История энергетики. год Шерловогорская ТЭЦ

Тепловая электростанция (тепловая электрическая станция) - электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора.

На тепловых электростанциях производится преобразование тепловой энергии, выделяющейся при сжигании органического топлива (уголь, торф, сланцы, нефть, газы), в механическую, а затем в электрическую. Здесь химическая энергия, заключенная в топливе, проходит сложный путь преобразований из одной формы в другую для получения электрической энергии.

Преобразование энергии, заключающейся в топливе, на тепловой электростанции представляется возможным разделить на следующие основные стадии: преобразование химической энергии в тепловую, тепловой – в механическую и механической – в электрическую.

Первые тепловые электростанции (ТЭС) появились в конце XIX в. В 1882 г. ТЭС была построена в НьюЙорке, в 1883 г. – в Петербурге, в 1884 г. – в Берлине.

Среди ТЭС большую часть составляют тепловые паротурбинные электростанции. На них тепловая энергия используется в котельном агрегате (парогенераторе).


Компоновка тепловой электростанции: 1 – электрический генератор; 2 – паровая турбина; 3 – пульт управления; 4 – деаэратор; 5 и 6 – бункеры; 7 – сепаратор; 8 – циклон; 9 – котел; 10 – поверхность нагрева (теплообменник); 11 – дымовая труба; 12 – дробильное помещение; 13 – склад резервного топлива; 14 – вагон; 15 – разгрузочное устройство; 16 – конвейер; 17 – дымосос; 18 – канал; 19 – золоуловитель; 20 – вентилятор; 21 – топка; 22 – мельница; 23 – насосная станция; 24 – источник воды; 25 – циркуляционный насос; 26 – регенеративный подогреватель высокого давления; 27 – питательный насос; 28 – конденсатор; 29 – установка химической очистки воды; 30 – повышающий трансформатор; 31 – регенеративный подогреватель низкого давления; 32 – конденсатный насос

Одним из важнейших элементов котельного агрегата является топка. В ней химическая энергия топлива в ходе химической реакции горючих элементов топлива с кислородом воздуха превращается в тепловую энергию. При этом образуются газообразные продукты сгорания, которые и воспринимают большую часть тепла, выделившегося при сгорании топлива.

В процессе нагрева топлива в топке образуется кокс и газообразные, летучие вещества. При температуре 600–750 °C летучие вещества воспламеняются и начинают гореть, что приводит к повышению температуры в топке. При этом начинается и горение кокса. В результате образуются дымовые газы, выходящие из топки при температуре 1000–1200 °C. Эти газы используют для нагрева воды и получения пара.

В начале XIX в. для получения пара применяли простые агрегаты, в которых подогрев и испарение воды не разграничивались. Типичным представителем простейшего типа паровых котлов являлся цилиндрический котел.

Для развивающейся электроэнергетики требовались котлы, вырабатывающие пар высокой температуры и высокого давления, поскольку именно при таком состоянии он дает наибольшее количество энергии. Такие котлы были созданы, и их назвали водотрубными котлами.

В водотрубных котлах топочные газы обтекают трубы, по которым циркулирует вода, тепло от топочных газов передается через стенки труб воде, которая превращается в пар.


Состав основного оборудования тепловой электрической станции и взаимосвязь ее систем: топливное хозяйство; подготовка топлива; котел; промежуточный пароперегреватель; часть высокого давления паровой турбины (ЧВД или ЦВД); часть низкого давления паровой турбины (ЧНД или ЦНД); электрический генератор; трансформатор собственных нужд; трансформатор связи; главное распределительное устройство; конденсатор; конденсатный насос; циркуляционный насос; источник водоснабжения (например, река); подогреватель низкого давления (ПНД); водоподготовительная установка (ВПУ); потребитель тепловой энергии; насос обратного конденсата; деаэратор; питательный насос; подогреватель высокого давления (ПВД); шлакозолоудаление; золоотвал; дымосос (ДС); дымовая труба; дутьевой вентилятов (ДВ); золоуловитель

Современный паровой котел работает следующим образом.

Топливо сгорает в топке, у стен которой расположены вертикальные трубы. Под действием тепла, выделившегося при сжигании топлива, вода, находящаяся в этих трубах, кипит. Образующийся при этом пар поднимается в барабан котла. Котел представляет собой толстостенный горизонтальный стальной цилиндр, заполняемый водой до половины. Пар собирается в верхней части барабана и выходит из него в группу змеевиков – пароперегреватель. В пароперегревателе пар дополнительно нагревается выходящими из топки дымовыми газами. Он имеет температуру более высокую, чем та, при которой вода кипит при данном давлении. Такой пар называется перегретым. После выхода из пароперегревателя пар поступает к потребителю. В газоходах котла, расположенных после пароперегревателя, дымовые газы проходят через другую группу змеевиков – водяной экономайзер. В нем вода перед поступлением в барабан котла подогревается теплом дымовых газов. За экономайзером по ходу дымовых газов обычно размещаются трубы воздухоподогревателя. В нем воздух подогревают перед подачей в топку. После воздухоподогревателя дымовые газы при температуре 120–160 °C выходят в дымовую трубу.

Все рабочие процессы котлового агрегата полностью механизированы и автоматизированы. Он обслуживается многочисленными вспомогательными механизмами, приводимыми в движение электродвигателями, мощность которых может достигать нескольких тысяч киловатт.

Котельные агрегаты мощных электростанций вырабатывают пар высокого давления – 140–250 атмосфер и высокой температуры – 550–580 °C. В топках этих котлов преимущественно сжигают твердое топливо, измельченное до пылевидного состояния, мазут или природный газ.

Превращение угля в пылевидное состояние производится в пылеприготовительных установках.

Принцип работы такой установки с шаровой барабанной мельницей заключается в следующем.

Топливо поступает в котельную по ленточным транспортерам и сбрасывается в бункер, из которого после автоматических весов питателем подается в углеразмольную мельницу. Размол топлива происходит внутри горизонтального барабана, вращающегося со скоростью около 20 об/мин. В нем находятся стальные шары. По трубопроводу в мельницу подается горячий воздух, нагретый до температуры 300–400 °C. Отдавая часть своего тепла на подсушку топлива, воздух охлаждается до температуры порядка 130 °C и, выходя из барабана, выносит образующуюся в мельнице угольную пыль в пылеразделитель (сепаратор). Освобожденная от крупных частиц пылевоздушная смесь выходит из сепаратора сверху и направляется в пылеотделитель (циклон). В циклоне угольная пыль отделяется от воздуха, и через клапан поступает в бункер угольной пыли. В сепараторе крупные частицы пыли выпадают и возвращаются в мельницу для дальнейшего размола. Смесь угольной пыли и воздуха подается в горелки котла.

Пылеугольные горелки представляют собой устройства для подачи в топочную камеру пылевидного топлива и необходимого для его горения воздуха. Они должны обеспечить полное сгорание топлива путем создания однородной смеси воздуха и топлива.

Топка современных пылеугольных котлов представляет собой высокую камеру, стены которой покрыты трубами, так называемыми пароводяными экранами. Они защищают стены топочной камеры от налипания на них шлака, образующегося при сжигании топлива, а также защищают обмуровку от быстрого износа вследствие химического воздействия шлака и высокой температуры, развивающейся при горении топлива в топке.

Экраны воспринимают в 10 раз больше тепла на каждый квадратный метр поверхности, чем остальные трубчатые поверхности нагрева котла, воспринимающие тепло топочных газов главным образом за счет непосредственного соприкосновения с ними. В топочной камере угольная пыль воспламеняется и сгорает в несущем ее газовом потоке.

