Изучение невербального общения личности. А напоследок – хорошее видео о том, чем испуганный оратор похож на сову

1.Введение

1.1ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ

Общение как особого рода деятельность - это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

СУБЪЕКТОМ общения выступают индивид, группа, целевая или массовая аудитория, все общество в целом. МОТИВЫ общения субъектов могут не совпадать в начальных стадиях обмена суждениями. Точно так же могут не совпадать и цели общения каждой из сторон деловых бесед (переговоров). Сближение мотивов и целей поведения партнеров - генеральное направление оптимизации всего процесса общения , главное условие и база достижения в итоге взаимопонимания и выработки конструктивных взаимоприемлемых результатов. В сближении позиций собеседников - глубокий внутренний смысл общения (проистекающего в форме беседы, совещания, диалога, переговоров, дискуссий и пр.). Деловое общение , сближая позиции собеседников, строит тем самым доброжелательные и честные отношения партнеров друг с другом и с обществом в целом.

ПОТРЕБНОСТЬ в общении возникает в проблемной ситуации, оказываясь в которой, человек ощущает недостаток собственных знаний (опыта, умения, навыков), чтобы разрешить противоречие. Он обращается к собеседнику, чтобы усвоить его опыт, воспользоваться его сове том, вместе подумать, как преодолеть общие препятствия. Такая ситуация возникает в сфере практической деятельности, а также в мире человеческих отношений.

ПРОГРАММА общения заранее вырабатывается каждым участником диалога, переговоров, делового совещания и пр. Однако в ходе общения все программы всех участников изменяются.

Совместная программа общения возникает как результат разно стороннего обсуждения точек зрения, мнений, оценок и пр. Общая программа, включая согласованные мнения сторон, служит далее основой сотрудничества, базой выработки взаимовыгодных отношений.

ПРОЦЕСС общения распадается на ряд действий, совершающихся попеременно.

“Вопрос - ответ”, “реплика - возражение”, “утверждение - отрицание” упорядочивают процесс общения , задают интуитивно принимаемый участниками общения ритм обмена мнениями, очередность вступления в беседу.

Диалог - универсальная форма общения , модель всего процесса общения . Он связывает все высказывания в единое пространство соразмышления, создает эмоциональное и интеллектуальное поле общения . При этом крайние (радикальные), взаимоотрицающие суждения создают полюсы напряжения, точки роста общей программы, взаимоприемлемых положений и тезисов.

Взаимосвязь высказываний - основное условие не только плодотворного процесса общения , но и самого его существования. Это, по сути, взаимозависимость партнеров общения от высказываний друг друга побуждает в ходе диалога мгновенно реагировать на возражение, корректировать ход собственных мыслей, ориентировать собеседника относительно собственных намерений (программы общения ), учитывать сиюминутное изменение общей программы и т. п.

Обратная связь, т. е. оперативный учет реакции собеседника и корректировка в связи с этим собственных действий, оптимизирует, постоянно совершенствует весь ход беседы.

Переход к действиям, связь с практическими действиями все время чувствуется в подтексте общения (готовность к действиям как итог процесса общения ).

ФУНКЦИИ общения многообразны - в соответствии с широким кругом практических задач, решаемых в ходе деловых переговоров, беседы, диалога и т. д. Обобщенная группировка функций допускает выделение трех их разновидностей.

Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).

Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которого уточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности. Эта функция постоянно поддерживает обратную связь высказываний собеседников. Взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ, постоянное ожидание реплики-ответа собеседника (т. е. стимулирование беседы) - в этих двух формах и реализуется обратная связь, регулирующая весь процесс общения .

Эмоционально-психическая функция проявляется как создание комплекса чувств и психических состояний каждого собеседника в ходе общения . Эмоции способны придать дополнительную значимость и вес самым обыденным словам. Каждый диалог, каждая беседа, воспринимаемые собеседниками как потребность “отвести душу”, выговориться и т.п., приводит в итоге к особому эмоциональному подъему (катарсису), т.е. к удовлетворенности общением . И напротив: негативные эмоции, возникающие в ходе беседы, способны “досрочно” оборвать деловой контакт.

