Инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства. Создание инфраструктуры поддержки инновационных малого и среднего предпринимательства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие программно-целевого метода в планировании. Тенденции и проблемы функционирования и развития малого предпринимательства. Анализ инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Целевая комплексная программа по развитию предприятий бытового обслуживания.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2012

    Развитие и поддержание малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций как эффективный способ ускорения научно-технического развития экономики для Украины. Изучение рыночных субъектов и венчурных форм малого инновационного предпринимательства.

    реферат , добавлен 10.02.2009

    Сущность и содержание малого предпринимательства. Этапы формирования малого предпринимательства в России. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства, механизмы, направления регулирования. Факторы, сдерживающие развитие.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Значение малого предпринимательства в формирование среднего класса. Основные социально-экономические функции субъектов малого и среднего бизнеса в современной макроэкономической системе, а также особенности занятости населения в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2013

    Анализ государственной политики поддержки малого предпринимательства в Челябинской области. Направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса. Сущность и основные принципы государственного регулирования малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Характеристика Тисульского Муниципального района. Анализ и оценка экономической ситуации. Анализ развития малого предпринимательства, реализации плана стратегического развития.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2010

    Бизнес-инкубатор: региональный аспект. Эффективность политики, ориентированной на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства в условиях экономического кризиса. Реформа технического регулирования в сфере поддержки бизнеса.

    Региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы)

    Аннотация: статья посвящена рассмотрению региональной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы). В этом контексте рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в развитии малого и среднего предпринимательства, а также пути их дальнейшего разрешения.

    Ключевые слова: поддержка малого и среднего предпринимательства, кредитование малого и среднего предпринимательства, переподготовка кадров, предоставление помещений.

    Fesenko YA.S., Chernyshov R.V.,

    Law student Financial University under the Government of the Russian Federation

    Moscow, Russia chernyshov372@mail. ru

    Scientific adviser: Romashkova I.I.,

    Ph.D., Associate Professor

    Regional programme to support small and medium enterprise (on an example of Moscow)

    Annotation: the article considers review of the regional program for support small and medium business (on the example of Moscow). In this context, we consider the problematic issues that arise in the development of small and medium businesses, as well as ways to further resolution.

    Keywords: support small and medium business, lending to small and medium business, retraining, provide accommodation.

    Конституция Российской Федерации в статье 34 определяет основные начала предпринимательской деятельности, устанавливая право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

    Федеральное и региональное законодательство дополняет указанное положение и закрепляет, что Российская Федерация и ее субъекты оказывают многостороннюю поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

    Основным нормативным актом федерального уровня является Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который дает определения основным понятиям, подробно регламентирует такие формы оказываемой поддержки, как финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, определяет принципы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также затрагивает вопросы поддержки предпринимательства в различных областях.

    Данный Федеральный закон является фундаментальным и базовым для развития предпринимательства не только в Российской Федерации в целом, но и в регионах, в частности в г. Москве. В статье 12 закрепляется важнейшее положение о взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов . Так, в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ координирует деятельность органов власти субъектов Федерации по реализации ими политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

    В г. Москве как субъекте Российской Федерации оказание поддержки для развития субъектов малого и среднего предпринимательства более подробно регламентируется Законом г. Москвы от 26.11.2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Он основывается на вышеназванном Федеральном законе, однако дополняет его в части основ поддержки и развития, создании общих условий для развития предпринимательства, форм поддержки субъектов предпринимательства.

    Считаем необходимым обозначить принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, поскольку на них строится система и программа развития малого и среднего предпринимательства. Итак, к ним относятся принципы:

    • 1) доступности инфраструктуры поддержки для всех субъектов;
    • 2) заявительного порядка обращения за предоставлением поддержки;
    • 3) равного доступ к участию в программах поддержки и развития;
    • 4) открытости процедур предоставления поддержки;
    • 5) интегральности поддержки.

    Помимо этого, Закон г. Москвы подробнее раскрывает такие дополнительные формы поддержки, как правовая поддержка и поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров .

    Итак, проанализировав основные федеральный и региональный закон в области развития малого и среднего предпринимательства, мы приходим к выводу, что Федеральный закон является фундаментальным, определяющим основные принципы, формы и направления развития, а Закон г. Москвы - дополняющим, более подробно регламентирующим указанную сферу с учетом социальной и экономической направленности региона.

