Идеи для работы сельского клуба. Новая жизнь сельского клуба

Другие действуют на бесплатной основе (за счёт спонсирования государством или частными лицами).

Автомобильные клубы

Автомобильный клуб - это клуб для владельцев или любителей какой-либо марки или модели автомобиля.

Спортивные

Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат архитектору К. С. Мельникову . Все шесть клубов этого периода отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако, можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов , которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц , что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры .

Сельские клубы

Во времена СССР сельский клуб создавали на селе (в деревне или посёлке): там, где, как правило, размещался производственный участок колхоза (бригада) или совхоза (отделение). Часто сельский клуб занимал помещение бывшей церкви .
В сельском клубе, как правило, имелся зрительный зал, где проходили репетиции и концерты художественной самодеятельности и демонстрировались художественные кинофильмы , а также библиотека .

Клубы по интересам

Политические клубы

Объединяют политические организации и целые страны, связанные каким-либо общим интересом (см., например, Ядерный клуб).

Деловые клубы

Франция

Во Франции для обозначения клуба употребляется слово cercle, что первоначально означало собрание княгинь и герцогинь, которые в присутствии королевы сидели, образуя круг. Впоследствии это понятие расширилось, и при Людовике XIV cercle означало собрание мужчин и женщин, сходившихся по вечерам для беседы. Затем появились клубы в эпоху великой революции, чисто политические, совершенно прекратившие свое существование при консульстве. Июльская революция 1830 года породила в Париже два политических клуба: Société des amis du peuple и Société des droits de l"homme, но они имели лишь мимолетное существование, как и многочисленные клубы, возникшие в 1848 году , из которых наиболее известен клуб, основанный под именем Société républicaine centrale Луи Огюстом Бланки. Все эти клубы были закрыты после июльского восстания.

В XIX веке французские cercles - это клубы по образцу английских, помещения для чтения журналов, для игры на бильярде, в карты и т. д. И во Франции клубы возникали с различными целями: литературные, художественные, политические, военные, торговые, духовные и т. д. Наиболее известны в Париже: земледельческий клуб, жокей-клуб, артистический союз, Клуб Сен-Симона (исторический), клуб изящных искусств и т. д. Как всякие ассоциации, клубы находились в ведомстве министерства внутренних дел и подчинялись дирекции общественной безопасности.

Разрешение открыть клуб давалось лишь при определённых условиях, из которых главные: организация комитета, ответственного за все издержки, производимые от имени клуба; в клуб не имеют доступа женщины и несовершеннолетние, не допускаются азартные игры, дебаты о политических и религиозных вопросах; воспрещается изменять устав без разрешения администрации; каждый год представляется список всех членов и т. д. Эти условия не всегда соблюдались: некоторые клубы существовали исключительно благодаря азартным играм, другие не получали разрешений. С клубов, имеющих задачей одно лишь приятное препровождение времени, взимался особый налог , причем законом 1890 года все такие клубы разделены на 3 класса: 5% с общей суммы членских взносов платят клубы, в которых сумма эта не превышает 3000 франков, 10% - если сумма эта колеблется от 3 до 8 тыс. франков, и 20% - если она превышает 8 тыс. франков. Налог этот относят к числу налогов на предметы роскоши .

Католические клубы (Cercles catholiques) впервые появились во Франции в 1841 году . Особенно быстро они начали распространяться, благодаря энергической деятельности и пропаганде виконта де Мен. Это - общества ремесленников, организуемые клерикалами и следующие началам католического социализма. В 1888 году таких клубов было до 350, число членов доходило до 37000. Каждый год проходил общий съезд делегатов всех католических клубов. Они имеют свой орган под названием "l"Association catholique".

Военные клубы во Франции. В XVIII веке офицеры собирались в каком-нибудь кафе, куда воспрещался вход нижним чинам. Впоследствии встречаются собрания офицеров в домах командиров. Военные клубы, общие для офицеров всех родов оружия одного гарнизона, появляются только в 1872 году . Они назывались Réunion des officiers, и имли целью распространение и популяризацию военных наук, устраивают библиотеки, публичные лекции и т. д. В 1886 году в Париже был открыт Cercle national des armées de terre et de mer, a затем открыты и в провинции военные клубы, членами которых обязательно состоят все офицеры действительной службы, а офицеры запаса и территориальной армии - по желанию. При парижском Cercle national выходит еженедельный орган "Revue du cercle militaire".

