Из опыта внедрения сервиса «Электронный журнал. Электронные дневники: особенности, возможности и опыт работы Электронный журнал особенности работы с ним

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фощеватовская средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»

Электронный журнал

как средство оптимизации учебного процесса.

Выполнила:

учитель обществознания МБОУ «Фощеватовская СОШ»

Филиппова Надежда Антоновна

2014 год

Медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ. Образование не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно. Среди прочих должностных обязанностей учителя указывается: "Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся )."

Зачем нужен электронный журнал в школе

Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников.

Рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала, которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.

Программа имеет интуитивно понятный интерфейс, повторяющий традиционный классный журнал. Основные приемы работы очень просты, что значительно облегчает освоение программы пользователями с самыми разными навыками работы с ПК. Можно отметить значительную экономию времени при работе с программой и освобождение учителя от рутинных операций. Программа автоматизирует процесс тематического планирования и дает возможность, как учителю, так и администрации отслеживать прохождения программы и при необходимости осуществлять ее корректировку.

Отличительной особенностью программы является возможность работы программы, как локально, так и в сети интернет. Программа работает на основе уже имеющейся в школе базы данных, что освобождает школу от необходимости ведения нескольких баз данных.

Использование в деятельности всех учителей-предметников электронного классного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является постепенный переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов.

Зачем нужен Электронный журнал для школы

    Доступность журнала в любое время в любом месте, где есть интернет

    Удобный автоматизированный контроль за успеваемостью

    Контроль над количеством и полнотой выставляемых оценок

    Представление расчетных показателей (средней оценки, % успевающих, СОУ и т.д.)

    Составление любых отчетов полностью автоматизировано (в т.ч. посещаемость и причины пропусков)

    Инструменты для прямой связи между учителями и родителями школьников

    Домашнее задание и замечания попадают напрямую в электронный дневник ученика

    Возможность снабжать д/з дополнительными электронными материалами (файлами)

    Централизованный способ оповещения – о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.

    Возможность проводить опросы и тестирования, в том числе удаленно (через интернет)

    Помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ

Мы реализовали все эти и многие другие возможности, и постарались, чтобы работать вЭлектронном журнале было легко и удобно.

И самое главное – наша система позволяет добавлять в нее новый функционал, необходимый именно для вас и вашей организации!

Поэтому, если в вашей практике используются особые формы отчетов или ведется дополнительная статистика, мы готовы предоставить вам эти инструменты.

Преимущества «электронного классного журнала» :

    "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса,

    объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;

    возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом;

    облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;

    высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности

В первую очередь необходимо создать условия для работы учителя-предметника с «ЭЖ» на рабочем месте. В школе все рабочие места учителей-предметников должны быть оснащены компьютером. Единая локальная сеть объединит все эти компьютеры и все компьютеры, которые использует администрация школы.

Моя принципиальная позиция заключается в том, что учитель-предметник должен работать с электронный журналом только на своем рабочем месте в режиме реального времени. Информационные технологии должны на деле облегчать труд учителя, а не усложнять его. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога.

Но для того, чтобы это все начало работать администрация школы провела семинар, основной идеей которого был показ конкретных возможностей программы «ЭЖ» для реального облегчения труда учителей-предметников и классных руководителей. В ходе этого обучения осваиваются основные технологические приемы работы с программой. Особенно важно чтобы навыки работы получили все учителя школы, так как все учителя будут работать с программой самостоятельно.

Серьезным препятствием для внедрения «электронного журнала» является то, что электронный документ в школе не имеет официального статуса и не может быть полноценной заменой традиционному журналу. Таким образом, возникла необходимость ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме (бумажный журнал).

Так как работа с «ЭЖ» обязательна для всех учителей, показателем результативности можно считать своевременность занесения информации, объективность вывода итоговых отметок. Хочется подчеркнуть, что информационные технологии в нашей школе не самоцель, а всего лишь средство для повышения качества нашей деятельности.

Сейчас электронный классный журнал в нашей школе - это комплекс программных средств для ведения учета текущей успеваемости учащихся и контроля их посещаемости.

Электронный журнал учителем используется для решения следующих задач:

    • автоматизация учета и контроля процесса успеваемости и посещаемости учащихся;

      планирование, фиксирование и контроль этапов и уровня фактического усвоения учебных программ;

      оперативный доступ классного руководителя к оценкам учащихся класса за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время;

      повышение объективность выставления промежуточных и итоговых отметок.

