Годы скитаний: Из дневника одной ленинградки Елена Скрябина. Почти дневник Валентин Катаев


Этот человек никогда не общался с Иисусом Христом во время его земной жизни и не был в кругу учеников Спасителя. Его биография содержит немало темных пятен и очень странных эпизодов. Почему же так вышло, что именно апостол Павел в конце концов стал одним из наиболее почитаемых авторов Нового Завета?

В прошлом не раз бывало так, что ярый противник какого-либо учения впоследствии превращался в его ревностного апологета. Но история Савла из города Тарc, позже ставшего апостолом Павлом, конечно, стоит особняком. Во-первых, потому что написанные им тексты, вошедшие в состав Нового Завета, стали фундаментом для всей христианской богословской мысли. А во-вторых, потому что он прошел путь не просто от противника до сторонника, а от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения.

Фарисей из Киликии.

Будущий апостол родился в знатной семье фарисеев из Тарса, главного города Киликии. С самого своего рождения он принадлежал к элите, потому что обладал статусом римского гражданина - честь, которой могли похвастаться далеко не все жители имперских провинций. Его растили в достатке, но при этом с соблюдением строгих традиций фарисейского благочестия. Он получил отличное религиозное образование, хорошо знал Тору и умел ее толковать. Казалось, что впереди его не ждет ничего, кроме успешной карьеры.

По некоторым данным, Савл даже входил в состав местного синедриона - высшего религиозного учреждения, которое одновременно исполняло функции суда. Там-то ему и пришлось впервые столкнуться с главными идеологическими врагами фарисеев на тот момент - христианами. Как и полагалось верному последователю фарисейского учения, он активно включился в гонения.

«Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос; и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах», - такие слова будущего апостола приводятся в Деяниях святых апостолов. Одним из самых заметных эпизодов было участие Савла в судьбе святого Стефана, которого насмерть забили камнями. Сам он не принимал участия в расправе, но не пытался остановить убийц и вполне одобрял происходящее.


Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.

Конфликт столпов веры.

Сразу после обращения Павел начал активно проповедовать христианство. 14 лет он ездил по миру и рассказывал о Христе в Аравии, Сирии, Киликии... Спустя некоторое время в Антиохию (столицу Сирии в то время) прибыл и апостол Петр - «камень», на котором основал свою церковь. И между двумя истовыми проповедниками разгорелся нешуточный конфликт. Удивительное дело - бывший фарисей, имеющий за плечами столь тяжкие грехи, не побоялся обвинить Петра в лицемерии!

«...сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» - рассказывает об этом сам Павел в Послании к Галатам. Речь шла о том, что Петр, проповедуя, вел себя не всегда искренне, пытаясь одновременно и вызвать симпатию язычников, и не навлечь на себя осуждение со стороны единоверцев.

Тут стоит напомнить, что христиане поначалу не хотели принимать Павла, памятуя об его фарисейском прошлом. Собственно, только заступничество апостолов Варнавы и Петра помогло ему стать «своим» среди тех, кого он еще вчера подвергал жестоким гонениям. А теперь «в благодарность» он обвинял старшего среди двенадцати апостолов в лицемерии! Удивляет как то, что Павел осмелился на такое, так и то, что это не вызвало никаких нареканий со стороны Петра.

Объяснить поведение Павла несложно. Как известно, нет более горячего фанатика, чем неофит. Энтузиазм новообращенного христианина еще не успел остыть, а препятствия, которые приходилось постоянно преодолевать на пути этого служения, лишь жарче разожгли пламя веры в его душе. Кроме того, Павел явно ощущал свое преимущество над большинством других апостолов. На фоне искренних, но неумелых речей рыбаков, мытарей и странников проповеди профессионального богослова, свободно ориентировавшегося в сложнейших вопросах толкования Торы, наверняка звучали более убедительно и ярко. Вполне возможно, что это давало повод считать себя лучше разбирающимся в вопросах веры, нежели его старшие, но менее образованные собратья. А потому он не боялся поучать, искренне считая, что знает «как надо».

Что касается Петра, то ему хватило мудрости не спорить с Павлом, а признать его правоту. Ведь тот, вольно или невольно, задел самую больную тему - лицемерие. Кому как не Петру, трижды за одну ночь отрекшемуся от своего Учителя, было знать всю силу этого греха! А потому, Петр смирился и не стал возражать обвинениям Павла.

Миссионер или предатель?

Интересен и вопрос о том, почему жестокий фарисей Савл в одночасье превратился в пламенного христианина Павла. Ответ на это снова дает текст Деяний апостолов. Когда Бог велит Анании идти и исцелить Савла от слепоты, тот настолько удивляется, что даже смеет перечить: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме». Но Господь настаивает: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми». И Анания повинуется.

Для Савла, воспитанного на ветхозаветных принципах «око за око», проявление милосердия - это что-то странное и непривычное. Неизвестно, что больше впечатлило его: явленное могущество Бога или поведение Анании, который, пусть сомневаясь, но все же пришел и исцелил злейшего врага своих братьев по вере.

Перед молодым фарисеем, который думал, что во всех подробностях знает, как устроен мир, внезапно открылась новая реальность, построенная на иных, уже христианских ценностях. Эта внезапная смена системы координат и заставила его обратиться в новую веру.

Бог не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел. Вновь вспомним об его образовании и подготовке. Теперь все эти способности были употреблены на благо христианства. Вот почему слова проникали в каждое сердце. И вот почему его слышали во всех концах земли, за что он и был прозван «апостолом язычников».

Он мог проповедовать вдвойне эффективнее, нежели любой христианин, потому что заранее знал, что ему могут возразить фарисеи. И потому выходил победителем из всех диспутов, тем самым еще сильнее зля своих вчерашних соратников.


Потому-то Павла и постигла трагическая судьба, подобно другим апостолам. Ему не могли простить перехода в другой лагерь. Иудеи хотели убить его еще в Дамаске, сразу после начала его проповеди. Но этот план не удался.

В конце концов, решающее слово, как и в случае с , сказало римское правосудие. Павел был казнен в Риме, при императоре Нероне. Причем, как римский гражданин, он был обезглавлен, а не распят. Но слова, сказанные им, живут до сих пор.

Человек, о котором больше всего спорят христиане и иудеи, да и среди самих христиан он вызывает к себе далеко не однозначное отношение. Мог ли один человек со всеми своими слабостями и недостатками, но одновременно великий человек, превратить религиозную доктрину узкой группы последователей в мировую религию - христианство? Да - потому что это сделал апостол Павел.

Христианские теологи были озабочены в основном вопросом насколько верно Павел понял учение Иисуса из Назарета. В своем произведении "Антихрист" Фридрих Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. И довел до логического конца всю критику, выпавшую на долю апостола Павла в Новое время. Не только философ и поэт Ницше, но и христианские богословы требовали отказаться от паулинистского христианства в пользу возвращения к Иисусу.
Иудей Савл или Саул (Шаул) родился в киликийском (ныне турецком) богатом портовом городе Тарсе. По всей видимости он был основан хеттами около 1400 года до н. э. Через него проходили армии персидского царя Кира Великого и македонского царя Александра, тоже носившего этого прозвище. В 64 г. до н. э. римляне сделали его центром провинции, а в 41 году до н. э. в его гавани бросила якорь трирема Клеопатры, которая прибыла завоевать сердце Антония.

