Использование сжиженный газ как резервное топливо. Резервное топливо для котельных установок

Во многих развитых странах (США, Канада и др.) использование СУГ в качестве источника резервного питания для работающих на природном газе котельных является стандартным решением. Несмотря на очевидные преимущества перед традиционными альтернативными источниками резервного питания (дизельное топливо, топочный мазут, уголь), оно, тем не менее, недостаточно широко распространено в России.

СУГ дешевле мазута и дизтоплива, при этом значительно экологичнее их. Парк хранения СУГ зимой не нужно обогревать, что уменьшает эксплуатационные расходы. Его намного сложнее украсть, что также немаловажно в российских условиях. При использовании переход с природного газа на смесь воздуха с паровой фазой СУГ осуществляется практически мгновенно и незаметно для потребителя.

Почему в России такое решение оказывается невостребованным? Одна из причин - недостаток практики применения смесительных систем в советское время. В теории они известны достаточно хорошо, описание принципов их работы есть во многих советских и российских учебниках по газо- и теплоснабжению. Но, поскольку подобное оборудование у нас почти не выпускалось, опыт его использования крайне ограничен.

За последние годы более 20 крупных объектов, применяющих СУГ в качестве резервного топлива, было спроектировано, построено и запущено в эксплуатацию специалистами компании . Примерно в половине случаев эти технические решения включают смесительные системы. Среди них - резервный источник газоснабжение факела Олимпийского огня на Олимпиаде в Сочи- 2014 (резервуарный парк хранения СУГ V = 400 м 3 , ), реконструкция системы теплоснабжения поселка Несветай-ГРЭС и четыре микрорайона г. Красный Сулин Ростовской области (котельная мощностью 19,3 МВт, смесительная система мощностью 708 м 3 /ч по пропану) и др. Экономика затрат на строительство и эксплуатацию систем резервного питания позволяет говорить о хороших перспективах его применения в России. И тут нельзя обойти стороной действующую сегодня нормативную базу.

Резервное топливо для котельных предназначено для использования при ограничении или прекращении подачи природного сетевого газа в течение длительного периода времени (в рамках «Правил поставки газа в Российской Федерации»), что связано с сезонной неравномерностью потребления газа во время пиковых нагрузок.

Согласно п. 4.1 СНиП II-35-76 «Котельные установки», виды основного, резервного и аварийного топлива, а также необходимость резервного или аварийного топлива для котельных устанавливаются с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации и по согласованию с топливоснабжающими организациями.

На практике резервирование топлива применяется в котельных социально значимых объектов с особыми требованиями санитарных правил и нормативов к системам центрального теплоснабжения и горячего водоснабжения (в первую очередь, это больницы, школы, детские дошкольные учреждения и т.п.).

В качестве резервного топлива наибольшее распространение получили жидкие углеводороды (дизельное топливо, мазут), сжиженные углеводородные газы (СУГ), реже - твердое топливо (каменный уголь, торф, дрова). Ниже мы предлагаем рассмотреть концепцию применения сжиженных углеводородных газов (обычно это пропан-бутановая смесь в различных пропорциях) в сравнении с наиболее часто применяемым дизельным топливом.

В котельных с относительно небольшим запасом дизтоплива бак монтируется в дополнительном вспомогательном отсеке, герметично отделенном от основного. В котельных большей мощности и/или с большим аварийным запасом (рис. 1.) хранилище топлива устраивается в специальных емкостях надземного или подземного исполнения. При этом подача топлива к горелкам осуществляется при помощи насосов. При наземном расположении емкостей возможно также наличие нагревательных элементов для подогрева дизтоплива в холодный период.

Рисунок 1. Схема котельной с резервным дизельным топливом

В котельных установках с использованием СУГ (рис. 2) емкости для хранения запаса топлива располагаются ниже уровня поверхности земли. В составе оборудования такой котельной основными элементами являются также технологическая обвязка емкостей, насосная группа, испарительная и смесительная системы, часто объединенные в один блок. Подача паровой фазы к горелкам котельной осуществляется посредством термо-изолированных трубопроводов.

Рисунок 2. Схема котельной с резервом топлива СУГ

Наиболее эффективный способ применения СУГ в качестве резервного топлива - его смешивание с воздухом для достижения показателей теплотворной способности природного газа. В англоязычной литературе такую смесь СУГ и воздуха называют SNG (синтетический природный газ). При этом в момент перехода автоматики с природного газа на SNG аппаратура котельной «не замечает» подобной смены, так как оба вида топлива практически идентичны.