При ведении электронного журнала программа автоматически рассчитывает средний балл с возможностью изменять вес каждой отметки (контрольная работа, самостоятельная, практическая и т.д.). Данный средний балл для учителя является ориентиром, итоговую отметку учитель ставит сам. Таким образом, устраняется возможность ошибки и необъективности выставления итоговой отметки. Кроме того, в случае если средний балл у ученика на

уровне отметки «2» , то учитель сразу понимает с каким учеником нужно поработать.

В то же время современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности получения информации о том или ином объекте без посещения места расположения объекта. Как использовать возможности современных электронных систем коммуникации на пользу образовательному процессу? Как сделать так, чтобы виртуальная реальность не разъединяла, а объединяла учителей, учащихся и их родителей? Что чаще всего интересует каждого участника образовательного процесса? За какой информацией обращается каждый из них в школе, что ему приходится делать, чтобы получить необходимую информацию, сколько времени приходится затратить на это?

Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала

    Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом запланированных замен

    Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, записанное самим учителем

    Следить за своей средней оценкой

Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.

Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Преимущества использования Электронного журнала для родителей

    Родители узнают об оценках в день их выставления

    Немедленно информируются о прогулах своих детей

    Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.

    Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью

    Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку

    При желании будут получать уведомления через sms или электронную почту

    Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни

    Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней оценки

    Смогут быть информированными в случае пропуска родительского собрания

Ученика интересует информация о расписании уроков, о своих успехах, о домашнем задании. Многим школьникам хотелось бы получить сведения, на основе которых он может соотнести свои успехи с успехами других учащихся класса или школы, понять, надо ли ему что-то менять в своей учебной деятельности. Ученики часто заглядывают в бумажный журнал, чтобы посмотреть, как учатся другие. К сожалению, иногда случается так, что по каким-то причинам не все отметки выставлены в дневник. Часто на переменах вместо того, чтобы отдохнуть, школьники толпятся у учительского стола с журналами и дневниками или торопятся списать домашнее задание. Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный числовой код учащегося в системе.

«Электронный дневник» – это сервис, который помогает родителям принимать активное и более качественное участие в воспитании и образовательном процессе своих детей, а также обеспечивает более четкий и высококачественный обмен информацией с учителями, классным руководителем и администрацией школы. Родители получают возможность сверять правильность записи домашнего задания и контролировать его выполнение, а также анализировать и планировать вместе с учащимся его текущую успеваемость.

Возможности «Электронного дневника» учащегося:

первая вкладка «Дневник» полностью дублирует бумажный вариант дневника школьника и включает в себя перечень занятий по дням недели, сведения о домашнем задании, а также результаты отметочной деятельности.

на второй вкладке «Оценки» отображаются отметки учащегося за все учебные периоды. Отображение отметок возможно как в упрощенном, так и в расширенном виде, который позволяет отобразить отметки учащегося с учетом дат уроков. В столбце итогов рядом с итоговой отметкой отображается рейтинг учащегося в классе по каждому предмету.

третья вкладка «Сообщения» предназначена для возможности прочитать запись в электронном дневнике учащегося, которую может оставить классный руководитель, учитель или администрация школы.

Родителям и учащимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальный пароль. Логин имеется у каждого учащегося. Далее, введя логин и пароль, родители и учащиеся получают доступ в электронному дневнику своего ребенка.

Родители нашей школы получают информацию об итогах текущей успеваемости, посещаемости только своего ребенка, содержания домашнего задания за определенный период времени через школьный сайт на своем рабочем или домашнем компьютере.

Таким образом, родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса не на словах, а на деле. Доступ к электронному дневнику по коду доступа возможно только к данным своего ребенка. Реализация программы имеет ярко выраженную социальную направленность, т.к. отсутствуют затраты со стороны родителей.

Введение электронного журнала и электронного дневника- это новый стандарт информатизации школы в ближайшем будущем. Он позволяет школе встать на современную ступень Информационно-коммуникативных технологий(ИКТ ), соответствовать всем ее требованиям.

Электронный школьный журнал – новый бесплатный инструмент учителя и администрации, прекрасный помощник для родителей и учеников.

Практическая работа учителей с Электронным журналом

(ЭМОУ Белгородской области)

Электронный журнал: специфика работы и анализ аудитории

Уходят в прошлое времена, когда электронные журналы рассматривались как облегченный вариант бумажного («настоящего») журнала. Успешных примеров пока не так много, но они доказывают, что электронные журналы встают вровень с конвенциональными изданиями, сохраняя при этом некоторые важные особенности и преимущества. Мы рассмотрим специфику работы электронного журнала и опыт анализа читательской аудитории на примере журнала «Экономическая социология».