Германия

В Германии клубы появились в конце XVIII века . Были клубы политического характера (майнцские клубисты -1793 годов), но имперским законом 1793 года они были запрещены. Революционные движения в различных странах Европы (и в Польше в 1830 году) сопровождались учреждением политических клубов, но они имели лишь краткое существование, не исключая и многочисленных клубов, возникших в 1848 году . В XIX веке в Австрии клубами назывались иногда парламентские группы: клуб Гогенварта (образованный в апреле 1891 году депутатами австрийской палаты, в числе около 70, из представителей крупной поземельной собственности в Чехии, немецких консерваторов, словаков, хорватов и румын), клуб Лихтенштейна и другие. Обыкновенно название клуб дается в немецких землях увеселительным обществам. Офицерские клубы пользовались пособиями из казны и главным своим назначением имеют служить столовыми для неженатых офицеров, называются казино; для унтер-офицеров и нижних чинов также устроены казино.

Россия

В России клубы, официально именуемые собраниями , имели своей задачей доставить членам возможность приятного препровождения времени, для чего устраивались разные игры, балы , маскарады , танцевальные и музыкальные вечера, драматические представления, реже литературные и научные чтения. Клубы выписывали книги, газеты и другие периодические издания.

Впервые клубы появились в Санкт-Петербурге по инициативе иностранцев. В первые годы царствования Екатерины II многие из иностранцев, пребывавших в Петербурге, большей частью англичане, люди торговые, собирались несколько раз в неделю в одной гостинице, которую содержал голландский выходец Корнелий Гардинер. В начале 1770 года он закрыл свою гостиницу. Тогда один из обычных посетителей, фабрикант Фрапцис Гарднер, предложил своим сотоварищам учредить клуб. Таким образом создался древнейший и наиболее фешенебельный из русских клубов - петербуржское Английское собрание или клуб. 50 учредителей его избрали своим девизом: concordia et laetitia. В конце 1771 года число членов дошло до 260, а к 1780 году наплыв желающих поступить в члены клуба был так велик, что установлена была высшая норма в 300 человек. Вместе с тем решено было не принимать в члены лиц выше бригадирского чина; но правило это не могло устоять против натиска генералов и в 1801 году было отменено.

Уже в 1780-е годов Английский клуб стал весьма популярен среди русской знати, а с началом текущего столетия мода посещать Английский клуб усилилась и продолжалась долго: быть членом Английского клуба, значило иметь светское положение. Членами его состояли Карамзин, Пушкин , Жуковский, Крылов, Сперанский, граф Милорадович, Кочубей, Строганов и многие высшие сановники. В 1817 году норма числа членов повышена была до 350, а в 1853 году - до 400. Тем не менее в 1850-е годы считалось до 1000 кандидатов, которые по старшинству и занимали открывавшиеся вакансии. Виднейшие люди домогались чести вступить в число членов Английского клуба; князь Чернышев и граф Клейнмихель так и умерли, не попав в число избранных. С 1798 года существует в Английском клубе звание почётного члена, которого удостаивались лишь высшие сановники, например Кутузов в 1813 году , Паскевич в 1828 году , впоследствии князь Горчаков.

В одно время с Английским клубом возник и "Шустер-Клуб", основанный немцем Шустером; в 1772 году он стал именоваться "Большим бюргер-Клубом" и одно время представлял довольно дружное общество, состоявшее из заслуженных чиновников, артистов, богатых русских и иностранных купцов и зажиточных ремесленников; уделял значительные средства благотворительности, имея более 150 пенсионеров. В XIX веке он существовал под названием "Санкт-петербургского первого общественного собрания" (Немецкий клуб). При нём в 1869 году была учреждена вдовья касса.

В 1784 году в Санкт-Петербурге был создан клуб "Коммерческое общество". При Екатерине II возникло в Петербурге и несколько других клубов, в том числе два музыкальных, просуществовавших лишь несколько лет, и "танцклуб", основанный в 1785 году гробовым мастером Уленгутом и славившийся в 1850-е годы своими скандалами. Составлялись также каждую зиму одно английское и одно немецкое купеческое общество для балов.