Топки котлов, в которых сжигается газообразное или жидкое топливо, также представляют собой камеры, покрытые экранами. Смесь топлива и воздуха подается в них через газовые горелки или мазутные форсунки.

Устройство современного барабанного котельного агрегата большой производительности, работающего на угольной пыли, состоит в следующем.

Топливо в виде пыли вдувается в топку через горелки вместе с частью необходимого для горения воздуха. Остальной воздух подается в топку предварительно подогретым до температуры 300–400 °C. В топке частицы угля сгорают на лету, образуя факел, с температурой 1500–1600 °C. Негорючие примеси угля превращаются в золу, большая часть которой (80–90 %) выносится из топки дымовыми газами, образовавшимися в результате сжигания топлива. Остальная зола, состоящая из слипшихся частиц шлака, скопившегося на трубах топочных экранов и затем оторвавшегося от них, падает на дно топки. После этого она собирается в специальной шахте, расположенной под топкой. Струей холодной воды шлак охлаждается в ней, а затем выносится водой за пределы котельного агрегата специальными устройствами системы гидрозолоудаления.

Стены топки покрыты экраном – трубами, в которых циркулирует вода. Под действием тепла, излучаемого горящим факелом, она частично превращается в пар. Эти трубы присоединены к барабану котла, в который также подается подогретая в экономайзере вода.

По мере движения дымовых газов, часть их тепла излучается на трубки экрана и температура газов постепенно понижается. У выхода из топки она составляет 1000–1200 °C. При дальнейшем движении дымовые газы на выходе из топки соприкасаются с трубками экранов, охлаждаясь до температуры 900–950 °C. В газоходе котла размещены трубки змеевиков, по которым проходит пар, образовавшийся в экранных трубах и отделившийся от воды в барабане котла. В змеевиках пар получает дополнительное тепло от дымовых газов и перегревается, т. е. его температура становится более высокой, чем температура воды, кипящей при том же давлении. Эта часть котла называется пароперегревателем.

Пройдя между трубами пароперегревателя, дымовые газы с температурой 500–600 °C попадают в ту часть котла, в которой размещены трубки водоподогревателя, или водяного экономайзера. В него насосом подается питательная вода с температурой 210–240 °C. Такая высокая температура воды достигается в особых подогревателях, являющихся частью турбинной установки. В водяном экономайзере вода нагревается до температуры кипения и поступает в барабан котла. Дымовые газы, проходящие между трубами водяного экономайзера, продолжают охлаждаться и затем проходят внутри труб воздухоподогревателя, в котором производится подогрев воздуха за счет тепла, отдаваемого газами, температура которых при этом снижается до 120–160 °C.

Воздух, необходимый для сжигания топлива, подается в воздухоподогреватель дутьевым вентилятором и там нагревается до 300–400 °C, после чего поступает в топку для сжигания топлива. Вышедшие из воздухоподогревателя дымовые, или уходящие, газы проходят через специальное устройство – золоуловитель – для очистки от золы. Очищенные уходящие газы дымососом выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу высотой до 200 м.

Существенное значение в котлах этого типа имеет барабан. По многочисленным трубам к нему поступает пароводяная смесь из топочных экранов. В барабане пар отделяется из этой смеси, а оставшаяся вода смешивается с питательной водой, поступающей в этот барабан из экономайзера. Из барабана вода по трубам, расположенным снаружи топки, проходит в сборные коллекторы, а из них – в экранные трубы, расположенные в топке. Таким способом замыкается круговой путь (циркуляция) воды в барабанных котлах. Движение воды и пароводяной смеси по схеме барабан – наружные трубы – экранные трубы – барабан совершается за счет того, что общий вес столба пароводяной смеси, заполняющей экранные трубы, меньше веса столба воды в наружных трубах. Это создает напор естественной циркуляции, обеспечивающий круговое движение воды.

Паровые котлы автоматически управляются многочисленными регуляторами, за работой которых наблюдает оператор.

Приборы регулируют подачу в котел топлива, воды и воздуха, поддерживают постоянными уровень воды в барабане котла, температуру перегретого пара и др. Приборы, контролирующие работу котельного агрегата и всех его вспомогательных механизмов, сосредоточены на специальном щите управления. На нем также находятся приборы, позволяющие дистанционно производить с этого щита автоматизированные операции: открытие и закрытие всех запорных органов на трубопроводах, пуск и остановку отдельных вспомогательных механизмов, а также пуск и остановку всего котлоагрегата в целом.

Водотрубные котлы описанного типа имеют весьма существенный недостаток: наличие громоздкого тяжелого и дорогого барабана. Чтобы избавиться от него, были созданы паровые котлы без барабанов. Они состоят из системы изогнутых трубок, в один конец которых подается питательная вода, а из другого выходит перегретый пар требуемых давления и температуры, т. е. вода до превращения ее в пар проходит через все поверхности нагрева один раз без циркуляции. Такие паровые котлы названы прямоточными.

Схема работы такого котла следующая.

Питательная вода проходит через экономайзер, затем попадает в нижнюю часть змеевиков, расположенных винтообразно на стенах топки. Образовавшаяся в этих змеевиках пароводяная смесь поступает в змеевик, расположенный в газоходе котла, где заканчивается превращение воды в пар. Эта часть прямоточного котла называется переходной зоной. Затем пар поступает в пароперегреватель. После выхода из пароперегревателя пар направляется к потребителю. Воздух, необходимый для горения, подогревается в воздухоподогревателе.

Прямоточные котлы позволяют получить пар давлением более 200 атмосфер, что в барабанных котлах невозможно.

Полученный перегретый пар, имеющий высокое давление (100–140 атмосфер) и высокую температуру (500–580 °C) способен расширяться и совершать работу. По магистральным паропроводам этот пар передается в машинный зал, в котором установлены паровые турбины.

В паровых турбинах происходит преобразование потенциальной энергии пара в механическую энергию вращения ротора паровой турбины. В свою очередь, ротор соединен с ротором электрического генератора.

Принцип работы и устройство паровой турбины рассмотрены в статье "Электрическая турбина", поэтому останавливаться на них подробно мы не будем.

Паровая турбина будет тем более экономичной, т. е. тем меньше будет расходовать тепла на каждый выработанный ею киловатт-час, чем ниже будет давление пара, выходящего из турбины.

С этой целью пар, выходящий из турбины, направляют не в атмосферу, а в особое устройство, называемое конденсатором, в котором поддерживают очень низкое давление, всего 0,03–0,04 атмосферы. Достигается это понижением температуры пара при помощи охлаждения его водой. Температура пара при таком давлении составляет 24–29 °C. В конденсаторе пар отдает свое тепло охлаждающей воде и при этом происходит его конденсация, т. е. превращение в воду – конденсат. Температура пара в конденсаторе зависит от температуры охлаждающей воды и количества этой воды, расходуемой на каждый килограмм конденсируемого пара. Вода, служащая для конденсации пара, поступает в конденсатор при температуре 10–15 °C, а выходит из него при температуре около 20–25 °C. Расход охлаждающей воды достигает 50–100 кг на 1 кг пара.

Конденсатор представляет собой цилиндрический барабан с двумя крышками по торцам. В обоих концах барабана установлены металлические доски, в которых закреплено большое число латунных трубок. По этим трубкам проходит охлаждающая вода. Между трубками, обтекая их сверху вниз, проходит пар из турбины. Образующийся при конденсации пара конденсат удаляется снизу.

При конденсации пара большое значение имеет передача тепла от пара к стенке трубок, по которым проходит охлаждающая вода. Если в паре имеется даже незначительное количество воздуха, то передача тепла от пара к стенке трубки резко ухудшается; от этого будет зависеть и величина давления, которое надо будет поддерживать в конденсаторе. Воздух, неизбежно проникающий в конденсатор с паром и через неплотности, необходимо непрерывно удалять. Это осуществляется специальным аппаратом – пароструйным эжектором.

