Инновационный процесс определение. Процесс создания инноваций и его структура

Мотивация труда относится к числу проблем, решению которых в мировой практике всегда уделялось большое внимание. Отечественные теория и практика мотивации труда, как правило, сводятся к оплате труда, основанной на фиксированных тарифных ставках и должностных окладах, и малоэффективны. Поэтому при формировании систем мотивации труда на предприятиях, особенно крупных, необходимо использование уже накопленного мировой практикой опыта.

Из всего разнообразия моделей систем мотивации труда в рыночной экономике большинства промышленно развитых стран можно выделить как наиболее характерные японскую, американскую, французскую, английскую, немецкую, шведскую модели.

Японская модель характеризуется опережением роста производительности труда по отношению к росту уровня жизни населения, в том числе уровня заработной платы. С целью поощрения предпринимательской активности государством не принимается серьезных мер по контролю за имущественным расслоением общества. Существование такой модели возможно только при высоком развитии у всех членов общества национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны.

Система стимулирования труда по сравнению с другими промышленно развитыми странами в Японии весьма гибкая. Традиционно она строится с учетом трех факторов: профессионального мастерства, возраста и стажа работы. Размер оклада рабочего, инженера, руководителя низшего и среднего звеньев в зависимости от этих факторов осуществляется по тарифной сетке, с помощью которой определяется оклад (условно-постоянная часть заработной платы работника) как сумма выплат по трем разделам: за возраст, за стаж работы, за квалификацию и мастерство, характеризующиеся категорией и разрядом. мотивация труд персонал вознаграждение

Большинство японских компаний в политике материального стимулирования используют синтезированные системы, сочетающие элементы традиционной (возрастной и новой) трудовой тарификации работников. В синтезированной системе размер заработной платы определяется по четырем показателям -- возраст, стаж, профессиональный разряд и результативность труда. Возраст и стаж служат базой для традиционной личной ставки, а профессиональный разряд и результативность труда являются основой для определения величины трудовой тарифной ставки, называемой «ставкой за квалификацию».

Таким образом, использование трудовой ставки исключает возможность автоматического роста заработной платы вне связи с повышением квалификации и трудовым вкладом работника, усиливая тем самым мотивацию к труду, которая в данном случае прямо зависит от результатов работы.

Американская модель мотивации труда построена на всемерном поощрении предпринимательской активности и обогащения наиболее активной части населения. Модель основана на социально-культурных особенностях нации -- массовой ориентации на достижение личного успеха каждого, а также высоком уровне экономического благосостояния.

В основе системы мотивации труда в США находится оплата труда. Наибольшее распространение получили различные модификации повременной системы оплаты труда с нормированными заданиями, дополненные всевозможными формами премирования.

Ныне одной из самых распространенных в США форм оплаты труда как для основных, так и для вспомогательных рабочих является оплата труда, сочетающая элементы сдельной и повременной систем. В этом случае дневной заработок работника определяется как произведение часовой тарифной ставки на количество часов работы. При невыполнении работником дневной нормы в натуральном выражении работу продолжают до выполнения нормы. Данная система оплаты труда не предусматривает выплату премии, так как, по утверждению американских экономистов, эти суммы уже заложены в высокой тарифной ставке рабочего и окладе служащего. Отличительной чертой рассматриваемой системы является простота начисления заработка и планирования затрат на заработную плату. Однако большинство фирм как в США, так и в других странах склонны к применению систем, сочетающих оплату труда с премированием.

В США широко применяются коллективные системы премирования. Так, при применении системы «Скенлон» между администрацией и работниками предприятия заранее определяется норматив доли заработной платы в общей стоимости условно чистой продукции. В случае прибыльной работы предприятия и образования экономии заработной платы за счет достигнутой экономии создается премиальный фонд, который распределяется следующим образом: 25% направляется в резервный фонд для покрытия возможного перерасхода фонда заработной платы. Из оставшейся суммы 25% направляется на премирование администрации предприятия, 75% -- на премирование рабочих. Премии выплачиваются ежемесячно по результатам прошедшего месяца пропорционально трудовому участию работника на базе основной заработной платы. В конце года резервный фонд полностью распределяется между работниками предприятия. Использование этой системы компанией «Мидленд-Росс» позволило на том же оборудовании повысить производительность труда на 16%, сократить текучесть кадров с 36 до 2,6%, вдвое снизить количество нарушителей трудовой дисциплины.

При применении системы «Раккера» премии начисляются независимо от получения прибыли за истекший период. Премиальные устанавливаются в определенном размере от условно чистой продукции: при этом 25% фонда резервируется, а оставшаяся часть распределяется между рабочими и администрацией. В отличие от системы «Скенлон», эта система не предусматривает коллективного обсуждения распределения премии.

Гибкость системе оплаты труда придают периодические аттестации сотрудников, на основе которых устанавливается уровень оплаты труда работников на последующий период. Зарплата пересматривается, как правило, в первый год работы каждые три месяца, после года работы -- раз в полгода или год.

На некоторых американских предприятиях применяется новая система оплаты труда, при которой повышение оплаты труда зависит не столько от выработки, сколько от роста квалификации и числа освоенных профессий. После завершения обучения по одной специальности рабочему присваивается некоторое число баллов. Он может получить прибавку к зарплате, набрав соответствующую сумму баллов. При установлении размера заработной платы определяющими факторами выступают число освоенных «единиц квалификации», уровень мастерства по каждой из них, квалификация по освоенным специальностям.

Основные преимущества, выявленные в процессе внедрения оплаты труда в зависимости от уровня квалификации, сводятся к следующему: повышение мобильности рабочей силы внутри предприятия, рост удовлетворенности трудом, устранение промежуточных уровней управления, сокращение общей численности персонала, в основном за счет рабочих и мастеров. При этом заметно улучшаются внутрипроизводственные отношения, повышается качество работы. По мнению 72% опрошенных менеджеров и рабочих, в результате внедрения на предприятиях такой системы возрастает уровень выработки, снижаются расходы и затраты труда на изготовление единицы продукции.

Французская модель мотивации труда характеризуется большим разнообразием экономических инструментов, включая стратегическое планирование и стимулирование конкуренции, гибкой системой налогообложения. Отличительная особенность ее -- включение стратегического планирования в рыночный механизм. Базисом рыночных отношений во французской модели является конкуренция, непосредственно воздействующая на качество продукции, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, уменьшение издержек производства.

В политике оплаты труда французских фирм наблюдается две тенденции: индексация заработной платы в зависимости от стоимости жизни и индивидуализация оплаты труда. Индексы цен на потребительские товары учитываются в оплате труда практически на всех крупных предприятиях, что отражается в коллективных договорах с профсоюзами. Принцип индивидуализации оплаты труда во Франции осуществляется путем учета уровня профессиональной квалификации, качества выполняемой работы, количества внесенных рационализаторских предложений, уровня мобильности работника. Применяют три основных подхода к осуществлению принципа индивидуализации оплаты труда:

  • 1. Для каждого рабочего места, оцениваемого на основе коллективного соглашения, определяются минимальная заработная плата и «вилка» окладов. Оценка труда каждого работника осуществляется относительно выполняемой работы, а не относительно труда работников, занятых на других рабочих местах. Критериями трудового вклада работника являются количество и качество его труда, а также участие в общественной жизни предприятия;
  • 2. Зарплата делится на две части: постоянную, зависящую от занимаемой должности или рабочего места, и переменную, отражающую эффективность труда работников. Дополнительно выплачиваются премии за высокое качество работы, добросовестное отношение к труду и т. д. Персонал принимает активное участие в обсуждении вопросов оплаты труда в рамках специальных комиссий;
  • 3. На предприятиях осуществляются такие формы индивидуализации заработной платы, как участие в прибылях, продажа работникам акций предприятия, выплата премий.

