Хромолитография е и. Портал арки проезда и главный вход

Анахарсис (Около 600 г. до н. э).

Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.

Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — безумию.

Рынок — это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Безопасные корабли — это корабли, вытащенные на берег.

Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.

Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Удивительно, как при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками — из больших.

Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.

Биография - АНАХАРСИС

Анахарсис, брат скифского царя Савлия, жил в VI веке до н. э. Около 600 г. до н. э. будучи в Греции, познакомился с Солоном. Через несколько лет вернулся в Скифию и попытался ввести культ великой матери богов, за что был убит родным братом.
Спустя два столетия в философской школе киников Анахарсис стал одним из любимых героев, олицетворяя собой здоровую простоту нравов и был объявлен одним из семи мудрецов Древней Греции. Точные годы жизни неизвестны.


Анахарсис - мудрец античного мира

Анахарсис - один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения, и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи мудрецов древнего мира.

Жизнь его была яркой и трагической. Высокообразованный философ, он много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями элллинской культуры и, вернувшись на родину, погиб от руки родного брата, царя Савлия. И имя его в Скифии было предано забвению.

Что же нам известно о Анахарсисе? Во-первых, следует подчеркнуть, что это - совершенно реальная историческая личность. Некоторые исследователи полагали, что на основании данных Геродота, невозможно судить о том, существовал ли Анахарсис реально или был выдуман. Но Анахарсис в описании Геродота и других античных авторов предстает перед нами совершенно реальным лицом, каким и был. Обратимся к сведениям Геродота об Анахарсисе: "Скифы также старательно избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через Геллеспонт, он прибывает в Кизик и застает кизикенцев справляющими праздник в честь Матери богов. Анахарсис принес Матери обет - если возвратится к себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом. Когда он прибыл в скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать весь обряд в честь богини. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает, донес Савлию. Тот прибыл сам и когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями" О том, что Анахарсис был известен не только Геродоту, но и современным ему читателям, свидетельствует следующая фраза из общей характеристики Понта Эвксинского - "ведь нет ни одного племени у Понта, которое бы выделялось мудростью и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского племени и Анахарсиса."

В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в философии " есть специальный раздел "Скиф Анахарсис " с конкретными сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп

рассказывает, что придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине, на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом. В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах, Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз удостаиваясь высших наград.

После гибели Анахарсиса его образ стали идеализировать . Постепенно в античной литературе появился образ скифского мудреца, который несмотря на свое варварское происхождение, сумел стать в один ряд с лучшими греческими философами. Идеализация образа связана с именем древнегреческого историка IV в. до н.э. Эфора. Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями античных писателей. Эти сведения представляют ценность не только для философов; они интересны широким историческим и этнографическим материалом; помогают полнее понять дух

и колорит того времени, структуру повседневности бытия скифов, критерии духовных и моральных ценностей, психологии человека и т.д. Познакомимся с основными сведениями об этом прославившемся мудреце. Лукиан Самосатский, знаменитый сатирик II века до н.э. знакомит нас с первыми шагами Анахарсиса в Афинах. В рассказе "Скиф или гость" он говорит о встрече Анахарсиса с другим известным скифом - Токсарисом. "1. Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием познакомиться с эллинской образованностью. Раньше его прибыл Токсарис, муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям, но происходивший не из царского рода, а из толпы простых скифов.

Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному Врачу; это имя получил он, будучи признан героем. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение, не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно. При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений, Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из знатнейшего скифского рода ... "

Другой рассказ Лукиана Самосатского, "Анахарсис, или о гимнасиях " построен в виде беседы Анахарсиса с Солоном. Философы ведут такой разговор:
"6. Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода занятия (гимнастические) кажутся тебе чуждыми и далеко не похожими на скифские обычаи, все равно как и у вас есть много занятий, которые показались бы странными нам, эллинам...
11. Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных, или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих свидетелях...
14. Анахарсис: однако, Солон, я прибыл к вам из Скифии, проехав такое пространство суши, и переправившись через Эвксинский Понт именно с той целью, чтобы изучить эллинские законы и познакомиться с вашими обычаями...
18. Анахарсис: откуда бы мне, блуждающему кочевнику, живущему в повозке и переезжавшему из одной земли в другую, а в городе никогда не жившему и даже его не видавшему, рассуждать о государственном устройстве и учить оседлых жителей, уже столько времени в нем живущих?.."