Для охлаждения в конденсаторе пара, отработавшего в турбине, используют воду из реки, озера, пруда или моря. Расход охлаждающей воды на мощных электростанциях очень велик и составляет, например для электростанции мощностью 1 млн квт, около 40 м3/сек. Если воду для охлаждения пара в конденсаторах забирают из реки, а затем, нагретую в конденсаторе, возвращают в реку, то такую систему водоснабжения называют прямоточной.

Если воды в реке недостаточно, то сооружают плотину и образуют пруд, из одного конца которого забирают воду для охлаждения конденсатора, а в другой конец сбрасывают нагретую воду. Иногда для охлаждения воды, нагревшейся в конденсаторе, применяют искусственные охладители – градирни, представляющие собой башни высотой порядка 50 м.

Нагретая в конденсаторах турбины вода подается на лотки, расположенные в этой башне на высоте 6–9 м. Вытекая струями через отверстия лотков и разбрызгиваясь в виде капель или тонкой пленки, вода стекает вниз, при этом частично испаряясь и охлаждаясь. Охлажденная вода собирается в бассейне, откуда насосами подается в конденсаторы. Такая система водоснабжения называется замкнутой.

Мы рассмотрели основные устройства, служащие для превращения химической энергии топлива в электрическую энергию на паротурбинной тепловой электростанции.

Работа электростанции, сжигающей уголь, происходит следующим образом.

Уголь подается железнодорожными составами широкой колеи в разгрузочное устройство, где при помощи специальных разгрузочных механизмов – вагоноопрокидывателей – выгружается из вагонов на ленточные транспортеры.

Запас топлива в котельной создается в специальных емкостях-хранилищах – бункерах. Из бункеров уголь поступает в мельницу, где он подсушивается и размалывается до пылевидного состояния. Смесь угольной пыли и воздуха подается в топку котла. При сгорании угольной пыли образуются дымовые газы. После охлаждения газы проходят через золоуловитель и, очистившись в нем от летучей золы, выбрасываются в дымовую трубу.

Выпавшие из топочной камеры шлаки и летучая зола из золоуловителей по каналам транспортируются водой и затем насосами перекачиваются в золоотвал. Воздух для сжигания топлива подается вентилятором в воздухоподогреватель котла. Перегретый пар высокого давления и высокой температуры, полученный в котле, по паропроводам подается в паровую турбину, где он расширяется до очень низкого давления и уходит в конденсатор. Образовавшийся в конденсаторе конденсат забирается конденсатным насосом и подается через подогреватель в деаэратор. В деаэраторе происходит удаление из конденсата воздуха и газов. В деаэратор поступает также сырая вода, прошедшая через водоподготовительное устройство, для восполнения потери пара и конденсата. Из питательного бака деаэратора насосом питательная вода подается в водяной экономайзер парового котла. Вода для охлаждения отработавшего пара забирается из реки и циркуляционным насосом направляется в конденсатор турбины. Электрическая энергия, выработанная генератором, соединенным с турбиной, отводится через повышающие электрические трансформаторы по линиям электропередачи высокого напряжения к потребителю.

Мощность современных ТЭС может достигать 6000 мегаватт и более при КПД до 40 %.

На ТЭС могут также применяться газовые турбины, работающие на природном газе или жидком топливе. Газотурбинные электростанции (ГТЭС) применяются для покрытия пиков электрической нагрузки.

Существуют также парогазовые электростанции, в которых энергетическая установка состоит из паротурбинного и газотурбинного агрегатов. Их КПД доходит до 43 %.

Преимуществом ТЭС по сравнению с гидроэлектростанциями является то, что их можно построить в любом месте, приблизив их к потребителю. Они работают практически на всех видах органического топлива, поэтому их можно приспособить к тому виду, который имеется в наличии в данной местности.

В середине 70-х годов XX в. доля электроэнергии, вырабатываемой на ТЭС, составляла примерно 75 % от общей выработки. В СССР и США она была еще выше – 80 %.

Основным недостатком теплоэлектростанций является высокая степень загрязнения окружающей среды углекислым газом, а также большая площадь, которую занимают отвалы золы.

Читайте и пишите полезные

, Бережковская набережная , 16

Координаты : 55°44′09″ с. ш. 37°33′37″ в. д.  /  55.735889° с. ш. 37.560528° в. д.  / 55.735889; 37.560528 (G) (Я) К:Предприятия, основанные в 1941 году

Технические данные

Основные производственные показатели ТЭЦ-12 на 01.01.2013 :

  • Установленная мощность, МВт 412,0
  • Выработка электроэнергии, млн кВт·ч (за год) 2736,5
  • Установленная тепловая мощность, Гкал /ч 2043
  • Отпуск тепла, тыс. Гкал (за год) 3036,5

Основные параметры нового энергоблока:

  • электрическая мощность 220 МВт ;
  • тепловая мощность 157 Гкал / ;
  • суммарная электрическая мощность электростанции после реконструкции: 612 МВт;
  • суммарная тепловая мощность электростанции после реконструкции: 2200 Гкал/ч.

Пуск блока первоначально планировался в декабре 2013 года , однако был перенесён на конец 2014 года , а затем на 2-й квартал 2015 года .

Напишите отзыв о статье "ТЭЦ-12"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий ТЭЦ-12

Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.
Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье.
Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.
Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ИАД

Реферат по дисциплине история энергетики Татарстана

по теме: «История Казанской ТЭЦ - 1»

Казань 2009

Введение

Строительство ТЭЦ-1

История эксплуатации ТЭЦ-1

Заключение

Список литературы

Введение

Энергетика Татарстана имеет большое историческое прошлое и насчитывает уже более ста лет. Сегодня энергетическая система Татарстана одна из крупнейших энергосистем страны. Свыше 20 миллиардов киловатт-часов электрической энергии ежегодно потребляет промышленность и сельское хозяйство республики. Значительную долю электрической энергии Татарстан может передавать в единую энергетическую систему. Не менее внушительно выглядит Татарская энергосистема и по выработке теплоэнергии, занимая одно из ведущих мест среди энергосистем России.

Началом развития энергетики принято считать 1896 г., когда была пущена первая в городе и Казанской Губернии электрическая станция постоянного тока на 350 В. Однако, по существу, создание системы централизованного обеспечения г. Казани и республики электрической и тепловой энергией началось с пуском Казанской ТЭЦ-1.

Целью данного реферата является систематический обзор основных этапов развития Казанской ТЭЦ-1. Изложение материала проводится в строго хронологическом порядке, соблюдается принцип историзма. Реферат затрагивает проблематику развития энергетики в контексте развития промышленности.

Задача данного реферата заключается в ознакомлении с материалами, касающимися истории Казанской ТЭЦ-1; выработке навыков прослеживать основные тенденции развития энергосистемы республики. Кроме этого в реферате отражены факты из истории республики Татарстан.

Строительство ТЭЦ-1

Строительство Казанской теплоэлектроцентрали №1 (КазГРЭС) было важнейшей стройкой первой пятилетки (1928-1932 гг.)

К концу 20-ч годов XX века стало очевидно, что мощности существующих электростанций явно недостаточно для энергоснабжения растущей столицы Татарстана. Поэтому 5 мая 1930 г. В Казани было начато строительство ТЭЦ-1 (КазГРЭС).

Казанская ТЭЦ-1 имела исключительно важное значение для развития Казанско-Зеленодольской зоны Татарии. Станция должна была обеспечить тепловой и электрической энергией заводы им. Вахитова и "Красный Восток", мехокомбинат и текстильную фабрику им. Ленина, передать электроэнергию ряду предприятий Зеленодольска, а в перспективе и Марийскому целлюлозно-бумажному комбинату.

