Финансовое управление по проектам. Управление финансами в проекте

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

Управление стоимостью проекта включает след. процессы:

1 Стоимостная оценка – определение примерной стоимости ресурсов,

необходимых для выполнения операций проекта.

2 Бюджетирование проекта – установление целевых показателей затрат на реализацию проекта.

3 Контроль стоимости – воздействие на факторы, вызывающие

отклонения по стоимости, и управление изменениями бюджета проекта.

Управление стоимостью проекта касается прежде всего стоимости ресурсов, необходимых для выполнения плановых операций. Однако при управлении стоимостью проекта следует учитывать, как принимаемые решения скажутся на стоимости эксплуатации, обслуживания и технической поддержки продукта, услуги или результата проекта. Основным документом управления стоимости и финансов проекта является бюджет (реестр планируемых доходов и расходов с распределением по статья на соответствующий период времени).

Управление стоимостью проекта включает в себя:

Воздействие на факторы, вызывающие изменения базового плана по стоимости

Проверка того, что запрошенные изменения получили одобрение

Управление фактическими изменениями по мере их возникновения

Обеспечение того, что потенциальное превышение стоимости не приведет к увеличению расходов сверх авторизованных пределов финансирования, как периодических, так и проекта в целом

Осуществление мониторинга выполнения стоимости с целью обнаружения и анализа отклонений от базового плана по стоимости

Точное фиксирование и ведение записей всех соответствующих изменений в затратах, имеющих отличия от базового плана по стоимости

Защита правил использования утвержденных ресурсов или денежных средств от того, чтобы в них не были внесены неверные, несоответствующие или неутвержденные изменения

Информирование соответствующих участников проекта об утвержденных изменениях

Выполнение действий, необходимых для того, чтобы превышения стоимости затрат оставались допустимых пределах.

Управление стоимостью проекта.

Контроль стоимости проекта возникает из-за влияния факторов, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличения позитивных последствий изменения стоимости проекта. Контроль стоимости проекта включает:

Мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью обнаружения отклонений от бюджета;

Управление изменениями в бюджете с целью обеспечения выполнения бюджета;

Предотвращение ранее запланированных ошибочных решений;

Информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения проекта с точки зрения соблюдения бюджета.

Контроль стоимости проекта имеет две составляющие: учетную, т. е. оценку фактической стоимости выполненных работ и затраченных ресурсов, и прогнозную, т. е. оценку будущей стоимости проекта. Базовыми показателями, используемыми при контроле стоимости проекта, являются следующие:

-необходимо для завершения (НДЗ): устанавливается оценка затрат, которые предстоят для завершения работы или проекта. Оценка НДЗ является наилучшей текущей оценкой того, сколько надо дополнительно вложить на данный момент, чтобы завершить работу;

-расчетная стоимость (PC): наилучшая оценка общей стоимости, которую будет иметь работа или проект при завершении. Расчетная стоимость вычисляется как сумма фактических затрат на текущую дату и НДЗ;

Основныепринципы управления стоимостью

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает следующие процессы:

    оценку стоимости проекта;

    бюджетирование проекта, т.е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;

    контроль стоимости проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Смета проекта – документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта, обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах проектного цикла.

Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно и обычно имеет структуру, представленную на рис. 5.1.

Как видно из рисунка, основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта. Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются на прединвестиционной фазе проекта. Таким образом, возможность управления стоимостью проекта также распределяется неравномерно на протяжении всего его жизненного цикла.

