Гранты для ип. Гранты от государства: тонкости получения помощи бизнесу

Комментарий к статье 13

1. Статья 46 Конституции предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Судебная проверка законности актов и действий в сфере управления, защита субъектов гражданских прав от незаконного административного вмешательства государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц служат гарантией осуществления и соблюдения гражданских прав.

Комментируемая статья развивает конституционную норму, предоставляя суду право признавать не соответствующие закону и иным правовым актам нормативные и ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления недействительными.

Возможность обжаловать в суд незаконные акты и действия в сфере управления ст. 12 ГК трактует как один из способов защиты гражданских прав (см. коммент. к ней). Статья 11 ГК предусматривает наряду с судебной защитой гражданских прав защиту прав в административном порядке. Субъекты гражданских прав вправе выбрать способ защиты. При этом даже обращение за защитой к органу исполнительной власти, наделенному законом соответствующими полномочиями, не лишает права обжаловать в суд принятое этим органом решение (см. коммент. к ст. 11).

Обращение субъекта гражданских прав в вышестоящий в порядке подчиненности орган не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Судебный контроль законности актов государственных органов или органов местного самоуправления и действий должностных лиц в сфере управления более эффективен по сравнению с административным, т.к. суд независим и подчиняется только закону. Судебное разбирательство дает возможность гласно и более полно выявить действительные отношения и принять обоснованное и законное решение. 2.

Нормы комментируемой статьи об основаниях и порядке обжалования актов государственных органов или органов местного самоуправления получили детализацию в ГПК и АПК (в подразделе III ГПК и разд. III АПК).

Важное значение для применения в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов комментируемой статьи имеют пп. 6, 8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, сохранившие силу для применения норм новых процессуальных кодексов, пп. 7 - 14 Постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (Бюллетень ВС РФ, 2003, N 3) и п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ, 2003, N 2). 3.

Процессуальные кодексы устанавливают порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов, более широко определяют предмет обжалования (оспаривания). Наряду с нормативными и ненормативными правовыми актами, названными в комментируемой статье, могут быть обжалованы решения, действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, иных органов, должностных лиц.

Под актами иных органов практика понимает акты органов, наделенных властными полномочиями. Например, акты негосударственного пенсионного фонда, фонда социального страхования и др., наделенных полномочиями осуществлять взыскание соответствующих сумм в бюджет.

Предметом обжалования являются не только акты, но и действия. Статья 16 ГК предусматривает возмещение убытков, причиненных действиями (бездействием), в т.ч. изданием государственным органом или органом местного самоуправления акта, не соответствующего закону или иному правовому акту. Та же формулировка содержится в ст. 1069 ГК. Следовательно, под предметом обжалования (оспаривания) следует понимать как облеченные в письменную форму решения, распоряжения, приказы, предписания, так и действия (бездействие) государственного органа и органа местного самоуправления, их должностных лиц, а также уклонение от принятия решения, нарушающие гражданские права. Для акта (действия, бездействия) как предмета обжалования по ст. 13 в суд характерно то, что он применим в административных правоотношениях, т. е. в отношениях власти и подчинения, хотя одновременно служит основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.

Форма акта соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления в ряде случаев определяется законом или иным нормативным правовым документом. При этом нормативным и ненормативным актам может быть придана разная форма. Они могут быть единоличными (в форме, например, приказа) или коллегиальными (решения, постановления) и др. Таким образом, судебно-арбитражная практика под ненормативным актом понимает документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия для определенного лица.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5) дал толкование понятия акта как предмета судебного обжалования.

Пленум ВАС РФ указал, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Пленум признал также, что налогоплательщик вправе оспорить в суде требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли оспорено решение налогового органа, на основании которого предъявлено соответствующее требование (Вестник ВАС РФ, 2001, N 7, с. 5).

Понятие нормативного акта воспроизведено в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 (Бюллетень ВС РФ, 2003, N 3). Согласно п. 12 Постановления под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

4. Для установления оснований оспаривания и лиц, имеющих право оспорить акты и действия государственных органов и органов местного самоуправления, важную роль играет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 о применении ст. 13 ГК.