Единство функций, одновременность их проявления в процессе общения активизирует все душевные (эмоциональные) и интеллектуальные силы собеседников, превращает общение в событие личной (а может быть, и не только личной) жизни людей. Не случайно так плодотворны диалогические формы общения в журналистике, педагогике, научно-исследовательской деятельности (“мозговой штурм”, например), в искусстве (театр), политике (дискуссия, дебаты).

РЕЗУЛЬТАТЫ общения не принадлежат только одному из собеседников - в них концентрируются взаимообусловленные побуждения участников диалога:

· сформировать общее сознание, включить его в индивидуальные сознания каждого из партнеров беседы;

· изменить поведение в соответствии с изменившимся сознанием;

· научиться по-новому реагировать на новые обстоятельства;

· усвоить новую информацию, новые знания и на этой основе выработать соответствующие качества характера, новые приемы общения , межличностных отношений.

СРЕДСТВА ЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ соединяют людей в процессе непосредственного обмена мнениями, идеями, различного рода текущей информацией. Здесь на ход беседы влияют такие очевидные факторы, как эмоциональное состояние собеседников, обстановка (интерьер) общения , активное участие каждой стороны в диалоге.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ протекает в диалогической форме путем поочередного высказывания суждений, сообщений, оценок и т. д. В неофициальной обстановке эта форма общения носит эмоциональный характер, служит поддержанию дружеских отношений, выработке еди ных взглядов и укреплению взаимопонимания. В рамках служебных отношений межличностное общение выступает средством реализации управленческо-распорядительских отношений (начальник - подчиненный, руководитель отдела - служащий, шеф - чиновник, строевой командир - адъютант и т. д.). Этот тип межличностных отношений регулируется специальными правилами и нормативными актами (например, знаменитая Табель о рангах, введенная Петром 1 в 1722 году).

ВНЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ, т. е. в рамках различных форм межличностного общения , по данным зарубежных специалистов, принимается 67 процентов деловых решений. Имеются в виду контакты деловых людей:

· на спортивной площадке;

· за ломберным столиком;

· на собачьей площадке;

· во время командировки (в путевых встречах и беседах);

· на неофициальных приемах;

· в гостях (на вечеринках);

· во время обеденного перерыва, за столиком кафе

(См.: Time, 1991, N 37, р. 17).

1.2.Вербальные и НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его ре­чи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступ­ность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), мо­дуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении яв­ляется плавная, спокойная, размеренная манера речи

Характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыка­нье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель;

Нулевые звуки - паузы;

Звуки назализации-«хм-хм», «э-э-э» и др.

Невербальные средства общения

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций)относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными яляются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Психодиагностика - и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного психического состояния или процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, и требуют особой работы с диагностическими показателями: сравнения профилей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов, - непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии - с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом - не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений. Если, например, предполагается, что деятельность людей существенно отличается по мотивам, то должны быть найдены методы, выявляющие различные мотивы у разных людей.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дисциплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем самым составной ее частью, - это дифференциальная психометрика, наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы; этому разделу общей психодиагностики посвящена будет отдельная лекция.

Третье основание психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Так, например, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость - способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной выделена практикой - если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Научная психология пытается выразить эти качества через систему понятий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, профессиональная эффективность и т. д., выражаются через систему базисных психологических понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки.

Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания:

1/ предметной областью психологии, изучающей данные явления,

2/ психометрикой - наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных,

3/ практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация достаточно сложных устройств в реальных, «полевых» условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый клинический, да и житейский, опыт. Помимо этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами.

Например, если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследования превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нормами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный характер, то соотнесение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност должен не только знать - он должен выяснить, как воспринимает ситуацию обследуемый. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.

1. Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников (например, тест 16РР Р. Кеттелла, СМИЛ и др.).

2. Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности - перцептивные, моторные.

3. Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, - это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:

объективные тесты;

стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: тесты-опросники; открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ, шкальные техники и др.

проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор ответов).

Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6. Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны?) Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя целый ряд психологических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например: «сильный - слабый»). Обычно используются трех-, пяти- и семиточечные шкалы.