Во французской модели представляет интерес методика оценки труда (которая, как правило, носит многофакторный характер) и используемые критерии. Содержание этой методики в общем виде сводится к следующему. На предприятиях применяется балльная оценка эффективности труда работника (от 0 до 120 баллов) по шести показателям: профессиональные знания, производительность труда, качество работы, соблюдение правил техники безопасности, этика производства, инициативность. Персонал предприятия при этом делится на 5 категорий. К высшей -- первой -- относят работников, набравших от 100 до 120 баллов; ко второй -- набравших от 76 до 99 баллов и т.д. Одновременно действует ряд ограничений: к первой категории можно отнести не менее 5 и не более 10% работников одного подразделения и одной профессии, ко второй -- от 30 до 40%, к третьей -- от 35 до 45%. В случае отсутствия на работе от 3 до 5 дней в месяц надбавка сокращается на 25%, в течение 10 и более дней -- на 100%.

Преимущество французской модели мотивации труда состоит в том, что она оказывает сильное стимулирующее воздействие на эффективность и качество труда, служит фактором саморегулирования размера фонда оплаты труда. При возникновении временных трудностей фонд оплаты труда автоматически сокращается, в результате чего предприятие безболезненно реагирует на конъюнктурные изменения. Модель обеспечивает широкую осведомленность работников об экономическом положении компании.

В настоящее время в Великобритании существует две модификации системы оплаты труда, зависящие от прибыли: денежная и акционерная, предполагающая частичную оплату в виде акций. Кроме того, предусматривается возможность применения системы колеблющейся заработной платы, полностью зависящей от прибыли фирмы.

На предприятиях Великобритании участие в прибылях вводится тогда, когда в соответствии с индивидуальным или коллективным соглашением в дополнение к установленной зарплате регулярно выплачивается соответствующая доля от прибыли предприятия. В зависимости от базы для исчисления суммы, распределяемой через систему участия в прибылях, различают участие в прибылях, участие в чистом доходе, участие в обороте или образованной стоимости, трудовое долевое участие, чисто трудовое участие.

Долевое участие в капитале предполагает внесение части личных сбережений работников в обмен на акции или облигации фирмы с использованием указанных средств на приобретение основных фондов и оборотных средств. Долевое участие в капитале влечет за собой передачу участникам корпорации части прибыли (дохода), в том числе в виде дивидендов или процентов, выплату пособий или премий предприятия.

Трудовое долевое участие объединяет указанные выше формы. Работник предприятия получает доход по трем направлениям: основная заработная плата, доля от участия в прибыли на основе труда, доля от прибыли на основе вложенного им капитала.

Практическое применение указанных моделей новой системы оплаты труда в Великобритании показало, что доход работников от участия в прибылях в среднем составляет 3% от базового оклада, лишь в некоторых фирмах он достиг 10 % от оклада. После внедрения системы участия в прибылях количество рабочих мест выросло на 13%, при этом средняя зарплата на фирмах с данной системой участия оказалась на 4% ниже, чем в обычных фирмах. Вместе с тем участие в прибылях в форме распределения акций положительно сказывается как на компании, так и на ее служащих, улучшает их отношение к работе, создает благоприятную атмосферу в фирме, стимулирует более эффективную работу. Вследствие применения системы участия можно ожидать значительного повышения производительности труда.

Немецкая модель мотивации труда исходит из того, что в ее центре находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Свобода в экономическом смысле означает понимание интересов общества и нахождение своего места в системе производство -- потребление. Но не каждый гражданин в состоянии работать в соответствии с требованиями рынка. Рыночное хозяйство Германии называется социальным потому, что государство создает условия для всех граждан, пресекает проявление несправедливости и защищает всех обделенных и беззащитных: безработных, больных, стариков и детей. Социальная справедливость и солидарность -- непременные предпосылки общественного консенсуса. Западные исследователи пришли к выводу, что гармоничная комбинация из стимулирования труда и социальных гарантий представляет собой одну из самых оптимальных моделей, когда-либо известных в истории экономических теорий. Эта модель обеспечивает в равной степени как экономическое благосостояние, так и социальные гарантии.

Шведская модель мотивации труда отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Начиная с 50-х годов, шведские профсоюзы на переговорах о перезаключении коллективных трудовых договоров проводят политику так называемой солидарной заработной платы, основывающейся на таких принципах: равная оплата за равный труд, сокращение разрыва между размерами минимальной и максимальной заработной платы.

Политика солидарной заработной платы направлена на решение ряда целевых задач. Прежде всего она, наряду с рыночной конкуренцией, дополнительно стимулирует процесс постоянного обновления производства на основе последних достижений науки и техники. При этом соблюдается принцип равной оплаты за равный труд, который в шведской интерпретации означает, что работники разных предприятий, имеющие одинаковую квалификацию и выполняющие аналогичную работу, получают одинаковую заработную плату независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Если, например, из 10 предприятий одной отрасли 3 работают высокорентабельно, 5 -- на среднем уровне, а 2 -- убыточно, то на любом из этих предприятий получают одинаковую заработную плату за одинаковый труд, а именно на среднем уровне, зафиксированном в отраслевом соглашении.

Шведские профсоюзы не позволяют хозяевам низкорентабельных предприятий снижать заработную плату ниже установленного на переговорах по перезаключению коллективных трудовых соглашений общего уровня. Это побуждает предпринимателей либо модернизировать производство, либо закрывать предприятие. Таким образом, политика солидарной заработной платы способствует росту рентабельности предприятий.

Еще одной характерной особенностью солидарной заработной платы является сокращение разрыва между размерами минимальной и максимальной заработной платы. Сама система определения единого уровня повышения заработной платы содействует его выравниванию: заработки поднимаются у низкооплачиваемых и сдерживаются у высокооплачиваемых работников. Кроме того, в ходе переговоров о перезаключении коллективных договоров профсоюзы, как правило, добиваются включения в них специальных пунктов об опережающих темпах роста заработной платы у низкооплачиваемых категорий персонала. Все это создает благоприятные условия для воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы как в материальных, так и в непроизводственных, интеллектуальных сферах производства.

Современные тенденции формирования зарубежных систем мотивации труда в обобщенном виде приведены в таблице.