Как видно из этой беседы, Анахарсис изучал государственное устройство и законы , по которым живут эллины. Относительно законов, как говорил историк Евнапий, скифский мудрец говорил, что они "слабее и тоньше паутины". Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом, лидийским царем. "Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим. Анахарсис ответил, что диких животных,

ибо они мужественно умирают за свою свободу. Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы - установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком. <...> Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на

скифском звероподобном воспитании. В этой беседе, как видно, Анахарсис излагает основные положения философии стоиков. Античная литературная традиция донесла до нас десять писем, которые якобы принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами киников и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения кинизма в I в до н.э. Так или иначе, приписываемые Анахарсису письма интересны сведениями о Скифии, обычаях, нравах скифов. Сами они, надо полагать, основаны на достоверных сведениях, рассказах и изречениях самого Анахарсиса.

В одном из писем, "к афинянам ", читаем следующее: "Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне - среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями,как и эллины отличаются от эллинов. Спартиат не чисто говорит по-аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели.." В другом

письме, озаглавленном "К Медоку", говорится: "Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом - надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные страсти они изгоняют" В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне одеянием служит скифский плащ,

обувью - кожа моих ног, ложем - вся земля, обедом и завтраком - молоко,

сыр и жареное мясо, питьем - вода..." В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение к принципам управления: “Ни один хороший повелитель не губит своих подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими овцами... Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если ты не злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений, то твое государство прочно”...

А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну ", автор рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое." Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец пишет:

"Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по нраву. Диоген в своем сочинении собрал также целый ряд метких крылатых выражений и изречений Анахарсиса, с которыми интересно и небесполезно познакомиться.

Анахарсис Анахарсис

(VI в. до н.э.) легендарный мудрец, скиф по происхождению Анахарсис на вопрос, почему не заводит детей, сказал: из любви к детям. Анахарсис, посетив Народное собрание (в Афинах), выражал удивление, что у эллинов говорят мудрецы, а дела решают невежды. В Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные. Удивительно (…), как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками - из больших. Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения. Афинянин попрекал его (Анахарсиса), что он скиф; он ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине». Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии. Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - наслаждению, четвертая - безумию. Безопасные корабли - это вытащенные на берег корабли. Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных. Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)

Анахарсис

Анахарсис (VI в. до н.э.)
Скифский мудрец. Потомок одной из царских семей скифов. Прибыл в Грецию во времена Солона со своим другом Токсарисом. Занимался изучением жизни греков. Афоризмы, цитаты Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения. Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - наслаждению, четвертая - безумию. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя. У себя дома первый бокал обычно пьют за здоровье, второй - ради удовольствия, третий - ради наглости, последний - ради безумия. Лучшим управлением было бы такое, в котором, при всеобщем равенстве во всем прочем, первые места были бы обеспечены добродетели, а последние - пороку. Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии. Закон - паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Анахарсис" в других словарях:

    Место рождения: Скифия Место смерти: Херсонская область … Википедия

    АНАХАРСИС - АНАХАРСИС (Ἀνάχαρσις) (нач. 6 в. до н. э.), легендарный странствующий мудрец, родом из Скифии, изображавшийся собеседником Солона. Некоторые неканонические списки Семи мудрецов включали в число семи и A. (D. L. 141; ср. Stob. Ill I, 200. 11) … Античная философия

    Анахарсис - Анахарсис, скиф, сын Гнура и брат Кадуида, скифского царя, по матери же эллин и оттого владевший двумя языками. Он сочинил стихи в 800 строк об обычаях скифских и эллинских в простоте жизни и в войне; а в свободоречии своем он был таков, что… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    Анахарсис - (греч. Anacharsis) (VI в. до н.э.) один из наиболее известных в греческом мире скифов, брат царя Савла, по преданию, друг афинского законодателя Солона. Много путешествовал по Греции с целью узнать местные обычаи и порядки; некоторые из них,… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Скиф, сын Гнура и брат вождя Савлия, прибывший во времена Солона с другом своим Токсарисом в Афины; потом посетил и другие греч. города. Обширным умом приобрел значение среди греков, его причисляли к семи мудрецам и ему приписывались многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Anacharsis, Άνάχαρσις, скиф из царского рода. Предприняв для своего образования путешествие в Грецию, А. удивлял греков своим умом, простотою нравов и образа жизни. Некоторые считали его даже в числе семи мудрецов. Рассказывали,… … Реальный словарь классических древностей

