Интервью с интересным успешным молодым человеком. Вопросы для интервью — виды и правила интервьюирования

Здравствуйте, дорогие читатели! Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одно интервью мы читаем как увлекательный рассказ, а другое напоминает стандартную анкету и навевает зевоту скучными шаблонными вопросами? Оказывается, недостаточно — задавать вопросы тоже нужно учиться!

От того, насколько вы подготовитесь к интервью, зависит его итог. Иногда вопросы собеседнику сообщают заранее, чтобы у него была возможность обдумать и подготовить ответы на них. Но это вовсе не обязательно. Если вы будете умело вести разговор и направлять его в нужное русло при помощи дополнительных вопросов, ваш собеседник вполне справится и без домашней заготовки.

Что нужно знать, чтобы сделать успешное интервью

Несомненно, правильные вопросы для интервью с успешным человеком и важны, но не только они являются залогом хорошего репортажа. Есть множество нюансов, которые должен учесть профессиональный журналист, прежде чем проводить интервью.

Темы, которые вы затрагиваете

Биографическая справка. Без нее можно обойтись только в тех случаях, если вам предстоит интервью со звездой, основные жизненные вехи которой и так всем известны. Во всех остальных случаях не пренебрегайте этим вопросом, но и не слишком увлекайтесь детскими годами знаменитости.

Профессиональная деятельность. Как правило, именно этому посвящается значительная часть интервью. Кто бы ни сидел перед вами: политик, детский писатель, певица или кутюрье, вы обязательно затронете вопросы, связанные с их профессией.

Не ограничивайтесь стандартными “Почему вы выбрали именно эту деятельность” и “Кто был вашим наставником и помогал развиваться”. Подготовьте вопросы, которые подразумевают увлекательные или смешные истории в качестве ответов.

  • Каким был ваш первый день в новой должности?
  • Вспомните самый смешной случай, связанный с вашей работой?
  • Чего бы вы хотели достичь в своей деятельности через 5 лет?

Вопросы такого рода стряхнут официоз и сделают ваше интервью живым и человечным.

Мировоззрение. Здесь будьте осторожны — чтобы ваш разговор не приобрел негативную окраску, обходите стороной провокационные вопросы. Как минимум, не спрашивайте собеседника о его отношении к религии и . Исключение возможно, если одна из острых тем лежит в основе интервью и ваш оппонент поставлен в известность о предстоящих “неудобных” вопросах.

Быт. Читателям и слушателям всегда интересно, сколько комнат в квартире известной личности, какой автомобиль стоит в гараже, что подается на завтрак и кто стирает звездные носки. Не разочаровывайте любителей подсмотреть за жизнью знаменитостей — подготовьте несколько вопросов о быте их кумира.

Личная жизнь. Такие вопросы требуют деликатности. Прежде чем их задавать, осторожно прощупайте почву. Одни легко делятся подробностями личной жизни, другие наоборот — ревностно охраняют ее от посторонних глаз. Если вы видите, что собеседник не настроен на задушевную беседу о личном, лучше переключиться на другую тему.

Создайте приятную атмосферу

Нередко начинающие журналисты выбирают неверную тактику поведения, из-за чего приглашенный гость закрывается и отвечает на вопросы скомкано или вообще отказывается от разговора.

Наиболее частая ошибка — грубая неприкрытая лесть. Напыщенные дифирамбы понравятся только тому, кто ослеплен . У людей подобные восхваления вызывают лишь недоумение и раздражение. Разговаривайте со звездой на равных, как с другом — так ваш диалог будет наиболее органичен.

Другая распространенная ошибка — упражнение в красноречии и остроумии. Порой словарный запас гостя и его чувство юмора уступают вашему и это нормально. Хороший журналист подстроится под манеру речи гости и сделает так, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Желание блеснуть на фоне собеседника — признак непрофессионализма.

Прочь шпаргалки

Безусловно, к интервью нужно готовиться. Но нет ничего печальнее, чем журналист, зачитывающий вопросы с листочка. Поэтому не поленитесь проштудировать свой конспект заранее.

Не распыляйтесь и не прописывайте несколько десятков вопросов. Вам будет сложно их запомнить и во время интервью, вместо того, чтобы слушать собеседника, вы будете судорожно вспоминать свои заготовки. Оптимальный вариант — несколько ключевых вопросов по каждой теме. Дополнительные вопросы формулируйте, исходя из ответов собеседника.