для получения синтетического природного газа SNG на складе завода

Рассмотрим дизельное топливо и СУГ с точки зрения объема и стоимости суточного потребления при максимальной загрузке котлов в расчете на 1 МВт, условно приняв равными КПД котлов, стоимость оборудования, монтажа и эксплуатации котельных одинаковой мощности с резервом в виде дизтоплива и СУГ. В качестве СУГ будем рассматривать пропан-бутановую смесь марки ПБТ с содержанием пропана не более 60% по ГОСТ 52087.

Суточное потребление топлива рассчитывается по следующей формуле:

V т.с. = Р н х 24 / , КПДк х Qв, где

V т.с. - суточный объем потребления топлива (л; м 3)

Р н - номинальная мощность котельной (кВт)

КПДк - коэффициент полезного действия котлов

Qв - удельная теплота сгорания топлива на расчетную единицу (л; м 3)

При КПДк = 0,95, удельной теплоте сгорания дизтоплива 11,9 кВт/л, удельной теплоте сгорания смеси СУГ равной 12,5 кВт/кг, соотношении «масса/объем» 1,76 (коэффициент плотности СУГ марки ПБТ = 0,568, температура = 0ºС) получаем результаты, приведенные в табл.1.

Таблица 1. Стоимость суточного потребления топлива котельной в расчете на 1 МВт мощности

Из таблицы видно, что при всех иных равных параметрах отапливать котельную сжиженными углеводородными газами почти в 1,7 раза дешевле, чем дизельным топливом. И, конечно же, положительный эффект от применения СУГ возрастает в периоде прямо пропорционально объемам использования резервного топлива.

При этом мы не рассматриваем стоимость подогрева емкостей с ДТ в зимний период, что также может являться серьезной статьей затрат. По сложившейся в регионах практике подогрев емкостей в холодное время года часто вообще не осуществляется, что делает фактически невозможным запуск резервной системы питания.

Кроме того, в сравнении с дизтопливом СУГ имеет ряд других преимуществ:

  • жидкая фаза СУГ, имея те же основные физические свойства жидкости, что и дизтопливо, тем не менее не подвержена существенному повышению вязкости в условиях низких температур (что негативно сказывается на транспортировке дизтоплива от внешнего хранилища к горелкам), так как в котельную подается ее паровая фаза
  • обеспечивается возможность автоматического перехода с основного топлива на резервное, отсутствует необходимость применения более дорогих комбинированных горелок в котлах для возможности сжигания как газообразного, так жидкого топлива
  • уменьшается стоимость строительства модуля за счет отсутствия вспомогательного помещения (что бывает необходимо в случае размещения емкостей хранения дизтоплива внутри помещения котельной)

Не стоит также забывать и про экологию. Сжигание дизельного топлива влечет за собой несоизмеримо большие выбросы сажи, окислов серы и окислов азота, нежели сжигание SNG.

Также нужно учитывать, к сожалению, типичную для России ситуацию с воровством солярки. Дизтопливо списывается и продается, а вырученные деньги - присваиваются. Украсть и реализовать на черном рынке СУГ значительно сложнее.

Не менее важным является аспект, связанный с возможностью более рационального управления лимитами потребления сетевого природного газа. СУГ позволяет более гибко применять в течение отопительного периода так называемую «броню газопотребления», то есть минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной работы технологического оборудования, при условии максимального использования резервных видов топлива.

Наиболее перспективным применение СУГ в качестве резерва видится нам в следующих случаях:

  • при модернизации существующих котельных коммунально-бытовых объектов для создания резервного или аварийного запаса топлива
  • при строительстве новых объектов в условиях ограниченных лимитов на природный газ, а также при гарантированной перспективе роста потребления тепла и горячей воды в будущем

Устойчивое повышение цен на жидкие углеводороды на внутреннем рынке, их зависимость от ситуации на мировых торговых площадках, а также прогнозируемый к 2020 году двукратный по отношению к сегодняшнему дню рост рынка внутреннего потребления делают концепцию применения СУГ в качестве резервного топлива наиболее перспективной.

Особенности котельных, использующие СУГ

В соответствии с ПБ 12-609-03, при мо дернизации существующих котельных и строительстве новых следует учесть следующие моменты.

