Фз о судьях в рф. Общественный антикоррупционный комитет

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и законам страны.
Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса, в зависимости от занимаемой должности и стажа работы, не означает изменения его статуса относительно других судей.
Вместе с тем, единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судьи, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Эти особенности определяются федеральными законами и законами субъектов Федерации, о чем шла речь в соответствующих разделах при рассмотрении вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, военных судов, а также судов субъектов Российской Федерации.
Принцип единства статуса судей включает, как отмечалось выше, единый подход к отбору кандидатов и к порядку назначения их на судейские должности. Единый подход находит свое продолжение и в требованиях к судьям, назначенным на должность. В соответствии со ст.3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья:
обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;
при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Решен вопрос и о занятиях судьи, пребывающего в отставке. Он вправе работать в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в соответствующих учреждениях, профсоюзных и иных общественных организациях, быть помощником депутата. Судья в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. На период работы судьи, пребывающего в отставке, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом.
Особенности правового положения судьи, его статус обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества, о которой будет сказано в § 3 настоящей главы.
Процедура осуществления правосудия , предусмотренная законом, одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства (Уголовного и Гражданского процессуальных кодексов, Арбитражного процессуального кодекса), других федеральных законодательных актах детально излагаются правила осуществления судопроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным, административным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.
В соответствии с законом судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Несменяемость судьи и особый порядок приостановления и прекращения его полномочий .
Судья федерального суда, за исключением судей высших (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного) судов Российской Федерации в первый раз назначаются на должность сроком на 3 года, по истечению которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока исполнения до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.
В соответствии со ст.121 Конституции Российской Федерации судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Приостановление полномочий судьи производится решением квалификационной коллегии при наличии одного из следующих оснований:
признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
возбуждение уголовного дела в отношении судьи, либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Судья, полномочия которого приостановлены в связи с привлечением к уголовной ответственности, участием судьи в качестве кандидата в предвыборной кампании или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим – его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
Прекращение полномочий судьи может иметь место как по уважительной, так и по неуважительной причине означает уход или удаление судьи в отставку.
Уход судьи в отставку и в связи с этим прекращение его полномочий наступает в случаях подачи заявления об отставке; истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.
Удаление судьи в отставку возможно ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи или в случае вступившего в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным.
К иным причинам прекращения полномочий судьи относятся прекращение гражданства Российской Федерации; отказ судьи от перевода в другой суд; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Полномочия судьи прекращаются также в случае совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, а также при вступлении в законную силу судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Дальнейшее обжалование возможно путем обращения в Верховный Суд Российской Федерации.
Неприкосновенность судей важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.
Уместно отметить, что судебная неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов и, прежде всего, интересов правосудия. Именно это обстоятельство было отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996 г. Суд подчеркнул, что действующее законодательство не может быть истолковано как исключающее социальный контроль за работой судьи, а отказ квалификационной коллегии дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию или по заявлению гражданина в суд в соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» .

Откладывать подачу, а не заявление о возбуждении дела или избирательные партий и мер вмешательства, чтобы прокомментировать или эти вопросы в ходе разбирательства. Конституционный суд в соответствии со статьей 87 Конституции постановляет. Отмена законов или их отдельных положений, если они не согласуются с конституционным порядком, отмена других законов или их отдельных положений, если они не согласуются с конституционным порядком или законом, конституционная жалоба, органы местного самоуправления от незаконных вмешательств государства, конституционной жалобы физических или юридических лиц, в отношении окончательных решений и других мер со стороны государственных органов в их конституционно гарантированных прав и основных свобод на обжаловании решения в вопросе, подтверждающий избрание депутата или сенатора в сомнении о потере права и о несовместимости, занимающее должность депутата или сенатора в соответствии со ст. 25 Конституции Чешской Республики, импичмент Сената против Президента в соответствии со статьей. 65 пункт. 2 Конституции Чешской Республики, предложение Президента об отмене решения палаты депутатов и Сената в соответствии со ст. 66 Конституции Чешской Республики, настоятель необходимо для осуществления решения международного суда, которое имеет обязательную силу для Чешской Республики, если иное не может быть решено, соответствует ли решение о роспуске политической партии или другому решению относительно деятельности политической партии в соответствии с конституционными или иными законами, государственные органы и органы местного самоуправления, если не имеют права по закону другому органу, соответствие международных соглашений по ст. 10а и 49 Конституции конституционного порядка Чешской Республики, а до его ратификации. В соответствии со статьей 95 (2) Конституции Чешской Республики Конституционный суд также решает по предложению Генерального суда вынести неконституционность закона.

