Формирование культуры инноваций. Инновационная культура как

Курсы а-ля «нарисуй картину за 3 часа». Прежде чем человек снимет контроль, он сам должен поверить в то, что у него есть творческие способности. Небольшие курсы, тренинги, занятия, которые позволяют человеку быстро получить творческий результат, позволяют быстрее запустить процессы инноваций. Важно, чтобы сотрудники реально видели свои работы (скрайбинг, фотография, LEGO SERIOUS PLAY, лепка, творческие технологии), и они имели ценность.
Людям иногда достаточно попробовать что-то сделать, чтобы они сами убедились, что могут творить, а соответственно, и придумывать новые бизнес- модели и продукты.

Открытость и доступность любой информации позволяет снять барьеры и сделать взаимодействие максимально доверительным и быстрым.

  • Возможность выбора работы, проектов и команд дает шанс заниматься только тем, что нравится и, соответственно, людей не нужно дополнительно мотивировать.
  • Наставничество, коучинг и менторинг позволяют командам быстро и качественно двигаться по процессам, транслировать опыт и ценности между сотрудниками и развиваться в режиме нон-стоп.
  • Дисциплина позволяет инновационным компаниям не превратиться в хаос.
  • Принятие ограничений используется для роста и развития, постоянное исследование границ инновационные компании применяют как движок для производства идей.
  • Сознательные ошибки позволяют получить опыт там, где, скорее всего, никто даже не пытался ходить.

Структура

Как компания организует инновационную деятельность и должна ли измениться структура ее управления?
Мы определили четыре ключевые характеристики, повышающий инновационный потенциал структуры компании:
1) Изменчивость
2) Модульность
3) Сеть
4) Избыточность
Эти качества зачастую противоречат привычным нам способам организации работы, но способствуют появлению возможностей для творчества и инноваций.

Все для коммуникаций
Прорывные решения – это в первую очередь вопрос коммуникаций между сотрудниками. И формирование правильной среды – один из самых доступных и удобных инструментов.
Случайные пресечения
Доконкурентные пространства.
Здесь и сейчас.
.

Лидерство

Лидерство – не статус, а процесс
2) Лидер не стратег, а алхимик
3) Нравственное лидерство - как ежедневная практика
В инновационных компаниях лидерство, как и роли, становится жидким. Оно практически теряет свои статусные атрибуты: у директоров нет каких-то
особенных кабинетов, команды смешаны и все работают параллельно. Инновационный бизнес строится не на законах иерархии, а на законах синергии. Поэтому лидерство становится распределенным, принадлежащим всем участникам проекта, и временным: вся команда должна почувствовать, кому именно сейчас нужно взять управление в свои руки.

Главная движущая сила новой экономики – это ново­введения, понимаемые как ориентация на постоянное обновление продукции, систем, процессов, маркетинга и персонала. Чем больше нацелена компания на нововведения, тем короче жизненный цикл ее продукции. Японцы производят автомобили, ориентируясь на двухлетний цикл, а бытовую электронику – на трех­месячный. Цикл жизни финансовых услуг на некоторых рынках составляет несколько часов – пока не сориентируются конкуренты.

Нововведения – движитель экономической и общественной жизни во всех их аспектах. Лучшие, чем у других, товары и услуги,– это лишь один из путей к победе в обществе нововведений. Этого еще недостаточно, чтобы понимать клиентов, их заботы и чаяния. Ведь при такой скорости изменений и сложности рынков сами клиенты сплошь и рядом не могут точно выразить свои потребности. Нововведения компании должны выходить за рамки того, что рынки могут даже вообразить. Необходимо создавать в организации климат, в котором персонал не наказывают за риск, творчество процветает, а воображение интеллектуалов развивается без границ.

Корпоративная информационная структура закладывает основы нововведений. Новые инструменты позволяют использовать все богатство информационной структуры для мультимедийной информации и баз знаний, повсеместного доступа к людям и ресурсам.

На уровень упорядоченности организации влияют многие факторы. Одним из определяющих факторов является организационная культура.

Понятие «культура» широко распространено во всех областях знаний, например, говорят о культуре речи, правовой культуре, культуре эксперимента, физической культуре, организационной культуре. Культуру можно определить как совокупность достижений человечества в производственной деятельности, общественном и умственном отношении, как форму общения между людьми или, что нам представляется наиболее обоснованным, как совокупность знаний, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают их.

Культура представляет собой объективно-субъективное явление: она субъективна, поскольку человек является создателем, хранителем, носителем и потребителем, и объективна как атрибут общества, как продукт человеческой цивилизации.

Как атрибут общества культура структурирована по предмету и по субъекту социально-культурного процесса. Такими субъектами могут быть этнос, нация, страна, поселение, организация, группа людей. Что касается предмета, то в нашем случае им является организация как субъект социокультурного процесса.

Организационная культура представляет собой выражение упорядоченности и согласованности функционирования социальной организации, систему смыслов, ценностей, ориентиров, позволяющих обеспечить организованность деятельности по реализации миссий и целей организации.

Следует отметить значительную самостоятельность организационной культуры и целей организации, разные культуры могут обеспечивать реализацию одной и той же цели с разной эффективностью. Рассматривая культуру с позиции системного анализа, можно выделить две самостоятельные, но находящиеся в единстве подсистемы: идеальную и материальную культуру, на уровне всего общества и на уровне организационной культуры.

Организационная культура в узком смысле исследуется как культура предприятия (корпоративная культура), а в широком - как культура организации, основанная на общечеловеческих ценностях. Вместе с этим организационная культура базируется на организационных ценностях, которые выражаются в представлениях о предпочтительности определенных средств, форм, методов функционирования организации, а также свойств членов этой организации. С организационными ценностями согласуются также нормы целесообразного поведения в организации. Нормы поведения обеспечивают формирование ориентиров организационной деятельности - существенных предположений, принимаемых членами организации. При этом исследователи в качестве проявлений организационной культуры выделяют культуру послушания, культуру инициативы и ответственности и др.

Таким образом, организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, которые определяют ориентиры поведения членов организации. Эти ценностные ориентиры передаются индивидам через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

В теории организации можно выделить три основные позиции по проблеме формирования организационной культуры:

1) организационная культура является продуктом естественного развития организации в том смысле, что она складывается спонтанно в процессе общения и взаимодействия людей и не зависит от их субъективных желаний. Это эволюционистская модель культуры ;

2) организационная культура служит искусственным изобретением, созданным людьми и являющимся результатом их рационального выбора. Это целерациональная модель культуры ;

3) организационная культура представляет собой смешанную естественно-искусственную систему, соединяющую в себе формально рациональные и спонтанные жизненные процессы. Это модель корпоративной и гражданской культуры .

Об организационной культуре стали говорить в 30-е гг. ХХ в., после проведения Хоторнских экспериментов. Открытием Э. Мэйо и гарвардских ученых стала биполярная структура промышленной организации, которая должна была заменить собой классическую монополярную модель организации.

В монополярной организации доминирует жесткая иерархия предписанных статусов и ролей. Создатели этой теории - Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер - были убеждены в том, что эффективность организации в целом является функцией от степени жесткости должностных позиций, трудовых заданий и слаженности совместных действий. По их мнению, чем более система подавляет личность, тем более совершенной и предсказуемой становится производственная система. С появлением школы человеческих отношений топография социального пространства в организации претерпела существенные изменения - она стала двухмерной. Классическая школа рассматривала человека лишь как функционера. Гуманистическое направление представляло человека уже как личность. В топографии социальной организации стало необходимым учитывать новые переменные, которые обозначались статусами, ролями, лидерством, групповым давлением, ценностными ориентациями.

