Фотограф Александра Бодрова: о съёмках за границей и подготовке к фотосессии. Ищем молодых-талантливых street фотографов за границей, на отдыхе

Захватывает дух. И не только потому, что часто они сделаны среди безумно красивых заграничных пейзажей. Каждое её свадебное фото — это история, полная ярких чувств. Эту историю рассказывают сами молодожёны, а Саша успевает заметить и заснять все эмоции и переживания. В интервью для портала сайт Александра рассказала о съёмках за границей и дала советы фотографам и молодожёнам.

Александра, расскажи, пожалуйста, немного о себе и о том, почему и как ты решила стать фотографом. Сколько всего свадеб и love story ты сняла?

Я начала фотографировать в 17 лет — сразу знала, что хочу быть фотографом, и за всю жизнь ни разу не меняла этого мнения и не хотела заниматься ничем другим. Сколько свадеб сняла — не знаю, не считала. Много:)

Я знаю, что ты много свадеб и love story снимаешь за границей. Как это получилось? Для тебя это было целью или вышло случайно?

Я всегда любила путешествовать и в поездках много снимала для себя. В какой-то момент поняла, что мой уровень как фотографа достаточен для того, чтобы снимать за границей не хуже, чем в Питере, и делать это не только для себя, но и брать заказы.

Начала с того, что сняла свадьбу в замке в Латвии, потом снимала на Кипре, на Бали, в Малайзии, вовлеклась и стала чаще ездить и больше снимать, брала практически любые заказы, смотрела новые страны, знакомилась с людьми, видела много нового, и это сильно помогало расти как фотографу.

Саша, если ты вылетаешь в другую страну — это дополнительная плата за перелёт и проживание. Всё это оплачивают молодожёны, верно? Почему бы тогда им не найти фотографа там, где они планируют организовать свадьбу?

И правда:) В следующий раз задам молодожёнам тот же вопрос. Зачем я вам нужна, у вас что там в Праге вашей фотографов нету? Как будто я сниму лучше, чем они:)

Кстати, при съёмке за границей существует очень много различных нюансов. И оплата перелёта происходит по-разному, и каждый раз гонорар индивидуален.

А какие страны сейчас популярны для свадьбы за границей? Можешь ли ты назвать место, где любишь снимать больше всего?

В прошлом году много летала на Санторини, в Италию, Прагу. Снимать свадьбы однозначно лучше всего на Санторини. Это самый красивый остров любви. Невероятный!

Расскажи немного о профессиональном оборудовании, которое ты используешь. Есть ли у тебя помощник или ты справляешься самостоятельно?

С ассистентом снимаю почти всегда. В России — всегда, за границей стараюсь тоже, за исключением моментов, когда съемка, например, на Коста-Рике, куда долететь сложнее, чем свадьбу снять. Беру с собой Canon EOS 5D Mark II (в этом сезоне Mark III), несколько фикс-объективов, пару вспышек.

Что тебе больше всего нравится в твоей работе?

Видеть мир вокруг, познавать новое, знакомиться с сотнями новых людей и делать их счастливее.

Есть ли какая-то интересная (забавная, страшная) история, связанная со съёмками в другой стране?

Чаще всего это связано с дорогой в аэропорт, когда параноишь, что опоздаешь на самолет:)

Расскажи о самой оригинальной свадьбе, которую тебе довелось снимать.

Оригинальность в людях, а не в деталях. Все пары по-своему необычные. Люблю национальные свадьбы с особенным колоритом (например, очень интересно было снимать в Баку) или свадьбы только для двоих, когда смотришь закат где-нибудь на скале в Индонезии или Таиланде.

Что делаешь, если погода в день съёмок плохая? Наверняка на заграничной съёмке это расстроит молодожёнов куда больше, чем те же обстоятельства в родном городе.

В плохую погоду я могу снимать прямо под дождем (если фотосессия после регистрации в ЗАГСе), мокнуть в океане, прятаться от дождя и снега в ресторане или в отеле — это вообще не проблема!

Дай совет начинающим фотографам.

Много практики! Постоянно.

Дай, пожалуйста, совет молодожёнам о том, как подготовиться к свадебной фотосессии и как вести себя во время неё.

Любите друг друга, расслабьтесь и просто живите, наслаждайтесь друг другом и вашим днём, всё остальное вообще не важно. Вы нашли друг друга, вы вместе, и никакой фотограф никогда не нарисует иллюзию любви и нежности там, где её нет.