Рисунок 5.1 - Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла


Особенности финансового управления государственными программами
К проектам, осуществляемым в рамках государственных целевых программ, как уже отмечалось, предъявляются повышенные требования с точки зрения прозрачности и возможностей контроля и учета использования финансовых средств. Эти требования еще более ужесточаются, если к финансированию программ привлекаются внешние инвесторы, такие, например, как Всемирный банк.
Каждая из инстанций, контролирующих выполнение программы (инвесторы, отраслевые министерства и т. д.), привносит собственные требования, нормативы и методические указания в правила формирования, исполнения и контроля бюджета проекта, которыми должны руководствоваться исполнители.
Другая важная особенность финансирования целевых программ отмечена в работе . Она состоит в том, что для целевых программ принят годичный цикл финансирования, в то время как бюджет проекта должен определяться на весь срок его выполнения, что соответствует и методологии БОР, и требованиям Всемирного банка, и, конечно, методологии управления проектами.
Эти особенности оказывают существенное влияние на процессы, реализуемые в рамках целевых программ, и заставляют под несколько иным углом взглянуть на такие основные задачи управления стоимостью проектов, как: формирование бюджета программы в целом и отдельных проектов;
финансирование проектов, включая учет фактических затрат, поступлений, формирование отчетности о состоянии стоимости и финансирования проекта; анализ и регулирование стоимости проектов и программы в целом, включая проведение финансовых аудитов.
Рассмотрим основные процессы, в рамках которых решаются задачи управления стоимостью проектов в составе целевых программ.
Формирование бюджета программы
Основными целями процесса формирования бюджета проекта являются: ежегодное определение потребностей в финансировании отдельных областей проекта и расчет плановых затрат по проекту в контексте конкретных направлений работ, исполнителей и источников финансирования; формирование плана финансирования проекта, описывающего финансовые потоки проекта с указанием сроков поступления и расходования финансовых средств; формирование плана счетов проекта, являющегося основой для авторизации затрат по проекту, учета расходов и финансового анализа.
Потребность в финансировании определяется на основе оценки стоимости ресурсов, необходимых для выполнения конкретных задач с учетом календарного плана. Ресурсы, которые должны быть запланированы в проекте и учтены в его бюджете, относятся к следующим основным категориям: рабочее время исполнителей; финансовые средства; средства производства и производственные мощности; оборудование и материалы.
План финансирования представляет собой требования к инвестору, детализированные по статьям затрат в привязке к календарным периодам. Основываясь на этих данных, план финансирования устанавливает уровень ежемесячных (ежеквартальных) расходов по программе и соответствующий ему уровень финансирования, необходимый для выполнения всех проектов в ее составе.

План счетов проектов позволяет не только формализовать процедуры учета затрат по проекту и гармонизировать их с требованиями бухгалтерского учета и отчетности, но и определить внутри проекта центры ответственности за конкретные виды затрат.
Необходимо выделить три стадии формирования бюджета: Предварительный бюджет формируется на предконтрактной стадии для проведения конкурса или тендера по выбору исполнителя. Рамочный бюджет формируется на стадии заключения контракта и определяет весь объем финансирования проекта. Годовой бюджет формируется на каждый год реализации проекта и определяет объем финансирования на планируемый год в пределах рамочного контракта.
Основанием для осуществления финансового планирования являются план проекта и заявки подрядчиков на финансирование работ в планируемом году.
Предварительный бюджет проекта формируется в соответствии с требованиями Всемирного банка или иного инвестора и определяет все основные составляющие стоимости в разбивке по видам деятельности (см. табл. 6.6).
Рамочный бюджет проекта формируется в виде сметы расходов как приложение к протоколу согласования цены. Комплект документов, определяющих структуру бюджета проектов, может быть различным в зависимости от отраслевых требований. Например, в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями Министерства экономического развития и торговли России он включает : протокол согласования цены; смету расходов (см. табл. 6.7); расшифровку затрат по статье «Материалы»; расшифровку расходов по статье «Специальное оборудование»; расшифровку затрат по статьям «Основная заработная плата», «Дополнительная заработная плата», «Отчисления на социальные нужды»; расшифровку затрат по статье «Командировочные расходы»; справку о размере накладных расходов к структуре цены; расшифровку затрат по статье «Прочие прямые расходы»; расшифровку затрат по статье «Затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями» (структура аналогична смете расходов) (см. табл. 6.7).

Таблица 6.6. Структура бюджета проекта


Составляющая
цены

Разбивка цены

Виды дея

тельнс
3 "

сти i
- -- Всего 4 !

Оплата труда

Основной штат






Местный персонал






Консультанты






Всего






Возмещаемые
расходы

Международные перелеты






Разные транспортные расходы






Суточные






Местные транспортные расходы






Аренда помещения, жилья, канцелярских услуг






Всего






Разные
расходы

Расходы на связь






Составление, копирование отчетов





/>Оборудование: автомашины, компьютеры и т. д.





Программное обеспечение






Всего






Всего





Ежегодный бюджет проекта формируется в виде сметы расходов, аналогичной смете рамочного бюджета с разбивкой расходов по кварталам и месяцам.
Финансовый анализ проекта
Целью процесса финансового анализа проекта является контроль выполнения плана работ и финансирования проекта для решения следующих задач: сопоставления затрат с предусмотренным бюджетом и определения отклонений от бюджета; принятия необходимых корректирующих мер при отклонении от бюджета.
Учет затрат осуществляется на постоянной основе как на уровне отдельных задач, так и на более высоких проектных уровнях, в том числе

Таблица 6.7. Смета расходов



Наименование статей расхода

Сумма, тыс. руб.