    Анахарсис - скиф из царск. рода, жил в 6 в. до н.э.; изучал греч. обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критич. осмысл. Идеализировал сев. народы, греки нарекли А. Мудрым. Приписыв. А. собрание из 10 сохран. до наших дней писем, датируемых 3… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Анахарсис - скиф из царского рода, жил в 6 в. до н. э.; изучал греч. обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критич. осмыслению. Идеализируя северные народы, греки нарекли А. Мудрым. Приписываемое А. собрание из 10 сохранившихся до наших дней… … Словарь античности

    Анахарсис - один из семи мудрецов, персонаж скифской (4 й) кн. Истории Геродота, скиф царского рода, явившийся в Грецию за наукой, прославившийся мудростью и подлинно филос. образом жизни и убитый после возвращения в Скифию за попытку внедрить греч. обряды.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Анахарсис - Смотри также Имя это приписывается одному их скифов, в VI в. до Р. Х. будто бы путешествовавшему по Европе, поклоннику европейской культуры … Словарь литературных типов

Мало кому известно, что в Северном Причерноморье активно развивалась мудрость грецкой традиции, например в Ольвии, Борисфене и других городах. В связи с этим, не мудрено, что у истоков философии этой традиции был выходец из этих территорий — Анахарсис Скифский , которого греки считали одним из , и сведения о котором мы находим у Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Секста Эмпирика, и даже у христианских античных авторов, что в целом говорит о огромном авторитете Анахарсиса .

О биографии Анахарсиса известно не много… Диоген Лаэртский рассказывает о нем, как о сыне скифского царя и эллинки, прибывшем в Грецию во время 48 Олимпиады. Многие считают, что речь идет о Афинах времен правления Солона, еще одного из .

Геродот, который однозначно с уважением относился к Анахарсису и даже его народу — скифам, говорил о путешествиях последнего по всему миру, во время которых «философ Анахарсис » и набрался мудрости.

О смерти Анахарсиса мнения сходятся в том,что его убил Скифский царь, возможно брат Анахарсиса , из-за эллинофильства стрелой из лука толи на охоте, толи во время обряда поклонения.

Теперь давайте поговорим о философии Анахарсиса . Тут, к сожалению, тоже информации немного. По сведениям того же Диогена Лаэртского, Анахарсис написал 800 строчек стихов о скифских и эллинских обычаях в мирной жизни и на войне. К сожалению, эти стихи не сохранились. К нам дошло лишь около 50 выражений, которые приписываются философу Анахарсису .

Также мы можем утверждать, что популярность Анахарсиса была весьма и весьма большой. Почему? Известным является фальсификат, написанный ориентировочно в ІІІ веке до н.э., «Письма Анахарсиса «, которые очевидно использовались киниками для пропаганды своих идей, основываясь на авторитете Анахарсиса .

Хоть мы и не знаем многого о жизни и философии Анахарсиса , мы все же можем с уверенностью говорить, что те изречения, которые приписаны ему — оригинальны и не сходны с мыслями других мудрецов архаичного периода.

Оригинальность мыслей Анахарсиса — в их «культурной граничности». Он противопоставляет мудрость «варваров-скифов» мудрости античных греков, понимая как одну, так и другую.

Способ жизни соплеменников Анахарсиса ориентировал его на «умный аскетизм «. Такой аскетизм исключал накопление богатства. Можно также усмотреть еще один аспект философии Анахарсиса — прагматизм, ведь мыслитель считал крайне нужными практические изобретения. Видимо именно поэтому ему приписывают «придумывание» некоторых из них, например якоря, гончарного круга и т.д.

Анахарсис явно не воспринимал демократию грецких полисов, о чем неоднократно спорил со своим другом — Солоном. Анахарсис считает реальность существования демократии иллюзорной.