Правительство Татарии держало строительство под постоянным контролем и вниманием. Сюда направлялись десятки грамотных работников. Руководство стройкой было поручено участнику Гражданской войны А.Г. Ганееву, работавшему до этого председателем Татсовнархоза. К концу 1931 года во главе стройки стоял Н. Степанов.

Срок ввода первой очереди КазГРЭС был назначен вначале на 1 января 1932 года, но в связи с длительной задержкой в поставке импортного оборудования отнесен на декабрь 1932 года.

Решением правительства станция была включена в число первоочередных строек по снабжению рабочей силой, финансами, строительными материалами. Вся республика была мобилизована на оказание помощи стройке. Комсомол республики, обком союза строителей, редакции газет "Красная Татария" и "Кзыл Татарстан", коллективы электростанции им. 3-й годовщины Татреспублики и Казанского политехнического института* установили шефство над стройкой.

Со всех концов республики прибывали на строительство ТЭЦ каменщики, плотники, бетонщики, слесари, но еще больше людей без всякой специальности. В это же время стройка встречала квалифицированных рабочих из Свердловска, Горького, Березников, Штеровки. За короткий срок здесь сформировался более чем тысячный коллектив строителей.

На стройке развернулось массовое соревнование. Уже в первые месяцы строительства было организовано свыше 20 ударных бригад, среди которых особенно отличились бригады бетонщиков Л. Минуллина, арматурщиков В. Стрелкова, монтажников Н. Колесникова, М. Кузнецова, им. "Роте фане" ("Красное знамя") Гнеушева и другие.

Одна бригада Л. Минуллина уложила 17 тысяч кубометров бетона - это был рекорд Татарии в годы первой пятилетки. Был случай, когда эта бригада работала без перерыва почти двое суток в котловане приемной камеры, спасая ее от затопления. Их встречали, как настоящих героев.

С огромным энтузиазмом работала бригада М. Кузнецова на сложном участке по установке и монтажу дампф-умформеров немецкой фирмы "Циммерман". По условиям фирмы эту работу должны были выполнять в течение двух месяцев один шеф-инженер и пять монтажников. Но фирма прислала только двух монтажников.

И тогда бригада М. Кузнецова, руководимая инженером О.А. Стецкой, предъявила встречный план - закончить установку всех шести дампф-умформеров за один месяц. Когда приступили к установке четвертого умформера, оказалось, что обычным способом его затащить в здание ТЭЦ невозможно. Шеф монтажник Кройтц начал разбирать его. И тут рабочий Фролов предложил: уложить на землю листы толстого железа, поставить умформер на "попа" и, не разбирая, катить его на рабочее место. Реальность и выгодность этого предложения были очевидны: четвертый дампф-умформер установили досрочно - за три дня. Установкой шестого умформера, по предложению Кройтца, командовал Фролов, и задание выполнили еще быстрее - за два дня. Вся работа была закончена за 25 дней.

В бригаде электромонтажников, руководимой Н. Колесниковым, родилось межзвеньевое соревнование за уплотнение рабочего дня и повышение производительности труда. Это был новый толчок к подъему трудовой активности коллектива строителей.

Несмотря на трудности при строительстве, ТЭЦ-1 была построена в кратчайшие сроки - за 2,5 года. Пуск первой очереди мощностью 20 тыс. кВт состоялся в январе 1933 г., акт о приемке станции в промышленную эксплуатацию был подписан 13 июля 1933 г. Красную ленту перед турбогенератором № 1 перерезал секретарь Обкома ВКП(б) М.О. Разумов. С поздравлением к строителям ТЭЦ обратился начальник Главэнерго СССР академик А.В. Винтер.

ЦИК ТАССР занес весь коллектив строителей ТЭЦ в "Красную книгу новостроек Татарии".

История эксплуатации ТЭЦ-1

Новый этап развития энергетики наступил с пуском ТЭЦ - 1 (Казанская ГРЭС). Она начала эксплуатироваться в январе 1933 г. С одним турбогенератором. В марте того же года был пущен второй турбогенератор, а к октябрю остановлены дополнительно три котла. Это была одна из первых электростанций, построенных у нас в стране.

С пуском ТЭЦ-1 старые казанские предприятия (льнокомбинат «Спартак», жировой комбинат, завод «Красный восток») перешли полностью на централизованное электроснабжение. Подключились к станции и новые предприятия меховая и валяльно-войлочная комбинаты, завод Искож, позже РТИ и Теплоконтроль.

Дальнейшего наращивания мощности ТЭЦ-1 до 1944 г. Не происходило.

В 1944 г. На станции пустили турбогенератор №3, а первое расширение котельной произошло в мае 1948 г., когда был установлен котел №6. В июле 1955 г. Ввели в эксплуатацию турбогенератор №4.

Важным событием, связанным с пуском ТЭЦ-1, явилась подача в 1934 г. Электроэнергии в Паратск (г. Зеленодольск). К тому времени там уже возникли большие промышленные предприятия.

Энергетические установки до 1932 г. Находились в системе городского треста «Эльводтрам».

января 1932 года образовалось «Татэнерго».

С пуском ТЭЦ-1 в январе 1933 г. Все электроэнергетическое хозяйство перешло в ведение Казанского энергокомбината «Главэнерго» наркомата тяжелой промышленности СССР.

Начиная с 1934 г. К городским сетям стали присоединять строящиеся объекты быстро растущего северного района Казани (Ленинский район).

Одновременно по плану второй пятилетки увеличили мощности и старые предприятия, росла и коммунально-бытовая нагрузка.

ТЭЦ-1 строилась в годы 1 пятилетки (1928-29 - 1932-33 гг.).

В годы этой пятилетки в республике было введено 22 крупных предприятий, многие из которых имели всесоюзное значение, более 60 средних заводов и фабрик.

Капитальные вложения в развитие промышленности без электрификации составили 119 млн. 931 тыс. руб. Например, в эти годы был построен мощный казанский холодильник, введенный в строй впервые без помощи иностранных специалистов, швейная фабрика, мясокомбинат, кондитерское производство, меховой комбинат (в 1930 г.). Причем промышленность Татарстана развивалась более быстрыми темпами по сравнению с общесоюзной.

В 1932 г. Началось строительство гигантов индустрии - фабрики кинопленки, авиационного завода.

Татарстан вступил на путь создания у себя новых отраслей промышленности.

В республике имелись благоприятные условия для развития тяжелой промышленности: осуществлялось энергетическое строительство, наличие железнодорожных и вводных путей, избыток трудовых ресурсов. Поэтому в 1931 г. Госплан РСФСР установил, что основными линиями специализации промышленности республики будут химическая, металлообрабатывающая, легкая и пищевая отрасли промышленности.

Особенностью промышленного развития республики с 1932 г. Становится комплексное, т.е. одновременное развитие легкой и тяжелой промышленности.

Это обстоятельство диктовало развитие и энергетики, в частности ТЭЦ-1 и ТЭЦ - 2.

В 1937 г. ТЭЦ-1 оказалась полностью загружена и поэтому было форсировано сооружение ТЭЦ-2.

В октябре 1933 года на ТЭЦ-1 включили второй турбогенератор. Мощность станции удвоилась. Это была вторая победа татарских энергетиков.

О ней писали в газетах. Свет жизни проник в отдаленные кварталы города. Предприятия получили возможность наращивать производственные мощности.

год. На Казанской ТЭЦ-1 включен котел №7 типа ТП-150/32 и четвертый турбогенератор мощностью 25 МВт.

