Фотография и балет. Балетные фотосессии в студии с фотографом аленой крисман

«Схватить полет – самое трудное», – слова Майи Плисецкой из письма, опубликованного в историческом по сути и масштабу выпуске Dance in Vogue – печатном золоте, как называют издание в нашей редакции. Пожалуй, ее слова лучше всего описывают, почему хорошая балетная фотография – шедевр с большой буквы.
Для чужака балетный мир недосягаем, и, чтобы в него попасть, ты должен быть либо своим, либо гением, поэтому балетные фотографы овеяны ореолом загадочности и избранности. Бесталанным тут места нет.

Для человека непосвященного фотография – самый простой способ прикоснуться к балетному искусству. И, несмотря на замкнутость мира балетных фотографов, мастеров все же достаточно много. Из того же письма Плисецкой: «Великие мастера доказали, что могут поймать воздух в свой объектив».

Артур Элгорт

Классика балетного снимка

Снискав славу в 30 с небольшим лет в британском Vogue, Артур Элгорт сумел оживить моделей в объективе своей камеры. Он рискнул изменить индустрию и идею о том, какой должна быть fashion-фотография. В его кадре артисты не просто танцовщики, но прежде всего личности.

Марио Тестино
«Я верю, что я не просто фотограф»

Перуанский гений, умеющий нажать на кнопку затвора в самый удачный момент. Артисты на его фото сняты не всегда в естественной позе, но всегда искусственно волшебно; они такие, какими мечтают себя видеть. Тестино часто говорит: для него главное, чтобы на съемках герои чувствовали себя комфортно, открывались, были собой. Возможно, поэтому снимки получаются такими чувственными.

Ирвинг Пенн

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа»

Художник, дизайнер, скульптор и фотограф одновременно Ирвинг Пенн раньше всех использовал в съемке методы, без которых сегодня нельзя даже представить коммерческую фотографию. Как пример, модели на идеально белом или сером фоне. Он первый загнал своих героев в угол, используя это как художественный прием. В их числе: хореограф Леонид Мясин, Марта Грэм, а также знаменитая четверка команды балета «Триумф Бахуса» – Риетти, Гальи, Баланчин и Леклерк.

Ричард Аведон

Гений, которому доверялись артисты первой величины. Он умел фотографировать танец так, словно его герои продолжали двигаться на бумаге. Это ему позировал обнаженным Рудольф Нуреев, и про него с восторгом говорила Майя Плисецкая. Пожалуй, Аведон – один из самых знаменитых фотографов балетного мира.


Тим Уолкер

Работы Тима Уолкера – это всегда театр, продуманные детали и скульптурные модели. Будучи ассистентом великого Ричарда Аведона, Тим учился у маэстро лучшему и воплотил в своих работах, обретя свой неповторимый стиль.

Энни Лейбовиц

«У меня всегда была тайная мечта стать балериной»

Фотограф, которая снимала и обнаженных мировых звезд кино и шоу-бизнеса, и первые лица государств, не могла обойти тему балета в своих работах. Будучи влюбленной в балет, она не просто фотографирует артистов, а без преувеличения создает произведения искусства.



Карл Лагерфельд

На протяжении всей своей жизни великий кутюрье не перестает удивлять. Лагерфельд не только придумывает костюмы для танцовщиков, как, например, для Парижской оперы, – он еще и фотографирует. И делает это он, как и все остальное, вкусно и элегантно.

Патрик Демаршелье

Вот где союз моды и балета ощущается особенно гармонично и тонко. Самый востребованный fashion-фотограф мира снимает танцовщиц и танцовщиков, превращая их в богинь и богов, подчеркивает грацию, красоту линий и изгибов тела, силу духа и чувственную натуру одновременно. Демаршелье – художник, чей почерк трудно не узнать среди прочих.

Молодые гении современности

Джеймс Борт

wide=»

Фотограф, которому выпала честь снять коллаборацию модного дома Balmain и Opéra Garnier Paris. Звезды Парижской оперы – его любимая тема. Будь то съемки за кулисами или на сцене, он словно подглядывает за артистами в хорошем смысле этого слова, создавая истории о каждом, воспевая внутреннюю свободу танцовщика.

Ян Омельницкий


Работы Яна – словно кадры из кино, в котором каждому герою дается шанс получить главную роль. И играют, и танцуют они блестяще. Его работы просты, но чарующе привлекательны.

Генри Лютвайлер

Четыре года Лютвайлер работал вместе с хореографом Питером Мартинсом в New York City Ballet и имел свободу фотографировать все в святая святых. За 30 дней он наснимал материал, который стал основой книги, вышедшей в 2015 году, – “Henry Leutwyler. Ballet: Photographs of the New York City Ballet”. Будучи мастером предметной фотографии и имея склонность к социальной тематике, через детали и различные вещицы Лютвайлер открыл своему зрителю подноготную балетного мира.