Представьте лица ваших детей, которые найдут эти фотографии, какими бы вы хотели быть для них? Улыбайтесь.

Не пытайтесь показаться лучше или счастливее, более радостными или более строгими. Такие, как есть, вы нам нужнее всего:)


Мы с Димой сто лет, как хотим сделать интервью. "Давай встретимся в два часа!", - говорю ему и опаздываю. На час. Мы ведем беседу 180 минут, я постоянно проверяю диктофон, потому что кажется, что все, что он говорит - ценно. И вот, возвращаясь из очередной поездки, понимаю, что потеряла аудиозапись. Боюсь ему признаться, оттягиваю момент, все-таки признаюсь и получаю в ответ - "Печально". Одно слово, сказанное с присущей ему покорностью, разрывает изнутри. Все. Сдаюсь. Плачу.

Тем же вечером нахожу запись на рабочем столе. Оказывается, спрятала от самой себя.

Набирайте в легкие воздуха и начинайте читать. Внутри - не самое привычное, поэтому может кому-то не понравится, кто-то махнер рукой, а кто-то решит познакомиться с Димой. Он много знает и делится своим опытом со всеми бесплатно, не важно, где и в каком часовом поясе находится.

Хороший фотограф, плохой фотограф

Как только люди покупают себе фотоаппараты, они начинают думать, что автоматически становятся фотографами. Не стесняются брать деньги, спокойно называя стоимость за час, отдают дешевые снимки и даже на них пиарятся. Те, кто хочет пополнить свой фотоальбом, особо не разбирается в фотографии и именно отсюда рождаются анекдоты или, скорее, реалии жизни, в виде синеватых, зеленоватых, желтых лиц. Заказчику нравятся - и ладно.

Те же, кто хорошо снимет, чаще всего не раскручен. Почему? Потому что на создание профессионального образа требуется много времени. Ты или снимаешь, или создаешь образ. Таких, которые успевают все, - единицы.

За рубежом, например, существует четкое разделение среди профессий, у нас в качестве "продвиженца" оказывается, в лучшем случае, жена и то - повезло тому фотографу, если она продвинута во всех этих интернет-делах. Фотограф-женщина - такое тоже бывает, но представить мужчину, сидящим за компьютером и продвигающим такую жену, представить сложнее.


От пользователей ВКонтакте я скрываю свои фотографии

Мои фотографии можно назвать отработкой навыков, тренировкой перед будущим созданием искусства (надеюсь, дорасту до него). Это практика, не более. В глубине души я считаю себя вольным художником, который продолжает экспериментировать с формой, линией. От этого желания продавать себя массам у меня не возникает. И не возникает понимание, как вообще можно с людей брать деньги за фотографию.

От пользователей ВКонтакте я скрываю свои фото. Логика довольно странная, согласен. С одной стороны, хотелось бы брать интересные заказы, с другой - боюсь, что начнется: «снимите нам свадьбу», «хотим ребенка у камина, заваленного игрушками», «вот в этом платьице с жирафиком, чтобы человека набекрень была».

Как только начинаешь людям объяснять, что декорации для раскрытия характера человека не нужны, что все эти камины, колонны и обои с виньетками портят все, сразу делают непонимающие глаза. Второй момент непонимания возникает, когда называешь стоимость снимков и объясняя, что за час работы ты не дашь 200 фотокарточек, а, может быть, всего 3 или 4. Заканчивается все примерно одинаково: «Ой, нет, у нас соседка с зеркалкой есть, она поснимает».


Мне не хочется просить денег за свою работу

Статус фотографии сейчас очень низкий. Рассказывать часами, из чего складывается ценность работы? Зачем? Хотя, скоро, чувствую, приду к мысли о том, что нужно давать мастер-классы по этому вопросу. Открытым текстом говорить, что должно цениться в работе фотохудожника и что перебор с красками - вовсе не «я художник, я так вижу», а моветон или того хуже - слепота.

В принципе, даже готов проводить такие мастер-классы бесплатно и даже охотно проехался бы по нашему региону, чтобы встретиться с фотолюбителями и обменяться опытом. Я человек мобильный, хоть и семейный, но во многом - авантюрный. Без профессионального общения внутренний механизм ржавеет, а полноценное общение с компьютером, через который смотрю различные вебинары или записи встреч, не случается.

Мне не хочется просить денег за свою работу. Человеку, который горит желанием получить качество, - он не платит, он благодарит. Хотелось бы, чтобы размер благодарности был достойный, а не «снимите 1500 предметов за 5000 рублей».