год. На Казанской ТЭЦ-1 введен в работу котел №8 типа ТП-150/32 с производительностью 150 т/час. Вводится полностью механизированная топливоподача.

год. Началась газификация Казанских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

год. Подан газ на Казанский ТЭЦ-1. Подключено 5 котлов. Введен паропровод от Казанской ТЭЦ-1 на химзавод имени Вахитова.

В 1964 году на Казанской ТЭЦ-1 по проекту ЦКБ Главэнергоремонта выполнена реконструкция проточной части турбины АП-25-2 с целью увеличения пропускной способности цилиндров высокого давления с 260 до 370 т/час.

г. На Казанской ТЭЦ-1 запущены водогрейные котлы №№1, 2 типа ПТВМ-50.

В 1973-1975 годах на Казанской ТЭЦ-1 введены в строй котел №9 типа ТГМ-84 и турбогенератор №5 типа ПТ-60-130.

Вторая молодость пришла на ТЭЦ с реализацией проекта расширения станции, а, по существу, параллельно части среднего давления выросла новая ТЭЦ с современными параметрами энергетического оборудования. Казань получила в период 1975-77 гг. 170 тысяч кВт новой электрической мощности. Теперь можно было выводить из действия три первые маломощные машины, морально и физически изношенные.

Одновременно станция получила механизированное мазутное хозяйство, обеспечивающее ежесуточное сжигание до 3000 тонн мазута.

Все вопросы нового строительства (4-ой очереди) решались под руководством Бориса Васильевича Козлова и Вадима Николаевича Ратькова.

Качественному освоению нового оборудования, внедрению культуры эксплуатации станция обязана Ильфату Габдрахмановичу Галиеву и Михаилу Никитичу Уварову. Под их энергичным управлением коллектив станции работает заинтересованно. Приходит молодежь. Треть работающих имеет высшее и среднее специальное образование. Для ТЭЦ весьма характерен тот факт, что она является базовым предприятием для практики студентов профильных учебных заведений Казани. Бывшие машинисты и слесари ТЭЦ, пополнив образование, сейчас руководят отдельными производственными участками, среди таких выдвиженцев главный инженер Х.Ф. Миникаев и его заместитель Х.А. Замалетдинов.

В 1976-1977 годы введены в эксплуатацию на Казанской ТЭЦ-1 котел №10 типа ТГМ-84Б и турбогенератор №6 типа ПТ-60-130.

год. На Казанской ТЭЦ-1 введены в эксплуатацию котел №11 типа ТГМ-84Б и турбогенератор №7 типа Р-50-130.

В 1981 году на Казанской ТЭЦ-3 запущен турбогенератор №5 типа Р-40-130.

году на Казанской ТЭЦ-1 произведена реконструкция турбины №4 с переводом ее на противодавление 1,2 ата.

Тип установленного оборудования:

энергетические котлы - всего 6, из них: 1хБКЗ-75/32б 2хТП-150/32, 3хТГМ-84Б;

водогрейные котлы 2хПТВМ-50;

турбины - всего 4, из них: 1хП-25-29/10-2, 2хПТ-60/75-130/13, 1хР-50-130/13;

топливо: газ, мазут.

Предусматривается расширение КТЭЦ-1 с установкой 3-х водогрейных котлов типа КВГМ-100. Ввод первого водогрейного котла намечается в 1992 году.

год. На станциях энергосистемы запущены автоматизированные системы коммерческого учета газа - АСКУГ и начинаются работы по ее внедрению в районных котельных.

Казанской ТЭЦ-1 совместно с АзИСУ были разработаны и внедрены технологии, позволяющие оптимизировать расходы реагентов на регенерацию ионитов, воды на собственные нужды, и существенно снизить количество сбрасываемых стоков. Была произведена реконструкция прямоточных фильтров НI, НII, АнII под фильтры ДП-конструкции, в них установлена среднедренажная система.

год. На Нижнекамской ТЭЦ-1 впервые в ОАО "Татэнерго" проведена модернизация проточной части турбины Р-100-130/15 с заменой осерадиальных надбандажных уплотнений на радиально-сотовые, что равнозначно вводу в работу дополнительной мощности 5-6 МВт.

На Казанской ТЭЦ-1 начинаются работы по внедрению двух ГТУ общей мощностью 50 МВт.

год. Завершены общестроительные работы по установке ГТУ на Казанской ТЭЦ-1. К 1 марта смонтированы два котла-утилизатора, изготовленные на Таганрогском котельном заводе.

На Казанской ТЭЦ-1 проведен первый "горячий" запуск блока №2 газотурбинной установки. Параллельно произведен первый "холодный" пуск блока ГТУ-25 №1. Пуск второго блока газотурбинной установки прошел с успешным выходом на номинальную мощность 25,2 МВт.

Следующим сотрудникам ТЭЦ-1 присвоено звание заслуженных энергетиков РСФСР и РФ: Богданову В.Э. , Галиеву И.Г., Маринину В.Г.; звание заслуженных энергетиков ТАССР и РТ: Багманову З.Б., Гайнутдинову К.Ш., Галиеву И.Г., Забалуеву Л.Г., Кадимуллину Г.Г., Миникаеву Х.Ф., Уварову М.Н. и др.

Директоры ТЭЦ-1:

Билан Григорий Семенович - 1943 - 1945 гг.

Азин Гарафей Шифгапович - 1945 - 1952 гг.

Валитов Камиль Гарифзянович - 1952 - 1956 гг.

Мусин Рашид Мусинович - 1956 - 1957 гг.

Кузовкин Николай Иванович - 1957 - 1968 гг.

Козлов Борис Васильевич - 1968 - 1977 гг.

Галиев Ильфат Габдрахманович с 1977 года.

Главные инженеры ТЭЦ-1:

Кузовкин Николай Иванович - 1943 - 1957 гг.

Кокров Анатолий Петрович - 1957 - 1974 гг.

Ратьков Вадим Николаевич - 1974 - 1979 гг.

Уваров Михаил Никитич - 1979 - 1985 и 1987 - 1993 гг.

Чадаев Александр Васильевич - 1985 - 1987 гг.

Миникаев Хатып Фатыхович с 1993 года.

казанская теплоэлектроцентраль энергосистема

Заключение

ТЭЦ-1 имеет большое значение для нашей республики. На Казанской ТЭЦ-1 впервые в Союзе применили жидкое шлакоудаление, что повысило надежность и экономичность котлов. За разработку этой системы группа работников ТЭЦ, в том числе начальник котельного цеха И. К. Гижиров, была удостоена Сталинской премии.

Казанский городской транспорт сегодня - это разветвленная сеть трамвайных и троллейбусных маршрутов. И мощности солидные. Ежедневно перевозя по улицам города сотни тысяч пассажиров, трамваи и троллейбусы потребляют свыше 20 тысяч кВт электрической мощности, такова была мощность Казанской ТЭЦ-1 в 1933 году.

С пуском Казанских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 по-настоящему упрочилась энергетическая база трамвайной сети. Она стала расширяться, втрое увеличилось ее электропотребление.

Список литературы

История энергетики Татарстана (1920-2000 гг.). Документы и материалы. Под ред. Ю.Г. Назмеева. Казань: ГАУ при КМ РТ. КГЭУ, 2001.-516 с.

Ибрагимов Ф.Ф., Самигуллин И.Т. История энергетики Татарстана: Курс лекций. - Казань: КГЭУ, 2006. - 56 с.

Владимирская ТЭЦ

.