В древности считалось, что родители Павла (возможно, что свое греческое имя он получил одновременно с иудейским) из рода Израилева, колена Вениаминова были уроженцы города Гисхала в Иудейской провинции. По учению фарисей, о чем он сам писал, он с гордостью говорил: "Я - римский гражданин!" В то время в Европе насчитывалось не более пяти миллионов граждан Римской империи, то есть одна десятая часть всего населения. Неизвестно, унаследовал ли Павел права римского гражданина от своего отца и был ли отец первым в семье, кто получил римское гражданство. Привилегия быть римским гражданином неоднократно спасала жизнь Павла, хотя он и не избежал многочисленных наказаний, которым подвергался за годы своей миссионерской деятельности.

загадка Лао Цзы

На восьмой день после рождения он был обрезан и наречен Саулом ("выпрошенный" или "вымоленный") в честь первого царя Израиля, также происходившего из колена Вениаминова. По эллински его имя звучало как Савлос, Савл и лишь позднее превратится в Павел. Предположительно у Савла была сестра и брат, которого Павел называл Руфом. Павел был почти ровесником Иисуса, но в отличие от Христа, его разговорным языком был не арамейский, а греческий. Павел читал Ветхий Завет в версии Септуагинты - в греческом переводе, сделанном в 3 веке до н. э. в Александрии. Об этом говорит тот факт, что некоторые из употребляемых им терминов (в частности, "грех") восходят именно к Септуагинте.

Все послания Павла написаны по-гречески. Критики не нашли доказательств того, что он не знал или знал плохо этот язык. Наоборот, речь Павла грамотна и чиста. Судя по цитатам, он знал произведения афинского поэта Менандра, критского поэта Эпименида, стоика Арата и даже неологизмы.

Фарисеи же, по свидетельству историка Иосифа Флавия, верили в бессмертие души и ожидали за гробом награду за добродетель или возмездие за греховную жизнь. На фарисеях лежала обязанность соблюдать 613 заповедей закона Моисеева и при этом они не были скованы запретами и ограничениями, если не считать желание быть праведными, помогать бедным и больным. Фарисеи стремилисьосвободиться от власти эллинизированных царей династии Ирода и от священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души.
Павел нигде не упоминает есть ли у него жена. В Деяниях апостолов нет и намека на его женитьбу.

Использованное им греческое слово agamos, которое переводится как "безбрачный", означало человека без спутницы жизни, равно применимым и к вдовцам, и к проживающим отдельно от супруги и к тем, кто никогда не был женат. Большинство ученых на основании нелестных высказываний Павла о женщинах делают вывод, что он никогда не был женат. Среди специалистов есть и крайние точки зрения: о существовании супруги у апостола Павла и о его нетрадиционной сексуальной ориентации или импотенции.

Павел должен был стать раввином. Однако по обычаю за обучение Торе нельзя было брать деньги и Павел освоил ремесло, которое его кормило бы. Он стал делать палатки. Его негативное отношение к христианам и евангельской проповеди привело к тому, что будущий апостол христианства присутствовал (если даже не был зачинщиком) при побивании камнями первого христианского мученика Святого Стефана.

Благодаря своим природным талантам и полученному воспитанию Савл сделался главой гонений на апостолов и их последователей. При этом он проявлял инициативу и служебное рвение. Савл пришел к первосвященнику Каиафе и попросил у него полномочия отправиться в Дамаск, в котором после казни Стефана скрывались многие ученики Христа. Без различия пола и возраста он обязался привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Написавший об этом Лука или лукавит или не знает, что синедрион не обладал властью над синагогами Дамаска. Зато примечательно отношение к своей миссии Савла!

Основатели учений в реальности: Августин

На пути в Дамаск 26-летнего "инквизитора" поразил чудесный свет с неба, настолько сильный яркий, что он потерял зрение. И перед ним явился сам Иисус Христос. В Дамаск потерявшего зрение Савла привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице - Via Recta - прямо к храму. Вскоре он чудесным образом вновь обрел зрение и принял крещение. С этого времени он становится Павлом и получает высокое назначение в звании апостола язычников.

Предположительно апостол Павел был казнен в Риме при императоре Нероне. Одно из свидетельств принадлежит преемнику Петра, Клименту Римскому, которого считают римским папой. Оно написано приблизительно в 80-е годы. Другое появилось на свет спустя столетие - между 200 и 213 годами и написано отцом латинской патристики Тертуллианом Карфагенским. В 313 году Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" подтвердит: "Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла".

Евсевий Кесарийский относит казнь Павла к промежутку между июлем 67 и июнем 68 года. Некоторые современные исследователи наиболее вероятным называют время накануне самого знаменитого пожара в Риме - в ночь с 18 на 19 июля 64 года.

Закончить рассказ о реальной жизни апостола Павла хотелось бы словами русского религиозного философа Василия Розанова: "Да, Павел трудился, ел, обонял, ходил, был в материальных условиях жизни: но он глубоко из них вышел, ибо уже ничего более не любил (курсив автора - ред.) в них, ничем не любовался".

Часть 1

Святой апостол Павел - одна из самых ярких фигур апостольского века и, пожалуй, одна из самых загадочных. До нас дошли его письма, повествование о значительной части его жизни, написанное апостолом Лукой, и в то же время в биографии этого человека столько загадочного и непонятого, что некоторые западные «богословы» искренне сомневаются даже в реальности этой личности. Кстати, один из их аргументов таков - о нем не упоминается в Талмуде. Об апостолах Петре и Иоанне Талмуд соблаговолил сообщить, о Марии Магдалине тоже, а вот о св. Павле - ни строчки. Проф. Н.Н Глубоковский эту проблему решает просто: «Причина сему кроется именно в его близости к раввинской школе, почему он является сожигающей совестью для последней». (3, с.17) Очень удачное выражение - «сжигающая совесть». Пожалуй, таким мы все его (св. Павла) и воспринимаем. Но стоит заметить, что в одном из писем св. Павел цитирует характеристику своей персоны, данную ему братьями, и оказывается, что в бытовом поведении он «тих и скромен». Нам думается, что для понимания личности апостола и тех изменений, которые в нем произошли после обращения ко Христу, той внутренней борьбы с греховными наклонностями, которая в нем, несомненно, не прекращалась до конца его дней («знаю и понимаю лучшее, а делаю худшее») эта характеристика («тих и скромен») имеет решающее значение.

Святой апостол Павел родом из сирийского города Тарса Киликийского на южном побережье Малой Азии (см.: Деян. 9, 11; 21, 39; 22, 3) - «главного города Киликии, лежавшей у Средиземного моря и составлявшей одну из цветущих областей Римской империи. Блаженный Иероним Стридонский сообщает, что родители Павловы переселились в Тарс из иудейского города Гискала после того, как тот был взят и опустошен римлянами». (1) Родители апостола принадлежали к колену Вениаминову и назвали сына Шаулом - Саулом, Савлом (по-еврейски «желанный, вымоленный») в честь героя колена вениамитян царя Саула. Такие отцы Церкви как Амвросий Медиоланский, Феодорит Кирский и некоторые другие «находили в некоторых местах Ветхого Завета (особенно в 28 стихе 67 псалма предсказание о происхождении Павла от этого колена. Выражение: Еврей от Евреев, употребленное Павлом в Послании к Филиппийцам (Флп. 3, 5), чтобы указать свое происхождение, означает такого человека, между предками которого не было ни одного не обрезанного по обряду Моисееву - преимущество, немало ценившееся во времена Апостола, когда многие из иудеев происходили от язычников, обратившихся в иудейство, или даже сами были некогда язычниками». (1, с 4). Митрополит Владимир (Сабодан) полагал, что «Павел был на несколько лет моложе Иисуса Христа, насколько можно судить из его свидетельства, например в Флп, 9 (написано в 61-63 гг), где он именует себя «старцем», что предполагает возраст порядка шестидесяти лет. Во всяком случае, он не мог родиться много позже 10 г. н.э.