Специфика и преимущества электронного журнала

Первые электронные журналы в России создавались на рубеже нового тысячелетия «на вырост» в то время, когда интернет-аудитория была довольно ограниченной. В 2000 г. число интернет-пользователей составляло 3,6% городского населения России. 56% горожан, по данным Фонда «Общественное мнение» вообще не слышали об Интернете. Время скачивания файла в 1 Мб составляло до 10 минут (приходилось удерживать объем номера в пределах 1,2 Мб и делать выносные приложения). А основным средством переноса информации были 3,5-дюймовые дискеты. Сейчас многие из перечисленных вещей воспринимаются с улыбкой. Технические ограничения доступа к электронным журналам сняты, а наличие электронных версий журнала (или хотя бы наличие аннотаций на сайте) превратилось из экзотики в обязательное требование для всякого издания. Лучшие электронные журналы перестают рассматриваться как своего рода «недоиздания». Многие даже начали видеть в них основную перспективу развития журнального дела.

Соблюдая принципиальное единство академических и издательских требований с обычными журналами, электронное издание имеет и свои заметные преимущества перед бумажными собратьями.

Главное преимущество электронного журнала – абсолютная доступность для читателя с первого до последнего номера с момента выхода каждого номера. Можно с легкостью и в любой момент получить все номера журнала и держать их под рукой в своем компьютере. Ссылки на журнальные статьи легко интегрируются в виртуальные тексты и электронные учебные программы , используются в Learning Management Systems.

К этому добавляется точное знание реального «тиража» каждого номера. Он измеряется по числу скачиваний пользователями полного номера (цифры см. ниже). Этот тираж, в отличие от обычного журнала, не фиксирован, он растет постоянно с каждым годом и различается по отдельным номерам. Это позволяет, помимо прочего, определять фокусы читательского интереса на статистическом уровне.

Установленные счетчики позволяют довольно детально измерять объем и структуру читательской аудитории в целом и по каждому отдельному номеру (к примерам мы еще вернемся).

Электронный журнал более экономичен. Редакционно-издательские расходы здесь аналогичны бумажному изданию. Но за счет отсутствия расходов на тиражирование, издержки на издание электронного журнала уменьшаются по сравнению с конвенциональным журналом примерно в два раза.

Наконец, электронный журнал предоставляет читателю дополнительные сервисы – возможности поиска по ключевым словами, быстрый просмотр всех номеров по выделенным рубрикам, получение статистики и пр. Делается сетевая рассылка постоянным читателям журнала, возможно развитие интерактивных форм с читателями.

Журнал «Экономическая социология», о котором пойдет далее речь, не имеет отдельной бумажной версии. Он принципиально создавался и продвигался именно как электронный журнал, чтобы доказать, что данный формат не только не является вторичным, но может состязаться с лучшими бумажными журналами, а со временем и превзойти многие из них.

Портрет электронного журнала

Электронный журнал «Экономическая социология» издается с 2000 г. Учредителями являются Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (с 2007 г.) и Вадим Валерьевич Радаев (главный редактор).

Цель журнала с самого его первого номера – утверждать международные стандарты экономико-социологических исследований, представлять современные работы российских и зарубежных авторов в области экономической социологии, информировать профессиональное сообщество о новых исследовательских проектах, вовлекать в профессиональное сообщество молодых коллег , а также обмениваться опытом преподавания социально-экономических дисциплин. В каждом номере даются новые переводы, в основном речь идет о «современной классике» - наиболее известных работах 1990-2000 гг. Все рубрики – постоянные, содержатся в каждом номере.

Журнал остается единственным в России специализированным академическим изданием в области экономической социологии и занимает в ней ключевые позиции. В нем публикуются материалы, отражающие современное состояние экономической социологии и способствующие развитию данной области в ее современном понимании.

Доступ ко всем номерам журнала – постоянный, свободный и бесплатный по адресу http://www. ecsoc. hse. ru. Каждый номер содержится в едином файле (10-12 п. л. в PDF-формате).

Журнал выдерживает все требования к академическому периодическому изданию. Все номера проходят через полный цикл редакторской обработки и корректуры. Выдерживается единый стандарт оформления материалов. Журнал имеет полную профессиональную дизайнерскую верстку. С 2008 г. введено обязательное двойное анонимное рецензирование всех статей. Журнал не взимает никакой платы за публикации.

Формально журнал также ничем не отличается от конвенционального бумажного издания. В нем есть редакционный совет и постоянный состав редакционных сотрудников (отв. секретарь журнала –), имеет ISSN 1726-3247, зарегистрирован в Минпечати (Эл № 77-8029). С 2009 г. включен в РИНЦ, в 2010 г. в числе первой группы электронных журналов вошел в список журналов ВАК РФ.

