Хочу и нравится хочу и надо. Сочинение на тему «Хочу и надо»: рекомендации к написанию и примеры

В школьной программе есть разные задания, в том числе ученикам могут сказать написать сочинение на тему «Хочу и надо». На первый взгляд такая работа может показаться сложной. Тем не менее, если разобраться и углубиться в тематику, то выполнить задание на высшем уровне не составит труда. Для написания сочинения на тему «Хочу и надо» в 7 классе, нужно подумать о том, какие именно доводы будут представлены в рассуждении, и изложить их в правильном порядке.

Каким должно быть сочинение?

Рассуждение должно полностью раскрывать тему задания. В сочинении обязательно привести конкретные примеры, доводы, которые покажут осведомленность ученика в данной тематике. Каждое предложение нужно наполнить смыслом, настроением. Тогда даже написав самое короткое сочинение, с легкостью можно получить высокую оценку и похвалу от преподавателя.

План сочинения

Чтобы рассуждение получилось грамотным и изложенным в верном порядке, нужно подготовиться к работе. Это можно сделать, написав план к сочинению на тему «Хочу и надо». Он может быть следующим:

  1. Вступление. В этом абзаце надо кратко описать суть вопроса и дать понять читателю, о чем далее пойдет речь.
  2. Основная часть. В данном разделе следует привести конкретные примеры и доказать свои суждения. Ситуаций, в которых понятия "хочу" и "надо" объединяются, может быть несколько. Самое главное, правильно соединить между собой разные ситуации в сочинении.
  3. Вывод. Он должен быть написан на основании сочинения на тему «Хочу и надо». Краткое заключение следует писать сжато, но убедительно.

Такой план поможет без затруднений выполнить работу вне зависимости от творческих способностей ученика.

Сочинение на тему «Хочу и надо»

Ученики 7 класса вполне способны рассуждать по-взрослому. Поэтому сочинение может быть серьезным, несущим глубокий смысл. За пример можно взять вариант, представленный ниже.

Многие думают, что между понятиями «хочу» и «надо» нет ничего общего. Я считаю, что это мнение ошибочно. У меня есть масса доводов, чтобы доказать, насколько это сочетающиеся между собой слова.

Каждый с раннего детства привык, что есть слово «хочу». Мало кто из родителей с пеленок утруждает малыша требованиями, обычно мамы и папы стараются удовлетворить все порывы сына или дочки в желании познавать мир. Когда же ребенок подрастает, от него начинают что-то требовать. Например, надо помыть руки, надо убрать за собой игрушки. В этом случае «хочу» уже не всегда играет роль.

Еще больше «надо» появляется, когда ребенок идет в садик или в школу. Тут уже «надо» рано утром вставать, идти умываться и чистить зубы, кушать, выполнять домашние задания. С детства становиться понятно, что для получения того, что человек называет словом «хочу», сначала необходимо сделать то, что «надо».

Например, мама реагирует на то, что я «хочу» идти гулять на улицу только после того, как я пойму, что «надо» сначала сделать все уроки. Такое переплетение «хочу» и «надо» - не только у детей. У взрослых тоже это есть. Вот мама с папой хотят, чтобы летом мы полетели отдыхать на дорогой курорт, а для этого надо работать. Конечно, хочется только отдыхать, наслаждаться жизнью, но сначала, в любом случае, надо обеспечить себе такую возможность.

Я на все сто процентов уверена, что прежде, чем получить то, что я хочу, мне нужно сделать то, что надо. Самое главное, правильно выстроить цепочку, которая поможет достичь цели.

Такое сочинение на тему «Хочу и надо» вполне подойдет для написания учеником 7 класса. Самое главное - привести свои конкретные примеры из жизни, чтобы работа была интересной и наполненной душой.

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Хочу и надо»

Есть дети, которые считают, что краткость - это сестра таланта. Для таких мальчиков и девочек подойдет сжатое сочинение. Тем не менее оно должно быть наполнено смыслом и передавать основную мысль.

Некоторые считают, что «хочу» и «надо» - это практически одно и то же. Конечно, такие люди на планете Земля существуют, у которых желания полностью совпадают с тем, что они делают. Тем не менее я уверен, что большинство людей живут по четко налаженной схеме - чтобы получить то, что хочется, сначала нужно сделать то, что надо. У меня есть много мыслей на этот счет, и я готов их донести, чтобы доказать свою правоту.