Индивидуально-ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве «стимула», при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техники часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных техник предполагает, как правило, применение контент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта.

Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

4. Четвертое. Различные методические приемы, на основе которых строятся те - или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат обследования.

Аппаратурные методики и объективные психологические тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста и его опытности как психолога на результаты обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизованных самоотчетов - многие опросники и шкальные техники. Можно сказать, что в этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики; сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может выполняться с помощью лаборанта-непсихолога или по компьютерной программе.

Диагностические техники, напротив, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, максимальным влиянием его опытности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты обследования. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр. Не менее явным оказывается влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения, выносимого на основе беседы с клиентом психологической консультации. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может, как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить эту информацию и ее смысл.

Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками.

Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического заключения не свободны от влияния личности диагноста. Не менее значимым является это влияние и при необходимости кодирования результатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание психодиагноотом атмосферы, раскрывающей способности испытуемого к воображению, творчеству.

Каждый из нас при общении использует вербальное и невербальное поведение. Мы передаем информацию не только с помощью речи, но и с помощью самых разных средств. В этой статье мы подробно рассмотрим вербальное и невербальное поведение. Вы узнаете много интересных фактов об общении, а также получите ряд ценных советов.

Вербальное поведение

Вербальное поведение предполагает общение с помощью слов. С раннего детства нас учат излагать свои мысли логически, поэтому у взрослого человека обычно не возникает проблем с их выражением. Витиеватость речи и красноречие приобретаются с опытом. Однако лишь 7 % того, что мы говорим, воспринимается другими через смысл, который заключен в словах. Остальная часть - через невербальные реакции и интонацию. В деловом общении, как это ни странно, наиболее важным фактором считается умение слушать, а не говорить. К сожалению, не многие из нас научились внимательно относиться к тому, что говорит собеседник.

Выслушивание эмоций и фактов - это выслушивание сообщения в полной мере. Поступая так, человек увеличивает вероятность того, что информация, доносимая до него, будет понята. Кроме того, этим он показывает, что уважительно относится к сообщению, передаваемому говорящим.

Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом

Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.

  1. Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
  2. Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
  3. Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
  4. Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
  5. Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
  6. Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
  7. Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
  8. Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
  9. Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
  10. И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.

Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому. Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия. Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди.

Невербальный язык

Следует отметить, что это понятие предполагает не только контроль своего поведения, умение интерпретировать мимику и жесты партнера, но и зону личной территории человека, ее психическую сущность. Кроме того, в это понятие включаются национальные особенности поведения собеседников, их взаимное расположение в процессе коммуникации, умение партнеров дешифровать значение использования таких вспомогательных средств, как сигареты, очки, губная помада, зонтик, зеркальце и др.

Невербальное поведение

Думая об общении, мы имеем в виду в первую очередь язык. Однако он является только частью средств коммуникации, причем, возможно, не главной в таком процессе, как общение. Невербальное поведение зачастую играет даже большую роль. Мы используем при общении множество способов, чтобы передать свои чувства, мысли, стремления и желания окружающим людям. Такие средства коммуникации именуются невербальными. Это означает, что слова или предложения не используются в них. Общение, рассматриваемое в широком смысле, происходит не только вербально.

Невербальные каналы коммуникации

Их можно разделить на две категории. Первая - это невербальное поведение, а вторая - характеристики, не относящиеся к нему.

Поведение "невербальное" включает в себя все виды поведения (кроме произнесения слов), имеющие место в процессе общения. К нему относятся:

  • поза, ориентация и наклон тела;
  • жесты и движения ног;
  • высота, тон голоса и иные его вокальные характеристики, интонация и паузы, скорость речи;
  • прикосновения;
  • дистанция при общении;
  • взгляд, а также визуальное внимание.

Таким образом, невербальное поведение включает в себя как то, что обычно ассоциируется у нас с активным самовыражением, так и то, что относится к более трудноуловимым и менее ярким проявлениям.