Понимание человеком своего места в организации;

Принимаемый язык общения;

Взаимоотношения между людьми;

Сохранение разделяемых организационных ценностей;

Внутренняя вера в принятые в организации идеалы;

Внешний вид работника и представление себя на работе.

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения людей и определяется связанностью норм и ценностей, принятых в организации. Организационная культура не статична, хотя в ней присутствуют устойчивые черты, которые не меняются с течением времени. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок базовых предположений, который может указывать на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае смены ситуации.

В рамках организационной культуры выделяются субкультуры , носителями которых выступают крупные группы в организации. Существование субкультур в определенном смысле служит источником постоянного развития организационной структуры.

Культура, в том числе организационная, связана с историей; она подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества. Говоря о современной культуре, мы подразумеваем огромный путь, пройденный культурой. Культура вечна и вместе с тем подвижна и изменчива.

Культура организации может и должна претерпевать изменения, особенно когда она не способствует изменению поведения работников до состояния, нужного для достижения желательного уровня организационной эффективности. Как правило, это происходит в случаях:

Фундаментального изменения в миссии организации;

Значительных технологических изменений;

Формирования совместных предприятий;

Быстрого роста организации;

Развития внешнеэкономической деятельности;

Существования субкультур.

Анализ изменения организационной культуры предполагает использование научного подхода, включающего ее аудит и разработку специальных предложений и мер по ее корректировке. При этом даже в случае благоприятных условий процесс совершенствования организационной культуры может занять длительное время.

Организационная культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписаные наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а также способствует стабильности данной социальной системы. К сожалению, люди не осознают влияния существующей культуры, пока она не превратится для них в помеху, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте либо пока эта культура не проявится публично в виде той или иной модели организации. В этом главная причина столь долгого игнорирования организационной культуры менеджерами и учеными. В большинстве случаев она не обнаруживает себя явно.

Понятие «организационная культура» тесно связано с понятиями «гражданская культура» и «корпоративная культура». Многие исследователи и консультанты-практики предпочитают использовать эти категории для обозначения широкого круга явлений, характерных для организации. Корпоративная и гражданская культура олицетворяют собой две разные стадии развития организации.

Корпоративная культура - это культура конкуренции и борьбы (за господство на рынке). Ради достижения своих интересов организация готова идти практически на любые издержки нравственно-психологического характера, не затрагивающие напрямую экономические и правовые основы своего существования. Корпоративной культуре свойственно восприятие организации как живого организма, жизнеспособность которого важнее судьбы каждого отдельного человека. Этот организм живет по своим законам и объединяет людей на основе общих ценностей и норм в единый план или «семью». Такое представление об организме исключает или ограничивает автономию и свободу работников, которые подчиняются жесткой необходимости достигать цели организации.

Инновационная культура организации предполагает, что рынок - пространство конструктивного взаимодействия с равноправными партнерами. Состязательность здесь второстепенна. Главное для организации - не господство или победа над более слабыми противниками, а расширение пространства для сотрудничества, создание условий для самореализации в определенных сферах профессиональной деятельности.

Инновационная культура развивается постепенно, преодолевая различные барьеры, в том числе бюрократические и ведомственные. Она становится очевидной на стадии постиндустриального общества, когда проявляются преимущества нового образа жизни, мышления и действий, открытых для диалога и продуктивного взаимодействия с другими культурами.

Инновационная культура как историческая разновидность организационной культуры обладает специальными чертами и качественной определенностью, позволяющей отличать ее от культуры примитивных или традиционных обществ. Для нее характерно критическое отношение к действительности, демократичность, толерантность, плюрализм.

В инновационной культуре отсутствуют какие-либо единые, предписанные сверху требования и нормы, за исключением нравственных общечеловеческих, общепризнанных образцов и ценностных критериев. Чтобы соответствовать интересам людей, такая культура должна не столько подчинять свои нормы и ценности требованиям личной свободы, инициативы и предприимчивости, сколько создавать условия для развития человека. Вместе с этим она призвана вырабатывать ограничения, исключающие возможность индивидуального или коллективного произвола, беззакония, нарушения прав и свобод людей.

В процессе своего исторического развития инновационная культура впитала в себя идеалы критического рационализма и активизма. Рациональная, активистская культура проявляется в устойчивой ориентации человека на успех, признании деловой активности в политической области, инициативности и ответственности, утверждении идейного плюрализма и толерантности.

Инновационная культура не отрицает элементов расчета и взаимной выгоды. В ней присутствуют и нерациональные элементы: традиции, аффекты, архетипы и другие элементы, характеризующие спонтанную активность членов организации, их ненаправленные действия

Вуз – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является иннова-ционная культура.

Несмотря на очевидную значимость инновационной культуры для понимания инновационных процессов в обществе, образовании, в научной литературе данное понятие еще не получило должного осмысления.

В современных гуманитарных науках сложился своеобразный парадокс: с одной стороны, для всех наук понятие «культура» является ключевым, а с другой – содержание данного понятия не имеет определенности и однозначности.

Мир культуры столь сложен и многообразен, что науки – философия, культурология, педагогическая инноватика – находят свою особую нишу при изучении данного феномена. Инновационный педагогический менеджмент интересует прежде всего роль инновационной культуры в функционировании и развитии системы образования. Культура тонко реагирует на все перемены, происходящие в образовательных учреждениях и сама оказывает определенное воздействие на них, формируя и определяя многие инновационные процессы, включая процессы социальной мобильности.

В настоящее время существует широкий спектр мнений и позиций в трактовке понятия «культура»: это объяснимо, если учесть сложность и многовариантность проблемы, невозмож-ность сведения к какому-либо четко очерченному, установившемуся феномену.

Культура детерминирует, определяет, обусловливает, регулирует, оказывает влияние на деятельность человека, культура представляет собой среду обитания и профессиональной деятельности человека и воспроизводства специалиста. В ней человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себя подобными, определяет себя. Будучи формой бытия, иннова-ционная культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека.

Культура включает в себя образ жизни человека, структуру и уровень интересов и потреб-ностей, уровень профессиональной деятельности.

Основные тенденции в развитии культуры общества отражаются на уровне организационной культуры. Отметим следующие тенденции: ликвидация государственной монополии на культуру, что в содержательном плане привело к большой свободе творчества и к потере контроля за качеством, и уровнем предлагаемой культурной продукции в многочисленных образовательных заведениях; коммерциализация культуры - вкладывание средств в высокодоходные области развлекательной индустрии.

Инновационная культура – специфический способ организации и развития, представленный в системе духовных ценностей, правил и норм деятельности, отношений человека к новому. Культура содержит в себе механизмы наследственности, изменчивости и отбора в динамике развития общества, во многом определяет возможности вуза в освоении инновации и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям.

Культура – доминирующий фактор инновационного развития вуза. Вузы сами создают себя в соответствии со своим культурным контекстом. Культура амбивалентна по своей сути: с одной стороны, она дает возможности для развертывания вуза в социокультурном контексте, с другой - ограничивает, так как является эталоном духовной и общественной жизни. Инновационная культура направлена на создание соответствующего инновационного климата в вузе, способ-ствующего повышению активности и заинтересованности всех субъектов инновационной деятель-ности и развития.

Инновационная культура в учебном заведении может формироваться в результате долговре-менной инновационной деятельности.

Инновационная культура – это система общественно-прогрессивных формальных и нефор-мальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, интересов.

Инновационная культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов. Это динамическая, развивающаяся, постоянно обо-гащающаяся в своем содержании и формах система, чутко реагирующая на изменения.

Инновационная культура составляет в некотором роде духовную основу вуза, которая одушевляет ее жизнь.