Журнал выпускается 5 раз в год: в январе, марте, мае, сентябре и ноябре. Его отличает скрупулезная точность выхода – каждый номер выходит в третью декаду заявленного месяца. Ни один номер за 11 лет не опоздал ни на один день.

Ежегодно, начиная с 2006 г., журналом проводится общероссийский конкурс работ региональных авторов и начинающих авторов. Работы победителей и занявших вторые места публикуются в журнале.

Импакт-фактор журнала (РИНЦ, 2009) – 0.189. По данному показателю журнал находится на 4 месте среди специализированных социологических изданий (если убрать «шумы» из этого списка), пропуская вперед «Мир России», «Регион: Экономика и социология» и «Журнал исследований социальной политики» и обходя многие другие сильные социологические издания.

Опыт измерения читательской аудитории

Электронный формат журнала позволяет сформировать относительно детальные представления о своей читательской аудитории – ее объеме, структуре по разным показателям, следить за динамикой по годам, прослеживать с этой точки зрения судьбу каждого отдельного номера или отдельного материала (если номера «разрезаны»). Мы приведем наиболее говорящие значимые цифры о посетителях сайта журнала «Экономическая социология» и его читательской аудитории.

Численность посетителей журнального сайта имеет относительно устойчивую тенденцию к росту, доходя до полутора раз в год. За период издания журнала среднемесячная посещаемость сайта выросла с 500 до более чем 4 тыс. уникальных посетителей. Прослеживаются четкие сезонные колебания в этой посещаемости с провалом в июле-августе (в этот период журнал не выходит) и двумя пиками – в мае и декабре каждого года (накануне студенческих сессий).

Рис. 1. Среднемесячная посещаемость сайта (количество уникальных адресов)

Примечание: Временное падение числа посещений в 2010 г. вызвано пробелами статистического учета в связи с переводом журнала на другую технологическую платформу.

Постепенно растет и читательская аудитория журнала. Тираж журнала увеличивается накопительным итогом. В первый месяц после выхода каждый номер скачивают до 1 тыс. человек. За год эта цифра вырастает в среднем до 2,5 тыс., за два года – до 4,5-5 тыс. А за пять лет он выходит на нормальный уровень – 5-7 тыс. скачиваний в зависимости от номера. Несколько номеров-лидеров приближаются к 8-тысячной отметке. Средний тираж спустя год после выхода журнала постепенно ускоряется.

Рис. 2. Средний тираж журналов одного года на 17.12.2011 (накопительный итог)

Примечание : Счетчик был поставлен в 2001 г. Полное число скачиваний номеров за 2000-2001 гг. в действительности несколько больше.

Географический срез читательской аудитории разделяет ее на три близкие по размеру части. Первая треть приходится на Москву, вторая – на российские регионы, третья – на читателей из других стран (ближнее и дальнее зарубежье делятся примерно пополам). В ближнем зарубежье выделяются Украина, Беларусь и Казахстан, в дальнем зарубежье – США, Канада, Болгария, Германия.

Будущее журнала

Несмотря на доступность необходимых финансовых ресурсов, журнал будет оставаться электронным проектом. Но жизнь не стоит на месте, и многое в работе журнала вскоре изменится.

Завершился первый десятилетний цикл издания журнала. И мы считаем, что основная функция этого периода – просветительская – относительно успешно выполнена. Экономическая социология институционализирована как профессиональная дисциплина. Переведена критическая масса классических и современных зарубежных текстов, что позволило ввести в оборот ключевые термины и концепции, сформировать профессиональный язык для русскоязычной аудитории. Создан корпус текстов, отражающих результаты теоретических и эмпирических исследований русскоязычных авторов. При сохранении просветительского элемента своей деятельности журнал должен в ближайшие несколько лет перейти на новый уровень работы и решать иные профессиональные задачи.

В качестве ключевого ориентира на ближайшую перспективу определена задача интернационализации журнала «Экономическая социология». Это не означает перехода на английский язык (кроме уже представленных аннотаций статей и англоязычного сайта). Журнал по-прежнему будет работать на широкую русскоязычную аудиторию, но делаться это будет немного иначе. Будет создаваться международный редакционный совет журнала – не для формального включения выдающихся имен, а для изменения формата деятельности журнала путем активного включения наших зарубежных коллег, работающих на русском языке , в его деятельность.

Журнал будет уделять большее внимание текущим исследованиям, проводимым в международном профессиональном сообществе. Поскольку пул российских авторов, выдерживающих предложенные стандарты академических текстов, остается довольно узким, планируется расширять круг авторов за счет исследователей из разных стран. Также более активно будут публиковаться тексты из смежных дисциплин – неоинституциональной экономической теории , антропологии, экономической психологии и других областей, который могут представлять интерес для экономсоциологов.

