Исследовательская работа-сказка на тему "волшебная глина". Исследовательская работа "секреты нашей глины" Исследовательская работа для начальной школы про глину

Наталия Чистова

Актуальность проекта :

К шести летнему возрасту заметно возрастают возможность инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности , направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование с компонентами неживой природы, так как именно эксперименты составляют основу всякого знания, потому что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствовать умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск их решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

Поэтому очень важно познакомить детей с почвой , свойствами песка и глины таким образом , чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования .

Предмет исследования : выяснить, чем отличается песок от глины , их взаимосвязь в природе.

Тип проекта : исследовательский , познавательно - творческий.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта : средней продолжительности, 1 месяц с 1 апреля по 29 апреля.

Цель : Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как почва , песок и глина и их свойствами ; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи :

Образовательные :

1. Познакомить детей со свойствами почвы , глины , песка.

2. Формировать у детей представление о неживой природе, о значении почвы ,

глины , песка в природе и в жизни человека.

3. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

4. Обогащать словарный запас новыми понятиями : сыпучий, пластичный,

рыхлый, почвовед , геолог, пустыня, плодородная.

5. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории .

Развивающие :

1. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать

2. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе

взаимосвязей : строение, функционирование, назначение.

3. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в

ходе экспериментирования.

4. Систематизировать элементарные знания о свойствах почвы ;

свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) ;

использование человеком песка (строительство, песочные часы ,

глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду) ; о глине

как (производство посуды, игрушек, строительство) .

Воспитательные :

1. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы,

2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

доводить начатое дело до конца,

3. Прививать любовь к природе.

Методы в работе :

Наглядные методы : показ опытов и экспериментов, рассматривание почвы , песка и глины .

Словесные методы : загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.

Практические методы : экспериментирование – элементарные опыты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины .

Игровые методы : дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.

Материалы и оборудование : наборы для экспериментирования на каждого ребенка.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты :

1. Повышения интереса к исследовательской , экспериментальной деятельности.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Предварительная работа :

Совместная деятельность с детьми :

наблюдения на прогулке за почвой , песком, глиной ;

раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя) ;

организация огорода на окне;

труд в уголке природы и на участке;

создание альбома по теме.

Самостоятельная деятельность детей :

дидактические игры («Четвертый лишний» , «Откуда горсть земли?» , «Ответь на вопрос и найди пару» );

проведение опытов в лаборатории «Хочу все знать» ;

просмотр книг, иллюстраций о песке, глине , почве и ее обитателях .

1. Совместная деятельность с родителями.

2. Анкетирование родителей. 3. Консультации : «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» , «Научите ребенка любить живую природу» , «Значение экспериментальной деятельности для детей» , «Экспериментируем дома» . «Песочная «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» «Во саду ли, в огороде.» 4. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в детском саду (в группе) 5. Наглядная информация. 6. Обмен опытом.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Создание необходимых условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Воспитанники имеют представления об окружающем мире, развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Развитие эмоционально - ценностного отношения воспитанников к природе. Заинтересовать родителей в экспериментально - поисковой деятельности своих детей.

Дети должны уметь :

1. Самостоятельно определять что почва - это верхний , плодородный слой,

2. Уметь называть состав и свойства почвы : значения почвы для роста растений , для жизни людей.

3. Уметь самостоятельно проводить эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения.

4. Уметь самостоятельно определять свойства песка и его состав.

5. Уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры с песком.

6. Применять знания об использовании песка в деятельности человека.

7. Уметь самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи на основе экспериментов и делать выводы.

8. Дети имеют представление о том, что песок – полезное ископаемое.

9. Уметь самостоятельно определять свойства глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном) .

10. Применять знания об использовании глины человеком .

11. Уметь самостоятельно применять знания и приёмы лепки, знания элементов дымковской росписи.

Этапы работы

I этап – подготовительный :

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .

Создание развивающей среды : подготовка оборудования и материалов (песок , глина , почва , лупы, трубочки, ложечки).

Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва , песок , глина

Подбор наглядно – исследовательского материала , литературного и иллюстрированного материала;

Разработка конспектов занятий , составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта .

II этап – основной :

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно - развивающей среды

Стихи о почве

Анкетирование для родителей.

«Организация развивающей

среды в семье».

«Лепка из глины

«Во саду ли, в огороде.»

Мастер - класс «Лепка из глины

теме : «Почва , песок , глина »

Пробуждать интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания и представление о почве .

Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений. Помочь детям узнать состав почвы . Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Познакомить детей с техникой рисование песком. Опыты на закрепление свойств сухой глины и песка .

Познакомить детей с созданием игрушек из глины . Использование различных свойств веществ для игр конструктивной деятельности, труда.

Конкурс на лучшую песочную постройку , сооружение по сюжету (что строят, для чего, по прочности, включении в постройку бросового материала.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.

Развивать интерес к объектам неживой природы : почве , песку.

Создание «песчаных картин» . На фанерку насыпается тонким слоем песок , тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение.

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме : «Почва , песок , глина » .

Беседа «Кладовая Земли» .

: по изучению почвы «Свойства почвы »

Дидактическая игра «Что у нас под ногами?»

Практическая деятельность : опыты с почвой

Огород на окне. Посадка семян на рассаду.

Стихи о песке

Беседа «Кто живет в песке?»

Игры – эксперименты :

«Песчаные бури» , «Сыпучий песок » .

Наблюдение : «Песок после дождя и в сухую погоду» .

Игра «Следы на песке» .

Беседа : «Песок и глина в природе » .

Практическая деятельность : «Свойства мокрого песка» .

Рисование «Рисуем песком» .

Игра "Путешествие в зеркально – песочное царство ".

Стихи о глине

Беседа : «Где используют песок и глину » .

Практическая деятельность :

«Как песок или глина дружат с водой »

Дидактическая игра "Ящик ощущений".

Лепка из глины посуда , игрушки.

Моделирование из песка и глины .

III этап - Заключительный этап

Подведение итогов работы над проектом ; закрепление знаний о свойствах почвы , песка и глины . анкетирование родителей, мастер – класс для родителей по лепке «Глиняная игрушка » , презентация проекта для педагогов , (делимся опытом работы ) .

Консультации для родителей на тему :

«Песочная терапия – один из методов арттерапии» .

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста».

«Во саду ли, в огороде.»

Мастер - класс «Лепка из глины по мотивам народных игрушек. Дымковская лошадка».

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме : «Почва , песок , глина » .

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Почва , глина , песок »

Цель : Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Задачи :

Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.