Дополнение, внесенное в Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» ввело четкие гарантии обеспечения интересов правосудия при решении вопросов о привлечении судей к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность судей применяется за совершение проступка, связанного с нарушением норм федерального закона о статусе судей и положений кодекса судейской этики. Дисциплинарные взыскания – предупреждение или досрочное прекращение полномочий судьи - принимаются квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи.
Административная ответственность возможна только по представлению Генерального прокурора и по решению коллегии из трех судей вышестоящего суда. Принятое решение может быть обжаловано судьей в порядке, установленном федеральным законом.
Уголовная ответственность осуществляется с соблюдением следующей процедуры. Вопрос о возбуждении в отношении судьи уголовного дела решается Генеральным прокурором с согласия коллегии из трех судей вышестоящего суда и соответствующей квалификационной коллегии. В процедуре решения вопроса об аресте судьи также предусмотрено как участие коллегии из трех судей так и квалификационной коллегии.
Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации.
Материальное и социальное обеспечение судей – важная составляющая их независимости. За последние годы увеличен размер оплаты труда судей и усовершенствована ее структура. Размер должностного оклада устанавливается в процентном отношении соответственно к должностным окладам Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Например, для судьи районного суда общей юрисдикции он составляет 67% от оклада Председателя Верховного Суда РФ.
Кроме должностного оклада производятся иные выплаты: 50% за особые условия труда; доплаты за выслугу лет; за квалификационный класс; за ученую степень или ученое звание; за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и некоторые другие.
Социальное обеспечение судей включает ежемесячное пожизненное содержание судей, достигших пенсионного возраста, размер которого зависит от стажа работы и устанавливается в пределах до 85% заработной платы судьи, занимающего соответствующую должность. Судье предоставляется ежегодный дополнительный отпуск от 5 до 15 дней в зависимости от стажа работы и некоторые другие гарантии материального обеспечения и социальной защиты..
Медицинское обслуживание судей и членов их семей, включает обеспечение лекарственными средствами, которые предоставляются за счет федерального бюджета. Гарантии государственного страхования жизни, здоровья и имущества судьи обеспечивает возмещение ущерба в случае смерти, причинения телесных повреждений, ущерба имуществу судьи.
Государственная защита призвана обеспечивать независимость и неприкосновенность судьи с учетом важности и значимости выносимых им решений. В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. в редакции от 20 августа 2004 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусмотрена система мер защиты жизни, здоровья, имущества судей, народных и присяжных заседателей федеральных судов, а также мировых судей. Государственная защита судей конституционных и уставных судов субъектов Федерации может устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Помимо мер правовой и социальной защиты, о которых шла речь выше, установлена система мер обеспечения безопасности судей. К ним относятся:
личная охрана, охрана жилища и имущества;
выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу, изменение места работы или учебы;
переселение на другое место жительства;
замена документов, изменение внешности.
Судья и его близкие имеют право знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности и взаимодействовать с охранными службами, в том числе выполнять их законные требования, незамедлительно информировать о каждом случае угроз и не разглашать сведения о принятых мерах обеспечения безопасности.
Меры безопасности в отношении федеральных и мировых судей и их близких обеспечиваются органами внутренних дел, а в отношении военных судей – командованием соответствующих военных частей. В связи с принятием Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в его полномочия входит принятие во взаимодействии с правоохранительными органами мер по обеспечению безопасности судей.