Например, я «хочу» спать до двенадцати дня, а мне «надо» вставать в семь утра, чтобы не опоздать в школу. В будущем я «хочу» стать продвинутым программистом. А для осуществления этой мечты мне «надо» идти в школу, несмотря на то, что я хочу спать, и грызть гранит разных наук. Еще я очень «хочу» поехать летом в лагерь. Мама мне сказала, что «надо» закончить год с хорошими оценками для этой поездки. Это лишь некоторые примеры того, что между «хочу» и «надо» тянется невидимая нить, которая объединяет эти два слова.

Самое главное, чтобы человек понял, что нужно обязательно сделать для достижения поставленных пред собой целей. Тогда есть возможность прийти к столь идеальному варианту, как совпадение желаний с тем, что человек делает.

Такое сочинение-размышление на тему «Хочу и надо» вполне подойдет для учащихся 7 класса. Главное - приводить свои конкретные доводы и идеи в содержании работы.

Развернутое сочинение

Есть школьники, которые любят писать длинные сочинения, полностью излагая все мысли, закрадывающиеся в голову. Такое рассуждение тоже подойдет. Рассмотрим пример.

Кто-то считает, что «хочу» и «надо» - это два разных понятия. Я с этим суждением не согласна и могу личными доводами доказать, что между этими двумя, казалось бы противоположными, понятиями, есть существенная взаимосвязь.

Например, я хочу целый день смотреть любимый сериал в выходной день и ничего не делать. Но мне надо помогать маме убираться по дому, потому что самой ей сложно и живем мы в квартире вместе. А еще мне хочется каждый раз по выходным куда-то ходить с друзьями. Но если я не сделаю то, что надо по дому, то мама меня никуда не отпустит.

У меня есть конкретный пример человека, который достиг того, что его обязательства совпадают с его желаниями - это мой старший брат. Он еще со старших классов всегда мечтал иметь свой автомобильный салон и руководить этой компанией. На сегодняшний день он достиг своей цели, его не обременяют обязанности. Но ранее, чтобы осуществить мечту, он очень много работал, даже там, где ему не хотелось. Паша хватался за любую работу, даже ту, которая была ему сложна и неинтересна. А все потому, что он понимал, что для открытия бизнеса «надо» работать, чтобы накопить нужную сумму денег.

Теперь он руководит автомобильным салоном, ездит отдыхать на дорогие курорты. А все потому, что делал в нужный момент то, что «надо», а не то, что «хочет». Брат для меня - настоящий пример, он доказал, что правильно расставленные акценты и мечты позволяют человеку достичь гармонии и делать только то, что он хочет.

Таких примеров еще можно приводить много. Но я считаю, что самое главное - определить свою цель, и тогда то, что называется словом «надо», не будет приносить неприятных эмоций и подарит возможность осуществить заветные мечты. Ведь наши желания - это всего лишь мечты, а обязанности - это реальность. Но нет ничего невозможного для человека, не видящего преграды на пути к желаемому.

Такое сочинение будет по достоинству оценено преподавателем. Важно писать рассуждения, основываясь на личном опыте, насыщая каждую строку смыслом и настроением, тогда учитель поставит хорошую оценку и похвалит за старания.

Сочинение на тему «Хочу и надо» должен написать каждый школьник. Причем, желательно, в младших или средних классах. Ведь это - не просто работа, развивающая письменную речь. Такое сочинение заставляет подумать и поразмыслить, а также понять, что в нашей жизни - «хочу», а что - «надо».

Вступление

Каждое эссе имеет 3-частную структуру. Это вступление, основная часть и заключение. У многих учеников возникает вопрос, с каких слов нужно начать сочинение на тему «Хочу и надо»? Что ж, понятней будет, если показать на примере. Можно начать примерно следующим образом: “«Хочу» и «надо» - это те слова, которые сопровождают человека на протяжение всей жизни, начиная с самого рождения. И это очень просто доказать. Ребёнок хочет мороженое, но мама ему не позволит им насладиться, так как он не пообедал супом. Ему надо съесть первое, чтобы получить свой десерт. Вот только если в детстве наши желания с обязательствами пустяковые, мелочные, то во взрослой жизни всё более серьёзно”.