Закрепить знания детей о свойствах почвы , песка и глины .

Закрепить у детей знания о значении почвы , песка, глины в жизни человека .

Закрепить знания о свойствах песка и глины : сыпучесть, вязкость, водопроницаемость.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов : закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки : умение работать в группе , договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.

Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.

Материалы и оборудование : наборы для экспериментирования на каждого ребенка, презентация, проектор , ноутбук.

Ход занятия

Сегодня наше занятие пройдет в лаборатории «Хочу все знать» . Войти в лабораторию можно только в специальной одежде. Оденьте фартуки и головные уборы

Воспитатель одевается Профессором.

Здравствуйте, меня зовут Профессор Наталия Владимировна. Я рада видеть вас в своей лаборатории «Хочу все знать» .

Дети оделись и читают стихотворение.

Мы теперь не просто дети,

Мы – исследователи . Вероника

Мы узнаем все на свете.

Досконально о предмете : Глеб

«Что? Когда? И как растет?

Сколько раз в году цветет? Настя

Почему в ночи сверкает?

Отчего в воде не тает? Максим

Отгадаем мы секрет

И на все найдем ответ. Вместе.

Дети садятся за столы.

Воспитатель : - Послушайте мою загадку :

Она обитаема,

Покрыта водой,

Богат и насыщен,

Мир ее живой! (Земля)

Воспитатель : - Правильно, ребята это Земля. У слова земля есть много значений. А какие вы знаете значения слова земля.

Дети : Земля – это наша планета,

в землю мы сажаем растения,

землей называют материк, остров.

Воспитатель : - Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим, а по-другому называем ее почва . И, мне кажется, что вы тоже что-то знаете о почве .

Дети читают стихотворение.

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Воспитатель : - Скажите, пожалуйста, зачем нужна земля или почва ?

Игра «Четвертый лишний»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для того что бы наши опыты прошли успешно, надо вспомнить правила поведения в лаборатории.

слушать внимательно;

громко не разговаривать,

работать только на своем рабочем месте ,

не мешать друг другу;

выполнять задания по команде.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Всё, что только захотим,

Мы из глины смастерим . – Хлопки в ладоши.

Паша лепит колобок, - имитация лепки.

А Алена теремок - сделать «крышу» из рук.

Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

Ну а Женя – белый гриб - сжать одну руку в кулак и

накрыть ладошкой второй.

Опыт №1 Как вы думаете, в почве есть воздух ?. Да - нет, поведем эксперимент.

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы . Что с ним стало? Какой вывод можно сделать исходя из опыта?

Вывод почве есть воздух , им дышат многие животные подземного мира

А как вы думаете из чего состоит почва ? Проведем эксперимент.

Опыт №2. Состав почвы .

Размешаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана оседает песок , сверху вода помутнела из – за глины , а на поверхности плавают, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет : перегной, песок , глину .

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох - выдох.)

Игра «Назови скорей»

Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос :

Какое сейчас время года?

Какой сегодня день недели?

Какой день недели наступает после воскресенья?

Сколько дней в недели?

Сколько месяцев в году?

Назовите соседей среды.

Воспитатель : - Нас ждут новые открытия, давайте возвратимся в лабораторию.

А теперь, посмотрите на экран, и сейчас Василиса прочитает нам загадку.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок )

Воспитатель : - Максим прочитает следующую загадку.

Если встретишь на дороге -

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина )

Опыт № 3. Что лучше пропускает воду – песок или глина .

Возьмите стакан с песком и глиной . В стакан вставьте воронку. В воронку поместите фильтр. Сегодня фильтром будет – ватный диск. На фильтр воронки положите влажный песок и влажную глину . Пронаблюдайте, в каком стакане раньше появятся капли воды.

Вывод : Вода в стакане с песком собирается быстрее. Глина пропускает воду хуже.

Опыт № 4. форма песка и глины

Возьмем сырой песок и мокрую глину , придадим форму шарика. Понаблюдаем, пока немного подсохнет. Давайте определим, что лучше сохраняет форму : песок или глина ?

Вывод : Сырой глине можно придать форму , это мягкий материал. Глина легко мнётся , продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.

Воспитатель : - Где и как люди могут использовать песок и глину ?

Воспитатель : - Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с почвой , песком, глиной . А в следующий раз в нашей лаборатории мы будем исследовать воздух . Возвращаемся в группу.

Приложения

Исследовательская деятельность .

Опыты с почвой .

ОПЫТ 1 :

В почве есть воздух . Им дышат многие животные подземного мира. Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы . Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод : Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух .

ОПЫТ 2. Состав почвы .

Размешаем почву в стакане с водой . Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок , сверху вода помутнела из - за глины , а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва состоит из : перегноя, песка, глины .

ОПЫТ 3. В почве есть вода , потому и растут растения.

Вода попадает в почву , когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы . Посуда с почвой накрытая пакетом , ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы .

Вывод : В почве есть вода .

ОПЫТ 4. Влияние состава почвы на жизнь растений .

Посадка лука в посуду с песком и в посуду с почвой . Наблюдение за ростом лука в течение недели.

Вывод : В почве лук растет быстрее , в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.

Опыты с песком и глиной

Знакомство детей со свойствами песка и глины . Песок – сыпучий , легко высыпается. Глина комочками , ее нельзя так легко высыпать, как песок . Песок , в отличие от глины , рыхлый.

С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок (из зернышек - песчинок) . Затем дети рассматривают комочек глины .

Познакомить с особым свойством глины - не пропускать воду.

Вывод : частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Познакомиться свойством глины , как хрупкость.

Вывод : сухая глина легко ломается , потому что она хрупкая.

Отличие сырой глины от сухой .

Вывод : сухая глина хрупкая , светлая по цвету; сырая глина вязкая , пластичная (из нее можно что-либо лепить, так как ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный , чем у сухой глины .

Литература :

1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М.: Творческий центр, 2001

2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М.: Росмэн, 2010 г.

3. Мартынова Е. Н. ,Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград : Издательство Учитель, 2012г.




















Научно – исследовательская работа на тему: «Глина»

город Удомля, Тверская область, Россия

ученица 3 «Б» класса

МБОУ УНОШ «Садко»

Руководитель: учитель начальных классов МБОУ УНОШ «Садко»

Чуркина И.А.

Г. Удомля 2012 г.