Когда апостол Павел, еще совсем молодой человек, отправился в Иерусалим, дабы получить наставление в отеческом Законе - Торе (Деян. 22:3), Иисус Христос, вероятно, был уже распят. Трудно себе представить, что в момент предания Иисуса Христа крестной смерти Павел был в Иерусалиме, ибо он обязательно отразил бы Страсти Христовы в своих Посланиях» (2).

Родители апостола имели статус римских граждан, и, видимо с этим связано его латинское имя Павел (лат. - «малый, меньший»). «Кто-нибудь из предков Павла приобрел своему потомству право римского гражданства или посредством услуг, оказанных кесарям во время междоусобий, или за деньги. По свидетельству Диона Кассия, Юлий Цезарь даровал это право весьма многим чужестранцам. А Иосиф Флавий говорит, что иудеи очень охотно покупали его у корыстолюбивых римских правителей». (1)

Тарс был в то время известен как город, имеющий свою довольно известную философскую школу, и публичные состязания философов давно стали здесь нормальным явлением. Разумеется, и языческое образование там было на высоте. Неизвестно, правда, получил ли его ап. Павел. «Большая часть писателей, древних и новых, отвечали на (этот вопрос) утвердительно. В самом деле, Тарс славился науками так, что жители его, по замечанию Страбона, соперничали в просвещенности с жителями Афин и Александрии, а поэтому невероятным кажется, чтобы родители Павла не воспользовались для образования своего сына теми средствами, которые находились у них, так сказать, под руками. Самые послания Павловы, по-видимому, дают основания предполагать в нем знание греческих писателей, поскольку он приводит в них стихи некоторых поэтов: Арата (см.: Деян. 17, 28), Менандра (см.: 1 Кор. 15, 32), Епименида (см.: Тит. 1, 12). Несмотря на это, гораздо вероятнее, что образование, полученное Павлом в Иерусалиме, не было предварено изучением в Тарсе греческой мудрости, ибо Савл был отправлен в Иерусалим в самых юных летах. Жизнь мою, - говорит он, - от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи (Деян. 26, 4). То же, без сомнения, означает и выражение: воспитанный... при ногах Гамалиила, кое применяет, говоря о себе, Павел (Деян. 22, 3).

Родители Павла принадлежали к фарисейской секте, а фарисеи, по словам Иосифа Флавия, гнушались не только науками, но и самым языком необрезанных. При тщательном рассмотрении посланий апостола Павла, в самом образе их изложений открывается много доказательств того, что пишущий их не был знаком ни с каким другим образованием, кроме раввинского, бывшего в употреблении у тогдашних палестинских иудеев. Что же касается греческого языка, то из всего видно, что на нем пишет иудей, воспитанный в Палестине, привыкший к выражениям и словосочинению еврейскому» (1). Что касается цитат из греческих поэтов, то они просто могли употребляться, как сейчас, например, цитаты из Грибоедова или известных кинофильмов, то есть в качестве поговорок. «Павел вырос не в собственно иудейской среде, а в иудейской диаспоре Малой Азии, где культура и язык были греческие. Он владел греческим настолько, что это позволяло ему писать Послания к греческим Церквам. Как видно из цитат, Ветхий Завет он читал не на древнееврейском, а в греческом переводе. Нет сомнения в том, что Павел был образованнее остальных двенадцати апостолов. Возможно, не так уж безынтересно отметить часто приводимое обстоятельство, что Павел, очевидно, был горожанином; употребляемые им образы связаны не с жизнью крестьян, рыбаков, виноделов, а с правовой областью». (2)

Павла, несомненно, готовили к жизни законоучителя. Важным элементом такой подготовки считалось приобретение профессии, которая позволила бы прокормиться своими руками, потому что книжник обязан был учить Закону Божию бесплатно. Брать плату можно было только за обучение детей, поскольку это - обязанность родителей. Поэтому в юности апостол обучился шитью палаток (чем до сих пор занимаются жители Тарса) и мастерству кожевника (Деян.18:3). «И этот биографический факт имел определенное значение для Павла-благовестника: его ремесло позволяло ему сохранить независимость от общин; он вполне мог бы претендовать на обеспечение от благовестия (1 Кор. 9:14), однако предпочел оставаться самостоятельным, дабы не давать повода для упрека и не идти на неприятную по тем условиям зависимость, которую могли бы использовать многие люди в злых намерениях (1 Фес. 2:9; 1 Кор. 3:15)».(2).

Современные протестанты уверенно утверждают, что апостол Павел наверняка был женат, поскольку женитьба рассматривалась правоверными иудеями как долг перед Богом и перед обществом. И происходило это довольно рано - в 18-20 лет. Здесь упускается из виду два момента. Во-первых, свидетельство самого апостола, а во-вторых тот факт, что правоверный иудей мог себе позволить отложить выполнение этого долга по одной важной причине - если он посвящал себя изучению Закона. Последнее в отношении апостола Павда даже доказывать не нужно.

Часть 2

«Юный Савл был тщательно наставлен в отеческом законе (ср.: Деян. 22, 3), чего и надлежало ожидать, судя по знаменитости его наставника. Чрезвычайные дарования вскоре выделили его среди сверстников, так что немногие могли равняться с ним в разумении фарисейского богословия (см.: Гал. 1, 14). Природная доброта сердца, а может быть, и пример наставника были причиною того, что Савл, не смотря на юные свои лета, когда обыкновенно любят более знать, нежели исполнять познанное, старался вести жизнь неукоризненную (см.: 2 Тим. 1, 3) и был по правде законной непорочен (ср.: Флп. 3, 6)».(1)

«Промысл, избравший Савла от чрева матери (см.: Гал. 1, 15) на великое служение апостольства, обнаружил мудрое водительство и в том, что попустил ему провести юность свою при ногах Гамалиила (Деян. 22, 3).

Первое понятие о христианстве Павел, по всей вероятности, получил еще в школе Гамалиила, ибо нельзя думать, чтобы фарисейские наставники оставляли учеников своих в неведении о так называемой ими «новой секте», которая с самого своего начала сделалась весьма значительной и угрожала всем преданиям фарисеев. Невероятным даже кажется, чтобы Савл никогда не видал Иисуса Христа в продолжение Его земной жизни. Так, однако же, заставляют думать вся последующая история и все его послания. Павел нигде не упоминает о том, чтобы он видел Иисуса Христа, хотя во многих случаях было бы весьма прилично и даже нужно упомянуть об этом (например, см.: Гал. 1, 12 - ср.: Деян. 1, 21 и др.). Напротив, он нередко говорит нечто такое, из чего должно заключить, что Иисус Христос не был ему известен лично (например, см.: Деян. 9, 5). Притом если бы Павел находился когда-нибудь в числе слушателей Иисуса Христа, то евангелисты, вероятно, заметили бы это обстоятельство, тем более что он, судя по его характеру, не мог быть безмолвным слушателем или зрителем Мессии.

