Хромолитография е и фесенко. Один из цехов

Современная жизнь наполнена цифровыми технологиями, которые позволяют мгновенно копировать и распечатывать любое изображение в монохромном или цветном варианте. Но так было не всегда. Полтора столетия назад это был трудоемкий процесс, отнимающий много сил и времени. С чего же все начиналось?

«Принтер» прошлого

В начале XIX столетия в изобразительном искусстве была распространена такая техника печати, как литография. Ее принцип был весьма прост: на гладкую поверхность наносилось определенное изображение, а затем под давлением оно отпечатывалось на листе бумаги. Такая технология позволяла делать несколько идентичных изображений, способствовала массовому распространению произведений искусства. Однако у литографии был значительный недостаток: она производила лишь черно-белые изображения.

«Монохромная» проблема была решена с усовершенствованием метода, который стали называть хромолитографией. Приставка «хромос» происходит из греческого языка и в переводе означает цвет. Хромолитография - это все та же литография, только камней здесь несколько и на каждый из них наносится определенный цвет. Затем бумажный лист прикладывается к каждой из пластин, в результате чего и получается цветное изображение.

История возникновения

Происхождение хромолитографии - это до сих пор спорный вопрос, на который пока что не было найдено однозначного ответа. Считается, что изобретателем этой техники является Алоиз Зенефельдер, в 1818 году изложивший основные ее принципы в своей книге «Полный курс литографии». Позже его труд изучил русский художник К. Я. Тромонин и применил метод на практике. В 1832 году он напечатал иллюстрации для книги, посвященной князю Святославу. А в 1837 французский деятель искусств Годфруа Энгельман получил патент на использование технологии. Однако существует альтернативное мнение, что метод применялся в печатании игральных карт задолго до его официального открытия.

Популяризация шедевров

Пик цветной литографии приходится на вторую половину XIX - первую половину XX веков. Тогда существовало множество мастерских, где копировали этим методом. В России самое известное такое место называлось «Артистическое заведение», бывшее под предводительством А. Ф. Маркса, крупного книгоиздателя своего времени. Это ремесло способствовало широкому распространению копий картин: икон, живописных и графических полотен, сделало их более доступными.

Хромолитография также использовалась для копирования древних рукописей и исторически важных документов. До сих пор одним из признанных шедевров в этой области считается собрание публикаций письменных памятников Древней Руси, издававшееся с середины XIX столетия.

Процесс производства

Хромолитография - это химический процесс, в котором применяются множество химических веществ и их соединений. На известняковый камень или цинковую пластину специальным карандашом либо чернилами наносятся контуры изображения. Далее печатные формы замачивают в растворе из слабой азотной кислоты и гуммиарабика (твердой смолы, полученной из акаций). После этой процедуры их покрывают определенным цветом и под давлением переносят на бумагу. Для более точной цветовой передачи используются дополнительные камни и пластины. Обычно на воспроизведение одного изображения уходит от 20 до 25 форм различных оттенков. Чтобы цвет отпечатался в нужном месте, мастера используют регистрационные метки, фиксирующие камни.

Споры об искусстве

Несмотря на то, что хромолитография стала поистине революционным методом создания изображения, общество столкнулось с дилеммой, считать ли это искусством или нет. Многие склонялись к последнему варианту. Обосновывалось такое мнение тем, что хромолитография - это механизированный процесс. Точности движений и порядку действий в нем уделялось внимания больше, нежели феерическому полету фантазии. К тому же, хромолитографы в основном создавали копии картин, а не оригинальные шедевры. Издержки такого производства были очень низкими, поэтому со временем ремесло обрело все черты выгодного бизнеса, а не высокого искусства.

Сегодня хромолитография вытеснена современными и более эффективными методами копирования. Она превратилась в историю с неразрешенными до сих пор вопросами и противоречиями.

А вот другой вариант, печатавшийся листом:

А вот в книге


"Каталог изображений св.икон, картин, книг и листков Ефима Ивановича Фесенко, напечатанных в собственной хромолитографии и типографии. Одесса Тип.Е.Фесенко 1915г. 32 с". Приводится еще один вариант оттиска:

Крупнее клеймо.

Интересно, что в книге:
Кулжинский Г.И. Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии. Типография Е.И. Фесенко , Ришельевская улица, собственный дом №47.Одесса., 1896.