  1. Запорная арматура, как правило, должна применяться стальная с учетом климатических условий и рабочего давления газа (п. 2.4.4.).
  2. Конструкция предохранительных запорных клапанов должна соответствовать требованиям государственных стандартов ГОСТ 9544-2005, обеспечивать прочность, стойкость к СУ Г и быть не ниже класса «А» по герметичности.
  3. Конструкция запорной арматуры должна соответствовать требованиям государственных стандартов ГОСТ 9544-2005, обеспечивать прочность, стойкость к СУГ и быть не ниже класса «В» по герметичности (п. 2.4.5.).
  4. Система вентиляции должна обеспечивать 10-кратный воздухообмен в рабочее время, при этом 2/3 возд ухозабора должны обеспечиваться из нижней зоны помещения и 1/3 - из верхней зоны. При недостаточности воздухообмена работа со сжиженными углеводородными газами не допускается. Электродвигатели вытяжных вентиляторов должны быть во взрывозащищенном исполнении (пп. 5.5.16-5.5.28)

Виды топлива основного, резервного и аварийного, а также необходимость резервного или аварийного вида топлива для котельных устанавливаются с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации, по согласованию с топливоснабжающими организациями.

При переводе котельных с котлами, оборудованными камерными топками, для сжигания твердого топлива на сжигание газообразного, в качестве резервного, как правило, должно сохраняться твердое топливо, если технико-экономическими и экологическими расчетами не обоснован другой вид топлива.

Резервирование подачи жидкого топлива

Для разогрева мазута до температуры, требуемой по условиям сжигания в топках котлов, следует предусматривать не менее двух подогревателей, в том числе один резервный.

Подача мазута в котельные должна предусматриваться по циркуляционной схеме, легкого нефтяного топлива-по тупиковой схеме.

Количество насосов для подачи топлива к котлам должно приниматься для котельных первой категории не менее трех, в том числе один - резервный, для котельных второй категории - не менее двух, без резервного.

Для очистки топлива от механических примесей следует предусматривать фильтры грубой очистки (до насосов) и тонкой очистки (за подогревателями мазута). Устанавливается не менее двух фильтров каждого назначения, о том числе один резервный.

В котельных, предназначенных для работы только на жидком топливе, подача топлива от топливных насосов до котлов должна предусматриваться по двум магистралям для котельных первой категории и по одной магистрали для котельных второй категории.

В случаях, когда жидкое топливо применяется в качестве резервного, аварийного или растопочного, подача его к котлам предусматривается по одинарным трубопроводам независимо от категории котельной.

Резервирование питательных насосов

Для питания котлов с давлением пара не более 1,7 кгс/см 2 следует предусматривать не менее двух питательных насосов, в том числе один резервный.

Для питания котлов единичной производительностью не более 500 кг/ч допускается применение ручного насоса в качестве резервного.

Резервный питательный насос не предусматривается, если питание котлов может осуществляться от водопровода; при этом давление воды перед котлами должно превышать рабочее давление пара в котле не менее чем на 1 кгс/см 2 . В этом случае на водопроводе перед котлом должны быть предусмотрены запорный вентиль и обратный клапан.

Для питания котлов с давлением пара более 1,7 кгс/см 2 следует, как правило, предусматривать насосы с паровым приводом (поршневые бессмазочные или турбонасосы) с использованием отработанного пара; при этом следует предусматривать резервный насос с электроприводом.

Аварийное включение резервных насосов

Автоматическое включение резервных (АВР) насосов питательных, сетевых, подпиточных, горячего водоснабжения, подачи жидкого топлива должно предусматриваться в случаях аварийного отключения работающего насоса или при падении давления. Для котельных второй категории с паровыми котлами с давлением пара до 1,7 кгс/см 2 и водогрейными котлами с температурой воды до 115°С при наличии в котельной постоянного обслуживающего персонала АВР насосов предусматривать не следует, при этом необходимо предусматривать сигнализацию аварийного отключения насосов.

Резервирование освещения

В котельных должно предусматриваться рабочее освещение, а также аварийное освещение для продолжения работы.

Резервирование подачи воды

Для котельных в зависимости от схемы водоснабжения района следует проектировать объединенный водопровод для подачи воды на хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные нужды или раздельный водопровод - производственный, хозяйственно-питьевой и противопожарный. Противопожарный водопровод может быть объединен с хозяйственно-питьевым или производственным.

Для котельных первой категории следует предусматривать не менее двух вводов для объединенного или производственного водопровода.

При присоединении к тупиковым сетям водопровода следует предусматривать резервуар запаса воды на время ликвидации аварии в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию наружных сетей и сооружений водоснабжения.

