Использование диаграмм и графиков в презентации. Структура сельхозугодий России

Урок информатики 9 классе

Тема: Понятие, суждение, умозаключение. Понятия «истина» и «ложь».

Тема: Понятия «истина» и «ложь»

Цели:

    познакомить учащихся с понятиями «истинное и ложное высказывание»;

    учить определять, является ли высказывание истинным с точки зрения объективной действительности;

Педагогические задачи урока:

    развивать логическое мышление, наблюдательность, речь;

    воспитывать умение работать в коллективе, с уважением относиться к мнению одноклассников.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

    знать, как люди добывают «истину»;

    уметь оценивать истинность и исправлять его, если оно ложно;

    уметь приводить примеры, как истинное высказывание со временем может «стать» ложным.

Ключевые понятия: понятия «истина», «ложь».

Характеристика урока:

    форма организации : эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;

    тип урока : комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);

    стратегия : анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления истинных и ложных высказываний.

Материальное обеспечение урока : учебник, демонстрационный ПК.

Примерный план урока:

    Организационный момент (1-2 мин).

    Изучение новой темы (10-12)

    Первичное закрепление (9-12мин).

    Физкультминутка (2-3 мин).

    Компьютерный практикум (10-12 мин).

    Обобщение и подведение итогов (3 мин).

    Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

    Организация учащихся на работу.

Девиз урока: «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».

Ребята, у нас с вами интересная тема, но я должна быть уверена, что вы готовы её изучать.

II . Изучение новой темы.

    Подготовительная работа.

Игра «Истина – ложь»

Подберите синоним к слову «правда», а теперь к слову «неправда».

Новые знания будет трудно добывать и осваивать без умения быстро и верно отвечать на поставленные вопросы, поэтому начнём урок с игры «Истина – ложь»

Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л».

Все крокодилы летают.

Компьютер – помощник человека при счёте.

10 делится на 3 без остатка.

Телефон служит средством связи.

Наша школа находится в 29 микрорайоне.

Сейчас у нас не урок информатики.

Город Темрюе – столица Краснодарского края.

В городе все школы четырёхэтажные.

Вы учащиеся 4-ой школы и четвероклассники.

    Введение понятий «ложное, истинное высказывание»

Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? (Потому что это соответствует действительности, это правда)

Такие высказывания называются истинными , то есть правдивыми, соответствующими действительности.

Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными?

Такие высказывания являются ложными .

Запомни! Истина – это то, что соответствует действительности.

Ложь – то, что действительности не соответствует.

    Закрепление материала.

    Игра «Кто больше?»

Чтобы проверить насколько вы поняли новы материал, я предлагаю вам игру-соревнование «Кто больше?»

Правила игры следующие: класс делится на две команды «Истина» и «Ложь». Соответственно ребята из команды «Истина» приводят примеры истинных высказываний, а ребята из команды «Ложь» ложных высказываний.

Молодцы! Вы великолепно справились с заданием. Как вы думаете, почему в нашем соревновании нет победителей и побеждённых?

Нас окружает такое огромное количество объектов, а вы очень наблюдательны, внимательны и любопытны, что и помогло вам успешно справиться с заданием.

2) Работа по учебнику.

Чтение учебника стр. 82-85

Фронтальный опрос.

Всегда ли легко определить, когда то или иное высказывание истинное? (нет, иногда не хватает знаний и опыта)

Какие действия должен произвести человек, чтобы добыть истину? (наблюдать, сравнивать, размышлять, вычислять, измерять, производить исследования)

Что является результатом размышления? (устное высказывание или высказывание в виде текста, рисунка, числа, схемы, формулы)

Приведите примеры из жизни, когда ложное высказывание становится истинным, когда люди узнают что-то новое или наоборот.

Физминутка.

Игра «Делай наоборот»

Урок мы начали с подбора синонимов, а сейчас я предлагаю вам подобрать антонимы, причём устно.

Я буду произносить высказывания-действия, а вы будете делать всё наоборот.

Сидите.

Не прыгайте.

Не стойте.

Не поднимайте руки.

Плачьте.

Не топайте.

Молчите.