1

Материалы


2

Специальное оборудование (только для проектов, финансируемых по статье «НИОКР»)


3

Основная заработная плата


4

Отчисления на социальные нужды


5

Программное обеспечение (только для проектов, финансируемых по статье «Прочие нужды» или «Инвестиции»)


6

Накладные расходы


7

Командировочные расходы


8

Прочие расходы


Итого


НДС (только для проектов, финансируемых по статье «Прочие нужды» или «Инвестиции»)


Итого с НДС (только для проектов, финансируемых по статье «Прочие нужды» или «Инвестиции»)

на уровне проекта в целом. Необходимо учитывать следующие виды расходов: реальные прямые затраты (труда, материалов и др.), понесенные в текущем периоде; расходы будущих периодов, которые еще не отражены в бухгалтерской документации, но необходимость которых уже выявлена; «запоздалые» расходы, к которым относятся затраты предыдущих периодов, по тем или иным причинам (административные ошибки, позднее представление счетов-фактур и т. д.) попавшие на текущий календарный период.
Для финансового анализа используется информация о плановом и фактическом состояниях проекта и бюджета проекта.
Результатом процесса финансового анализа является Отчет о финансовом анализе проекта, содержащий следующие разделы: основные финансовые показатели проекта (в качестве таких показателей могут выступать, например, хорошо известные показатели освоенного объема );
необходимые корректирующие меры, принятие которых находится в компетенции руководителя проекта; предлагаемые изменения в бюджете, которые необходимо вынести на рассмотрение вышестоящих инстанций.
Финансовый аудит проекта
Целью данного процесса является проведение проверки соответствия проекта процедурам и правилам финансирования контрактов по проекту.
Основными задачами процесса являются: проверка бухгалтерской отчетности и платежно-расчетной документации, относящейся к проекту; подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных документах проекта, выявление фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета; проверка соблюдения требований законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций при осуществлении проекта.
Проведение финансового аудита проекта осуществляется с привлечением аудиторской компании, выбираемой по согласованию с представителем инвестора.
При финансовом аудите проекта изучаются: документы, связанные с финансированием контрактов по проекту; бухгалтерские документы.
Результатом данного процесса является аудиторский отчет о проекте. Проведение финансового аудита должно осуществляться ежегодно, а также по завершении проекта.
Финансовый отчет для Инвестора
Целью данного процесса является предоставление финансовой отчетности по проекту Инвестору.
В отчете должны отражаться затраты по проекту на уровне проекта в целом и на промежуточных уровнях структуры работ (этапах проекта) и соотношение реальных и установленных бюджетом затрат.
Отчет должен включать следующую информацию: сведения о выполненных работах и прогнозируемом объеме работ;
фактически израсходованные финансовые средства и прогнозируемые платежи по видам затрат; поступления и платежи по источникам финансовых средств; сравнение плановых и прогнозируемых платежей и поступлений.
В отчет должны также включаться еще не отраженные в бухгалтерской документации прогнозируемые расходы будущих периодов.
Исходными данными для этого процесса являются показатели первичных финансовых документов и сведения о трудозатратах, связанных с выполнением работ проекта. Результатом данного процесса является ежеквартальный (периодичность может варьироваться для разных проектов) отчет для Инвестора.
Пример структуры финансового отчета приведен в таблице 6.8.
Таблица 6.8. Форма финансового отчета проекта


ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ ПРОЕКТА

Наименование организации-исполнителя

Менеджер проекта: Ф.И.О., e-mail

Составлен: ДД.ММ.ГГ

Наименование проекта
Отчет о ходе проекта с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.
Общее описание состояния проекта
В этом разделе менеджер проекта должен дать общую оценку проекта. 1. Исполнение этапов проекта

Этапы

Стэрг
(плам/факт)

Финиш
(план/факт)

Текущее
состояние

Ответственный

Причина
отклонения

Этап 1






Этап...