Присутствует еще черно-белый вариант предидущего изображения, причем, датированного. Почитать на Сигле . Скачать книжку .
Страница. 11 (кликабельно)


Страница 75, Но есть ещё по тексту есть.

Но вообще говоря в типографии Фесенко появлялись ну соврешенно замечательные вещи:

Отпечаток стопы Иисуса Христа. Одесса. Хромолитография Фесенко.1890-е годы. См.

Типография Е.И. Фесенко была основана в Одессе 1883 году.
Гравированные виды монастырей исполнялись в различных техниках и манерах. В конце XVIII века был изобретен такой способ размножения черно-белых изображений, как литография. В начале XIX в. с ростом технического прогресса появляется новый способ печати - хромолитография. Это усовершенствованный способ литографии, позволивший добиться необычайной яркости цветовых изображений. Способ изготовления хромолитографии достаточно трудоемкий, но дает огромное преимущество, благодаря яркости изображений и огромному тиражу.

Мастером-гравером выполняется несколько отдельных изображений (от 3 до 6, не более) на специальном литографском камне. Каждый камень имеет только гравированный рисунок, соответствующий одному цвету. После изготовления и подгонки всех необходимых камней с предварительным рисунком каждый из них путем печати оставляет на бумаге соответствующий рисунок и цвет. Далее на это же изображение накладывается другой камень с другим цветом и так до последнего. В конечном итоге получается цветное изображение. От мастерства резчика камня зависит и количество градаций оттенков первоначальных цветов, которых могло быть до нескольких десятков. Особенно хорошо воспроизводятся карандашные рисунки и акварель с тонкими переходами красочных оттенков. Именно в этой технике печатаются в России в конце XIX- начале XX века виды монастырей и изображения святых.

Хромолитография (греч. chroma - цвет) - это способ печати тиражных изображений с использованием нескольких цветов. Для каждой краски при этом изготавливается отдельный штамп (на камне или цинковой пластине). Относится к техникам плоской печати. Разновидность литографии в цвете. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст. Иногда литографию и, в частности, хромолитографию ошибочно классифицируют как гравюру.

История возникновения

Литография была изобретена в конце XVIII века. Впервые этот способ применил в 1796 г. баварский художник Алоис Зенефельдер. Именно им в Мюнхене была открыта первая мастерская по тиражированию подобного рода графики. Достаточно быстро этот метод становится необыкновенно популярным. Дело в том, что печать изображений с камня оказалась процессом куда более дешевым, чем при использовании техники офорт, очень распространенной в то время. Кроме того, такими штампами можно было выпускать рисунки необыкновенно большими тиражами. Однако при всех достоинствах литография имела один достаточно серьезный недостаток. Цветные изображения в этой технике выполнить было невозможно. Это серьезное упущение было исправлено в 1833 г. русским мастером К. Я. Тромониным. Но авторство этому художнику можно приписать лишь частично. Дело в том, что технику печати цветных литографий, получившую впоследствии широчайшее распространение, он заимствовал по его собственным словам, из книги того же Зенефельдера, случайно попавшей ему в руки. Возможно, поэтому открытие русского художника не принесло ему особой известности в этом плане.

Техника выполнения

Для штампа берут обычно плоский известняк и полируют его до максимально гладкого состояния. Далее на нем выполняют кислотоупорными красками необходимый рисунок. Затем камень протравливают азотной кислотой. Те места, на которые не была нанесена краска, подвергаются действию этого реагента, в результате чего получаются углубления. Для того, чтобы выполнить изображение на бумаге, на подготовленную таким способом печать наносят валиком краску. Затем посредством литографского станка делается оттиск на материале. Отличительной особенностью собственно хромолитографии считается то, что рисунок выполняется в несколько слоев. То есть каждый цвет печатается своим штампом. Иногда для получения качественного цветного изображения используют до 30 вытравленных пластин. В наше время камень обычно заменяют алюминием или сталью.