Если общий суд приходит к выводу, что закон, который должен быть применен в решении дела не согласуется с конституционным порядке представить этот вопрос на рассмотрение Конституционного суда и разбирательство в Конституционном суде приостановлен. Услышав жалобу на решение президента Республики о том, что референдум о вступлении в Европейский Союз не выдает, решая ли процедура референдума по вступлению Чехии в Европейский Союз в соответствии с конституционным законом о референдуме по Чехии вступления в Европейский Союз и с законом, принятым для его осуществления. Каждое ходатайство о начале процедуры назначается в соответствии с ключом, предусмотренным графиком работы, одному из судей, который затем выступает в качестве судьи-докладчика.

Особенности правового статуса присяжных заседателей рассмотрены в § 2 гл.III.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 9, ст.828.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст.1455; 1998, № 30, ст.3613; 1999, № 2, ст.238; 2004, № 35, ст. 3607



Отставка судьи - это уход или почетное удаление судьи с должности. Уход может произойти по инициативе судьи и доброволь­но. Для ухода в отставку требуется заявление заинтересованного судьи. Удаление - вынужденный шаг. Оно происходит в случаях истечения срока полномочий судьи (если он установлен), признания недееспособным в предусмотренном законом порядке или из-за болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности. При уходеили почетном удалении судьи в отставку его возрасту не придается такое значение, какое придается ему при увольнении с переходом на пенсию.

Конституционный суд в целом решает о наиболее важных случаях, которые возлагаются на Конституционный суд, то есть, на пленарном заседании. Из перечисленных выше, например, предложений об отмене законов или других законов, юрисдикционные споры, конституционные действия Сената против Президента Республики, предложений для принятия пленума мнения преодолеть юридическое заключение о том, что Конституционный суд принял в своем предыдущем нахождения, и другие вещи который зарезервировал пленарное заседание для принятия решений.

В противном случае большинство конституционных жалоб и другие предложения об открытии разбирательства окончательно решаются советами из трех членов. Пленум Конституционного суда является кворумом, если присутствует не менее десяти судей. Решения большинства голосов, чтобы отменить закон, и в некоторых других случаях необходимо принять решение достичь квалифицированного большинства, по крайней мере, девяти голосов.

Судье, уходящему или удаляемому с почетом в отставку, выплачивается выходное пособие в размере, который не может быть меньше шестикратной месячной заработной платы по оставляемой должности. Если он имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, то по его выбору ему выплачивают пенсию на общих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное содержание, которое при определенных в законе условиях может составить до 85% заработка судьи. У отставных судей, имеющих меньший стаж, ежемесячное содержание сокращается пропорционально количеству лет, проработанных в качестве судьи.

Решение Конституционного суда является окончательным и не может быть обжаловано. Что касается форм решения, Конституционный суд принимает решение по существу дела, в других случаях - по решению. Причина находит выражение часто содержат существенные правовые вопросы, так как в соответствии со ст. 89 п. 2 Конституции, осуществимые решения Конституционного суда являются обязательными для всех органов и лиц, должны рассматриваться в качестве одного из источников права и должны рассматриваться в качестве прецедента.

Судья, который не согласен с принятым решением, имеет право добавить свое другое мнение, так называемое дело. Это право распространяется исключительно на Конституционный суд; судьи обычных судов - за исключением судей Высшего административного суда - нет.

Пребывающий в отставке судья, как сказано в ст. 15 Закона о статусе судей, сохраняет за собой звание судьи и наделяется, как и активно работающий судья, гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества (см. ниже) и может быть повторно назначен судьей. Ему разрешено работать, например, в органах государственного и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, Государственной Думе или Совете Федерации Федерального Собрания РФ, законодательном (представительном) органе субъекта РФ (в качестве помощника депутата), а также преподавать в учебных заведениях, заниматься научной деятельностью, литературным или иным творчеством. За ним сохраняется право на бесплатный проезд в общественном транспорте, другие права, которыми наделяются судьи (льготные условия обеспечения жильем, медицинского обслуживания и т.д.).