Основные факторы мотивации труда

Отличительные особенности мотивации труда

Профессиональное мастерство Возраст Стаж Результативность труда

Пожизненный найм Единовременное пособие при выходе на пенсию

Поощрение предпринимательской активности Качество работы Высокая квалификация

Сочетание элементов сдельной и повременной систем Участие в прибыли Технологические надбавки Премии за безаварийную работу, длительную эксплуатацию оборудования и инструмента Соблюдение технологической дисциплины Система двойных ставок

Квалификация Качество работы Количество рационализаторских предложений Уровень мобилизации

Индивидуализация оплаты труда Балльная оценка труда работника по профессиональному мастерству, производительности труда, качеству работы, соблюдению правил техники безопасности, этике производства Инициативность Дополнительные вознаграждения (воспитание детей, предоставление автомобиля, обеспечение по старости)

Великобритания

Участие в прибылях Долевое участие в капитале Трудовое долевое участие Чисто трудовое участие

Германия

Качество

Стимулирование труда Социальные гарантии

Солидарная заработная плата

Дифференциация системы налогов и льгот Сильная социальная политика

Основными программами, которые способствуют повышению мотивирующего эффекта в США, являются:

o Программы, ориентированные на привлечение трудящихся к управлению производством (participative management).

o Программы профессионального развития рабочей силы.

o Программы, призванные реконструировать сам процесс труда (расширение набора обязанностей, производственная ротация работников и т.д.).

o Методы морального и материального стимулирования и др.

Еще в 70-х годах XX в. Эдвард ДиСи из Рочестерского университета США в серии экспериментов показал, что приверженность к делу воспитывается только созданием условий, которые порождают внутренние мотивы. Он обнаружил, что истинная преданность делу зависит от убежденности в несомненной важности своего дела. Следуя этому положению, образцовые компании США целенаправленно создают условия для усиления трудовой активности и повышение заинтересованности персонала в результативности трудовой деятельности, открывают в присущих работе ценностях источник внутренней мотивации для своих работников. Усиление трудовой мотивации в американских компаниях базируется как на финансовых, так и на нефинансовых методах вознаграждения.

Широкое распространение в последние годы в американских корпорациях получила система "Pay for Performance" - "плата за выполнение" (PFP), которая подразумевает использование любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в их деятельности. Это выражается в системах гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты и др.

К гибких схем оплаты труда относят следующие: Комиссионные. Суть этой схемы заключается в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товары. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него.

Денежные выплаты за достижение поставленных целей (их используют до 61% американских компаний). Эти выплаты адекватные премии и осуществляются при соответствии работника определенным, заранее установленным критериям (экономические показатели, показатели качества, оценка работника другими сотрудниками).

Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника (специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необходимыми компаниям; премии "звездам" компании.

Программы распределения прибыли, в соответствии с которыми работники получают или определенный процент прибыли компании в виде индивидуальных вознаграждений при отличной выполнения работы, либо в виде прибыли, разделенной на всех сотрудников.

Акции и опционы на их покупку. В этом случае работники не получают "живых" денег. Компания только предоставляет им возможность бесплатного получения в собственность определенного числа акций или права приобретения пакета акций на льготных условиях. Как отмечают специалисты, преимущества системы РЭС очевидны, потому типичная РЭС-программа повышает организационную производительность на 5-49%, а доходы сотрудников - на 3-29%.

К нефинансовых вознаграждений, широко используется в передовых американских компаниях, относят льготы, связанные с графиком работы (оплата праздничных дней, отпусков, периода временной нетрудоспособности, перерывов на обед и отдых, декретных отпусков). Кроме того, работникам предоставляется возможность использования гибкого графика рабочего времени, а также "банка нерабочих дней". Банк нерабочих дней состоит из нормы отпуска и разумного количества отгулов, которыми работник может воспользоваться по своему усмотрению. Материальные нефинансовые вознаграждения: подарки сотрудникам по случаю праздников, дней рождения или как символ важности сотрудника для службы; оплата медицинской страховки; займа по льготной программе; скидки на приобретение продукции компании; билеты в театр и т. п. общефирменных мероприятия, посвященные значимым событиям или праздники, на которые сотрудники могут приглашать членов своих семей; оплачиваемые централизованные обеды или вечеринки «а-ля фуршет" после окончания рабочего дня; загородные и экскурсионные поездки за счет компании.

"Выплаты - благодарности". К этому типу вознаграждений относят устную похвалу, комплименты сотрудникам. У многих компаний есть свои нагрудные знаки и другие отличия и поощрения. Над одним из предприятий в Нью-Йорке вывешена внушительных размеров доска объявлений, на которой высвечиваются фамилии сотрудников, которые показали хорошие результаты в работе. Доски почета висят в приемных главных контор многих компаний и фирм. Системы признания заслуг предусматривают и такие формы поощрения, как публикация в бюллетене фирмы статьи о достижениях группы (бригады) с приложением всех ее членов.

Вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. К

этого блока входит повышение в должности, обучение работника за счет фирмы, приглашение сотрудника как выступающего или лектора, предложение участвовать в более интенсивном или материально выгодном проекте, а также возможность использования оборудования компании для реализации собственных проектов.

Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места, то есть все те меры, которые ведут к изменению технической оснащенности рабочего места и его эргономики (выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление дополнительного офисного оборудования и служебного автомобиля и др.) В последнее время в американских компаниях появилась тенденция к использованию в качестве поощрений "пакета услуг". В этом случае работник получает возможность выбора из определенного количества наград более приоритетных для него форм поощрения.

В последние десятилетия большинство американских фирм и корпораций как мотивирующий фактор широко использует делегирование ("empowerment"), когда часть обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений передаются работникам, заслуживающих доверия.

Инновационный процесс

1. Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

2. Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

Одним из фундаментальных вопросов, касающихся динамики инновационного процесса, является сокращение временного интервала, лага между появлением нового знания и его использованием, внедрением, т.е. инновацией. Другими словами, часто существует значительный временной разрыв между первыми двумя компонентами инновационного процесса – новациями и инновациями, что тормозит инновационный процесс в целом.

Важной стороной данного процесса является инновационная способность. Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг.

Основные компоненты инновационного процесса

Таким образом, инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения.

Обобщенная логическая модель инновационного процесса на основе американских подходов

В целом обобщенная логическая модель инновационного процесса на основе американских подходов обнаруживает две стратегические линии:

1) развитие общественных потребностей,

2) развитие науки и техники.

Оба эти несколько обособленные друг от друга направления тесно взаимодействуют между собой через три укрупненных блока:

1. Разработка концептуального решения (с учетом неудовлетворенных потребностей рынка, новых идей и финансовых и других возможностей, обеспечивающих реализацию).

2. Разработка технического решения (на основе проведения исследований, технических разработок и экспериментов).

3. Внедрение новой продукции на рынке (на основе проведения маркетинговых исследований рынка и организации производства новой продукции в необходимых масштабах).

Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.

В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде: исследования - разработки - производство - маркетинг - продажи. Более подробно она представляется в следующем виде, более пригодном для практической работы:

а) фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - изучение рынка - конструирование - рыночное планирование - опытное производство - рыночные испытания - коммерческое производство - сбыт новой продукции.

б) ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,

где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ – прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

ОС – освоение;

ПП – промышленное производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

Из сказанного следует, что инновацию – результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость . Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Структуризация инновационного процесса по стадиям:

1. Генерирование новой идеи

2. Разработка и экспериментальная реализация идеи

3. Освоение в производстве

4. Массовый выпуск

5. Сбыт (потребление)

С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением.