В соответствии с п. 6 Постановления основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации. Под охраняемым законом интересом обычно понимается юридический интерес.

Несоответствие оспариваемого акта закону охватывает: неправильное толкование или применение закона при принятии акта; издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия; издание нормативного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; привлечение к ответственности, не предусмотренной нормативными актами, и другие нарушения. При этом неправомерный акт, незаконное бездействие должны нарушать права и интересы конкретного лица, обратившегося за защитой в суд. Обращаться в суд должны заинтересованные лица, т. е. лица, права и обязанности которых затрагивает обжалуемый акт (действие, бездействие). В п. 6 Постановления подчеркнута необходимость наличия одновременно двух этих условий.

Под лицом, подающим заявление в суд, можно понимать как лицо, которому акт адресован, так и иных лиц, если акт нарушает их права и интересы. Так, общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным плана приватизации другого предприятия в связи с тем, что в него были включены принадлежащие обществу складские помещения. Суд признал, что план приватизации не является актом государственного органа, нарушающим интересы истца - общества, и дело производством прекратил. Президиум ВАС РФ отменил определение и направил дело для рассмотрения по существу, указав, что план приватизации одного предприятия, включающий в состав приватизируемого имущества помещения, принадлежащие другому юридическому лицу, затрагивает интересы этого лица, следовательно, оно вправе обжаловать план приватизации. При этом Президиум ВАС РФ подчеркнул, что утвержденный в установленном порядке план приватизации приобретает силу акта органа государственного управления (см. Сборник постановлений Президиума ВАС РФ, Вып. 1, 1996, с. 46). О понятии заинтересованного лица в судебной практике также см.

Комментарий судебно-арбитражной практики. М. Вып. 9. 2002; Вып. 10. 2003.

С заявлением о признании недействительным нормативного или ненормативного акта кроме лиц, права и интересы которых нарушены, в суд могут обратиться прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, когда соответствующим актом нарушены публичные интересы (ст. 45, 46 ГПК и ст. 52, 53 АПК). Закон о конкуренции предусматривает право федерального антимонопольного органа (федеральной антимонопольной службы) и его территориальных управлений обращаться в суд с заявлениями о признании недействительными актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нарушающих антимонопольное законодательство. 5.

В судебной практике возникал вопрос о возможности обжаловать лицам, не имеющим статуса юридического лица, в суд акт, принятый государственным органом или органом местного самоуправления.

Президиум ВАС РФ отменил определение арбитражного суда, которым было прекращено производство по делу, возбужденному по иску о признании решения комитета по земельным ресурсам и землеустройству о наложении штрафа недействительным, только по тому мотиву, что комитет не имеет статуса юридического лица. В своем Постановлении Президиум указал, что решение о наложении штрафа принято комитетом в пределах его компетенции, следовательно, в соответствии с заявлением лица, считающего, что решение нарушает его интересы, подлежит рассмотрению в суде независимо от того, обладает ли орган, принявший акт, статусом юридического лица. Такой спор вытекает из административных, а не гражданско- правовых отношений, поэтому юридический статус органа, принявшего акт, значения не имеет (см. Сборник постановлений Президиума ВАС РФ, Вып. 1, 1996, с. 63). Аналогичное Постановление было принято Президиумом ВАС РФ при отмене определения арбитражного суда, прекратившего производство по делу на основании того, что управление по ценам, акт которого о наложении штрафа за нарушение дисциплины цен оспаривался, не является юридическим лицом (см. Комментарий судебно- арбитражной практики: Вып. 2. М., 1995. С. 50). Во всех этих случаях отказ в рассмотрении заявления, по существу, лишал лицо, законные интересы которого нарушены, права на судебную защиту. 6.