    Вообще, малое и среднее предпринимательство играет немаловажную роль в экономике Москвы. Во-первых, малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели предоставляют около 2 миллионов рабочих мест. Во-вторых, они обеспечивают около 9-10% налоговых поступлений в бюджет г. Москвы.

    Что касаемо предоставления рабочих мест, то по итогам 2013 года в Москве от общей численности работающих на малых и средних предприятиях на малых предприятиях было занято 42%; на микропредприятиях было занято 42%; на средних предприятиях было занято 5%; индивидуальные предприниматели составляли 11% .

    Можно сказать, что развитие малого и среднего предпринимательства реализуется лишь частично, так как существуют различные препятствия. К таковым следует относить:

    • 1. Проблема кредитования, а также проблема получения различного рода финансовой поддержки от государства.
    • 2. Проблема доступности площадей (постоянный рост арендной платы).
    • 3. Проблема доступа к иностранным, а также региональным рынкам сбыта.
    • 4. Проблема недостатка высококвалифицированного персонала.

    Если говорить об отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, то доминирующей в Москве является сфера услуг, торговли, здравоохранения, оказания социальных и коммунальных услуг, а также строительства. Указанные сферы имеют высокую социальную значимость, но к большому сожалению, развиты еще не в полном объеме.

    Постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012-2018 годы» была утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 годы».

    Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.» имеет свои основополагающие цели и задачи .

    Так, целью подпрограммы в первую очередь является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы, затем преследуется цель роста благосостояния населения, которая может быть достигнута благодаря созданию подходящих условий для предпринимательской деятельности.

    Основными задачами подпрограммы являются:

    • 1. обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;
    • 2. увеличение численности занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;
    • 3. улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности;
    • 4. стимулирование предпринимателей к повышению прозрачности своей деятельности и создание благоприятных для этого условий.

    Москва - столица России, является центром сосредоточения науки, промышленности и финансов страны. Именно благодаря этому, в Москве большая концентрация специалистов различных областей и различных уровней. Ведь именно в Москве развита городская инфраструктура, способствующая развитию инвестиционных проектов.

    Как мы уже указывали выше, развитие малого и среднего предпринимательства в Москве происходит лишь частично, так как для его полного развития существуют различные барьеры, создающие достаточно существенные препятствия. Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства предусматривает меры по устранению существующих проблем в полноценном развитии малых и средних предприятий.

    Подпрограмма содержит следующие мероприятия:

    • 1. Мероприятия по формированию благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности;
    • 2. Мероприятия по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
    • 3. Мероприятия по содействию в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки;
    • 4. Мероприятия по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров и консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • 5. Мероприятия по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства .

    Одной из проблем является кредитование малого и среднего предпринимательства, а также получение финансовой поддержки от государства.

    Для решения данных проблем Подпрограммой развития малого и среднего предпринимательства предусматривается: предоставление субсидий для различных нужд, таких как уплата лизинговых платежей, процентов по кредитам, обновление основных средств необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Также возможно предоставление субсидий в целях финансовой поддержки проектов начинающих предпринимателей.

    Немаловажной проблемой является подготовка или переподготовка кадров, а также повышение их квалификации. Для решения данной проблемы предусматриваются следующие мероприятия: организация и проведение стажировок, организация обучения работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Необходимо отметить и мероприятия, которые направлены на формирование благоприятной деловой среды. Здесь выделяют:

    • 1. информирование с использованием СМИ о развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве;
    • 2. формирование положительного отношения населения к предпринимательской деятельности;
    • 3. доведение до населения положительного опыта ведения предпринимательской деятельности;

    Состояние малого и среднего предпринимательства охватывает ряд важнейших для нормального развития общества отраслей, которые в первую очередь связанны с производством продуктов питания, оказанием всевозможных услуг населению, транспортом и иными сферами, обслуживающими повседневную жизнь человека.

    Однако при всей своей значимости данные субъекты не так финансово и имущественно устойчивы, как субъекты крупного предпринимательства, и без поддержки государства их развитие затруднительно.

    Как нам кажется, основной проблемой для малого и среднего предпринимательства, является проблема предоставления помещений для ведения своей деятельности.

    Согласно Подпрограмме развития малого и среднего предпринимательства предусматривается развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, которая заключается в создании и развитии центров краткосрочной аренды помещений для групповой или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей.

    5 февраля 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы №88-ПП «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве».

