Фролов основы социологии. Раздел i социология и изучение общества

Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.
Для студентов высших учебных заведений.

Формат: doc / zip
Размер: 496 Кб
Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины
§ 1. Возникновение социологии как науки
§ 2. Объект и предмет социологии
Глава 2. Структура социологического звания
§ 1. Получение научного знания об обществе
§ 2. Социальные законы
§ 3. Уровни социологического знания
Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Глава 1. Содержание культуры
§ 1. Определение понятия "культура"
§ 2. Культура и система норм
§ 3. Структура культуры
§ 4. Формы проявления культуры в жизни человека
§ 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
Глава 2. Личность и общество
§ 1. Основные факторы развития личности
§ 2. Социализация личности
Глава 3. Социальные роли и личность
§ 1. Процесс обучения ролям
§ 2. Предписанные и достигаемые статусы
§ 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт
Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
§ 1. Социальный контроль
§ 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей
§ 1. Социальные контакты
§ 2. Социальные действия
Глава 2. Социальные отношения
§ 1. Формирование социальных отношений
§ 2. Социальные отношения зависимости и власти
Глава 3. Социальные институты
§ 1. Определение понятия "институт"
§ 2. Процесс институционализации и развитие институтов
§ 3. Институциональные признаки
§ 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов
§ 5. Институт семьи
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Глава 1. Возникновение социальных групп
§ 1. Что такое социальная группа
§ 2. Квазигруппы
Глава 2. Виды социальных групп
§ 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов
§ 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами
§ 3. Групповая динамика
Глава 3. Социальные организации
§ 1. Определение организации и ее внутренняя структура
§ 2. Управление организациями
Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы
§ 1. Виды социальных изменений
§ 2. Социальные процессы
Глава 2. Социальные движения
§ 1. Природа социальных движений
§ 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
§ 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
Глава 3. Социальная мобильность
§ 1. Природа социальной мобильности
§ 2. Проблемы социальной мобильности
§ 3. Индивид и социальная мобильность
§ 4. Миграция
Глава 4. Социальные конфликты
§ 1. Этапы протекания конфликта
§ 2. Характеристики конфликта
Словарь ключевых социологических терминов
Литература

Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины
§ 1. Возникновение социологии как науки
§ 2. Объект и предмет социологии
Глава 2. Структура социологического звания
§ 1. Получение научного знания об обществе
§ 2. Социальные законы
§ 3. Уровни социологического знания
Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Глава 1. Содержание культуры
§ 1. Определение понятия "культура"
§ 2. Культура и система норм
§ 3. Структура культуры
§ 4. Формы проявления культуры в жизни человека
§ 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
Глава 2. Личность и общество
§ 1. Основные факторы развития личности
§ 2. Социализация личности
Глава 3. Социальные роли и личность
§ 1. Процесс обучения ролям
§ 2. Предписанные и достигаемые статусы
§ 3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт
Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
§ 1. Социальный контроль
§ 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей
§ 1. Социальные контакты
§ 2. Социальные действия
Глава 2. Социальные отношения
§ 1. Формирование социальных отношений
§ 2. Социальные отношения зависимости и власти
Глава 3. Социальные институты
§ 1. Определение понятия "институт"
§ 2. Процесс институционализации и развитие институтов
§ 3. Институциональные признаки
§ 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов
§ 5. Институт семьи
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Глава 1. Возникновение социальных групп
§ 1. Что такое социальная группа
§ 2. Квазигруппы
Глава 2. Виды социальных групп
§ 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов
§ 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами
§ 3. Групповая динамика
Глава 3. Социальные организации
§ 1. Определение организации и ее внутренняя структура
§ 2. Управление организациями
Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы
§ 1. Виды социальных изменений
§ 2. Социальные процессы
Глава 2. Социальные движения
§ 1. Природа социальных движений
§ 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
§ 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
Глава 3. Социальная мобильность
§ 1. Природа социальной мобильности
§ 2. Проблемы социальной мобильности
§ 3. Индивид и социальная мобильность
§ 4. Миграция
Глава 4. Социальные конфликты
§ 1. Этапы протекания конфликта
§ 2. Характеристики конфликта
Словарь ключевых социологических терминов
Литература


ПРЕДИСЛОВИЕ
.
Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения- значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Социология, Фролов С.С., 1994 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Главная > Учебник

Фролов С.С

Социология.

Учебник для вузов

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с. Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме. Для студентов высших учебных заведений.