Так вполне можно начать сочинение на тему «Хочу и надо». Ведь главное - задать настроение и дать понять читателю, о чем дальше пойдет речь, чтобы заинтересовать его. А потом нужно лишь продолжить развивать тему.

Основная часть

В такой работе, как сочинение на тему «Хочу и надо», должна прослеживаться логика. Принцип прост. Автор делает утверждение и обосновывает его. Это может выглядеть так: “Чем старше становится человек, тем серьёзнее становится его выбор между «хочу» и «надо». Он работал весь год, с нетерпением ждал отпуска. Человеку хочется поехать за границу, чтобы как следует отдохнуть и развлечься. Но также ему надо поменять старые батареи в квартире, чтобы зимой не было холодно, и установить новую ванну, так как прежняя утратила приглядный вид. И ему придется сделать выбор. Желание или необходимость - придется остановиться на чем-то одном. У немногих людей получается сделать своё «надо» и также воплотить в реальность «хочу», потому что далеко не всегда для этого есть возможности”.

В таком духе можно продолжать сочинение-рассуждение на тему «Хочу и надо». Главное, чтобы точка зрения была обоснована автором. В этом и заключается основная задача работы - научить ребенка рассуждать и доказывать своё мнение.

Заключение

Для многих учеников самое сложное - это написать последние строчки. Порой очень трудно поставить точку всему вышесказанному. И сочинение-размышление на тему «Хочу и надо» не является исключением.

Итак, чтобы заключение звучало слаженно и гармонично вписывалось в текст, достаточно выразить в нем своё окончательное мнение по теме задания. И выглядеть это может так: “Каждого из нас всегда будет сопровождать выбор - либо «хочу», либо «надо». И всем нам придется решать, что важнее. Но главное - помнить: ни за что нельзя отказываться от своих желаний. Иногда действительно лучше пожертвовать тем, что «надо». Ведь на кону будет стоять желание, которое подарит человеку радость и ощущение счастья. А это дорогого стоит”.

В общем, работа на эту тему не так уж и сложна. А, если действительно трудно справиться с заданием, то можно составить краткий план написания сочинения. Следуя ему, ученик точно не забудет того, что хотел бы сказать в своей работе.

Сочинение на тему «Хочу и надо» должен написать каждый школьник. Причем, желательно, в младших или средних классах. Ведь это - не просто работа, развивающая письменную речь. Такое сочинение заставляет подумать и поразмыслить, а также понять, что в нашей жизни - «хочу», а что - «надо».

Вступление

Каждое эссе имеет 3-частную структуру. Это вступление, основная часть и заключение. У многих учеников возникает вопрос, с каких слов нужно начать сочинение на тему «Хочу и надо»? Что ж, понятней будет, если показать на примере. Можно начать примерно следующим образом: “«Хочу» и «надо» - это те слова, которые сопровождают человека на протяжение всей жизни, начиная с самого рождения. И это очень просто доказать. Ребёнок хочет мороженое, но мама ему не позволит им насладиться, так как он не пообедал супом. Ему надо съесть первое, чтобы получить свой десерт. Вот только если в детстве наши желания с обязательствами пустяковые, мелочные, то во взрослой жизни всё более серьёзно”.

Так вполне можно начать сочинение на тему «Хочу и надо». Ведь главное - задать настроение и дать понять читателю, о чем дальше пойдет речь, чтобы заинтересовать его. А потом нужно лишь продолжить развивать тему.

Основная часть

В такой работе, как сочинение на тему «Хочу и надо», должна прослеживаться логика. Принцип прост. Автор делает утверждение и обосновывает его. Это может выглядеть так: “Чем старше становится человек, тем серьёзнее становится его выбор между «хочу» и «надо». Он работал весь год, с нетерпением ждал отпуска. Человеку хочется поехать за границу, чтобы как следует отдохнуть и развлечься. Но также ему надо поменять старые батареи в квартире, чтобы зимой не было холодно, и установить новую ванну, так как прежняя утратила приглядный вид. И ему придется сделать выбор. Желание или необходимость - придется остановиться на чем-то одном. У немногих людей получается сделать своё «надо» и также воплотить в реальность «хочу», потому что далеко не всегда для этого есть возможности”.