2. Исполнение бюджета этапов проекта

Этапы

План счетов проекта

План

Факт

Прогноз

План/Прогноз

Этап 1

Материалы





Специальное оборудование





Основная заработная плата





Отчисления на соцнужды





Программное обеспечение





Накладные расходы





Командировочные расходы





Прочие расходы





Итого Платежи





Итого Поступления





Поступления - Платежи


-


colspan="2">
План счетов проекта

Этап...

Материалы





Специальное оборудование





Основная заработная плата





Отчисления на соцнужды





Программное обеспечение





Накладные расходы





Командировочные расходы





Прочие расходы





Итого Платежи Итого Поступления Поступления - Платежи

" . ¦¦¦ "Л:

-

3. Исполнение бюджета проекта

Этапы

План

Факт

Прогноз

План/Прогноз

Материалы

Этап 1





Этап...





Итого:.





Специальное оборудование

Этап 1





Этап...





Итого;" - ¦ V





Основная заработная плата

Этап 1





Этап...





Итого:





Отчисления на соцнужды

Этап 1





Этап...





, Итого: .¦





Программное обеспечение

Этап 1





Этап...





Итого:





Накладные расходы

Этап 1





Этап...





Итого:





Командировочные расходы

Этап 1





Этап...





Итого: - ¦





Прочие расходы

Этап 1





Этап...





Итого: ;

. .


¦ ~


Итого Платежи
- -_-
Итого Поступления "¦ " "
" " ¦¦ ¦ :¦¦¦¦¦ " Поступления - Платежи

Этап 1 -






-

.


-

":Этап 1 "
--¦ -
Sr
Этап 1

,
V
- :
: ::
/V

-

--
-

- ---,----

Литература Scott G. Result-based management and public/private partnership // Междунар. симпозиум «Управление проектами: Бизнес. Идеи. Практика», С.-Петербург, 17-18 мая 2005 г. Ekluf J.A. Project Management in large socio ethical reform programs (with examples from swedish experience) // Междунар. симпозиум «Управление проектами: Бизнес. Идеи. Практика», С.-Петербург, 17-18 мая 2005 г. Самощенков С., Сошнин А., Ципес Г. Программы и проекты в органах государственного управления // Сб. трудов IV Всерос. практ. конф. «Стандарты в проектах современных информационных систем», Москва, 21-22 апреля 2004 г. М.: ФОСТАС, 2004. Бюджетирование, ориентированное на результат: цели и принципы. Эко- рис-НЭИ. 2002. 16 с. (www.nei.ru) Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Центр фискальной политики, 2002. 59 с. (www.nei.ru) Позняков В, Проектное управление в международных организациях, работающих в России // Управление проектами. 2005. № 3(3). Сошнин А. Применение методов проектного управления при подготовке и реализации федеральных целевых программ // Междунар. симпозиум «Управление проектами: Бизнес. Идеи. Практика», С.-Петербург, 17-18 мая 2005 г. Требования и методические рекомендации организациям - исполнителям государственных контрактов в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Мин-во экон. развития и торговли РФ, 31 мая 2004 г. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными проектами. М.: ДМК Пресс, 2002. Товб А., Ципес Г. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.


Особенности финансового управления государственными программами
К проектам, осуществляемым в рамках государственных целевых программ, как уже отмечалось, предъявляются повышенные требования с точки зрения прозрачности и возможностей контроля и учета использования финансовых средств. Эти требования еще более ужесточаются, если к финансированию программ привлекаются внешние инвесторы, такие, например, как Всемирный банк.
Каждая из инстанций, контролирующих выполнение программы (инвесторы, отраслевые министерства и т. д.), привносит собственные требования, нормативы и методические указания в правила формирования, исполнения и контроля бюджета проекта, которыми должны руководствоваться исполнители.
Другая важная особенность финансирования целевых программ отмечена в работе . Она состоит в том, что для целевых программ принят годичный цикл финансирования, в то время как бюджет проекта должен определяться на весь срок его выполнения, что соответствует и методологии БОР, и требованиям Всемирного банка, и, конечно, методологии управления проектами.
Эти особенности оказывают существенное влияние на процессы, реализуемые в рамках целевых программ, и заставляют под несколько иным углом взглянуть на такие основные задачи управления стоимостью проектов, как: формирование бюджета программы в целом и отдельных проектов;
финансирование проектов, включая учет фактических затрат, поступлений, формирование отчетности о состоянии стоимости и финансирования проекта; анализ и регулирование стоимости проектов и программы в целом, включая проведение финансовых аудитов.
Рассмотрим основные процессы, в рамках которых решаются задачи управления стоимостью проектов в составе целевых программ.
Формирование бюджета программы
Основными целями процесса формирования бюджета проекта являются: ежегодное определение потребностей в финансировании отдельных областей проекта и расчет плановых затрат по проекту в контексте конкретных направлений работ, исполнителей и источников финансирования; формирование плана финансирования проекта, описывающего финансовые потоки проекта с указанием сроков поступления и расходования финансовых средств; формирование плана счетов проекта, являющегося основой для авторизации затрат по проекту, учета расходов и финансового анализа.
Потребность в финансировании определяется на основе оценки стоимости ресурсов, необходимых для выполнения конкретных задач с учетом календарного плана. Ресурсы, которые должны быть запланированы в проекте и учтены в его бюджете, относятся к следующим основным категориям: рабочее время исполнителей; финансовые средства; средства производства и производственные мощности; оборудование и материалы.
План финансирования представляет собой требования к инвестору, детализированные по статьям затрат в привязке к календарным периодам. Основываясь на этих данных, план финансирования устанавливает уровень ежемесячных (ежеквартальных) расходов по программе и соответствующий ему уровень финансирования, необходимый для выполнения всех проектов в ее составе.