Предисловие Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины

    § 1. Возникновение социологии как науки § 2. Объект и предмет социологии
Глава 2. Структура социологического звания
    § 1. Получение научного знания об обществе § 2. Социальные законы § 3. Уровни социологического знания
Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ Глава 1. Содержание культуры
    § 1. Определение понятия "культура" § 2. Культура и система норм § 3. Структура культуры § 4. Формы проявления культуры в жизни человека § 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
Глава 2. Личность и общество
    § 1. Основные факторы развития личности § 2. Социализация личности
Глава 3. Социальные роли и личность
    § 1. Процесс обучения ролям § 2. Предписанные и достигаемые статусы § 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт
Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
    § 1. Социальный контроль § 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей
    § 1. Социальные контакты § 2. Социальные действия
Глава 2. Социальные отношения
    § 1. Формирование социальных отношений § 2. Социальные отношения зависимости и власти
Глава 3. Социальные институты
    § 1. Определение понятия "институт" § 2. Процесс институционализации и развитие институтов § 3. Институциональные признаки § 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов § 5. Институт семьи
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ Глава 1. Возникновение социальных групп
    § 1. Что такое социальная группа § 2. Квазигруппы
Глава 2. Виды социальных групп
    § 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов § 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами § 3. Групповая динамика
Глава 3. Социальные организации
    § 1. Определение организации и ее внутренняя структура § 2. Управление организациями
Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы
    § 1. Виды социальных изменений § 2. Социальные процессы
Глава 2. Социальные движения
    § 1. Природа социальных движений § 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений § 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
Глава 3. Социальная мобильность
    § 1. Природа социальной мобильности § 2. Проблемы социальной мобильности § 3. Индивид и социальная мобильность § 4. Миграция
Глава 4. Социальные конфликты
    § 1. Этапы протекания конфликта § 2. Характеристики конфликта
Словарь ключевых социологических терминов Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности. Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения- значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов. Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем. Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор. Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия. Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложение явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д. Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов. Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в я проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможное надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для paзpaбoтки учебных программ и лекций по социологии.

Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1 ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует: Подобно тому как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мао-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которых безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Николо Макиавелли, Мишель Монтень - вот далеко полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проб. мы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек такой системе мироздания играл весьма незначительную роль.

Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создав механическую, рациональную модель общества, они выдел: отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (16 1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработал схему "движения наций". Эта попытка осталась тогда единствен! В основном все исследования в этой области характеризовались от вечностью, несистематичностью, в связи с чем нельзя сказать возникновении в то время социологии как науки. Анализ общее поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравен* не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительным сравнению с успехами в других областях научной деятельно Почему же наблюдалось такое отставание в изучении обществе явлений?

Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем.

Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории и направления ее полета?

Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободно лей, но и разумом и способностью к обучению. Из этого бесспорного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное - научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают всю необходимость наилучшей модели, устроят свою жизнь в соответствии с ней и установят наилучший социальный порядок и благоденствие С точки зрения науки в этом случае интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства.

Такие или подобные им достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не выдвинуло вопросов практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. При этом выяснилось, что человек в обществе, несмотря на обладание сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - все это ограничивает возможности проявления "свободной воли" человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, к которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты. Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полезности для всеобщего блага.

Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений.

Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками мора ли, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах, также поддающихся изучению.

Что касается точки зрения о "волевом и сознательном" переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на их любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако с оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся ко всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические "разумные" типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо прежде всего подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок.

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии . Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

Творчество Карла Маркса . Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера . Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пони-манию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма . Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица долж- ния общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Предисловие 3

Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины 5
§ 1. Возникновение социологии как науки 5
§ 2. Объект и предмет социологии 12

Глава 2. Структура социологического знания 17
§ 1. Получение научного знания об обществе 17
§ 2. Социальные законы 22
§ 3. Уровни социологического знания 26

Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Глава 2. Личность и общество 56
§ 1. Основные факторы развития личности 56
§ 2. Социализация личности 59

Глава 3. Социальные роли и личность 66
§ 1. Процесс обучения ролям 67
§ 2. Предписанные и достигаемые статусы 69
§ 3. Ролевое напряжение и ролевой конфликт 74

Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения 79
§ 1. Социальный контроль 80
§ 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение 83

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей 96
§ 1. Социальные контакты 96
§ 2. Социальные действия 99

Глава 2. Социальные отношения 105
§ 1. Формирование социальных отношений 106
§ 2. Социальные отношения зависимости и власти 110

Глава 3. Социальные институты 121
§ 1. Определение понятия "институт" 122
§ 2. Процесс институционализации и развитие институтов 124
§ 3. Институциональные признаки 127
§ 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов 130
§ 5. Институт семьи 137

Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Глава 1. Возникновение социальных групп 145
§ 1. Что такое социальная группа 145
§ 2. Квазигруппы 148

Глава 2. Виды социальных групп 154
§ 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов 154
§ 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами 159
§ 3. Групповая динамика 162

Глава 3. Социальные организации 166
§ 1. Определение организации и ее внутренняя структура 166
§ 2. Управление организациями 175

Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы 181
§ 1. Виды социальных изменений 182
§ 2. Социальные процессы 186

Глава 2. Социальные движения 195
§ 1. Природа социальных движений 195
§ 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений 203
§ 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям 207

Глава 3. Социальная мобильность 212
§ 1. Природа социальной мобильности 212
§ 2. Проблемы социальной мобильности 217
§ 3. Индивид и социальная мобильность 220
§ 4. Миграция 223