Сейчас процесс обмена «необходимым» выглядит как? - Заказчик хочет получить то, как у всех. То есть нарушение композиции, банальные интерьеры, розовые лица. Не снял, как хочет, - не заплатит. Или оскандалится, что ты сам ему еще денег дашь.


Репортажная фотография? у нас? Вы шутите?

Репортажная фотография - поймите, это не то, что делает каждый мальчик во дворе. Щелк и все. Мне нравятся снимки Григория Пинхасова, Сергея Максимишина, международного фотоагентства «Магнум». Это невероятное умение - когда один умело схваченный момент способен рассказать больше, чем двухстраничное описание к нему журналиста. У нас в городе, округе так не снимают.


Свадебщики хоть как-то соревнуются между собой в оплате труда - репортажники обычно сидят без денег. Для большинства информационных агентств фотография прохожего, снятая на мобильный телефон, будет являться важнее. Потому что у нас тренд на «естественность». Репортажная фотография тоже естественна, только она умна и требует огромного опыта от фотографа.


Судьба российского фотографа

Сейчас скажу страшную вещь. У фотографа в регионе одна дорога, если он хочет развиваться и, в конечном счете, достойно зарабатывать, и она не имеет к региону никакого отношения. Ехать, ехать нужно. За границу. И подальше. Таких, которые постоянно растут и остаются на месте, обретают известность - можно пересчитать по пальцам. Они фанатично сидят в свои свободные три часа в неделю от тонны обработок семейных и корпоративных кадров (это если у них заказы есть) и смотрят в монитор, изучая чужие гениальные кадры. В остальное время выбирают между свадебной съемкой - не всегда любимой, но прибыльной, и голодом, жизни «ради искусства», подсчитывая количество «благодарностей», которое необходимо получить, чтобы приобрести новый объектив.

Если хочешь снимать фэшн, нужно ехать сначала в Москву, а потом в Европу, в Нью-Йорк. Там фэшн-улий. Можно и стульчик мастеру подносить, если потребуется, только бы поработать с теми, кто умеет снимать. Заметьте, для российского глянца большинство фотопроектов снимают либо приглашенные люди из-за границы, либо живущие там. Я патриот, но мы говорим о получении опыта, а его у нас мало. И у страны были сложности в каждом десятилетии, и интеллигенцию у нас не всегда любили, и приоритетные задачи другие ставились: вот завод построить - это да, а искусству фотографии научиться - некогда.

Наш уровень - это Средневековье. Поймите правильно, это сугубо личное мнение, появившееся при изучении истории развития фотографии в Европе и Америке. За рубежом это норма, когда, чтобы украсить стену в своей компании, ты идешь в ближайшую (!) фотогалерею и покупаешь снимок.

А еще бывают ситуации, когда в твою компанию должны приехать именитые гости, а денег на фотографию у тебя нет. Тогда ты идешь в ту же ближайшую галерею и берешь понравившуюся в аренду. Вы понимаете? - Искусство берется в аренду! На неделю, две - сколько нужно. Приезжающие это обязательно оценят.
А теперь скажите - разве у нас такое сейчас возможно?


Мечтать - не вредно. Вдруг сбудется?

В последнее время у нас говорят о городской среде. Что, мол, нужно каждому жителю придумывать проект по ее усовершенствованию и работать со всеми службами совместно. Конечно, встает сразу вопрос: а какую роль в этом деле можно отвести фотографу?

Когда к нам приезжал Владимир Селезнев, то мы подробно рассматривали визуальные средства, которых огромное количество. Читать о том, что они существуют - это одно, но видеть - совсем другое. Насмотренность - это вообще обязательное условие в работе. Чем больше фотограф может увидеть - тем лучше для него самого, формирования авторского стиля. Нужно сначала очень много делать, сравнивать, анализировать и только потом начинаешь что-то в чем-то замечать.

Два дня мы изучали цвет, свет, форму, объект, плоскость, отражение. На третий день была практика. Помню, шел проливной дождь, мы шатались по улицам с камерой, с камеры лилось потоком, мы снимали. То, что получилось в итоге, я запомнил навсегда. Даже казался жене счастливым от удачных кадров.

И это было бы правильным - привозить в города фотографов, которые специализируются на городской среде, и отпускать их бродить по улицам. Пусть они ищут городские метафоры, создают фотодушу города, а снимки потом в тиражных альбомах как украшение размещать. Обычно те, кто долго живет на одном месте, теряет восприятие тайны и загадки окружающего пространства, поэтому приглашать на такие проекты нужно именно иногородцев. Правда, это тоже никому сейчас не нужно. А если бы было, я бы с удовольствием проехался по той же Югре.