В конце XIX века в Санкт-Петербурге было 20 клубов, в том числе два яхт-клуба, клуб для врачей, для инженеров, шахматный, членами которого могли быть лица обоего пола, "Собрание экономистов", "Новый клуб", предназначенный для высшего петербургского общества.

В Москве В конце XIX века было 10 клубов, они впервые возникли также при Екатерине II и сначала имели, по-видимому, временный характер (например, учрежденный в 1780 году московский дворянский клуб). Первый постоянный клуб, исключительно для дворян, учрежден был в Москве в 1783 году сенатором М. Ф. Соймоновым и князем А. Б. Долгоруким и первоначально именовался "Московским благородным собранием". Хотя он был учрежден в самый разгар деятельности московских мартинистов и людьми, среди которых было много масонов , но он остался чуждым общественных движений, и потому его не коснулся разгром московских масонских кружков. В 1803 году для Московского благородного собрания составлены были правила, в которых оговорено, что "никакие разговоры в предосуждение веры, правительства или начальства в нем терпимы быть не могут". Его балы приобрели всероссийскую известность и блеском своим изумляли даже Потемкина. Император Александр I , состоявший его членом, особым рескриптом 1810 года присвоил этому "форуму" дворянства наименование "Российского благородного собрания". К 1844 году финансовые средства этого собрания пришли в упадок. Для поднятия их решено было теснее сплотить собрание с московским дворянством: Высочайшим повелением 20 сентября 1849 года постановлено считать дом Российского благородного собрания собственностью московского дворянства.

При Екатерине II возник в Москве и Английский клуб, но он был закрыт Павлом I , который хотел было уничтожить и санкт-петербургский Английский клуб (последний отстоял член его князь П. В. Лопухин, в честь которого санкт-петербургский Английский клуб и учредил звание почётного члена). С какой подозрительностью император Павел I относился к клубам, видно из Высочайшего повеления его, по которому прусский купец Ширмер, "просивший позволения учредить общество, в коем гражданские чиновники, равно и учёные, купцы и художники могли бы найти препровождение времени по вечерам", был в январе 1801 года , по выдержании на хлебе и воде в течение одного месяца, выслан за границу ("Русская Старина", 1873 г., т. VII, стр. 576). При Александре I московский Английский клуб был в 1802 году восстановлен, и к концу того же года число членов его возросло до 600 человек. До 1833 года членом этого клуба состоял А. С. Пушкин ; «в палате Английского клуба» ораторствовал П. Я. Чаадаев; император Николай I иной раз справлялся, что говорят о той или другой правительственной мере в московском Английском клубе.

В провинциальных городах клубы стали возникать, главным образом, благодаря съездам дворян для выборов, т. е. со времен Екатерины II, и первоначально имели временный характер. Другим элементом, стремившимся к учреждению клубов, было офицерство, которое для устройства балов привлекало "господ граждан" или в качестве гостей, бесплатно, или же в качестве членов, с обязательным взносом. В конце XIX века не только в губернских, но и во многих уездных городах существует клуб, иногда и два или больше, из которых один именуется "благородным" или "дворянским собранием". Большую долю доходов клубы получали от азартных игр. Так, например, в 1838 году Киевское дворянское собрание получило членских взносов 8600 рублей ассигнациями, что составило 2/3 всех доходов собрания; за одну зиму дан 41 бал. В

РЕОРГАНИЗАЦИЯ за последние 5 лет калинковичских клубов коснулась, но некоторые переформатировались: стали клубами-библиотеками. Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Инна Губар объясняет:

— Оптимизация сети клубных объектов на селе - вопрос не простой. С одной стороны, смотрим на экономическую составляющую, с другой - прислушиваемся к мнению жителей. Они весть о том, что СДК может закрыться, воспринимают болезненно. Если видим, что клуб невостребован (причина, как правило, неблагоприятная демография), берем непопулярный объект культуры на карандаш. Затем наблюдаем и принимаем решение: либо объединить его с большим СДК, либо закрыть.