Не приседайте.

Не садитесь.

Не слушайте.

    Работа в тетрадях.

1. Вставь пропущенные слова:

Понятия «истина» и « ложь » - это несовместимые понятия.

Истина не всегда «лежит» на поверхности.

Люди добывают истину , когда наблюдают, исследуют предметы и явления, думают , вычисляют, измеряют и так далее.

Высказывание может быть истинным или ложным .

Истина – это то, что соответствует действительности.

Ложь – то, что действительности не соответствует.

5. Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные это суждения или ложные, выделив нужную букву.

На рисунке древний человек

Человек читает книгу

Информация хранится на бумажном носителе

На камне изображена сцена охоты

Все фигуры имеют углы

Все фигуры являются прямоугольниками

Две фигуры – прямоугольники

В верхнем левом углу изображен круг

6. А) Рассмотри схему.

«дерево»

«клён»

«ель»

«сосна»

«дуб»

Придумай обозначения слов и заполни диаграмму

Урок информатики

(образовательная система «Школа 2100», 2 класс, IV четверть, 1 урок)

учебник – тетрадь «Информатика в играх и задачах», автор А.В. Горячев

Тема урока: Высказывание. Понятие «истина» и «ложь»

Цель урока : познакомить с понятиями «истина» и «ложь»

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятиями «истина» и «ложь»;

научить определять истинность простых высказываний;

Развивающая: развитие способности анализировать и синтезировать;

Воспитательная: воспитание положительных качеств личности в образовательном процессе, воспитывать навык корректного ведения беседы на уроке при обсуждении вопросов.

Оборудование :

выставка книг (сказки), кодоскоп, компьютер (презентация), карточки с буквами «И», «Л», мяч.

Ход урока

    Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

    Загадка:

Не дерево, а с листами,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с листочками,

Не человек, а с разумом (книга)

Когда маленькие люди приходят в этот большой мир, то познакомить и узнать мир помогают сказки.

    Вспомните пословицу

(Кодоскоп) «Сказка - ….урок»

Найдите слово, в котором количество букв и звуков разное.

(Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок (слово «ложь» имеет 4 буквы и 3 звука))

    Индивидуальные задания (работа с толковым словарем) – найдите значение слова ложь и подберите антоним (противоположное к нему)

(истина - это правда, а ложь - неправда)

    Пока ученики работают с толковым словарем, мы с вами поиграем.

Игра «Говори наоборот»

Горячий (холодный), прямо (криво), хорошо (плохо), медленный (быстрый), высокий (низкий), добрый (злой), больше (меньше), темно (светло), закрыть (открыть), налево (направо), холодно (тепло), горький (сладкий), правда (неправда, ложь, обман..)

    Актуализация знаний

Цель: готовность к мыслительным действиям и потребности к новым знаниям (понятиям)

    Введение в новую тему

Сегодня два понятия подробно разберём,
«Правда и неправда» - мы в жизни их зовем.
Но в информатике, то “истина” и “ложь”.

Как вы понимаете «истина»? (правда)

Как вы понимаете «ложь»? (неправда).

Всегда ли легко определить, когда то или иное высказывание истинное? (нет, иногда не хватает знаний и опыта)

Какие действия должен произвести человек, чтобы добыть истину? (наблюдать, сравнивать, размышлять, вычислять, измерять, производить исследования).

    Основная часть. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Цель: формирование способности к самостоятельному выполнению заданий, усвоение нового материала, комментирование и проговаривание во внешней речи

    Я буду высказывать некоторые мысли, если вы верите мне, то поднимите карточку «И», если нет, то карточку «Л».

Все крокодилы летают.

Компьютер – помощник человека при счёте.

10 делится на 3 без остатка.

Телефон служит средством связи.

Назовите высказывания, которым вы поверили. Почему? (Потому что это соответствует действительности, это правда)

Такие высказывания называются истинными, то есть правдивыми, соответствующими действительности.

2. Послушайте, пожалуйста, несколько суждений учеников и определите - изобразили правду или нет? (слайды презентации подготовлены учениками)

    Рыба живет в реке. Правда? (Да)

    Огурцы растут на дереве. Правда? Нет.