Странность эту можно частично объяснить тем, что время открытого служения Иисуса Христа роду человеческому было непродолжительно и что большая часть его была проведена в путешествиях по Палестине, особенно по той ее части, которая называлась Галилеей. Иисус Христос приходил в Иерусалим только на праздники, и то на краткое время, всегда почти удалялся от шумных собраний народа и проповедовал большей частью не там, где полагали враги Его (см.: Ин. 11, 54-57). Поэтому-то были и такие люди, которым, при всем желании их видеть Его, не представлялся такой случай (см.: Лк. 23, 8). С другой стороны, Гамалиил, сообразно своему характеру, вероятно, старался содержать учеников своих, особенно юных, как Савл, в удалении от всех народных собраний, которые в то время редко обходились без печальных последствий. Лишь по окончании своего образования Савл мог отлучиться из Иерусалима в Тарс к своим родителям». (1)

Существует предание, которое повествует о том, что в юности Ап. Павел дружил с ап. Варнавой, и они много дискутировали о Христе в дни его земной жизни, однако Павел оставался непреклонным противником Господа и Его учения. Об этом свидетельствуют «Деяния» и письма самого апостола. «Первые опыты Савловой вражды ко Христову имени, вероятно, состояли в спорах с провозвестниками оного (см.: Деян. 6, 9). Но школьная ученость фарисейская недолго могла противостоять Стефану, исполненному Духа Божия (см.: Деян. 6, 10). Сила слова заменена была насилием лжи (см.: Деян. 6, 13). Правота Павлова характера не позволяет думать о том, чтобы он участвовал в сплетении клеветы на Стефана, однако же несомненно то, что он одобрял его убиение (см.: Деян. 8, 1) и стерег одежды бесчеловечных Стефановых убийц (см.: Деян. 7, 58).» (1) Есть мнение, что диакон Стефан состоял в отдаленном родстве с ап. Павлом, поэтому он не мог принять непосредственного участия в его убийстве. Полагаем, что и проповеди Стефана в синагоге либертинцев он не слышал, в противном случае как свидетель он обязан был бросить первый камень. «Он поступил в этом случае по совести, но только заблуждающейся. На нем, по замечанию святителя Иоанна Златоуста, в точности сбылись слова Спасителя: Убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2). Ему казалось, что он приносит Богу отцов своих самую приятную жертву, когда преследует распространителей «новой ереси», которая, по его мнению, имела целью ниспровержение иудейской религии. Если бы он увидел, подобно Стефану, Иисуса, сидящего одесную Бога Отца, то, верно, не опасаясь участи Стефановой, в ту же минуту исповедал бы Его Сыном Бога Живаго. Но если гнавший не знал, Кого гнал, то Гонимый зрел уже в нем избранный сосуд (Деян. 9, 15)». (1)

«Успехи рассеянных христиан, которые всюду, где бы ни проходили, благовествовали имя Христово, подали Савлу случай простереть гонение на них за пределы Палестины. Еще дыша угрозами и убийством, он испросил у первосвященников письма к дамасским синагогам (см.: Деян. 9, 2), чтобы, связав тамошних христиан, препроводить их в Иерусалим. Дамаск, весьма обильно заселенный иудеями, представлялся Павлу обширнейшим полем для его действия. Римская власть, которая не терпела таких явлений, каким было убиение Стефана, не имела там силы, ибо Дамаск был завоеван незадолго перед тем Аретою, царем Аравийским (см.: 2 Кор. 11, 32). Новый его властитель благоприятствовал иудеям. Письма первосвященника, и без того уважаемые в иноземных синагогах, в Дамасских должны были иметь силу закона и полный успех, который действительно последовал, только совсем в другом виде!» (1).

К этому времени Савл, по мнению проф. Н.Н. Глубоковского «был лицом довольно известным и даже авторитетным в глазах самого Синедриона». (1)

«Дамасские события, знаменовавшие важный поворот в жизни Павла, всем хорошо известны. Деяния (9:1-22) повествуют о небесном, Божественном явлении (ср. 1 Кор. 15:8), столь поразившем Павла, что тот упал на землю. Происшедшая с ним перемена была более глубокой и неожиданной по сравнению с относительно медленным актом «становления» двенадцати других апостолов». (2) Однако не следует думать, что это стало для Савла обретением новой религии. Явление Христа в мир он воспринял как исполнение всех пророчеств Ветхого Завета, исполнение всех надежд и ожиданий веры отцов, с одной стороны, а с другой ему вскоре стала ясна неизбежность определенного разрыва с иудаизмом как с системой, активно противодействующей главному постулату учения Христова - заповеди о любви - к Богу, ближним и врагам, то есть заповеди о совершенной любви. Любовь к Богу и к ближнему в иудаизме того времени выродилась в систему запретов, часто бессмысленных, а о любви к врагам и речи не было. Возможно, до обращения по дороге в Дамаск возле местечка Каукаб Савл был страстным энергичным юношей, но после обращения он постепенно становится «тихим и скромным». Разумеется, такое изменение характера не могло произойти за несколько мгновений, на это понадобились годы, но таким, несомненно, явился благодатный итог его жизни. Однако, мы забежали вперед. «В порядке вещей следовало бы предположить, что Павел по своем обращении в христианство будет искать случай вступить в сообщество Апостолов, чтобы, научившись от них таинствам новой веры, участвовать в их апостольских трудах. Так, может быть, поступил бы всякий другой, но не Павел. Призванный к христианству и апостольству не человеками и не через человека (Гал. 1, 1), но Самим Иисусом Христом, он от Него Единого ожидал наставления в великом служении своем, не почитая нужным советоваться о том с плотью и кровью (Гал. 1, 16), с кем-либо из людей, себе подобных. Анания, совершивший над ним крещение, мог преподать Павлу и некоторые первые понятия о предметах веры, но мог ли он сообщить ему разумение всех таин Христовых (ср.: Еф. 3, 4), которые впоследствии оказались раскрытыми в посланиях Павловых, причем некоторые из них [например, тайна обращения ко Христу язычников (см.: Еф. 3, 4-8)] были тогда запечатлены еще и для самих Апостолов?» (1)

Часть 3

Из Дамаска новообращенный Савл на три года удаляется в Аравию, по мнению некоторых исследователей, в Наботею - там была большая иудейская диаспора. Святитель Иоанн Златоуст полагает, что в Аравию апостол отправился не только для проповеди, но и для молитвы и Богомыслия. Видимо, во время пребывания в Аравии его молитвенное общение с Господом поставило перед апостолом некоторые вопросы, на которые он не решался ответить самостоятельно. Поэтому он возвращается в Иерусалим, чтобы увидеться с апостолом Петром, Иаковом и другими апостолами. Он почувствовал необходимость сверить свои взгляды с позицией «самовидцев и служителей Слова». К путешествию в Иерусалим его также могло подвигнуть желание проповедовать благовестие в том месте, где он был его упорным гонителем. В иерусалимской общине некоторые отнеслись к нему с недоверием. Однако апостол Варнава ввел его в круг иерусалимских христиан. Во время молвы в храме он получает откровение от Господа о том, что его проповедь не будет иметь успеха в Иерусалиме, а сам он станет апостолом язычников. Поэтому из Иерусалима он отправляется к себе на родину - в Тарс, откуда его через некоторое время апостол Варнава призовет в Антиохию.

«Здесь Павел вместе с Варнавой целый год трудился над образованием Церкви. Успех был столь велик, что Церковь Антиохийская впоследствии сделалась, как известно, Матерью восточных Церквей. Святой Лука по этому поводу замечает, что ученики в Антиохии первыми стали называться христианами (ср.: Деян. 11, 26)». (1)

Приблизительно в это время апостолу Павлу было особое Богоявление, о котором он пишет в одном из писем. Правда, будучи человеком скромным, он не признается, что это происходило с ним самим, а с неким человеком, который был вознесен до третьего неба: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 2-4)». Таким образом Господь готовил его к новым трудам на апостольском поприще.

