Интарсия и маркетри инкрустация по дереву. Русская деревянная мозаика

Маркетри - художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом.

Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине ХVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы: черное , красное , розовое дерево - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.

В маркетри существуют два процесса:

  1. Интарсия-врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины.
  2. Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Известные мастера-маркетристы

Одним из древнейших материалов, применяемых в искусстве, является дерево. Дерево издревле применяется ремесленниками и мастерами при изготовлении самых разнообразных элементов быта: мебели , кухонной утвари , элементов декора интерьера . Одним из наиболее интересных техник применения древесины в искусстве является маркетри — изготовление картин из древесного шпона.

Первые работы в этом направлении появились в Европе ещё в средние века. Две наиболее распространённые техники работы с древесиной в искусстве назывались интарсия и инкрустация.

В ходе создания картины в технике инкрустация в древесный массив, служащий основанием врезались элементы, изготовленные из ценных пород дерева разных цветов и оттенков, а также драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, жемчуг.

Произведение, созданное в технике интарсии , отличается тем, что элементы декора врезаются в массив древесины таким образом, что выступают над поверхностью, образуя единый, цельный орнамент.

Эти две технологии и послужили основой для возникновения современного маркетри.

Работы по созданию произведений искусства из различных сортов древесины известны ещё со времён древнего Рима. Современное маркетри буквально означает — покрытие древесного массива, служащего основанием, древесными пластинами, изготовленными из ценных пород дерева, обычно толщиной до двух миллиметров. Название техники произошло от французского слова marqueteries (разметка).

В средние века, до начала индустриальной революции, элементы маркетри изготавливались вручную, однако, в XVI веке был изобретён шпоночный станок, что позволило изготавливать сырьё в промышленных масштабах. Маркетри расцвело, стало одним из наиболее распространённых видов изобразительного искусства, ведь было доступно, как беднякам, так и европейской богеме.

Через «окно в Европу», прорубленное Петром Первым, в Россию XVII века стали попадать европейские искусства, началась экспансия европейский культуры на Восток. Не стало исключением и маркетри. Россия, которая всегда славилась своими столярными мастерами, быстро и с удовольствием приняла такое понятное и близкое, хотя и Европейское искусство. Российские мастера быстро внесли элементы традиционного изобразительного искусства — гравировку и травление. Появились настоящие картины, изготовленные в этом стиле — портреты, пейзажи. Маркетри стало самостоятельным направлением в изобразительном искусстве.


Казалось бы, в современном мире нет места для таких древних, ремесленных техник. Однако на практике всё оказалось наоборот. Прикладные искусства переживают настоящий ренессанс — находясь в царстве стекла и бетона, когда трудно найти вещь, сделанную из настоящих, природных материалов, всё больше людей стремится украсить своё жилище традиционной живописью, элементами интерьера, созданными из натуральных, природных компонентов. И многие выбирают именно картины, созданные технологией маркетри.

Базовый материал, применяемый при изготовлении маркетри это дерево — экологически чистый материал, использование которого не прекратится никогда. Картина создаётся из шпона — мелких, тонких полосок древесины разных пород, толщиной не более двух миллиметров, из которых и создаётся композиция. Шпон изготавливается на специальном станке в промышленном масштабе, и перед применением проходит процессы подготовки: травление, обжиг, отбеливание. Для изготовления шпона применяются ценные и дорогие сорта дерева, а художник выбирает какую древесину использовать, в зависимости от своей задумки. После укладки шпона, маркетри необходимо обработать специальными материалами, ведь используя дерево, следует помнить, что все натуральные органические материалы очень чувствительны к окружающей среде: температурным колебаниям, влажности, свету. Поэтому, после создания маркетри его обрабатывают мастикой, как правило, созданной из пчелиного воска.




Процесс производства картин в стиле маркетри — один из самых трудоёмких в мире изобразительного искусства, ведь мастер вынужден тратить массу времени на подборку нужных элементов мозаики. Однако, картины маркетри всегда уникальны, и стоят немалых денег, ведь на изготовление качественного портрета или пейзажа может уйти от одной недели до месяца.

Красующаяся на стене вашего дома маркетри не только оживит интерьер, но и станет показателем состоятельности хозяина дома, его вкуса и аристократичности.

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву , подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины.

Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса:

  • Интарсию - врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.
  • Облицовывание - приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри.