Будьте оригинальны

Согласитесь, сложно создать уникальный материал, если интервью с вашим собеседником уже публиковали все ведущие печатные и интернет издания. Но сложно — не значит невозможно.

Прежде всего изучите доступные материалы и исходя из них избегайте банальных вопросов, ответы на которые давно известны. Вместо этого, основываясь на общеизвестной информации, подготовьте необычные вопросы, которые позволят узнать что-то новое.

Например, вам известно, какое учебное заведение и когда закончил ваш гость. Вместо того, чтобы спрашивать его об этом снова, поинтересуйтесь, чем запомнились ему студенческие годы, хватало ли стипендии и не приходилось ли подрабатывать по ночам. Такой подход позволит вам собрать неизвестные факты и сделать по-настоящему эксклюзивное интервью.

9 вопросов, которые сделают ваше интервью интереснее

Сразу предупреждаю — это не универсальные вопросы, которые можно задавать каждому и в любой ситуации. Поэтому, прежде чем их озвучивать, постарайтесь почувствовать собеседника. Если он не настроен на разговор по душам, скорее всего, вы получите дежурные, ничего не значащие ответы.

Если же ваш гость откровенничает — смело задавайте ему вопросы из списка. Интересные, неожиданные ответы гарантированы!

  1. Если бы вам предстояло родиться заново, какую черту своего характера вы бы обязательно хотели получить снова?
  2. О чем или о ком вы можете сказать “Я это ненавижу”?
  3. Представьте, что сейчас у вас есть возможность получить любую способность. Какую бы вы выбрали? Почему?
  4. Продолжили бы вы делать то, что делаете сейчас, если бы вдруг узнали, что вам осталось жить всего месяц?
  5. Как часто вы решаетесь на эксперимент, если ваши близкие не верят в успех и отговаривают вас?
  6. Что бы вы делали, если бы все потеряли и нужно было начинать с нуля?
  7. Вы добились того, о чем ?
  8. Есть ли что-нибудь, что вы страстно желаете сделать, но пока откладываете?
  9. Ищете ли вы возможности приносить пользу тем, кто в этом нуждается?

И напоследок небольшой, но очень ценный совет. Когда ваш гость ответил на вопрос и замолчал, не спешите тут же подхватывать разговор и задавать следующий. Выдержите паузу в несколько секунд. В большинстве случаев это заставляет собеседника вновь вернуться к вопросу и дополнить свой ответ новыми деталями. Это один из самых простых и эффективных методов получить развернутые ответы от неразговорчивого собеседника.

Больше рабочих техник, которые помогут вам разговорить оппонента, вы найдете в книге Ларри Кинга “Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно ”.

А есть ли у вас фишки и секретные приемы? Если у вас есть опыт и вы можете посоветовать читателям, как брать интервью, обязательно пишите об этом в комментариях.

Майк (Михаил) Меланьин - лучший молодой предприниматель 2017 года по версии EY. Премию он получил за работу директором по развитию Statsbot - бота, который интегрировал аналитические системы в мессенджер Slack. Стартап быстро взлетел и привлёк инвестиции в Кремниевой долине.

Мы поговорили о том, как стать бизнесменом с нуля и продавать идеи калифорнийским инвесторам, и узнали, чем успешные предприниматели отличаются от всех остальных.

«Просто я не боюсь ошибаться» - о том, как стать предпринимателем

Майк, ты говорил, что, когда начал заниматься проектом Statsbot, у тебя не было никаких навыков ведения бизнеса. Прошло два года, и ты получаешь специальную премию «Молодой предприниматель». Как так?

Думаю, я довольно долго занимался не тем делом. Я учился в Бауманке и пытался стать программистом, хотя у меня больше дизайнерских навыков. За два года без какого-либо образования построил карьеру проектировщика интерфейсов, работал в студиях, возглавлял отдел дизайна. То же получилось и с предпринимательством.

Предпринимателем не рождаются, а становятся, но я большую часть жизни попадал не в ту среду.

Мои родители - толковые инженеры, и я мечтал стать инженером, потом - программистом, дизайнером. Я не сталкивался с предпринимателями, не общался с ними. В какой-то момент я начал узнавать о возможностях предпринимательства в США от IT-предпринимателей. А потом попробовал, и всё пошло само собой. Никакого секрета у меня нет, просто я не боюсь ошибаться.