«Электронный журнал в работе учителя и классного руководителя»

Электронные журналы и дневники медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ. Образование не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно.

Программа имеет интуитивно понятный интерфейс, повторяющий традиционный классный журнал. Основные приемы работы очень просты, что значительно облегчает освоение программы пользователями с самыми разными навыками работы с ПК. Можно отметить значительную экономию времени при работе с программой и освобождение учителя от рутинных операций. Программа автоматизирует процесс тематического планирования и дает возможность, как учителю, так и администрации отслеживать прохождения программы и при необходимости осуществлять ее корректировку.

Программа работает на основе уже имеющейся в школе базы данных, что освобождает школу от необходимости ведения нескольких баз данных.

Использование в деятельности всех учителей-предметников электронного классного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является постепенный переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов.

Преимущества «электронного классного журнала» :

  1. "прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса,
  2. объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;
  3. возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом;
  4. облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;
  5. высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности

В первую очередь мы создам все условия для работы учителя-предметника с «ЭЖ» на рабочем месте. Единая локальная сеть объединяет все школьные компьютеры и все компьютеры, которые использует администрация школы.

Моя принципиальная позиция заключается в том, что учитель-предметник должен работать с электронный журналом только на своем рабочем месте в режиме реального времени. Информационные технологии должны на деле облегчать труд учителя, а не усложнять его. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога.

Но для того, чтобы это все начало работать администрация школы провела семинар, основной идеей которого был показ конкретных возможностей программы «ЭЖ» для реального облегчения труда учителей-предметников и классных руководителей. В ходе этого обучения осваиваются основные технологические приемы работы с программой. Особенно важно чтобы навыки работы получили все учителя школы, так как все учителя будут работать с программой на своем рабочем месте самостоятельно.

Серьезным препятствием для внедрения «электронного журнала» является то, что электронный документ в школе не имеет официального статуса и не может быть полноценной заменой традиционному журналу. Таким образом, возникла необходимость ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме.

Так как работа с «ЭЖ» обязательна для всех учителей, показателем результативности можно считать своевременность занесения информации, объективность вывода итоговых отметок. Регулярно проводится мониторинг затруднений, с которыми сталкиваются учителя и в системе проводятся инструктивные семинары по преодолению этих затруднений.

Хочется подчеркнуть, что информационные технологии в нашей школе не самоцель, а всего лишь средство для повышения качества нашей деятельности.

Сейчас электронный классный журнал в нашей школе - это комплекс программных средств, включающий базу данных, созданную в автоматизированной информационно-аналитической системе «Параграф» и программу «Классный Журнал», как средства доступа и работы с ней для ведения учета текущей успеваемости учащихся и контроля их посещаемости.

Зарегистрировавшись на портале "Петербургское образование", родители получают возможность реально влиять на процесс обучения своего ребенка и тем самым вместе со школой решать проблему повышения качества образовательного процесса не на словах, а на деле. Доступ к электронному дневнику по коду доступа возможно только к данным своего ребенка. Реализация программы имеет ярко выраженную социальную направленность, т.к. отсутствуют затраты со стороны родителей.

Введение электронного журнала и электронного дневника- это новый стандарт информатизации школы . Он позволяет школе встать на современную ступень Информационно-коммуникативных технологий(ИКТ ), соответствовать всем ее требованиям.


Общие положения

1.1. Положение о ведении журнала успеваемости учащихся в электронном виде в МБОУ «СОШ № 12» разработано в целях осуществления единого подхода по реализации требований к ведению учебно-педагогической документации.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

(приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Поручение президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22.12.2010 года «О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах»;

1.3. Настоящее Положение определяет понятия, цели, требования, организацию и работу журнала успеваемости учащихся в электронном виде (далее - электронный журнал).

1.4. Электронный журнал является государственным нормативно – финансовым документом и аналогом бумажного классного журнала.

1.5. Электронный журнал служит для решения задач, описанных в п. 2.2. настоящего Положения.

1.6. Электронный журнал предназначен для учета выполнения учебных программ, в том числе:

Учет проведенных занятий с отражением тематики, занятости педагогических работников образовательного учреждения, отклонений от ранее запланированного графика;

Учет домашних заданий;

Учет результатов выполнения учебной программы учащимися (успеваемость);

Учет посещаемости занятий учащимися.

1.7. Электронный журнал является частью информационной системы образовательного учреждения.

1.8. Ведение электронного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя.

1.9. Электронным журналом называется комплекс программных средств, включающий базу данных, созданную в автоматизированной информационной системе «Сетевой город Образование» (далее по тексту ИС).