    Основной целью данной Концепции является решение имущественных проблем малого и среднего предпринимательства, которые вызваны дефицитом нежилых помещений, предназначенных для их размещения .

    Для разрешения данной проблемы, в Москве формируется имущественная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя расположенные на территории города технопарки и многофункциональные деловые центры. Например, на 2004-2008 годы введены в эксплуатацию такие объекты городского значения для малого предпринимательства как многофункциональный деловой центр «Марьино», «Технологическая деревня», расположенная в Зеленограде, бизнес-центр «Технопарк».

    Сегодня в Москве мы можем видеть помещения, которые были построены еще в советское и постсоветское время, но к сожалению, они не приспособлены для ведения даже малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности. Значительная часть малых предприятий располагается на площадях производственных предприятий города, не используемых в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции.

    Из-за появления новых предприятий появляются и новые требования к нежилым помещениям. Они должны отвечать современным качественным, технологическим и функциональным требованиям бизнеса, а также иметь необходимую для осуществления соответствующего вида деятельности площадь, поскольку для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции зачастую необходимы значительные производственные площади.

    Итак, мы считаем, что на данный момент необходимо развитие сети бизнес-инкубаторов и технопарков, которые будут ориентированы на создание условий для реализации деятельности не только малого и среднего предпринимательства, но и молодежного предпринимательства.

    Таким образом, проанализировав основные положения федерального и регионального законодательства, а также Подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.», мы приходим к выводу, что поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Москве осуществляется в самых разнообразных формах: в форме финансовой, имущественной, информационной, консультационной, а также правовой поддержки. Проводя различные мероприятия по развитию предпринимательства, Москва реализует разнообразные цели и задачи, прежде всего увеличение конкурентоспособности экономики города и рост благосостояния населения. Однако перед Москвой стоит целый комплекс проблем в области развития малого и среднего предпринимательства, который возможно решить только при всестороннем и глубоком подходе. П мы полагаем, что именно Подпрограмма развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012-2018 гг. является прочным правовым фундаментом, на основе которого Москве по силам достичь поставленных целей.

    Литература:

    • 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
    • 2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, №31, ст. 4006.
    • 3. Закон г. Москвы от 26.11.2008 №60 (ред. от 23.04.2014) «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Ведомости Московской городской Думы», 02.04.2009, №2, ст. 273.
    • 4. Паспорт подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2018 гг.»
    • 5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: монография//Ручкина Г.Ф. и др. Русайнс. 2015. С. 167
    • 6. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я.А., Венгеровский Е.Л. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования. Монография. М. Русайнс. 2015.
    • 7. Постановление Правительства Москвы от 05.02.2008 №88-ПП (ред. от 03.07.2015) «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 11, 27.02.2008.

    Тихомирова А.В., Старкова Д.В.,

    студенты юридического факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    г. Москва, Россия allesbony@gmail. сот

    Научный руководитель: Васильева О.Н.,

    к.ю.н., доцент

    Кошелева Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, СПбУУиЭ, г. СанктПетербург[email protected]

    Развитие инфраструктурымалого и среднего предпринимательства

    Аннотация.Обоснована необходимость в развитии малого бизнеса и в формировании инновационной инфраструктуры предпринимательских структур,выявленыосновныепроблемы в развитии малого предпринимательства, рассмотрены новые инструменты и формы развития инновационной среды.Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инфраструктурная поддержки,административные барьеры, патентная система налогообложения, коворкинги.

