливым.

    5.Счастье – это любовь к отчему дому, это умение мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные мечтания и жить верою, что они сбываются. Счастье – это ощущение тепла весеннего солнца, это уверенность в завтрашнем дне, это забота близких, родных людей...

    5.Счастье — это состояние, которое человек испытывает здесь и сейчас, состояние души, когда человека переполняет радость, восторг, и другие позитивные чувства. Кроме того, состояние счастья предполагает, что отсутствуют негативные чувства и эмоции, которые порождают страдания и боль. Семейное счастье... Определить это состояние можно только такими словами, как любовь, гармония, взаимоуважение и желание сделать что-либо важное и значимое друг для друга.

    Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

    Формализм – чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

    Ценности (см. «Жизненные ценности»)

    Цинизм – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства.

    Человечность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

    Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

    Чтение - специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.

    1.Чтение - это идеальное совмещение приятного с полезным. С одной стороны, это хобби, неоспоримое удовольствие от процесса, с другой - знания в чистом виде.

    2.Процесс чтения - это повышение словарного запаса и уровня грамотности тоже, но самое главное – это развитие внутреннего мира человека.

    3.Чтение - это увлекательное, полезное и важное занятие: приятно погружаться в мир воображения и фантазии после долгого дня; тепло и уютно сидеть с книгой в большом кресле, завернувшись в плед, пока за окном дождь и холод... Много интересного и нового можно почерпнуть из огромных талмудов и больших томов; где между пыльными страницами прячутся знания...

    4.Чтение — это искусство управлять собой, своими мыслями, чувствами, интеллектом, это творческий процесс (диалог с автором), это одно из лучших времяпровождений, позволяющих становиться лучше.

    Эгоизм – жизненный моральный принцип и моральное качество, характеризующее человека сточки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

    Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика) и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).

    Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

    Впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: "Этика" Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

    Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "ЭТИКА" в других словарях:

      этика - этика, и … Русский орфографический словарь

      1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия

      Этика - Этика ♦ Éthique Часто служит ярким синонимом морали. Поэтому, если не ставить себе целью их строгое различение, лучше все таки говорить не этика, а мораль. Но если такую цель поставить? Этимология здесь нам не помощница. Слова «мораль» и… … Философский словарь Спонвиля

      ЭТИКА, этики, мн. нет, жен. (от греч. éthos обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность… … Толковый словарь Ушакова

      - [лат. ethica Словарь иностранных слов русского языка

      этика - и, ж. éthique f., нем. Ethik <, лат. ethica <гр. ethos обычай, характер. 1. Наука о нравственности, о правилах поведения человека как форме общественного сознания. БАС 1. Идеалистическая этика Канта. Уш. 1940. 2. Нормы поведения, мораль… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (греч. ethika: от ethos нрав, обычай, характер, образ мысли) 1) на уровне самоопределения теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни; 2) практически на протяжении всей истории Э. обоснование той или иной конкретной… … История Философии: Энциклопедия

      Ученіе о нравахъ (нравственности), мораль. Этическій къ этикѣ, къ нравамъ относщійся. Ср. Кричимъ мы громко: этика! Но царствуетъ шантажъ Разсчетъ и ариѳметика; Въ итогѣ авантажъ. *** Афоризмы. Ср. Отъ ставки воздержаться не можемъ, а туда же о… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      Мораль, нравственность; моральный кодекс, этические нормы Словарь русских синонимов. этика см. мораль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

      - (греч. ethos – привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем. (лат. ethica, от гр. ethos –… … Энциклопедия культурологии

      - (греческое ethike, от ethos обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о… … Современная энциклопедия

    Книги

    • Этика , П. А. Кропоткин. Издание 1991 года. Сохранность хорошая. Сборник включает избранные труды по этике ведущего теоретика русского анархо-коммунизма П. А. Кропоткина. Среди них не толькоего последнее произведение…


Поделиться