Задача инновационной культуры – определять и предписывать формы и правила поведения в профессиональной деятельности; придавать целостность и интегрированностъ профессиональ-ной сфере; создавать особую ауру в жизнедеятельности образовательного учреждения.

Инновационная культура основана на культуре власти, роли, поступков и личности. Инновационная культура власти определяется профессионализмом руководства и подчиненных. Инновационная культура поступков базируется на потребностях и интересах вуза и человека, и приоритете личного над социальным.

В учебном заведении, где развивается и функционирует инновационная культура, выстраи-вается следующая система управления профессорско-преподавательским составом:

– предоставление максимально необходимой свободы для выполнения возложенных на них функций, в определении путей достижения целей, в принятии соответствующих решений и ответственности за свои действия по их осуществлению;

– привлечение к работе квалифицированных специалистов с независимым и самостоятельным мышлением;

– создание со стороны ректората приоритета доверия и поддержки специалистов над контролем их деятельности;

– стимулирование личной инициативы при решении общих задач;

– развитие коллективных способов решения проблем, способствующих созданию иннова-ционной среды, привлекающей в данное образовательное учреждение профессионалов;

– формирование инновационного климата через использование проектных групп, педагоги-ческих лабораторий в качестве основных структурных единиц вуза.

Носителями инновационной культуры являются субъекты научно-педагогической деятель-ности. Однако в учебных заведениях с устоявшейся организационной культурой она становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на педагогический коллектив, модифицирующей его поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Отношения между культурой и результатами научно-педагогической деятельности в значительной мере зависят от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в вузе.

Инновационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами.

Само понятие "структура" (от лат. structure - строение, расположение, порядок) означает "совокупность основных элементов, при наличии между ними устойчивых связей, обеспечи-вающих сохранение структурой основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В состав инновационной культуры входит управленческая культура вуза. Она реализуется в повышении эмоционального состояния педагогического коллектива и активизации ею деятель-ности.

Существует деление инновационной культуры на субъективную и объективную. Субъек-тивная культура исходит из разделяемых коллективом образцов, предположений, веры и ожиданий, а также группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов символики, особенно ее духовной части: герои opганизации, мифы, истории об организации и ее лидерах. Субъективная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения проблем, их поведения в целом.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и иденти-фицирующих ту или иную культуру – как на макро-, так и на микроуровне:

– осознание себя и своего места в организации (в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм);

– взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интел-лекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);

– вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, ко злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);

– процесс развития специалиста и научение (бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от превосходства логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);

– трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за результаты труда; качество работы; оценка труда и его вознаграждение; индивидуальная или групповая (командная) работа; продвижение по службе).

Вышеотмеченные характеристики культуры, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции инновационной культуры.

Сущность инновационной культуры - это ее внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм ее бытия. В сущности выражается содер-жание.

Содержание инновационной культуры влияет на направленность поведения и определяется системой ценностей, традиций, их взаимосвязью и способностью формировать определенные образцы поведения. В качестве составных элементов инновационная культура включает в себя формировавшиеся в течение длительного периода времени традиции, действующие нормы инновационной практики; идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях, определенные ориентации и установки человека в отношении действующей системы, принципа отношений отдельного человека. Эти компоненты, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, постоянством, плохо поддаются изменению.

Системообразующим элементом инновационной культуры следует считать профессиональное мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения человека, организации.

Нормы можно определить как исторически сложившиеся в данной инновационной среде стандарты деятельности и поведения, посредством которых человек подчиняется социальному целому. Нормы служат цели интегрирования организации. Они включают в себя ценности и формы ориентации человека в функциональных и ситуационных условиях.

Обычай тесно связан с нормами, – это древнейшая форма хранения и трансмиссии социо-культурного опыта от поколения к поколению играет важную роль в жизнедеятельности людей. Обычай представляет собой элемент деятельной стороны культуры, которая включает нормы профессиональной деятельности, взаимоотношений между людьми.

Инновационная культура функционирует, если большинство сотрудников ведущих должнос-тей разделяют данную систему взглядов, предопределяющую взаимопонимание между ними и внешним окружением.

Совокупность ценностных ориентаций и моральных норм формирует инновационный стиль вуза. Инновационная система становится главной силой, если согласуется с ее стратегией.

Итак, культура включает в себя нравы, ценности, воззрения, бытующие в образовательном учреждении, т.е. всю сферу самопонимания человека. Она выполняет функцию ориентации в науке. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях. Инновационная культура понимается как совокупность ценностей (духовных и материальных) и как человеческая деятельность по их созданию, развитию, распространению и хранению.

В системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих инновационную культуру, центральное место занимают элементы, способствующие нормированию и сохранению инновационной системы.

Особенности инновационной культуры каждой структурной единицы вуза (кафедра, деканат, факультет) влияют друг на друга и формируют общую часть инновационной культуры вуза.

Правильно понять инновационную культуру можно лишь в том случае, если рассматривать ее не как основной детерминирующий фактор отношений и процессов инновационной деятельности, а как опосредующее звено между профессиональными интересами, базовыми потребностями, социальным статусом, морально-этическими нормами отдельно человека, коллектива, вовлечен-ных в инновационный процесс, с одной стороны, и их инновационным поведением – с другой.

Инновационная культура способствует формированию определенного типа поведения, придает ему определенную направленность, но не является единственным детерминирующим фактором.

По субъекту-носителю культуры выделяются организационная культура и культура личности. По функциональной роли - общечеловеческая, национальная, личностная, профессиональная.

Определяя статус инновационной культуры, мы исходим из того, что она является элементом общечеловеческой культуры (т.е. актуальной), необходимой каждому человеку, и элемент профессиональной, личностной культуры (специальной), необходимой представителям конкрет-ной профессии.

Общечеловеческая культура всегда вариативна, ее модель задается в системе непрерывного образования (детский сад, школа, ПТУ, колледж, лицей, вуз). Культура выступает, прежде всего, как исторически концентрированный опыт.

Профессиональная культура не тождественна уровню квалификации специалиста, она требует осознания мировоззренческих основ профессии и включает в себя профессиональную этику.

Каждый человек превращает этот опыт в личностный смысл. Культура всегда включает и опыт производства инноваций. Культура реализуется через инновации. Культура всегда выступает как противоречивое единство культуры как целостности и личностной культуры. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры, т.е. культурного богатства личности, сложившегося в результате предшествующей истории общества. Личностная культура отличается от всего накопленного богатства культуры, в частности, тем, что всегда несет в себе представление о средствах, целях, мотивах и потребностях, характерных именно для данной личности, именно в данный момент и в данном обществе.

Важнейший механизм взаимопроникновения и взаимокритики общей и личностной культу-

ры - интерпретация, т.е. способность рассматривать сложившееся богатство культуры через себя, свои цели, стремления, ценности и др. Результатом такой интерпретации является постоянный поток инноваций в культуре. Они происходят не автоматически, а через направленную творческую активность человека. Вопрос заключается лишь в масштабах, значимости, направлен-ности инноваций. Инновации могут возникнуть в результате изменений среды - как природной, так и социальной.

Взаимодействие между культурой в целом и личностной культурой не может происходить без противоречий, которые позволяют переосмыслить явления, свои ценности и убеждения, ускорить или замедлить процесс принятия решения. В результате этого сложного процесса переосмысления формируется некое третье, некоторый фокус смысла, несущий новую меру реальной культурной инновации.

Исследователи организационной культуры занимаются изучением закономерностей развития культуры в организации, формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в организации.

При изучении инновационной культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: организации, групп, личностей.

Необходимо исследовать инновационную культуру в аспекте решения следующих задач:

а) определить репрезентативные инновационные идеи;

в) выяснить способы и средства их распространения;

г) оценить влияние инновационных идей на формирование и распад групп, коллектива.