Город хотя и просвещен, но мало освещен (в 1877 г.). Всех фонарей 215 (по одному на 82 саж. уличного протяжения), на расстоянии один от другого по Большой улице на 20 саж., а в боковых и за Лыбедью на 30-40; улицы освещаются в течении 9 месяцев, с августа по май. Освещение сдается от Управы подрядчику за 1997 руб., т.е. по 3 ½ коп. за вечер на фонарь. Здешние фонари скорее служат для усиления мрака, чтобы более оттенить окружающую тьму. Даже на Большой улице в осенний вечер при полном освещении можно, переходя улицу попасть под лошадь (хорошо еще, что езды мало), а в стороне от Большой улицы еле мерцающее светлое пятно фонаря замечается только тогда, когда подойдешь к нему на 2-3 шага. Кроме того Владимирские фонари могут содействовать также появлению натуральных «фонарей» ручными фонарями. При том те окраины, где освещение нужнее, где обыватель более рискует увязнуть или наткнуться на не доброго человека, почти лишены освещения, таковы прибрежные части Подъяческой улицы, Слободы, Ременники и т.п. (Субботин А.П., 1877 г.).

В конце XIX века стремительно развивающаяся промышленность Владимирской губернии выдвинулась на одно из первых мест в России. Этому способствовали: густая сеть рек и дорог, облегчавшая торговлю и перевозку материалов; запасы древесного и торфяного топлива, обеспечивающие предприятия энергией; дешевые людские ресурсы.

Директор Мальцевского технического училища закупил за рубежом динамо-машину и использовал ее как источник тока в электростанции, которая была размещена в левом крыле здания училища. Вращаясь от английской паровой машины, через трансмиссию, динамо-машина вырабатывала ток и освещала с 1885 года только мастерские училища. Так начала работать первая во Владимире электростанция инженера Советкина.

В 1949 году был выполнен проект архитектора Л.И. Пономаревой 42-квартирного жилого дома для работников ТЭЦ. Л.И. Пономарева разрабатывала его вместе с архитектором А.В. Покровским. Технический проект этого дома включал пояснительную записку и чертежи. В нём были предусмотрены необходимые изменения по сравнению с проектом четырёхэтажного дома на 47 квартир серии 6-48, разработанного архитектурно-проектной мастерской треста «Мосгорпроект». В доме предполагалось, кроме жилья, разместить продовольственный магазин, почту и телеграф. Планы этажей разрабатывала Л.И. Пономарева, автором фасадов стал архитектор А.В. Покровский. Здание, построенное на ул. Фрунзе, которая являлась основной магистралью города, должно было оформить главный въезд в историческую часть города с горьковского направления. Поэтому его угол был подчёркнут высотной композицией и наличием в доме магазина «Гастроном». Высотный акцент представлял собой 5-й этаж в виде круглой остеклённой башенки со шпилем - наблюдательный пункт МПВО (местная противовоздушная оборона). В применяемом проекте предусматривалось газовое отопление дома, но пришлось запроектировать обычную для тех времён котельную. Строительство дома началось в 1949 году и было разделено на две очереди. В первую входил блок на 34 квартиры, он претерпел наименьшие изменения по сравнению с типовым проектом: металлические прогоны перекрытий были заменены на перекрытия по деревянным балкам.
В 1952 году была закончена 1-я очередь строительства этого дома, а в следующем году была закончена и 2-я очередь.

Впервые реконструирована в 1947-1950 годах.
После войны из побежденной Германии на ТЭЦ-1 было доставлено новое оборудование: 4 котла «Борзиг» и 2 генератора.
В связи с быстроразвивающимся городом встал вопрос о строительстве новой ТЭЦ. В ноябре 1962 г. стала работать на полную мощность, равную 100000 кВт, первая очередь новой Владимирской теплоэлектроцентрали ТЭЦ-2.
В 1962 году была проведена реконструкция с переводом ТЭЦ-1 с твердого топлива (кусковой торф) на природный газ.
В 1963 г. обе электростанции были объединены в одно предприятие - Владимирскую ТЭЦ.
В 1970 году Коллектив Владимирской ТЭЦ награжден Ленинской Юбилейной Почетной грамотой обкома партии, облисполкома и облсовпрофа.

Ныне около 3/4 жителей областного центра пользуются теплом, поставляемым ТЭЦ. Многие промышленные предприятия г. Владимира связаны с ней широкой сетью коммуникаций, получают электроэнергию, тепло и пар для технических нужд.


Владимирская ТЭЦ

В 2012 году прошла информация, что ТЭЦ-1 находится в состоянии консервации.

Здание ОАО Владимирэнерго





Адрес: г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, д.106

«Владимирский учебный центр «ЭНЕРГЕТИК»


Ул. Большая Нижегородская, д. 91

«Владимирский учебный центр «ЭНЕРГЕТИК» - частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
История учебного центра начинается с ноября 1990 года, когда в объединении «Владимирэнерго» был создан учебно-курсовой пункт для подготовки кадров в электроэнергетике и повышения их квалификации.
В 2004 году учебно-курсовой пункт преобразован в учебный центр ОАО «Владимирэнерго».
8 октября 2009 года Правление Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» приняло решение о создании на базе учебного центра филиала «Владимирэнерго» частного образовательного учреждения «Владимирский учебный центр «Энергетик».
26 октября 2009 года «Владимирский учебный центр «Энергетик» зарегистрирован как самостоятельная организация.
Единственным учредителем «Владимирского учебного центра «Энергетик» является Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».
«Владимирский учебный центр «Энергетик» расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 91.
Учебным центром проводится профессиональная подготовка рабочих по 26 специальностям, а также дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и переподготовка). Кроме штатных преподавателей учебного центра к проведению занятий привлекаются квалифицированные преподаватели высших и средних учебных заведений города Владимира, ведущие специалисты - практики филиала «Владимирэнерго».

Электрификация Владимирской губернии

Источником силовой энергии для предприятий служили паровые машины. В качестве первичных двигателей использовались локомобили немецкой фирмы «Ланц» и дизельные установки.
В 1900 году в городе Гусь-Хрустальном на появились первые в губернии генераторы электрического тока - три английские динамо-машины мощностью по 35 кВт. В цехах на месте газовых рожков и керосиновых фонарей ярко вспыхнули 110-вольтовые электрические лампочки постоянного тока. Но по конструкции эту установку нельзя было отнести даже к малым электростанциям.
Керосин, газ, масло, свечной жир и лучина по-прежнему служили основным источником света.

Одними из первых в деле электрификации фабрики выступили братья Дербенёвы. Основав в 1891 году в трёх верстах от станции Новки своё дело (будущий гор. ), они быстро развивали его, используя для этой цели богатые топливные ресурсы района, труд крестьян и железную дорогу.
В 1908 году Дербенёвы приобрели швейцарскую турбину в 1500 лошадиных сил с генератором 1200 кВт и, спустя год, полностью электрифицировали фабрику и посёлок, в котором жили рабочие. Но уже через два года фабрика расширилась, и этой мощности стало не хватать. В 1911 году Дербенёвы приобрели и установили новый турбогенератор фирмы «Броун Бовери». Фабриканты бесплатно освещали дома тех рабочих, которые пускали к себе жильцов. Электрическая станция при Камешковской фабрике была по тому времени значительным техническим достижением. Для неё выстроили специальное двухэтажное кирпичное здание, в котором смонтировали котлы, турбогенератор мощностью 2500 кВт, панели контроля и управления. 1000 кВт мощности достаточно было для электрификации близлежащих фабрик, окрестных сёл и деревень. Вырабатывала станция переменный трёхфазный ток напряжением 525 В, с её пуском, производство продукции значительно выросло. Для работы генератора такой мощности требовалось много топлива, который добывался на Малом и Большом Урусовой болотах.