    В России только 4% активного населения хотят развивать собственный бизнес, и всего 2% готовы пополнить ряды малых и средних предпринимателей.По уровню «готовности к предпринимательской деятельности» россияне с большим отрывом заняли последнее место среди всех европейских стран.Предприниматели, объединенные Ленинградской торговопромышленной Палатой отмечают негативное состояние делового климата, которое не способствует экономическому развитию, при отсутствии своеобразного драйвера экономического роста, который смог бы дать толчок для ускорения роста экономики и не только в СевероЗападном регионе. Благодаря такой озабоченности предпринимателей на фоне закрытия малых и средних предприятий вначале 2013 г., в том числе и изза изменения системы налогообложения предпринимателей, Ленинградской торговопромышленной Палатаинициировала проведение опроса среди предпринимателей СевероЗападао необходимости усиления и качественного изменения инфраструктурной поддержки малой и средней предпринимательской деятельности. 70% респондентов отметили, что никогда не получали государственной поддержки,а80% высказались крайне негативно и предположили,что существующие меры инфраструктурной поддержки не просто недостаточны а и вовсе бесполезны.Почти 1400 малых и средних предпринимателейЛенинградской области приняли участие в еще одном опросе, касающемся оценки фактического состояния инфраструктурной поддержки малогои среднегобизнесаи ожиданий предпринимателейот ближайшего будущего, проведенном Ленинградской торговопромышленной Палатой. По оценкам 72% предпринимателей оказалось, чтосамочувствие малого и среднего бизнеса в Ленинградской области достаточно не стабильное,если не сказать –плохое, а инфраструктурная поддержка практически не доступна. Оптимистов оказалось намногоменьше –относительно «хорошим»деловой климат и «доступной» инфраструктуру поддержки назвали только 5%предпринимателей.В СанктПетербурге, по данным Ленинградской торговопромышленной Палаты, ситуация несколько лучше, но не намного –всего на 2%. Негативно состояние малого предпринимательства оценивают 70%малых предпринимателей. А вот положительных оценокналичия и качестваинфраструктурных условий для развития малого и среднего бизнеса, было получено столько же –5%.Основными проблемами, которые мешают малому и среднему бизнесу бизнесу развиваться, носят системный характер и не могут быть устранены относительно быстро. К ним относятся следующие проблемы.В первую очередь, это национальная бюрократия, не заинтересованная в изменении условий функционирования малого и среднего предпринимательства, превратившаяся в фактор подавления деловой предпринимательской активности. В таких условиях оповышении инновационной активности речь уже идти не может. Главная задача –выжить малому и среднему бизнесу. Эта проблема ощущается на разных уровнях власти, но от понимания проблемы до принятия эффективных мер дистанция достаточно велика. По данным Росстата, с 2002 по 2010 год число малых предприятий выросло примерно вдвое –с 880 тысяч до 1,6 млн. В то время, как число работников федеральных государственных органов за тот же период, по данным Росстата, выросло с 590,3 тысячи до 868,8 тысячи, а региональных госорганов –с 206,6 тысячи до 272,6 тысячи. Примерно с 2006 года темпы роста числа госслужащих стали обгонять темпы роста числа предпринимателей и тенденция эта продолжает сохраняться.Что не может не вызывать обеспокоенность у предпринимательского сообщества. Так как увеличение чиновничьего аппарата не минуемо приведёт к выстраиванию новых административных барьеров на рынке. И, как следствие, к усложнению и ухудшению условий функционирования малого и среднего бизнеса. Все усилия по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, создающей условия для реализации их инновационного потенциала, могут быть сведены на нет введением новых ограничений или увеличением контрольных органов. Российские эксперты неоднократно отмечали, что для лучшей конкуренции между регионами и их самостоятельности субъектам РФ необходимо передать часть налоговых доходов, получаемых на их территории. В настоящее время большую часть налогов забирает федеральный бюджет.Доля убыточных организаций в Россиив январе феврале увеличилась на 0,9% в годовом выражении до 34,3%, сообщает Росстат. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) составил в январе феврале 2013 г. 1,176 трлн. руб. Совокупную прибыль в размере 1,466 трлн. руб. получили 37,9 тыс. организаций, совокупные убытки на 290,1 млрд. руб. понесли 19,8 тыс. организаций. Доля убыточных предприятий по добыче полезных ископаемых в январе феврале увеличилась на 2,7% до 43,1%, предприятий по добыче топливо энергетических полезных ископаемых на 4,9% до 38,5%. Доля убыточных предприятий в обрабатывающих отраслях увеличилась на 1,8% до 36,1%, предприятий по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на 4,1% до 43,7%. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве показатель увеличился на 2,9% до 27,5%. Количество убыточных предприятий розничной торговли, предприятий по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования увеличилось на 0,7% до 24,8%. Доля убыточных предприятий транспорта и связи увеличилась в январе феврале 2013 года на 0,5% до 45,7%. Количество убыточных организаций, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, сократилось на 0,7% до 31,9%. Доля убыточных строительных предприятий за первые два месяца 2013 года сократилась на 1,1% до 35,5%.В свете таких негативных оценок представителей самого малого и среднего бизнеса, очень важным проявлением поддержки и понимания проблем предпринимательства явилось участие президента РФ. В. В.Путин поддержал идею предоставлять регионам двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, которые работают в производственной, социальной и научной сферах.