Основные закономерности в развитии инновационной культуры:

– зависимость культуры от внешней и внутренней среды и ее обратное влияние на их изменение;

– преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение культурной традиции) и негатив-ной (отрицание прежнего культурного опыта инновационной деятельности).

– неравномерность развития культуры, которая выражается в том, что расцвет и упадок культуры не совпадает с расцветом и упадком в других сферах общественной жизни.

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные измене-ния в вузе, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Инновационная культура, выделенная в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной профессиональной среде. Вместе с тем, она – и условия, и средство воспроизведения инновационной культуры организации. Осваивая и интегрируя в себя инновационную культуру организации, человек включается в многогранный и динамичный процесс отношений, совершает самовоспроизводство себя как творца. Культура является потен-циальной возможностью инновационной деятельности.

Уровень развития культуры зависит от степени заинтересованности вуза в развитии инновационного потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно развивается. «Кризис культуры, - отмечает Л.Н. Коган, - начинается там и тогда, где и когда общие нормы культуры подавляют и ограничивают развитие индивидуальности, превращают человека в «стадного» индивида, в конформиста».

Представление об условиях, средствах и целях, содержащихся в любой культуре, всегда включает диапазон допустимых отклонений инноваций, их параметров от исторически сложив-шейся в культуре меры. Эта мера соответствует требованию определенного типа деятельности, этапа развития культуры (субкультуры). В связи с этим могут возникнуть несоответствия, проти-воречия. Они могут породить серьезные негативные процессы, негативные инновации, культур-ные и психологические барьеры, реакцию отторжения инноваций у тех или иных носителей личностной культуры. Эмоциональный и интеллектуальный диссонанс личности может возник-нуть в результате несовместимости его личностной культуры с инновацией. Это может стимулировать личность критически пересмотреть элементы своей культуры, а может и возбудить стремление уничтожить инновацию. Принятие инноваций требует от личности эмоционального, интеллектуального, нравственного напряжения. ... Человек должен иметь определенную систему установок, способность реагировать на изменение ситуации.

В современных условиях ученые разработали многочисленные модели культуры. Из числа традиционных такими на данный момент являются ценностная (аксиологическая), информацион-но-знаковая (семиотическая, или герменевтическая, и информационная); системно-историческая; феноменологическая (явленческая); деятельностная (творческо-деятельностная, структурно-функ-циональная и технологическая).

В контексте инновационной культуры деятельность можно рассматривать как активность, направленную на преодоление энтропийности и поддержание целостности в окружающем мире. Степень активного освоения личностью своего окружения характеризует уровень ее культурного развития.

Инновации всегда сопровождают преподавательскую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в ней неразрывно связаны с формированием инновационной культуры. Культура реализуется через инновации.

Инновационная культура преподавателя вуза является основой его инновационного потен-циала, одним из важнейших факторов, определяющих стиль его личностно-профессиональной деятельности.

Инновационная культура – это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Человек как субъект культуры преобразует (обновляет) окружающие его природный, вещный, духовный миры и самого себя таким образом, что эти миры и сам человек все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, т. е. гуманизируются.

Культура как способ жизни, коммуникации имеет достаточно интригующую аналогию с передачей, хранением и обработкой сигналов, несущих информацию по каналам связи. Также как и передача сигналов в каналах связи культура имеет свойство передачи, обработки, преобразования, хранения, подвержена помехам различного основания, подразделяется на аналоговую и цифровую составляющую.

Формированию инновационной культуры способствует проектирование и реализация мультидисциплинарных дидактических комплексов (МДК).

Под мультидисциплинарным дидактическим комплексом (МДК) нами понимается спроектированный на едином системообразующем основании комплекс дисциплин, в результате которого возникает нелинейный эффект усиления (принцип мультипликативности) дидактического результата.

Основными процессами познавательной деятельности являются анализ и синтез, причем анализ ради синтеза, но не наоборот. Познание достижимо лишь на моделях, а все модели допускают ту или иную степень приближения, в природе нет (и, видимо, не может быть) универсальных моделей. Анализ выступает, прежде всего, в движении познания от конкретности чувственного созерцания к абстрактным понятиям. Синтез проявляется в движении познания от абстрактных понятий к мысленному восстановлению конкретного как проанализированного целого. Аналогия между познавательной деятельностью в процессе обучения и познавательной деятельностью в процессе научного поиска передачи, обработки, преобразования, хранения информации открывает путь для использования познавательной модели МДК во всей полноте ее функциональных возможностей. Познавательная модель МДК обретает совокупность свойств дидактической модели, формирующей источник и правила нелинейного структурирования содержания образования.

Учебно-познавательная модель на МДК совмещает в себе процессуальный и содержательный аспекты, одновременно выступая в качестве конструктивного средства познавательной деятельности студентов и задавая системную организацию знания.



Структура познавательной модели МДК включает в себяинформацию,

во-первых, объективно необходимую для обоснования успешного действия базовых элементов;

во-вторых, информацию о самом действии: что и почему надо сделать, как и почему так сделать (алгоритм действия или, другими словами, алгоритм реальности);

в-третьих , оценочную информацию, определяющую мотивационную основу действия: для чего, ради чего, во имя чего и почему нужно учиться выполнять соответствующее действие.

Сейчас осознаны принципиальные ограничения в проблеме прогноза. Наш мир слишком сложен. Поэтому наука бессмертна. А человек и природа – едины в своей целостности и неисчерпаемости. Структура познавательных отношений, в которые вступает человек, определяется открытостью его когнитивного пространства и инновационной культурой.

Существенной чертой моделирования МДК является то, что мы произвольно отбираем для исследования компоненты сложной системы и находим аналогию между компонентами и их взаимоотношениями в моделируемой системе и в модели. Очевидно, что модели никогда не могут быть совершенными, поскольку они всегда проще моделируемой системы. Однако, даже относительно простая модель позволяет выдвигать различные гипотезы, достоверность которых может быть впоследствии проверена в реальном мире, и модель, возможно, усовершенствовать на основе новых данных.

Критерием хорошей модели является то, что она работает на практике. Это является основой научного метода, который всегда строит модели, основанные на явлениях, наблюдениях и экспериментах.

Чтобы межпредметное (точнее мультипредметное для открытого нелинейного мира) знание было действительно полноценно изучено, т.е. сформировано у студента как осознанное средство решения познавательных и профессиональных задач, оно должно быть «пропущено» через познавательное инновационное действие студента на основе мультидисциплинарных дидактических комплексов, примерами которых могут служить разработанные авторами МДК: «История науки и техники», «Концепции современного естествознания», «Свет и цвет в природе и обществе», «Электродинамика и распространение радиоволн», «Физические основы передачи и обработки информации», «Фундаментальные основы этногенеза», «Естественно-научные основы высоких технологий», «Фундаментальные основы защиты информации» и др.