«Упомянув об откровении, данном Павлу, нельзя обойти молчанием и другого обстоятельства, о котором он упоминает непосредственно за этим откровением. «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, - говорит Павел, - дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор. 12, 7)». Некоторые, вслед за святителем Иоанном Златоустом, считали, что здесь говорится о противниках, с которыми надлежало бороться Павлу, каким был, например, Александр медник, на коего он жаловался во Втором послании к Тимофею (см.: 2 Тим. 4, 14). В самом деле, ангелом зла или посланником сатаны, по употреблению этих слов в Ветхом Завете, мог быть назван какой-нибудь упорный противник истины, поощряемый сатаною. Но выражение: «жало в плоть» показывает, что источник страданий Апостола скрывался в его теле, в каком-либо недуге телесном, который мучил Апостола особенно тем, что препятствовал его ревности в деле проповеди. С этим мнением согласуется и древнейшее предание. Еще Тертулиан разумел под жалом плоти болезнь ушей, а блаженный Иероним - вообще болезнь головы. Посланницею сатаны названа эта болезнь не потому, что она якобы была непосредственным произведением духа злобы, ибо, говоря словами святителя Иоанна Златоуста, мог ли диавол иметь власть над телом Павла, когда сам подлежал его власти, как раб? Но болезнь эта могла быть так названа или по своей лютости, или по ее действиям, которые шли во вред христианству и, следовательно, в пользу царства тьмы.

Само путешествие Апостола для проповеди язычникам было предпринято вследствие откровения некоторым из предстоятелей Апостольской Церкви. Дух Святый повелел им, чтобы «Савл и Варнава выделены были на дело, для которого Он их призвал (Деян. 13, 2)», то есть на проповедь язычникам. Вместо всех напутственных приготовлений они, «совершив пост и молитву, возложили руки» на избранных и «отпустили их» в путь. Вместе с ними отправился и Иоанн, прозванный Марком, сродник Варнавин, но время вскоре покажет, что он был еще неспособен разделять с Павлом труды апостольства». (1)

«Будучи посланы Духом Святым, путешественники не имели и другого руководителя в пути, кроме Него. Сначала прибыли они в Селевкию, приморский город, лежащий против острова Кипра. Оттуда отплыли в Кипр - отечество Варнавы (ср.: Деян. 13, 4; 4, 36). Это последнее обстоятельство и, может быть, слух, что на Кипре находились уже некоторые из христиан, были причиною того, что этот многолюдный остров первый удостоился услышать благовестие. Огласив саламинские синагоги именем Иисуса Христа, проповедники прошли потом весь остров до города Пафа, славившегося своим служением Венере. Здесь чудодейственная сила Божия открылась (насколько известно) в первый раз в Павле. Тамошний проконсул Сергий Павел, которого автор Деяний называет «мужем разумным, пожелал услышать слово Божие». Однако некий иудеянин, именем Вариисус, который выдавал себя за волшебника и пользовался доверием проконсула, всемерно старался отвратить его от веры. Апостол остановил его - волхв тотчас ослеп, а изумленный этим чудом проконсул немедленно принял крещение.

С этих пор евангелист Лука в своем повествовании о путешествиях Апостола постоянно называет его Павлом, между тем как до проповеди слова Божия на Кипре всегда именовал его Савлом. Блаженный Иероним решительно полагал, что Савл назвал себя Павлом по случаю обращения в христианство проконсула Павла» Вполне возможно, что проконсул предложил Савлу свой патронат, что предполагало принятие имени патрона. Однако «многие Отцы Церкви (святители Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский и другие) держались мнения, что Апостол переменил свое имя еще при крещении. В подтверждение этого указывают на обыкновение иудеев обозначать важные события в своей жизни переменой имени». (1)

После этого апостолы вернулись в Малую Азию и там успешно проповедовали. Проповедь их, подкрепленная чудесными действиями Святого Духа была столь впечатляющей для язычников, что их даже приняли за богов (Зевса и Гермеса), и апостолам стоило немалых усилий доказать народу, что они простые смертные. Стоит задуматься над тем, что это был не только забавный эпизод из жизни апостолов, но и определенное искушение для них (это даже не «будете, как боги», а просто «вы - боги!»). Тот факт, что они, ни секунды не колеблясь, категорически от этого отказались, то есть преодолели искушение, говорит о той чистоте, смирении и послушании воле Божьей, которые и делали апостолов апостолами.

«Столь неимоверное уважение к Павлу и Варнаве (что их приняли за богов) позволяло ожидать, что весь город обратится ко Христу. Так, конечно, и было бы, но иудеи превратно истолковали их слова, обвинив во лжи. Придя в Листру, иудеи своей клеветой до того довели неразумный народ, что он побил камнями того самого человека, который недавно был почитаем ими за Гермеса. Изнемогший под ударами камней, Павел упал на землю и, почитаемый за мертвого, был вытащен за город как злодей, недостойный погребения». (1)

Приблизительно в это время апостол знакомится с девушкой, которая впоследствии стала известна миру как равноапостольная Фекла. История их общения описана в апокрифических «Деяниях Павла и Феклы», на основании которых было создано житие равноапостольной Феклы. Под влиянием проповеди апостола и по его благословению она поселилась в пещере и прожила там до глубокой старости в строгих аскетических подвигах, проповедуя и исцеляя народ своими молитвами. Позднее на этом месте был построен женский монастырь, который существует до сих пор.

Часть 4

Первое путешествие апостола Павла продолжалось около двух лет и завершилось в Антиохии Сирийской. Там Апостол столкнулся с очень болезненной проблемой:

«Услышав о миссионерских трудах Павла в Антиохии, иудействующие посылают из Иерусалима людей, которые проникают в тамошнюю общину и вызывают понятное беспокойство среди ее членов. Тогда из-за обострившихся споров было решено выслушать мнение апостолов по этому поводу. В качестве представителей Антиохийской общины наряду с другими делегатами в Иерусалим прибывают два важнейших деятеля: Варнава, откомандированный апостолами в Антиохию как связной человек, и Павел, миссионерская деятельность которого дала повод к раздорам. Павел сознает важность предстоящих переговоров. И вот, в качестве примера, свидетельствующего об успехах его миссии, он берет с собой Тита, христианина, обращенного из язычников.

В Иерусалиме верующие, принадлежавшие ранее к партии фарисеев, требуют от христиан, вышедших из язычников, соблюдения Закона Моисея. Апостолы и пресвитеры собираются на совещание; «по долгом рассуждении», говорится в Деяниях (15:7), они приходят к единому мнению: христиан, выходцев из язычников, освободить от соблюдения Закона Моисеева. Объективно оценивая трудности, неизбежные для христиан - бывших язычников в сильной иудеохристианской общине, апостол Иаков предлагает ввести некоторые, хотя и незначительные, ограничения для них. В послании Апостольского собора Антиохийской, Сирийской и Киликийской общинам сообщалось следующее: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28-29). Эти требования ранее соблюдались иностранцами, проживавшими среди израильтян. Таким образом, они не представляли собой ничего экстраординарного и все более теряли свою актуальность по мере того, как в общинах диаспоры усиливалось влияние христиан из язычников. Снисхождение к «совести немощных» (1 Кор. 8:4 и далее) - вот, собственно говоря, основной мотив выдвинутых апостолами требований.

Впрочем, на Апостольском соборе вообще не был затронут вопрос, в какой степени должны подчиняться Закону иудеохристиане. Неясность этого вопроса заставила поколебаться даже Петра, который, будучи в Антиохии, сначала принимал участие в общих трапезах с христианами из язычников, но потом стал уклоняться от них и своим примером вынудил к тому же остальных иудео-христиан, в частности, Варнаву. И тут Павел публично выступает против Петра, упрекая его в лицемерии; вне всякого сомнения, Павел был прав, и Петр это понял. И опять-таки здесь речь шла о принципиальном решении вопроса, и только по этой причине Павел отстаивал свою точку зрения. Когда он в последний раз приходит в Иерусалим, то не отказывается, по совету Иакова, принять на себя довольно большие издержки на жертвы за живших там иудео-христиан во исполнение назорейского обета, дабы показать, что он «продолжает соблюдать закон». Для Павла было бы нетрудно уклониться от этой обязанности, но для него такая позиция совершенно исключена. С одной стороны, он считает, что царство Закона закончилось, и тем обращенным ко Христу из иудеев, которые способны возвысится до такого понимания, советует жить по Евангелию. За теми же, кто смущается нарушением требований Закона, признает право соблюдать некоторые обряды. Павел не хочет обижать людей, а хочет привести их ко Христу. Когда речь идет о принципах миссионерства у язычников, он непоколебим; но если отказ от Закона может послужить соблазном для новообращенных из иудеев, то он подчиняется Закону. Он знает, что миссия среди язычников - его особая задача, но он также убежден, что апогеем этой миссии будет возвращение Израиля ко Христу, «ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29). (3).