- Значит ли это, что сегодня можно обойтись и без образования?

Почти всё образование сегодня off the market - оно не успевает за реалиями и не выпускает нужных специалистов. Есть широко распространённая фраза: образование не готовит к жизни. Программы составляются медленно, мало кто ориентируется на требования IT-индустрии, и такая ситуация не только в России, но и в мире. Человек заканчивает учиться в 25 лет максимум, считается, что он должен выбрать дело всей жизни. Это неправильно. После школы невозможно сделать такой выбор.

Вообще, сейчас так всё меняется, что нельзя один раз научиться чему-то и потом применять знания изо дня в день. Человека смоет с рынка как специалиста, если он будет так делать. Учиться надо всю жизнь. Конечно, образование даёт навыки, но это общие навыки, а специализированные предметы устаревают слишком быстро. Помогает самообразование. Я много курсов закончил , на Coursera.

- Когда стало понятно, что пора уходить с наёмной работы и бросать силы на стартап?

Стало ясно, что рано или поздно я уволюсь, потому что я на работе. Это накапливалось как снежный ком, не хотелось замыкаться в одних рамках. Я стал интересоваться собственным стартапом, работал с друзьями.

Черта была подведена, когда нас позвали на собеседование в Y Combinator. И ещё одна черта - когда нас позвали в наш первый акселератор BetaWorks Botcamp. Я понял, что буду строить карьеру в другом направлении, что не готов работать в корпорации на том месте, где был.

«Не обязательно искать уникальную нишу» - о том, как продать стартап в Калифорнии

Вы ориентировались на американский рынок только из-за особенностей продукта, рассчитанного на пользователей Slack? Или вы просто хотели в Кремниевую долину?

В США действительно больше пользуются Slack и лучше понимают, что мы делаем. Мы сразу построили продукт для того рынка. Да и вообще рынок IT-продуктов в США шире, чем в другой стране, особенно в России. Если вы пробуете реализовать облачный сервис, надо делать это в США, потому что там легче продавать продукт, несмотря на культурный и языковой разрыв и отсутствие знакомств.

- А юридические тонкости?

Всё решается на ходу, я разбирался сам. Расспрашивал российских фаундеров, которые уже прошли такой же путь, читал руководства, которые представлены на сайтах компаний и юридических ресурсах. В этом смысле право в США регламентировано, в нём много прецедентов и типовых случаев, нет чего-то неотрегулированного. Правовая система работает медленно и неоптимально, но там не попадёшь в ситуацию, когда в принципе непонятно, что делать.

Где набирать команду для выхода на американский рынок? Стартовать в России или сразу брать специалистов там?

Если есть возможность раскрутиться в России, имеет смысл всё делать здесь. Но когда мы начинали, у нас ничего не было ни здесь, ни там. При таких равных нам было проще выдвинуться в Штаты. Тем более если есть, допустим, тысяч 20 долларов, которые не жалко вложить.

Команду однозначно надо брать в России, если вы стартуете здесь. Инженеров, специалистов, учёных стоит искать русскоговорящих - нанимать работников в США безумно дорого и без связей проблематично. А людей, отвечающих за маркетинг и продажи, можно уже искать там, потому что для этих сфер нужны люди, которые умеют продавать на том языке и понимают тот культурный код. Но надо быть готовым к тому, что это дорого.

Сейчас ты консультируешь стартапы, которые хотят выйти на американский рынок. Какие ошибки российские фаундеры делают чаще всего?

Могу выделить три основные:

  1. Иногда они пытаются сделать и продвинуть сразу много фичей за один раз и не занимаются продажами. А нужно как раз выбирать одну особенность продукта, которая приносит больше денег, и удвоить усилия, чтобы именно её продать.
  2. Даже если они эту фичу нашли, то долго доводят её до совершенства. Эти преобразования могут не привносить в продукт никаких новых функций, но они всё равно стараются сделать «красиво» и не попадают в ожидания пользователей и рынка.
  3. Они не реализуют международные амбиции и замыкаются на российском рынке.

- Вы как раз много работали с пользователями, чтобы узнать их ожидания. Чему это вас научило?

Есть такое словосочетание - customer development, или custdev. Именно его мы и опробовали. Но у всех этих методик - agile, custdev, customer journey map - существует недостаток. Многие думают, что, работая по какой-то методике, вкладывая в неё силы, можно больше ничего не делать, всё пойдёт само собой.