В практике возникал вопрос о возможности обжалования действий должностных лиц в арбитражный суд. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 предусмотрена возможность предъявления налогоплательщиками исков об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов. При этом Пленум предложил судам исходить из того, что по такому спору истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган. Суд также вправе в ходе рассмотрения требования, предъявленного к налоговому органу, при наличии оснований привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика. Такая практика закреплена в ст. 197 АПК.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Закона об исполнительном производстве могут быть обжалованы в соответствующий суд акты (действия, бездействие) судебного пристава- исполнителя.

Нормы об обжаловании актов (действий, бездействия) судебного пристава- исполнителя включены в ст. 197 АПК. В этом случае речь также идет об обжаловании актов (действий, бездействия) должностного лица, т.к. судебный пристав-исполнитель является должностным лицом. 7.

Иным является подход к оспариванию решений (актов и действий) органов управления хозяйственных обществ и товариществ, производственных или потребительских кооперативов, иных юридических лиц (решений общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, решений совета директоров или общего собрания акционеров и др.). Если их решениями или действиями нарушены права и охраняемые законом интересы юридических лиц или граждан (например, акционер не включен в список для голосования на общем собрании, совет директоров акционерного общества принял решение по вопросу, не отнесенному уставом к его компетенции), то в соответствии с п. 8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 суды, осуществляя защиту нарушенных или оспариваемых прав граждан и юридических лиц, такие иски рассматривают как вытекающие из гражданских, а не из административных правоотношений.

В этих случаях речь идет о решениях, принимаемых в процессе организации внутренней деятельности, о принятии решения "хозяйской властью". Именно поэтому подобный спор является спором, вытекающим из гражданских правоотношений (см. коммент. к ст. 12). Такое же толкование дано спорам акционерного общества и акционера в Постановлении Пленума ВАС РФ N 19. 8.

С оспариванием нормативных и ненормативных актов в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, граждане, организации и иные лица могут обращаться как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд. Поэтому очень важным является разграничение компетенции судов (определение подведомственности дел из публичных отношений).

Разграничение компетентности определено ст. 29, 197, 198 АПК различно для дел по оспариванию нормативных актов и дел по оспариванию ненормативных актов, решений и действий (бездействия).

Согласно п. 3 ст. 191 АПК дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Эта норма получила следующее толкование в Постановлении Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11: дела об оспаривании в арбитражном суде нормативных актов рассматриваются только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела (в частности, в ст. 138 НК, ст. 13 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 16, ст. 1316), ст. 43 Закона о рынке ценных бумаг). Этот перечень не является исчерпывающим. Следует добавить п. 4 ст. 5 ТК. Кроме того, антимонопольным органам (Федеральной антимонопольной службе и ее территориальным управлениям) ст. 12 Закона о конкуренции, ст. 23 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг предоставлено право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного акта полностью или в части, если он принят с нарушением антимонопольного законодательства.

Иначе определена компетенция арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий. Согласно ч. 3 ст. 198 АПК заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, когда они затрагивают права и интересы соответствующих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.

Остальные дела из публичных отношений, не отнесенные к ведению арбитражных судов, согласно ч. 3 ст. 22 ГПК рассматриваются судами общей юрисдикции.

Исключение составляют дела, рассмотрение которых входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Это дела по проверке соответствия нормативного акта Конституции. 9.

Можно назвать несколько признаков, характерных для таких дел:

во-первых, одной из сторон всегда является государственный орган, орган местного самоуправления и иные органы, наделенные властными правомочиями;

во-вторых, целью этих дел служат устранение нарушений в сфере управления, защита прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от неоправданного административного вмешательства;

в-третьих, требования заявителя вытекают из административных и иных публичных отношений, т. е. отношений, для которых характерно наличие власти и подчинения. Этот признак является определяющим при отнесении конфликта, послужившего основанием обращения в суд, к делам из административных правоотношений.

Впервые АПК допустил возможность достижения сторонами примирения по таким делам. Практика сломала и другой постулат - она допускает в таких делах возможность предъявления встречных заявлений для рассмотрения совместно с первоначальным заявлением в одном деле.