Способы нанесения изображений на литографский камень

. Литографская кислотоупорная краска наносится на камень кистью точно так же, как на бумагу, обычной штриховкой.
Вместо кисти используется жирный мелок, вставленный в держатель (литографский карандаш). Поверхность камня предварительно подвергается зернению. Для этого используется толченое стекло или песок. На такой поверхности карандаш оставляет сочную мягкую линию. Данный способ для хромолитографии применяется редко, поскольку больше подходит для выполнения имитаций рисунка углем.
Прозерненный камень покрывают специальным воском. Далее делают размывку специальной тушью, разбавляя ее водой до получения необходимого тона. Затем камень вытравливают. Этот метод отлично подходит для хромолитографии, однако отличается сложностью в том плане, что даже небольшое передерживание пластины в кислоте может привести к вытравливанию нанесенного размывкой изображения.
Выскребание по асфальту. На зерненный камень наносят растворенный в скипидаре асфальт. Далее проскабливают рисунок иглой и шабером. Там, где асфальт будет процарапан только до верхушек зерна, получится насыщенный тон. В тех местах, где грунтовка прорезана глубже – светлый. Там же, где игла и шабер не использовались, краска будет максимально яркой.
Работа на переводной бумаге. При этом способе рисунок выполняют на подготовленной особым образом бумаге, используя литографский карандаш. После того, как изображение будет готово, его прислоняют к камню и тщательно прокатывают. В результате зажиренный рисунок переносится на поверхность штампа. Далее камень вытравливают обычным способом. Существует так же масса других приемов выполнения хромолитографий – работа с аэрографом, тангиром, брызгами и т.д.

Литография и хромолитография как ее разновидность и в наши дни остается излюбленным приемом многих художников. В технике исполнения изображений при этом практически ничего не изменилось. Сегодня этот метод используют в основном в книжной и станковой графике, а также прикладной графике и плакате.

Избранные работы в технике хромолитографии

«Эпизод Бородинского сражения» (1912 г). Хромолитография Н. Богатова. Представляет собой иллюстрацию к стихотворению Ю. Лермонтова «Бородинское сражение».
«Постоялый двор» (1972 г.). Изображение неизвестного мастера. Впервые было опубликовано в Мэриленде.

Ришельевская, 47

Нарядное трехэтажное здание бывшей типографии Е. Фесенко, выполненное в русско-византийской стилистике с чертами т. н. «нарышкинского барокко» XVII в. представляет собой достаточно нетипичный для Одессы образец, возрождавшихся в России в конце XIX в., национальных архитектурных традиций.

Тип здания: производственное здание , административное здание
Стиль: русско-византийские стилизации , псевдорусский стиль
Архитектор: И. С. Козлов (строительство), Л. Ф. Прокопович
Дата строительства: 1841 (строительство), 1891 (реконструкция для типографии)
Статус: памятник истории и архитектуры местного значения

Фасад

К 1860-м г.г. сформировалась довольно значительная группа передовых художников и архитекторов, призывавших к возрождению и внедрению в ткань Одессы, на равных правах с другими, русского национального или, как его реже называли - епархиального «стиля».

Его развитие в архитектуре последующих 1870-1890-х годов было связано с накоплением исторических знаний, научных исследований крупнейших русских архитекторов, археологов и искусствоведов - А. М. Горностаева, И. Е. Забелина, Л. В. Даля, Н. В. Султанова, А. М. Павлинова, В. В. Суслова и других. В помощь сторонникам этого течения на страницах журнала «Зодчий» публиковались обмеры и фотографии памятников российской старины. Поверхностные разработки К. А. Тона подвергались резкой критике.

При этом, новые формулировки «стиля» становились весьма приемлемыми и для демократически настроенной интеллигенции, и для финансово-промышленных кругов, и для домовладельцев, и для функционеров православной церкви, и для государственных чиновников. На передний план выходили стилизации на темы московского зодчества XVII века в так называемом «нарышкинском барокко».

Огромное влияние на развитие этого течения в Одессе оказал ряд работ, выполненных столичными мастерами - проекты больничной Николаевской церкви Н. В. Султанова, Афонского Пантелеймоновского подворья Н. Н. Никонова, принявшего прототипом храм Воскресения «на крови» (1883-1907, арх. А. А. Парланд и И. В. Макаров). Талантливые местные мастера, энтузиасты и поклонники этого направления - архитекторы Ю. М. Дмитренко, Л. Ф. Прокопович, А. Д. Тодоров - обладали своим почерком и выраженными привычками.