Что касается неповеденческой она охватывает множество сигналов и источников сообщений, которые нельзя вывести непосредственно из поведения. Интересно, что на межличностное общение оказывают влияние такие мелочи, как использование типа одежды, времени, архитектурных сооружений, где мы работаем и живем, косметические поправки, вносимые нами в свою внешность. Все это определяется как скрытые Подобные неповеденческие моменты в процессе общения передают информацию собеседнику наряду с невербальным поведением и языком. Вербальное и невербальное общение при восприятии нами человека составляют единое целое.

Невербальное поведение - это в психологии достаточно сложная и глубокая тема. Однако некоторые моменты вовсе не сложно запомнить и учитывать в повседневной жизни. Ниже представлены некоторые особенности невербального поведения, умение интерпретировать которые очень важно для

Жесты и позы

Движения тела и рук передают множество сведений о человеке. В частности, в них проявляются непосредственные эмоциональные реакции индивида и состояние его организма. Они позволяют собеседнику судить о том, каким темпераментом обладает человек, какие у него реакции (сильные или слабые, инертные или подвижные, замедленные или быстрые). Кроме того, движения тела и различные позы отражают множество черт характера, степень уверенности человека в себе, порывистость или осторожность, раскованность или зажатость. Социальный статус индивида также проявляется в них.

Такие выражения или "стоять на полусогнутых" - это не просто описания поз. Они определяют, в каком психологическом состоянии находится индивид. Также нужно отметить, что жесты и поза - невербальное поведение человека, в котором проявляются усвоенные индивидом культурные нормы. К примеру, если мужчина воспитан, он не станет разговаривать сидя, если его собеседником является женщина и она стоит. Это правило действует вне зависимости от того, как мужчина оценивает личные достоинства данной женщины.

Знаки, которые передаются телом, очень важны при первой встрече, так как аспекты личности характера собеседника проявляются не сразу. Например, если вы устраиваетесь на работу, во время собеседования следует сидеть прямо. Этим вы продемонстрируете свою заинтересованность. Также следует смотреть собеседнику в глаза, но не чересчур настойчиво.

Как агрессивное положение тела расценивается следующее: человек находится в напряжении, он готов к движению. Тело такого человека подано несколько вперед, как будто он готовится к броску. Данная поза будто сигнализирует о том, что с его стороны возможна агрессия.

Очень большую роль в общении играют жесты. Привлекая внимание, можно призывно махать рукой. Можно сделать отмахивающийся раздражительный жест, покрутить рукой у виска. Аплодисменты означают благодарность или приветствие. Один или два хлопка в ладоши - это способ привлечь внимание. Интересно, что хлопки использовались для привлечения внимания богов в целом ряде языческих религий (перед жертвоприношением или молитвой). Собственно, современные аплодисменты пошли именно оттуда. Арсенал значений, которые передавались и передаются хлопками в ладони, очень широк. Это и понятно, ведь данный жест является одним из немногих, которые производят звук, причем достаточно громкий.

Мимика

Мимика - это невербальное поведение личности, заключающееся в использовании человеком своего лица. Мы способны выделять и интерпретировать самые тонкие движения лицевых мышц. Знаковые функции имеют положение или движения различных деталей лица. К примеру, брови мы приподнимаем в удивлении, страхе, гневе или приветствии. Известно, что еще Аристотель занимался физиогномикой.

Мимика у животных и первобытных людей

Следует отметить, что не только у человека, но и у высших животных присутствует мимика как невербальное коммуникативное поведение. Гримасы человекообразных обезьян хотя и бывают похожи на человеческие, однако зачастую выражают другие смыслы. В частности, оскал, который люди могли бы принять за улыбку, выражает угрозу у обезьян. Животное поднимает десны, чтобы продемонстрировать свои клыки. Многие млекопитающие (волки, тигры, собаки и др.) поступают точно так же.

Кстати, этот знак угрозы, по всей видимости, когда-то был свойствен и человеку. Это подтверждает то, что оскал у ряда первобытных народов является не только улыбкой, но также и знаком ожесточения или угрозы. Для данных народов клыки подсознательно все еще служат боевым оружием. Кстати, и в современной культуре сохранилась память об этом значении такой гримасы: существует фразеологизм "показать зубы", значение которого - "продемонстрировать угрозу или сопротивление".