Процесс представления новшества на рынок называется процессом коммерциализации . Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Различают три формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный .

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера. В результате через взаимную конкуренцию совершенствуются потребительские свойства выпускаемого товара. В условиях товарного ИП действуют два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведений.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1. создание новшества и его распространение;

2. диффузия нововведения.

Первая фаза – это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями. Второй фазе предшествует распространение инновации.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии, организационные структуры, являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

В мировой практике развитых стран можно выделить три основные формыорганизации нововведений :

Админинстративно-хозяйственную;

Целевую;

Инициативную.

Админинстративно-хозяйственная форма основывается на стабильных целях и стратегиях и устойчивой производственно-технологической базе. Она пригодна для планомерного и эволюционного использования научно-технического потенциала. Эта форма организации используется в крупных научно-технических центрах и в научных подразделениях крупных корпораций.

Целевая форма организации инноваций применяется в случаях резких изменений требований со стороны внешней среды; она приспособлена к достижению меняющихся целей, требующих быстрых изменений в производстве и технологии.

Эта форма обеспечивает технологические прорывы, когда требуется объединять крупные экономические резервы. Она реализуется в промышленности через различные виды межорганизационной кооперации.

Для реализации крупных проектов, где имеется научная новизна (например, создание нового типа самолета) применяются целевые формы организации инновационных процессов. Тут можно выделить два вида организации: программно-целевую и кооперативно-целевую .

Первая, программно-целевая, ориентирована на заданную конечную цель программы. Создается орган управления программой, который строится на экономических отношениях (договорах, контрактах) между участниками ее выполнения. Организация по достижении цели прекращает свое существование.

Кооперативно-целевая форма организации предусматривает создание силами заинтересованных организаций нового предприятия, которое осуществляет определенные этапы инновационного процесса преимущественно своими силами. По достижении поставленной цели организация либо расформировывается, либо трансформируется в другую сферу деятельности. Инициативная форма организации инновационной деятельности ориентирована на максимальное использование человеческого потенциала, который действует в условиях неопределенности научно-технической среды.

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИЙ И ЕГО СТРУКТУРА

Данная работа представляет собой часть курса «Введение в Инновационный Инжиниринг» , прочитанную нами в Томске 17–20 сентября в рамках Открытого Универсета Сколково

Целями инновационной политики ведущих стран мира являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства, повышение конкурентоспособности национальных продуктов на мировом рынке, укрепление национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшение экологической обстановки и др.

  • Реализация инновационной политики экономически развитых государств происходит в рамках непрерывного процесса создания инноваций. Процесс создания инноваций определён как основа социально-экономического развития современного общества. Основными компонентами структуры этого процесса являются: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный инжиниринг, инновационный инженер и его профессиональная подготовка.

Инновация . В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. *)

  • Новый продукт считается инновационным, если он отвечает критериям рыночной потребности, новизны и экономической целесообразности. Т.е. этот продукт должен быть необходим определённой группе людей или производств, быть новым или обладать существенными отличиями по сравнению с прототипом и его производство в требуемых количествах должно быть экономически целесообразно. В соответствии с этими критериями инновационный продукт классифицируется по глубине вносимых изменений и по характеру рыночной новизны.

Инновационный процесс. В общем определении процесс создания инноваций называется инновационным процессом. Он связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

  • Инновационный процесс осуществляется на разных уровнях: государственном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом и исполнительском.

Государственный уровень реализации инновационного процесса заключается в государственной политике стимулирования и поддержки инновационной деятельности.

Каждый последующий нижний уровень инновационного процесса более конкретен в плане участия в реализации инновационных проектов. Самым нижним и самым конкретным является исполнительский уровень инновационного процесса.

  • Исполнительский уровень инновационного процесса определяется как последовательность стадий и этапов воплощения идеи возможного нововведения в разработку, производство, продажу и диффузию нового инновационного продукта, кратко называемого «инновацией».

Инновационный процесс на исполнительском уровне обеспечивается деятельностью непосредственных исполнителей инновационных разработок, к которым относятся инновационные инженеры, учёные, специалисты по маркетингу (маркетологи), патентоведы, конструкторы, технологи, экономисты, и др.

  • Инновационная деятельность . Инновационный процесс представляет собой объединённую общей целью инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики. Эта деятельность направлена на реализацию законченных научных исследований и инженерных разработок в виде нового или существенно усовершенствованного и реализуемого на рынке продукта. Характер инновационной деятельности связан с предметной областью, в рамках которой создаётся инновационный продукт.

Множество предметных областей, которые имеют общий научный базис, образуют отдельное направления в разработке инноваций. Инновационная деятельность может быть разделена на следующие основные направления: вещественное, методологическое, программное и системное.

  • Вещественное инновационное направление , связанно с созданием новых веществ, материалов (конструкционных, полупроводниковых, строительных и др.), покрытий, продуктов сельского хозяйства, пищевых продуктов, лекарственных средств, косметики и т.п.
  • Методологическое инновационное направление включает: новые методы диагностики, предупреждения и лечения заболеваний, новые методы обучения, экономические модели, экспертные системы и др.
  • Программное инновационное направление включает: новые программные продукты, предназначенные для удовлетворения существующих общественных потребностей и обеспечивающие прогресс в различных областях человеческой деятельности.
  • Системное инновационное направление включает новые технические системы в широком многообразии практических реализаций.

Разделение инновационной деятельности на отдельные направления носит условный характер. В реальности все направления создания инноваций тесно связаны друг с другом.

  • Например, при создании новых материалов используются соответствующие по новизне технические системы в виде экспериментальных установок и технологического оборудования, новые методы, технологии и программное обеспечение.

Развитие программных продуктов стимулирует развитие компьютеров, которые для своего дальнейшего совершенствования нуждаются в новых компонентах и материалах.

  • В свою очередь, постоянно увеличивающиеся вычислительные мощности компьютеров создают благоприятные условия дя создания всё более сложных программных продуктов.

В целом, взаимосвязь инновационных направлений определяет технологический уклад , который характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический и инновационный потенциал и др.

  • Целенаправленная инновационная деятельность, связанная с процессом непосредственного создания инновационных продуктов, является по своей сущности инновационным инжинирингом.
  • Инновационный инжиниринг . В соответствии с определением инжиниринг (инженерия) – это область человеческой интеллектуальной и практической деятельности, дисциплина, профессия, задачей которой является применение достижений науки, техники, использование законов природы и её ресурсов для решения конкретных проблем, целей и задач человечества.

Исторически возникновение инжиниринга связано со строительством. В дальнейшем смысловое сочетание строительства (построения) и инженерии вошло в определение других технических и научных направлений. К этим направлениям, к примеру, относятся: машиностроение, авиастроение, приборостроение и др.

  • Структура, процесс и обеспечивающие его методы создания востребованного рынком нового продукта на исполнительском уровне называется инновационным инжинирингом .

Инновационный инжиниринг является ориентированным на удовлетворение рыночной потребности подходом, отвечающим за создание удовлетворяющего эту потребность инновационного продукта и использующего для этой цели все доступные ресурсы.