Энергосбережение в современных условиях доказало свою актуальность. Собственники большого и малого бизнеса уделяют большое внимание энергоэффективным проектам и их внедрению на предприятие. И дело тут не только в постоянном росте цен на энергоносители. Важен здесь и такой выгодный момент, как возможность снижения себестоимости производимого товара, что при равных условиях, дает преимущество в конкурентной борьбе на рынке сбыта.

Однако за всем этим ажиотажем, в деле энергосбережения, упускается из вида очень важный вопрос, а именно — резервное топливо. На сегодня мы имеем либо устаревшее использование мазута, либо вообще ничего не имеем. И второе, к сожалению, встречается чаще. Руководители предприятий, часто не желают вкладывать деньги в систему резервного энергоснабжения, основывая свое нежелание на неверных выводах.

Цена ошибки в планирование энергобезопасности

Многие считают, что так как на сегодня процент газифицированных предприятий высок, а большинство новых предприятий проектируется с учетом использования природного газа, то система газоснабжения априори является надежной и вводить систему резервного энергоснабжения не нужно. А это далеко не так! Цена такой ошибки может быть очень высока. Рассмотрим лишь один пример ошибочности такого мнения.

В сентябре 2005 года в результате аварии, произошедшей на участке газопровода «Урал-Бухара» один из крупнейших городов Свердловской области — Каменск-Уральский — остался без газа. Руководитель одного из промышленных предприятий этого города обратился в Госгортехнадзор с требованием возместит причиненный ущерб. В качестве ответа его попросили подать иск на газовиков. На это из ООО «Уралтрансгаз» пришел ответ, что все должны иметь резервное топливо кроме населения.

Этот пример красноречиво показывает, что не стоит надеяться на надежность газопроводов. Многие из них изношены, требуют ремонта, а дублирующие газопроводы не всегда имеются. Поэтому наличие резервного топлива на предприятиях обязательно. А, значит, стоит рассмотреть этот вопрос более детально.

Что это такое резервное топливо и зачем оно нужно

Рассматривая с позиции газифицированных предприятий — это альтернатива природному газу. Используется в случае прекращения подачи газа, для того, чтобы не прерывать производственный цикл. Как видно из примера выше, отсутствие альтернативы в энергоснабжение может привести к серьезным убыткам.

Допустим, крупное пищевое предприятие по технологии использует пар от 7 до 10 тонн в час. Проведя необходимые расчеты, было установлено: при простое, каждый день теряется до 40 тыс. долларов. И это только прямые убытки, без потери стоимости испорченного сырья. Для металлургических предприятий сумма убытков увеличивается в несколько раз. К том уже, на металлургических предприятиях есть риск вообще загубить производства в случае застывания металла на определенных этапах производства. Все это показывает, что решению проблем альтернативного топлива, а значит и энергобезопасности, необходимо уделять максимальное внимание.

Как решают проблему резервного топлива сейчас

Собственники предприятий, как правило, мало интересуются эффективностью энергозамещающей системы. Заказывая разработку такого проекта, они выдвигают единственное условие: минимум затрат. Проектировщики охотно выполняют это пожелание и останавливают свой выбор на устаревших системах с использованием мазута или дизельного топлива. Потом, когда приходит время задействовать резерв, такие недальновидные руководители понимают, что эффективность устаревших систем низкая. На прогрев мазута уходит до 20% вырабатываемого тепла, а расходы на закупку солярки, учитывая масштабы потребления, огромны. Однако переделывать систему энергозамещения уже некогда.

Какими свойствами эффективности должно обладать резервное топливо

Проанализировав ситуацию с энергозамещением, мы пришли к выводу, что для газифицированных предприятий оптимальной альтернативой является сжиженный газ. СУГ (сжиженный углеводородный газ — пропанобутановая смесь) или СПГ (сжиженный природный газ). И вот почему:


  • высокие потребительские свойства;

  • экономическая эффективность;

  • экологичность.

Потребительские свойства. Именно с газом, в качестве резервного топлива, возможна полная автоматизация перехода с сети на резерв и наоборот. Один и тот же тип горелки, одинаковые химические свойства топлива. Плюс, на некоторых предприятиях невозможно использовать любое другое топливо кроме газового. В качестве примера можно привести работу предприятия по переплавке цветного металла. Линия производства — печи, конвертор, фурмы, желоба, котел утилизатор, стенды осушки и прочее — рассчитана на использование газового топлива. Применение другого, в этом случае, нарушит технологический процесс производства.