Как и сколько платят фотографу?

Есть такая смешная поговорка: «Нужно ребенка чем-то занять? Займите фотографией и больше у него не будет времени ни на что».

Так и есть - фотография отнимает много сил, но не всегда труд оценивается подобающе. И это обидно. Фотографом можно условно разделить на три типа. Одним платят за время. Таких фотографов много в каждом городе - они не особо избирательны в заказах, по большей части, ремесленники. Есть фотографы, которые приходят, снимают и никому на самом деле даже не важно, что он снял. Платили-то за имя! 20 000 долларов съемка, а на выходе 3 кадра, притом снимает целая команда.

Третий тип фотографов - это создатели файн-арта - им платят за отпечатки. Их фотографии висят в самых дорогих офисах
мира, они стоят миллионы. Труд существует в одном экземпляре. Например, «Рейн II» долгое время была одной из самых дорогих фотографий, ее создатель - немец Андреас Гурски. Притом сейчас он далеко не преклонного возраста.


Фотошоп как байка «а есть ли жизнь на Марсе?»

У нас - у фотографов первого типа - творческий разбег не большой. То, в чем можно состояться и при этом не продать душу Дьяволу - портрет, предметка. Но, чтобы снять классический портрет, нужно быть отменным психологом, а чтобы снимать предметы - понимать свет лучше, чем себя самого. Выставить и увидеть свет - это как чудеса. Предметам не свойственно прощать ошибки. Особенно если они хромированные.

Чтобы осветить, к примеру, вилку, нужен двухметровый октобокс. Тогда блик получится во весь предмет. Фотошоп? 3D? Можно использовать и их, но тогда это уже не будет фотографией.

История про фотошоп - на самом деле как байка «а есть ли жизнь на Марсе?». Чтобы им научиться правильно пользоваться, нужно быть художником. Уметь прорисовать тени, отражения, рефлексы, блики… - и все это ради того, чтобы нарисовать стул с таким же светом как в реальной жизни.




Мне нравится ломать стереотипы

Начнем с того, что фотограф чаще всего имеет еще какие-то увлечения. Талантливый человек не может всю свою талантливость концентрировать на одном. Кто хочет поспорить - спорьте, но знаю массу примеров, когда в мэтрах фотографии уживалось сразу несколько ипостасей.

Я вот люблю звук, акустику. Визуализация и звук во многом пересекаются, поэтому у меня нет ощущения, что занимаюсь чем-то противоположным. Когда-то скупал всякие колонки, потом их сам начал делать, теперь дома их некуда ставить. Складские, самодельные и еще раз самодельные. У тещи, у жены, у меня…

Еще я редко снимаю девочек, щеночков и рыжуль с конопушками, эдаких стопроцентных трендов для лайканья. То, что снимаю, понимают довольно мало людей, обычно те, у кого есть визуальный опыт. Человек, который хоть раз попробовал настоящий сваренный кофе, не вернется к разводному, а вероятность того, что «Руки вверх» будут слушать те, кто не знает Моцарта, очень велика.

Сейчас снимаю на маленькую камеру и могу доказать всем, что дело не в размерах (прямо как в песне). - Снимать можно чем угодно. Если ты фотограф, конечно.



Учиться фотографировать можно и дома, а учиться зарабатывать - за границей

В 2011 году купил б/ушный Nikon 3100 с ручными настройками. Тогда все покупали Canon. Их было очень интересно изучать и я увлекся. Так и понеслось.
Настраивать камеру можно научиться и за неделю, а вот видеть свет, сюжет - нет. Не думаю, что я и сейчас все преотлично вижу, есть куда стремится.

Постоянно учусь, но учиться - это не значит сидеть перед Мастером и брать у него уроки. Можно смотреть фотографии самостоятельно и анализировать ракурс, свет, эмоции. Расти можно где угодно, для этого как раз ехать за рубеж не надо. Но если хочется зарабатывать (!) «как они» - надо. Вопрос выработки почерка и только.
Когда я не снимаю, не обрабатываю, то включаю какой-нибудь мастер-класс или творческую встречу, любое другое обучающее видео и смотрю. Или слушаю. Или оно идет в качестве фона.