Все его выводы и отдельные резолюции, включая различные мнения, публикуются Конституционным судом в печатном сборнике выводов и постановлений Конституционного суда. Наиболее значимые выводы изложены в Официальном собрании законов. Кроме того, Конституционный суд публикует все свои решения в Интернете на своем веб-сайте.

Целью встречи было избрание члена Национального совета судей из числа судей административных судов. Роман Хаузер, совещание Группы по разработке концепции изменения административных процедур. Януш Трчинский был открыт первый выпуск обучения судебных помощников административных судов. Януш Трчиньский по приглашению президента Сумру Чортоглу обратился с визитом в Совет Турции. В ходе визита польская делегация была принята в Анкаре в Государственном совете, в Конституционном, Компетентном и Кассационном управлениях, а также в Административном административном суде. Януш Трчиньский принял участие в заседании Совета Международной ассоциации высших административных судов, организованном Верховным судом Республики Словения. Коллоквиум Ассоциации Государственных Советов и Высших административных судов Европейского Союза. Януш Трчиньский участвовал в заседании Совета директоров Ассоциации Государственных Советов и Высших административных судов Европейского Союза. Януш Трчиньский и отличился выдающимися заслугами перед административной судебной властью и за достижения в научной работе Командир Крест со звездой ордена Возрождения Польши проф. В ходе визита делегация была получена министром юстиции Бранденбурга - польские и немецкие судьи приняли участие в конференции, организованной в Университете Виадрины во Франкфурте. В. фон Бонн и группа специалистов по административному праву из Беларуси, которые находятся в Польше по приглашению. Ломоносова в Москве, юридический факультет Университета Сегеда и Институт государственного управления в Праге.

  • В Ассамблее он принимал участие.
  • Роман Хаузер вместе с делегацией проф.
  • В Генеральной Ассамблее принимали участие, в частности.
  • Встреча была организована Федеральным административным судом Германии.
  • Януш Трчиньский посетил Председателя Европейского суда проф.
  • Анджей Киселевич и проф.
  • Януш Трчиньский - Председатель Высшего административного суда в Варшаве.
  • Энтони МакЛеод Кеннеди - судья Верховного суда Соединенных Штатов.
  • Первая композиция была: проф.
Формально документ был подписан исключительно так называемым и ссылается на меры, принятые для выполнения соглашений Минска 5 и 19 сентября прошлого года.

Отставка может быть прекращена. Это происходит тогда, когда пребывающего в отставке вновь избирают судьей. Допускается прекращение отставки и по иным основаниям: отставной судья не выполняет требования, предъявляемые к судьям (например, он избран депутатом, занимается предпринимательством и т.д.), либо совершил проступок, порочащий его и умаляющий авторитет судебной власти. Прекращение отставки по этим основаниям может быть осуществлено решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, в отношении которого принимается решение.

Четверо лидеров приняли только декларацию, в которой подчеркивалась поддержка перемирия, основанного на суверенитете и территориальной целостности Украины. 13-точечное соглашение предусматривает, в частности, прекращение огня с 15 февраля, вывод тяжелого оборудования и иностранного военного образования.

В то же время документ налагает на Украину обязательство, в частности. принять новую конституцию и реализовать закон о специальном статусе «для некоторых регионов Донецкого и Любельского районов». С одной стороны, достижение соглашения можно судить как успех президента Петра Порошенко, которому удалось избежать однозначно неблагоприятных уступок по геополитическим вопросам, которые пытались заставить Россию, что может привести к серьезному внутриполитическому конфликту в Киеве. С другой стороны, документ во многих местах оставляет широкую интерпретацию - он налагает больше обязательств на Украину, и в то же время эффективность его многочисленных положений зависит от согласия сепаратистов.



Поделиться