Разумеется новый стиль применялся в основном при возведении культовых построек. Однако отдельные общественные и жилые здания в редких случаях несли в своем оформлении явственные черты и элементы национальной русской архитектуры, что для Одессы того времени все же было редкостью. Ввиду отсутствия стойкого интереса заказчиков к псевдорусским стилизациям, отдельные сохранившиеся гражданские постройки, выполненные с оглядкой на русскую архитектуру допетровской эпохи, в масштабах Одессы действительно редки, уникальны и неповторимы. И наконец, в совершенно единичных случаях псевдорусскую отделку фасадов получали уже существовавшие и реконструировавшиеся к тому времени строения, чему примером и служит здание бывшей типографии Е. Фесенко на Ришельевской, 47, речь о котором пойдет ниже.

Проект реконструкции скромного двухэтажного дома А. Шнель (1841 г., арх. И. С. Козлов) для типографии Е. Фесенко - одна из немногих работ синодального архитектора Л. Ф. Прокоповича, не связанных с церковным строительством. Впоследствии по его проектам для того же Е. Фесенко были сооружены два великолепных доходных дома на Отрадной, 6 и 8, при проектировании которых зодчий применил совершенно не свойственные его творчеству черты неоготической архитектуры.

Исторические виды здания (до реконструкции)


Здание на литографии конца XIX века

Немалого внимания заслуживает и личность самого Ефима Ивановича Фесенко (1850 - 1926).
Е. И. Фесенко, выходец из семьи бедных черниговских казаков, в 1869 году пришел пешком в Одессу из Черниговской губернии на заработки. В Одессе, благодаря свои способностям, необычайному трудолюбию и добросовестному отношению к работе, он настолько преуспел, что через 14 лет, в 1883 году при поддержке своего прежнего хозяина, владельца типографии Францова, открыл собственную типографию.

Где изначально размещалась типография Фесенко - неизвестно, однако новоорганизованное дело развивалось быстро и к концу 1880-х г.г. Фесенко скопил средства, достаточные для строительства собственного здания типографии с большими, хорошо освещенными и вентилируемыми цехами и просторными конторскими помещениями. Впрочем, приобретенное им добротное и за полвека с момента возведения не успевшее обветшать строение на Ришельевской, 47 не было смысла сносить и было решено пойти путем реконструкции, проект которой все же получился весьма основательным. Именно в этом здании типография Фесенко располагалась до самой революции, причем после прихода к власти большевиков, сооружение своих функций и профиля не изменило.

Изображение с шапки оригинального счетового бланка типографии

В 1893 году, после первых 10 лет труда Е. И. Фесенко был признан образцовым первым типографом на всем юге России. А на Всемирной Миланской выставке в 1897 году за представленные литографии Е. И. Фесенко был присужден первый приз.

Типография Фесенко была известна во всей Российской империи и даже за ее пределами, награждена четырьмя медалями на международных выставках. Предприятие всегда было оснащено лучшим, новейшим оборудованием, которое Ефим Иванович и его сыновья тщательно подбирали и покупали в Европе. В 1907 году ему было присвоено звание Почетного Потомственного гражданина Одессы.



Для своего времени Е. И. Фесенко был выдающимся деятелем просвещения. Он один из первых в стране практиковал массовое издание недорогих книг и брошюр для бедного читателя: крестьянина, рабочего, служащего, для тех, кто жаждал чтения, но не мог позволить себе на это больших затрат.

Издатель расширил спектр выпускаемой литературы: это были жития святых, описания монастырей и других святых мест, повествования о чудотворных иконах, различные повести, рассказы, поэтические произведения, народный эпос и фольклор. Особенностью работы типографии Е. И. Фесенко стало печатание икон. Они печатались массовыми тиражами и расходились во все уголки не только Российской империи, но и всего православного мира. Их и сейчас можно найти в домах верующих, в монастырских кельях и приходских храмах. Его книги и иконы распространялись в Сербии, Болгарии, на Кавказе, в Средней Азии, на Синае, в Иерусалиме, в Греции, на Афоне и даже в Риме.

Оригинальный счетовой бланк

Характер издательской продукции действительно был разнообразнейший: от роскошных, дорогих книг, икон до впервые изданных Е. И. Фесенко линованных тетрадей и маленьких дешевых образков.

Оборотистый предприниматель, рачительный и строгий хозяин, Ефим Иванович был человеком верующим. Его религиозность выражалась не только в характере изданий, но и в том, как он строил отношения со своими работниками, в том, как заботился о достойных условиях труда, помогал в личных проблемах: например, оплачивал свадьбы, регулярно предоставлял в распоряжение своих служащих собственную дачу с полным пансионом.