    Груши растут на яблони. Правда? Нет.

    Ночью кошка видит лучше. Правда? Да.

Значит, какими бывают суждения? (Правдивыми и неправдивыми, то есть истинными - правильными и ложными – неправильными).

Как можно назвать высказывания, которые вы посчитали неверными?

Такие высказывания являются ложными.

Запомните!

    Истина - это то, что соответствует действительности

    Ложь - то, что действительности не соответствует

    Первичное закрепление. Работа в тетради

Задание 1. Что изображено на рисунке? (стол) А теперь прочитаем подпись (стол). Значит подпись… (верная. Правильная, истинная)

Что изображено на следующей картинке? (ананас) А что подписано? (арбуз). Значит подпись….. (неверная, неправильная, ложная)

Ключ: а) истина; б) ложь; в) ложь; г) истина.

Задание 2. (работа в парах) Ученики должны заменить ложные подписи истинными

Ключ: а) чайник; в) прямоугольный конверт; г) белый гусь; е) полосатый кот.

    Самостоятельная работа.

Задание 3. Ученики должны придумать и нарисовать такие картинки, что­бы подписи под ними оказались истинными:

1) Можно нарисовать мяч любого размера и цвета.

2) Нужно нарисовать лист зеленого цвета, любой формы и раз­мера.

3) Нужно нарисовать флажок треугольной формы любого цвета и размера.

4) Нужно нарисовать любой съедобный предмет.

Ученики выслушивают ответы друг друга и высказывают свое мнение.

    Физкультминутка (Минутки отдыха)

    Игра «Делай наоборот»

Встали (сели)

Сели (встали)

Открыть глаза (закрыть глаза)

Повернись направо (налево)

Повернись налево (направо)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

    Игра с мячом «Дай истинное название»

    Учитель бросает мяч с вопросом, ученик должен дать правильный ответ: - Кто спит в конуре? - Кто мычит?

    Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение знаний урока в систему знаний, закрепление изученного материала

    Работа с классом

Задание 4 . Ученики должны подчеркнуть истинные подписи под картин­ками. Учитель обращает внимание, что можно подобрать несколько истинных названий.

Ключ: а) шкаф, мебель, деревянный предмет, предназначен для хра­нения одежды;

б) часы, носят на руке, показывают время, механический предмет.

Задание 5 . Задание обратное предыдущему, выбрать предметы для которых подпись будет истинной

Ключ: а) чашка; б) букварь, учебник математики; в) флажок, тетрадь.

    Работа в группах. З адания 6, 7. –

Ученики должны исправить рисунки так, чтобы подписи были истинными Ключ: а) раскрасить машину в зеленый цвет; б) вычеркнуть грушу; в) дорисовать одну чашку.

Ученики должны определить истинность высказываний отно­сительно картинки. Если ученики затрудняются правильно опреде­лить истинность высказываний, учитель может предложить им та­кой прием - перед высказыванием добавить вопрос: «Правда ли, что...?» Ответ: «Да, правда» говорит, что высказывание истинно. Ответ: «Нет, неправда» означает, что высказывание ложно.

Для самопроверки можно учесть, что означат каждое из слов.

Ключ : а) И; б) Л; в) И; г) Л; д) Л; е) И.

    Игра «Составь предложение».

Ученики составляют несколько истинных высказываний и не­сколько ложных высказываний.

    Домашнее задание

В тетради - для I группы № 8, для II группы № 12

По желанию - Написать сказку-небылицу

    Обобщение урока. Рефлексия

    Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Что суждения бывают истинные и ложные).

    Что можете сказать об истинных высказываниях, они какие? (правильные). А ложные? (неправильные).

    Какой буквой мы обозначили истинные суждения? А ложные?

- Какую оценку вы себе поставите за урок? Почему?

А мне сколько поставите? Почему?

Рефлексия

У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

Зеленая - урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке, получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

Желтая - урок был интересен, я принимал в нем участие, урок был в определенной степени полезен для меня.