В соответствии со ст. 246 ГПК и ст. 189 АПК дела из административных отношений рассматриваются по общим правилам искового производства, а в гл. 23 - 25 ГПК и гл. 23 - 26 АПК отражены лишь особенности производства по отдельным категориям дел из публичных отношений.

По этим делам теперь иначе, чем раньше, определены правомочия суда. Принципы состязательности и диспозитивности претерпели существенные изменения. Расширена компетенция судов по вмешательству в отношения сторон, что способствует защите интересов более слабой стороны в конфликте с органом власти. Решение о признании нормативного акта недействующим вступает в законную силу немедленно, а решение о признании ненормативного акта недействующим подлежит немедленному исполнению, т.е. такие акты теряют правовую силу.

Оспаривание ненормативных правовых актов - это правомочие гражданина, который желает защитить свои законные интересы. Еще один вид защиты гражданских прав - признание недействительными решений и действий органов государственной власти или муниципалитета. При этом обжалование решений и действий этих органов регламентируется гражданским законодательством.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления как способ защиты гражданских прав

Акт ненормативного типа, который был издан органом государственной власти или же муниципалитетом (в некоторых случаях и акт нормативного типа), не соответствующий действующему законодательству, может быть признан в качестве недействительного (если он нарушает правомочия гражданина или организации).

Если такой акт был зафиксирован в качестве недействительного в судебной инстанции, нарушенное правомочие будет восстановлено.

Согласно конституционным положениям, гражданин и организация могут оспаривать решения и действия органов власти государственного характера и муниципалитета, а также решения и действия общественных объединений. Судебный контроль за этим - есть одна из гарантий защиты законных интересов лица.

Виды актов государственных органов или органов местного самоуправления, которые могут быть признаны судом недействительными.

Акты, издаваемые органами государственной власти, можно разделить на акты нормативного и ненормативного характера.

Акт нормативного типа - это изданный в установленном законодательством порядке акт, который рассчитан на обязательное применение неопределенным кругом граждан и организаций. При этом он рассчитан на регулирование отношений общественного характера.

К основным отличительным чертам, которые характеризуют документ нормативного типа, можно отнести следующее:

  • издание его в порядке, который установлен действующим законодательством;
  • издание органом госвласти или местным самоуправлением, а также лицом должностного типа;
  • наличие в документе норм, которые имеют обязательное значение для круга лиц неопределенного характера;
  • нормы должны быть рассчитаны на многократное использование;
  • нормы должны быть направлены на регулирование отношений общественного характера, в том числе на изменение и прекращение таких отношений.

Законодательством установлено, что лицо может осуществлять обжалование любых актов, которые были изданы органом власти публичного характера.

Что касается акта ненормативного типа, то это документ, который устанавливает или изменяет юридическое положение конкретного лица.

Оспаривание ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия

Обращение в судебную инстанцию для обжалования актов, которые можно отнести к ненормативным, возможно в течение определенного периода. Обратите внимание, что после истечения этого периода процесс обжалования будет проблематичен.

Согласно гражданскому процессуальному законодательству, лицо может обратиться в судебную инстанцию на протяжении трех месяцев с того момента, как ему стало известно, что его правомочие нарушено. Однако, если условленный срок пропущен, судебная инстанция не может выдать отказ в принятии заявления. В этом случае начинается выяснение причин пропуска (они должны носить уважительный характер).

Заявление о признании документа, изданного органом государственной власти, недействительным должно иметь определенную форму, подается оно в письменном виде. Если заявитель отправил суду ходатайство, последний может приостановить процесс на определенный срок исполнения решения и действия, указанных в акте ненормативного характера.

Особенности разбирательства судебного типа

Разбирательство в отношении актов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется судьей в единоличном порядке. Что касается срока такого рассмотрения, то его максимальное значение составляет два месяца с момента поступления заявления в судебную инстанцию. В этот период включена также подготовка к разбирательству судебного типа (стоит отметить, что иной период может быть установлен законодательством федерального характера).