  • Любой новый для рынка продукт является результатом инновационного инжиниринга, как процесса структурно-функционального соединения всех необходимых для создания инновации ресурсов, осуществляемого производительными силами.

К многообразию ресурсов (прямых и косвенных, материальных и нематериальных), используемых при создании инноваций относятся: образование исполнителей, их опыт работы, подбор кадров, микроклимат в коллективе, материально-техническое обеспечение, используемые программно-инструментальные средства разработки, различного рода методы разработки, патентно-информационный фонд, конструкционные материалы, комплектующие изделия и др.

  • Инновационный инжиниринг существует наряду со множеством других инжинирингов: системным, программным, социальным, генным, инжинирингом знаний и др.

Инновационный инжиниринг определяет характер и методы практической деятельности каждого из участников создания инновационного продукта, а также принципы и порядок их взаимодействия в процессе разработки, проектирования, реализации, продвижения и внедрения (диффузии) инноваций.

  • Инновационный инжиниринг имеет как минимум три связанные между собой составляющие: методологическую, структурную и процессуальную.

Инновационный инжиниринг, как методология, представляет собой совокупность выбираемых исполнителями методов последовательного создания инновационных продуктов.

  • Инновационный инжиниринг, как структура, представляет собой систему связанных производственными отношениями производительных сил, с помощью которых осуществляется процесс создания инновационных продуктов, производимый при помощи использования соответствующих методов.

Инновационный инжиниринг, как процесс, представляет собой практическую реализацию методов создания инновационных продуктов, осуществляемую производительными силами.

  • Большая часть функций инновационного инжиниринга осуществляется в процессе исполнения начальной стадии жизненного цикла технических систем (ЖЦТС) , которая названа инновационной.

Основные характеристики, структурно-функциональная модель будущего объекта техники, рыночная привлекательность, патентоспособность и др. определяются в процессе реализации инновационной стадии его жизненного цикла.

  • Используемые при реализации инновационной стадии ЖЦТС методы должны обеспечивать выполнение всех её этапов.

***В перечень методов, используемых в инновационном инжиниринге, входят: системный инжиниринг, разнообразие методов активизации творческого мышления, функционально-стоимостный анализ, проверка на патентную чистоту и на патентоспособность, инновационный менеджмент, инновационный маркетинг и др. ***

  • Важной составляющей инновационного инжиниринга является методика и процесс поиска необходимых для создания инновации ресурсов.

Согласно определению, производительными силами являются специалисты в конкретной области и используемые ими средства производства (инструментальные средства разработки).

  • Применяя профессиональные знания, трудовые навыки, приобретённый опыт и инструментальные средства инновационные специалисты осуществляют процесс разработки инновационных продуктов.

Средства производства, используемые в процессе разработки инноваций, подразделяются на материальные и нематериальные.
К материальным средствам производства (разработки) относятся компьютеры, стенды, технологическое оборудование, приборы, инструменты и т.п.

  • К нематериальным средствам относятся программное обеспечение компьютеров общего характера, интернет, используемые в разработках программные инструментальные средства, методики, патентно-информационный фонд, относящиеся к конкретной разработке стандарты и другие нормативные документы.

Характер производственных отношений между непосредственными исполнителями инновационной разработки определяются профессиональной и должностной причастностью каждого из них к конечному результату разработки, порядком прохождения этапов инновационной стадии и психологическими принципами функционирования малых групп.

  • Процесс взаимодействия и производственные отношения между членами рабочей группы регулируется инновационным инженером, являющимся ответственным исполнителем инновационной стадии жизненного цикла технической системы (ЖЦТС).

Жизненный цикл технической системы (ЖЦТС) включает следующие стадии:

  • 1. Инновационную
  • 2. Конструкторско-технологическую
  • 3. Подготовки производства
  • 4. Производства и сбыта
  • 5. Эксплуатационную

Основными задачами, которые должны быть решены в процессе реализации инновационной стадии ЖЦТС, являются:

  • всесторонний анализ первичной идеи (ПИ);
  • анализ потребности, которая должна быть удовлетворена при реализации ПИ;
  • анализ рынка, для которого создаётся новое изделие;
  • проверка новизны инновационного предложения;
  • создание рыночного образа инновации;
  • построение структурно-функциональной модели будущего изделия;
  • осуществление компонентного синтеза;
  • разработка и испытания прототипа;
  • разработка технического задания для осуществления технического проекта.

Инновационная стадия ЖЦТС начинается с формулирования и анализа первичной идеи и заканчивается передачей документации и технического задания для дальнейшей разработки проекта в рамках конструкторско-технологической стадии. В решении задач инновационной стадии участвуют менеджер проекта, экономист, инновационный инженер, специалист по маркетингу и патентовед.

  • Каждый из специалистов, участвующих в разработке этапов инновационной стадии ЖЦТС, выполняет свою часть инновационного проекта, которая определяется для каждого из них соответствующим комплексом задач. Инновационный характер разработки определяется, в основном, деятельностью инженера, маркетолога и патентоведа.

Процесс разработки ИС ЖЦТС требует особым образом организованного творческого и интерактивного взаимодействия участвующих в реализации этапов инновационной стадии специалистов.

  • Инновационный инженер . Интегративные (объединяющие) и менеджерские функции при реализации инновационной стадии ЖЦТС осуществляются инновационным инженером.

В рамках этой стадии инновационный инженер выполняет функции менеджера, осуществляя планирование и координацию работ других исполнителей (специалиста по маркетингу, патентоведа, экономиста и др.), а также функции непосредственного исполнителя отдельных этапов.

  • Менеджер проекта , при этом, решает общие организационные вопросы, касающиеся всех стадий разработки инновационного продукта.

Кроме функций инновационного менеджера, инновационный инженер в рамках инновационной стадии ЖЦТС выполняет функции исполнителя инженерной части проекта.

  • Основными исполнительскими функциями инновационного инженера в процессе реализации ЖЦТС являются:
  • 1. Преобразование первичной идеи в инновационный замысел с последующим оформлением инновационного предложения.
  • 2. Структурно-функциональный и компонентный синтез инновационного продукта.
  • 3. Разработка, изготовление и испытания прототипа.
  • 4. Разработка и оформление технического задания для дальнейшего продвижения инновационного процесса на этапах стадии технического проекта (стадии конструкторско-технологической разработки).

Преобразование первичной идеи в инновационный замысел с последующим оформлением инновационного предложения.

Авторами первичных идей далеко не всегда являются специалисты в области техники, к которой эта идея относится. Во многих случаях идеи по улучшению существующих систем, приборов и устройств или по созданию принципиально новых объектов техники возникают у нетехнических специалистов, которые эти системы используют в своей повседневной работе. Первичные идеи в области медицины и медицинской техники, например, чаще всего появляются у медицинских работников, так как именно они, в основном, сталкиваются с проблемными ситуациями в их профессиональной деятельности и вынуждены задумываться о путях их решения.