1.10. Поддержание информации, хранящейся в базе данных ИС, в актуальном состоянии является обязательным для всех пользователей ИС.

1.11. Пользователями электронного журнала являются: директор, заместители директора по УВР, классные руководители, учителя-предметники, секретарь, инспектор по кадрам, администратор ИС, учащиеся и их родители (законные представители).

Цели и задачи

2.1. Основными целями настоящего положения являются:

Установление исполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов, федерального компонента государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности;

Установление единых требований по ведению электронного журнала в МБОУ «СОШ № 12».

2.2.Электронный журнал используется для решения следующих задач:

2.2.1. Автоматизация учета и контроля процесса успеваемости. Хранение данных об успеваемости и посещаемости учащихся.

2.2.2. Фиксирование и регламентация этапов и уровня фактического усвоения учебных программ, предусмотренных учебным планом.

2.2.3. Вывод информации, хранящейся в базе данных, на бумажный носитель, для оформления в виде документа, соответствующего требованиям российского законодательства к ведению внутришкольной документации.

2.2.4. Оперативный доступ к отметкам за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время.

2.2.5. Повышение объективности выставления промежуточных и итоговых отметок.

2.2.6. Автоматизация создания периодических отчетов учителей и администрации.

2.2.7. Прогнозирование успеваемости отдельных учащихся и класса в целом.

2.2.8. Своевременное информирование родителей по вопросам успеваемости их детей за определенный период времени в виде сообщения SMS на их мобильные телефоны (по желанию родителей (законных представителей) или посредством сервиса «Почта».

2.2.9. Информирование родителей и учащихся через информационно – коммуникационную сеть Интернет об успеваемости, посещаемости детей, их домашних заданиях и прохождении программ по различным предметам.

2.2.10. Оперативный контроль выполнения учебной и педагогической нагрузки.

2.2.11. Повышение ИКТ – компетентности сотрудников образовательного учреждения, обеспечение нового уровня культуры проведения учебных занятий.

2.2.12. Анализ успеваемости и посещаемости учащихся, корреляция качества усвоения учебного материала по темам с учетом используемых методик и технологий обучения.

2.2.13. Возможность прямого общения между учителями, администрацией, родителями (законными представителями) и учащимися вне зависимости от их местоположения.

Правила и порядок работы с электронным классным журналом

3.1. Вход в систему «Сетевой город Образование» возможен с помощью web-браузера по адресу http://net.nguo.ru/ или http://net2.nguo.ru/. Доступ осуществляется посредством введения имени пользователя и пароля (далее - реквизиты).

3.2. Пользователи получают реквизиты к электронному журналу в следующем порядке:

а) администрация, учителя-предметники, классные руководители, секретарь, инспектор по кадрам получают реквизиты доступа у администратора ИС;

б) родители (законные представители) и учащиеся получают реквизиты доступа у классного руководителя.

3.3. Классные руководители своевременно заполняют журнал и следят за достоверностью данных об учащихся и их родителях (законных представителях), ведут переписку с родителями, используя сервис «Почта».

3.4. Учителя-предметники аккуратно и своевременно заносят данные об используемых учебных программах и их прохождении, об успеваемости и посещаемости учащихся, домашних заданиях, используют Систему Интерактивного Тестирования Знаний "СИнТеЗ" для проведения тестирования учащихся в дистанционном режиме.

3.5. Заместители директора образовательного учреждения осуществляют периодический контроль за ведением электронного журнала (содержащий процент участия педсостава в заполнении журнала, процент учащихся, не имеющих отметок, процент учащихся, имеющих одну отметку, заполнение страницы «Домашнее задание», учет пройденного учебного материала, мониторинг просмотра родителями электронного дневника учащегося).

Сегодня существует несколько электронных журналов успеваемости и электронных дневников учащегося. Наиболее известные – Дневник.ру, АВЕРС: Электронный классный журнал, АСУ «Виртуальная школа». Каждое из этого ПО создавалось с целью облегчения труда учителя, а также доступности и усиления контроля со стороны родителей по отношению к своим детям.

Конечно, развитие информационных технологий является безусловным плюсом для системы школьного образования в России. Однако ключевым в связи с введением электронного журнала и дневника явился вопрос о работе учителя с электронным журналом.

На сегодняшний день школьные учителя беспрекословно обязаны заполнять два журнала, бумажный и электронный. Но даже не это вызвало всеобщее учительское возмущение, а то, что у многих из них не оборудовано рабочее место для работы с электронным классным журналом, потому многие педагоги вынуждены заполнять во внеурочное время, часто – дома.