Некоторые из основных принципов системного (синергетического) подхода применительно к инновационной деятельности при проектировании МДК модифицируются следующим образом:

а) принцип – первичности целого по отношению к составляющим его частям. Для инновационной системы как целостности (сущностная характеристика которой – новизна ) такими ее частями являютсястарое, современное и новое. Динамическое единство старого, современного и нового является первичным по отношению к каждому из этих элементов и обеспечивает оптимальное функционирование инновационного МДК в целом;

б) принципнеаддитивности (несводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов) применительно к инноватике проявляется в нетождественности характеристик старого, современного и нового, как частей инновационного объекта, его доминантным характеристикам как целостности;

в) принцип синергичности (однонаправленность действий элементов системы усиливает эффективность функционирования всей системы) обусловливает необходимость поиска баланса целей старого, современного и нового в едином инновационном МДК с сохранением сущностного отличия (новизны );

г)принцип эмерджентности (неполного совпадения целей системы с целями ее компонентов) при осуществлении инновационного проекта требует построения именно дерева целей (иерархии параметров) для системы МДК в целом и каждой ее составной части;

д)при проектировании инновационных систем следует учитывать принцип мультипликативности , означающий, что эффекты функционирования компонентов в системе (положительные и отрицательные) обладают свойством умножения , а не сложения;

е)принцип структурности предполагает, что оптимальная структура инновации должна иметь минимальное количество компонентов, базовых элементов ; вместе с тем эти компоненты (обеспечивающие ее новизну ) в полной мере должны выполнять заданные функции и сохранять доминантные свойства инновационной системы;

ж)при этом структура системной инновации МДК должна быть мобильной, т.е. легко адаптируемой к изменяющимся требованиям и целям, что вытекает из принципа адаптивности ;

з)эффективное инновационное проектирование предполагает также в качестве обязательного условия реализацию принципа альтернативности , согласно которому необходима разработка нескольких взаимозаменяемых инновационных версий;

и)принцип преемственности требует обеспечения возможностей для продуктивного существования старого в соответствующем инновационном пространстве и, наоборот, эффективного функционирования нового в условиях сохраняющегося старого.

Сущность инновационной сферы, таким образом, раскрывается через совокупность информационных процессов как результат определенной деятельности человека, как своеобразный продукт его субъект-объектных спонтанно-детерминированных обменных отношений. Ее можно определить как функционирующий содержательный феномен отражательных моментов, присутствующих в процессе развития и саморазвития людей, где они проявляют либо могут проявить свою инновационную деятельность, заключающуюся в потреблении, производстве, хранении, кодировании, переработке, передаче информации.

С развитием человеческого общества происходит изменение общения между людьми, а вместе с ним развиваются информационные средства общения, происходит зарождение, становление и развитие инновационной культуры.

Инновационная культура создается не сама по себе и не ради себя самой, она выступает инструментом в руках человека для его всестороннего развития, призвана содействовать этому процессу, предваряя его, активно участвуя в нем, совершенствуя его применительно к формированию нового образа жизни человека. И в этом плане инновационную культуру следует рассматривать как уровень организации информационных (коммуникационных) процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации. В то же время это и деятельность, направленная на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни.

Как понимать становление? Или как из старого является (рождается) новое? Да очень просто, если воспользоваться определениями инновационной культуры и развития. Явление взаимодействия СТАрого и НОВого называют, поэтому СТА+НОВ+ЛЕНИЕ. Откуда берется «…ление»?, как остаток слова явление, из которого изъято «яв», т.е. часть прилагательного «явное». Таким образом, эпистемология (и смысл) слова «становление», как ключевого слова «инновационной деятельности и культуры» заключается в том, что все, что ни делается человечеством в области развития и совершенствования науки и техники направлено на обеспечение комфортной жизнедеятельности культурного человека, для которого высвобождается время для творчества и полезного времяпрепровождения. Хотя напрямую как бы высокие технологии «способствуют» распространению «лени» «некультурного человека», а лень является двигателем прогресса. Сложение старого и нового равняется лени.

Творчество ни в коей мере не сводимо лишь к созданию нового , но, тем не менее, новообразование – один из основных моментов в творчестве, это его «необходимый, но недостаточный» элемент. Как бы не рассматривалось творчество: как продукт, как процесс или как особенное креативное состояние субъекта, в творчестве всегда присутствует элемент новизны . Но что в самой инновационной действительности делает возможным существование феномена новообразования? Приблизиться к решению этого вопроса можно с помощью синергетики – теории нелинейных неравновесных динамических систем, концептуальные подходы которой все чаще находят успешное применение в образовании и в науке.

Любой природный или социокультурный объект мы можем рассматривать как сложную динамическую систему, взаимодействующую с другими системами. «Сложность» является не «количественным», а «качественным» параметром, характеризующим состояние системы: ее внутреннюю организацию и обстоятельства, при которых такая организация складывается. Синергетическое понимание сложности позволяет связать сложность системы с ее активностью : сложная система способна воспринимать незначительные внешние или внутренние вариации, на которые не реагирует «простая» система, сложная система существенно усиливает и изменяет воспринятые флуктуации, изменяя тем самым собственное состояние и состояние окружающих систем. Активность можно рассматривать, по-видимому, как меру сложности . Но априори у нас нет способов судить о том, что просто и что сложно, утверждает И. Пригожин. В принципе, любая система может оказаться очень сложной или очень простой. «Подобно тому, как неожиданная сложность возникает в вынужденных колебаниях маятника, неожиданная простота обнаруживается в ситуациях, которые складываются под влиянием совместного действия множества факторов». Состояние, характеризуемое как сложное, не всегда присуще системе, оно возникает при некоторых обстоятельствах, но определить заранее, будет ли та или иная система в тех или иных условиях вести себя как сложная, невозможно. Сказать, что система сложна, можно лишь после того, как она обнаружила свою сложность. Изучать сложность можно только после того, как она случилась (проявилась).

Творчество феноменально, поскольку можно говорить о том, что творчество состоялось, только после того, как осуществился момент преобразующего взаимодействия новизны, порождаемой субъектом в процессе деятельности, и социокультурных нормирующих отношений. Только после осуществления момента преобразования атрибут «творческий» переносится на инновационную деятельность, породившую результат, признанный «творческим». Творчеством (творческой) называют либо деятельность, застывшую в продукте, ставшим «творческим», либо деятельность, сходную с той, что уже стала «творческой». В действительности, человек не «генерирует» творческие идеи: идеи, появляющиеся в процессе его деятельности, могут стать творческими; никакая инновационная деятельность и никакое новообразование a priori не являются творческими.

Феноменальность творчества связана и с изменчивостью социокультурного контекста, что приводит к «пульсированию» творчества. В рамках даже одной культуры творчество весьма неустойчиво. И это понятно: творчество – момент частичного преобразования культуры и, следовательно, представлений о творчестве; творчество есть акт культуросозидания , и каждый акт творчества в какой-то степени изменяет культурную парадигму деятельности и творчества, т.е. в какой-то степени определяет, каким может быть следующий творческий акт. Так творчество изменяет само себя.

Субстанционалистское рассмотрение творчества основано на всей истории науки и техники и выросшем из нее естествознании. Творчество можно изучать только как «несубстанциональный» феномен, как данность, которая не обязательно должна была случиться, изучать только путем раскрытия уже случившегося и необратимого творческого акта.

Основа ИННОвационной культуры (деятельности, поведения, мышления и.т.д.) заключается на наш взгляд в простой триаде: «изменчивой» «наследственности» путем «отбора» (чего?, да всего нового, что обеспечивает необратимое, закономерное изменение, т.е. развитие). Почему две буквы Н в слове ИННОвационная и что они означают? И- изменчивость, Н- наследственность (исходная, родительская), Н – наследственность (измененная путем, например, генетического разнообразия и естественного О-отбора или в результате инновационной деятельности).

Генезис и логика СТА+НОВ+ЛЕНИЯ (чего-либо) это и есть ИННОвационные изменения наследственности путем отбора , т.е.: инновационной деятельности, инновационного поведения, инновационного мышления, инновационной культуры.

А теперь попробуем доказать, что известная теорема В.А. Котельникова не только является основой системы цифровой связи, но и алгоритмом инновационной деятельности и культуры.

Если аналоговый сигнал рассматривать как некую реализацию, след (т.е. наследственность, к которой можно по принципу аналогии отнести и максимальную частоту его спектра 2Fmax, «двойной наследственности» ), то согласно теореме В.А. Котельникова этот аналоговый сигнал может быть подвержен дискретизации с периодом выборки не больше чем обратная величина двойной максимальной частоты спектра. Трактовка теоремы такова: И – «изменчивость» аналогового сигнала, т.е. его НН – «наследственности», путем О – «отбора», т.е. дискретной выборки сигнала (через Δτ).