План счетов проектов позволяет не только формализовать процедуры учета затрат по проекту и гармонизировать их с требованиями бухгалтерского учета и отчетности, но и определить внутри проекта центры ответственности за конкретные виды затрат.
Необходимо выделить три стадии формирования бюджета: Предварительный бюджет формируется на предконтрактной стадии для проведения конкурса или тендера по выбору исполнителя. Рамочный бюджет формируется на стадии заключения контракта и определяет весь объем финансирования проекта. Годовой бюджет формируется на каждый год реализации проекта и определяет объем финансирования на планируемый год в пределах рамочного контракта.
Основанием для осуществления финансового планирования являются план проекта и заявки подрядчиков на финансирование работ в планируемом году.
Предварительный бюджет проекта формируется в соответствии с требованиями Всемирного банка или иного инвестора и определяет все основные составляющие стоимости в разбивке по видам деятельности (см. табл. 6.6).
Рамочный бюджет проекта формируется в виде сметы расходов как приложение к протоколу согласования цены. Комплект документов, определяющих структуру бюджета проектов, может быть различным в зависимости от отраслевых требований. Например, в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями Министерства экономического развития и торговли России он включает : протокол согласования цены; смету расходов (см. табл. 6.7); расшифровку затрат по статье «Материалы»; расшифровку расходов по статье «Специальное оборудование»; расшифровку затрат по статьям «Основная заработная плата», «Дополнительная заработная плата», «Отчисления на социальные нужды»; расшифровку затрат по статье «Командировочные расходы»; справку о размере накладных расходов к структуре цены; расшифровку затрат по статье «Прочие прямые расходы»; расшифровку затрат по статье «Затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями» (структура аналогична смете расходов) (см. табл. 6.7).

Таблица 6.6. Структура бюджета проекта


Составляющая
цены

Разбивка цены

Виды дея

тельнс
3 "

сти i
- -- Всего 4 !

Оплата труда

Основной штат






Местный персонал






Консультанты






Всего






Возмещаемые
расходы

Международные перелеты






Разные транспортные расходы






Суточные






Местные транспортные расходы






Аренда помещения, жилья, канцелярских услуг






Всего






Разные
расходы

Расходы на связь






Составление, копирование отчетов





/>Оборудование: автомашины, компьютеры и т. д.





Программное обеспечение






Всего






Всего





Ежегодный бюджет проекта формируется в виде сметы расходов, аналогичной смете рамочного бюджета с разбивкой расходов по кварталам и месяцам.
Финансовый анализ проекта
Целью процесса финансового анализа проекта является контроль выполнения плана работ и финансирования проекта для решения следующих задач: сопоставления затрат с предусмотренным бюджетом и определения отклонений от бюджета; принятия необходимых корректирующих мер при отклонении от бюджета.
Учет затрат осуществляется на постоянной основе как на уровне отдельных задач, так и на более высоких проектных уровнях, в том числе

Таблица 6.7. Смета расходов



Наименование статей расхода

Сумма, тыс. руб.