Вернувшись в Антиохию, апостол трудился там некоторое время, однако наставников в вере Христовой там уже было достаточно, а побелевшие нивы требовали жнецов, поэтому Павел, взяв с собой Силу, отправляется в новое путешествие.

«Пройдя Сирию и Киликию и уверившись в твердости тамошних христиан, Павел достиг Дервии и Листры. В последнем городе он нашел себе юного, но неутомимого сотрудника, который впоследствии сделался достойным того, чтобы о нем сказано было Филиппийцам: Я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас (Флп. 2, 20). То был Тимофей, иудей по матери, по отцу язычник. Еще до пришествия Апостола он уже знал Христа и своим поведением (вероятно, и проповедью) снискал себе всеобщее одобрение не только в Листре, но и в Иконии. Павел, который сам обладал даром проникать в души и сердца, тотчас заметил редкие способности юного Тимофея и сделал его своим спутником. Поскольку же надлежало опасаться, что Тимофей, как необрезанный, будет соблазном для христиан из иудеев, которым известно было его происхождение от язычника, то Апостол совершил над ним обряд обрезания. Павел, еще будучи в Иерусалиме, не согласился тогда обрезать Тита (см.: Гал. 2, 3), потому что тот и по отцу, и по матери был язычник, а потому обрезание его было бы соблазнительным для других нарушением христианской свободы. Тимофей же, происходя от матери иудеянки, мог быть обрезан без нарушения этой свободы, потому что в то время почти все верили, что обрезание нужно для иудея и в христианстве. Учитель язычников и здесь, как и в других случаях, смотрел на обрезание как на вещь безразличную и поступил сообразно своему мнению об употреблении таковых вещей - употреблять их так, чтобы от них получать как можно более пользы. «Павел, - говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Деяния апостольские, - обрезал Тимофея, чтобы упразднить обрезание, ибо обрезанный будет проповедовать учение Апостола о том, что не нужно обрезание». Таковой поступок, по замечанию того же Отца Церкви, обнаруживает, что Павел был совершенно свободен от предрассудков, что он, при всей ревности по свободе христианской, не относился, однако же, с предубеждением к обрезанию, знал его цену и умел извлекать из него пользу.

В сопровождении Тимофея, Павел посещал прежние города, извещая учеников об определении Иерусалимской Церкви касательно свободы обращающихся в христианство язычников от обрядового закона. Извещение это было тем нужнее, что из Палестины же готовились выйти безрассудные ревнители сени законной, чтобы воспрепятствовать трудам и успехам Апостола». (2)

Часть 5

Второе апостольское путешествие Павла замечательно двумя особенностями - во-первых, он выходит за пределы Азии в Европу - на территорию Греции, и во-вторых, там, в Афинах, он, можно сказать, лицом к лицу, сталкивается с мудростью «века сего».

Афины - в те времена один из всемирно признанных центров языческого искусства и философии. Апостол попадает на Ареопаг и там произносит проповедь, которая до сих пор считается образцом гомилетического искусства и которая не производит почти никакого воздействия на слушателей. Точнее, ему внимали ровно до того момента, когда он стал возвещать воскресение мертвых. И для современного человека, взлелеянного в лоне «научного» мировоззрения, этот элемент христианского учения представляет собой серьезное препятствие к восприятию благовестия Христова, потому что столь удивительное проявление милости Божьей к людям очень трудно пересчитать в цифры и уложить в прокрустово ложе обычной механистической логики. Павел позже скажет, что наша вера представляет собой для эллинов безумие. В Афинах он убедился в этом лишний раз. Однако там нашлось несколько человек, которые его услышали. Среди них была очень примечательная личность - будущий святой Дионисий Ареопагит. Прозвище его говорит о том, что он состоял в афинском ареопаге. А история его весьма примечательна. Церковное предание знает двух человек, которые, не будучи просвещены проповедью Христовой, получили, однако же, некоторым образом извещение о крестной смерти Господа. Это мать начальника мцхетской синагоги Сидония (она предвидела неправедную казнь Господа, послала своего сына Авиафара предотвратить ее и умерла в ту минуту, когда последний гвоздь был забит в пречистую плоть Сына Божия). А вторым человеком был язычник Дионисий, который во время распятия Господа находился в Египте, изучая там движение небесных светил, и наблюдал солнечное затмение на берегу Средиземного моря («была тьма по всей земле от часа шестого до часа девятого»). Разумеется, он не был осведомлен о том, что происходило тогда в Иерусалиме, но, по благодати Божией, проникшись настроением того скорбного дня, он сказал, что сейчас либо Бог умер, либо очень страдает. Господь открыл апостолу Павлу прошлое Дионисия, и Павел напомнил ему об этом эпизоде его жизни, добавив, что он, Павел, исповедует именно того Бога, Которого когда-то интуитивно почувствовал Дионисий. Дионисий принял проповедь апостола и стал христианином и первым епископом Афин, а закончил он свою славную жизнь в Галлии, возглавляя христианскую общину маленького городка Лютеция, известного впоследствии под именем Париж. Поэтому парижские христиане считают святого Дионисия Ареопагита своим небесным покровителем.

Из Афин апостол Павел направился в Коринф, который был известен в эллинистическом мире как город пороков. Существовало даже такое выражение «коринфовать», то есть вести весьма разнузданный образ жизни. Первые попытки апостола проповедовать там в синагоге, а затем среди язычников почти не увенчались успехом (крестился только начальник синагоги Крисп с домочадцами - наверное, единственный благочестивый человек в городе) и, видимо, рассудив по-человечески, апостол решил, что лучше из этого нового Содома уйти. Однако, Божья воля и воля человеческая, не всегда совпадают, даже если речь идет о столь высоком духом человеке, как апостол Павел. Но позиция апостола в данном случае вполне извинительна, потому что было совершенно очевидно, что слушать его здесь некому. Поэтому Господь Сам является ему и велит продолжать проповедь. Наверное, последующие 18 месяцев деятельности апостола в Коринфе были очень нелегким испытанием для него, но он держался и усердно делал свое дело вопреки очевидности до тех пор, пока иудеи не донесли на него проконсулу Галлиону, и следует сказать, что этот человек, брат известного философа Сенеки, воспитателя императора, проявил чисто римское религиозное беспристрастие и виновным апостола не признал. После этого апостол еще некоторое время пробыл в Коринфе. Стоит отметить еще один примечательный факт. «Деяния» сообщают, что апостол Павел в Кенхерее, коринфском порту, остриг голову по обету. Иудей, хотевший поблагодарить Бога за оказанную ему милость, давал обет назорейства (Числ. 6:1-21). По этому обету, в течение 30 дней человек пребывал в сугубом воздержании - не ел мяса, не пил вина и не стриг волос, после чего приносились жертвы в храме и остригали волосы, чтобы затем сжечь их на жертвеннике. Видимо, успех своей миссии в Коринфе апостол оценивал как нечто чрезвычайное и поэтому решил поблагодарить Господа таким образом. Апостол Павел создал тогда в Коринфе сильную и славную впоследствии христианскую общину и мог теперь оставить этот город. Он опять возвращается в Антиохию Сирийскую и пребывает там приблизительно до 53 года по Р.Х., после чего отправляется благовествовать дальше. Он проходит через Галатию и Фригию, навещая малоазийские Церкви, и добирается до Эфеса. Эфес тогда был важным культурным, спортивным и религиозным центром провинции Асия, и, можно сказать, главным рынком Малой Азии. Там был известный как одно из чудес света храм Артемиды (который, кроме всего прочего, обладал правом убежища для преступников). Это был город спорта, где регулярно проводились Ионические игры. И, кроме всего прочего, Эфес был знаменит своими чародейскими книгами, которые назывались «Эфесскими письмами». Чтобы приобрести эти письма, люди со всего мира приезжали в Эфес и, заполучив их, носили как амулеты.