Цели, задачи, методика исследования…………..…………….……….….3


  1. Основная часть

Что такое глина?............................................................................................4

История глины……...………………………………………………………5

Как добывают глину?....................................................................................6

Свойства глины …………………………………………..…………….7 - 8

Спектр применения глины......................................................................9 - 12

Почему вода в кувшине холодная……...……………….…….………....13

Моя глиняная игрушка…..……………………………….………….14 - 17


  1. Заключение ………………………………………….…………………….18

Список источников информации.……….………………………………19


  1. Введение

Наступила осень. Мы всей семьёй поехали на дачу. Папа вооружился лопатой и начал копать картошку, а мы с братом и с мамой взяли вёдра. Когда мы собирали картошку, мне попались кусочки земли похожие на пластилин.

Фото 1. Глина

Я удивилась:

Почему земля не распадается?

Мама сказала:

Это не земля, а глина.

Мне стало интересно, что такое глина, и какую пользу она приносит.

Поставила цели:

Узнать, где глина используется и что можно из неё получить.

Узнать добывают ли глину в Удомельском районе.

Задачи:

Изучить что такое глина.

Познакомиться со свойствами глины.

Узнать спектр применения глины.

Методика исследования:

Работа с литературой.

Практические исследования.

2 .Основная часть

Свою работу я начала с чтения книг о глине. Из них я узнала:

Что же такое глина?

Глина - это распространённое полезное ископаемое, состоящее из очень маленьких частичек горных пород. Некоторые виды глины образованы разрушением гор под воздействием погодных условий. Глина находится повсеместно на поверхности земли, часто на дне озёр и рек. Окраска глин разнообразна: светло-серая, голубоватая, желтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками. (Энциклопедия для детей - «Всё обо всём. А. Ликум, 1995г.)

Глина - мелкозернистый природный материал, пылевидный в сухом состоянии, пластичный при увлажнении и камнеподобный после обжига. Большинство глин серого цвета, но встречаются глины белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного цветов. Бывает несколько разновидностей глины: строительная, гончарная и др. (Энциклопедия Кольера)

Глина - одна из наиболее распространенных в природе горных пород, которая используется для всевозможных гончарных изделий, строительных и скульптурных работ. (Д.Н. Ушаков
Большой толковый словарь современного русского языка
.)

Фото 2 .Глина

История глины занимательна и интересна.

Она начинается с легенд о сотворении мира: первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь.

Глина использовалась практически во всех сферах жизни человека. В старину люди стирали глиной. Она применялась и при постройке жилья. Из нее лепили чаши и расписывали их глиной, но уже цветной. Изобретена глиняная краска, конечно же, была намного раньше, еще первобытными племенами, которые расписывали свои тела цветной глиной для устрашения врагов и совершения некоторых ритуалов. До сих пор глина является основой для красок, и замену ей еще не нашли.

Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Кстати, белая глина обязательно входит в состав современной бумаги. Значит, в какой-то мере мы и сейчас пишем на глине.

Мало кому известно, что жители Севера – чукчи употребляли глину... в пищу. Конечно, не всякую глину, а белую. Они называли её «земляным жиром». Ели земляной жир вместе с оленьим молоком или добавляли в мясной бульон. А европейцы готовили из нее лакомство наподобие конфет.

Фото 3. Гончарное дело Фото 4. Глиняная письменность

Как добывают глину?

Моя сестра училась на строителя, она рассказала мне, как добывают глину.

Участок, где добывают глину, называют карьером. Карьер должен быть расположен на сухом месте. Добыча глины может быть ручной или механизированной. При ручной добыче глины пользуются обыкновенными лопатами, а механизированной - экскаваторами.

Тверской край обладает значительными запасами глины. А в Удомельском районе 2 месторождения глины с запасами 5 млн. тонн.

Фото 5. Глиняный карьер

Фото 6 . Месторождение глины.

Свойства глины

Сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. К тому же глина обладает связывающей способностью: с порошкообразными твердыми телами (песок) дает однородное "тесто", также обладающее пластичностью, но уже в меньшей степени. Очевидно, что чем больше в глине примеси песка или воды, тем ниже пластичность смеси.

По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие".

Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч.

Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси (хрустят на зубах), при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из "тощей" глины непрочен и рассыпчат.

Важным свойством глины является ее отношение к обжигу и вообще к повышенной температуре: если замоченная глина на воздухе твердеет, высыхает и легко вытирается в порошок, не претерпев при этом никаких внутренних изменений, то при высокой температуре происходят химические процессы и состав вещества меняется.

При очень высокой температуре глина плавится. Температура оплавливания (начала плавления) характеризует огнеупорность глины, которая неодинакова для различных ее сортов. Редкие сорта глины требуют для обжига колоссального жара -до 2000°С, трудно получаемого даже в заводских условиях. В этом случае возникает необходимость снижения огнеупорности. Снизить температуру оплавливания можно за счет введения добавок. Такие добавки называются флюсами (плавнями).

Окраска глин разнообразна: светло-серая, голубоватая, желтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками. Качество изготавливаемого кирпича не зависит от цвета глины.

Фото 7. Разноцветная глина

Спектр применения глины

Из чего делаются кирпичи?

Кирпичи - самый древний строительный материал. Все кирпичи делаются из глины. В сыром виде глина очень пластична. Высыхая, она затвердевает и становится очень прочной. При нагревании глины до очень высоких температур происходят химические изменения, после чего глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.

Важное свойство глины - ее способность после обжига твердеть и не пропускать воду. Поэтому глина используется в строительстве. Кирпичные заводы изготавливают из глины очень прочные строительные кирпичи.

Фото 8. Кирпичи

Глину используют при изготовлении цемента. Так же глина широко используются в сельском хозяйстве: для кладки печей, побелки стен.

Глина - хороший лекарь

Глина обладает многими целебными свойствами. В глине нет бактерий, и она убивает запахи, газы и микробы. Глина используется в медицине, например, она входит в состав некоторых лечебных мазей.

Широко используется глина и в косметологии. Обычно она входит в состав масок для лица. Главным свойством косметической глины является очищение кожи.

В аптеке мы с мамой купили такую косметическую глину. И я сделала маме глиняную маску.

Фото 9. Мама в глиняной маске

После такой маски мамина кожа на лице стала нежной и гладкой!

Гончарное дело

Г ончарное дело было одним из самых распространенных ремесел на Руси. Гончар – вторая по значимости профессия в деревне. Гончарная мастерская была в каждой деревне.

Историю гончарного дела можно разделить на две части; границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода называется лепной, второго - гончарной, т.е. формованной на круге, в знакомом для нас виде. Гончар работал, сидя верхом на скамейке с кругом. Круг вращался слева направо, мастер работал левой рукой, а правой формировал глину.