Я бы советовал использовать разные элементы.

Да, мы применяли custdev, старались прислушаться к пользователям. Но главное при этом - превратить предложения пользователей в продажу. Если человек что-то просит, надо, чтобы он это купил. Конечно, на начальном этапе мы просто общались с потребителями, но людей надо слушать постольку-поскольку, потому что они часто не понимают, почему те или иные вещи делаются так и не иначе. Все пользовательские пожелания надо пропускать через фильтр.

- Так что же всё-таки нужно сделать, чтобы привлечь американских инвесторов? Какой продукт притянет деньги?

Не только в продукте дело. Нужно грамотное позиционирование, без этого даже хороший продукт не привлечёт денег. Те проекты, которые я видел и которые привлекли инвестиции от 500 тысяч до 2 миллионов долларов на американском рынке, обязаны своим успехом продукту примерно на 30%, а продвижению - на 70%. В Кремниевой долине делают достаточно сырой продукт, который решает одну проблему, а затем грамотно позиционируют это решение.

Не обязательно всю жизнь искать что-то новое и пытаться нащупать уникальную нишу. Многие успешные компании делают то, что до них было воссоздано много раз, просто грамотно умеют это презентовать: собирают идеи, показывают инвесторам, решая старые проблемы иногда даже спорными методами, но всё равно получают деньги. Так что я бы не пытался работать без позиционирования

- Что тогда надо сделать для этого позиционирования?

Вызвать у пользователей интерес. Пошуметь: генерировать новости, выкладывать что-то спорное на суд целевой аудитории, чтобы проектом интересовались и о нём говорили. Нужно сформировать круг клиентов, используя этот интерес, чтобы инвестор мог позвонить первым пользователям и услышать от них, что продукт отличный.

Нужно работать с пиаром. Понятно, что на начальном этапе надо стараться сделать всё дешево или вовсе бесплатно. Многие говорят, что можно получить инвестиции без пиара, но это ерунда. Инвесторы интересуются всем новым, но с осторожностью вкладывают деньги, пиар помогает им принять решение.

Не стоит ограничиваться одним инвестором, надо работать со многими, потому что они общаются между собой и это подогревает интерес к проекту.

Надо стараться делать то, что находится на волне хайпа. Были боты - надо было делать боты. Сейчас интересен и искусственный интеллект. Конечно, такая стратегия привлекает много мошенников, и инвесторы устают от них. Например, говорят, что если в компании ни у кого нет учёной степени по искусственному интеллекту, то они не будут рассматривать продукт.

Но ни один инвестор не может полностью погрузиться в то, что вы делаете, поэтому тема проекта должна быть ему понятна. Если вы занимаетесь чем-то редким и сложным, инвестору трудно оценить, за счёт чего вы получите рост и займёте нишу на рынке.

«Успешные предприниматели не отвлекаются на чушь» - о планировании работы 24/7

- Как ты организуешь день?

Я веду заметки в Google Keep, (замена Gmail от Google), создаю их списком и потом расставляю приоритеты. Пользуюсь календарём от того же Google, чтобы не пропустить встречи, потому что в день набивается множество дел. Документооборот веду в Dropbox Paper.

Есть лайфхак, который я подсмотрел у успешных людей: они стараются любую решать плохо, но очень быстро. Об этом умалчивают, а я с этим столкнулся, когда общался с предпринимателями из Кремниевой долины. Когда вы что-то предлагаете или просите, человек либо сразу отказывается, либо делает моментально и не заморачиваясь, насколько хорошо получилось.

- Как ты отключаешься от работы? Правда ли, что предприниматели работают по 24 часа в сутки?

Смотрю шоу на Netflix на английском, чтобы слушать американскую речь, катаюсь на машине по серпантинам или за городом, на просёлочных дорогах.

Вообще, важность режима 24/7 преувеличена. Долго работать на износ не получится, это неэффективно и бессмысленно. Так можно делать, только когда выбора нет, когда что-то судьбоносное происходит. Я так работал, когда бросал работу и переезжал в США.

Но обычно занятость 24/7 - это байка. Из знакомых мне успешных предпринимателей никто так не делает. Единственное, что они делают, - не тратят время на всякую ерунду.

Не загоняют себя в рамки режима и планирования на 100%, а просто на чушь. Надо наметить цели на год-три-пять вперёд, поставить задачи на неделю-день и делать эти вещи кратчайшим путём, отсекая ненужное. Не распыляться, а не пахать нон-стоп.