С экономической точки зрения, подход разумен: культура - тоже бизнес. Потратиться на аппаратуру, коммунальные расходы и ремонт, выдать зарплату персоналу - финансовая нагрузка, которую несет районный бюджет. Кстати, заработки культработников (которые меньше, чем в образовании и медицине) в прямой зависимости от прибыльности их деятельности. Как показал личный мониторинг, в Калинковичском районе в лучшем случае культработник зарабатывает в месяц 3,5 миллиона рублей. С учетом премий, доплат. Негусто. А с чего взять, если стоимость билетов на концерты и дискотеки не больше 10 тысяч, доходы от продажи поделок декоративно-прикладного творчества, шоу-программ, культурно-массовых акций скромны. Дотации со стороны местных властей невелики. Руководители Золотушского СДК и Центра фольклора в Березовке на деликатный вопрос о зарплате отвечают: привыкли, когда «культуру финансируют по остаточному принципу». Нередко на призы для зрителей, костюмы и инструменты, а то и обои и шпатлевку для косметического ремонта культработники выкраивают из своих и без того невысоких зарплат. Это справедливо?

Деньги - на сцену!

Кадры, как бриллианты

Штаты клубов выстроены по универсальной формуле: директор, художественный руководитель, технический работник. Золотушский СДК в этом смысле преуспел больше Березовского: им повезло заполучить в штат молодого художественного руководителя, способного и энергичного.

Эдуард Ковальчук - учитель музыки. В деревню приехал вместе с женой после отработки по распределению в Наровлянском районе. Не смогли обосноваться там из-за сложностей с жильем. А в калинковичской деревне поиск работы завершился покупкой долгожданной недвижимости. Эдуард доволен:

Родили детей, сад посадили. Для комфортной жизни в Золотухе есть все условия. Но главное - работа.

На молодого худрука в СДК нарадоваться не могут: 29-летний Эдуард - «локомотив» в культурной жизни деревни. Оживить номер или сценарий, выбрать репертуар и хорошую музыку на дискотеку - с проектом любой сложности справится Ковальчук. Еще успевает курировать кружки по интересам: драматический, декоративно-прикладного творчества, вокальный. На все находит силы и время.

Березовскому центру фольклора с поисками столь ценных кадров пока не везет. Полина Лапатик понимает, что рано или поздно придется оставить свое «хозяйство», передать все ценное, что добыла в этнографических экспедициях:

Будем реалистами: молодежь в сельскую культуру не рвется. Цену себе знает, а абы кого руководить клубом не поставишь: без таланта делать в учреждении культуры почти нечего. Особенно в век новых технологий, когда сельчанам стали доступны Интернет, домашние кинотеатры, караоке.

«Это наш клуб. Еще и платить?»

Не секрет, что львиная доля доходов сельских ДК - дискотеки. С каждым годом зарабатывать на них все сложнее, танцы стали проводить не несколько раз в неделю, а один. Да еще и сократили время дискотеки - с пяти часов до трех. Плюс ужесточили законодательство: молодежь до 18 лет может находиться в клубе до 22.00. Как же им «поклубиться», если на танцпол запускают в девять вечера, а через час просят его покинуть? Если работники СДК до указанного времени не выдворили из клуба несовершеннолетних, на учреждение культуры налагается штраф. Хоть паспорт при входе в клуб никто не обязан предъявлять, завклубом или худрук приблизительно знают, кто на танцах какого возраста.

Уроки современного порядка на сельской дискотеке усвоила Полина Лапатик из Березовки. Несколько раз даже санкции к худруку применяли, когда приехавшая проверка обнаружила несовершеннолетних в клубе после 22.00. Полина Павловна вспоминает:

На свой страх и риск разрешила 11-классникам остаться на танцполе после десяти вечера. За доброту поплатилась. Теперь иду на принцип.

В Золотушском СДК та же проблема. Директор Дома культуры разводит руками. Худрук Эдуард Ковальчук предлагает проблему решить другим путем: проводить танцы на несколько часов раньше 22.00. Но в дневные часы молодежь (особенно в теплую пору года) нередко занята на подворьях и приусадебных участках, раньше восьми вечера с домашними делами мало кто справляется.