  • Cтруктура системы, представленная к рассмотрению на базе первичной идеи, представляет собой субъективное видение её автором средства и способа решения той или иной проблемы, связанной с удовлетворением существующей или будущей потребности. Предлагаемый вариант решения задач, связанных с реализацией первичной идеи, является в большинстве случаев стартовым для дальнейшего процесса внедрения инновации. Как показывает практика, задачи, видимые авторами первичных идей, а также пути и методы их решения, необходимые для реализации этих идей, могут быть очерчены спонтанно и непрофессионально. Кроме этого, последующая за процессом возникновения первичной идеи авторская эйфория и «зацикливание» на единственном варианте её реализации, мешает самостоятельному трезвому и всестороннему анализу предложенной первичной идеи.

Одной из основных функций инновационного инженера и других исполнителей инновационной стадии ЖЦТС является преобразование первичной идеи в инновационный замысел (ИЗ) . Инновационный замысел является концептуальной формой представления первичной идеи. Он должен содержать необходимое техническое, экономическое, маркетинговое и патентное обоснование.

  • Значения слова «замысел» происходит от существительного «мышление». Это значит, что любой замысел является результатом процесса мышления. Т.е. процесс перевода первичной идеи в инновационный замысел предполагает реализацию методов, основанных на использовании различных форм воображения, а также существующего перечня мыслительных операций и способов мышления.

Преобразование (перевод) первичной идеи в инновационный замысел включает:

  • а) построение рыночного образа (функциональной модели) изделия, которое необходимо создать на базе предлагаемой первичной идеи;
  • б) анализ и классификация рыночной потребности в новом изделии в соответствии с её видом и характером возможного удовлетворения;
  • в) внешняя системная и рыночная адаптация функциональной модели будущего изделия, создаваемого на базе первичной идеи;
  • г) формирование инновационного замысла и оформление инновационного предложения.

Структурно-функциональный синтез инновации . Построенные в соответствии с требованиями рынка и условиями патентования структурно-функциональная модель и рыночный образ инновации определили её обобщённую функциональную структуру, предназначенную для системы, в которой инновация станет одним из элементов. Эту структуру можно назвать внешней по отношению к разрабатываемому нововведению. Она должна определять и обеспечивать все необходимые функциональные связи инновации с остальными элементами системы, в среде которой она должна функционировать.

  • Структурно-функциональный синтез (СФС) производится для создания оптимальной внутренней функциональной структуры инновации, которая должна соответствовать ранее построенной внешней структурно-функциональной модели новой ТС. Внутренняя функциональная структура, по сравнению со структурой внешней, более конкретна в плане будущей реализации и ориентирована на использование реальных системных компонентов.
  • Компонентный синтез инновации . Компонентный синтез производится на основе построенной внутренней структурно-функциональной модели новой ТС.

В процессе компонентного синтеза:

  • а) производится поиск и выбор системных компонентов, каждый из которых способен выполнять одну или несколько функций внутренней структуры будущей ТС;
  • б) проверяется сочетаемость характеристик реальных системных компонентов новой ТС при их совместном функционировании;
  • в) производится оценка характеристик выбранных системных компонентов по множеству декларируемых показателей (рабочая температура, напряжение электропитания, размеры, вес и т.п.);
  • г) производится моделирование или макетирование нового продукта как системы с выявлением и исправленрием ошибок предварительного компонентного синтеза.

Разработка, изготовление и испытания прототипа . Разработка, изготовление и испытания прототипа является логическим продолжением и натурным воплощением компонентного синтеза, реальным способом проверки качества его реализации. Целями создания прототипа являются выявление и исправление ошибок структурно-функционального и компонентного синтеза, а также проверка в заданных условиях (лабораторных, производственных, полевых, экстремальных) функций и характеристик разрабатываемого изделия. При разработке прототипа не учитываются параметры будущего изделия, связанные, например, с его конкретным конструктивным исполнением и дизайном, если они не влияют на его основные характеристики. В процессе разработки прототипа инновационный инженер должен продемонстрировать знания и умения инженера системотехника и инженера-конструктора. При разработке прототипа должны быть также учтены и проверены возможности технологической реализации будущего изделия.

Разработка и оформление технического задания на выполнение технического проекта. Разработка и оформление технического задания (ТЗ) является заключительным этапом инновационной стадии. В случае разработки технических систем, ТЗ является исходным документом на проектирование объекта техники. ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования. Существуют различные формы заданий, близких по своей сущности к ТЗ, на создание чего-то нового в ряде предметных областей. Например, в области медицинской техники разрабатываются и оформляются медико-технические требования (МТТ), в области военной техники – тактико-технические требования (ТТТ), при создании технических средств обучения и обучающих систем – технико-дидактические требования (ТДТ).

В соответствии с международными стандартами качества (ISO 9000), в зависимости от структуры системы, ТЗ должно быть представлено, как минимум, двумя документами:

  • Hardware Requirements Specification – для аппаратурной части,
  • Software Requirements Specification – для программной части.

Рекомендуемое содержание ТЗ приведено в ряде стандартов, однако в каждом конкретном проекте оно устанавливается в соответствии с особенностями предмета разработки, фирмы, страны и др. В любом случае, в ТЗ должен быть отражён весь список требований, необходимый для создания рыночного продукта, который соответствует концепции инновационного замысла. В соответствии с этим, вполне логично, что разработка ТЗ осуществляется инновационным инженером. ТЗ, как юридический документ, утверждается после его согласования со всеми заинтересованными сторонами.

  • Профессиональная подготовка инновационного инженера . Инновационный инженер относится к категории специалистов, работа которых относится к высшим формам человеческой деятельности (творческие работники, учёные, инженеры-изобретатели, педагоги, врачи, адвокаты). Процесс подготовки этих специалистов отличается тем, что достижение ими продуктивного (или высокого) квалификационного уровня происходит через 10 – 12 лет с момента начала учёбы в университете. Это связано с тем, что в педагогике профессионального обучения за обозримый исторический период каких-либо существенных методологических прорывов, направленных на сокращение сроков профессионального становления, не произошло. Стихийно-повседневный процесс приобретения индивидуального профессионального опыта является доминирующим для этой категории специалистов.

В отличие от традиционных образовательных методов, процесс подготовки инновационных инженеров должен также иметь инновационный характер. Необходима разработка обучающих методов, которые способствуют повышению качественных показателей обучения и сокращению сроков достижения специалистами уровня профессионального мастерства.

  • Уровень развития образовательных технологий по части технического обеспечения, разнообразия и доступности учебной информации, а также её мультимедийности за последние годы существенно возрос. Поисковые системы Интернета, игровые обучающие и тренинговые программы, виртуальные инструменты и экспериментальные установки стали реальными компонентами общеобразовательных и обучающих технологий.

Однако, эти достижения в развитии технических средств обучения (ТСО) не привели к ощутимому прогрессу в области образования. Причиной этого является то, что консервативным элементом системы обучения является сам обучаемый. Если более конкретно, то это свойственные человеку механизмы восприятия, связанное с этим восприятием мышление и последующее ассоциативное запоминание учебной информации.