Лайфхакерство от Майка Меланьина

Мы всегда просим героев рубрики рассказать о том, что стоит почитать и посмотреть.

  • Курс лекций «Стартап», Питер Тиль, 2012 год. Самая главная и интересная книга с точки зрения предпринимательства.
  • Все популярные статьи на Medium о новых технологиях.
  • «Привлечение инвестиций в стартап», Брэд Фелд, Джейсон Мендельсон.
  • Классика. Читать обязательно, для общего развития. Начиная с Достоевского и Стругацких, заканчивая Лондоном и Сэлинджером.
  • Сериалы. Новое от Netflix и HBO, хотя всё посмотреть невозможно. Из последнего мне понравились «Тьма» и « ». «Тьма» даже интересней, потому что это европейский кинематограф, хоть и снято Netflix.
  • Мультсериал «Рик и Морти». Не знаю ни одного айтишника, которому бы он не нравился.
  • Бесплатные . Вы удивитесь, сколько там образовательного материала!
  • Курсы Lynda и Сoursera - это обязательно. Lynda мне нравится даже больше, потому что там курсы короче.

Миллионер Ричард Сент-Джон взял более 500 интервью у самых успешных людей, включая Билла Гейтса, Опру Уинфри, Ричарда Брэнсона, Джоан Роулинг,проанализировал сотни других биографий и мемуаров и написал книгу «Большая восьмерка». В ней он рассказал о том, что делают все успешные люди и что их объединяет. Публикуем отрывки из книги Сент-Джона.

Успешные следуют за страстью

Все успешные люди следуют за своей страстью, делая то, что им нравится, что их вдохновляет. Знаменитый актер Рассел Кроу всегда говорит, что есть только одна причина, по которой он получил «Оскара» за лучшую мужскую роль: «Я просто обожаю играть. Это то, что меня наполняет. Люблю страстно. Я обожаю рассказывать истории. В этом состоит смысл моей жизни». Известный изобретатель Томас Эдисон однажды сказал: «Я не трудился в своей жизни ни одного дня. Я только получал удовольствие от работы».

Успешные много трудятся

Забудьте байки о 8-часовой рабочей неделе и прочей чуши, которой пичкают разные бизнес-тренеры. Трудолюбие – отличный уравнитель. И трудиться для того, чтобы стать успешным, придется много. Например, известная телеведущая Опра Уинфри говорит, что она приезжает на съемочную площадку уже в 5:30 утра: «Я с самого утра на ногах. Целый день я не вижу белого света, потому что перехожу из павильона в павильон. Если вы хотите стать успешным, то вам придется трудится по 16 часов в сутки».

Успешные не гонятся за деньгами

Большинство знаменитых людей никогда не гналось за деньгами, а просто делали то, что любят больше всего. Например, Билл Гейтс говорит: «Когда мы придумывали Microsoft, мы вообще не думали, что сможем заработать. Нам нравился сам процесс создания программного обеспечения. Никто не мог подумать, что все это выльется в гигантскою корпорацию».

Успешные умеют преодолевать себя

«Папа» менеджмента Питер Друкер всегда говорил, что ключ к успеху заключается в том, чтобы «заставлять себя действовать». «Весь ваш успех зависит не от талантов, а от того, насколько вы, в конечном счете, умеете выходить из зоны комфорта»,- говорит Питер. А Ричард Брэнсон формулирует эту же мысль вот так: «Я всегда работаю на пределе возможностей. И это помогает мне очень быстро расти».

Успешные люди креативны

Известные всем «продукты» возникают из идей. Если вы хотите стать успешным, вам надо научиться креативности. Тед Тернер был первым, кто придумал, что новостное вещание можно сделать круглосуточным. Он запустил канал CNN24, который вещал 24 часа 7 дней в неделю. Благодаря этой идее, Тед стал мультимиллионером и медиамагнатом.

Успешные умеют бороться с сомнениями

Кого из нас не мучают сомнения в том, что мы недостаточно хороши, успешны, талантливы. Но если вы хотите быть успешным – точнее, реализованным, то придется засунуть свои сомнения кое-куда подальше. Актриса Николь Кидман рассказывает: «Мне все время кажется, что играю очень плохо. Когда мы начинаем снимать фильм, то с периодичностью в две недели, я подхожу к режиссеру со списком актрис, которые могут справиться с ролью лучше меня. Но потом успокаиваюсь». Или вы одолеваете сомнения, или они вас. Все просто.