Красная - пользы от урока я получил мало, я не понимал, о чем идет речь

Познание - это творческая духовная деятельность, целью которой является постижение истины. Традиционно истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности. Данная концепция истины называется классической и восходит к идеям греческих философов Платона и Аристотеля.

Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет.

Платон

I Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное.

Аристотель

Польско-американский логик и математик Альфред Тарский (1902-1984) выразил классическую формулу истины таким образом: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С. Например, высказывание «Золото - металл» истинно, если золото действительно является металлом. Истинность и ложность, таким образом, относятся к нашим мыслям и высказываниям, а не к фактам реального мира.

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion - мерило для оценки). В истории философии были предложены различные критерии отличения истинного от ложного (табл. 6.1).

  • 1. Сенсуалисты (П. Гольбах, Л. Фейербах) опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • 2. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза) считали, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и искали основы для проверки высказываний в разуме. Основным критерием истины становились ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания являлась математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • 3. Дальнейшее развитие рационализм находит в когерентной концепции (О. Нейрат, К. Гемпель), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2x2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • 4. Сторонники прагматизма (У. Джеймс, Р. Рорти) считают критерием истинности эффективность знаний. Истинное знание - это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

Истиной прагматизм признает то - и это единственный его критерий истины, - что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие?

У. Джеймс

  • 5. В марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс) критерием истины выступает практика (от греч. praktikos - деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признается истинным.
  • 6. Для сторонников конвенционализма (А. Пуанкаре, М. Полани) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Так, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Таблица 6.1. Критерии истины в разных философских концепциях

Некоторые предложенные критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины. В этом случае можно говорить о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие: в таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Известны и альтернативные трактовки истины. Так, в религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: действительность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. В то же время каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-та часть истины абсолютной.

Так, в высказывании Демокрита «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальности. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, однако и они не исчерпывают реальности в целом. Каждая подобная истина содержит как часть относительной истины, так и часть абсолютной.

Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если же считается, что она только абсолютна, - к догматизму.

Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными, или банальными, истинами, такими, как «Сократ - человек» или «Скорость света в вакууме - 300 тыс. км/с». Вечные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более значительных положений, например для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом полных и исчерпывающих истин не существует.

Помимо понятия «истина» в русском языке также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости; это высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Согласно В.И. Далю, правда есть «истина на деле, истина во благе».

Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Различие между ними заключается в факте преднамеренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь - преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. В классической концепции истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности.
  • 2. В качестве критериев истины в разное время предлагались чувственный опыт; ясность и отчетливость; согласованность с системой знаний; эффективность; опыт; общее согласие.
  • 3. Абсолютная истина - это полное, а относительная истина - неполное знание о действительности. Достижение абсолютной истины невозможно, но каждая новая относительная истина может быть шагом к абсолютной.

ЗАДАНИЯ

  • 1. Дайте определения категорий истина, ложь, заблуждение.
  • 2. Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимущества и недостатки.
  • 3. Назовите виды истины, дайте их характеристику.
Назначение сервиса . Онлайн-калькулятор предназначен для построения таблицы истинности для логического выражения .
Таблица истинности – таблица содержащая все возможные комбинации входных переменных и соответствующее им значения на выходе.
Таблица истинности содержит 2 n строк, где n – число входных переменных, и n+m – столбцы, где m – выходные переменные.

Инструкция . При вводе с клавиатуры используйте следующие обозначения: Например, логическое выражение abc+ab~c+a~bc необходимо ввести так: a*b*c+a*b=c+a=b*c
Для ввода данных в виде логической схемы используйте этот сервис .

Правила ввода логической функции

  1. Вместо символа v (дизъюнкция, ИЛИ) используйте знак + .
  2. Перед логической функцией не надо указывать обозначение функции. Например, вместо F(x,y)=(x|y)=(x^y) необходимо ввести просто (x|y)=(x^y) .
  3. Максимальное количество переменных равно 10 .