Получается, стоимость внедрения системы энергозамещения для крупного газифицированного предприятия меньше, чем потери от незапланированного простоя. Выгода, от внедрения резерва сжиженного газа, прямая. Учитывая, что срок службы системы резервного энергозамещения практически неограничен и напрямую зависит от качества и своевременности ремонтного обслуживания, можно смело утверждать — вложения в нее окупятся не один раз.

Резервирование газового топлива.

Лекция 7

Резервирование объектов СУГ. Технология Propane-air. Схемы резервирования. Методы воздействия на факел.

Все потребители газового топлива по условиям потребления делятся на:

1. Предприятия и установки, рассчитанные только на сжигание природного газа. К ним относятся термические печи с радиационными трубами, некоторые типы шахтных печей, аппараты, разработанные специально для сжигания газового топлива (безтопочные).

2. Предприятия и установки, имеющие дублированные или комбинированные устройства для сжигания как газа, так и других видов топлива. К ним относятся промышленные печи, котельные агрегаты, оборудованные газо-мазутными горелками или раздельно газовыми горелками и мазутными форсунками. Двойное топливо ведет к:

1. Удорожанию системы

2. Тепловой режим при переходе с одного вида топлива на другой заметно меняется

3. Агрегаты, основным видом топлива которого является жидкое или твердое, а газ является резервным, тогда эти потребители называются буферными (тепловые станции, крупные отопительные котельные и т.д.).

Комбинированные горелки имеют высокую металлоемкость, они работают с большим α (1,2-1,25). Если коэффициент α больше, то КПД становится ниже.

Чаще всего используется топочный мазут марок 40,100,200.

Резервирование сжиженным газом имеет значительные преимущества перед другими видами топлива, т.к. позволяет сохранить все газоиспользующее оборудование, систему распределения газа и автоматику, а также условия сжигания.

В качестве резервного топлива для технических установок удобен технический пропан (как при искусственном испарении пропана, так и при естественном испарении за счет тепла окружающей среды). Давление технического пропана составляет при температуре -20°С составляет 0,2 МПа, при температуре 40°С составляет 1,6 МПа.

При применении пропан-бутановой смеси схема должна включать в себя испаритель с паровым или водяным обогревателем (с искусственным испарением).

Если вместо природного газа используется сжиженный газ без добавок, то требуется переделка всей схемы газоснабжения и газового оборудования. Для максимального сохранения газового оборудования используют смесь сжиженного газа с воздухом, которая имеет то же значение числа Воббе, что и природный газ.

Эта схема позволяет поддерживать заданное число Воббе с точностью до 5% при изменении нагрузки от 100 до 25%.

Технология "Propane-Air"

Один из ключевых вопросов при проектировании систем теплоснабжения - надежность топливообеспечения. Недостаток внимания к данной проблеме может привести к масштабным экономическим потерям при перебоях с поставками основного топлива; особенно критичной эта ситуация может стать для производственных процессов с непрерывным технологическим циклом.
Типовые факторы риска для систем, использующих природный газ в качестве основного топлива: прекращение подачи газа, вызванное аварией на магистральном трубопроводе, или падение давления в трубопроводе, обусловленное повышенной потребительской нагрузкой.



Одним из эффективных и широко применяемых вариантов «дублирующего» топлива, пригодным для большинства потребителей природного газа, является пропано-воздушная смесь (propane-air).
Использование сжиженного углеводородного газа (пропана или пропан-бутана) в качестве резервного топлива целесообразно по многим причинам. К числу несомненных преимуществ данного вида топлива относится его экологическая чистота, удобст­во транспортировки и хранения, стабильность цен на СУГ. С технической точки зрения, недостатком пропан-бутана как резервного топлива является его отличие от природного газа по физико-химическим свойствам, из-за чего оборудование, предназначенное для работы на природном газе, не может быть «напрямую» переведено на использование пропан-бутана. Однако данная проблема имеет эффективное технологическое решение. Оптимальные свойст­ва, практически аналогичные свойствам природного газа, пропан приобретает в смеси с воздухом. Типовой состав такой смеси - около 57% пропана и около 43% воздуха.
Использование пропано-воздушной смесительной установки позволяет избежать простоев и затрат, связанных с переводом газового оборудования на другой вид топлива. Производительность таких систем варьируется в широких пределах. Спектр их возможных применений ограничен только доступностью пропан-бутана, а также специфическим характером ряда производственных процессов, не допускающих использования газа с примесью азота.