1

Материалы


2

Специальное оборудование (только для проектов, финансируемых по статье «НИОКР»)


3

Основная заработная плата


4

Отчисления на социальные нужды


5

Программное обеспечение (только для проектов, финансируемых по статье «Прочие нужды» или «Инвестиции»)


6

Накладные расходы


7

Командировочные расходы


8

Прочие расходы


Итого


НДС (только для проектов, финансируемых по статье «Прочие нужды» или «Инвестиции»)


Итого с НДС (только для проектов, финансируемых по статье «Прочие нужды» или «Инвестиции»)

на уровне проекта в целом. Необходимо учитывать следующие виды расходов: реальные прямые затраты (труда, материалов и др.), понесенные в текущем периоде; расходы будущих периодов, которые еще не отражены в бухгалтерской документации, но необходимость которых уже выявлена; «запоздалые» расходы, к которым относятся затраты предыдущих периодов, по тем или иным причинам (административные ошибки, позднее представление счетов-фактур и т. д.) попавшие на текущий календарный период.
Для финансового анализа используется информация о плановом и фактическом состояниях проекта и бюджета проекта.
Результатом процесса финансового анализа является Отчет о финансовом анализе проекта, содержащий следующие разделы: основные финансовые показатели проекта (в качестве таких показателей могут выступать, например, хорошо известные показатели освоенного объема );
необходимые корректирующие меры, принятие которых находится в компетенции руководителя проекта; предлагаемые изменения в бюджете, которые необходимо вынести на рассмотрение вышестоящих инстанций.
Финансовый аудит проекта
Целью данного процесса является проведение проверки соответствия проекта процедурам и правилам финансирования контрактов по проекту.
Основными задачами процесса являются: проверка бухгалтерской отчетности и платежно-расчетной документации, относящейся к проекту; подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных документах проекта, выявление фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета; проверка соблюдения требований законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций при осуществлении проекта.
Проведение финансового аудита проекта осуществляется с привлечением аудиторской компании, выбираемой по согласованию с представителем инвестора.
При финансовом аудите проекта изучаются: документы, связанные с финансированием контрактов по проекту; бухгалтерские документы.
Результатом данного процесса является аудиторский отчет о проекте. Проведение финансового аудита должно осуществляться ежегодно, а также по завершении проекта.
Финансовый отчет для Инвестора
Целью данного процесса является предоставление финансовой отчетности по проекту Инвестору.
В отчете должны отражаться затраты по проекту на уровне проекта в целом и на промежуточных уровнях структуры работ (этапах проекта) и соотношение реальных и установленных бюджетом затрат.
Отчет должен включать следующую информацию: сведения о выполненных работах и прогнозируемом объеме работ;
фактически израсходованные финансовые средства и прогнозируемые платежи по видам затрат; поступления и платежи по источникам финансовых средств; сравнение плановых и прогнозируемых платежей и поступлений.
В отчет должны также включаться еще не отраженные в бухгалтерской документации прогнозируемые расходы будущих периодов.
Исходными данными для этого процесса являются показатели первичных финансовых документов и сведения о трудозатратах, связанных с выполнением работ проекта. Результатом данного процесса является ежеквартальный (периодичность может варьироваться для разных проектов) отчет для Инвестора.
Пример структуры финансового отчета приведен в таблице 6.8.
Таблица 6.8. Форма финансового отчета проекта


ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ ПРОЕКТА

Наименование организации-исполнителя

Менеджер проекта: Ф.И.О., e-mail

Составлен: ДД.ММ.ГГ

Наименование проекта
Отчет о ходе проекта с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.
Общее описание состояния проекта
В этом разделе менеджер проекта должен дать общую оценку проекта. 1. Исполнение этапов проекта

Этапы

Стэрг
(плам/факт)

Финиш
(план/факт)

Текущее
состояние

Ответственный

Причина
отклонения

Этап 1






Этап...






2. Исполнение бюджета этапов проекта

Этапы

План счетов проекта

План

Факт

Прогноз

План/Прогноз

Этап 1

Материалы





Специальное оборудование





Основная заработная плата





Отчисления на соцнужды





Программное обеспечение





Накладные расходы





Командировочные расходы





Прочие расходы





Итого Платежи





Итого Поступления





Поступления - Платежи


-


colspan="2">
План счетов проекта

Этап...

Материалы





Специальное оборудование





Основная заработная плата





Отчисления на соцнужды





Программное обеспечение





Накладные расходы





Командировочные расходы





Прочие расходы





Итого Платежи Итого Поступления Поступления - Платежи

" . ¦¦¦ "Л:

-

3. Исполнение бюджета проекта

Этапы

План

Факт

Прогноз

План/Прогноз

Материалы

Этап 1





Этап...