Исторические фотографии производственных помещений и служащих за работой


Переплетный цех

Склад готовой продукции малых тиражей

Типография Фесенко отличалась приверженностью к украинской литературе и наибольшим числом изданных украинских книг, многие из которых Ефим Иванович издавал на собственные средства.

После национализации в 1919 году типография до 1944 года являлась самостоятельным предприятием, а затем была передана Книжной фабрике и являлась её цехом, причем Ефим Иванович Фесенко оставался ее бессменным директором вплоть до самой смерти в 1926 году. В 1965 году после реорганизации на базе этого цеха была создана «Одесская городская типография».

К сожалению здание бывшей типографии, как и соседний с ним кинотеатр «Большой Ришельевский» (в советское время - им. Короленко), начиная с 2000-х годов практически заброшено и наглухо опечатано, судьба его на сегодняшний день весьма туманна. Разумеется подобная безхозность не лучшим образом сказалась на состоянии строения - не обязательно даже заходить во внутрь, что бы убедиться в степени его ветхости. Достаточно взглянуть на фасад, с которого с пугающей регулярностью осыпаются крупные фрагменты декора и штукатурки. Тем не менее типография Фесенко остается одной из градостроительных изюминок улицы Ришельевской и настоящим ее украшением.

Как уже говорилось выше, архитектура дома для Одессы достаточно редка, несмотря на вполне традиционную компоновку и размещение на участке. Сам участок имеет почти квадратную форму, где одна из коротких сторон выходит на красную линию. Лицевой фасад шириной в семь оконных осей в целом строго симметричен, если не считать нарушающие симметрию портал проездной арки и вход в здание с улицы, занимающие две крайних левосторонних оси.

Портал арки проезда и главный вход


Верхняя часть проема арки с орнаментальной вставкой

Сплошной алмазный руст без чередований, которым отделаны простенки первого этажа придает строению оттенок ренессансной монументальности и его аналогов в Одессе не встречается больше нигде. Над всеми проемами расположены орнаментальные вставки, стилизованные под резные деревянные карнизы.

Отделка первого этажа

Один из рустованных простенков

Орнаментальная вставка над одним из окон и междуэтажная филенка

Крайние оси фланкированы глубокими лопатками, основная фасадная плоскость вертикальных членений не имеет. Второй этаж по оформлению наиболее близок к канонам «нарышкинского барокко», с присущей ему дробностью и искусственно утрированной броскостью наличников.

Отделка второго этажа


Венчающий элемент одной из лопаток

Изначально здание, возведенное Козловым было двухэтажным, этажность его не менялась при реконструкции 1891 года. Крайние и центральная оси венчались традиционными для стиля фронтонами, хорошо гармонировавшими с сандриками второго этажа. Поля фронтонов прорезались небольшими окнами чердачных помещений. Живописность дома усиливалась четырьмя небольшими люкарнами, венчавшими карниз на его отрезках между фронтонами.

В таком виде здание просуществовало как минимум десятилетие и даже было запечатлено на нескольких фотографиях 1890-х годов. Его изображения можно встретить и на печатной рекламе типографии из периодики тех времен.

К началу XX века типографии потребовались помещения для размещения дополнительных цехов, что стало причиной надстройки третьего этажа. Вполне вероятно, что Фесенко обратился к Прокоповичу снова, однако, кто бы ни был архитектором, составлявшим проект очередной реконструкции, она явно не пошла на пользу внешнему облику здания. Надстроенный этаж получился несколько тяжеловесным, с широкими простенками и сдвоенными полуциркульными окнами.

Исторические виды здания (после реконструкции)


На крайних осях три узких окна объединены общим полуциркульным наличником, огибаемым карнизом дома. Крайние оси дополнены массивными аттиками без декоративных изысков. В целом третий этаж выдержан в неовизантийском стиле, масштабные тяжеловесные формы которого нельзя назвать хорошо гармонирующими с архитектурным оформлением двух нижних этажей.

Отделка третьего этажа


Учитывая назначение постройки, аскетичность и рационалистичность внутренних помещений не вызывает удивления. Дверь со стороны улицы ведет в просторный вестибюль (до революции вероятно играл роль магазина или конторы при типографии), имеющий прямое сообщение с проездной аркой и лестничной клеткой.