  • Необходима разработка дидактических методов, учитывающих психологию восприятия, т.е. возможности студентов воспринимать и эффективно усваивать определённый объём учебной информации за единицу времени. Педагогика, как наука и часть общей системы знания, не является обособленной и невосприимчивой к использованию междисциплинарных моделей или аналогий. Возможность использования в разрабатываемых образовательных методах аналогий и изоморфных явлений других предметных областей является эффективным средством повышения КПД учебного процесса.

Реализация процесса объединения изоморфных явлений, аналогий, процессов, принципов и законов для целей образования и обучения является составной частью ассоциативной дидактики, которая, помимо снижения объёма учебной информации, позволяет значительно повысить коэффициент полезного действия образовательного процесса в направлении расширения междисциплинарного кругозора, развития общего и системного мышления, а также повышения прочности знаний. Основой метода является принцип тематического объединения, реализуемый путём взаимной ассоциативной привязки тем и решаемых задач изучаемых предметов к похожим явлениям и задачам других предметных областей. Тематическое объединение может быть произведено также на основе общего ассоциативного признака (например, общей математической модели). Практическое осуществление метода ассоциативной дидактики производится путём соответствующего логического анализа учебных материалов и подбора изоморфных явлений, математических и семантических моделей из существующей системы знания, состоящей из множества взаимосвязанных предметных областей.

  • Процесс профессиональной подготовки инновационного инженера рассчитан на 2-х годичный период. Примерный перечень изучаемых предметов для подготовки специалистов в области технических систем включает следующие целевые адаптированные курсы:
  1. Прикладную математику.
  2. Прикладную физику.
  3. Общую теорию систем и законы развития технических систем.
  4. Развитие творческого мышления и творческого воображения.
  5. Теорию решения изобретательских задач.
  6. Функциональные компоненты технических систем (включая химические и биологические структуры).
  7. Основы программирования и программирование встроенных систем.
  8. Функциональный и компонентный синтез технических систем.
  9. Инструменты и системы компьютерного моделирования и проектирования.
  10. Функционально-стоимостный анализ.
  11. Системный инжиниринг.
  12. Инновационный маркетинг.
  13. Инновационный менеджмент.
  14. Патентоведение.

Личностные качества. Базовой основой для профессиональной подготовки инновационных инженеров являются основные личностные качества специалистов. Личностные качества – это вид социально- и профессионально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в его деятельности и в обществе. По разным оценкам, существует от 30 до 50 различаемых личностных качеств. Значительная часть из них являются социальными, т.е. связанными с поведением человека в социуме. Что же касается профессиональных качеств креативных специалистов, то творческая их составляющая основана на базовых личностных качествах – мотивации, воображении и мышлении.

Желание, как конкретизированная потребность, является побуждением к действию или мотивацией. Мотивация является важным и первичным фактором в появлении инновационных идей. Человек, озадаченный конкретной проблемой, становится прагматиком в поиске, усвоении и интерпретации всей получаемой информации в проекции на искомое решение. Мотивация и настойчивость в решении проблемы являются существенной составляющей успеха. В отношении к любому виду деятельности мотивация имеет внутреннюю и внешнюю составляющие.

Внутренняя (интринсивная) мотивация обусловлена содержанием конкретной деятельности. Субъекту мотивации нравится сам процесс и характер этой деятельности. В значительной степени это связано с его способностями к конкретной деятельности и устойчивыми положительными результатами выполняемой работы.

Внешняя (экстринсивная) мотивация связана с влияющими на неё факторами, находящимися вне конкретной деятельности субъекта мотивации.

К таким факторам относится материальная заинтересованность, высокие социальные притязания и т.п. В случае доминирования экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто бывает недостаточно для побуждения к эффективной творческой деятельности.

Если в процессе деятельности, связанной с непосредственным созданием инноваций, экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального творческого эффекта. Отсюда значимость профессиональной ориентации и профессионального отбора для творческих видов деятельности. Вместе с тем, обеспечивающие уровни инновационного процесса (государственный, региональный, отраслевой, муниципальный, фирменный) должны создавать условия внешней мотивации для творческих и продуктивных исполнителей инновационных разработок.

  • Вторым по значимости фактором, благодаря которому появляются инновационные идеи, является воображение. Воображение - это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Воображение играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирования, планирования, творчества, игры, человеческой памяти. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Разновидностью творческого воображения является фантазия. Воображение, как одна из форм отражения мира, является психическим процессом, заключающимся в создании образов и манипулировании ими в различных ракурсах, состояниях и сочетаниях в прошлом, настоящем и в будущем времени. С помощью воображения осуществляется процесс прогнозирования этапов будущей деятельности и её результатов.

Воображение является сложным психическим процессом с соответствующей этой сложности классификационной структурой. Из многообразия компонентов структуры этого процесса, которые в большинстве своём более важны для целенаправленного формирования воображения как важного для генерации инновационных идей качества, выделим активное и пассивное воображение. Пассивное воображение не предполагает какую-то реализацию создаваемых образов, так как ими, по большей части, являются мечтания или грёзы. Активное воображение, в свою очередь, может быть творческим или воссоздающим, т.е. создающее образы по готовым описаниям.

  • Высшей формой активного воображения является творческое воображение, которое предполагает самостоятельное создание образов и их последующую реализацию. Этот вид воображения – неотъемлемая часть любого вида творчества, так как он присущ любой творческой личности – писателю, художнику, изобретателю. Без этого вида воображения не были бы решены многие изобретательские задачи, не были бы сделаны великие открытия, не появились бы на свет шедевры искусства и т.д. Примеров великих достижений человеческого гения во всех областях деятельности достаточно много, но всех авторов этих известных миру инноваций объединяет единое качество – творческое воображение. Благодаря именно ему, они сумели в своём воображении «оторваться от действительности», вообразить конечный результат, наметить пути и план реализации и практически исполнить задуманное.

Эффективным учебным предметом, развивающим творческое воображение и способность к генерации идей является пройденный и усвоенный, при эффективном тренинге, курс РТВ (Развитие Творческого Воображения) . Его роль в подготовке инновационных специалистов столь же высока как и роль гимнастических упражнений при подготовке спортсменов.

  • Такие известные учёные как Давид Ландау, Альберт Эйнштейн и Нильс Бор справедливо считали, что в науке воображение и мышление в тысячу раз важнее знаний.

Творческое мышление является третьим по значимости личностным качеством инновационного инженера. В его базисной основе находится творческое воображение. В отличие от наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно- логического мышления, обеспечивающих оценку и анализ реально наблюдаемых и воспринимаемых объектов и событий, творческое мышление оперирует виртуальными объектами. Оно требует способности удерживать в воображении множество предметов, образов и взаимосвязей между ними. При этом вся эта синтезированная изначально в статике система подвергается различного рода комбинаторным или целенаправленным структурно-функциональным изменениям до достижения приемлемого результата.

Творческое мышление является осуществляемым в воображении процессом мысленных манипуляций с проектируемой системой в статике и динамике, в пространстве и во времени, в подсистемах и в надсистеме с использованием известных операций и способов мышления.

  • В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию. С помощью этих операций осуществляется процесс проникновения в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, их взаимосвязь и характер противоречий. Решение задач, развивающих профессионально ориентированное мышление, является одним из аспектов подготовки инновационных инженеров.