Итого:.





Специальное оборудование

Этап 1





Этап...





Итого;" - ¦ V





Основная заработная плата

Этап 1





Этап...





Итого:





Отчисления на соцнужды

Этап 1





Этап...





, Итого: .¦





Программное обеспечение

Этап 1





Этап...





Итого:





Накладные расходы

Этап 1





Этап...





Итого:





Командировочные расходы

Этап 1





Этап...





Итого: - ¦





Прочие расходы

Этап 1





Этап...





Итого: ;

. .


¦ ~


Итого Платежи
- -_-
Итого Поступления "¦ " "
" " ¦¦ ¦ :¦¦¦¦¦ " Поступления - Платежи

Этап 1 -






-

.


-

":Этап 1 "
--¦ -
Sr
Этап 1

,
V
- :
: ::
/V

-

--
-

- ---,----

Литература Scott G. Result-based management and public/private partnership // Междунар. симпозиум «Управление проектами: Бизнес. Идеи. Практика», С.-Петербург, 17-18 мая 2005 г. Ekluf J.A. Project Management in large socio ethical reform programs (with examples from swedish experience) // Междунар. симпозиум «Управление проектами: Бизнес. Идеи. Практика», С.-Петербург, 17-18 мая 2005 г. Самощенков С., Сошнин А., Ципес Г. Программы и проекты в органах государственного управления // Сб. трудов IV Всерос. практ. конф. «Стандарты в проектах современных информационных систем», Москва, 21-22 апреля 2004 г. М.: ФОСТАС, 2004. Бюджетирование, ориентированное на результат: цели и принципы. Эко- рис-НЭИ. 2002. 16 с. (www.nei.ru) Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. Центр фискальной политики, 2002. 59 с. (www.nei.ru) Позняков В, Проектное управление в международных организациях, работающих в России // Управление проектами. 2005. № 3(3). Сошнин А. Применение методов проектного управления при подготовке и реализации федеральных целевых программ // Междунар. симпозиум «Управление проектами: Бизнес. Идеи. Практика», С.-Петербург, 17-18 мая 2005 г. Требования и методические рекомендации организациям - исполнителям государственных контрактов в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Мин-во экон. развития и торговли РФ, 31 мая 2004 г. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными проектами. М.: ДМК Пресс, 2002. Товб А., Ципес Г. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.


Блог Проектной Практики
В Мирнинском районе оценили первые итоги внедрения проектного управления Мирнинский район стал одним из четырех пилотных районов по внедрению проектного управления. За это время проведена значительная организационная работа, но главным итогом стала успешная реализация трех проектов - «Бесплатное молоко первоклассникам», «Центр социального предпринимательства» и «Детский технопарк». Сейчас в районе […]

Проектное бюджетирование - это процесс планирова­ния, учета и анализа количественных проектных показате­лей, значимых для реализации проектов:

  • Затраты;
  • Финансирование;
  • Дебиторская и кредиторская задолженность;
  • Незавершенное строительство;
  • Ввод в эксплуатацию объектов основных средств и другие показатели.

Проектное бюджетирование - это работа как с финан­совыми, так и с нефинансовыми показателями, которые позволяют измерить «здоровье» проекта заранее - еще до того, как финансовые показатели начали свои измене­ния в положительную или негативную область.

Ваши потребности

    При управлении проектами и портфелем проектов одними из основных задач являются следующие:

  • Эффективное планирование распределения финан­совых ресурсов по проектам компании;
  • Контроль целевого использования средств (деньги потрачены именно на тот проект, на который они выделяются)
  • Отслеживание любых проектных показателей в раз­резе портфеля проектов в целом (средняя незавер­шенка, удельное финансирование на единицу ввода в эксплуатацию), и в динамике (изменение ввода в эксплуатацию за год по кварталам);
  • Анализ портфеля проектов по любым аналитическим разрезам:
  • 1. Распределение финансирования по проектам раз­личного приоритета;

    2. Распределение затрат по проектам различного вида и комплексности;

    3. Распределение финансирования по различным подрядчикам (заказчикам) и другие.