    В настоящее время на реализацию государственной программы по развитию регионов в федеральном бюджете заложено только 117,3 миллиарда рублей на ближайшие восемь лет. . В свете присоединеня Крымского полуострова к числу российских регионов, эта цифра должна будет существенно корректироваться. В бюджете 2013 года регионам были переданы дополнительные расходные полномочия по здравоохранению и другим социальным статьям.Минрегионразвития также разрабатывает меры по развитию агломераций. В настоящее время в России уже насчитывается 22 агломерации с населением более миллиона человек.На федеральном уровне утверждены 47 видов предпринимательской деятельности, для которых бизнесмену необходимо приобретать патент. Регионы вправе дополнить список собственным перечнем. Налоговая ставка по патенту на 2013 год составляет 6% от возможного годового дохода предпринимателя. При этом размер потенциально возможного дохода не может быть меньше 100 тыс. руб. и больше 1 млн. руб.В Совете Федерации предлагают подкорректировать Налоговый кодекс так какдействующая редакция главы 26.5 регламентирует применение патентной системы налогообложения без учета реального дохода бизнесмена. А он во многом зависит от региона, в котором трудится предприниматель. Для того чтобы индивидуальные предприниматели быстрее и безболезненнее перешли на патентную систему налогообложения, в Совете Федерации подготовили поправки в Налоговый кодекс, позволяющие учитывать региональные особенности деятельности бизнесменов. Совет Федерации предлагает учитывать географию предпринимательской деятельности при определении возможного размера годового дохода. Это должно коснуться индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения.Для индивидуальных предпринимателей предлагается ввести право уменьшать размер налога на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды. При этом сумма налога не может быть уменьшена на сумму уплаченных страховых взносов более чем на 50 процентов.Так же на фоне такого негативного восприятия деловой среды стоит отметить инициативу некоторых региональных властей. Имущественную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства планируется оказывать региональными органами властив целях сохранения от приватизации муниципального арендного фонда для обеспечения предпринимателей минимальным набором помещений, необходимых для осуществления деятельности. Что также может позволить обеспечить долгосрочные поступления в региональные бюджеты в виде арендной платы. При необходимости данные помещения могут впоследствии использоваться для региональных нужд.Региональные проекты о порядке формирования перечня муниципального имущества может позволить реализовать механизм целевой аренды для представителей малого и среднего бизнеса, осуществляющих свою деятельность в социальноориентированных отраслях экономики, например, под организацию бань, медицинских учреждений и другого. Например, в Пермском крае, помещения субъектам малого и среднего предпринимательства планируют предоставлять на срок не менее 5 лет, договоры аренды с предпринимателями должны будут действовать до завершения сроков действующих договоров аренды, а данные помещения не будут включаться в план приватизации. Кроме того, в конкурсах на право аренды помещений смогут принять участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, что может позволить им взять в аренду помещения по более низкой цене, чем предлагается на рынке.