  • Паркетри. Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.
  • Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона.
  • Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком. Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век - время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные.

В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи. Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком , либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

  • Амарант.
  • Розовое дерево.
  • Фиалковое дерево.
  • Пальма.

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород. В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики - бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже - паркетный рисунок.

Инкрустация по дереву - это особый вид декоративно-прикладного искусства, который с виду очень похож на мозаику или орнамент, выполнен из частиц разных материалов. Суть состоит в том, чтобы уже подготовленную фигурку из другого материала внедрить в поверхность предмета, который декорируем. Элементы не выступают, они представляют собой единую целостную конструкцию.

С помощью инкрустации можно украсить деревянную мебель, посуду, рукоятки ножей, стены, балки. В итоге получается очень интересный рисунок, необыкновенный как по форме, так и по исполнению. В зависимости от того, какие материалы используются, можно определить виды инкрустации:

  1. Интарсия - украшение деревянного предмета с помощью элементов, сделанных также из дерева.
  2. Маркетри - нанесение узора шпоном (деревянной щепкой).
  3. Тауширование - металлический предмет дополняют драгоценными металлами.

Для инкрустации используются разные материалы: камень, металл, мрамор, керамика, дерево другого вида, перламутр, слоновая кость. От выбранного вещества зависит, какой метод декорирования будет использоваться.

Для начинающих маркетри по дереву - наиболее доступная техника. Из материала понадобится шпон (фанера из любой древесины). Суть заключается в том, чтобы деревянные детали сложить, как мозаику, сформировать необходимый рисунок и наклеить его на подготовленную основу. Дальше нужно все тщательно отполировать и покрасить.

Сложнее всего придумать узор и сделать чертеж будущего шедевра. Это основа, без которой нельзя создать уникальную, качественную и безупречную вещь. Такой вид инкрустации можно применить при создании паркета, столешницы, картин, сувениров. Технология маркетри хоть и проста, но требует максимальной аккуратности, терпения, усидчивости, чувства меры и эстетического вкуса.

Интарсия была предшественником маркетри. Она использовалась еще в Греции, Риме, Египте и на Востоке. Чаще всего с помощью этой техники украшали посуду и мебель для церкви и знатных господ. Раньше распространенными орнаментами были геометрические фигуры, а также изображения растений и животных. Сейчас можно подобрать уникальный рисунок как по форме, так и по цвету.

Этапы создания изделия в технике интарсии:

  • Интарсия по дереву сложна в исполнении, поэтому первоначально нужно создать схему и по ней вырезать детали. Чтобы было удобнее, на схеме отмечают цвет дерева. Сколько цветов, столько же должно быть и листов со схемой.
  • Поверхность предмета следует очистить от пыли, загрязнений. Подготовленные элементы схемы нужно наклеить на фрагменты дерева по цветовой гамме. Клей использовать самый обычный (ПВА), так как бумага потом будет удаляться.
  • Четко по схеме отпилить фрагменты, отполировать и отшлифовать их. Где необходимо, края обработать напильником или наждачной бумагой.
  • В основе изделия делаются углубления под уже имеющиеся детали. Нужно наподобие мозаики сложить элементы в единую конструкцию с помощью клея. В конце работы при желании предмет можно покрыть лаком.

Чтобы изделие было интересным, красивым и качественным, особое внимание уделяется созданию схемы-рисунка, только с ее помощью можно сделать точные формы предметов. Изучение схем интарсии по дереву - основа этого мастерства. Также нелишним будет поэкспериментировать с выбором древесины, ведь есть экзотические виды дерева с очень интересной фактурой.

По технике исполнения интарсия похожа на блочную мозаику, в которой делают паркет, оформляют стены. Заранее подготавливают тонкие пластинки из разных сортов дерева, отличающихся цветом, размером, структурой. Затем нужно соединить все в единую композицию. Принцип работы: фрагменты древесины вставляют в углубления, подготовленные заранее, и наклеивают на основание. Блочная мозаика бывает также объемной (украшенной резьбой). Она идеально подходит для изготовления шкатулок.

Инкрустация по дереву металлом (медью, серебром, алюминием, латунью и др.) - довольно распространённый вид техники. В дереве по схеме делают углубления, в них выкладывают проволоку или жидкий металл. Главное условие - древесина должна быть прочной и сухой, чтобы могла выдержать воздействие расплавленных металлов. Пазы делают с помощью ножа или долота. Перед тем как положить проволоку, углубления смазывают клеем, а потом ее аккуратно можно забить молотком.