Первой электростанцией в сельских районах была . В 1909 году построил электростанцию для освещения своей усадьбы один из богатейших помещиков губернии В.С. Храповицкий. Эта маленькая станция была сделана с большой тщательностью. В центре одноэтажного кирпичного здания стояла котельная с невысокой трубой. Левое крыло занимал машинный зал размером 10x12 метров, в правой части разместился небольшой топливный склад с запасом берёзовых дров и пучков сушняка. В машинном зале было очень чисто. Выстланный цветной метлахской плиткой пол и облицованные зелёным плиточным стеклом стены придавали ему нарядный вид. Панели с приборами и автоматами защиты размещались на большом мраморном щите, стоявшем на высоком помосте и отгороженном от машинного отделения стеклянной стенкой. С помоста хорошо просматривался залитый потоками света зал с тремя паровыми машинами. Они были сблокированы с генераторами постоянного тока и вращали роторы динамо-машин. Для выполнения проводки к дворцу и другим постройкам использовали подземные кабели. Лишь до железнодорожной станции Храповицкая 2 установили столбы и повесили провода. Обычно работала динамо-машина средней мощности, в топке сжигали навязанные пучки сушняка. Когда же приезжал Храповицкий, случалось, работали и три машины. Станция не только освещала имение, но и питала насосы, которые закачивали воду в искусственные пруды и подавали её для хозяйственных нужд. Оборудование Храповицкий закупал в Германии у фирмы «Сименс Шукерт».
В основном крестьяне энергию вырабатывали вручную, используя тягловую силу животных. В незначительных количествах использовалась энергия воды и ветра на мельницах и маслобойнях.

Вскоре после свершения революции в губернии было построено 13 городских электростанций. Их мощность составляла 1000 кВт. Они были предвестниками грядущей большой энергетики и обеспечивали электроэнергией жилой фонд городов до 24 часов. С пуском электростанций потребность в приобретении керосина для освещения резко сократилась.

Продолжала электрифицироваться сельская местность. Люди просили, требовали и настаивали на строительстве электростанций, на устройстве в домах нового света.
По заказу жителей села Городищи Юрьев-Польского уезда был утверждён проект электростанции стоимостью 260 тысяч рублей и выделено 50 тысяч рублей крестьянам взаимообразно. На стройке трудились все от мала до велика, даже из соседних деревень приходили люди и по несколько дней работали бесплатно. Открытие и пуск станции на 200 лампочек проходил 3 октября 1920 года при невиданном скоплении народа. Свыше тысячи жителей старинного русского села, начали жить по-новому. Это была первая сельская электростанция, построенная по проекту и оборудованная в специально отведённом для неё помещении.
Электрификация сёл и деревень Меленковского района осуществлялась от генераторных установок картофелетёрочных заводов, которые строили по берегам речушек. Такая электрификация обладала тем недостатком, что заводы работали около трёх месяцев в году, а остальное время крестьяне вынуждены были пользоваться керосиновыми лампами. Эксплуатировать станцию круглый год только для освещения было невыгодным из-за большого расхода топлива. В связи с этим построили более крупную станцию близ д. Кулаки в Тургеневской волости, куда перевели нагрузку соседних сёл, одним из которых было село Кудрино.
В сельской местности электроэнергию использовали преимущественно для освещения, но уже во многих местах механизировали помол зерна, молотьбу, давали ток мастерским.
Электрификация совершалась в трудных условиях. Шла гражданская война, царила разруха, в ряде районов свирепствовал голод, болезни. Но тяга к новому была настолько сильна, что нашла отражение даже в стихах:
«Деревушка наша Лада
Никакого нет с ней слада:
Хлеба меньше поедим,
Электричества хотим.
Электричество под силу
И Пантюхе и Кириллу.
Эй, ребята, поживей,
Собирай деньгу скорей!
Соберём по доброй воле:
Кто богаче, тот поболе,
По червонцу - середняк,
За тобой слово, бедняк!
Что не хватит, - ссуду спросим,
Инженера к нам попросим.
Словом, братцы, уговор,
Заключаем договор!
От тяжёлой от работы,
От голодной от работы
Есть спасение одно:
В электричестве оно».
В целом по губернии для нужд города и села было выработано 1,5 млн кВт.ч. На одного жителя приходилось 1,15 кВт.ч. По нашему времени это мизерное количество электроэнергии, которого едва хватит, чтобы обеспечить работу утюга в течение часа, но для тех лет это было достижение.

Морозным утром 21 декабря 1920 года на стол Владимира Ильича Ленина положили ещё пахнущий типографской краской том плана ГОЭЛРО. «Владимир Ильич любовно пролистал книгу. Её завтра предстоит раздать делегатам VIII Всероссийского съезда Советов, сказать об её огромном значении», - вспоминал старейший энергетик страны А. Марков.
А на следующий день, выступая в Большом театре, Владимир Ильич сказал: «На мой взгляд, это вторая программа партии». Книга была первым государственным планом развития народного хозяйства. Около двухсот учёных, инженеров, техников под руководством Г.М. Кржижановского разрабатывали план электрификации России в течение года. Инициатором создания этой комиссии и вдохновителем её работы был В.И. Ленин.
И в наше время план ГОЭЛРО имеет огромное значение как образец научных расчётов по отраслям производства и по районам. В книге приводится обширный материал, характеризующий хозяйственное положение, как страны в целом, так и отдельных её областей, даётся описание природных ресурсов, тщательно анализируются достижения науки и техники, указываются трудности, которые могли встать на пути электрификации России, а также пути их преодоления. План ГОЭЛРО насчитывает свыше шестисот страниц и содержит карту электрификации России. В совокупности с электрификацией рассматривались планы государственного хозяйства, топливоснабжения, водной энергии, сельского хозяйства, транспорта, промышленности.
Макет карты электрификации России стоял в Большом театре. Многочисленные лампочки горели в точках строительства будущих электростанций, огненные полосы прочертили её в разных направлениях, обозначая линии электропередачи, электрифицированные водные и железнодорожные магистрали. Карта наглядно демонстрировала будущее России.
Только электрификация страны решала задачу механизации и рационализации труда, поднятие его производительности и в кратчайший срок ликвидации разрухи.
По плану электрифицируемая часть России делилась на 8 экономических округов, подразделяющихся на Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский и Туркменский районы. Районизация, выполненная на основе тщательного анализа экономического положения страны с учётом наличия полезных ископаемых, состояния транспортных артерий и географических особенностей этих территорий, - выдающееся научное достижение.
В плане намечались пути использования действующих электростанций, и обосновывалась необходимость строительство новых электроцентралей и линий электропередач. Учёту подлежали лишь генераторные установки переменного тока мощностью 1000 кВт. Из имевшихся электростанций во Владимирской губернии в план была включена одна, как наиболее перспективная и достаточно обеспеченная торфяным топливом. Это станция фабрики Н. Дербенёва. С неё электроэнергию можно было передать в город Ковров, который не имел электростанции.
Владимирская губерния наряду с Московской, Иваново-Вознесенской, Нижегородской и ещё четырнадцатью губерниями вошла в Центрально-Промышленный район.
Необходимо было резко увеличить торфодобычу на Камешковских и Гусевских болотах для замены электроприводом паросиловых установок и ускорить строительство электроцентралей с развитой системой электропередачи вплоть до 1930 года общей мощностью 100000 кВт. Имевшиеся генераторные мощности составляли лишь 7,5% от требуемых.
Необходимую для губернии мощность наметили обеспечить пятью государственными электростанциями (ГРЭС), работающими на торфе. Это «Электропередача», Шатурская, Иваново-Вознесенская, Нижегородская, Владимирская (которую предстояло построить). Нагрузку на 20% должны были принять станции Московского подрайона, а 80% - Волжского. При строительстве ТЭЦ предполагалось частично использовать опыт строительства и эксплуатации крупнейшей электростанции того времени - «Электропередача», вошедшей в строй в 1914 году, мощностью 15000 кВт. Станция была построена в 70 километрах от Москвы на Богородских торфяных болотах.
Строительство электростанций возглавлял В.В. Куйбышев.
Для пропаганды идей электрификации в губернии издавались плакаты, листовки, обращения. В то время вышла брошюра Виноградова о разъяснении трудящимся плана электрификации страны и губернии, которая не осталась не замеченной Лениным. Он следил за всеми выходящими книгами, глубоко вникал в хозяйственное положение каждого района, заботился о выполнении плана электрификации каждой губернией.