    Одним из элементов инновационной среды в процессе управления формированием инновационной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и активизации их инновационного потенциала,выступают коворкинги, целью создания которых является создание благоприятных условий для работы независимых профессионалов. Например, вМоскве в настоящее время работают два государственных коворкинга, которые располагаются на территории подразделений государственного учреждения «Малый бизнес Москвы»–в Восточном округе и в Троицке.И в будущем планируетсяоткрыть коворкинги в каждом округе Москвы и, таким образом,удовлетворить потребности всех малых и средних предпринимателейгорода. Одним из элементов механизма улучшения деловой предпринимательской среды, в том числе и инновационной инфраструктуры, выступает субсидирование затрат, связанных с модернизацией производства.Например, Костромская область в 2014 году планирует направитьболее 105 миллионов рублей на господдержку предпринимателей по программе развития малого и среднего бизнеса в регионе, что позволит обеспечить прирост налогов на 15,1% .В 2013 году Костромская область после резкого роста отчислений в Пенсионный фонд столкнулась со значительным сокращением числа предпринимателей. По данным облдумы, с начала года в регионе сдали патенты порядка 4,5 тысячи индивидуальныхпредпринимателей, то есть, каждый пятый от общего числа зарегистрированных в регионе. Для поддержки малого бизнеса, который формирует до 30,2% валового регионального продукта, власти разработали госпрограмму до 2020 года.На 2014 год на реализацию госпрограммы планируется направить более 105 миллионов рублей, из них 40,9 миллиона рублей -средства областного бюджета и 64,8 миллиона рублей -федерального бюджета. Эти деньги пойдут на субсидирование затрат, связанных с модернизацией производства, возмещение части процентной ставки по кредитам, а также возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования.Кроме этого, власти частично компенсируют бизнесменам стоимость технологического присоединения к инженерным сетям и затраты на обучение сотрудников предприятий. Программа также предусматривает выдачу грантов на создание собственного бизнеса и предоставление услуг Евро Инфо консультационного центра(Enterprise Europe Network).Американские бизнесмены предлагают простимулировать рост малого бизнеса «по американской модели», создав систему, которая бы объединяла похожие компании можно начать пилотные проекты -взять пару штатов и регионов России и объединить их бизнес. Связи между иностранными компаниями на уровне регионов, штатов и земель действительно имеют огромный потенциал развития. Работу в этом направлении необходимо активизировать. Потребность в такой системе действительно есть, былсоздан Международный совет, через который российскому бизнессообществу были представлены иностранныепредприниматели, заинтересованныев привлечении российских партнеров или в инвестициях в проекты в России. За счет реализации приоритетных мер господдержки в направлении развития инфраструктуры малого и среднего предпринимательства предусматривается достижение к2030 году следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики:доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, –32,2 %;количество представителей малого и среднего предпринимательствав расчете на 1 тыс. человек населения РФ (без учета индивидуальных предпринимателей) –15,7 единиц;количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. человек населения РФ –38,2 единиц.Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательствак 2030 году должен составить 1,3 раза и должен достичь 7,7 млн. субъектов, в том числе 5,4 млн. индивидуальных предпринимателей . Такой прирост должен быть обеспечен системной поддержкой малого и среднего предпринимательства со стороны государства, развитием его инфраструктуры, включая особые внедренческие и инновационные зоны.Таким образом, в направлении развития инфраструктурыпредпринимательской деятельностиможно отметить, что её совершенствование не обязательно должно идти из таких крупных экономических региональных центров, каким является на СевероЗападе СанктПетербург, региональные власти также способнына своем уровне сделать привлекательным не только средний и малый бизнес, но и способствовать формированию элементов инновационной инфраструктуры, создающей условия для инновационного развития предпринимательских структур региона и страны в целом.

    Ссылки на источники1. Вести.Ru. Режим доступа: http://www.vesti.ru/ Дата обращения 21.02.2013.2. В 2014 году в столице откроют до 10 новых государственных коворкингов. ИА «М 24». Режим доступа: http://www.m24.ru/ Дата обращения 19.12.20133. Господдержку на 105 млн. рублей получат бизнесмены Костромской области. Агентство «РИА Новости». Режим доступа: http://ria.ru/ Дата обращения 19.12.20134. Московская область: Воробьев поручил подготовить регион к налоговым каникулам для малого бизнеса. Агентство «Интрефакс». Режим доступа: http://www.interfaxrussia.ru/Center/citynews.asp?id=459718&sec=1669. Дата обращения 20.12.20135. Малое и среднее предпринимательство России.2012. Москва, декабрь 2012 г. Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения 25.12.20136. Пермь: власти города помогут малому бизнесу с арендой помещений. ИА «Текст». Режим доступа: http://www.chitaitext.ru/ Дата обращения 19.12.20137. Прогноз долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, подготовленный Минэкономразвития с использованием данных Росстата и Федеральной налоговой службы. Режим доступа: http://base.garant.ru/ Дата обращения 25.02.20148. РБК daily. Режим доступа: http://rbcdaily.ru/Дата обращения 20.02.20149. Сайт Росстата РФ. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gks.ru/ Дата обращения –29.01.201410. Чиновники потратят триллион рублей на уравнивание богатых и бедных. Режим доступа: http://finlenta.forblabla.com/blog/45604505122/Дата обращения –15.02.201411. Ютанов Н. Взгляд из Петербурга. Новые решения для бизнеса. http://www.nashgorod.su/сми/article94. Датаобращения

    Tatiana Koshelevа, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, SPbUME, St. PetersburgAbstract: The necessity of the development of small businesses and in the formation of an innovative infrastructure business structures, the main problems in the development of small business and explore new forms of development tools and innovative environment. Keywords: small and medium enterprises, infrastructure support, and administrative barriers, the patent system of taxation, coworking.