Культработники вообще бьют тревогу: чем доступнее сельчанам развлечения вне клуба, тем сложнее заманить их в СДК. Зачем, к примеру, идти на фильм, который привозит киновидеоустановка, когда можно его скачать в Интернете? Или почему бы дома не попеть под караоке, купив нужный диск с «минусовкой»? Полина Лапатик делится:

В дни концертов иногда мне несется вслед: «Это наш клуб. Почему мы должны платить за концерт?» В этой связи вспоминается поездка в Польшу на фестиваль, когда там меня попросили дать мастер-класс по игре на «бердачцы». Для поляков инструмент был в диковинку, особенно когда они узнали, что в его основе деталь от ткацкого станка. Час рассказывала о корнях самобытного шумового инструмента, в каких композициях его используем. По окончании мастер-класса выхожу, а организаторы мне по ведомости 200 злотых протягивают. Удивилась, ведь Америки на музыкальном уроке я не открыла. Мне объяснили, что за любой урок или выступление у них принято платить. Причем любому самодеятельному артисту. У нашей публики исключительно потребительское отношение к культработе. Не хотят сельчане понимать, что, отдавая деньги за концерт, они платят за конкретную работу.

Вместо послесловия

Возвращалась из Калинковичей со смешанными чувствами.

С одной стороны, радостно, что в сельской культуре работают люди, преданные своему делу, которое не подпитывается астрономическими зарплатами. Наоборот. Чтобы содержать учреждения культуры, свою копейку им не жалко вложить в ремонт.

С другой стороны, стыдно за то, какими мы стали. Нонсенс: в клуб людей клещами не затянуть! И дело не столько гаджетах, изобилующих в нашей жизни, сколько в нерасторопности и неподъемности нас самих. Ленимся прочесть актуальную книгу, сходить в кино или на концерт, позволяем себе возмущаться, когда за концерт на площадке СДК придется заплатить. Чем хуже самодеятельные артисты столичных? Ведь на концерт или спектакль, который ставят профессионалы - из районного, областного и других центров, покупаются билеты, - на стоимость которых роптать не приходится. Возможно, к процессу поощрения людей, задействованных в сельской самодеятельности, могут подключиться администрации предприятий. Ведь если человек на сцене, в культуре, он и работать будет с большим интересом, аккуратнее, соблюдать трудовую дисциплину.

Хорошо бы привлечь в клубную систему и меценатов, благо законодательно у нас есть преференции для бизнеса, который спонсирует культуру. Есть возможность создавать попечительские советы, которые курируют театры, филармонии, музеи… Но, к сожалению, пока с практикой создания таких советов сталкивалась на уровне крупных центров культуры. Мне кажется, сами клубы могут заручиться финансовой поддержкой спонсоров, инициировать процесс денежных вливаний. Кто они - потенциальные спонсоры? Знаменитые уроженцы из деревень, которые успешны и хотят оставить на родной земле память о себе. Благодаря им отстраиваются в селах церкви, появляются в местных краеведческих музеях уникальные экспонаты.

На ум приходит яркий пример из деревни Ревятичи Березовского района. Один из ее уроженцев постоянно поддерживает и школу, и СДК, и сельсовету помогает со строительными материалами. Или еще пример: Ржавская библиотека Славгородского района. Ее ведь тоже на свои деньги создал и снабдил книгами знаменитый земляк.

Основываясь на услышанном и увиденном, пришла и к выводу, что целиком перекладывать всю ответственность за развитие сельских учреждений культуры на профильное Министерство культуры как на главный регулятор в сфере искусства не слишком справедливо. Ведь в ручном управлении СДК находятся у управлений культуры обл- и райисполкомов. Это в чистом виде менеджмент на микроуровне, только в арт-сфере. Лучше, чем органы местной власти, проблемами клубов не владеет никто. Эффективные управленческие решения - и по оптимизации, и по кадрам, и по материальному обеспечению - должны вызревать и претворяться в жизнь именно на местах.