Для изготовления керамических изделий на севере России употребляли, в том числе, ножной гончарный круг, на котором формовали посуду. Это орудие просто в использовании, и основным инструментом служат пальцы гончара. Для обжига горшков использовалась печь в избе.

Фото 10. Старая глиняная посуда .

Гончарное дело развивается и сегодня на больших производствах и в небольших мастерских. Они производят обычные строительные кирпичи, различную глиняную посуды, предметы украшений, предметы заводских потребностей (огнепостоянные кирпичи, реторты, кафели, трубы и т. п.) фаянсовые и фарфоровые изделия, как предметов более изысканной домашней так и заводской обстановки.

Также каждый желающий может пройти мастер-класс по лепке и росписи глиняных изделий и самостоятельно, окунувшись в далекое прошлое, поработать на гончарном круге. Это прекрасный познавательный отдых для взрослых и детей.

Фото 11. Творческая мастерская "Гончарное дело"

Фото 12. Глиняная посуда ручной работы

Почему вода в кувшине холодная?

В кувшине из необожженной глины вода остаётся холодной даже в жаркую погоду. Такие кувшины имеют различную форму. Но одно одинаково: все они сделаны из необожженной глины и не покрыты глазурью. Наполненный жидкостью, такой сосуд как бы дышит через глину, и с его поверхности испаряется выступающая через поры влага. За счёт испарения и происходит охлаждение стенок кувшина. Поэтому вода в нём всегда холодная.

А что если я налью в кувшин не воду, а молоко? Я решила попробовать. Налила в кувшин холодное молоко и оставила на ночь. Утром я проверила, молоко осталось таким же холодным!

Фото 13. Эксперимент с молоком

Как жалко, что с развитием техники эти нехитрые предметы выходят из употребления!

Моя глиняная игрушка

С давних времён из глины делали различные сосуды, украшения, скульптуры и даже детские игрушки. Глиняные игрушки хороши тем, что они могут быть сделаны самостоятельно даже самыми маленькими детьми. Лепка игрушек - огромное удовольствие для малышей и для детей постарше.

В конце моей исследовательской работы, я решила сделать свою маленькую глиняную игрушку, что бы изучить свойства глины на практике. В сухом состоянии глина пылевидная.

Фото 15. Добавление воды

После переминания и перемешивания глина принимает разные формы. Такое свойство называется пластичностью. Поэтому из глиняного теста легко делают различные изделия - кувшины, горшки, миски.

Фото 16. Переминание и перемешивание глины

Хорошо перемяв глину, я начала лепку. Лепить из глины не сложно, так же как и из пластилина.

Фото 17. Изготовление игрушки

В сыром виде она очень пластична. Высыхая, она затвердевает и становится очень прочной.

Фото 18. Игрушка вылеплена

Чтобы игрушка не потеряла своей формы и не размягчилась при попадании в воду, я поместила её в горячую духовку.

Фото 19. После обработки в духовке

Свою игрушку я разукрасила красками.

Фото 20. Разукрашивание

Вот что у меня получилось!

Фото 21. Игрушка готова!

3 . Заключение

По ходу своей исследовательской работы я убедилась, что глину человек широко использует в народном хозяйстве. Я поняла, что глина важна и не заменима, как в прошлом, так и в настоящее время. Но человек должен думать не только о том, как добыть и использовать её, но и о том, чтобы её брать в природе как можно дольше. Ведь залежи глины в земле небезграничны. Если экономно расходовать глину, потребуется меньше новых карьеров и сохранится больше земель.

Список источников информации

Материалы на печатной основе


  1. Энциклопедия для детей - «Всё обо всём». А. Ликум 1995г.

  2. Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка.

  3. Энциклопедия Кольера
Интернет-ресурсы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Многие люди считают глину обыкновенной. На самом деле, привычный всем материал - очень интересен. Интересно узнать: что такое глина?

Глина -широко распространенная горная порода и вторичный продукт земной коры,осадочная горная порода,образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Основным источником глинистых пород служит полевой шпат, при распаде которого под воздействием атмосферных явлений образуются каолинит и которого под воздействием атмосферных явлений образуются каолинит и другие гидраты алюминиевых силикатов. Некоторые глины осадочного происхождения образуются в процессе местного накопления упомянутых минералов, но большинство из них представляют собой наносы водных потоков, выпавшие на дно озёр и морей.

Ранее глину добывали по берегам рек и озер. Или копали специально под нее яму. Затем глину оказалось возможным не копать самостоятельно, а купить у гончара, например. Во времена нашего детства обычную, красную глину, выкапывали сами, а благородную белую покупали в магазинах для художников или, особенно чистую, в аптеке.

В зависимости от того, из какой породы образуется глина и каким образом идет ее образование, она приобретает различные цвета. Наиболее часто встречаются желтая, красная, белая, голубая, зеленая, темно-коричневая и черная глины.

Глины широко применяются в промышленности (в производстве керамической плитки, огнеупоров, тонкой керамики, фарфоро-фаянсовых и сантехнических предметов торговли), строительстве (производство кирпича, керамзита и др. стройматериалов), для бытовых нужд, в косметике и как материал для художественных работ (лепка). Мы решили изучить состав и свойства глины и провести с ней эксперименты.

Актуальность работы : распространение глины в природе.

Гипотеза : различные свойства глины можно использовать для различного применения.

Цель работы : исследование и применение свойств глины для создания декоративной поделки

Задачи :

    Изучить общие сведения о глине, используя литературные источники.

    Изучить и провести наблюдения за физическими свойствами глины, проанализировать результаты исследований.

    Провести практические опыты с глиной.

    Изготовить декоративное глиняное изделие.

Методы исследования :

    Работа с источниками информации. Теоретические исследования.

    Экспериментальные методы.

    Наблюдение и фотографирование.

    Анализ полученных результатов.

1. Теоретическая часть. Основные сведения о глине .

1.1. Горная порода - глина

Глины и глинистые породы слагают около половины всех осадочных пород земной коры. Гли́на — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких минералов группы каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае), породообразующим минералом в глине является каолинит, его состав: 47 % (мас) оксида кремния(IV) (SiO 2), 39 % оксида алюминия(Al 2 О 3) и 14 % воды (Н 2 O).

Оксиды алюминия и оксиды кремния — составляют значительную часть химического состава глин жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Глина есть повсюду. Что, в общем, неудивительно - глина, осадочная порода, это камень, потертый временем и внешним влиянием до состояния порошка. Последняя стадия эволюции камня. (Камень-песок-глина.)