В таком духе можно продолжать сочинение-рассуждение на тему «Хочу и надо». Главное, чтобы точка зрения была обоснована автором. В этом и заключается основная задача работы - научить ребенка рассуждать и доказывать своё мнение.

Заключение

Для многих учеников самое сложное - это написать последние строчки. Порой очень трудно поставить точку всему вышесказанному. И сочинение-размышление на тему «Хочу и надо» не является исключением.

Итак, чтобы заключение звучало слаженно и гармонично вписывалось в текст, достаточно выразить в нем своё окончательное мнение по теме задания. И выглядеть это может так: “Каждого из нас всегда будет сопровождать выбор - либо «хочу», либо «надо». И всем нам придется решать, что важнее. Но главное - помнить: ни за что нельзя отказываться от своих желаний. Иногда действительно лучше пожертвовать тем, что «надо». Ведь на кону будет стоять желание, которое подарит человеку радость и ощущение счастья. А это дорогого стоит”.

В общем, работа на эту тему не так уж и сложна. А, если действительно трудно справиться с заданием, то можно составить краткий план написания сочинения. Следуя ему, ученик точно не забудет того, что хотел бы сказать в своей работе.

Бывают времена, когда даже самая интересная, любимая работа перестает радовать, превращается в обременительную обязанность. Например, вы долго задержались на одной должности, заждались интересного проекта или руководитель почему-то забыл о ваших предложениях. Жизнь теряет краски, пропадает острота ощущений, возникает скука и раздражение. Как себе помочь? Как вернуть азарт и снова получать удовольствие от своего дела?

Вниз по течению

Сейчас принято часто менять место работы, сферу деятельности. Такой калейдоскоп впечатлений не позволяет соскучиться. Всегда есть новые проекты, и силы на их реализацию находятся сами собой. Но что происходит, если вы предпочитаете долго и плодотворно работать в одной компании? В один «прекрасный» момент можно ощутить ненужность работы, не увидеть желаемого результата деятельности. И тогда важно вернуться к истокам, остановиться, понять, почему вдруг мы идем не в том направлении и что мы забыли предусмотреть.

Проблема многих HR-в в том, что они начинают концентрироваться на недостатках окружающих людей руководителей, подчиненных, коллег, а не на их возможностях. Мы ищем недостатки, а надо делать ставки на потенциал человека и его развитие. Мы забываем о том, что нужно постоянно привносить позитив в свою жизнь и работу, концентрироваться на положительных моментах, заботливо взращивать радости жизни и подпитывать заложенный в нас азарт.

Сладость преодоления

Самое худшее, когда не видишь смысла в выполнении работы. Однако выход есть всегда. Надо этот смысл придумать. Воспринимайте с большой благодарностью любой жизненный опыт, любую задачу как способ узнать что-то новое. Тогда ваши «хочу» и «могу, потому что должен» не поставят вас перед болезненным выбором. Каждый человек волен поступать по своему усмотрению в той или иной ситуации. Как правило, чтобы мы начали выполнять работу, которую делать «надо», необходимо, чтобы это «НАДО» немного «оХОЧУтилось»... Если разобраться, то «должен» или «надо» может стать тем же, что и «хочу», только в ином качестве.

Таким образом, чтобы успешно работать с самомотивацией, необходимо сформулировать задачу следующим образом: «Мне надо сделать А, так как в конечном итоге я хочу получить Б». Одна проблема чтобы продуктивно работать с «надо», необходимо знать и понимать, чего хочешь... А знаете ли вы, чего действительно хотите?

Постарайтесь все свои «надо» преломить через призму своих «хочу». И периодически задавайтесь вопросом: «А надо ли мне это? Ведет ли осуществление конкретного “должен” к достижению моего большого “хочу” в будущем?» Как ни крути, но путь к «хочу» выстлан «надо»... Но все мы имеем возможность строить свою жизнь таким образом, чтобы «НАДО» как можно чаще было равно «ХОЧУ».