Триединая модель, по которой строится сельская культура, проста: центр - клуб - зритель. Но как держать ее в балансе, чтобы связь между звеньями этой цепи не прерывалась? Одними энтузиастами культуры в клубах эту цепочку не укрепишь. Начинать нужно с себя, с культуры личности. Ведь то, как мы одеваемся, что говорим, как себя ведем дома, в общественных местах, какие книги читаем и читаем ли… Это все наша культура. «Забаррикадироваться» своими привычками, бытом, во всем видеть только финансовую подоплеку - неуважение по отношению к собственной судьбе. Не хлебом единым жив человек, а душа всегда будет тянуться к прекрасному. И старый добрый сельский клуб на пути культурного обогащения - мощный маяк.

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Подведены итоги областного конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений Тверской области, и их работниками в 2016 году. По результатам оценки заявок на соответствие критериям конкурсного отбора, победителем конкурса в номинации «Лучшее культурно-досуговое учреждение, находящееся на территории сельского поселения Тверской области», в числе лучших из 17-ти муниципальных районов Тверского региона отмечен Ивановский сельский дом культуры Весьегонского района. Результаты рейтинга озвучила заместитель председателя Правительства Тверской области С.В.Вержбицкая 28 марта в Тверском академическом театре драмы на торжественном мероприятии , посвящённом Дню работника культуры.


Ивановский сельский дом культуры - типовое кирпичное здание, введённое в эксплуатацию в 1971 году. Расположенный в центре села,он всегда был и остаётся центром общественной жизни односельчан, востребованным местом отдыха, источником народного творчества, где поколение за поколением приобщаются к культуре, храня деревенские традиции. В нём работают квалифицированные, инициативные, преданные своему делу специалисты культуры: Маргарита Алексеевна Узикова и Марина Александровна Филипова. Ч исло личных наград М.А.Узиковой в 2015 году пополнила грамота районного конкурса профессионального мастерства, присужденная ей в номинации "Верность профессии" .


Марина Александровна в 2015 г. награждена Почётной грамотой губернатора "за значительный личный вклад в развитие культуры Тверской области"


Благодаря тому, что, кроме традиционных форм, они стремятся использовать в своей работе новые подходы, стараются выйти из определенных рамок, стереотипов, шаблонов и всегда находятся в творческом поиске, на их счету немало заслуг. В ерным помощником культорганизаторам на протяжении многих лет остается библиотекарь Галина Александровна Абрамова. Сельская библиотека расположена на втором этаже клуба. Вместе, онипостоянно поддерживают чистоту и создают уют в своём очаге культуры. Совместно сактивистами села занимаютсяблагоустройством памятника воинам-землякам, погибшим в ВОВ, который находится возле их учреждения

Гордостью клуба, по мнению самих работников, является музей боевой и трудовой славы, где представлена летопись колхоза, начиная с первых послевоенных лет. О боевых и трудовых подвигах односельчан рассказывает уголок боевой славы «Мы помним, мы гордимся!».

Отдельное место занимает краеведческий уголок крестьянского быта, в котором представлены подлинные предметы старинной утвари, ими пользовались односельчане. На сегодняшний день музейная экспозиция насчитывает более ста предметов, и постоянно пополнятся новыми экспонатами.

К 70-летию Победы подготовлена фотовыставка «Вспомним всех поимённо»,об односельчанах – участниках Великой отечественной войны.В 2015 году в фойе клуба была оформлена документальная выставка«Моё село: век нынешний и век минувший».С 2012 года специалистами сельского дома культуры собирается и пополняется портфолио об односельчанах, прославивших родную деревню. О многофункциональном характере деятельности клуба рассказывают разнообразные выставки декоративно-прикладного творчества, детского рисунка и информационные стенды: «Подвиг твой бессмертен» (к 73 -летию снятия блокады в г. Ленинград); «Быстрее, выше, сильнее» (к открытию олимпиады в г. Сочи); «Мы выбираем жизнь» (антинаркотическая пропаганда); «Российский триколор» (к Дню герба и флага) и т.п.

В текущем году домом культуры проведено 206 культурно-массовых мероприятий, в т.ч. - 98 платных. Доход от предоставления платных услуг по сравнению с предыдущим годом составил 116%.