Из последнего - начал вести мастер-классы для тех, кому интересна фотография и чью жажду сложно утолить обычным обучением в фотошколах. В фотошколах наших вообще не понимаю, чему сейчас учат. Если ты хочешь состояться как фотограф, то изучению фотографии нужно посвящать все свое свободное время. По крайней мере первые десять лет.


Самый основной вопрос – как найти клиентов на такую съёмку?

Обратитесь туда, где эти клиенты уже есть. Иными словами – найдите агентства, организующие торжества в Испании, Италии, Чехии (список можно продолжать).

Таких агентств достаточно много. А местные фотографы в этих странах не очень хорошие, и берут зачастую гораздо дороже. Так что Вас возьмут с удовольствием. Другой вариант – найдите организаторов зарубежных торжеств. Они делают сейчас очень много свадеб на Кипре и в Греции.

Попробуйте оба варианта. Не отказывайтесь от бесплатной или условно-бесплатной съёмки (то есть, только за оплату проживания-проезда-питания). На первых одной-двух свадьбах Ваша задача – создать себе портфолио заграничной съёмки, чтобы будущие клиенты могли увидеть – да, он действительно снимает за рубежом.

Общайтесь с фотографами, которые специализируются на свадьбах в других странах

Вначале напроситесь с кем-нибудь из них. Будьте настойчивы – не ждите, что из 5 человек все 5 тут же скажут Вам “да”. Прямо задавайте вопросы: «А можно я с тобой поеду? Можно я с тобой поснимаю?» Соглашайтесь на роль помощника – ассистента, снимайте бесплатно. Главное, чтобы у Вас появилось портфолио из съёмки «за границей»

Не бойтесь, что Вы «не знаете особенных мест», подходящих для съёмки

Если клиенты уже выбрали страну, то почти наверняка они знают, в каком месте хотят это сделать. Может быть, это не первая их поездка. Попросите показать фотографии их предыдущего посещения страны, те места, которые им самим нравятся.

Не надо думать, что местные фотографы априори лучше Вас, так как «знают места». У Вас такая чудесная «фора» перед ними, потому что у них взгляд “замылен”, а у Вас – свежий.

Главная цель для Вас на этих первых свадебных заказах – портфолио с заграничными видами и ощущение, что Вы, уже попробовав, действительно хотите снимать свадьбы в других странах и дальше.

Фотограф за границей – это специалист, который поможет вам сделать самые оригинальные снимки в вашей поездке. Через сервис Юду можно легко заказать услуги фотографа за границей. Заполните форму-заявку и выберите специалиста из Москвы или из города, в котором вы планируете провести свой отпуск. Опытные фотографы профессионально подходят к проведению индивидуальных фотосессий в другой стране, заранее находя самые интересные места для съемки за рубежом.

В прейскурантах профессиональных фотохудожников указаны тарифы на фотосессию, поэтому вы заранее можете узнать, сколько стоят услуги опытного мастера в Москве.

Места проведения съемки за рубежом

Услуги фотографа за рубежом являются очень востребованными, поэтому перед выездом обязательно найдите опытного специалиста. Исполнители Юду помогут организовать съемку свадьбы, медового месяца или других праздников, подобрав подходящее место для проведения фотосессии, например:

  • песчаный берег пляжа
  • красивый интерьер отеля
  • аутентичная часовня
  • дворцовые палаты
  • цветущие сады
  • шикарная вилла

Выбор локации для организации фотосъемки зависит от страны, в которой вы будете находиться, а также от выбранной идеи. Опытный фотограф поможет выбрать наряды и создать оригинальные образы для проведения памятной фотосессии.

Профессиональная фотосессия за рубежом

На Юду предлагают свои услуги опытные фотографы из Москвы и других уголков мира, поэтому вы быстро найдете специалиста, готового запечатлеть самые яркие моменты вашего путешествия. Квалифицированный фотохудожник составит план фотосессии, поможет определиться со стилем съемок, а также с оригинальной локацией.

Нанять профессионального фотографа можно для репортажной и портретной съемки, а также для других видов фотосессий:

  • Love Story
  • на открытом воздухе (пленэр)
  • семейная на природе
  • свадебная церемония
  • медовый месяц

Опытный специалист найдет индивидуальный подход к проведению фотосъемки, предварительно осмотрев с вами выбранные места. Для фотосессии исполнители Юду используют современное оборудование и грамотно выставляют свет, поэтому снимки получаются очень красочными и естественными.