Проектирование и анализ логических схем ЭВМ ведётся с помощью специального раздела математики - алгебры логики. В алгебре логики можно выделить три основные логические функции: "НЕ" (отрицание), "И" (конъюнкция), "ИЛИ" (дизъюнкция).
Для создания любого логического устройства необходимо определить зависимость каждой из выходных переменных от действующих входных переменных такая зависимость называется переключательной функцией или функцией алгебры логики.
Функция алгебры логики называется полностью определённой если заданы все 2 n её значения, где n – число выходных переменных.
Если определены не все значения, функция называется частично определённой.
Устройство называется логическим, если его состояние описывается с помощью функции алгебры логики.
Для представления функции алгебры логики используется следующие способы:

  • словесное описание – это форма, которая используется на начальном этапе проектирования имеет условное представление.
  • описание функции алгебры логики в виде таблицы истинности.
  • описание функции алгебры логики в виде алгебраического выражения: используется две алгебраические формы ФАЛ:
    а) ДНФ – дизъюнктивная нормальная форма – это логическая сумма элементарных логических произведений. ДНФ получается из таблицы истинности по следующему алгоритму или правилу:
    1) в таблице выбираются те строки переменных для которых функция на выходе =1 .
    2) для каждой строки переменных записывается логическое произведение; причём переменные =0 записываются с инверсией.
    3) полученное произведение логически суммируется.
    Fднф= X 1 *Х 2 *Х 3 ∨ Х 1 x 2 Х 3 ∨ Х 1 Х 2 x 3 ∨ Х 1 Х 2 Х 3
    ДНФ называется совершенной, если все переменные имеют одинаковый ранг или порядок, т.е. в каждое произведение обязательно должны включаться все переменные в прямом или инверсном виде.
    б) КНФ – конъюнктивная нормальна форма – это логическое произведение элементарных логических сумм.
    КНФ может быть получена из таблицы истинности по следующему алгоритму:
    1) выбираем наборы переменных для которых функция на выходе =0
    2) для каждого набора переменных записываем элементарную логическую сумму, причём переменные =1 записываются с инверсией.
    3) логически перемножаются полученные суммы.
    Fскнф=(X 1 V X 2 V X 3) ∧ (X 1 V X 2 V X 3) ∧ (X 1 V X 2 V X 3) ∧ (X 1 V X 2 V X 3)
    КНФ называется совершенной , если все переменные имеют одинаковый ранг.
По алгебраической форме можно построить схему логического устройства , используя логические элементы.

Рисунок1- Схема логического устройства

Все операции алгебры логики определяются таблицами истинности значений. Таблица истинности определяет результат выполнения операции для всех возможны х логических значений исходных высказываний. Количество вариантов, отражающих результат применения операций, будет зависеть от количества высказываний в логическом выражении. Если число высказываний в логическом выражении N, то таблица истинности будет содержать 2 N строк, так как существует 2 N различных комбинаций возможных значений аргументов.

Операция НЕ - логическое отрицание (инверсия)

Логическая операция НЕ применяется к одному аргументу, в качестве которого может быть и простое, и сложное логическое выражение. Результатом операции НЕ является следующее:
  • если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным;
  • если исходное выражение ложно, то результат его отрицания будет истинным.
Для операции отрицания НЕ приняты следующие условные обозначения:
не А, Ā, not A, ¬А, !A
Результат операции отрицания НЕ определяется следующей таблицей истинности:
A не А
0 1
1 0

Результат операции отрицания истинен, когда исходное высказывание ложно, и наоборот.

Операция ИЛИ - логическое сложение (дизъюнкция, объединение)

Логическая операция ИЛИ выполняет функцию объединения двух высказываний, в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение. Высказывания, являющиеся исходными для логической операции, называют аргументами. Результатом операции ИЛИ является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинно будет хотя бы одно из исходных выражений.
Применяемые обозначения: А или В, А V В, A or B, A||B.
Результат операции ИЛИ определяется следующей таблицей истинности:
Результат операции ИЛИ истинен, когда истинно А, либо истинно В, либо истинно и А и В одновременно, и ложен тогда, когда аргументы А и В - ложны.