Глина появилась на земле много тысяч лет назад. Ее «родителями» считаются известные в геологии породообразующие минералы — каолиниты, шпаты, некоторые разновидности слюды, известняки и мраморы. При опрделенных условиях даже некоторые виды песка трансформируются в глину. Все известные породы, имеющие геологические выходы на поверхности земли, подвержены влиянию стихий — дождя, вихревой бури, снегов и паводковых вод.

Перепады температур днем и ночью, нагревание породы солнечными лучами способствуют появлению микротрещин. В образовавшиеся трещинки попадает вода и, замерзая, разрывает поверхность камня, образуя на ней большое количество мельчайшей пыли. Циклон дробит и растирает пыль в еще более мелкую пыль. Там, где циклон меняет свое направление или просто затихает, со временем образовываются огромные скопления частичек породы. Они спрессовываются, пропитываются водой, и в результате получается глина.

1.2. Свойства глины

Свойства глин : пластичность, огневая и воздушная усадка, огнеупорность, спекаемость, цвет керамического черепка, вязкость, усушка, пористость, набухание, дисперсность. Глина является самым устойчивым гидроизолятором — водонепропускаемость является одним из её качеств. За счёт этого глиняная почва — самый устойчивый тип почвы, развитый на пустырях и пустошах. Водонепропускаемость глины полезна для сохранения качества подземных вод - значительная часть качественных артезианских источников залегает между глинистыми слоями.

Глину окрашивает камень-создатель и соли железа, алюминия и тому подобных полезных ископаемых, оказавшихся рядом. В глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.

Сухая глина хорошо поглощает воду, но намокнув, становится водонепроницаемой. После переминания и перемешивания она приобретает свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Такое свойство называется пластичностью. К тому же глина обладает связывающей способностью: с порошкообразными твердыми телами (песок) дает однородное "тесто", также обладающее пластичностью, но уже в меньшей степени. Очевидно, что чем больше в глине примеси песка или воды, тем ниже пластичность смеси.

По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в намоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестящая и скользкая на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. "Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и прочее. Глины малопластичные или непластичные называются "тощими".

Важным свойством глины является ее отношение к обжигу и вообще к повышенной температуре: если замоченная глина на воздухе твердеет, высыхает и легко стирается в порошок, не претерпев при этом никаких внутренних изменений, то при высокой температуре происходят химические процессы и состав вещества меняется.

При очень высокой температуре глина плавится. Температура оплавливания (начала плавления) характеризует огнеупорность глины.

Окраска глин разнообразна: светлосерая, голубоватая, желтая, белая, красноватая, бурая с различными оттенками. Качество изготавливаемого кирпича не зависит от цвета глины.

Важнейшими свойствами глины являются:

1)способность в смеси с водой образовывать тонкие "взвеси"(мутные лужи) и вязкое тесто.

2)способность набухать в воде.

3)пластичность глиняного теста,т.е.способность его принимать и сохранять любую форму в сыром виде.

4)способность сохранять эту форму и после "высыхания с уменьшением объема".

5)клейкость.

6)связующая способность.

7)водоупорность, т.е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.Из глиняного теста делают различные изделия-кувшины,кринки,горшки,миски и т.п.,которые после обжига становятся совершенно твердыми и не пропускают воду.

Не все глины и не в одинаковой степени обладают перечисленными свойствами.

1.3. Значение и применение глины

При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета.

С помощью белой глины лечат заболевания кишечника, ожирение, выпадение волос, укрепляют ногти. Красную глину используют при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, гипотонии, варикозном расширении вен, нервных и эндокринных заболеваниях. Желтая глина применяется при инсульте, заболеваниях желудка и кишечника, мигрени, головной боли, остеохондрозе. Черная глина используется для снижения температуры, при различных видах сердцебиения, воспалениях кожи и внутренних органов, способствует омоложению организма. Голубая глина хорошо лечит ожирение, гипофункцию щитовидной железы, снимает мышечную слабость и обеспечивает подвижность суставов. В косметическом плане голубая глина используется при жирной коже. Если нет глины нужного цвета, то можно использовать любую глину.

Практическое использование

Производимый из керамзитовых глин путём отжига со вспучиванием керамзитовый гравий и песок широко используются при производстве строительных материалов (керамзитобетон, керамзитобетонные блоки, стеновые панели и др.) и как тепло- и звукоизоляционный материал. Это лёгкий пористый строительный материал, получаемый путём обжига легкоплавкой глины. Стены из керамзитобетона долговечны, имеют высокие санитарно-гигиенические характеристики, а сооружения из керамзитобетона, построенные более 50 лет назад, эксплуатируются и по сей день. Самым крупным производителем керамзита является Россия.

Многие врачи рекомендуют использовать голубую глину в виде присыпок, паст, мазей при кожных заболеваниях (язвах, ожогах, опрелостях). Внутрь взрослым людям рекомендуется принимать по 20-30 г за один прием и не более 100 г в сутки при желудочно-кишечных заболеваниях (колите, энтерите, пищевом отравлении).

В народной медицине голубой глиной лечат: язву желудка, понос, вздутие живота, желтуху, цирроз печени, астму, туберкулез легких, анемию, нарушение обмена веществ, атеросклероз, паралич, эпилепсию и даже алкоголизм, желче- и мочекаменную болезнь. Берут 20 г глины, разводят в 150 мл теплой воды, принимают за 15-20 минут до еды.

Глины относятся к минеральному сырью массового потребления. Они используются в самых разнообразных отраслях народного хозяйства, для самых различных целей.

Кирпичное производство

Для выработки строительного кирпича применяются широко распространенные легкоплавкие песчанистые ("тощие") глины любого цвета..

Производство цемента

Портланд - цемент представляет собой тонко размолотый порошок смеси глины и известняка.

Искусство

Пластичные зеленые, серо-зеленые и серые глины широко применяются в скульптуре. Обычно все скульпторы первоначально - создают свои произведения из глины с последующей отливкой их из гипса или бронзы. Отрасли промышленности

К ним относятся, например, мыловаренная, парфюмерная, текстильная, абразивная, карандашная и ряд других.

Быт и сельское хозяйство.

Глины, кроме того, широко используются и в быту, особенно в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и прочее. Большие перспективы имеет применение набухающих глин бентонитового типа при постройке плотин, водохранилищ и других подобных сооружений. Глина - важная и необходимая для многих отраслей народного хозяйства полезное ископаемое.

2. Практическая часть

2.1. Выбор и подготовка материалов и оборудования для работы

Оборудование: химический стакан, стеклянная палочка, предметное стекло, шпатель, муфельная печь, стеки, клеенка, поролоновая губка. (Приложение 2, фото 5).