Успешные умеют концентрироваться

Многие говорят сейчас о том, что существует синдром дефицита внимания, и якобы это мешает людям развиваться. Конечно, СДВ существует, но очень часто его путают с отсутствием мотивации и интереса. Если человек находит свою страсть, то он может концентрироваться на ней. Известный кинорежиссер Норман Джуисон говорит: «Думаю, все в жизни зависит от вашего умения сосредоточиться на чем-то одном и посвятить этому всего себя». Найдите свою страсть. Сконцентрируйтесь на ней. И будете счастливы.

Успешные умеют работать в жесткие сроки

Людей, которые любят свое дело, не смущает то, что у них остается мало времени на него. Они все равно пытаются ухватить хотя бы пару минут, чтобы заняться им. Например, Джоан Роулинг писала «Гарри Поттера», когда у нее была маленькая дочь на руках: «Я гуляла с ней по улице, а когда она засыпала, пулей неслась в ближайшее кафе и писала с такой скоростью, с какой только могла, пока она не проснулась».

Успешные люди не любят пятницу

А вы задумывались, почему многие богатые люди не выходят на пенсию? Вот как это объясняет Уоррен Баффет: «Я обожаю работать. Когда наступает пятница, я не испытываю радости, как многие работающие люди. Я знаю, что буду работать и на выходных». А известный актер и продюсер Уоррен Бити добавляет: «Настоящие профессионалы достигают успеха, не всегда осознавая, чем они занимаются: работой или получением удовольствия от нее.»


Настоящие профессионалы достигают успеха, не всегда осознавая, чем они занимаются: работой или получением удовольствия от нее.

Успешные люди всегда стремятся совершенствоваться

Успешные люди все время думают о том, как можно усовершенствовать себя и свой продукт. Например, великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Я никогда не рассматриваю предмет, не задаваясь вопросом, как бы я мог усовершенствовать его». А еще он же сказал: «Я рад, что в мои молодые годы еще не был изобретен восьмичасовой рабочий день. Если бы моя жизнь состояла из рабочих дней такой продолжительности, мне вряд ли удалось бы завершить большинство начатых дел».

Вы узнаете, что такое интервью и каких видов бывает. Также я дам ценные советы в подготовке и проведении беседы с респондентом. Раскрою много секретных методик, которые помогут вам не облажаться перед всеми.

Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.

Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы ) на актуальные темы.

Респондент (кандидат или спикер ) — это тот, кто берет интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.

Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.

И второе здесь замечание — это «по актуальным вопросам ».

Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.

Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.

Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера .

То есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.

Мастера интервью :

  • Познер
  • Соловьев
  • Авдотья Смирнова
  • Дмитрий Гордон

Обратите внимание на такие передачи, как «Школа злословия » и «Временно доступен ». Вот в них интервью построено именно с желанием раскрыть персонажа.

Посмотрите насколько они пытаются раскрыть своих персонажей. Они задают им наводящие вопросы и даже провоцируют иногда. Посмотрите и сравните насколько это разительно отличается от передачи «Пока все дома ».

Передача эта милая и давно существует. Однако вопросы там как правило, не раскрывают персонажей. В основном люди просто рассказывают свою биографию. Это то, что публиковалось миллион раз на других каналах.

Вопросы там поверхностные: «кто вы?», «как начали свою карьеру?», «кто живет в доме?», «каких животных любите?», «в какую школу ходят ваши дети?» и так далее.

Все это не демонстрирует человека!

В общем, интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является ваша практика и мои советы, которые будут даны ниже.

Виды интервью

Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.

Информационное — сбор данных по новостям. В этом всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.

Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.

Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты ), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.


Блиц интервью лыжника Алексея Полторанина после соревнований

Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.

Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.

Беседа (диалог ) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.

Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.

Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.