Дела, касающиеся решений и действий судебного пристава, рассматриваются на протяжении десяти дней с того момента, как заявление поступило в судебную инстанцию.

Во всех случаях судья должен уведомить истца, который обратился с заявлением на государственный орган или местное самоуправление, о месте и времени заседания. Кроме того, уведомляются и госорган и орган местного самоуправления, однако если их представители не явились в зал, это не повод откладывать рассмотрение данного вопроса (если их присутствие не носит обязательный характер).

Обратите внимание: неявка должным образом извещенных лиц, если у них не было на это причины уважительного характера, может повлечь за собой наложение штрафных санкций.

В ходе рассмотрения действий и решений вышеуказанных лиц судебная инстанция проверяет определенный акт на его соответствие законодательному или другому акту нормативного характера. Также судья может проверить, имеются ли у того или иного лица правомочия принимать подобные решения. Обязанность доказать свою невиновность лежит именно на том лице, которое приняло оспариваемое решение.

Если судебная инстанция приняла решение зафиксировать акт в качестве недействительного, выносится соответствующее постановление. Подобное решение подлежит моментальному исполнению (если другой срок не был установлен в судебном постановлении).

При этом решение судебной инстанции должно быть опубликовано в издании печатного типа, где и был издан акт. На орган госвласти или муниципалитет накладывается обязанность устранить все нарушения, которые были допущены при принятии акта, восстановить нарушенные правомочия заявителя.

Резолютивный раздел судебного решения должен содержать следующие данные:

Также в этом разделе может содержаться указание на необходимость сообщить судебной инстанции о том, что ее решение было исполнено.

Таким образом, признание определенных документов в качестве недействительных - это мера, которая направлена на удовлетворение правомочий и защиту интересов лица-заявителя.

При этом подобная мера защиты правомочий может касаться как обычных граждан, так и организаций. Если вы считаете, что ваши права были нарушены, не стоит терпеть несправедливость: в установленные законодательством сроки рекомендуется подать заявление искового типа в соответствующий суд по вашему месту жительства. Если сроки будут пропущены по уважительной причине, право на подачу заявления может быть восстановлено. К причинам уважительного характера судебная практика относит в том числе и болезнь. В этом случае заболевание должно быть подтверждено документально, например, больничным листом.

После того, как акт был зафиксирован в качестве недействительного, он прекращает свое действие в отношении конкретного лица. Обратите внимание, что обжалованию подлежат документы как нормативного, так и ненормативного характера. Правомочие лица на обжалование закреплено, в частности, и в положениях конституционного права.

На нашем сайте уже поднималась тема государственной помощи начинающим бизнесменам (см. ).

Однако это был вводный материал, просто рассказывающий о существующих возможностях, предлагающий разные пути, двигаясь по которым, можно получить деньги.

Здесь мы рассмотрим некоторые нюансы, знание которых значительно повышает ваши шансы на выигрыш гранта .

Практика получения

В первую очередь посмотрите полезное видео - реальная история борьбы за государственную помощь.

Вообще, те или иные формы поддержки - весьма заманчивая штука для людей, только-только приступивших к предпринимательской деятельности и, соответственно, не имеющих ни особого опыта, ни стартового капитала.

Ведь условия выдачи средств гораздо мягче, нежели в кредитной организации. Снимается одно из самых болезненных препятствий - требования к сроку ведения бизнеса (совсем начинающие обычно получают отказ или их нагружают огромными процентными ставками). А самое главное - отдавать полученный капитал не надо!

Однако мы хотим предостеречь вас от чрезмерной эйфории. На деле не все так радужно. И дело тут даже не в коррупции и поддержке только "своих" людей с "нужными" проектами. Это, к сожалению, тоже имеет место быть, хотя значимость коррупции (по крайней мере в этой сфере) сильно преувеличена. Зато хватает других проблем.