Портрет профессионала

Алла БЕДНЕНКО

Кандидат психологических наук. В 2002 г. защитила диссертацию на тему «Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера». В настоящее время получает степень МВА на базе Межотраслевого института развития инновационных технологий (МИРИТ). С 2000 г. работает в компании «Эконика-обувь», с 2003 г. руководитель отдела персонала, а с 2005-го директор по персоналу и организационному развитию.

Из первых уст

«Считаю, что долговременная работа на одном месте не надоест, если знаешь, как к ней относиться. Самомотивация это процесс, ежедневная работа над своим личностным развитием, гармонизация своих “хочу” и “должен”».

Инвестиции в себя

Итак, чтобы быть успешным в области самомотивации, необходимо выйти на уровень, когда «хочу» и «надо» совмещаются. Каждый человек в своей жизни есть не что иное, как система его выборов: учиться или не учиться, работать или не работать, работать с душой или механически (не говоря о тех ежедневных выборах, которые мы делаем, даже не задумываясь об этом: выпить кофе или чай, посмотреть один фильм или другой и т. д.). И если человек хочет сделать, например, успешную карьеру, то это значит, что он автоматически хочет учиться, много и с высокой отдачей работать, показывать свою высокую результативность и лояльность.

Работа и функции, которые кажутся на первый взгляд скучными, бесполезными и неинтересными, это прежде всего вклад в копилку нашего развития. Жизненный опыт показывает, что в дальнейшем к подобному «ненужному» часто приходится обращаться. Но если заставлять себя что-то делать приходится очень часто, жизнь может показаться бесконечной цепью проблем. Что в таком случае делать?

Совет 1. Когда начинать какое-либо дело не хочется, так как ему не видно конца и края, разбейте его на маленькие кусочки. Начинайте делать их последовательно, один за другим, ставя себе мысленно «плюсик». Увидите, дело пойдет веселей!

Совет 2. Если выполнять работу не хочется потому, что она представляет собой рутинный, технический, малоинтересный процесс, найдите новый способ ее выполнения. Сконцентрируйтесь на поиске решения, которое позволит выполнить работу быстрее. Или попробуйте автоматизировать ее.

Допустим, вы столкнулись с необходимостью свести большое количество цифровых данных в программе Excel. Во-первых, можно избавить себя от выполнения рутинной работы, написав небольшой макрос (Вы не знаете, как это делается? Самое время освоить!)*. Во-вторых, почему бы не попрактиковаться в последней версии Excel? Попросите системного администратора установить ее вам на компьютер, вы же должны шагать в ногу с прогрессом!

Совет 3. Время от времени, наоборот, не стоит пренебрегать механической, не требующей «включения в процесс» работой. Используйте ее как своеобразный антистресс, чтобы привести в порядок мысли.

Представьте: вы почувствовали, что дела множатся, как снежный ком, и вы не знаете, за что браться. И вспомнили, что собирались поручить секретарю распечатать таблички с именами участников конференции, разрезать их ножницами и вставить в беджи. Сделайте это самостоятельно (в качестве исключения). Эти несложные действия, которые руки сделают сами, автоматически, дадут возможность спокойно подумать и расставить приоритеты в делах.

Совет 4. Когда предстоит выполнение какой-то работы в группе, а энтузиазм для ее выполнения полностью отсутствует, призовите на помощь все свое красноречие для воодушевления участников проекта. Убеждая и мотивируя других людей, невольно мотивируешь и убеждаешь сам себя.

Совет 5. Если предстоит выполнить какую-либо работу, которая кажется скучной и неинтересной, попробуйте начать выполнять ее так, будто она представляет для вас большой интерес и доставляет огромное удовольствие. Ну просто попробуйте! Возможно, результат не заставит себя долго ждать.

Совет 6. В ежедневном выполнении рабочих задач часто помогает формулировка проблемы в виде упущенной выгоды: «Если я сейчас этого не сделаю, то всю оставшуюся жизнь буду себя ругать, что упустил такую возможность». Представьте, что может произойти, если сейчас не выполнить необходимое действие. Скорее всего, вы более охотно приметесь за работу.