Прямоугольная в плане лестничная клетка с широкими, периметрально расположенными пролетами освещается двойным остекленным фонарем, в который упирается шахта грузового лифта. Под остеклением внешнего фонаря сохранились остатки подъемного механизма, вероятно довоенной конструкции.

Подъемный механизм лифта


Последний пролет лестницы, ведущий непосредственно на чердак здания, сохранил аутентичные перила с бюджетными балясинами распространенного эклектического дизайна.

Аутентичные перила главной лестницы

Своды цехов поддерживаются изящными чугунными колоннами, изредка встречающимися в качестве опорных в некоторых галерейных домах Одессы. Подобные колонны сохранились и в интерьерах ряда общественных и культовых зданий, например в бывшем на углу Лейтенанта Шмидта и Малой Арнаутской (1909 г., арх. С. А. Ландесман).

Один из цехов

Декоративная деталь одной из чугунных колонн, поддерживающих своды цехов

Высокая и достаточно просторная арка проезда ведет во внутренний двор-колодец, образованный крыльями, периметрально размещенными на участке. Глухая стена заднего крыла выходит в сторону двора дома по Большой Арнаутской, 40.

Задний брандмауэр типографии, выходящий на примыкающий участок по Большой Арнаутской

Фасады внутреннего двора полностью лишены какого либо декора. В левостороннем крыле сохранилась служебная лестница с балясинами необычного дизайна, аналогов которых нигде в Одессе больше не встречается.

  • Александр Левицкий , худрук, фотограф и колорист
  • , фотограф и составитель

При создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма (до 20 и более). Печатная форма делается на камне или цинковой пластине, на которые предварительно всегда наносился контур цветового пятна. Техника хромолитографии достаточно широко использовалась во второй половине ХIХ и в начале ХХ века. В начале ХХI в она практически полностью вытеснена современными (в том числе фото-механическими) методами передачи изображения.

Патент на хромолитографию был выдан в 1837 году французу Годефрою Энгельману (англ.) русск. , однако существуют свидетельства того, что техннология хромолитографии использовалась и ранее, в частности, для производства игральных карт .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Хромолитография - статья из Большой советской энциклопедии
  • Словарь терминов на сайте Российской Академии Художеств

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хромолитография" в других словарях:

    Хромолитография … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. chroma цвет, краска и литография). Литографский способ печатания несколькими красками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМОЛИТОГРАФИЯ от греч. chroma, цвет, краска, и литография.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Литография, оттиск Словарь русских синонимов. хромолитография сущ., кол во синонимов: 3 гамахромия (1) … Словарь синонимов

    хромолитография - и, ж. chromolithographie f. 1. Литографский способ печатания несколькими красками. Уш. 1940. Цветная (репродукционная) литография. БАС 1. Одни <таблицы> выполнены посредством гравюры, другие посредством хромолитографии. Стасов Фотогр.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ХРОМОЛИТОГРАФИЯ, хромолитографии, жен. (от греч. chroma цвет и слова литография) (тип.). 1. только ед. Литографский способ печатания несколькими красками. 2. Отпечаток, сделанный таким способом. 3. Полиграфическое предприятие, печатающее таким… … Толковый словарь Ушакова

    Хромолитография - способ воспроизведения многоцветного изображения литографией с помощью ручного цветоделения мастером литографом и изготовления такого числа литографских печ. форм, которое способно передать все цвета оригинала (от 6 до 20) … Издательский словарь-справочник

    Способ литографского воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски изготовляется вручную отдельная печатная форма на камне (или цинковой пластине); на поверхность каждого камня предварительно наносится Абрис. Х.… … Большая советская энциклопедия

    См. Литография, Фотомеханические способы печатания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Способ многоцветной литографской печати. Для каждой из красок X. использ. отдельный литографический камень. Применялась при изд. почт, марок, напр. земских почт, марок Краснинского уезда, посвященных 100 летию Отечественной войны 1812.… … Большой филателистический словарь

    Ж. 1. Литографический способ печатания многоцветных изображений; многокрасочная литография. 2. Оттиск, сделанный таким способом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Водный путь от Томска до Омска. Путеводитель к путешествию Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича , . Санкт-Петербург, 1891. Типография и хромолитография А. Траншель. С картой водного пути от Томска до Омска и планом города Тобольска. Издание было подготовлено статистическим комитетом…


Поделиться