Порядок работы с электронным журналом

При соблюдении всех требований и полной организации автоматизированного рабочего места учителя заполнение электронного журнала полностью аналогично привычной каждому педагогу процедуре оформления обычного бумажного журнала. Для работы с электронным ресурсом каждому учителю школы создается учетная запись с индивидуальными логинами и паролями. Учителю важно не допустить распространения сведений о своей учетной записи, иначе учащиеся получат возможность попасть в журнал. Для учеников и родителей создаются свои учетные записи.

В начале нового учебного года каждый классный руководитель вносит список учеников своего класса в электронный журнал, заполняет определенные сведения, идентичные тем, которые в бумажном журнале находятся на последней странице – адрес проживания, сведения о родителях. В зависимости от программы, выбор которой зависит от региона и даже конкретной школы, полнота сведений об учащихся и родителях варьируется. Кстати, на следующий учебный год список учеников классному руководителю заполнять не придется – в конце года программа переведет их автоматически на новый учебный год. То есть список класса можно сформировать единожды, а потом по необходимости добавлять новых учеников.

Учитель должен внести календарно-тематическое планирование в электронную систему. Часто для этого требуется просто загрузить файл в формате Word или Excel. Далее каждый учитель школы заполняет электронный журнал каждый урок. Он вносит тему урока, отмечает в начале урока отсутствующих. В течение занятия во время опроса, работы учеников у доски учитель выставляет отметки непосредственно в электронный классный журнал. По окончании урока педагог обязан внести в электронный журнал домашнее задание.

Стоит сказать, что электронный журнал напрямую связан с электронным дневником учащегося, потому информация об оценках и домашних заданиях попадает туда автоматически. Это удобно, так как не тратится время на выставление оценок в дневники и практически исключается подмена оценок учениками.

За электронным классным журналом будущее, а бумажный со временем уйдет в прошлое. Только вот как долго учителям придется заполнять два вида журнала – пока неизвестно.

Классный журнал – это государственный документ. Его ведение регламентируется нормативными документами и входит в должностные обязанности классного руководителя и учителей - предметников. Школьный журнал рассчитан на один год. Администрация школы осуществляет контроль за правильностью ведения, заполнения и хранения журнала.

Инструкция

Запишите в разделе оглавление названия предметов с прописной буквы и в соответствии с порядком их следования в учебном плане . Укажите страницы - для этого пронумеруйте их в журнале. Учтите, что при нумерации правая и левая сторона разворота считается за одну. А на страницах, отведенных для предмета, запишите название со строчной буквы.

Укажите фамилию, имя и отчество преподавателя.

Запишите список учащихся в алфавитном порядке на левой стороне страницы. В верхних графах указывается месяц и даты. Если урок сдвоенный, то ставится две даты.

Указывайте дату, тему урока, домашнее задание на правой стороне страницы. В графе «тема урока» записывайте название контрольных, практических, лабораторных и самостоятельных работ.

Подсчитайте и запишите в конце учебного года на правой стороне страницы количество уроков по плану и фактически проведенных. Посчитайте и запишите отставание. Поставьте личную подпись.

Выставляйте оценки за устные и письменные ответы в тот день, когда проводилась работа. Выставление двух отметок в одну клетку допускается только по предметам русский язык и литература. Оценки при этом ставьте без дроби и запятой (43).

Выставляйте итоговые отметки за четверть или год в следующей клетке после записи даты последнего урока. Не допускайте при этом необъективности, ошибок, исправлений и разливных подчеркиваний и выделений.

Запись о том, что преподаватель заменял учителя, пишется в графе «тема урока». После записи темы урока запишите слово «замена» и поставьте подпись.

Исправляйте ошибки следующим образом: зачеркните неправильную отметку и в соседней клетке поставьте правильную. Неверную четвертную оценку также зачеркните, поставьте верную, при этом внизу страницы необходимо сделать запись: «Исправленному верить. Иванов Петр – пять (дата)». Директор должен поставить печать и подпись.

В конце года необходимо внимательно и аккуратно заполнить страницу «Годовые оценки», подсчитать пропуски дней, уроков за каждую четверть и за год.

Полезный совет

Учтите, что страницу «Листок здоровья» заполняет медицинский работник.

Источники:

  • Требования к заполнению школьного журнала

Классный журнал является одним из основных финансово-хозяйственных документов образовательного учреждения. Заполнять его могут только педагоги, привлекать к этому детей категорически запрещено. Каждому учителю-предметнику отводится определенное количество страниц. Оно зависит от количества уроков данного предмета в неделю. В большинстве школ школьники занимаются историей дважды в неделю, соответственно историку отводится 4 страницы.

Вам понадобится

  • - классный журнал;
  • - рабочая программа по истории.