По этим причинам технология «Propane-Air» пользуется популярностью, как среди промышленных потребителей, так и во многих других сферах (сельскохозяйственной, коммерческой, социальной). Номенклатура выпускаемых изделий весьма обширна как по производительности, так и по принципам функционирования, конструктивному исполнению, применяемым системам контроля и безопасности.
Большинством производителей предлагаются комбинированные варианты («vaporizer-mixer»), объединяющие в себе функции испарителя СУГ и смесительной установки. Такие качества, как компактность, модульность, высокий КПД, надежность и удобство эксплуатации, а также широкие возможности их доработки и адаптации к нуждам потребителя, обеспечивают популярность комбинированных испарительно-смесительных установок, особенно в качестве готового технического решения для систем небольшой мощности.
Капитальные затраты на систему «Propane-Air» варьируются в широких пределах. Сложные условия размещения объекта, требующие нестандартных проектных решений, увеличивают капитальные затраты.Расчет выгоды от использования системы «Pro­pane-Air» также индивидуален для каждого потребителя.

Перспективы технологии в России.
В России данная технология еще не получила распрост­ранения. Притом, что природный газ является наиболее широко используемым в нашей стране видом топлива, занимающим первое место в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов, вопросу о его эффективной замене на случай возможных аварий или перебоев с его поставкой на большинстве предприятий до сих пор не уделяется достаточного внимания. В последние годы ситуация, однако, начала меняться. Промышленными потребителями природного газа в России стала осознаваться важность эффективного решения проблемы резервного топлива. Этому способствует состояние сети магистральных газопроводов и газорасп­ределительных сетей в России неблагополучно. Многие участки уже на настоящий момент характеризуются высокой степенью износа, а при увеличении транспортной нагрузки вероятность аварий увеличится..

Практика показывает, что эксплуатация систем газоснабжения, работающих на природном газе, в ряде случаев сопряжена с рядом трудностей. Внезапные падения давления газа в системе, появление водяного конденсата в трубопроводах; «веерные» отключения - все это ведет к вынужденным остановкам оборудования предприятий и риску больших производственных потерь.
Система автономного газоснабжения (как основная, так и резервная), будучи оснащенной смесительной установкой, позволяет осуществлять подпитку систем функционирующих на природном газе без необходимости остановки рабочего процесса и каких-либо наладочных работ. Использование смесительных установок наиболее оправдывает себя в следующих ситуациях:
- резервное газоснабжение систем, работающих на природном газе;
- покрытие пиковых нагрузок при потреблении природного газа;
- использование как в новых, так и в имеющихся, сетях СУГ на объектах с повышенным риском образования конденсата в газопроводе.
Любой промышленный или коммунальный потребитель (пример: стеклозавод или коттеджный поселок) при использовании системы резервного газоснабжения, оснащеной смесительной установкой, получает неоспоримые преимущества.
Использование пропано-воздушной смесительной установки позволяет избежать простоев и затрат, связанных с необходимостью оперативного перевода газового оборудования на другой вид топлива. Перевод системы на альтернативное топливо занимает от 3-х до 60 секунд. При этом переход системы на газоснабжение пропан-бутаном происходит автоматически, без вмешательства обслуживающего персонала, и не требует дорогостоящей пуско-наладочной работы.
Стандартная технологическая схема системы вторичного топливообеспечения, основанной на технологии «Propane-Air», включает следующие основные компоненты:

· хранилище для сжиженного газа (в большинстве современных проектов принято подземное размещение резервуаров СУГ в соответствии с требованиями действующего нормативного законодательства);

· насос для подачи сжиженного газа в испаритель;

· испаритель СУГ (установка для перевода пропан-бутана из жидкой фазы в газовую фазу перед подачей на вход смесительной установки);

· воздушный компрессор (для установок, работающих на сжатом воздухе);

· пропано-воздушная смесительная установка (propane-air mixer).

Смесительные установки FAS 4000 делятся на два типа:
- системы низкого давления - ND
- системы высокого давления - HD
Системы низкого давления (с давлением на выходе не более 500 мбар) являются достаточно экономичными в эксплуатации и менее капиталозатратными при строительстве по сравнению с системами высокого давления.
Системы высокого давления с автоматической настройкой калорийности газовоздушной смеси представляют собой более сложные агрегаты, и производятся в зависимости от реальных условий эксплуатации для каждого отдельного объекта газоснабжения.