В 1925 г. от Шатурки был дан ток на предприятия Цегостреста и затем на ф-ки «Коммунистический Авангард» и им. Лакина, причем потребление энергии на всех этих фабриках в связи с постепенной установкой электромоторов увеличивалось в течение 2-х лет.
В северо-западном районе производится расширение теплоэлектростанции при фабрике «5-й Октябрь», где произведена установка турбины мощностью в 2500 квт. и проведена линия электропередачи отсюда на ф-ку «III Интернационал».

В связи с провозглашением курса на индустриализацию страны губернскими органами был разработан десятилетний Генеральный план электрификации губернии до 1936 года, который углублял и дополнял программу ГОЭЛРО. Поскольку предприятия нуждались не только в электроэнергии, но и в паре и горячей воде, выгодным являлось вторичное использование пара после турбин ТЭЦ.
Вся губерния была разделена на пять районов: Западный, Центральный, Северо-восточный, Юго-восточный и Южный. В Центральный район входили Собинка, Владимир, Оргтруд, Камешково и Ковров. Средства, вкладываемые в электрификацию, окупились в течение первого десятилетия. Перевод промышленности на местное топливо обеспечивал предприятия надёжной энергетической базой. При создании энергосистемы строителям повсюду приходилось преодолевать огромные трудности. Все работы по установке опор, раскатке и подвеске проводов проводились вручную. Трасса высоковольтных линий проходила по густым лесам и топким болотам. Это затрудняло гужевые перевозки. Просеки прорубали на десятки километров.

Управление губернского электротехника организовано в 1927 году. В задачи управления входил электронадзор за существующими в губернии электростанциями, разработка плановых вопросов электрохозяйства, рассмотрение и дача заключений по проектам как электростанций, так и сетей, выдача разрешений на постройку станций мощностью до 500 кв. и сетей до 6600 вольт, осмотр готовых электроустановок и выдача разрешений на их эксплуатацию. Управлением давались консультации для приезжающих с мест представителей по различным вопросам, касающимся электрофикации промышленности, городов и сельского хозяйства, делались выезды на места для освидетельствования установок, указаний по ним и т.п.

К 1938 г. в Вязниковском уезде проложена трасса от Балахны до Вязников и установлены опоры для линии передачи, производится постройка и оборудование главной Вязниковской подстанции для приема энергии от Балахны и построена линия передачи протяжением 58 км. для электрофикации фабрик 2-го Льноправления и Губтекстильтреста (вязниковское кольцо).
В Муромском уезде производится оборудование подстанции в Ваче (900 ква) для электрификации фабрик Павмурмета и предприятий Муромского кустпромсоюза и постройка линии передачи Павлов-Вача.

"Из истории электрификации Ополья"

Преобразования происходили повсюду. Уже 19 февраля 1918 года на съезде фабрично-заводских комитетов профессиональных союзов был образован Владимирский Губернский Совет Народного хозяйства (ГСНХ). Коммунисты ГСНХ учли сложность и многочисленность проблем, которые вставали на пути электрификации губернии. В июне 1919 года по инициативе Президиума ГСНХ в составе Губсовнархоза учреждается новый орган - Электроотдел.
См. . Основная статья:

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Развивающаяся промышленность Урала тридцатых годов требовала все возрастающего количества электрической и тепловой энергии. В апреле 1934 года правительственная комиссия произвела выбор площадки для строительства Уральского алюминиевого завода и теплоэлектростанции. Это была обширная территория на правом берегу реки Исеть, вблизи деревни Красная Горка, а ТЭЦ впоследствии стала называться Красногорской.

ИСТОРИЯ

Первый технический проект станции был разработан Московским отделением Всесоюзного государственного института "Теплопроект" в 1935 году, сначала Красногорская ТЭЦ строилась как энергетический цех Уральского алюминиевого завода для обеспечения его электрической и тепловой энергией. Проектная мощность станции составляла 125 тыс. кВт с возможностью расширения до 325 тыс. кВт, по этому проекту предусматривалась установка котлов производительностью 160/200 тонн пара в час с давлением 35 атмосфер и температурой 425 град. С, одной теплофикационной турбины типа АТ-25-1, трех турбин с производственным отбором пара типа АП-25-1 и одной конденсационной турбины типа АК-25-2 с возможностью замены ее в будущем на теплофикационную, в случае увеличения тепловой нагрузки. Это была самая мощная ТЭЦ в Советском Союзе.

Строительство сооружений первой очереди станции началось в 1935 году, а 10 марта 1939 года уже были пущены первый турбогенератор мощностью 25 тыс. кВт и один котел. 9 августа Красногорская ТЭЦ передана в ведение наркомата электростанций и электропромышленности как самостоятельное предприятие.

Великая Отечественная война заставила заново пересмотреть проекты окончания строительства. По решению Государственного Комитета Обороны проектная мощность должна быть увеличена почти в два раза, а сроки ввода мощностей в эксплуатацию - значительно сокращены. В результате только за период Великой Отечественной войны мощность ТЭЦ увеличилась с 50 до 275 тыс. кВт, далеко опередив первоначальную величину. До 1943 года нерешенной технической проблемой считался вопрос шлакозолоудаления из-под котлов. По предложению инженера Москалькова В.А. впервые в стране на Красногорской ТЭЦ была внедрена система удаления шлака и золы с помощью гидроаппаратов, которая получила распространение на многих электростанциях страны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года за успешную работу по освоению новых мощностей и энергоснабжению алюминиевой промышленности Красногорская ТЭЦ была награждена орденом Ленина.

В связи с переводом Красногорской ТЭЦ в 1957 году на сжигание экибастузского угля с высокой зольностью возникла необходимость замены несправляющихся систем золоулавливания и золоудаления. Проблема эта была решена с помощью двухступенчатой схемы очистки, с установкой мультициклонов и скубберов типа МП-ВТИ.

Фактически строительство Красногорской ТЭЦ закончилось в 1957-1958 гг. установкой турбогенератора номер 10 и котла номер 14 типа ТП-200. Однако в связи с ростом потребления тепловой энергии заводом и городом по проектам Харьковского филиала ЦКВ были реконструированы

восемь турбин, а модернизация десяти котлов и вспомогательного оборудования котельной повысила производительность котельного цеха на 120-200 т/ч без установки дополнительного оборудования.

С 1966 года начались работы по переводу котлов на сжигание природного газа. Сегодня на газ переведено 10 котлов, что заметно повысило экономичность их работы и благоприятно сказалось на экологической обстановке в городе. В 1971 году пущена в эксплуатацию химводоочистка № 2, в 1989 году – химводоочистка № 3. Таким образом, к началу 1990-х годов технологическая система станции в целом приобрела тот вид, в котором существует сегодня.

В 2015 году Красногорская ТЭЦ официально вошла в состав Уральского алюминиевого завода. Как отмечают в компании, приобретение активов теплоэлектроцентрали позволит РУСАЛу обеспечить снижение стоимости энергоресурсов на УАЗе и стабильное производство глинозема. Продажа электростанции промышленному потребителю обеспечит оптимальную нагрузку на генерирующие мощности объекта.



Поделиться