Операция И - логическое умножение (конъюнкция)

Логическая операция И выполняет функцию пересечения двух высказываний (аргументов), в качестве которых может быть и простое, и сложное логическое выражение. Результатом операции И является выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинны оба исходных выражения.
Применяемые обозначения: А и В, А Λ В, A & B, A and B.
Результат операции И определяется следующей таблицей истинности:
A B А и B
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Результат операции И истинен тогда и только тогда, когда истинны одновременно высказывания А и В, и ложен во всех остальных случаях.

Операция «ЕСЛИ-ТО» - логическое следование (импликация)

Эта операция связывает два простых логических выражения, из которых первое является условием, а второе - следствием из этого условия.
Применяемые обозначения:
если А, то В; А влечет В; if A then В; А→ В.
Таблица истинности:
A B А → B
0 0 1
0 1 1
1 0 0
1 1 1

Результат операции следования (импликации) ложен только тогда, когда предпосылка А истинна, а заключение В (следствие) ложно.

Операция «А тогда и только тогда, когда В» (эквивалентность, равнозначность)

Применяемое обозначение: А ↔ В, А ~ В.
Таблица истинности:
A B А↔B
0 0 1
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Операция «Сложение по модулю 2» (XOR, исключающее или, строгая дизъюнкция)

Применяемое обозначение: А XOR В, А ⊕ В.
Таблица истинности:
A B А⊕B
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 0

Результат операции эквивалентность истинен только тогда, когда А и В одновременно истинны или одновременно ложны.

Приоритет логических операций

  • Действия в скобках
  • Инверсия
  • Конъюнкция (&)
  • Дизъюнкция (V), Исключающее ИЛИ (XOR), сумма по модулю 2
  • Импликация (→)
  • Эквивалентность (↔)

Совершенная дизъюнктивная нормальная форма

Совершенная дизъюнктивная нормальная форма формулы (СДНФ) это равносильная ей формула, представляющая собой дизъюнкцию элементарных конъюнкций, обладающая свойствами:
  1. Каждое логическое слагаемое формулы содержит все переменные, входящие в функцию F(x 1 ,x 2 ,...x n).
  2. Все логические слагаемые формулы различны.
  3. Ни одно логическое слагаемое не содержит переменную и её отрицание.
  4. Ни одно логическое слагаемое формулы не содержит одну и ту же переменную дважды.
СДНФ можно получить или с помощью таблиц истинности или с помощью равносильных преобразований.
Для каждой функции СДНФ и СКНФ определены единственным образом с точностью до перестановки.

Совершенная конъюнктивная нормальная форма

Совершенная конъюнктивная нормальная форма формулы (СКНФ) это равносильная ей формула, представляющая собой конъюнкцию элементарных дизъюнкций, удовлетворяющая свойствам:
  1. Все элементарные дизъюнкции содержат все переменные, входящие в функцию F(x 1 ,x 2 ,...x n).
  2. Все элементарные дизъюнкции различны.
  3. Каждая элементарная дизъюнкция содержит переменную один раз.
  4. Ни одна элементарная дизъюнкция не содержит переменную и её отрицание.

Класс: 4

Тип урока – изучение нового материала.

Форма проведения урока – комбинированный урок с применением ИКТ.

Цель урока: познакомить с понятиями “истина” и “ложь”;

Задачи урока:

  • Обучающие : научить оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности и ложности, с назначением инструмента «пипетка» в графическом редакторе Paint.
  • Развивающие : развивать способности анализировать и синтезировать.
  • Воспитательные : воспитывать положительные качества личности в образовательном процессе.

Предварительная подготовка: стихи-загадки, сигнальные карточки.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация (Power Point)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент (1 мин.)

Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые…
Милости просим,
Будьте, как дома,
Знакомьтесь со всем,
Что ещё незнакомо.
Здравствуйте, мои друзья!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.

(В руках у учителя стихи-загадки).

2. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин.)

Вы прослушали стихи,
Чем особенны они?
Где здесь правда,
А где ложь –
Всё ты сразу разберёшь?

(Учитель читает стихи-загадки)

Поля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Поле… рожки (ножки)
Поля ягодки берёт
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Поле… щучки (ручки)
Поля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Поле… сушки (ушки)
Поля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Поле… шубки (зубки)

3. Постановка цели (2 мин.)