Такие «инновационные действия» над сигналом, как известно, позволяют на приемном конце канала связи восстановить исходный аналоговый сигнал, а также осуществлять временное, частотное и другое уплотнение и.т.д.

Попробуем показать инновационные действия, например, над объектом (предметом) исследования в исторической ретроспективе. Допустим, что в исходном состоянии предмета исследования имелись три составляющие инновационной культуры: старое, современное и новое с непременным структурным элементом – новизной. Обозначим сигнал старого St1, сигнал современного Sov1, сигнал нового Nov1. Предположим, что современное состояние по сравнению со старым имеет на 0,1 больше новизны, примем сигнал этого состояние за 1. Новое состояние имеет на 0,2 больше новизны чем современное, т.е сигнал нового состояния усилен в 1,2 раза.

Исследование какого либо предмета в ретроспективе, в настоящем и будущем можно представить по аналогии с преобразованием сигналов по трем каналам многоканальной связи: «из прошлого, настоящего и будущего». После первого преобразования (умножения) на выходе получаются сигналы, «усиленные» коэффициентом новизны kн1=1,1, kн2=1,2, kн3=1,3. Под коэффициентом новизны нами понимается отношение полезной для развития информации (сигнала) в будущем к прошлому. После второго преобразования «изменения» сигналов kн4=1,32, kн5=1,43, после третьего преобразования kн6=1,887. Если сравнить инновационную деятельность над предметом исследования на этапах прошлого, настоящего и будущего в результате трех преобразований, то окажется, что эффективность инноваций весьма высока и составляет 88,7% новизны по отношению к состоянию Sov1 до начала инновационных преобразований сигналов, передаваемых по трем каналам многоканальной системы связи. Эти результаты вселяют надежду на то, что ретроспективные исследования становления какого-либо предмета исследования могут породить и усилить эффект новизны (см. выше рассуждения о феномене творчества).

Результатом этого анализа является и то, что информация о прошлом архивируется и выявляется по принципу выборок как в теореме В.А.Котельникова. Другими словами исследователя ретроспективы меньше всего интересует сам процесс (аналоговый) создания продукта творчества, включающий трагизм и комизм человеческой деятельности, видимо, зря! К тому же, если бы ему хотелось воспроизвести процесс создания продукта творчества время следовало бы принять противоположного знака. «Прошлое» время как бы тоже уплотняется и инвертируется для наблюдателя из будущего. Для исследователя перспективы изменения предмета исследования частота инновационных изменений (смены технологий) увеличивается, что заставляет уменьшать интервал времени между выборками. Изученное современным исследователем прошлое становиться «новее и ближе к настоящему и полезнее для будущего» (прим. ред.)

Можно из этого заключить, что «инновационный цикл» завершен и как ведет себя творческая деятельность, всякое известное творческое деяние (продукт творчества) некогда бывшее новым, становится известным, современным, то есть не принадлежащим автору и автоматически становится «нормой», принятой за 100% качества жизни, и др. Таким образом, при завершении «инновационного цикла» коэффициент новизны в современном состоянии (в силу однородности времени) принимает значение, равное 1.

В теореме В.А. Котельникова выборка соответствует дельта функции Дирака, означающее, что она равна 1 в момент выборки и равна нулю в других моментах, т.е. «в прошлом» и «будущем». Если эти сигналы из прошлого и из будущего подать на логическую схему сложения по модулю 2, таблица истинности которой реализует «алгоритм реальности» : «ограниченный набор предписаний для оценивания состояния системы в развитии через связь прошлого и будущего в настоящем» .

Принцип инновационной деятельности в соответствии с аналогией достаточно полно описывается предельными циклами, режимами «мягкого» и «жесткого» возбуждения генераторов. Принцип «двойной наследственности» есть интерпретация пословицы «имея – не ценим, потерявши – плачем», или «история повторяется дважды: сначала как трагедия, затем как фарс…». Сказанное выше говорит в пользу «двойной наследственности» в эволюции открытых систем различной природы.

Можно привести и другие аналогии инновационной деятельности, например, на модели поперечной электромагнитной волны, «сшивки» полей на границе раздела, старое – сзади фронта волны, современное – фронт волны, новое – последующие распространение волны в пространстве.

Обобщая выше приведенные рассуждения можно прийти к мысли о том, что инновационная культура подобна многоканальной электросвязи (взаимопроникновение культур, мультикультурный аналог – дуплексная связь) в условиях помех (аддитивных, мультипликативных и др.), имеет свойство киральности, (левое и правое), к ней применимы граничные условия, условия излучения на бесконечности как к электромагнитной волне и др.

Многоканальная электросвязь может служить как исторический аналог современной мультинациональной культуры, выраженной в многоязычии связей, «мультикультурных коммуникаций» и др. Мультидисциплинарные дидактические комплексы как основы инновационной деятельности (инновационной коммуникации) и культуры, чаще всего, проектируются так же как система многоканальной связи: и там и здесь используются принципы уплотнения информации (сигналов) по времени, по частоте; преобразование информации (сигнала) с целью передачи ее (его) без искажений по реальному узкополосному каналу с помехами; расширение и сжатие динамического диапазона сигнала (нелинейное структурирование информации; квантование и классификация информации (сигналов) и т.п.

Мультидисциплинарные дидактические комплексы могут рассматриваться как «системы (каналы связи) с испытательным сигналом и предсказанием». Испытательными сигналами в них могут служить принципы дидактики, которые, пройдя через этот своеобразный канал связи, получают соответствующие ему изменения, использование которых улучшает достоверность и качество связи (обучения).

Пожалуй, лучше (точнее) всего о мультидисциплинарных дидактических комплексах (передатчиках культуры) высказался физик, один из основателей системного анализа П.А. Флоренский в книге «У водоразделов мысли. – М.: «Правда», 1990. т.2» рассуждая о связи объяснения и описания. «Суть научного описания в широте его охвата и связанности. Объяснить в точном смысле слова – это, значит, дать описание всестороннее, т.е. исчерпывающе полное или предельное. Объяснить – это тоже описать. «Объяснительность – лишь свойство описания; объяснение – нечто иное, как описание особой уплотненности, проникновенной сосредоточенности, – описание любовно вдумчивое». Это как нельзя точно характеризует генезис и становление инновационной основы культуры – мультидисциплинарных дидактических комплексов, предназначенных для объяснения и описания: «особой уплотненности» (нелинейное преобразование, усиление, перенос спектра сигнала в другую область); «проникновенной сосредоточенности» (построение каналообразующей техники, направляющих систем, фильтров, компрессоров сигнала и др. для передачи, обработки, приема хранения и дальнейшего использования информации); «описание любовно вдумчивое» (изменение «наследственности» (т.е. сигнала) путем тезаурусного «отбора», в итоге разработка оптимального, биоадаптивного – любовного к потребителю содержания мультидисциплинарного дидактического комплекса).