    Это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, целью функционирования которых является создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Это обеспечивается путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направ-лениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном. Наряду с этим осуществляется оказание целого спектра деловых услуг, деловых контактов.
    Именно инфраструктурное обеспечение позволяет малым предприятиям получить доступ к факторам производства, что необходимо для удовлетворительного решения основных задач любого производственного процесса.
    Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура.
    Малые предприятия - активные субъекты рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ. Они имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого бизнеса, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Поэтому важно создать благоприятные предпосылки для формирования системы инфраструктуры как на региональном, так и на федеральном уровне.
    Схема инфраструктурного обеспечения сферы малого бизнеса проиллюстрирована на рис. 2.2. Предлагаемая схема представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых инфраструктурных элементов, функционирующих как единый динамичный комплекс, нацеленный на удовлетворение многочисленных потребностей рынка и создание условий для выполнения социальной миссии перед обществом. Устойчивое функционирование и развитие предприятий малого бизнеса обеспечивается за счет формирования системы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства. Положительные результаты бизнеса обеспечиваются при использовании концепции управления инфраструктурой малого бизнеса, которая интегрирует в себе процессы планирования, организации, мотивации, контроля и учета.
    Важно при создании схемы управления инфраструктурой малого бизнеса постоянно следовать основным принципам ее построения: все звенья модели, количество структур должны быть предельно достаточными и оптимальными, исключающими параллельное дублирование.
    Целью инфраструктурного обеспечения малого бизнеса является поддержка субъектов малого предпринимательства, что предполагает организацию доступа к различного рода услугам и формам под-держки, содействие в организационном оформлении заявляемых ими бизнес-инициатив, отборе для дальнейшего сопровождения и финансовой поддержки, с тем чтобы обеспечить рациональное распределение финансовых ресурсов и максимальную отдачу от реализации заявленных проектов.