Совет 7. Если не помог предыдущий совет, попробуйте поступить наоборот. Представьте, что будет, если вы сделаете то, что планируете (формулировка «Если я это сделаю, то...»). При этом лучше визуализировать картину будущего (планируемый результат работы).

Например, если я буду отводить два-три часа в месяц на приведение в порядок своих рабочих бумаг, то в будущем я, во-первых, сэкономлю гораздо больше времени на поиск нужной информации и, во-вторых, получу эстетическое удовольствие от порядка, царящего в моем кабинете.

Всем смертям назло!

В ситуации, когда изменить обстоятельства мы не в силах, у нас всегда остается выход изменить свою мотивацию. Вам поручили заниматься заведомо бесперспективным проектом? Но это прекрасный шанс получить новый опыт в незнакомой для себя области. Вам приходится работать под жестким давлением, выполнять работу в сжатые сроки? Прекрасно, после такой боевой закалки вас уже вряд ли что-то может напугать! Руководство компании предъявляет завышенные требования к результатам вашей работы? Замечательно, что у вас такие амбициозные и неравнодушные лидеры!

Умение мотивировать себя это важнейшее качество профессионала, залог делового успеха. Ведь заинтересованный в жизни и работе человек виден издалека: у него горят глаза! С ним интересно работать и общаться. Он всегда стремится выполнять свою работу качественно и в срок. Он не позволяет себе расслабляться и хандрить. В конечном итоге неважно, как вам удалось себя замотивировать. Главное вы нашли в себе силы это сделать и можете собой гордиться. И если вы сумели сделать это для себя, значит, сможете сделать и для других!

Инструкция по самомотивации

1. Если вам не интересен проект, найдите того, кому он интересен, и предложите взять его на себя.

2. Не откладывайте в долгий ящик дела , не вызывающие энтузиазма. Часто в процессе выполнения они уже не кажутся такими скучными.

3. Если порученное задание слишком сложное, считайте это вызовом себе.

4. Рассказывайте коллегам и друзьям о своих планах на будущее. После этого вам сложнее будет от них отказаться.

5. Старайтесь не заниматься одним и тем же вопросом постоянно в течение рабочего дня, чередуйте виды деятельности.

6. Вкладывайте в себя не только силы, но и деньги! Если хотите изучить иностранный язык идите на дорогие курсы. Чем больше денег вы вложите, тем больше вероятности не бросить начатое дело (будет попросту жалко).

7. Сделайте дело лучше, чем вы делали вчера, удивите всех! Инструкция по самомотивации

7-й класс

Пишем классное
сочинение-рассуждение-размышление
публицистического стиля

Апробация технологии развития
критического мышления через чтение и письмо
(РКМЧП)

Хотелось бы поблагодарить редакцию газеты «Русский язык» за публикации о технологии РКМЧП. Публикации 2 С.В. Столбуновой и Е.Е. Вишняковой в газете «Русский язык» помогли мне разобраться в технологии РКМЧП. Я попыталась вникнуть в суть технологии по вашим публикациям и рекомендуемым вами книгам, хотя сертифицирующий тренер технологии Е.Е.Вишнякова 1 , конечно, не без основания считает, что «обучение технологии по книге, какой бы хорошей она ни была, недостаточно».

Технология РКМЧП во многом согласуется с опытом моей работы (а побывать на семинарах, к сожалению, нереально). Хочется поделится некоторыми размышлениями, которые возникли в ходе апробации технологии, а также представить конспект урока-письма в 7-м классе в жанре рассуждения-размышления по теме «Хочу и надо».

Известно, что Дэвид Клустер 3 считает: во-первых, развитие критического мышления через чтение и письмо всегда носит индивидуальный характер; во-вторых, по этой технологии любая информация является «отправным, а не конечным пунктом»; в-третьих, работа начинается «с постановки вопросов и объяснения проблем, которые нужно решать; в-четвертых, критически мыслящий стремится «к убедительной аргументации»; в-пятых, критическое мышление «социально».

Но в статье Д.Клустера есть одно утверждение, с которым я, как и И.Низовская 4 , не могу согласиться. Он уверен, что творческое и критическое мышление не связаны. Но ведь речь не идет о гениальных творениях. Л.С. Выготский, как мне кажется, был прав: «…в каждодневной жизни творчество – необходимое условие существования, и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Однако далеко не однозначно все это и по отношению к вершинным творениям. Вспомним, например, о работе А.С.Пушкина над стихотворением «Анчар». Вся рукопись испещрена исправлениями. Муки творчества и критического мышления?!