Подвиды бизнес-интервью:

  • Биографическое — человек рассказывает о себе и своей профессиональной деятельности.
  • Интервью по компетенциям — проводится в виде собеседования для выявления личностных и деловых способностей кандидата.
  • Структурированное — это интервью по компетенциям, но уже в более сжатой форме. Это небольшое с четко поставленными вопросами. Оно проводится при подборе среди большого числа кандидатов. Также может использоваться для получения дополнительной уточняющей информации, которая не была извлечена при первоначальном анкетировании или собеседовании.
  • Мотивационное — это особая техника консультирования клиента или сотрудника для дальнейшей мотивации. Часто используется для побуждения человека к самосовершенствованию, настрою на работу и отказе от вредных привычек.
  • Проективное — выявляет проекции личности на отвлеченные ситуации. То есть кандидата просят объяснить поступки других людей. Например, почему люди врут. Интерпретируя поведения других людей, мы проецируем на них свои представления о жизни. Таким образом, ответы на такие нестандартные вопросы помогут оценить кандидата по скрытым факторам. Например, честность, лояльность или конфликтность.
  • Кейс-интервью (или ситуационное ) — соискателю предлагают описать модель поведения в конкретной ситуации. А дальше уже можно оценить насколько ценности и представления кандидата соответствуют компании.

По количеству участников интервью подразделяют на:

  • Тет-а-тет
  • Групповое — экономит время при собеседовании, а также выделяет из толпы наиболее ярких участников
  • Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
  • Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.

По форме проведения :

  • Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
  • По телефону
  • Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
  • Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
  • Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.

Зачем нужно готовиться

Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.

Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.

Обратите внимание, есть два типа интервью и две разные задачи, которые перед вами стоят. Иногда, это задача — получить от человека информацию для своего издания. Это достаточно простое задание.

К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.

Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.

Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.

У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.

Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно . Однако это совершенно не обязательно!

Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет? »

Это уже будет его позиция.

Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.

Это будет ваша первая задача.

Но есть и вторая задача, когда вы показываете психологический портрет собеседника . Тогда нужно раскрыть читателям интересную личность.

Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.

К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.

То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.

Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.

Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.

Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.

Пример интервью

Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.


Пример интервью из газеты Московская правда 1992 года

Темой разговора был юбилей певца . В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.

Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения . Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.

Интервью начинается не с вопроса , а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.

По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось . Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.

Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:

  1. Собеседник обладает исключительным литературным построением фраз. Он очень интеллигентен. Когда вы все это записываете, то видите, что особо редактировать нечего.
  2. Когда речь человека очень характерная. Если вы начнете ее причесывать, то сильно испортите. К примеру, вспомните монологи Михаила Евдокимова. Его герои очень характерно говорят. То построение фраз, которые они используют было очень характерно для определенного народа и жителей деревень. Вот в таком случае не нужно редактировать. Вам нужно именно показать портрет героя его деревенской речью.

Давайте теперь посмотрим, что сказал журналист после первого абзаца. А там опять нет вопроса . Есть только комментарий журналиста.

Ну, а после концерта, как водиться…

То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.

Доходим до:

И вы все это в одиночку потянули?

Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку . Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:

Долго продолжалось гуляние?

Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.

То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.

Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?

Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.

Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?

Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.

И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.

Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?

С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко

Заметьте «с ветеранами ». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.

В общем это пример того, как нельзя брать интервью.

Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.

Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.

Как брать интервью

Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.

Выбираем героя

В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.

Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.

Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.

Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.

Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.

При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.

Копаем информацию

Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.

Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.

Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.

Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.

Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.

Вопросы для интервью

Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.

Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель . То есть «собрать информацию по конкретной теме » или «показать портрет героя ».

Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.

Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.

К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.

Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.

Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.

Это повод не задавать тупой вопрос — «А были ли вы в Афганистане? » Вместо этого задаем — «Почему вы поехали именно в Афганистан? Как относитесь к этой войне? »

Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило? » и «что вы там видели? »

Все это будет характеризовать героя.

То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию . И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.

При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.

Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы? »

В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.

Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.

Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.

Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.

Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.

Оно работает по пирамиде Фрейтага :

  1. Завязка
  2. Осложнение
  3. Кульминация
  4. Развязка
  5. Решение
Пирамида Фрейтага

План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.

Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.

Типы собеседников

Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.

Но таких мало!


Профессиональный интервьюер разговорит даже опоссума

Будут люди, которые легко уходят от темы . То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.

В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос. »

Бывает и наоборот.

Собеседник может быть малоразговорчив . То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше ).

Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.

Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.

Поэтому если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами.

Но бывает, что человек обычный молчун . В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.

Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.

Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.

Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.

Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.

Визирование

Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.

То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.

В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.

Здесь бывает две проблемы.

Первая, это фактическая информация .

Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.

И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются . Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.

Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.

Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.

За это гости и зрители скажут вам только спасибо!

Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.

Помните, что все ровно не бывает!

Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.

Вот некоторые фото интервью.

Заключение

Героем интервью может стать блогер или инфобизнесмен. Это может быть ваш коллега и специалист в какой-то теме. Еще это может быть знакомый если вы собираетесь делать портрет на фоне времени.

И не обязательно искать какую-то звезду!

Героем интервью может стать молодая мама, с которой вы вместе выгуливаете детей. Допустим, она использует какие-то методики раннего развития ребенка. С их помощью она добилась удивительных результатов в масштабах вашего двора.

Поэтому не обязательно человек должен быть супер известным.

Выберите вариант. Темой вашего разговора будет какое-то событие. Будет герой, который даст

Каждый хочет знать секрет успеха. Но если бы успех приходил по щелчку пальцев — то все были бы миллиардерами и генеральными директорами. Поэтому вот вам первый секрет: триумф не приходит легко и за одну ночь.

К счастью, многие люди уже познали вкус реальных побед и знают, чего стоит добраться до вершины. Выберите любой и используйте его как свой девиз в наступившем 2016 году.

Об уверенности

1. «Моя мать учила меня: если у тебя есть возможность говорить — говори. Если у вас есть мнение — его должны услышать»

— Урсула Бернс, Xerox CEO

2. «Если бы я слишком часто вспоминала, что я женщина, это бы меня убило»

— Марисса Майер, Yahoo! CEO

3. «Не ждите пока вас заметят. Выделяйтесь сами»

— Джинни Рометти, IBM CEO

Об инновациях

4. «Если бы прошлое чего-то стоило, самыми богатыми людьми были бы библиотекари»

5. «Если вы будете делать только то, что приводит к гарантированному результату, ваша компания долго не протянет»

— Джефф Безос, Amazon CEO/Founder

6. «Всегда работайте над чем-то до невозможности неудобным»

— Ларри Пейдж Alphabet CEO, Google Founder

7. «Будьте там, куда мир только движется»

— Бет Комсток, General Electric CEO

8. «Будьте первым и одиноким»

— Джинни Рометти, IBM CEO

О рисках

13. «Создавая запасной план, вы признаете, что не намерены добиться успеха»

— Элизабет Холмс, Theranos CEO/Founder

14. «Что бы вы сделали, если бы не боялись?»

— Шерил Сэндберг, Facebook COO

15. «Прямо сейчас какой-то предприниматель трясется от страха и думает: «Еще не время». Поймите, что «подходящего» времени не будет»

— Кевин Планк, Under Armour CEO

16. «Я научилась справляться с вещами, которые не делала никогда раньше. Рост и комфорт — несовместимые понятия»

— Джинни Рометти, IBM CEO

О длинных дистанциях

17. «Сейчас кто-то сидит в тени дерева, посаженного кем-то много лет назад»

— Уоррен Баффет, Berkshire Hathaway CEO

18. «Вы не можете соединить точки, глядя вперед. Их соединяют, только глядя назад. Вам придется поверить, что точки нарисованные сегодня, каким-то образом соединятся в будущем»

Стив Джобс, former Apple CEO/Founder

19. «Дела не всегда будут идти по-вашему. Но вы должны прикладывать усилия каждый день и каждую ночь»

— Майкл Джордан, бывший игрок NBA

О деньгах

25. «Цена — это то, что вы платите. Ценность — то, что вы получаете»

— Уоррен Баффет, Berkshire Hathaway CEO

26. «Если бы нашей целью были только деньги, мы бы давно продали компанию и загорали на пляже»

— Ларри Пейдж, Alphabet CEO, Google Founder

27. «Намного лучше купить интересную компанию за правильную цену, чем правильную компанию за интересную цену»

— Уоррен Баффет, Berkshire Hathaway CEO

28. «Я всегда считал, что за деньги счастья не купишь. Но это не совсем так»

— Сергей Брин, GoogleX Director, Google Founder

О действиях

29. «Всегда есть выбор — наблюдать, как что-то происходит, или быть частью этого»

— Элон Маск, SpaceX CEO/Founder, Tesla Motors CEO/Founder

30. «Не предсказывайте дожди, стройте ковчеги»

— Уоррен Баффет, Berkshire Hathaway CEO

31. «Работайте по-умному. Доводите дела до конца»

— Сюзан Войчицки, Youtube CEO



Поделиться