4. Новый материал (5 мин.)

Сегодня два понятия
Подробно разберем,
Правда и неправда
Мы в жизни их зовем.
Но в математике,
То “истина” и “ложь”

– “Истина” и “ложь” относятся к понятиям. Давайте вспомним, что такое понятие ? (Дети отвечают.)
– Понятие – это объект внутреннего и виртуального мира, т.е. мира идей и мыслей человека.
– Молодцы!
– Ребята, на какие группы делятся понятия?
Ответы детей: Совместимые и несовместимые понятия.

Определи истинные высказывания.

2 + 2 = 4
2 + 2 = 5
2 + 3 = 5

Выполнение задания в тетради №3.

Цель: повторить и закрепить знания о ложных вы­сказываниях, умения различать истинные и лож­ные высказывания.

Приложение 1 . Слайд 10

– Укажи ложные суждения:

  • Все крокодилы летают.
  • Компьютер – помощник человека при счете.
  • Телефон служит средством связи.
  • 10 делится на 3 без остатка.

Выполнение задания в тетради №4.

Цель: сформировать представление о том, что вы­сказывание может быть представлено в различных формах. ПИСЬМЕННО. Выбери нужное.

Результатом обработки информации может быть устное высказывание, высказывание в виде текста, рисунка, схемы, формулы.

ДА НЕТ

Приложение 1 . Слайды11-14

Выполнение задания в тетради №5. (3 мин.)

Цель: научиться определять истинность и ложность высказываний на основе анализа графически или текстом представленной информации.

Обработай графическую и текстовую информацию и укажи истинные суждения буквой «И», а ложные суждения – буквой «Л» по образцу. ИЛИ в информатике истина записывается 1, а ложь – 0. Запишите с помощью цифр.

5. Физминутка (1 мин.)

Игра “Истина – ложь”

– Устали? Выпрямитесь, сядьте ровно.

Разотрите все ладошки,
Приготовьте для хлопков,
Если, правда – вы топайте,
Если ложь – то хлопайте.

  1. Земля круглая.
  2. Ботаника – наука о животных.
  3. Сегодня на дворе лето.
  4. 8 X 5 = 40.
  5. Предложение состоит из слов.
  6. Клён, тополь, берёза – хвойные деревья.
  7. Александр Иванович Пушкин.

Хлопать все вы мастера,
А составить предложение
Трудно, будет вам, друзья?
Истина всегда важна
И придумать предложение

Не составит вам труда?
Ложь вредна, но станем мы
На минутку все лгуны
И составим предложение,
В нём неправду ты найди.

6. Выполнение задания в рабочей тетради с помощью рисунка САМОСТОЯТЕЛЬНО. (2 мин.)

Цель: научиться формулировать высказывание по рисунку, удовлетворяющее заданным требованиям истинности или ложности. Придумать 1 предложение истинное, другое ложное.

– Молодцы ребята!

Много вы уже узнали,
Мы играли и решали,
Выясняли, где здесь ложь,
А где, правда,
Ты поймешь?

– Выполним задание в графическом редакторе Paint.

7. Компьютерный практикум (10-12 мин.)

НАДО ПОМНИТЬ ТБ на уроке.
Не трогать экран монитора.
ОТКРЫТЬ РИСУНОК с помощью Paint. Определить истину и ложь и исправить, если есть ложь на истину. С помощью инструментов графического редактора Paint.
С помощью инструмента «пипетка».

Поразмыслить должен сам.
Выполняй задание тихо,
И соседу не мешай.

8. Физкультминутка для глаз (1 мин.)

9. Домашнее задание (2 мин.)

– Написать сказку-небылицу.

10. Итог занятия (2 мин.)

– С чем вы познакомились? (Ответы детей)
– Что такое истина, ложь? (Ответы детей)
– Чему научились вы сегодня? (Работать с инструментом пипетка)

11. Выставление оценок за урок (2 мин.)

Вы истину нам расскажите,
А ложь вы в себе сохраните.
Подошёл к концу урок,
Заливается звонок.
Дружно выйдем из-за парт
Глубоко вздохнём, вот так…



Поделиться