Наше решение

1. Информационная система, позволяющая формировать и контролировать исполнение проектных бюджетов, в том числе:

  • Вводить бюджетные (плановые) данные по проектам и отчеты об исполнении бюджетов проектов;
  • Анализировать бюджетные и отчетные данные в раз­личных разрезах - как по отдельным проектам, так и по портфелю проектов в целом;
  • Осуществлять консолидацию проектных бюджетов, в случае если проекты являются частями более круп­ных проектов и необходимо при составлении общего баланса крупного проекта вычитать внутренние вза­иморасчеты между подпроектами;
  • Обеспечивать автоматизированный документообо­рот по вводу бюджетов и отчетов в систему (черно­вики, визирование, согласование и тд.);
  • Обеспечивать использование графика предоставле­ния бюджетов и отчетов по проектам (после прохож­дения установленного срока бюджеты могут не при­ниматься);
  • Обеспечивать возможность ввода корректи­ровок бюджетов с необходимой периодично­стью.

2. Обучение персонала, включающее:

  • Обучение по стандартным курсам (управление стоимостью в проектах);
  • Обучение работе в рамках корпоративной методологии проектного бюджетирования;
  • Обучение работе с информационной систе­мой;

Каждая составляющая системы (методология, IТ-решения, обучение) может применяться заказчиком как отдельно, так и в комплексе, в зависимости от текущих задач и приоритетов развития.

Модуль "Управление финансами проекта" предназначен для планирования и отслеживания бюджетов проектов, портфелей и программ проектов организации (как расходной, так и доходной части), а также управления договорами и закупками в рамках проекта.

"Управление финансами проекта" позволяет :

  • учитывать плановые показатели бюджета проекта (по финансированию проекта), в том числе в разбивку по отдельным статьям и плановым периодам;
  • формировать прогнозные бюджетные показатели по проекту;
  • отслеживать фактические показатели исполнения бюджета проекта;
  • отображать статус показателей за счёт индикации соотношений их плановых, прогнозных и фактических значений;
  • учитывать главных распорядителей бюджетных средств, использующихся при вводе информации по бюджету проекта;
  • связывать финансовые показатели проекта с этапами календарного плана;
  • проводить мониторинг данных по источникам финансирования на уровне проектов и объектов программ \ государственных программ (в т.ч. за счёт использования соответствующей отчётности)

Расходы. Планирование прямых затрат.

Прямые затраты по активностям планируются по статьям расходов в разрезе месяцев. Статьи расходов могут синхронизироваться с бухгалтерской системой.

Плановый ввод затрат вводится руководителем проекта до согласования старта проекта. В течение выполнения проекта и прямые затраты, и трудозатраты не могут изменяться в своих плановых значениях

В течение выполнения проекта и прямые затраты, и трудозатраты не могут изменяться в своих плановых значениях.

Доходы. Договоры.

В системе ведется общий реестр договоров . Договоров может быть несколько, или один договор может распределяться на несколько проектов. В договоре указываются основные реквизиты, включая дату заключения и сумму.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Оценка бизнеса как неотъемлемая часть рынка финансовых услуг и инструмент эффективного управления стоимостью. Основные подходы и методы оценки стоимости компании. Расчет стоимости предприятия - особенности и акценты. Отраслевые аналогии.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2004

    Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике. Объекты, субъекты и принципы оценки стоимости предприятия. Процесс оценки стоимости предприятия, основные подходы и методы. Стратегии управления стоимостью предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Понятие, цели и значение оценки стоимости компании. Основные методы и подходы к оценке стоимости компании. Факторы влияния на оценку стоимости компании: риск и время. Юридические лица, выступающие в качестве оценщиков. Цели проведения оценки компании.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Теоретические основы оценки стоимости компании. Законодательство в сфере оценки стоимости бизнеса. Доходный, затратный и сравнительный подход в оценке стоимости. Краткая характеристика ПАО "ВымпелКом". Оценка стоимости организации методом чистых активов.

    дипломная работа , добавлен 03.05.2018

    Расчет денежных потоков предприятия за последние годы. Расчет ставки дисконтирования и стоимость предприятия. Расчет капитализации компаний-аналогов. Оценка стоимости предприятия имущественным и доходным подходом. Программа управления стоимостью компании.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2015

    Цели оценки, основные виды стоимости и методологические основы оценки бизнеса. Оценка финансового состояния бизнеса, показатели рентабельности. Оценка стоимости Омского предприятия строительной промышленности доходным, затратным и сравнительным подходом.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2012

    дипломная работа , добавлен 27.04.2014



Поделиться