Цены на профессиональную фотосъемку с выездом за рубеж

Стоимость фотосессии за границей во многом зависит от выбранной вами страны. Примерные расценки указаны в прайсах многих исполнителей Юду. Если выбранный специалист находится в другом городе или стране, то вам придется оплачивать его перелет (проезд) и проживание на момент проведения фотосессии. Именно поэтому выгоднее заранее найти квалифицированного фотографа, находящегося в стране, выбранной вами для фотосессии.

Обычно цены на услуги опытного фотографа за границей зависят от многих факторов:

  • страна проведения фотосъемки
  • количество часов, необходимых для фотосессии
  • квалификация фотохудожника и его популярность
  • сложность проведения фотосъемки, связанная с местными законами и другими ограничениями
  • необходимость фотографа совершать перелет для проведения съемки

Стоимость услуг частных фотографов, оказавшихся неподалеку с вами существенно ниже, чем расценки в прайс-листах крупных студий, командирующих своих специалистов.

Преимущества заказа услуг опытного специалиста для съемки за рубежом

Воспользоваться услугами опытного фотографа для съемки за границей выгодно по многим причинам:

  • доступные расценки на профессиональную фотосессию за рубежом
  • использование современной фототехники и художественных приемов
  • качественные фотографии самых ярких моментов путешествия
  • создание комфортной обстановки во время проведения фотосессии

Исполнители Юду всегда открыты для сотрудничества, поэтому предоставляют профессиональные услуги на выгодных для заказчика условиях. Чтобы выбрать опытного фотографа для проведения незабываемой фотосессии за границей, просмотрите отзывы заказчиков и готовые работы в профилях исполнителей Юду. Закажите на youdo.com такую услугу, как фотограф за границей, и вы получите качественные снимки по доступным ценам.

«Свадебные фотографы лет через пять работы уже видеть не могут ни эти свадьбы, ни невест, поверь моему опыту» — поделился как-то знакомый фотограф в разговоре о профессии. Кажется я знаю фотографа, которому на свадьбах хорошо и после многолетних съемок — подумала я об Ольге. Что ж, нужно спросить у неё.

Ольга Салий — путешествующий фотограф, которая уже много лет живёт не понять где, лишь ненадолго иногда появляясь в России, но в строчке о городе проживания до сих пор указывает «Новосибирск». Точки её путешествий можно отслеживать по новым фотографиям, среди которых периодически появляются какие-то невообразимые свадебные пары со всего мира.

— Оля, скажи честно — действительно ли тебе интересно снимать свадьбы — или это просто хорошо оплачивается?

Конечно интересно. Когда я начинала снимать свадьбы в Новосибирске, то начинала со свадебного репортажа, тогда в России так свадьбы ещё не называли, или я просто не слышала, думала, что я «белая ворона» или изобрела колесо, называя свои съёмки «свадебным фоторепортажем» и никому такое не нужно на самом деле.

А когда начала снимать потом зарубежные свадьбы, то оказалось, что им только это и нужно — это моя стихия, то, что мне действительно интересно — снимать настоящую жизнь и эмоции. А свадьба — это событие, в котором эмоций и жизни очень много. К тому же, учитывая, что я делаю это нечасто и свадьбы постоянно разные — каждый раз для меня это что-то новое. И каждый раз это люди из новой страны, со своими новыми для меня привычками, традициями и ценностями…

Оплачивается это тоже хорошо, но теоретически я готова снимать какие-то новые и необычные для меня свадьбы бесплатно. Если будет такое предложение — от каких-нибудь папуасов или просто сумасшедших в хорошем смысле людей, которые позовут меня на Северный полюс или типа того, то вряд ли я откажусь сделать это не заработав ничего, либо даже потратив на это свои деньги.

Я думаю секрета в том, что мне это действительно нравится никакого нет: я снимаю далеко не только свадьбы. Я бы не смогла фотографировать в своей жизни только что-то одно, наверняка мне бы это быстро надоело.

— В каких странах ты уже снимала свадьбы и каких народностей?

Если говорить о свадьбах, то например , австралийцев , европейцев (поляки, французы, литовцы), египтян, американцев, китайцев, … может быть ещё кого-то я забыла перечислить.. Фотографирую я в основном пока в Азии (Сингапур, Таиланд, Непал). В Таиланде часто проводят смешанные свадьбы: однажды это была свадьба, где китаянка выходила замуж за француза , при этом живут они в Австралии и сама китаянка почти не говорит по китайски, а свадьба проходила в . Или ещё одна интересная свадьба, когда русские ребята, живущие во Вьетнаме приехали расписываться в Бангкок и расписывал их консул из совсем другой страны.