Практический опыт 1. Ознакомление с образцом глины

План работы : ознакомление с образцом глины.

Цель - изучить внешний вид глины.

Результат ознакомления с образцами глины изложен в виде таблицы

Таблица 1. Свойства глины

(Приложение 1, фото 2).

Внимательно рассмотрев образец, я записала свои наблюдения в таблицу

Таблица 2. Описание физических свойств глины

Свойства глины

Наблюдения

Агрегатное состояние

Серо-зеленый

Отсутствует

Земляной

Твердость (по шкале Мооса, справочник)

Пластичность,хрупкость, эластичность

Растворимость в воде

нерастворимая

Температура плавления (справочник)

Плотность (справочник)

Теплопроводность (справочник)

Электропроводность (справочник)

Вывод : свойства веществ - это признаки, по которым одни вещества отличаются от других. Зная свойства веществ, человек может использовать их с большой пользой для себя.

Практический опыт 2. Изучение растворимости глины

Цель: изучить процесс растворения глины.

Сырье : глина; вода.

Ход работы : В химический стакан налили небольшое количество воды и положили маленький кусочек глины размером с горошину. Стеклянной палочкой размешали глину в воде.

Результат : Вода стала мутной, глина осела на дно.

Вывод : Глина плохо растворяется в воде, образуя двухкомпонентную систему из глины и воды. (Приложение 2, фото 4).

Практический опыт 3. Изучение пластичности глины

Цель: исследовать пластичность глины.

Сырье : глина; вода.

Ход работы : Кусочек глины увлажнить с помощью влажной поролоновой губки до тех пор, пока она не станет мягкой и пластичной.

Результат : глина при увлажнении стала мягкой и легко поддается лепке.

Вывод : глина при увлажнении приобретает новые свойства - пластичность и мягкость. (Приложение 1, фото 3).

Практический опыт 4. Исследование сушки сырой глины

Цель: изучить процесс сушки сырой глины.

Сырье : глина

Ход работы : Кусочек увлажненной сырой глины использовали для изготовления декоративной глиняной поделки. Глина легко поддается лепке, она мягкая и пластичная, поэтому можно вылепить любое изделие. В ходе практической работы была вылеплена фигурка собаки размером 10х10 см. Фигурку собаки из сырой глины оставили в помещении для просушки на воздухе. Время сушки составило одни сутки.

Результат : после сушки глиняное изделие изменило свой цвет. Сырая глина серо-зеленого цвета, а сухая глина - светло-серого цвета.

Вывод : при высыхании сырой глины происходит медленное испарение лишней воды. Изделие из глины приобретает свойства: изменение цвета, твердость.

Практический опыт 5. Обжиг глины

Цель: изучить процесс обжига глины.

Сырье :высушенная глиняная поделка.

Ход работы : высушенную глиняную поделку поместили в муфельную печь для обжига. Процесс обжига протекает при температуре 900-1010 0 С. Время обжига составляет 8 часов.

Результат : после обжига глиняное изделие приобрело другой цвет и стало более твердым. Сухая глина имеет светло-серый цвет, а обожженная глина - коричнево-оранжевый цвет.

Вывод : при обжиге глина теряет практически всю влагу и приобретает новые свойства: прочность и водонепроницаемость. (Приложение 1, фото 1).

Практический опыт 6. Покрытие лаком и красками глиняной поделки.

Цель: создание раскрашенной творческой глиняной поделки.

Сырье : обожженная глиняная поделка, краски, лак.

Ход работы : обожженную глиняную поделку расписываем красками и покрываем лаком.

Результат : после росписи красками получили красивую декоративную поделку.

Вывод : обожженные изделия можно покрывать красками и лаками, заливать глазурями для придания этим изделиям новых свойств: водонепроницаемость, гигиеничность, декоративность.

Заключение

В ходе работы узнала много новой интересной информации о глине, ее добывании, применении и свойствах.

Глина - это широко распространенная горная порода и вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Она бывает разного цвета, это зависит от камня-создателя. Применяется для косметики, здоровья и омоложения. Огромное промышленное значение имеет производство строительных материалов из глины: кирпич, цемент и т.д.

В работе изучены и использованы следующие свойства глины с целью создания декоративной поделки: пластичность, водоупорность, влагоиспарение, высыхание и обжиг.

Гипотеза подтвердилась: различные свойства глины можно использовать для различного применения. Зная определенные свойства глины можно использовать ее для различных нужд. Полезные свойства глины: она применяется для косметики, здоровья и омоложения. Огромное промышленное значение имеет производство строительных материалов из глины: кирпич, цемент и т.д.

Выводы

1. Используя литературные источники были изучены общие сведения о глине, её свойства, значение и применение.

2. В практической части работы изучили и провели наблюдения за физическими свойствами глины.

3. В ходе работы проведены опыты и наблюдения с фотофиксацией полученных результатов. Исследовали физические свойства глины: мягкость, пластичность, хрупкость, теплоемкость, твердость, прочность, цвет, водонепроницаемость. Все вышеперечисленные свойства глины изучены и применены на практике при изготовлении глиняной поделки.

4. В практической части работы изготовлено декоративное глиняное изделие в форме собаки размером 10х10 см.

Список литературы

    Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений - М.: Дрофа, 2013 - 267 с.

    Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1975 - 303 с.

    Нахтигаль В. Большая серия знаний. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005 - 128 с.

Электронный ресурс: статья Глина на www.xHYPERLINK "http://www.xumuk.ru/"umuk.ru .

Приложения

Хотите лучше владеть компьютером?

Сервисы Гугл позволяют сделать онлайн опрос с разными типами вариантов ответов и автоматическим созданием сводной таблицы с ответам всех респондентов. Формы опросов можно встраивать на страницы сайтов, но это для проведения такого опроса не обязательно иметь свой сайт. Сфера применения таких опросов широка, учителя могут проводить анкетирование родителей или учеников школы, отправив ссылку на страницу опроса по электронной почте, опубликовав в социальных сетях или на школьном сайте. Опрос может быть как анонимным, так и только от авторизованных пользователей. Рассмотрим создание своего онлайн-опроса в сервисах Гугла.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

Учебная исследовательская работа, 5 класс. Глина. Свойства глины

Содержание:
1. Литературный обзор
1.1. Основное понятие. Источники глинистых пород.
1.2. Минералы, содержащиеся в глинах.
1.3. Месторождения глин в Тюменской области.
1.4. Заводы Тюменской области, использующие в качестве сырья глину.
1.5. Глиняных дел мастера.
1.6. Классификация глин.
2. Практическая часть. Методики исследования.
3. Результаты исследования
Обобщение

Актуальность.
Глина – распространенная осадочная горная порода, хранящая много тайн для нас. Нам захотелось раскрыть хотя бы их часть.