Инструкция

Откройте на отведенной для вашего предмета странице. Перед собой вы увидите разворот. Левая страница отводится для списка учащихся, дат уроков и оценок. Список обычно заполняет классный руководитель, но может это сделать и учитель-предметник. Впишите фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке. Поставьте дату урока. Уроки истории редко бывают сдвоенными, но если расписанием предусмотрен подобный вариант, дату необходимо поставить дважды.

Все остальные ваши действия при заполнении левой страницы разворота будут точно такими же, как и у другого предметника. Отметьте отсутствующих учащихся. Если вы проводите опрос, сразу же проставьте оценки. Выставлять отметки задним числом не разрешается. Иногда учителя это делают, но подобное действие является нарушением внутреннего трудового распорядка. Если вы проводите тестирование или другую письменную работу, ставьте оценки под датой, когда проводилась контрольная. Это же касается и тематических проверок, зачетов и т. п.

Оценки за четверть, семестр или проставьте в столбике, расположенном после даты последнего урока в данном учебном . Годовая отметка вписывается в журнал после последней четвертной, а итоговая - после годовой. В некоторых школах гуманитарного профиля учащиеся средних классов сдают промежуточный экзамен . Эта отметка ставится после годовой, но перед итоговой. Результат государственной итоговой аттестации в впишите в журнал после итоговых оценок. Результат дается в баллах из протокола Государственной экспертной комиссии. Внизу напишите минимальное количество баллов, необходимых для получения положительной оценки. Этот показатель определяет Рособрнадзор. Историю выпускники сдают по выбору.

Правая страница разворота отводится для тем уроков. Но сначала напишите в отведенных для этого полях свою фамилию и название месяца. На каждом уроке записывайте тему. Название ее должно быть точно таким же, как в вашей рабочей программе по истории. Должно совпадать и количество часов. Изучение истории предполагает систематические экскурсии. История - предмет, при изучении которого много внимания уделяется региональным особенностям. Если вы изучаете тему,связанную с событиями в вашем регионе, не забудьте указать, что есть региональный компонент. Он отмечается аббревиатурой «РК».

После каждого урока заполняйте графу, предназначенную для домашнего задания. Записывайте его коротко, но понятно - номер параграфа, страницы, «выучить даты» или «отметить на контурной карте важнейшие битвы». Слова можно сокращать, но так, чтобы содержание задания было понятно.

Обратите внимание

В классный журнал не разрешается вносить исправления. Иногда приходится это делать. Но исправление должно быть заверено подписью учителя, а в выпускном классе - еще и школьной печатью.

Правильное ведение журнала крайне важно. В противном случае педагог рискует перепутать или потерять данные, которые окажутся необходимыми. Каждая пометка может стать важной в жизни будущего выпускника.

Внешнее оформление

При заполнении классного журнала важно вести все записи на русском языке пастой синего цвета. Рекомендуется в течение года использовать одну пасту, чтобы не было различий при постановке оценок, внесении изменений.

Все буквы и цифры проставляются аккуратно, разборчивым почерком, так как спустя несколько лет журнал может понадобиться для уточнения данных, либо по другой причине. Являясь государственным документом, классный журнал хранится пять лет после использования, затем его данные частично архивируются и хранятся до 25 лет.

Если в школе несколько классов соответствующего курса, то на его обложке проставляется полное наименование класса. Например, 3 «А», 3 «Б», 3 «В», а титульный лист содержит надпись образовательной организации, в соответствие с Уставом.
При заполнении таблиц факультативных и обычных занятий, расписание нет заглавных букв. Все с маленькой буквы.

Предметы и оценки

На каждой странице, где выставляются оценки за предмет, указывается не только наименование предмета, но и полностью фамилия, имя, отчество учителя, который ведет предмет. Естественно, там же вписываются фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке. Обязательно нужно предусмотреть страницы журнала под текущий учет успеваемости, посещаемости уроков.

Учитель-предметник должен вписывать тему каждого проведенного урока, домашнее задание, выставлять оценки, отмечать отсутствующих. Если кто-то из учеников выбыл, то классный руководитель делает пометку «выбыл». В случаях, когда ученик обучается на дому, ставится соответствующая запись тоже классным руководителем.

Классный руководитель обязан вести дневник здоровья учащихся, отмечать раз в полугодие секции и кружки, которые они посещают. В начале года проставляются данные о родителях каждого обучающегося – фамилия, имя, отчество и место работы вместе с контактными телефонами.

По окончании четверти, если в этом есть необходимость и полугодия (обязательно), выставляются итоговые оценки учителями-предметниками. В конце журнала классный руководитель выносит эти оценки.

Видео по теме



Поделиться