А сколько черновиков, вариантов одного произведения у Л.Н. Толстого, у других писателей? Как мне представляется, между критическим и творческим мышлением существует тесная связь. Эти виды мышления настолько органично связаны друг с другом, что одно может вызывать другое.

Мой опыт работы (36 лет) подсказывает, что необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим мышлением.

Мой опыт подтверждает это. Ребята, овладевшие письмом, состоялись: у них нет проблем с адаптацией, они всегда имеют свое мнение и убедительно аргументируют его, они выбирают профессию по душе.

Чтобы побуждать желание писать творческие работы, у нас в школе в кабинете литературы есть специальные стенды, на которых авторы лучших этюдов, эссе, исследований помещают свои публикации.

Приведу пример урока по технологии РКМЧП в 7-м классе. Классное сочинение-рассуждение-размышление публицистического стиля «“Хочу” и “надо”» по учебнику М.М. Разумовской 6 § 34, упр. 455.

Технологическая карта

I. Стадия вызова.

А. Мозговой штурм.

Чем отличается рассуждение-размышление от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения? Вспомните кластер, воспроизведите его.

Б. Инвентаризация, или погружение.

Теперь читаем задание к упр. 455:

Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы ее решаете? Сохраните публицистический стиль речи.

Хочу и надо

Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова. С самого утра возникает противоречие: вставать или еще немного полежать?

После работы по учебнику учитель стремится создать благоприятную обстановку, которая располагает к творческой работе.

Учитель. Вспомните, когда и как сталкивались в вашей душе хочу и надо. Что вы при этом испытывали? Что побеждало?

II. Стадия осмысления

Составление чернового текста и правка.

Учитель. В течение 12 мин. пишите черновик о том, в какой ситуации, по поводу чего столкнулись или совпали ваши хочу и надо, что происходило в вашей душе, в ваших мыслях.

Старайтесь писать без остановок, не исправляйте написанное, не подбирайте слова. То есть не делайте правку, пишите по теме, что думаете и чувствуете. Если произойдет остановка и дальше «не пишется», попробуйте сначала сочинить синквейн.

Какие синквейны получились:
Желание,
Настойчивое и нетерпеливое.
Врывается, тревожит и волнует.
Признаюсь, я люблю его!
Стремление.

Противоречивость, тревожная, упрямая.
Мучает, грозится и бурлит.
Как трудно победить ее!
Двуличие.

Учитель. Помните, когда пишете, вы рассказываете о себе. Посмотрите на себя через написанное вами, представьте: это – зеркало. Очень кратко сделайте выводы, какими же вы себя увидели.

Правка – это работа над ошибками по содержанию, речевыми ошибками. Ваша задача – улучшить текст, его связность, стиль. На этом этапе не обязательно обращать внимание на орфографию, почерк. Возвратитесь к кластеру. Это вам поможет.

Учитель. Если вы хотите проводить правку в парах, пожалуйста, можете объединиться.

Вопросы работающим в парах:

1. Обрати внимание: верно ли я выстроил(а) вопросно-ответную форму?

2. Ты не теряешь нить рассуждения, когда читаешь мой текст?

3. Достаточно ли у меня необходимых аргументов?

4. Удачно ли у меня заключение-вывод? Может быть, добавить оценку своей позиции, больше обобщить?

Таблица-редактор висит на доске, учащиеся знакомы с условными обозначениями.

Таблица

Учитель. Внимательно прочитайте еще раз про себя, что написали, исправьте орфографические, пунктуационные ошибки . Ученики пишут сочинение.

III. Стадия рефлексии.

Приведем примеры трех работ на одну тему «“Хочу” и “надо”».