Для замены природных газов необходимо приготовить смесь «бутан-воздух» (47% бутанов и 53% воздуха) и «пропан-воздух» (58% пропана и 42% воздуха). Такие смеси имеют теплоту сгорания соответственно 55 902 и 52 080 кДж/м3. Их можно транспортировать при низком давлениии (до 5 кПа) и температуре (до -18°С - для бутана и -53°С - для пропана). Возможно приготовление газовоздушных смесей, имеющих более низкую температуру конденсации, вплоть до -37°С для бутанов (смесь соответствует границе безопасности). Однако в этом случае необходимо использовать специальные газогорелочные устройства. Газовоздушные смеси приготавливают в смесителях автоматического действия. Контроль за Их работа контролируется автоматически в зависимости от теплоты сгорания, числа Воббе или плотности смеси. В некоторых источниках смесь пропана с воздухом называют «искусственным природным газом» (synthetic natural gas, SNG).

"...л) "резервное (аварийное) топливо" - топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа;..."

Источник:

Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации"

  • - Находится в Балаклавском районе в 30 км от почтамта Севастополя в западной части Варнутской долины на северо-восточном склоне горы Фатлар...

    Топонимический словарь Севастополя

  • - - форма экстренного информирования работающих на горн. предприятиях об опасности и необходимости перехода в спец. укрытия или выхода на поверхность...

    Геологическая энциклопедия

  • - система освещения коридорных помещений, имеющая автономные источники питания Включается автоматически при выходе из строя общекорабельной системы освещения...

    Морской словарь

  • - резервное копирование, при котором все содержимое жестких дисков системы полностью переносится на резервное устройство. Обычно глобальное копирование осуществляется через значительные промежутки времени...

    Финансовый словарь

  • - оборудование, находящееся в технологическом резерве...

    Словарь бизнес терминов

  • - сумма наличности, которую продавец непокрытого опциона должен депонировать и поддерживать для покрытия стоимости своей дневной позиции и прогнозируемых ценовых изменений в течение дня.По-английски: ...

    Финансовый словарь

  • - водохранилище, являющееся резервным источником водоснабжения в случае перебоев подачи воды из источника регулярного водоснабжения.См. также: Водохранилища Водоснабжение  ...

    Финансовый словарь

  • - технология копирования программ и/или данных с целью повышения надежности хранения данных. Обычно имеющиеся данные копируются на магнитные диски, магнитные ленты либо оптические диски...

    Финансовый словарь

  • - соглашение, по которому, в случае выпуска акций для льготного размещения среди существующих акционеров, андеррайтер обязуется купить акции, оставшиеся после использования акционерами своего права покупки новых...

    Финансовый словарь

  • - Коэффициент наличности банка: выражается в виде процента от его активов и показывает, какую долю активов банк должен иметь в наличной форме. В США резервное требование обычно равно 12,5%...

    Финансовый словарь

  • - оборудование, находящееся в необходимом по условиям производства технологическом резерве. В резерве может находиться только исправное и подготовленное к работе оборудование...

    Большой экономический словарь

  • - соглашения между МВФ и государством-членом, дающие возможность этому государству заимствовать валюты из МВФ на определенную сумму и на заранее известный срок. Р.с. – это решение фонда открыть государству-члену...

    Большой экономический словарь

  • - "..."аварийное оповещение" - уведомление поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих бедствие;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 11.03...

    Официальная терминология

  • - "...м) "резервное топливное хозяйство" - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного топлива..." Источник: Постановление Правительства РФ от 17.05...

    Официальная терминология

  • - оборудование, находящееся в необходимом по существующим условиям производства технологическом резерве. В резерве может находиться только исправное и подготовленное к работе оборудование...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - прил., кол-во синонимов: 1 помолившийся...

    Словарь синонимов

"Резервное (аварийное) топливо" в книгах

Резервное руководство

Из книги автора

Резервное руководство Ахан-бей информировал нас, что у него есть резервный состав топ-менеджеров. Он часто и открыто говорил: «У меня уже готова для вас замена, так что и вы побеспокойтесь о том, кто заменит ваших подчиненных!»В Do?u? Group вторым по значимости человеком после

Резервное копирование

автора Меллен Эндрю

Резервное копирование Все, кто когда-либо сталкивался с таким мрачным событием, как выход компьютера из строя, понимает необходимость создания резервных копий файлов (и в частности цифровых фотографий) на внешнем носителе. Те, кому постоянно приходится пользоваться

Резервное копирование!