Одно из направлений работы дома культуры – создание условий для досуга пожилых людей. Совместно с администрацией сельского поселения и Советом ветеранов в клубе проводятся различные мероприятия, посвящённые календарным датам: Дню Защитника Отечества, Дню Победы, Дню пожилого человека, Дню инвалида и др.Работники СДК организуют для пожилых людей экскурсии (в 2015 г. посетили краеведческий музей в г. Весьегонске, турбазу в д. Противье и город Мышкин Ярославской области). Большое внимание уделяется чествованию долгожителей и супружеских пар, проживших долгую совместнуюжизнь. Для поздравления пожилых людей приглашаются школьники. Примеры лучших семейных традиций и жизненного опыта воспитывают у них уважительное отношение к людям старшего поколения. Новой нетрадиционной формой работы стал клуб «Хулиганки». В непринуждённой атмосфере пожилые люди вспоминают события из своей жизни, по их воспоминаниям ставятся инсценировки, в которых они принимают непосредственное участие.

Специалисты активно внедряют инновационные формы работы с учетом особенностей различных категорий населения: молодёжный флэшмоб «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;патриотическая акция «Помоги ветерану»;шествие к памятнику погибшим односельчанамв День Победы.

На базе СДК проходят районные мероприятия: в 2013 году (второй раз) – районный фестиваль самодеятельного художественного творчества «Родники российских деревень». в 2014 – районный фестиваль смеха «Смеяться,право, не грешно». Так же дом культуры является базовой площадкой встречи ветеранских организаций Весьегонского и Краснохолмского муниципальных районов. Заключительное итоговое мероприятиепрошло в сельском доме культуры в декабре у новогодней елки.

Совместно с администрацией сельского поселения организовываютвыезды в отдалённые деревни, пропагандируют работу учреждения там, где отсутствуют стационарные очаги культуры.

Дома культуры — настоящие творческие центры в поселениях. Люди живут на селе именно этими центрами, это их досуг и общение.
Именно такой точки зрения придерживаются жители села Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области.
И когда возник вопрос о необходимости ремонта клуба — решили начать ремонтные работы своими силами.
Многие уже слышали и читали в прессе о том, что в селе создано и активно работает ТОС и общественное объединение клуб «Соковкин» (названо по фамилии основателя села), куда вошли старейшины села, уважаемые люди, молодежь, руководители учреждений и предприятий, расположенных на территории поселения. Очень интересно проходят заседания клуба, на котором решаются вопросы благоустройства села, строительства и ремонта социальных объектов, скверов, зон отдыха с прудами и другие жизненно важные проблемы.
И самое важное во всей этой работе, что жители поняли: все, что делается совместными силами, направлено на улучшение жизни и будущего села.
Сейчас на субботники выходят до 100 человек.
На субботниках мы приступили и к ремонту клуба, который планируем закончить в этом году к 400-летию села Тр. Сунгур.
Уже заменили крышу, пожарную сигнализацию установили, отремонтировали несколько кабинетов. Сейчас приступили к капитальному ремонту здания, которому уже к полсотни лет.
Ремонт сельского клуба должен осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Ульяновской области на 2014 -2018 гг.», в которую мы вошли в 2014 году. На эти цели будет выделено 3,75 млн. руб. Из них: 3 млн. руб. — областной бюджет, 750 тыс. руб. — местный бюджет.
Во всех делах и начинаниях нас поддерживают министерство культуры правительства Ульяновской области, администрация района и поселения, жители села. Большую помощь оказывают предприниматели села и руководители организаций холдинга ЗАО «Проминвест».
Вопросы приобретения костюмов, инструментов и оргтехники решаем через ТОС.
В клубе успешно работают хор ветеранов «Журавушка», вокальные группы «Околица», «Ивушка», фольклорный ансамбль «Чаваш Шапчаке», 4 детские вокальные группы, а также кружки прикладного искусства, клубные объединения по интересам. Здесь работают люди, искренне любящие свои традиции, свою культуру.
Сельские дома культуры и библиотеки — это центр общественной и культурной жизни людей на селе, место общения, развития творческих способностей сельчан.
Да, нам сложно выживать в век компьютерных технологий, фейерверков. Нам далеко до столичных шоу-программ…
Но сохранить русское село с его бытом и традициями — это задача государства, а значит, и местных властей.
Изменения пусть медленно, но приходят. Молодежь не спешит менять место прописки, растет рождаемость на селе, а значит, что у Троицкого Сунгура есть будущее.



Поделиться