Со всеми этими съёмками у меня в сознании пропадают рамки понимания каких-то там границ между странами…

— А какая свадьба была для тебя самая запоминающаяся?

Самая запоминающаяся свадебная съёмка, это когда мы вместе с ребятами ходили в Гималайский — поход к базовому лагерю Аннапурны на неделю. Хотя, это скорее предсвадебная съёмка, в Азии такие фотосессии делают перед свадьбой, чтобы потом фотографии показывать на самом торжестве гостям. И особенно приятным для меня было то, что я потом снимала уже настоящую свадьбу этих же ребят в Сингапуре (они сингапурцы) и могла наблюдать постоянную трансляцию слайд-шоу из своих же фотографий на большом экране. Это оказывается приятно:)

А самая запоминающаяся свадьба, если говорить именно о свадьбе — это когда двое ребят из Новосибирска, которые жили в тот момент в Питере, расписались в тайне от всех в питерском ЗАГСе и уже после этого начали обзванивать родителей и друзей, сообщая им, что они только что поженились. Эту свадьбу я никогда не забуду — мы были только втроём и знала об этом событии только я. Мы просто гуляли весь день по городу, зашли в ЗАГС, потом ребята стали звонить родителям — это всё осталось на фотографиях. Это было очень..торжественно и незабываемо!

Хотя, вот ещё одна запоминающаяся свадьба — ребята из Литвы приехали на остров Самуи и мы сами втроём сделали церемонию с лепестками роз среди бушующего моря — они обменялись кольцами, сказали друг другу какие-то важные слова, бросили цветы в море… и — сели покурить и поесть мороженого:) Недавно я была у них в гостях в Вильнюсе и увидела, что фотографии с этой церемонии стоят в комнатах в большом количестве — это всё очень трогательно, а сама церемония, когда нет больше никого — только молодожёны и фотограф — очень сильное событие, можно сказать, настоящие «таинство».

— А расскажи про традиционные свадебные обычаи у кого какие? — ворует ли кто-нибудь ещё туфлю как у нас, например?

— Явные обычаи, даже очень похожие на наши, типа выкупа и воровства туфли, есть у . У них есть самый настоящий выкуп, когда подружки невесты перегораживают двери, а жених и его друзья делают всякие дурацкие вещи, чтобы пробиться к невесте. У сингапурцев это происходит очень весело и с размахом — кажется женихов это нисколько не напрягает, они прямо полностью отдаются всему фану ситуации и радуются как дети всем этим дурацким конкурсам и задачкам.

У европейцев тоже проходят какие-то конкурсы и игры, может не у всех, но точно есть.

Кстати, тапки (туфли) в Сингапуре тоже воруют, как и у русских. Ещё тапки воруют на непальских свадьбах. Наверняка ещё у кого-то, просто я не заметила.

Ещё у китайцев очень длительные чайные церемонии. Когда все родственники по очереди подходят к жениху и невесте и угощаются чаем в маленьких чашечках, преподнося им при этом конверты с деньгами — подарками к свадьбе.

У непальцев очень долгие религиозные церемонии, которые длятся много часов, когда к жениху и невесте тоже подходят все родственники и гости, которых на свадьбе может быть и 500 и 1000 человек. Благо, что в это время не нужно сидеть и смотреть как это происходит, а можно ходить и пробовать все подряд угощения со шведского стола, можно даже спать, что и делают некоторые, когда устают. Ещё непальцы очень душевно и красиво танцуют под индийскую музыку. Хотя танцуют практически все, независимо от национальности. Особенно под конец, когда бутылки с вином становятся пустыми..

Ещё вот — тем, кто захочет жениться на тайке важно знать об их свадебном обычае — жених на свадьбе передаёт «выкуп» родителям тайской невесты. Если девушка из простой небогатой семьи, то это может быть 2-5 тыс долларов, если из хорошей семьи, то речь уже может идти о десятках тысяч долларов, про совсем обеспеченные семьи я не знаю. Правда в современном Таиланде эти деньги чаще всего каким-либо образом возвращаются молодожёнам, но изначально этот обычай появился потому, что пенсию в Таиланде не платят и ребёнок в семье — это помощь родителям в старости. Мальчики в тайских семьях как-то более свободны, могут вообще в монахи уйти, но могут тоже помогать родителям финансово, а вот девочки обязаны помогать либо работая по дому, либо отправляя большую часть своей зарплаты в семью, либо за счёт этого выкупа от мужчины, который берёт её в жены. Правда он потом ещё и частично содержит родителей своей невесты, но это уже другая тема…

— Чем отличаются для тебя зарубежные свадьбы от русских?