В целом, Анахарсис весьма интересный представитель периода . Он также интересен своим «разумным аскетизмом » и прагматизмом , что делает его по сути чуть ли не первым оригинальным философом западной традиции.

Если вам понравилось — подписывайтесь на обновления , делайте ретвиты и рассказывайте друзьям о моем блоге. Если не понравилось — все равно подписывайтесь . Так вы сможете всегда меня покритиковать, чем сделаете этот сайт намного лучше!

Прадедом скифского философа Анахарсиса был скифский царь Спаргапиф (Спартапиф) царствовавший в середине VII века. Дед Анахарсиса скифский царь Лик (или Лих, Лихо, Лихой).
Отцом философа Анахарсиса был . А его племянник Антир, сын Савлия, правил всей Скифией и отличился в войне с около 512 г. до н.э.

Скифского мудреца философа-энциклопедиста Анахарсиса (ок. 610-545 гг. до н.э.) , греки включили в число первых «семи философов» , его афоризмы повторяются во многих античных произведениях ещё до нашей эры.

Этимология имени Анахарсис: Ана — «воин» (ср.»Аника-воин»), а в окончании имени «-харсис «, заложен корень из слова санскрита: ХАР – Har - приятный, благостный; , счастье; Скифское имя Анахарсис — «ХОРОШИЙ воин», «счастливый воин» )

Философские труды скифского мудреца Анахарсиса известны в виде Писем «К афинянам», «К Медоку», «К Аннону» (философам), «К царскому сыну», к царю Лидии «Крезу», и 800 стихов, посвящённых ратным подвигам скифов, видимо, были хорошо известны Геродоту.

В «Истории» Геродот цитирует слова скифского философа:

«Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне - среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями, как и эллины, отличаются от эллинов. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели. Речь не бывает дурна, когда мысли хороши и прекрасные дела следуют за речами. Скифы считают речь дурной, когда бывают дурны помыслы. ..»

«Зависть и страх суть великие доказательства низкой души : за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом - надежды на пустые слова. Скифы ободряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего и им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов».

Довольствие малым, как экономический принцип жизни в скифском сообществе, подчёркнуто в письме Анахарсиса к Аннону, карфагенскому полководцу VI-V вв. до н.э.: «Мне одеянием служит скифский плащ, обувью - кожа моих ног, ложем - вся земля, обедом и завтраком - молоко, сыр и жареное мясо, питьем - вода… » Богач - раб роскоши, обилия вещей и праздного образа жизни, считали и греческие философы киники и стоики.

Философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) отмечал, что «скиф Анахарсис мог считать деньги ни за что, а наши философы не могут сделать это».

Ярко, афористично и образно выразил философ Анахарсис свое скифское мировоззрение об истинных ценностях жизни в письме к царскому сыну: «У тебя флейты и кошельки, а у меня - стрелы и лук. Поэтому, естественно, что ты - раб, а я свободен, и у тебя много врагов, а у меня нет ни одного. Если же ты хочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое».

Простая скифская одежда и пища, легкое оружие, и как результат, свобода и отсутствие врагов и завистников и безопасность для жизни. Не богатства, «ни флейты и кошельки», а мечи и колесницы, военные корабли и армады всадников обеспечивают безопасность, жизнь и интересы царских детей.

Афоризмы скифского философа Анахарсиса встречаются в произведениях Платона и Аристотеля. Анахарсис не считал себя «космополитом», в отличии от будущих стоиков и киников и часто находил возможность подчеркивать достижения своей родины Скифии и её народов.

Философские истины скифского мудреца Анахарсиса.

«Скифы живут лучше греков , — говорил выдающийся скифский философ-энциклопедист Анахарсис (ок. 610-545 гг. до н.э.) , - потому что у них всё общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. А у вас, греков, - продолжал он, - даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному небо, другому море, третьему подземное царство. Но землю даже они не стали делить: ее поделили вы сами и вечно из-за нее ссоритесь».

Греки смеялись: «У вас нет даже домов, одни кибитки; как же можешь ты судить о порядке в доме, а тем более - в государстве?» Анахарсис отвечал: «Разве дом - это стены? Дом - это люди; а где они живут лучше, можно и поспорить ». Об истинных и мнимых ценностях и уровнях экономического развития стран и народов можно поспорить. На скифской царской пекторали представлен весь скифский мир , существующий в гармонии с природой, умеющий оградить свою жизнь от опасностей извне, от диких животных и врагов.