Цель : Изучение глины с разных точек зрения
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию о глине.
2. Систематизировать изученный материал.
3. Найти методики эксперимента.
4. Провести эксперименты с глиной.
5. Сделать выводы.

Объект исследования: осадочные горные породы.

Предмет исследования : глина

Теоретические методы исследования: подбор, чтение, изучение, изложение информации, обобщение.

Практические методы исследования : химические опыты, экскурсии, фотографирование, конспектирование, подготовка презентация.

Гипотеза: в результате выполнения работы планируем познакомиться с историей родного края, узнать о месторождениях глины в Тюменской области, использовании глины в практической деятельности человека. Провести опыты с разными видами глины, узнать ее свойства.

1. Литературный обзор
1.1. Основное понятие. Источники глинистых пород.

Глина - мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении
Основным источником глинистых пород служит полевой шпат, при распаде которого под воздействием атмосферных явлений образуются каолинит и другие гидраты алюминиевых силикатов. Некоторые глины представляют собой наносы водных потоков, выпавшие на дно озёр и морей.
1.2. Минералы, содержащиеся в глинах.
Каолинит (Al2O3·2SiO2·2H2O) Андалузит, дистен и силлиманит (Al2O3·SiO2)
Галлуазит (Al2O3·SiO2·H2O).
Гидраргиллит (Al2O3·3H2O).
Диаспор (Al2O3·H2O) Корунд (Al2O3). Монотермит (0·Al2O3·2SiO2·1,5H2O). Монтмориллонит (MgO·Al2O3·3SiO2·1,5H2O). Мусковит (K2O·Al2O3·6SiO2·2H2O). Накрит (Al2O3·SiO2·2H2O). Пирофиллит (Al2O3·4SiO2·H2O)
Главные химические компоненты глин - SiO2 (30-70%), Al2О3 (10-40%) и Н2О (5-10%); в подчинённых количествах присутствуют Fe2О3 (FeO), TiO2, CaO, MgO, К2О, Na2О, СО2, реже MnO, SO3, Р2О5.
В состав глин входят главным образом каолинит, монотермит, монтмориллонит, галлуазит, гидрослюды, иногда палыгорскит.

1.3. Месторождения глин в Тюменской области.
На территории южных районов Тюменской области разведано 245 месторождений строительных материалов. В том числе 204 месторождения кирпично-керамзитовых глин.
«Тюменьнеруд» поставляет на рынок почти 100% глины, добываемой в Тюменской области, разрабатывает единственный в Тюменском районе карьер технологической глины. Глиняный карьер «Кыштырлинский» расположен на Кыштырлинском месторождении кирпично-керамзитовых глин. Это основной источник сырья для производителей керамического кирпича и керамзита Тюмени и Тюменского района.
Ежегодно на карьере добывают до 500 тысяч тонн глины.
На территории Исетского района открыты 15 месторождений; кирпично-керамзитовых глин и 1 глинопроявление. Все месторождения детально разведаны, по объемам запасов относятся к категории «средние». Глина пригодна для производства полнотелого кирпича и керамзита.
В разработке находится Исетское месторождение, расположенное в 6 км к северо-востоку от с. Исетское.
Высоким качеством обладают глины Рафаиловского месторождения, находящегося в нераспределенном фонде. Сырье пригодно для производства кирпича М75.

1.4. Заводы Тюменской области, использующие в качестве сырья глину.
Основные потребители глины - Винзилинский завод керамзитового гравия и Винзилинский завод керамических стеновых материалов. Также технологическую глину используют тюменские строители для гидроизоляции элементов зданий и сооружений
Винзилинский завод керамзитового гравия начал работать в пригороде Тюмени в декабре 1980 года. Основным видом деятельности ООО «ВЗКГ» является производство керамзитового гравия из глины Кыштырлинского месторождения, расположенного в 12 км от завода.
Ишимский кирпичный завод производит и реализует кирпич керамический полнотелый марок по прочности М-75, М-100, М-125.
Ялуторовский завод стеновых материалов "Поревит". Предприятие производит кирпич силикатный с марками по прочности М-150 и М-200, по морозостойкости F50. Применение самых современных технологий позволяют выпускать продукцию, обладающую точной геометрией, долговечностью, повышенной морозоустойчивостью и высочайшей экологичностью.

Тюменский завод строительных материалов производит и реализует керамзитоблоки М50 и М75, арболитовые блоки М50.

1.5. Глиняных дел мастера.
Виктор Середин, житель Ишимского района Тюменской области освоил гончарное дело, будучи взрослым. Теперь с любимым делом он не расстанется никогда. Научил его этому ремеслу грузин, специалист по керамике Чингиз Капанадзе, работавший на винно- водочном заводе в г. ИшимеСейчас Виктор гончар со стажем. В его мастерской множество различных изделий. Здесь и кашпо под цветы, и жаровни, и чайные сервизы. На каждом изделии есть помета «Гончарная лавка г. Ишима.
Игнатченко Александр Георгиевич коренной ишимец. Родился в 1948г. Работает художником с 1965года. Научил его ремеслу специалист по керамике Чингиз Капанадзе. Работал Александр Георгиевич на заводе в качестве художника - керамиста. На заводе он научился технологии работы с глиной.

Ирина Высоких осуществляет деятельность по созданию уникальных изделий из обожженной глины. Свою деятельность мастер начал в 2011 году. Ее фирменные свистульки и колокольчики стали популярны среди жителей Тюмени.
Евгений Бочарников проводит тематические мастер-классы в лофт-пространстве Fabrica. Под чутким руководством Евгения Бочарникова, любой может изготовить горшочки, тарелочки и другую посуду и украшения.