Препятствия и недостатки

  • Множество формальностей при оформлении проекта, который претендует на грант.
  • Необходимость отчитываться о потраченных суммах (зачастую - только согласно плана, отклонения недопустимы).
  • Обычно более-менее крупные суммы передаются юридическим лицам и ИП только на конкурсной основе. Названия конкурсов могут быть разными - начиная от "Ярмарки инновационных предприятий" и до "Развитие туризма в Гадюкинском районе". Каждое такое мероприятие может иметь свою специфику - а может и не иметь. То, что в названии "раздачи слонов" указано слово "инновации" - отнюдь не означает, что допущены будут только бизнес-планы, где есть ноу-хау.
  • В дополнение к предыдущему пункту: очень часто выдачей средств заведуют не слишком компетентные люди. Новизна наоборот может их отпугнуть. Автор этой статьи был на паре конкурсов, где отличный IT-проект занял едва ли не последнее место, а счастливым обладателем 250 000 рублей стал начинающий бизнесмен, стратегия которого сводилась к покупке 2 лесопильных станков и найме 2 человек для их обслуживания.
  • Хотя многие мероприятия в районах и областях проводятся регулярно, очень часто их условия и формальные требования меняются. Во многом это инструмент "легальной коррупции". Спрятав необходимые нюансы глубоко-глубоко на сайте "бизнес-инкубатора" или другойструктуры-организатора, можно отсеять львиную долю претендентов. А нужные люди, разумеется, будут в курсе. И все получится честно - только их бизнес-планы будут соответствовать всем критериям.

Как видите, получить от госструктур деньги на бизнес не так-то просто. Зачастую на то, чтобы подготовиться к подаче документов и презентации своего детища, требуется столько времени и сил, что порой проще заработать аналогичную гранту сумму, просто разгружая вагоны. С другой стороны, если вы все-таки хотите попытать счастья, то ничего невозможного нет. Рекомендуем как следует изучить приведенные ниже советы и постараться им последовать.

Как правильно бороться за грант

Во-первых, изучите озвученные выше препоны и опасности. Вооружитесь предупреждением.

Во-вторых, огромным бонусом для вас будет, если ваш бизнес-план будет как-то связан с интересами какого-либо городского (муниципального) органа или предприятия. Например, вы можете делать за них часть работы - за плату, разумеется. Предварительно согласовав свою идею с вашим "клиентом" (тем самым предприятием) и заручившись их хотя бы формальной поддержкой - вы сделаете огромный шаг вперед. Разумеется, партнерские взаимоотношения нужно будет отразить в документации, которая будет подаваться на рассмотрение.

В-третьих, тщательно изучите все формальные критерии. Тут без комментариев.

В-четвертых, не попадайтесь в одну из самых коварных ловушек - "возмещение средств". Очень часто средства выделяются не просто так, под прожект, а уже работающей организации (ИП). То есть энная сумма уже должна быть потрачена - обычно достаточно половины предполагаемой. То есть если вы претендуете на 300 тысяч, извольте показать документы, подтверждающие, что вы уже вложили минимум 150.

Такое требование, конечно же, ставится не всегда. А его коварство в том, что оно может ставиться в "последний момент", одновременно с публикацией регламента оценки конкурсных работ. Где-нибудь за 1 месяц (а то и меньше) до начала работы комиссии и окончания приема заявок. Как узнать, будет ли подобное условие стоять в том или случае? Лучше всего - через личный разговор с организаторами.

В-пятых, в обосновании лучше всего упирать на ликвидные активы. То есть если средства вам нужны для аренды офиса, зарплаты директору и бухгалтеру - вряд ли вы их получите. А вот если предполагается потратить их на ликвидное оборудование, которое потом в случае чего можно будет перепродать - то ваши акции, опять же растут.

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства », в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры ; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством , и другие программы.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки . По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области . На сайте «Малый бизнес Кубани » приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах » на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органы по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации .

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

  • Минэкономразвития России

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

  • Корпорации МСП

Эта организация занимается решением различного спектра задач , в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.

  • АО «МСП Банк»

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020-2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал , который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212 . Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р , в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.



Поделиться