Такой вид инкрустации наиболее сложный, поэтому нужно старательно придерживаться техники безопасности. При работе с выпрямлением проволоки необходимо пользоваться защитными очками, чтобы уберечь глаза от возможных повреждений. Элементарные средства для защиты должны быть под рукой, ведь работа сложная, и любое необдуманное движение может привести к травмам или ожогам.

На изделиях из древесины мозаика выглядит очень эффектно. Работая над ней, можно творчески себя раскрыть, дать волю фантазии. Процесс создания даже самой мелкой вещи (например, сувенирного изделия) очень интересный и увлекательный. Можно начать с малого, а дальше расширять горизонты и переходить к планированию крупных проектов.

Например, своими руками можно создать деревянную мозаику для стен. Это начинание, безусловно, требует хорошей подготовки, но ничего невозможного в нем нет. При большом желании и опыте все получится.

Интерьер в помещении кардинально изменится, если будет украшена хотя бы одна стена, или если в комнате будет присутствовать элемент декора.

Мозаика прекрасно вливается в общий интерьер дома, оживляет его своими красками.

Деревянная мозаика для стен своими руками - способ не только оригинальный и стильный, но и довольно практичный, так как при контакте с водой и паром материал не портится и не деформируется за счет специального покрытия. Благодаря этому деревянной мозаикой украшают и гостиные, и кухни, и даже сауны. Часто ее используют при оформлении помещений в ресторанах, кафе или офисах.

Для создания мозаики из дерева больше всего подходят береза, ясень, дуб, акация, клен, орех. Материал предварительно подвергают термической обработке, очищают от загрязнений и тщательно высушивают. Для интарсии подходит только массив древесины, который распиливают по определенным правилам.

При оформлении стен можно придерживаться выбранного геометрического рисунка, под него подбирать необходимые оттенки. Очень эффектно смотрятся композиции, похожие на шахматную доску или пчелиные соты. А можно в хаотичном порядке размещать по поверхности фрагменты, и это тоже будет смотреться, как интересное дизайнерское решение.

Главные преимущества инкрустации по дереву:

  • используются экологически чистые природные материалы;
  • подбираются исключительно крепкие виды деревьев, что гарантирует высокую прочность изделий;
  • возможность создавать разные элементы декора, ведь существует масса вариаций, где можно применить эту технологию.

Изготовление деревянных изделий в технике инкрустации - очень интересный и увлекательный процесс, но создание уникального шедевра под силу только настоящему профессионалу. А чтобы им стать, необходима постоянная практика.

Дерево в интерьере в качестве декора может использоваться повсеместно. Дуб, можжевельник, орех, ясень, вишня, красное дерево - цветовая гамма настолько разнообразна, что даже незатейливый рисунок смотрится потрясающе. И пусть не всегда есть возможность приобрести мебель из дорогой древесины, техника маркетри по дереву позволяет украсить интерьер, существенно сократив затраты. Даже если используются сравнительно недорогие материалы, мебель выглядит изысканно и оригинально.

Что значит «маркетри»

Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: "Маркетри - что это такое?" Термин marqueterie взят из французского языка, в переводе значит «мозаика».

Принцип такой техники состоит в следующем: тонкие пластинки ценных пород дерева собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода инкрустация. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают необычайной красоты, декорируют мебель, стены, полы, потолки.

Историческая справка

По утверждению ученых-искусствоведов, техника маркетри была известна много тысяч лет назад. При раскопках древних гробниц фараонов найдены уникальные изделия с использованием мозаики из кедра и черного дерева. Мастера Древней Греции и Рима также с успехом использовали ее в декоре помещений и при оформлении мебели.

В эпоху Возрождения наблюдается мощный прорыв в технической части: изобретение специального станка дало возможность наладить производство пиленого шпона, и облицовка мебели ценной древесиной приобрела массовый характер. Население начинает интересоваться маркетри, что это такое, знает практически каждый. Деревянная мозаика становится не только популярной, но и более доступной по цене. В работе используются до сотни ценных пород деревьев, их богатая цветовая палитра и разнообразная фактура позволяют создавать настоящие шедевры.