1.6. Классификация глин.
На нашей планете существует огромное множество глин. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Цвет глины обычно определяется ее химическим составом. Большинство глин - серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Окраска обусловлена примесями ионов - хромофоров, в основном железа в валентности 3 (красный, желтый цвет) или 2 (зеленый, синеватый).
Белая глина /каолин/ cодержит кремнезем, цинк, магний.
Зеленая - медь, железо, некоторые микроэлементы в виде солей.
Желтая глина - железo, калий в виде солей
Красная глина - соли калия железа
Голубая глина - универсальна и ценится больше всех других. В царское время голубую глину даже продавали за золото и вывозили в другие страны. Содержит практически все микроэлементы и минеральные соли, необходимые для нашего организма, кобальт, кадмий;
Желтая глина - натрий, трехвалентное железо, сера и ее соли.
Черная глина - железо, кальций, магний, кварц, калий, радий, фосфат, азот, стронций, кремнезем.
Серая глина - двухвалентные соединения железа, двуокись титана
По характеру глины делятся на "жирные" и "тощие". Глины с высокой пластичностью называются "жирными", так как в замоченном состоянии дают осязательное ощущение жирного вещества. "Жирная" глина блестяща и скользка на ощупь (если такую глину взять на зубы, то она скользит), содержит мало примесей. Тесто", приготовленное из нее, нежное. Кирпич из такой глины при сушке и обжиге дает трещины, и во избежание этого к замесу прибавляют так называемые "отощающие" вещества: песок, "тощую" глину, жженый кирпич, гончарный бой, древесные опилки и проч.
Глины малопластичные или непластичные называются "тощими". На ощупь они шероховатые, с матовой поверхностью, и при трении пальцем легко крошатся, отделяя землистые пылинки. "Тощие" глины содержат много примеси, при разрезании ножом не дают стружек. Кирпич из "тощей" глины непрочен и рассыпчат.

2. Методики исследования глина.
2.1. Определение жирности глин.

Отвесить на весах образец глины массой 25 г. Поместить навеску
в химический стакан на 500 мл, добавить воды до отметки 400 мл и хорошо размешать стеклянной полочкой.
Наблюдать процесс осаждения частиц глины.
(Обычно глина плохо смачивается водой и долго оседает на дно, что указывает на еѐ гидрофобные свойства.). «Жирные» глины оседают медленно, «тощие» - быстро.

2.2. Определение кислотно-основных свойств глины.
Поместить образец глины массой 25 г в химический стакан на 200-250 мл. Добавить в стакан 100 мл воды и хорошо размешать. Поместить в полученную взвесь полоску универсального индикатора. Сравнить цвет влажной полоски с цветовым тестом на упаковке индикатора и определить pH среды водного раствора глины.

2.3. Опыт, доказывающий использование глины в качестве фильтра.
Взять 2 пробирки. Поставить 2 воронки, одну с глиной, другую с песком. Отфильтровать раствор перманганата калия.
Наблюдать 3 суток.

2.4. Исследование антимикробных свойств глины. Налить в две банки молоко. Положить на дно одной банки образец глины массой 5-10 г. Оставить обе банки в тени и контролировать состояние молока несколько раз в день на протяжении нескольких дней

2.5. Сравнение адсорбционных свойств осадочных горных пород.
Налить раствор перманганата калия в три колбы. Добавить в них песок, глину и мел. Оставить на 2-е суток. Наблюдать

2.6. Сравнение адсорбционных свойств глины.
Налить в три колбы раствор перманганата калия разной концентрации. Добавить глину. Оставить на два дня. Наблюдать.

2.7. Определение плотности глины.
Взвесить небольшой кусок глины, записать его массу. С помощью мерного цилиндра определить объём куска. Записать объём. По формуле p = m: V рассчитать плотность, результаты оформить в виде таблицы

3.Результаты практической части.
3.1 . Определили жирность глины.

Отвесили на весах образец глины массой 25г. Поместили навеску
в химический стакан на 500мл, добавили воды до отметки 400 мл и хорошо размешали стеклянной палочкой.
Наблюдали процесс осаждения частиц глины.
Для опытов брали 6 видов глины: белую, желтую, голубую, красную, зеленую и черную. Глину купили в аптеке. Красную взяли с нашей местности.
Наблюдали: плохое смачивание глины водой. Горная порода долго оседала на дно. Глина отталкивает воду.
Быстрее других осела местная красная глина и черная. Значит, они –«тощие». Судя по опыту: белая, желтая, зеленая, голубая –«жирные». Они осаждались очень медленно.

3.2. Определение кислотно-основных свойств глины. Поместили образец глины массой 25 г в химический стакан на 200-250 мл. Добавили в стакан 100 мл воды и хорошо размешали. Поместили в полученную взвесь полоску универсального индикатора. Сравнили цвет влажной полоски с цветовым тестом на упаковке индикатора и определили pH среды водного раствора глины.
Голубая рН = 8
Белая рН = 6
Желтая рН = 6
Зеленая рН = 6
Красная рН = 7
Черная рН = 8
Опыт показал, что растворы глины примерно все одинаковые, реакция среды близка к нейтральной.

3.3 Взяли 2 пробирки. Поставили 2 воронки, первую с глиной, вторую с песком. Отфильтровали раствором перманганата калия.
Наблюдали 3 суток.
Заметили, что в первой пробирке раствор перманганата калия стал светлее, чем во второй.
Вывод: раствор перманганата калия стал светлее, потому что глина имеет похожую на губку структуру поверхности в отличии от песка. Поэтому глина способна поглощать цветные вещества.
3.4. Исследование антимикробных свойств глины.
Разлили молоко по семи стаканам. В каждый стакан добавили глину: местную, желтую, белую, зеленую, черную, голубую; один стакан без глины. Наблюдали скисание молока через сутки в стакане без глины, на вторые сутки скисло молоко с местной глиной. Двое суток выдержало молоко с цветной глиной.

3.5. В колбе с глиной наблюдали обесцвечивание раствора перманганата калия, в колбе с песком и мелом обесцвечивания не было. У глины пористая поверхность, поэтому красители удерживаются на ней.

3.6. Адсорбция прошла лучше в тёмном растворе, в светлом - незначительно

3.6. Определили плотность глины.
Желтая глина. Масса 10,7 г. Объем 5 мл. Плотность 2,14 г/мл.
Голубая глина. Масса 9,4 г. Объем 5 мл. Плотность 1,88 г/мл.
Черная глина. Масса 11,5 г. Объем 5 мл. Плотность 2,3 г/мл.
Зеленая глина. Масса 12,0 г. Объем 5 мл. Плотность 2,4 г/мл.
Местная глина. Масса 20,1 г. Объем 10 мл. Плотность 2,01 г/мл.
Белая глина. Масса 12,8 г. Объем 5 мл. Плотность 2,56 г/мл.

Вывод: наибольшая плотность у белой глины, наименьшая у голубой. Плотность разная,так как у них разный состав.
Местная глина содержит песок, который уменьшает её плотность

Обобщение.
В ходе работы:
- Узнали глиняные месторождения Тюменской области, заводы, которые используют глину в качестве сырья.
- Познакомились с мастерами глиняных дел.
- Получили информацию о веществах, содержащихся в разных видах глины.
- Научились проводить опыты и по их результатам производить расчеты, делать выводы.



Поделиться