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Резервное копирование! Наряду с записью важной информации на компакт-диски (или DVD) и хранением этих компакт-дисков в надежном месте (в несгораемом шкафу у себя дома или даже в бронированном сейфе какого-нибудь банка) советую приобрести внешний накопитель, подключаемый к

Резервное копирование

Из книги Организуй себя автора Каунт Джон

Резервное копирование Когда вы имеете дело с компьютерной информацией, в отличие от информации на бумажных носителях, вам не надо слишком тщательно заботиться о ее сохранении или удалении. Однако при этом не следует забывать о ее резервном копировании. Мало что может

5.4 АВАРИЙНОЕ СПАСЕНИЕ

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

5.4 АВАРИЙНОЕ СПАСЕНИЕ 10 декабря Мишин провел заседание Совета главных, на котором рассмотрели измененную программу ЛКИ «Союзов» и проект графика изготовления кораблей 7К-Л1 для облета Луны. Первый пилотируемый полет с облетом Луны предлагался в июне 1967 года. До этого в

ГЛАВА ВТОРАЯ «Куда он делся, этот север?», или Аварийное ориентирование

Из книги Школа выживания в природных условиях автора Ильин Андрей

ГЛАВА ВТОРАЯ «Куда он делся, этот север?», или Аварийное ориентирование Потеря ориентировки – одна из самых распространенных причин происшествий. Обычно подобная «авария» исчерпывается в течение нескольких десятков минут, но если установить свое местоположение не

4.9. Резервное копирование данных

Из книги Как сделать свой сайт и заработать на нем. Практическое пособие для начинающих по заработку в Интернете автора Мухутдинов Евгений

4.9. Резервное копирование данных Ситуация, когда хостер исчезает вместе с сайтами, не такая редкость, как можно подумать. Для владельца динамических сайтов подобное происшествие может привести к полной потере всех сайтов без возможности их скорого восстановления.Дело в

Аварийное завершение

Из книги Системное программирование в среде Windows автора Харт Джонсон М

Аварийное завершение Любое завершение выполнения программы по причинам, отличным от достижения конца try-блока и "проваливания вниз" или выполнения оператора __leave, считается аварийным завершением. Результатом выполнения оператора __leave является переход в конец блока __try и

3.1. Резервное копирование

Из книги Халявные антивирусы и другие бесплатные программы из Интернета! автора Халявин Василий

3.1. Резервное копирование Запускаем программу Backup & Recovery 2011 (Advanced) Free. Для этого кликаем 2 раза левой кнопкой мыши по значку программы на рабочем столе. (Рис. 140) В открывшемся окне программы кликаем диск, на котором у вас установлена операционная система, и затем кнопку

Резервное копирование

Из книги Восстановление данных на 100% автора Ташков Петр Андреевич

Резервное копирование Единственный способ сохранить информацию максимально долго – сделать ее многократно избыточной и распределить по разным носителям. За всю историю развития компьютерной техники было придумано два принципиальных пути. Зеркалирование, или

Аварийное освещение

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Аварийное освещение Вопрос. На какие виды разделяется аварийное освещение?Ответ. Разделяется на освещение безопасности (предназначено для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения) и эвакуационное (6.1.21).Вопрос. Какие требования предъявляются к

Глава III Траектории, управление, навигация, радиосвязь, аварийное возвращение

автора Шунейко Иван Иванович

Глава III Траектории, управление, навигация, радиосвязь, аварийное

Аварийное возвращение из Дальнего космоса. Аварийное возвращение на этапе выхода на траекторию полета к Луне

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Аварийное возвращение из Дальнего космоса. Аварийное возвращение на этапе выхода на траекторию полета к Луне Если возникнет необходимость аварийного возвращения в процессе активного участка выхода на траекторию полета к Луне, используется ЖРД служебного отсека для

Аварийное возвращение на активном участке выхода на траекторию ИСЛ

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Аварийное возвращение на активном участке выхода на траекторию ИСЛ Если ЖРД служебного отсека отказал вначале активного участка выхода на орбиту ИСЛ, возвращение командного отсека в точку антипода, можно осуществить тремя методами.Метод I. Если ЖРД служебного отсека

Аварийное возвращение с орбиты ИСЛ

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Аварийное возвращение с орбиты ИСЛ Если необходимо осуществить аварийное возвращение с орбиты ожидания вокруг Луны, вывод на траекторию полета к Земле производится раньше запланированного и траектория возвращения нацеливается в точку посадки в центре Тихого океана.



Поделиться