Какая аналогия и связь напрашивается между корпускулярно-волновым дуализмом и алгоритмом инновационной культуры? Аналогия и связь не видная на первый взгляд, но очень убедительная после ниже следующих рассуждений. Это можно пояснить на явлении аннигиляции частиц с использованием принципа Дирака и гипотезы Луи–де Бройля. Например, свободные частицы электрон и ее античастица позитрон ранее занимая ограниченную область пространства сталкиваясь друг с другом, аннигилируют, превращаясь в два фотона 2γ, занимая все пространство: от минус до плюс бесконечности. Если условно считать, что для частицы время течет в направлении увеличения, то для античастицы наоборот, как зеркальное отражение. После аннигиляции вещество превращается в поле с «двойной наследственностью» как бы учитывающее различный временной континуум для частицы и античастицы, поскольку волну можно разделить на падающую и отраженную, отличающиеся временным множителем. Принцип Дирака поясняет существование частицы и античастицы через дельта-функцию δ(t), которая равна нулю в прошлом и будущем и лишь в настоящем принимает значение, равное единице. Это напоминает алгоритм теоремы о квантовании сигнала В.А. Котельникова, где δ(t) характеризует выборку.

В формуле де-Бройля (p = h/λ) слева импульс частицы, справа длина волны, а коэффициентом «усиления квантового эффекта» служит фундаментальная постоянная Планка, имеющая размерность и характер действия, нами может трактоваться и как фундаментальный предел коэффициента «усиления инновационного действия». Если в физике постоянная Планка понимается как минимальное действие в природе , то почему бы ее не считать как фундаментальную «постоянную инновационного действия», характеризующую минимальное инновационное действие в природе, некий шаг квантования инновационной культуры…

Инновационное действие сродни «спонтанному нарушению симметрии». Реакции аннигиляции обратимы, также как и обратимы действия людей при исследовании истории науки, техники, культуры. В инновационной культуре связь прошлого, современного и нового осуществляется по принципу преемственности с непременным сохранением и усилением новизны. Недаром говорят «новое – это хорошо забытое старое». Таков путь к новой, единой инновационной культуре…

Контрольные вопросы

1. Как понимать единую культуру?

2. Что такое синергетическая среда?

3. Что такое синергетический стиль мышления?

4. Какова деятельность в синергетической среде?

5. Что такое инновационная культура, как ее сформировать?

6. Каковы принципы синергетики?

7. Что такое алгоритм реальности?

8. Что такое предельный цикл?

9. Что может служить аналогом инновационной культуры?

10. Почему «тронутое» прошлое может стать «продвинутым» будущим?

Цветкова Ирина Викторовна,доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г.Тольятти[email protected]

Инновационная культура как система

Аннотация.Формирование инновационной культуры личности и общества является одной из самых актуальных социальных проблем. Цель исследования –изучение функций инновационной культуры, которые могут быть выделены при анализе механизмов адаптации индивида к социальным изменениям в различных сферах жизни общества. Инновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям в различных сферах жизни. Работа выполнена в рамках НИР темплана, проект № 383: «Работники промышленной и научнотехнической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».Ключевые слова:функции, структура, инновационнаякультура, социальные и культурные факторы, социальная интеграция, социальная адаптация, информационное общество, образование, знания, ценности, мотивация.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Формирование инновационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из самых актуальных проблем современности . Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его личных качеств, таких, как культура речи, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества оказываются наиболее востребованными вобществе знаний, они помогают человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. Однако формирование инновационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.По мнению ряда исследователей, развитие индивидов в информационную эпоху зависит, главным образом, от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Современное общество остро обеспокоено образованием подрастающего поколения, так как именно данная категория населения определяет развитие нашего будущего и его инновационной составляющей . Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать, как таковое, определение социокультурного потенциала.Инновационный тип развития меняет форму передачи и распространения знаний. На предыдущих стадиях развития общества развитие знаний, а также их транслирование базировалось на субъектобъектной парадигме. Знания предавались от учителя к ученику в процессе обучения. Третьим элементом данной схемы являлись тексты, созданные для объективации знаний. Т.Кун подчеркивал значение «нормальной науки» при формировании научной парадигмы, которая включает обязательный комплекс знаний, получивших признание в качестве истинных. Этот комплекс знаний используются для написания учебников и применяются при подготовке новый поколений ученых и специалистов. К. Поппер в учении о трех мирах, определяющих развитие науки, включает в их состав разнообразные тексты, формирующие представления об истине, духовном авторитет, традиции. Эти тексты К. Поппер рассматривал как препятствие для развития критического отношения к знаниям, стимулирующего развитие новых идей .Проблемы инновационной культуры получили разработку в ряде работ современных ученых. А.Л.Маршак обосновал существование социология инноватики как прикладной науки. Ю.А.Карпова провела социологический анализ инновационной системы, рассмотрела роль личности в инновационном процессе, акцентировала внимание на таких ресурсах инновационного процесса, как интеллект и творчество. В работах многих отечественных и зарубежных учёных можно найти определения инновационной деятельности как процесса, «направленного на непрерывное создание нового». Проблематика социология культуры активно разрабатывалась как отечественными, так и зарубежными исследователями. Из современных отечественных учёныхсоциологов, нацеленных на проблематику социологии культуры, важно отметить работы А.С.Капто (проблематика профессиональной этики). Для нашего исследования очень важна проблематика ценностей в аспекте инновационной активности. М.К.Горшков охарактеризовал специфические черты российского менталитета, выявил критерии социальной идентичности.В сборнике статей под редакцией В.А. Ядова«Россия трансформирующееся общество»проанализированы ценностные основания инноваций, которые могут служить ориентирами поведения наёмных работников.Целью исследования является изучение функций инновационной культуры, которые могут быть выделеныпри анализе механизмов адаптации индивида к социальным изменениям в различных сферах жизни общества.Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатовИнновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям вразличных сферах жизни.Можно выделить следующие функции инновационной культуры:Креативная: предполагает создание новых знаний, технологий, способов управления, трансляции знаний, передачи опыта. Авторы монографии «Философия творчества» представляют инновационную культуру как «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» . Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культура, по их мнению, является основой современной инновационной экономики.Адаптационная: способствует эффективному разрешению противоречий между наукой, технологиями, управлением и образованием, что обеспечивает высокую эффективность создания и внедрения инноваций. Развивая анализ понятий в данной области, профессор Ю.А. Карпова высказывается за разделение понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура отдельного человека». Определяя инновационную культуру общества как «плод создания некой инновационной инфраструктуры, института инновационной деятельности», она рассматривает инновационную культуру личности через её «умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру, умение творить новое, умение правильно оценить и принять новшество» . Анализируя образовательные блоки инновационной культуры, Карпова высказывает предложение о необходимости разработки соответствующего понятийного аппарата и расширения международного сотрудничества в сфере инновационных процессов и программ обучения инновационной деятельности.Аксиологическая: обеспечивает постоянное обновление знаний в сочетании с формированием гуманистических ценностей. По мнению Н.Д. Василенко, инновационная культура представляет собой совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность . Интегративная: формирует социальные связи между индивидами, социальными институтами, социальной системой. «Двойственность» инновационной культуры подчёркивается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны,как элемент, присутствующий в каждом виде культуры . Она рассматривает инновационную культуру как некую область пересечения различных видов культур (организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной и т. д.), отражающую их поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура, с точки зрения Долговой, определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.Гуманистическая: создает условия для наиболее эффективной самореализации индивидов в условиях трансформации социальных институтов. Директор Института стратегических инноваций А.И. Николаев, обсуждая проблемы инновационного развития и формирования инновационной культуры, отмечал: «Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворённости людей участием в них и результатами» . Уровень самой инновационной культуры личности напрямую зависит от отношения общества к инновациям и той работе, которая проводится в обществе по формированию и развитию инновационной культуры.Мотивационная: создает систему стимулов для создания и внедрения нового в условиях конкуренции. А.Ю. Елисеев, опираясь на семантику словосочетания «инновационная культура» личности, полагает, что это «такая культура жизни, где основой мотивации поступков человека является жаждаобновления, рождение идей и их осуществление… Популяризация «инновационного» подхода к жизни должна носить характер неизбежности для каждого члена общества, вызывая постепенно чувство неприятия принципа «жить, как живётся». Шаг за шагом, она сможет помогать человеку, делать выбор в пользу «инноваций», то есть, ‮жить продуманно, организованно», и, наконец, креативно» . Автор полагает, что инновационная культура помогает создать в обществе атмосферу, при которой новая идея воспринимается как ценность, принимаемая этим обществом и поддерживаемая им.Стратифицирующая: формирует новые способы стратификации и дифференциации социальных субъектов (индивидов, организаций, регионов), например, по уровню разработки и основания новых технологий. В.В. Зубенко указывает на инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности. Характеризуя инновационную культуру как инновационную составляющую культуры общества, он не выделяет её как один из видов культуры, а отводит место общего свойства, пронизывающего каждую из культур (хозяйственную, правовую и т. д.), «поскольку одним из характерных признаков любой культуры является её взаимообратное влияние» .В условиях инновационной революции субъектобъектная схема передачи знания трансформируется, поскольку знания интегрированы в информационно–коммуникационную образовательную среду (ИКОС). Это преобразует процесс передачи и освоения знаний . Изменения приобретают следующий характер.1.Получение или передача знаний является процессом трансляции освоения или освоения учебной информации посредством ИКОС. Роль преподавателя состоит в формировании ИКОС с характеристиками, соответствующими определенной предметной сфере, нормативам и стандартам компетенций.2.Освоение знаний связано с формированием технологий обучения, поскольку они обеспечивают связь с ИКОС. Технологии предусматривают временную и информационную стандартизацию предметной сферы образовательных знаний. Они ориентированы на то, чтобы ознакомить учащихся с определенным объемом информации и проконтролировать умение ориентироваться в ней.3.Формируется симбиоз знаний и информации, который интегрирован с ИКОС. Этот симбиоз повышаетскорость процессов обучения, с одной стороны, а с другой –позволяет увеличивать объемы освоения информации за единицы учебного времени.4.Преимущества ИКОС состоят в формировании определенных модулей информации, учитывающих график обучения, пространственные границы расположения учащегося и преподавателя, индивидуальные особенности освоения материала учащимися. ИКОС повышает наглядность обучения, т.к. позволяет использовать средства компьютерной графики, создавать виртуальные обучающие тренажеры.5.Результатомобучения выступают компетенции –комплекс знаний, умений навыков, сформированных в результате обучающих технологий. Компетенции выступают базисом трудового потенциала в условиях инновационной революции. Знания технологизируются, поэтому их качество зависит от параметров, характеристик, качественных особенностей ИКОС.6.В отличие от прежних условий, когда знания передавались непосредственно в процессе общения от учителей и учеников, чтения книг, выполнения заданий под непосредственным контролем преподавателей, ИКОС не предполагает формирования системы ценностей. Симбиоз знаний и информационных процессов не базируется на ценностных основаниях, это дает возможность постоянно обновлять знания.7.В классической парадигме знания рассматривались как средство формирования личности, ее совершенствования. В условиях инновационной революции роль знаний в формировании ценностных ориентиров личности снижается, поскольку интеграция знаний с обновляющейся информацией придает им релятивный характер.8.Знания, полученные при помощи ИКОС, позволяют индивидам адаптироваться к изменениям в социальноэкономический сфере. Однако они не формируют стратегии поведения в обществе, поэтому перед индивидами возникают проблемы, требующие принятия решений при выборе системы ценностей в ситуациях жизненного самоопределения.Данные характеристики знаний в условиях инновационного типа развития формируют одно их противоречий, определяющих бытие личности в обновляющемся обществе. Это противоречие между необходимостью овладения знаниями, интегрированными в ИКОС, и системами ценностей, определяющими взаимодействие индивидов с обществом, с духовным миром.Это противоречие является следствием других видов противоречий, которые вызваны неравномерным развитием сфер науки, технологий, управления и образования. Обновление знаний происходит быстрее, чем преобразование системы ценностей, как в масштабах общества, так и на уровне бытия отдельных индивидов. Оно выражается в неоднозначных социальных явлениях, в частности, в дезинтеграции общества. Трансформация системы ценностей, на базе которой развивалось общество на прежнем этапе, ставит индивида перед проблемой выбора стратегии поведения в быстро изменяющемся социуме. Далеко не все индивиды способны рационально, разумно, взвешенно сформировать собственную модель поведения, учитывающую интересы общества, отдельных индивидов, социальных групп. В обществе, вступившем в стадию инновационного развития немало факторов, которые являются источником стихийных, непредсказуемых социальных явлений. Это находит выражение в кризисах, конфликтах, в процессах маргинализации и в стихийных протестах.Инновационная культура формируется в условиях модернизации общества, преобразования социальных институтов. Она характерна не только для обществ, которые создают новые знания и технологии, но также в тех типах обществ, которые выступают в роли потребителей инновационных продуктов и поставщиков сырья. Инновационная культура необходима, чтобы обеспечить эффективное освоение инноваций, создать инфраструктуру для развития инноваций в конкретном регионе.