Attic cup depicting a greek sailing ship. Upper detail. Black figures decoration. Archaic Greek art. Ceramics. Date: Source: FRANCE. Paris. Louvre Museum.

В греческой жизни Анахарсис больше всего отмечал риски мореходства и чрезмерного пьянства.


На вопрос, как не стать пьяницей, Анахарсис сказал: «Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии». «Почаще смотреть на пьяниц».

«Первые три чаши на пиру - это чаша наслаждения, чаша опьянения и чаша омерзения».

«Удивительно и то, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших». «Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения».
Мальчику, который напившись вина, оскорблял его, он сказал: «Если ты, мальчик, смолоду не можешь вынести вина, то в старости придётся тебе носить воду».

На вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил: «Нет даже винограда».

«Удивительно как это эллины издают законы против дерзости, а борцов награждают за то, что они бьют друг друга.» «Эллины осуждают драки, а сами рукоплещут борцам на состязаниях»


«Масло - зелье безумия, потому что, намаслив тела, борцы нападают друг на друга как безумные ».

«Удивительно как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные».

«Удивительно, что в народных собраниях у них вносят предложения люди умные, а обсуждают и утверждают люди глупые».

Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, он сказал: «Корабельщики плывут на четыре пальца от смерти»
На вопрос, какие корабли безопаснее - длинные военные или широкие торговые, он ответил: «Вытащенные на берег» .

На вопрос, кого больше, живых или мёртвых, он переспросил: «А кем считать плывущих? »
Самое же удивительное, по его словам, что он видел у эллинов, – это что дым они оставляют в горах, а дрова тащат в город.

«Как можно запрещать ложь, а в лавках лгать всем в глаза?»
«Рынок - говорил он, – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга».

Геродот пишет: «Греки долго помнили его и его меткие слова. Один афинянин попрекал его варварской родиной. Анахарсис ему ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор твоей родине».

Когда греки смеялись, называя Анахарсиса варваром, вздумавшим учить мудрости греков; Мудрый скиф сказал: «Привозным скифским хлебом вы довольны; чем же хуже скифская мудрость?» Если Скифия приносит грекам экономические блага, чем хуже греческой наша скифская экономическая мысль?!

Его спрашивали: «Правду ли говорят, что вы, скифы, умеете ходить по морозу голыми? » Анахарсис отвечал: «Ты ведь ходишь по морозу с открытым лицом? Ну вот, а у меня все тело - как лицо».

На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, он ответил: «Язык».
На статуе Анахарсиса написано: «Обуздывай язык и чрево уздой ».

«Лучше иметь одного друга стоящего, чем много нестоящих».

Историк античной философии Диоген Лаэрций (ок. 404 - 323 гг. до н. э.) в «История Древнегреческой философии» допускал, что скиф Анахарсис встречался с древнегреческим мудрецом Мисоном (др.-греч. Μύσων ὁ Χηνεύς), в списке Платона стоявшим за скифским философом Анахарсисом, одним из семи мудрецов «снаряжённым пронзительной мыслью».

Понятно стремление скифа встретиться с мудрецом Мисоном из Итии (Ситии) на Крите, где он вёл беседы с эллинами. По свидетельству Геродота Анахарсис застал Мисона у края поля, когда философ-пахарь уже не косил сено, а посреди лета готовил свой плуг к весенней пахоте, прилаживая рукоятку.
- А ведь время нынче не пахотное, Мисон!
- Тем более надобно готовиться к пахоте, - прозвучал вполне житейский ответ, в соответствие с народной мудростью «Готовь сани летом, а телегу зимой ».

В эллинском мире Анахарсиса признавали не только мыслителем, философом, теоретиком-экономистом, но и практиком, изобретателем орудий труда - плуга, «рогатого» якоря для античных кораблей и гончарного круга. Платон отмечал, что изучая жизнь и обычаи эллинов в Афинах, скифский мудрец Анахарсис сделал много полезных открытий и изобретений. Вернувшись на родину в Скифию, Анахарсис стремился научить соотечественников эллинским обычаям.

2017-10-28

Поделиться