Заключение . Создание инноваций является многофункциональным процессом, зависящим от множества влияющих факторов. Любой новый для рынка продукт является результатом инновационного инжиниринга, как процесса структурно-функционального соединения всех необходимых для создания инновации ресурсов, осуществляемого производительными силами. В структуре производительных сил основным разработчиком новых рыночных продуктов является инновационный инженер. В его профессиональной структуре главным фактором, влияющим на качество инноваций, являются необходимые личностные качества, уровень профессиональной подготовки и накопленный опыт работы.

Литература

  1. K. Levkov, O. Figovsky: On the training of innovative engineers. Scientific Israel – Technological Advantages, vol. 12, No.4, 2010, pp. 179–186.
  2. Левков К.Л, Фиговский О.Л. Построение профессиональной модели инновационного инженера на основе анализа его деятельности. Сборник докладов конференции «Intercultural Ties in Higher Education and Academic Teaching». Ariel University Center of Samaria. 19–21.09.2011.
  3. Левков К.Л., Фиговский О.Л. Двумерный метод обучения в процессе подготовки инновационных инженеров. Сборник докладов научной школы с международным участием «Высшее техническое образование как инструмент инновационного развития». Казань 5–7.10.2011.
  4. Левков К.Л., Фиговский О.Л. Инновационный процесс и инновационный инженер. Апрель 2012. http://rehes.org/…2_innov.html .
  5. Левков К.Л., Фиговский О.Л. Функции инновационного инженера в процессе перевда первичой идеи в инновационный замысел. Июль 2012 г. http://rehes.org/…levkov2.html .

6, Левков К.Л., Фиговский О.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ МОДЕЛЕЙ, АНАЛОГИЙ И ИЗОМОРФНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННОГО ИНЖЕНЕРА. 26 сентября 2012 г. http://park.futurerussia.ru/…ogs/figovsk/

7. Рыжов В.П. ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Открытое образование 5/2005.

8. С.Ройтман, О.Фиговский. Система приема, формализации и продвижения новаций // Экология и жизнь. – 2007. – N 10. – С. 26–31.

9. А.И.Гасанов, Б.М.Гохман, А.П.Ефимочкин, С.М.Кокин, А.Г.Сопельняк. РОЖДЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (стратегия и тактика решения изобретательских задач). Москва. Интерпракс. 1995г. ISBN 5–85235–226–8/

10. Владимир Петров. Основы Теории Решения Изобретательских Задач. Учебник. ISBN 965–7127–00–9. 1990 – 2003.

11. Инновационное управление. http://innovation-management.ru/

12. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. Под редакцией проф. В.Л.Попова. Москва. ИНФРА-М. 2009.

13. Огарков С.А. , Кузнецова Е.С, Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. Издательство «Академия Естествознания» , 2011 год.

14. Элизабет Халл, Кен Джексон, Джереми Дик. Разработка и управление требованиями. Практическое руководство пользователя. Telelogic. 2005

К.Л.Левков.О.Л.Фиговский

*) Иногда в литературе используется абсолютно эквивалентный термин «нововведение» … (Н.Ст)

Инновационный процесс – совокупность последовательных действий по преобразованию научного знания в нововведения; процесс, связанный с созданием, освоением и распространением новшеств.

Системные свойства инновационных процессов

Для характеристики процесса инновации широко используется понятие «жизненный цикл», означающее стадийность, последовательную цепь событий, в ходе которых нововведение вызревает от идеи до конкретного продукта.

Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:

  • разработка (исследования фундаментальные, прикладные, теоретические расчеты);
  • проектирование (создание конструкций, документов, чертежей, реализация их в материале, опытных образцах);
  • изготовление (установочной и полной серии);
  • использование (у конечного потребителя);
  • полная реализация в постоянно действующих объектах;
  • появление альтернативного новшества.

Стадии всегда следуют поочередно одна за другой. Вместе с тем в целях сокращения сроков реализации новшества часто используется параллельное выполнение работ.

Применительно к нововведению понятие «жизненный цикл» включает в себя:

  • осознание потребности и возможности изменений в организации;
  • поиск соответствующего новшества или его разработка;
  • освоение (внедрение) новшества;
  • многократное повторение нововведения на других объектах (диффузия).

Жизненные циклы новшества и нововведения различны по диапазонам: новшество может быть спроектировано, изготовлено, оно может даже устареть, а нововведение при этом еще и не начаться. Жизненный цикл нововведения может лишь начаться (как поиск нового средства для удовлетворения особенной потребности), но не развиться, пока новшество не дойдет до стадии изготовления. Безусловно, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и не существуют одно без другого.

Жизненный цикл новшества отслеживает процесс его формирования – жизненный цикл нововведения характеризует процесс применения новшества. Вместе они образуют инновационный процесс.

Инновационный процесс не заканчивается внедрением, т. е. появлением на рынке нового продукта, услуги, технологии. Процесс этот не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новшества, который начинается с фундаментальных исследований и охватывает все этапы создания как новшества, так и нововведения.

Последовательность инновационного процесса (ИП) может быть охарактеризована выражением:

ИП → ФИ – ПИ – Р – Пр – ОС – ПП – М – Сб,

где ФИ – фундаментальные (теоретические) исследования; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.

Цель фундаментальных исследований – получить новые знания и выявить наиболее существенные закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному применению. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, показывает новые пути развития. Они проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях.

Прикладные исследования направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Это – «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, и процесс плавно переходит в фазы проектирования (Пр), освоения (ОС) и промышленного производства (ПП). Фазы «маркетинг» (М) и «сбыт» (Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Исследования прикладного характера, осуществляемые во всех научных учреждениях, финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно на этом этапе возникает риск потери вложенных средств; инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся ими, – рискофирмами (венчурными).

Каждое звено жизненного цикла новшества и нововведения относительно самостоятельно, имеет определенные закономерности, выполняет специфическую функцию. Исходным и определяющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи; техника – следующее звено – материализует их в определенной системе машин и соответствующей технологии; производство же представляет собой сферу использования научно-технических достижений.

Примерно 85–90% научно-исследовательских работ прикладного характера дают результаты, пригодные для дальнейшего использования. На стадии же опытно-конструкторских работ 95–97% их заканчиваются положительно.

Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рынка заниматься ими не могут себе позволить ни отраслевая, ни тем более заводская наука. Фундаментальные исследования должны финансироваться из госбюджета на конкурсной основе и частично использовать внебюджетные средства.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. Следовательно, инновации ориентированы на рынок, конкретного потребителя или потребность.

Инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретических знаний до использования потребителем товара, созданного на основе нового знания.

Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут иметь различную протяженность, которая зависит от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают 3 логические формы инновационного процесса:

  • простой внутриорганизационный (натуральный);
  • простой межорганизационный (товар);
  • расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации; в этом случае новшество не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует (благодаря взаимной конкуренции) совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют, как минимум, два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный в течение двух фаз: создания новшества и его распространения; диффузии нововведения.

Первая фаза – последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства; при этом еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки для такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способности на практике использовать эту информацию.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйственного субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение однажды освоенной и использованной инновации в новые условия или места применения.



Поделиться