Хочу и надо… этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или еще немного полежать? Что ты выберешь, то дальше по жизни и пожнешь. С каждым нашим решением мы все больше творим узор нашей жизни. Хорошо, если «хочу» и «надо» совпадают. Тогда все легко и просто. А если ты кричишь и ссоришься с родителями: «Я хочу на дискотеку! Почему нельзя гулять до полуночи, если я так хочу?!» – то получишь в ответ правильный, но для тебя непонятно чем обоснованный ответ: «Нет. Тебе это не надо». Почему? Почему ты сам не можешь выбрать, что тебе нужно: сидеть дома или идти гулять; учиться или бегать с мальчишками по улицам; дружить с правильными, хорошими девочками или «оторвами» из подворотни? Наверное, потому, что ты еще не умеешь объективно оценивать ситуацию, не можешь понять, чем для тебя обернется то или иное действие. Только мама может понять, что для тебя действительно будет хорошо, нужно. И только ты сам знаешь, чего ты хочешь. И для того, чтобы решить, быть или не быть, принять то или иное важное для тебя решение, необходимо ощущать, где заканчивается «надо» и начинается «хочу».

Б.Н.

Днем перед школой хочется поиграть в компьютер, а надо делать уроки. Внутренний голос говорит: «Пойду-ка я поиграю в компьютер, в школу идти не скоро». Вдруг подает голос другая моя натура: «Балда, какой компьютер?! По английскому контрольная работа будет! Глаголы учить нужно!». «Но там такая игра! “Опустошитель”», – восклицает балованная «натурка». Хотеть не вредно!!! Я же не хочу стать неучем и торговать арбузами на базаре! Я беру в руки учебники по русскому, английскому, алгебре и начинаю делать домашнюю работу. Внутренняя натура по имени «надо» победила.

Или другой случай. Нужно делать зарядку, но руки болят, пресс тоже. Что же мне делать? Зарядку, конечно! Может, не надо? Тело так и ломит! Может быть… в самом деле отдохнуть? Пойду поиграю на гитаре. Вот раздался голос гитары, о зарядке забыто, душа не болит. Но вот проснулась совесть и начала меня «мучить»! Не выдержав этого, я сделал зарядку.

И опять «хочу» не выдержало «напора» «надо». Так и должно быть!

С.В.

Вечером по вторникам и четвергам у меня возникает очень, как мне кажется, злостный вопрос: пойти на английский после школы или нет? Вроде не хочется. Я уже устала. Лучше пойду домой, включу музыку и отдохну часок, потом, может, встану и сяду за уроки, наткнусь на учебник английского, и мне станет нехорошо. Но потом такие мысли бродят в голове: «Если пойду, увижу знакомые лица девчонок и мальчишек. Ведь на английском мы не только учимся, но и общаемся. Да и вообще я очень люблю уроки в группе. Нет, я все-таки пойду».

Но это не единственный случай, когда у меня не совпадают «хочу» и «надо». Иногда мне приходится разбирать новые тексты по музыке. И я думаю: Может, не надо? Мне все восемь лет учительница говорила, что я прекрасно читаю с листа, и я решаю: не сяду за инструмент. Прошло пять минут, десять. Нет, я так не могу. Нельзя всегда полагаться на свои природные способности. Предела совершенству нет. Затем я беру ноты, стул, открываю пианино и начинаю заниматься.

В таких случаях мне очень хочется себя похвалить, и я говорю себе: «Я все-таки собой горжусь».

З.Э.

Какова форма презентации творческой работы?

Устная и письменная форма. Первая: ученик читает свое сочинение, сидя в «авторском кресле». Остальным предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось, что их заинтересовало» 7 .

Пример презентации в письменной форме: десятиклассниками после проведения большой исследовательской работы о творчестве художника Синилова, его Пушкинианы, была издана книга с этюдами, которые иллюстрировались подлинниками гравюр художника. Книгу назвали «Страна Синилова».

Мы стараемся учиться на образцовых текстах. Мне кажется, когда у ребенка совсем нет опыта в написании такого жанра, как эссе, можно начинать и с ярких образцов. Почему бы не взять великолепные эссе М.Цветаевой о басне Крылова «Волк и ягненок» или о «Капитанской дочке»?

Анализ образцовых текстов предлагается сделать дома и для этого использовать двучастные дневники. Этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Страницу надо разделить на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст-образец (его фрагменты), в правом – комментарии ученика. Приведем пример из ученического дневника.

Фрагмент текста


Поделиться