Данил Головкин

Балетные и коммерция – об этом вам расскажут работы Данила Головкина. Он снимал Полунина для Сноба, артистов Большого для лукбука Peuterey, Диану Вишневу для Condé Nast Traveller Russia и много кого еще. Что бы он ни делал, он показывает артистов в новом свете и амплуа, чем и вызван интерес к его работам.

Рувен Афанфдор

Работы этого современного мастера воплощают в себе традиции и новаторство. Он показывает привычных нам личностей в необычных образах – будь то марионетки или герои оживших полотен, словно украденных у живописцев. Театрально, необычно и очень вкусно.

NYC Dance Project

Кен Броуар и Дебора Ори
Популярный проект, воспевающий искусство движения (фотографы – соавторы одноименной книги “The Art of Movement”). В лучших традициях воздушных фотографий, летящих танцовщиков и струящихся тканей на сером фоне.

Лиза Роуз

Случай, когда можно припомнить слова Плисецкой о том, что балет лучше всего снимают сами артисты – они знают и чувствуют танец. Лиза – танцовщица, хореограф и фотограф в одном лице. Примечательны декорации для съемки, которые использует Лиза: это может быть гардеробная, крыша Парижской оперы или огромная статуя Пегаса на том же здании. Ее работы – доказательство того, что балет вездесущ, он меняется вместе со временем и является неотделимой частью современного мира искусства.

Питер Линдберг

Талантливый фотограф, который работал в том числе и над проектом New York City Ballet’s 2016-2017 campaign – минимализм и грациозность в черно-белом исполнении. «Изысканный, пикантный и кинематографичный» по мнению Vogue, влюбленный в жанр антиутопии, с помощью фотоаппарата Линдберг создает свою вселенную, в которой главное место занимает танец.

Отличной идеей для фотосессии с детьми может стать балет. Наверно нет такой девочки, которая не представляла себя сказочной героиней, и не мечтала примерить балетную пачку и пуанты. Но, как известно, чтобы Золушка попала на бал, необходимо вмешательство волшебницы. Роль феи взяла на себя фотограф Алена Крисман. Попав на занятие проекта «ProBalet» каждая девочка может почувствовать себя балериной.

Алена, расскажите, как родился ваш проект?

Совершенно случайно. Одна моя знакомая руководит небольшой балетной школой, и у нее возникла идея провести фотосессии для девочек-балерин, потому что ни у кого из них не было качественных фотографий для портфолио. И когда мы обсуждали варианты съемки, мы вдруг поняли, что балет - это отличная идея для фотопроекта, в котором смогут принять участие не только балерины, но и все желающие.

В чем суть проекта?

Мы совместили познавательно-интерактивное занятие, посвященное балету, и фотосъемку. В результате рождаются музыкально-балетные фотосказки.

Как это происходит на практике?

Проект «ProBalet» стартовал в ноябре 2017. Мы сразу спланировали четыре сезона и решили, что каждый сезон будет посвящен разным знаменитым балетам. Музыкально-балетные фотосказки проходят в группах, которые мы формируем по возрасту: 4-6, 7-8, 10-12 лет, чтобы детям было интересно вместе. Зимний сезон был открыт балетом «Щелкунчик». Фотосказка состояла из двух частей: сначала проходила балетная фотосессия - девочки знакомились с сюжетом балета, надевали костюмы балерин и попадали в балетный класс, а во второй части для каждой участницы мы создавали сказочный образ Мари, главной героини балета.

То есть ваше занятие - это не просто костюмированная фотосъемка, а настоящее погружение в мир балета?

Да, именно так. Когда проект только начинался, родители иногда спрашивали - а зачем нам участвовать в балетной сказке, если мы можем просто посмотреть балет в театре? Дело в том, что это совершенно другой формат. В театре ты смотришь на происходящее из зала, а здесь ты становишься участником действия, это совсем другие ощущения. Мы приглашаем профессиональных балерин-педагогов, которые сначала рассказывают детям либретто балета, а потом проводят урок хореографии - показывают движения, основные балетные позиции. Каждое занятие проходит под живую музыку. На съемках «Щелкунчика» нам аккомпанировала арфистка из оркестра имени Светланова. Арфа - это волшебный, сказочный инструмент, дети были просто в восторге от возможности потрогать арфу, прикоснуться к струнам.

Фотосъемка идет в течение всего занятия?