Глава 4. Социальные конфликты 225
§ 1. Этапы протекания конфликта 226
§ 2. Характеристики конфликта 237

Словарь ключевых социологических терминов 243

Литература 249

Формат: DOC
Язык: Русский



Глава 4. Социальные конфликты
Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 1 ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Классический период развития социологии
Творчество Карла Маркса
Социология Макса Вебера
Идеи Эмиля Дюркгейма
§ 2. объект и предмет социологии
Вопросы для самоконтроля
Раздел I СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Опора на научные авторитеты.
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Правительстве Российской Федерации; под ред. О. И. Лаврушина. 7-е изд., перераб , 187.02kb.
  • Новые поступления литературы в библиотеку Ургупс в декабре 2006 года с социология , 276.4kb.
  • Фролов И. Т. и др. 3-е изд , 14108.71kb.
  • , 5650.32kb.
  • С. С. Фролов социология организаций допущено Министерством образования Российской Федерации , 5650.4kb.
  • Учебник: в 4 т. Т. 4 , 9033.15kb.
  • Д. Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник , 33.66kb.
  • Литература к циклу «Детская поликлиника» Раздел Содержание профилактической работы , 76.72kb.
  • Кравченко А. И. Социология: Учеб для вузов , 26.77kb.
  • Учебник для студентов юридических вузов и факультетов , 10285.83kb.
Фролов С.С

Социология.

Учебник для вузов

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

Рассматриваются основные понятия и концепции социологии, которые дают представление о социальных структурах и процессах, происходящих в обществе, целях и задачах социологии, способствуют формированию целостного образа окружающего социального мира. Предлагаемый материал является результатом обобщения идей и концепций многих отечественных и зарубежных учебников, монографий, а также идей и разработок, выполненных автором. Материал представлен в доступной для изучения форме.

Для студентов высших учебных заведений.

Предисловие

Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины

  • § 1. Возникновение социологии как науки
  • § 2. Объект и предмет социологии
Глава 2. Структура социологического звания
  • § 1. Получение научного знания об обществе
  • § 2. Социальные законы
  • § 3. Уровни социологического знания
Раздел II. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Глава 1. Содержание культуры

  • § 1. Определение понятия "культура"
  • § 2. Культура и система норм
  • § 3. Структура культуры
  • § 4. Формы проявления культуры в жизни человека
  • § 5. Происхождение, развитие и распространение культуры
Глава 2. Личность и общество
  • § 1. Основные факторы развития личности
  • § 2. Социализация личности
Глава 3. Социальные роли и личность
  • § 1. Процесс обучения ролям
  • § 2. Предписанные и достигаемые статусы
  • § 3. Ролевое напряженние и ролевой конфликт
Глава 4. Социальный контроль и социальные отклонения
  • § 1. Социальный контроль
  • § 2. Отклоняющееся (девиантное) поведение
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

Глава 1. Формирование социальных взаимосвязей

  • § 1. Социальные контакты
  • § 2. Социальные действия
Глава 2. Социальные отношения
  • § 1. Формирование социальных отношений
  • § 2. Социальные отношения зависимости и власти
Глава 3. Социальные институты
  • § 1. Определение понятия "институт"
  • § 2. Процесс институционализации и развитие институтов
  • § 3. Институциональные признаки
  • § 4. Институциональные функции и особенности социальных институтов
  • § 5. Институт семьи
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Глава 1. Возникновение социальных групп

  • § 1. Что такое социальная группа
  • § 2. Квазигруппы
Глава 2. Виды социальных групп
  • § 1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов
  • § 2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами
  • § 3. Групповая динамика
Глава 3. Социальные организации
  • § 1. Определение организации и ее внутренняя структура
  • § 2. Управление организациями
Раздел V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 1. Социальные и культурные изменения и социальные процессы

  • § 1. Виды социальных изменений
  • § 2. Социальные процессы
Глава 2. Социальные движения
  • § 1. Природа социальных движений
  • § 2. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
  • § 3. Личностная восприимчивость к социальным движениям
Глава 3. Социальная мобильность
  • § 1. Природа социальной мобильности
  • § 2. Проблемы социальной мобильности
  • § 3. Индивид и социальная мобильность
  • § 4. Миграция
Глава 4. Социальные конфликты
  • § 1. Этапы протекания конфликта
  • § 2. Характеристики конфликта
Словарь ключевых социологических терминов

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Представляя вниманию читателей этот экспериментальный учебник, автор прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе - социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности.

Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения- значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель - сделать так, чтобы читатели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должно сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем.

Вторая цель - культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, неизбежно возникающих при обыденном взгляде на общественные явления. Объективность изложения, отсутствие политической подоплеки, искажающей реальные события, - вот к чему стремился автор.

Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия.

Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложение явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д.

Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов.

Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в я проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможное надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентами учебного курса и полезным преподавателям для paзpaбoтки учебных программ и лекций по социологии.



Поделиться