В 18 веке искусство деревянной мозаики пришло в Россию. Наборная мозаика использовалась для декорирования полов, стен, дверей, мебели. Самыми популярными сюжетами в те времена были сцены из Библии, природные мотивы, пейзажи, геометрические узоры.

Попутно мастера разрабатывают новые приемы: гравировку, протравливание, подкрашивание, поджиг. Это позволяет добиться большей натуральности, сходства с оригиналом и показать оригинальность и самобытность мастера.

Сегодня техника маркетри не менее популярна. используется не только для декора интерьера и мебели, но и для создания прекрасных панно, картин, настенных панелей, витражей.

Как и в любом другом деле, здесь нужен опыт. У человека, впервые приступающего к работе, возникает немало вопросов, многое кажется сложным, включая само значение маркетри, что это такое, а также основные составляющие работы в данной технике. Советы опытных мастеров значительно упрощают задачу и делают процесс увлекательным занятием.

Например, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Новичку поможет специальная палитра, в которой пластинки шпона расположены по кругу, от более светлых к более темным. Так удается правильно подобрать оттенок, используя основной закон техники - закон контрастов. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться по-разному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И еще одна хитрость: каждую пластинку с одной стороны можно покрыть лаком, чтобы иметь полное представление о будущем цвете.

Освещение

Неправильное освещение губительно для будущей работы. При тусклом или, наоборот, слишком ярком легко ошибиться в выборе цвета. Лучше естественный рассеянный свет или максимально приближенное к нему искусственное освещение.

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия - от 1 до 1,5 мм, ширина - от 10 до 15 мм, длина - от 15 до 20 мм, угол скоса - 30-45 градусов.

Основные инструменты для маркетри

Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:

  • Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный смоченный водой. Заточка - процесс деликатный. Не рекомендуется применять так можно сжечь режущий край ножа.
  • Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
  • Ватман.
  • Простой карандаш.
  • Гелевая ручка черного цвета.
  • Линейка.
  • Ластик.
  • Клей ПВА.
  • Нитролак.
  • Дрель со специальными насадками для шлифовки.
  • Наждачная бумага разной зернистости.
  • Кнопки.
  • Гуммированная лента.
  • Пресс.
  • Губки.
  • Кнопки.

Преимущества гуммированной ленты

Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться. Поэтому лучший вариант - это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.

Создание маркетри пошагово

1. Сначала рождается идея картины, готовится эскиз, и на бумагу наносится контурный рисунок. В технике маркетри эскизы - это основа всей работы.На них ориентируются, когда отдельные детали готовы и складываются в общую картину. Они готовятся в масштабе 1:1, точнее, они являются шаблоном будущей картины, все детали выкладываются и крепятся на них. Рисунки для маркетри могут создаваться вручную или копироваться с уже готовых работ. В этом случае они увеличиваются до нужных размеров и переносятся на лист бумаги.

Новичкам рекомендуется использовать миллиметровую бумагу. Если вы только приступаете к работе в этой технике, полезно посетить несколько мастер-классов по маркетри по дереву для начинающих для того, чтобы понять основные требования и секреты технологии.

2. Далее некоторые детали рисунка затушевываются, художник определяет более светлые и темные, чтобы потом подобрать подходящий по цвету шпон. В этом случае главным является оттенок, а не сорт дерева и его стоимость.

3. На деревянную основу при помощи копировальной бумаги наносится готовый макет.

4. Отдельные детали композиции вырезаются из шпона ножом вручную и складываются в мозаику рисунка.

5. В случае необходимости, техника маркетри допускает сквозной обжиг отдельных деталей в кварцевом песке, прокрашивание и гравировку.

6. Все детали вкладываются на свои места. С обратной стороны листа их нужно аккуратно зафиксировать клейкой лентой. Большие композиции рекомендуется складывать частями.

7. Сверху будущая мозаика промазывается клеем и прессуется на основу. В случае необходимости можно прогладить утюгом, дополнительно пройтись по отдельным частям композиции прессом.

8. Когда клей подсохнет, удаляется.

9. Картину шлифуют и покрывают лаком. При необходимости вставляют в раму.

Вот и все. В принципе, ничего сложного, если следовать данным рекомендациям. Для начала хорошо брать более простые композиции, постепенно переходя к более сложным. Опыт - лучший друг и показатель мастерства.



Поделиться