    Рис. 2.2. Инфраструктурное обеспечение малого бизнеса
    Важная функция местных органов самоуправления - разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
    Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития малого предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях. Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система ин-фраструктурных институтов, причем, с одной стороны, стихийно, а с другой - благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.
    Большинство объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса создано на региональном уровне, но распределение объектов инфраструктуры малого бизнеса в регионах очень неравномерно.
    Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается некая «перенасыщенность» ими, что приводит к дублированию их функций.
    Однако необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации система институтов инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.
    Органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты, отделы), осуществляющие поддержку малого предпринимательства в рамках правительств (администраций), действуют в каждом субъекте Российской Федерации.
    Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
    В настоящее время система фондов состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства - это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд - заказчик Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Он осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства.
    Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. Данные соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников.
    Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их порядка 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
    Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяются в основном тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринима-тельства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.
    Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», предоставляющий им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определенные преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике не реализуются.
    В замысле система фондов создавалась как инфраструктура финансового обеспечения мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства.
    Высокий институциональный статус региональных и муниципальных фондов находится в противоречии с теми финансовыми средствами, которые выделяются как на выполнение программ в целом, так и на финансирование деятельности самих государственных (муниципальных) фондов.
    Крайняя недостаточность выделяемых на поддержку малого предпринимательства средств не позволяет административным структурам выстроить конструктивные отношения с фондами и сделать их эффективным инструментом реализации государственных и муниципальных программ.
    Для действительного укрепления и развития системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, необходимо:
    уточнить и законодательно закрепить институциональное по-ложение государственных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе как бюджетополучателей;
    разработать требования к условиям и техническому обеспечению государственных фондов, при которых возможна их эффективная деятельность;
    определить меру финансового участия и ответственности государства в деятельности фондов;
    законодательно закрепить льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений;
    предусмотреть наделение фондов недвижимым имуществом для ведения хозяйственной деятельности в уставных целях;
    организовать подготовку и реализацию образовательных программ и планомерную подготовку кадров для работников региональных и муниципальных фондов;
    содействовать государственным фондам в расширении сферы их деятельности и номенклатуры услуг, таких, как бизнес- инкубирование, предоставление займов, лизинг оборудования;
    разработать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами;
    установить минимальный перечень услуг, оказываемых госу-дарственными фондами предпринимателям бесплатно или на льготных (за счет бюджетного финансирования) условиях.
    Эффективным способом достижения устойчивости малого предпринимательства на финансовом рынке и роста их управленческого потенциала является развитие системы специализированных кон-сультационных и информационных услуг, обучения в сфере кредитной и инвестиционной деятельности. Эта задача решается через агентства развития малого и среднего бизнеса. Агентства обладают штатом подготовленных специалистов, необходимым оборудованием и литературой.
    Функции информационного обеспечения предпринимательских структур выполняют 31 Региональный информационно-аналитический центр, Единая информационная сеть Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
    Уникальное средство снижения неудач в бизнесе, увеличения доли выживающего нового бизнеса - бизнес-инкубаторы, специализированные организации, сопровождающие создание и развитие новых предприятий, предоставляя им достаточно широкий перечень услуг на льготных условиях. Число бизнес-инкубаторов растет: если в 1996 г. их было 38, то сейчас - уже более 50.
    Совместно с Министерством образования и науки России, Минфином России и Минэкономразвития России разработана концепция создания технопарков. 10 марта 2006 г. принято распоряжение Правительства РФ № 328-р «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высших технологий». В технопарках, создаваемых, как правило, при высших учебных заведениях по индивидуальным проектам на базе исследовательского и преподавательского потенциала вузов с целью его эффективного использования, сочетается научно-техническое и инновационное малое предпринимательство. Отраслевая направленность деятельности технопарков отражает специализацию высших учебных заведений.
    Однако позитивный процесс количественного роста и качественного совершенствования работы инфраструктуры так и не получил своего логического завершения в виде целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы, своего рода «окружающей среды» для предпринимательства, способной охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики, различной степени «хозяйственной зрелости».
    Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в российской экономике изначально была призвана решать двуединую задачу:
    стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий;
    направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее отвечают потребностям национальной экономики. Однако до последнего времени российская инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса так и не смогла решить ни одной из этих задач в полном объеме.
    Вследствие многочисленных причин правового, организационного, финансового и информационного характера образовался разрыв между номинальным ростом численности и многообразием видов инфраструктурных институтов поддержки малых предприятий и практической результативностью их деятельности. Деятельность указанных институтов - и на федеральном, и на региональном уровнях - неполно и непоследовательно интегрировалась в соответствующие целевые государственные программы.
    Финансирование государственных программ поддержки малого предпринимательства как федерального, так и регионального уровня осуществлялось и осуществляется в минимальном объеме и очень неравномерно. Исключением является Москва, финансирующая программы поддержки малого предпринимательства практически в полном объеме. На глазах чахнут, не обретя способности к финансовой самодостаточности, различные институты поддержки малого и среднего бизнеса, созданные в ходе реализации проектов международной помощи. Но часто даже те немногие, еще реально возможные меры поддержки, которые могут быть предоставлены малым предприятиям на местах бесплатно или на льготных условиях, не находят своего адресата. Опросы показывают, что очень многие малые и средние предприятия либо не осведомлены о существовании возможности получения чьей-либо помощи, либо считают эту помощь несущественной для своих практических дел.
    По итогам социологического опроса почти всех респондентов (кроме Карачаево-Черкесской Республики, Новгородской, Свердловской областей, г. Москвы) не удовлетворяет деятельность существующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основные причины этого:
    слабая финансово-имущественная база объектов инфраструктуры;
    ограниченный круг услуг;
    отсутствие полной и открытой информации о деятельности объектов инфраструктуры.
    Одним из важных направлений политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации является реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве с крупными предприятиями в интересах устойчивого развития промышленности и научной сферы и создание условий для привлечения малых предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд. Соответствующие нормы включены в Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 21 июня 2005 г. № 94.
    Значительный вклад в решение проблем малого предпринимательства вносят субконтрактационные центры, являющиеся инструментом для корректировки и развития системы субконтрактных взаимоотношений. Они помогают наладить маркетинговую сеть между крупными и малыми предприятиями, способствуют участию малых предприятий в выставках и форумах, в выполнении государственных и субподрядных заказов на уровне регионов. В рамках комплекса мер по поддержке малого предпринимательства необходимо обеспечить дальнейшее развитие сети центров субконтрактации.
    Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества оказываемых услуг на всех уровнях.
    Деятельность системы фондов поддержки малого предпринимательства, состоящей из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов, целесообразно направить на подготовку, отбор и сопровождение проектов для уполномоченных региональных банков и банка-агента «Российского банка развития» при выдаче кредитов под государственные гарантии для субъектов малого предпринимательства, подготовку предпринимателей, находящихся на начальном этапе развития, к работе с заемными средствами, расширение микрофинансовых услуг с использованием средств фондов, средств бюджетов субъектов Российской Федера-ции и привлеченных средств для формирования кредитной истории и начального капитала субъектов малого предпринимательства.



Поделиться