Главное отличие для меня — это конечно ожидания от фотографа. Если в России очень важна свадебная фотосессия, есть даже специальный пакет — это «ЗАГС + прогулка», то у других народов на специальную фотосессию во время свадебного дня часто вообще не выделяется времени. Молодожёнам интересна в первую очередь съёмка репортажа самого события, настоящие эмоции. Хотя, постановочная съёмка всё равно происходит, просто она более ненавязчиво вписывается в свадебный день.

— У кого самые веселые, самые красивые, самые дорогие, самые многочисленные свадьбы?

Самые весёлые или дорогие — у кого угодно могут быть. Самые многочисленные — у непальцев. Пятьсот человек на свадьбе для них — это маленько гостей. Я когда первый раз попала на такую свадьбу (мне заранее сказали, что сегодня у нас будет совсем немного гостей, чисто «для своих», а вот заавтра…). В общем, я конечно обалдела от такой незначительной толпы людей.

— Какие интересные случаи были на свадьбах?

На одной русской свадьбе мои молодожёны чуть не развелись сразу после регистрации, но каким-то чудом удержались от этого действия…

М.. трудно понять что именно может быть интересным. Например, на французско-китайской свадьбе мы пошли фотографироваться на побережье (свадьба проходила в Таиланде) и возле большого дерева к нам подошёл мужчина и представился журналистом (кажется из Европы, я уже не помню) и попросил разрешения сфотографировать молодых возле того большого дерева — оказывается это дерево считается там памятником жертвам цунами — на нём висит несколько фотогарафий погибших в 2004 году при цунами детей… Это было странно и запомнилось мне… Журналист хотел передать своей фотографией, что жизнь не стоит на месте — кто-то погиб, но в этом же месте сейчас другие люди и они счастливы и радуются жизни, создают новые семьи…

А в общем, у меня всегда свой интерес на свадьбах — когда удаётся поработать вместе с каким-нибудь невероятным фотографом или видеть как работает команда крутейших видео-операторов, да и просто видеть новые свадьбы, новые традиции — сам факт новых свадебных дней для меня всегда интересен.

— Какие для тебя сложности в такой работе — есть ли они?

Конечно есть. Мой ужасный , над которым я совершенно не работаю. Я учу его только когда приходится уже общаться с клиентами, в переписке, устно, или когда пишу статьи для своего англоязычного сайта — это всегда жутко тяжело, но надо. Других трудностей так сразу не вспоминается.

— Расскажи как ты начала снимать зарубежные свадьбы — что нужно сделать свадебному фотографу из России, чтобы начать работать с зарубежным рынком?

Когда-то я поехала пожить в , искать русских туристов для фотосессий мне там было негде, заняться тоже было особо нечем, поэтому я пошла на англоязычные форумы и где-то заявила, что я свадебный фотограф и нахожусь в Непале. Тут же, от нечего делать, сделала себе англоязычный сайт , добавила туда своё портфолио, которое уже было к тому времени на начальной стадии… И буквально через месяц меня нашла непальская невеста, предложив съёмку свадбы. Для меня это был очень долгожданный и ценный опыт, скорее как для фотожурналиста — я три дня жила в непальской семье и повсюду ходила за этими людьми с фотоаппаратом.

Потом разместила свадебную галерею на своём сайте и она каким-то чудесным образом выстрелила так, что мне стали присылать заказы на другие англоязычные свадьбы. В основном сначала в Таиланде, потом в Непале, Сингапуре… Ещё помогает в поиске клиентов членство в Международной организации свадебных фотожурналистов (WPJA), но нужно, чтобы тебя туда приняли и нужно платить членский взнос — это актуально только если фотограф работает и рекламируется в определённом месте (городе) долгое время, тогда клиенты через эту организацию действительно есть.

Среди русских свадебных фотографов много очень крутых, многие работают с зарубежными клиентами.. Ну а если даже кто-то ещё не начал, то для начала работы за рубежом нужно просто начать учить английский, сделать свой англоязычный сайт с текстами и заявлять, что ты выезжаешь на свадьбы в такие-то страны. Учитывая зарубежные расценки можно окупать себе дорогу и зарабатывать при этом, даже летая на свадьбы из Сибири. Если конечно ставить не самую низкую цену и брать только большие свадебные съёмки от 10 часов и больше.



Поделиться