Ссылки на источники1.Колин К.К.Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. –2006. –№ 6 (59). –С. 57–58.2.Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования. –URL: http://www.portlus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1305634009&archive=&start_from=&ucat=&.3.Кун Т.Структура научных революций / пер. с англ. И.З.Налетова; общ.ред. и послесл.С.Р.Микулинского и Л.А.Марковой. –М.: Прогресс, 1977.–300с.4.Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: избр. работы / пер. с англ. –М.: Прогресс, 1983. –605 с.5.МаршакА.Л. Социология инноватики как прикладная наука: постановка вопроса // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления отечественной промышленностью: сб. ст. –М., 1996. –45с.6.Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: учеб.пособие. –СПб.: Питер, 2004. –192с.7.Капто А.С. Социоментальные основания культуры мира. –М., 2000; Профессиональная этика. –М.;Ростовн/Д., 2006.8.Горшков М.К. Новые черты российского менталитета: выдержка и последовательность действий // Президентский контроль. Информационный бюллетень / Издание Администрации Президента Российской Федерации. –2010.–№5.9.Россия: трансформирующееся общество / под ред.В.А. Ядова. –М.: Издво «КАНОНпрессЦ», 2001.–640 с.10.Философия творчества: монография / под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой.–М.: Философское общество, 2002. –268с.11.Цит. по: Исаев В.В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. –2000. –№ 5–6.12.Василенко Н.Д. Особенности инновационной культуры в неолиберальном обществе //Экономика и право. XXI век. –2013. –№ 2. –С.171–178.Долгова В.И. Акмеологическаясущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Сер. 5 14: Педагогика. Психология. –1999. –№1.–С. 65–71. –URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf.14.Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Международный журнал «Теория и практика управления». –URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/9_5_01.htm.15.Зубенко В. В. Инновационная культура общества -основа инновационного развития государства // Вiсник Донецького унiверситету. Сер. В: Економiка iправо. –2007. –Вип. 1. –С. 209–215.16.Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. –М.: Издво «Академия естествознания»,2008. –160с.

Irina Tsvetkova,

Doctor of the Philosophical Sciences, Professor of the pulpit History and philosophy Togliyatti state University, Togliyatti [email protected] culture as a systemAbstract.Shaping the culture of the creation innovation is one of the themost actual social problems. The Purpose of the study is a study function cultures, which can be chosen at analysis mechanism to adapting the individual to social changes to different sphere of the lifes society. The Culture of the creation innovation provides not only constant creation and introduction new, but she includes the mechanisms, allowing adapt the individual to changes to different sphere of the lifes. Keywords: functions, structure, culture innovation, social and cultural factors, social integration, social adaptation, information society, formation, knowledges, value, motivation.

Ивановой Т. Н., доктором социологических наук



Поделиться