Во время пребывания апостола в Эфесе было несколько примечательных моментов. Во-первых, он столкнулся с учениками, не обладавшими видимыми дарами Святого Духа. Для древней Церкви это было нечто из ряда вон выходящее. Поэтому апостол специально побеседовал с ними и выяснил, что они приняли только Крещение Иоанново, то есть были крещены не учениками Господа, а Ионном Предтечей или его последователями. Напомним, что такое крещение благодатной спасительной силы не имело, поэтому апостол Павел исправил это упущение. В эфесской синагоге апостол проповедовал три месяца, после чего иудеи не пожелали его слушать. Достоин внимания тот факт, сколь настойчиво апостол Павел пытается достучаться до сердец своих единоверцев. А они его упорно не хотят слышать и гонят отовсюду. Он с горечью осознает, что его вера для иудеев - соблазн. Но до конца дней своих он будет мужественно и терпеливо окучивать эту «природную маслину» и переживать острейшую душевную боль из-за того, что она никак не хочет склоняться в сторону своего спасения.

Когда озлобившиеся иудеи прогнали апостола из синагоги, он стал проповедовать в училище язычника Тиранна. Скорее всего, Павел снимал у него помещение для своих трудов, потому что в одном из греческих списков «Деяний» есть сведения о том, что апостол проповедовал там днем с 11 до 16 часов, то есть во время сиесты, когда жизнь в городах Средиземноморья замирала из-за жары. Скорее всего, утром и вечером апостол трудился, чтоб заработать себе на пропитание, а время дневного отдыха посвящал проповеди (потому что училище в это время было свободно). Конечно, восхищает усердие и учителя и учеников. Он проповедовал там два года и, судя по тому, что прикосновение к платкам и опоясываниям (это, видимо, передники, которыми опоясывались ремесленники во время работы), которыми пользовался тогда апостол, исцеляло больных и бесноватых, его духовная сила была на пике. Ведь спустя несколько месяцев он даже воскресит умершего в македонском городе Троаде. Но это будет чуть позже, а сейчас апостолу необычайно трудно и потом он напишет, что в Эфесе ему приходилось «бороться со зверями». Блаженный Иероним Стридонский и святитель Иоанн Златоуст воспринимали это высказывание как намек на мучительную духовную брань апостола. И не мудрено - город был полон чародеев и прочего языческого зла. После почти комичного происшествия с сыновьями священника Скевы, неудачно изгонявшими бесов именем «Иисуса, Которого проповедует Павел», не только покаялись очень многие уверовавшие в Господа, но и немало чародеев публично сожгли свои колдовские книги. («Деян. 19: 13-20) Это был очень большой успех и, конечно же, он сделал апостола мишенью для дальнейших бесовских нападок. Внешне это выразилось в выступлении против апостола эфесских ювелиров. Опасаясь за свои доходы, они, взбунтовав весь город, пришли толпой к некоему блюстителю порядка и стали жаловаться на Павла. Возможно, это был один из местных архонтов, или префект претория, он понимал, что за народные волнения римская администрация может его наказать или даже сместить. Поэтому он приложил все усилия к тому, чтобы свести на нет мятежные устремления ювелиров. Примечательно, что сам апостол народного возмущения не побоялся и порывался объясниться с толпой, однако его друзья, принадлежавшие к греческому руководству города, просили его не ходить туда. Он уважил их просьбу. После этого апостол покидает Эфес и проходит по Македонским и Асийским городам, проповедуя и собирая пожертвования для Иерусалимской общины, оказавшейся в трудном материальном положении.

Окончание

Складывается такое впечатление, что в Иерусалим апостол Павел идет против воли Божьей, потому что "Дух Святый по церквам" свидетельствует, что он будет арестован, и его уговаривают остаться. Но, видимо, Господь просто предоставил апостолу выбор, и он предпочел страдание ради Христа, что, конечно, же говорит о мере его благодати. В Иерусалиме тучи вокруг него сгущаются, его берут под арест по навету иудеев. Попытки объясниться с народом и с Синедрионом привели еще к большему ожесточению иудеев - его сговорились убить. Всякий раз, когда апостол попадал в тяжелые ситуации, ему являлся Христос и укреплял его.

Спасая узника, римские власти перевели его в Кесарию - административную столицу провинции. Прокуратор, узнав от апостола, что тот привез в общину денег, ждал выкупа. Не дождался. Его сменил другой прокуратор. Римская власть не сочла апостола виновным, но, поскольку он как римский гражданин потребовал суда кесаря, его отправили в Рим, куда он попал после разных перипетий. Прожив в Риме два года под легкой стражей, непрестанно проповедуя, он, наконец, был предоставлен суду императора и оправдался. После чего, по свидетельству св. Климента Римского, он отправился с проповедью до «краев земли», то есть в Испанию, Галлию и Британию. К 66 году он вернулся в Вечный Город. За обращение ко Христу наложниц Нерона был арестован и казнен за городом. Когда ему отрубили голову, в тех местах, где она соприкоснулась с землей, забили 3 чудотворных источника. Сейчас на этом месте находится католический монастырь.

Использованная литература:

1.Священное Писание Нового Завета М., 2009, Издательство Сретенского монастыря.

2.Святитель Иннокентий Херсонский «Жизнь святого апостола Павла» М, 2000, Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

3.Митрополит Владимир (Сабодан) «Апостол Павел и его эпоха», Киев,2004, Пролог.

4.Н.Н. Глубоковский «Благовестие святого апостола Павла и иудейско-раввинское Богословие» СПб, 1998, «Светослов».

Апостол Павел

Апостол Павел

Савл - 13-й апостол Павел.

Савл родился 25 мая 7 года до н.э. в городе Тарсе в Малой Азии.
Впервые имя Савла - будущего апостола Павла упоминается в Библии в эпизоде, связанном с казнью святого Стефана. Как сообщается в «Деяниях апостолов», к ногам Савла палачи Стефана положили свои одежды и будущий апостол «одобрил убийство».
Савл действительно был иудейским священником и яростно боролся против первых христианских общин. Он преследовал всех сторонников Иисуса, выслеживал их по домам, арестовывал и даже принимал участие в некоторых казнях, когда осужденных забивали камнями насмерть.
Смерть первого христианского произошла в 31 году.

«Каменование Св. Стефана». Рембрандт, 1625 г. (Музей изящных искусств, Лион). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 7:58) изображён Савл.

Спустя трое суток после убийства Стефана Савл, возвращаясь домой по пустынной улочке, неожиданно услышал голос, звучащий откуда-то сверху: «Савл, за что преследуешь ты меня?»
Савл резко обернулся, но никого не увидел. Хотя было уже поздно и стояли сумерки, тем не менее местность вокруг просматривалась. Но сколько ни вглядывался Савл в темноту, никого перед собой не увидел.