Да, поэтому получаются и репортажные, и постановочные кадры, живой рассказ о музыкально-балетной фотосказке. Над проектом работает команда профессионалов: декораторы и стилисты, музыканты и балерины. Для съемок «Щелкунчика» мы подбирали светлые просторные фотостудии в центре Москвы. Я снимала с естественным светом из окна, кроме этого, мы привезли гирлянды и свечи, которые создавали красивые огоньки на заднем плане. Костюмы шили специально под этот проект, для каждой девочки создавалось два образа - маленькой балерины и героини сказки. Причем при желании в съемке могли принять участие и мамы - у нас были приготовлены балетные юбки и пуанты для взрослых. Иногда на съемки приходят девочки-подростки, для них мы проводим чисто балетную фотосессию с участием профессиональных балерин. Если приходят дети, которые занимаются балетом, мы делаем технически более сложные кадры.

Почему для второго сезона проекта вы выбрали балет «Петрушка» Игоря Стравинского?

Нам хотелось, чтобы эта съемка была более активной, с ярким весенним солнцем, цветными костюмами. Мы выбрали контрастную фотостудию с темным залом и большими светлыми окнами. Задача была получить как можно больше разнообразных фотографий, чтобы не повторяться и каждый раз реализовывать что-то новое. Можно было работать с солнечным светом из окна, с контровым освещением, в результате получились фотографии, которые сильно отличаются от зимних фотосказок.

Мы организовали фотозону с театральными декорациями, в которой балерины показали кукольное представление по либретто балета «Петрушка», там же прошла фотосессия в антураже Пасхальной ярмарки. Дети фотографировались с живыми кроликами и цыплятами, это вызвало у малышей море эмоций. Затем девочки переоделись в розовые балетные юбки, и фотосессия продолжилась у балетного станка. По традиции мы пригласили музыканта, на этот раз занятие прошло под аккомпанемент скрипки.

А мальчики и папы к вам приходят?

Конечно, чаще приходят мамы с дочками. Один раз пришел мальчик со своей маленькой сестренкой, он очень по-взрослому вел ее за руку в зал. Правда его больше заинтересовало не балетное занятие, а арфа, он практически все занятие не отходил от музыкального инструмента.

Балет в России больше, чем балет. Балет в России в моде...

Балет – это не просто танец. Это мифология. Со своими небожителями, интригами, скандальными историями любви, славы, забвения.

Балет – это особенная реальность. Блеск и овации сцены и титанический труд, искусственные связки, сломанные ребра и обезболивающие уколы.

Балет – это совершенные тела, сопротивляющиеся всем законам гравитации.

Балет, и в целом танец – это горизонтальная страсть, переведенная в вертикальное положение. Это телесность, грациозная, иногда агрессивная, сексуальность.

Балет – это Красота.

К балетной теме обращаются все, кому не лень, в том числе и фотографы... фотографы самые разные. Одни забираются за кулисы, другие в балетные залы с зеркалами и станками, третьи в гримуборные. Кто-то смотрит на балет как на спорт, кто-то – как на сочетание геометрических форм в статике и в движении, света и тени. А есть и такие, кто смотрят сквозь «балетную пачку» на мир моды. И в этом нет случайности – балет зрелищен по своей природе, костюмы и сценография в любом классическом балетном спектакле – одна из основных составляющих шоу.

Одна из самых знаменитых fashion-арт-фотографов, что добилась признания в этом специфическом жанре – Дебора Турбевиль (Deborah Turbeville). Ее работы печатались в таких изданиях как Vogue, Harper’s Bazaar, Architectural Digest, Zoom, а заказчиками были Valentino, Ralph Lauren, Vera Wang и Nike.

Ее фотографии размыты, сумрачны, вдумчивы и погружают в мир балетных дев, околдовывающих нимфических созданий.

Другой яркий представитель жанра балетной fashion-фотографии, несомненно, американец Луис Гринфилд (Lois Greenfield), который вот уже на протяжении 30 лет снимает диалектику танца и моды. Его фотографии необычайно экспрессивны и порывисты - росчерки дождевых капель на оконном стекле.







Вихрь многочисленных стройных женских ног в балетных туфлях и шелковой материи платьев небесной красоты на фотографиях модного лондонского фотографа Яна Манси (Jan Masny)




Конечно, в Петербурге, одной из двух столиц российского балета, балетная фотография в почете.

Балетные fashion-сессии снимает в городском пространстве Петербурга Олег Зотов




Балетных звезд – Фаруха Рузиматова, Ирму Ниорадзе, Диану Вишневу снимает фотограф Анатолий Бисинбаев. Он прошел аккредитацию в Федерации Европейских профессиональных фотографов FEP в жанре «Театрализованная fashion-съемка».



Поделиться