Сигналы, посылаемые глазами

Сигналы, посылаемые глазами, тоже относятся к мимике. Известно, что женщины стреляют глазками, кокетничая. Можно сказать "да", моргнув ресницами. Открытый, прямой взгляд в глаза собеседника считается признаком свободного и сильного человека. Этот взгляд имеет свои биологические корни. У первобытных народов, а также в животном мире он часто является вызовом. Гориллы, к примеру, терпят возле себя людей, однако человек при этом не должен глядеть в глаза вожаку, так как последний расценит это как посягательство на его лидерство в стаде. Известны случаи, когда телеоператор подвергался нападению самца гориллы, так как животное подумало, что блеснувший объектив камеры - это вызов, прямой взгляд в глаза. И в наши дни в человеческом обществе такое невербальное поведение считается смелым. Известно, что когда люди не уверены в себе, когда они робеют, они отводят глаза.

Тактильная коммуникация

К ней относятся похлопывания, прикосновения и т. п. Использование таких элементов коммуникации свидетельствует о статусе, о взаимных отношениях, а также о степени дружбы между собеседниками. Взаимоотношения между близкими людьми выражаются в поглаживаниях, объятиях, поцелуях. Отношения между товарищами часто предполагают похлопывания по плечу, рукопожатия. Подростки, подобно детенышам животных, порой имитируют потасовки. Так они борются за лидерство в игровой форме. Подобные отношения между подростками выражаются в пинках, тычках или захватах.

Следует отметить, что знаки, которые передают невербальные средства коммуникации (прикосновения, поза, мимика и др.) являются не такими однозначными, как слова, которые мы произносим. Чаще всего они интерпретируются с учетом ситуации, то есть тех условий, в которых наблюдаются.

Одежда как способ невербальной коммуникации

В общении между людьми известны и некоторые другие способы невербальной коммуникации. Например, к ним относятся украшения и одежда. Допустим, если сотрудник пришел на работу в нарядной одежде, мы можем предположить по этому знаку, что сегодня у него день рождения или ему предстоит важная встреча. Использование одежды в качестве средства сообщения часто практикуется в политике. К примеру, кепка Лужкова, бывшего мэра Москвы, сообщала о том, что он мэр "из народа", мэр-"работяга".

Таким образом, невербальное поведение личности в психологии можно рассматривать во множестве аспектов. Это явление представляет интерес не только для ученых, но и для обычных людей. Неудивительно, ведь культура невербального поведения, как и культура речи, используется в повседневной жизни. Умение правильно интерпретировать слова и жесты пригодится каждому. Глубокое понимание смысла вербального/невербального поведения людей способствует эффективному общению.

Вербальные и невербальные методики.

3) Основной методический принцип:

§ Объективные тесты (есть правильный ответ)

§ Стандартизованные самоотчеты:

§ Проективные техники

Проективные методы объединяют три общих положения:

неопределенность стимуляции

отсутствие ограничений в выборе ответов

отсутствие оценок ответов как правильные и неправильные

§ Диалогические или интерактивные техники (беседы, интервью, игры)

§ Аппаратурные методики (психофизиология).

5. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед:

Анамнез (лат . по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц .

Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы .

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность . Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу , представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми . Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Гуманистическая психология

Применение любых методов предполагает опору на личный опыт человека. Большое внимание уделяется самоотчетам испытуемых , что позволяет учесть особенности индивидуального восприятия себя. Все остальные (традиционные методы) должны дополнять субъективные. Причем изучение личности нужно начинать с наблюдения и проективных методик , а затем использовать опросники, эксперимент, тесты и т.д. При исследовании психологических и социально-психологических характеристик личности, выступающих условием готовности к диалогу, используются методики изучения способности к эмпатии и взаимопониманию.

Психоанализ

Ведущий метод в психоанализе – свободное ассоциирование (метод свободных ассоциаций). В его основе лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном человека. Возникшие ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств личности.

Еще один метод изучения личности толкование сновидений . Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой символики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

Другой способ – толкование символов , которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными словами или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого понимания личности.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.



Поделиться