Испугавшись, Савл спросил:
- Кто ты, откуда? Неведомый голос ответил:
- Это я говорю с тобой, Всевышний. За что преследуешь ты Меня и Сына Моего?
Савл просто оторопел:
- Кто твой сын?
- Сын, посланный мною, Иисус. За что ты его преследуешь? пришел в этот мир от Меня, и его учение верное, потому что оно справедливое. Все, кто выступает против Иисуса, нарушают Божьи законы. Если ты, Савл, не одумаешься, то ты ослепнешь.
С одной стороны, Савл был сильно напуган этими словами, но с другой - он стал себя убеждать, что все это ему пригрезилось, почудилось. И, не поверив в то, что с ним говорил сам Бог, Савл не сделал никаких выводов.
Проснувшись утром, Савл обнаружил перед глазами темноту, как будто ночь еще не закончилась. И лишь спустя некоторое время священник понял, что произошло самое ужасное - он ослеп. Сбылось вчерашнее предупреждение.
Савл начал неустанно молиться и просить Господа простить его. И еще раз услышал он глас Божий: «Проси Сына Моего, он милостив!»
Тогда старший сын Савла отвел его на Голгофу и по просьбе отца оставил там одного. Три дня и три ночи молился неустанно Савл, потеряв счет времени, пока наутро не услышал голос:
- Это я Иисус, что просишь ты!
- Прости меня, Сын Божий, я заблуждался. Иисус ответил ему:
- Тебе все прощается, ибо ты раскаялся. Прощается не мной, а отцом нашим Господом Богом. Ты осознал свою ошибку, и тебе воздастся сполна.
Тут Савл почувствовал на глазах своих прикосновение рук человеческих.
- Я нарекаю тебя Павлом. Придет время, и ты будешь стоять у ворот Рая с ключами.
Какое-то мгновение Савл стоял неподвижно, когда открыл глаза, никого рядом с ним не было, и первое, что он увидел, - восходящее солнце. Это было начало нового дня, но для Савла это было начало новой жизни.
После того как Павел прозрел, он почувствовал в себе огромную силу, и с этого времени в нем проснулся его дар к исцелению и предсказаниям. Еще не раз Иисус во сне приходил к Павлу в трудные минуты, подсказывая и оберегая.
Если человек сильно грешил, если даже убивал, но потом искренне раскаялся в содеянном, то ему будут прощены все его грехи, если пойдет он путем очищения. История с апостолом Павлом живой пример этому.
За все грехи рано или поздно придется расплачиваться. Человек будет или сам страдать в этой жизни, или мучения придут к нему через его собственных детей, внуков или родителей.
Все зло, которое вы сделали кому-нибудь в жизни, обязательно вернется к вам обратно. Не важно каким путем, не важно откуда, но оно вас все равно настигнет. А вот когда вы отстрадаете свое сполна, отмучаетесь за все свои грехи, тогда вам все простится и вы снова можете рассчитывать на счастливую жизнь.
Главная заповедь в учении Иисуса - возлюби своего ближнего, как самого себя, и никогда не делай никому того, чего сам себе не желаешь.
Поэтому все люди, которые живут в любви, в согласии с собой, способные сострадать ближнему, уже в этой жизни получают все мыслимые и немыслимые награды. Павел, преследовавший христиан, был наказан потерей зрения - не надо объяснять насколько тяжела эта утрата для любого человека на Земле. Он мог после этого озлобиться на весь мир, возненавидеть всех людей.
Савл страшно мучился и переживал, но в конце концов нашел в себе силы осознать свои ошибки и, подойдя к Иисусу, смиренно преклонить перед ним колени. Он искренне раскаялся, и поэтому ему все простилось.
Свидетельством искреннего раскаяния Павла служит вся его дальнейшая жизнь.

Андрей Рублёв, Святой Апостол Павел, около 1410 г.

После принятия крещения апостол Павел стал одним из самых неустанных и значительных проповедников христианства. Он совершил множество путешествий по городам и странам средиземноморья, апостол повсюду организовывал христианские общины. Павел отбросил в сторону все сомнения и наставлял, поучал прихожан, рассказывая им об учении Иисуса.
В 60 году Павел прибыл в Рим. Пришел он в те времена, когда и на христиан, и на иудеев были сильные гонения. В 61 году он встретил здесь Петра, который был со своей женой. Апостолы стали вместе читать проповеди.
При императоре Нероне в 64 году в Риме апостола Павла схватили, хотя он и был заранее предупрежден об опасности Петром. Не найдя апостола Петра, вместо него схватили жену и посадили в тюрьму вместе с Павлом. Когда вернулся Петр, всем троим устроили суд. Своей вины никто не признал, и суд принял решение всех казнить.
Павла казнили первым, ему отрубили голову, и безголовое тело было вывешено на кресте на въезде в город, а голова апостола стояла рядом на блюде на небольшом помосте.
Похоронен Павел недалеко от места своей казни в Риме.

"Однако уже в середине I века намечается и другая линия в деятельности Гагтунгра. Пользуясь тем, что миссия Христа в Энрофе осталась недовершенной и поэтому основанная Им церковь, вместо всемирного апофеоза, едва теплится в виде нескольких маленьких общин под грузными пластами государственных институтов, созданных уицраорами, и под косными толщами инвольтированных ими психологий, – силы Гагтунгра начинают вмешиваться в жизнь самой церкви. Выдвигается высокоодаренная и глубоко искренняя в своем порывании к Христу волевая личность, в которой еврейская навязчивость и агрессивная еврейская суровость сочетаются с рассудочно-правовым сознанием римского гражданина. Этот человек был носителем некоей миссии, безусловно светлой, но указанные личные и наследственные черты его извратили понимание этой миссии им самим. Вместо продолжения Христова дела, вместо укрепления и высветления церкви духом любви, и только этим духом, тринадцатый апостол развертывает громадную, широчайшую организационную деятельность, цементируя разрозненные общины строгими уставами, неукоснительным единоначалием и даже страхом, так как опасность быть выброшенным, в случае ослушания, из лона церкви порождала именно духовный страх. То обстоятельство, что апостол Павел никогда не встречал Иисуса Христа при Его жизни и был, следовательно, лишен всего того благодатною, что исходило непосредственно от Иисуса, – это обстоятельство не менее многозначительно, чем и другое: то, что Павел не испытал, как остальные апостолы, схождения Святого Духа. И однако остальные апостолы как бы отодвигаются на второй план, каждый из них сужает свою деятельность до локальных задач, до создавания христианских общин в той или другой стране, а лишенный благодати Павел постепенно оказывается центральной фигурой, возвышающейся надо всеми общинами, все их объединяющей и всем им диктующей то, что ему кажется продолжением Христова дела".
Даниил Андреев - "Роза Мира"

СВЯЗИ с ЭЛЛИНИЗМОМ

Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространённой версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует чёткое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.
Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов.

Празднование

Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла , как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечаетс 29 июня/12 июля , у католиков - 29 июня.

В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарём римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идёт об останках апостола Павла», - заявил понтификна церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтификпообещал, что, когда учёные закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

В 2009-м году во многих германских газетах был напечатан в цвете «фантом-портрет» св. апостола Павла. Он был воссоздан специалистами криминальной полиции Дюссельдорфа - административного центра земли Северный Рейн-Вестфалия. Об этом сообщило немецкое информационное агенство «ДРА».
Опытному специалисту криминальной полиции, выполнившему этот необычный портрет, своими советами помогал дюссельдорфский историк Михаел Хеземан, вот уже несколько лет работающий над научной книгой об апостоле Павле.

Источники:
1. Даниил Андреев. "Роза Мира"
2. Любовь Панова. "Откровения Ангелов-Хранителей. Крест Иисуса".






Copyright © 2015 Любовь безусловная



Поделиться